ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Свободный танец как культурно-историческая практика импровизации

Свободный танец как культурно-историческая практика импровизации

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.11.2020

Принята к публикации: 18.12.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: танцевальные практики; импровизация; спонтанность; выразительное движение; смысловые установки; символические движения; поза; живое движение

Страницы: 175-192

DOI: 10.11621/npj.2021.0114

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Айламазьян А.М. Свободный танец как культурно-историческая практика импровизации. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.175-192. doi: 10.11621/npj.2021.0114

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Айламазьян Аида Меликовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность исследования. Пластические, выразительные аспекты поведения человека остаются малоисследованными в психологии. Обращение к импровизационным практикам обусловлено тем, что в них в наиболее яркой форме представлен момент рождения выразительного движения.

Цель исследования: анализ импровизационного танцевального действия, выявление условий его порождения. Выдвинуты гипотезы о формировании целостной личностной установки как готовности к совершению выразительного движения в ситуации музыкально-двигательной импровизации и о том, что принципы организации движения в практике свободного танца направлены на формирование установки, позволяющей выслушивать рождающиеся спонтанные, непроизвольные побуждения к движению, изменения тонуса и дыхания.

Проведение и методы исследования. Работа представляет собой теоретико-психологический анализ практики импровизационного танца. Методологический и теоретический аппарат культурно-исторической психологии и теории деятельности, концепции построения движения Н.А. Бернштейна используются для осуществления реконструкции условий порождения выразительных движений в ситуации музыкально-двигательной импровизации.

Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что принципы организации движения, технические аспекты практики направлены на увеличение степеней свободы движения. Это позволяет усилить чувствительность к спонтанным реакциям и побуждениям, а также расширить ориентировку в ситуации музыкально-двигательной импровизации. При этом обеспечивается осмысленность движений и целостное включение личности в импровизацию.

Выводы. Наряду с практиками структурированных танцев или репродуктивных подходов к овладению выразительным движением, существуют и культурно-исторические практики импровизационных танцев. В ходе анализа данных практик выделяются психологические условия и особенности организации движения, позволяющие порождать самостоятельные действия, находить и опробовать новые цели, пластические формы. Порождение спонтанных движений и музыкально-пластическая импровизация возможны вследствие настройки всей личности человека. Открытость как установка личности имеет как свой смысловой компонент, так и моторный.

Литература

Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и “zone of proximal development”: есть ли разница? // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 23-36. doi: 10.17759/chp.2017130102.

Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология / под ред В.В. Давыдова. — Москва: Педагогика, 1999. С. 336-354.

Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 72-86. doi: 10.17759/chp.2020160408 

Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 1. С. 67-77.

Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурноисторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 89-99. doi: 10.17759/chp.2019150409. 

Конокотин А.В. Включение детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в совместное решение учебных задач (на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 79-88. doi: 10.17759/chp.2019150408.

Корепанова И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 74-83.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1. С. 140-152. doi: 10.17759/срр.2019270Ю9.

Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья [Электронный ресурс]// Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 32: [сайт]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/options-for-the-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-a-disability-(flaTaобращения 20.12.2020).

Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 3. С. 5-14. doi: 10.17759/chp.2020160302.

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 99-104. doi: 10.17759/chp.2019150212.

Токарская Л.В., Лаврова М.А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 86-92. doi: 10.17759/chp.2018140209

Хедегаард М., Либерт Н. Разработка методики для диагностики социальной ситуации развития дошкольников: от способностей к деятельности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 2. С. 25-32. doi: 10.17759/chp.2020160204. 

Шматкова И.В. Взаимосвязь эмоционального благополучия детей раннего возраста и материнской позиции : дисс. ... канд. психол. наук. — Минск, 2014.

Ainsworth M.D. (1989). Attachment beyond infancy. Amer. Psychology, 44,709-716. doi: 10.1037/0003-066X.44.4.709 Bennetts S.K. et al. (2017). Mothers’ experiences of parent-reported and video-recorded observational assessments // Journal of Child and Family Studies, 26 (12), 3312-3326. doi:10.1007/sl0826-017-0826-l

Cheng N., Lu S., Archer M., Wang Z. (2018). Quality of Maternal Parenting of 9-Month-Old Infants Predicts Executive Function Performance at 2 and 3 Years of Age. Frontiers in Psychology,8,2293. doi:10.3389/fpsyg.2017.02293

Clark R., Tluczek A., Moore E.C., Evenson A.L. (2019). Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In Rebecca DelCarmen-Wiggins and Alice S. Carter (Eds.). The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment,2nd Edition, (pp. 29-50). doi:10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2 

Feniger-Schaal R., Joels T. (2018). Attachment quality of children with ID and its link to maternal sensitivity and structuring. Research in developmental disabilities,76, 56-64. doi:10.1016/j.ridd.2018.03.004

Green J. et al. (2017). Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 58(12), 1330-1340. doi:10.1111/jcpp.l2728 

Guralnick M.J. (2017). Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities : An Update. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities,30, 211-229. doi:10.1111/jar.l2233

Huang Q., Sun J., Tang Y. (2021). Chinese Parents’ Scaffolding and Children’s Initiative in Mother-Child and Father-Child Interactions across Different Types of Problem-solving Activities. Early Education and Development,32, 249-271. doi:10.1080/104092 89.2020.1752591

Hughes C., Lindberg A., Devine R.T. (2018). Autonomy support in toddlerhood: Similarities and contrasts between mothers and fathers. Journal of Family Psychology,32 (7), 915. doi:10.1037/fam0000450

Jess M., Hastings R. P., Totsika V. (2017). The construct of maternal positivity in mothers of children with intellectual disability. Journal of Intellectual Disability Research,61 (10), 928-938. doi: 10.1111/jir.l2402

Kaale A. et al. (2018). Early interaction in autism spectrum disorder: Mother s’ and children’s behaviours during joint engagement. Child: care, health and development,44 (2), 312-318. doi: 10.1111/cch.l2532

Meins E., Bureau J.F., Fernyhough C. (2018). Mother-child attachment from infancy to the preschool years: Predicting security and stability. Child Development,89 (3), 1022-1038. doi: 10.1111/cdev.l2778

Munich Functional Developmental Diagnosis for the First, Second and Third Year of Life(1995). Kerala : Jeevan prakash Child Centre, 332 p.

Nelson J.A. et al. (2019). Relations between characteristics of collaborative and oppositional mother-child conflict. Parenting,19 (3), 203-216. doi:10.1080/15295192.2019.1615794

Norona A.N., Baker B.L. (2017). The effects of early positive parenting and developmental delay status on child emotion dysregulation. Journal of Intellectual Disability Research,61 (2), 130-143. doi:10.1111/jir.l2287

Shai D., Meins Е. (2018). Parental embodied mentalizing and its relation to mind-mindedness, sensitivity, and attachment security. Infancy, 23 (6), 857-872. doi:10.1111/infa.l2244

Sun J., Tang Y. (2017). Maternal scaffolding strategies and early development of self-regulation in Chinese pre-schoolers. Early Child Development and Care, Advance online publication, 1-13. doi:10.1080/ 03004430.2017.1395874.

Urbain-Gauthier N., Wendland J. (2017). Mother-child interactions in young children with excessive physical aggression and in typically developing young children. Clinical child psychology and psychiatry22 (3), 467-482. doi:10.1177/1359104517698009 

Vilaseca R., Rivero, M., et al. (2019). Demographic and parental factors associated with developmental outcomes in children with intellectual disabilities. Frontiers in psychology, 10, 872. doi:10.3389/fpsyg.2019.00872

Warner G.J., Lensing J.N., Fay D. (2017). Personal initiative: Developmental predictors and positive outcomes from childhood to early adolescence. Journal of Applied Developmental Psychology, 52,114-125. doi:10.1016/j.appdev.2017.06.004 

Wong K.K.Y., Esposito G. (2019). The unexpected for the expecting parent: Effects of disruptive early interactions on mother-infant Relationship. Parenting, 19(1-2), 124-129. doi:10.1080/15295192.2019.1556015

Zainiddinov H., Habibov N. (2019). Factors shaping mother-child interaction in post-Soviet countries of Eastern Europe and Central Asia. Early Child Development and Care. doi:10.1080/03004430.2019.1572133

Zeegers M.A.J. et al. (2017). Mind matters: A meta-analysis on parental mentalization and sensitivity as predictors of infant-parent attachment. Psychological bulletin, 143 (12), 1245. doi:10.1037/bul0000114

Zeegers M.A., Colonnesi C., Stams G.J.J., Meins E. (2019). Evaluating mindful with your baby/toddler: Observational changes in maternal sensitivity, acceptance, mind-mindedness, and dyadic synchrony. Frontiers in psychology, 10, 753. doi:10.3389/ fpsyg.2019.00753

Для цитирования статьи:

Айламазьян А.М.Свободный танец как культурно-историческая практика импровизации. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.175-192. doi: 10.11621/npj.2021.0114

Скопировано в буфер обмена

Скопировать