ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Представления старости в детском возрасте

Представления старости в детском возрасте

Скачать в формате PDF

Поступила: 08.07.2020

Принята к публикации: 12.08.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: образ старости; родители и прародители; дошкольники; диалог поколений; образ пожилого человека; бабушки и дедушки

Страницы: 160-174

DOI: 10.11621/npj.2021.0113

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Наумова В. А., Глозман Ж.М. Представления старости в детском возрасте. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.160-174. doi: 10.11621/npj.2021.0113

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Наумова Валентина Александровна Петропавловск-Камчатский университет имени В. Беринга

Глозман Жанна Марковна

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность исследования определена ограниченностью и порой противоречивостью исследований взглядов дошкольников по поводу пожилых людей. Стереотипы, предубеждения и дискриминация в отношении этой категории людей могут проявляться у детей в раннем возрасте. Однако природа формирования и факторы, влияющие на это явление, недостаточно известны.

Целью исследования стало изучение особенностей образа старого человека в детской выборке в зависимости от возможности/невозможности общения со своими бабушками и дедушками. Гипотеза исследования: дошкольники с дефицитом общения со старшим поколением будут демонстрировать нейтральный образ старого человека, а в конструкторе образа детей с достаточным уровнем общения с прародителями будет выражено присутствие эмоциональной составляющей.

Описание хода исследования. В исследовании участвовали 67 детско-родительских диад: 67 дошкольников в возрасте от 5 до 6,8 лет (56,7% девочек и 43,3% мальчиков); 67 родителей (85,1% матерей и 14,9% отцов) в возрасте от 23 до 59. В качестве методов исследования для изучения представлений (образа) старого человека в детской выборке применялся проективный метод рисуночного теста, в родительской выборке — метод «Направленного ассоциативного эксперимента» и анкетирование. Анкета включала вопросы, направленные на изучение взаимоотношений прародителей с ребенком и мнения родителей по поводу проблемы и участия/ неучастия бабушек/дедушек в воспитании внуков.

Результаты исследования. В детской выборке образ старого человека скорее стереотипно нейтральный, но, в то же время, имеет определенную специфику. Было показано значение качества общения ребенка с бабушками и/или дедушками, которое детерминирует эмоциональную окраску восприятия формирующегося образа стариков и старости в целом. Для детей с опытом «дефицита общения» с прародителями образ старого человека персонализирован с «чужими» или «ничьими стариками». В родительской выборке представленные ассоциации демонстрируют взгляд на «отрицательный и положительный» образ старого человека через призму сохранения/несохранения жизненной компетенции, функционального благополучия, динамической системы здоровье/болезнь. Нейтральный образ респондентами репрезентируется как вариант вхождения в новый статус пенсионера и прародителя. Взаимовлияний между родительскими и детскими взглядами не было обнаружено.

Выводы. Ребенок дошкольного возраста может демонстрировать свой собственный уникальный взгляд на старого человека, совсем не тождественный взглядам родителей и окружающих, а также социальным стереотипам. Опыт конструктивного взаимоотношения прародителей и внуков может послужить надежной основой конструирования маленькими детьми позитивного образа старого человека и старости в целом. Перспективой дальнейшего исследования может стать изучение проблемы психологической культуры и готовности пожилого человека к диалогу с ребенком; проблемы организации эффективных программ «объединения старых и малых», взаимообогащающих диалог поколений.

Литература

Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития психологии личности в период поздней зрелости // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 86-99.

Белостоцкая Д.И., Зинченко В.П. Восприятие художественного текста пожилыми людьми и дошкольниками: согласование смыслов // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 8. № 3. С. 49-59.

Бельцова И.А. Концепция «Успешное старение» как нормативный конструкт в формировании позитивного образа старости в демократическом обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. С. 283-288.

Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений / пер. с англ. А.А. Ипатовой // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 46-58. doi: 10.14515/monitoring.2016.2.03 

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство. Москва: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. Вовк Е. Старики в семье: особенности межпоколенческого взаимодействия. [Электронный ресурс] // Журнальный зал : [сайт]. URL: https://magazines.gorkymedia/oz/2005/3/stariki-v-seme-osobennosti-mezhpokolencheskogo-vzaimodejstviy....html

Глозман Ж.М., Наумова В.А. Жизненный опыт как потенциал успешного старения // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 3. С. 25-51. doi: 10.21702/ rpj.2018.3.2

Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003.

Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология. Москва: ИНФРА-М, 2004.

Ермолаева М.В. Опосредствование в диалоге через поколение между детьми и пожилыми людьми // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 8. № 2. С. 55-59.

Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон, науч. журн. 2017. Т. 9. № 2 (43). С. 10 : [сайт]. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_2_43/nomer04.php — (дата обращения 01.05. 2020).

Запуниди А.А. Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке // Национальный психологический журнал. — 2013. — № 1 (9). — С. 121-126. doi: 2079-6617/2013.0116

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. Санкт-Петербург : Речь, 2006.

Краснова О.В. Эйджизм в работе с пожилыми людьми // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. Москва: ACADEMA, 2003. С. 354-362.

Крутько В.Н., Донцов В.И., Мамиконова О.А., Пырву В.В., Розенблит С.И. Диагностика старения и биологический возраст в медицине антистарения // Медицинские новости. 2015. № 2. С. 25-31.

Кудрина Е.Л. Активация творческого потенциала пожилых людей в новых социально-культурных реалиях развития России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (8). С. 32-38 .

Лебедева Л.Д. Проективная методика «Рисунок семьи в образе цветов» в психологическом консультировании // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 133-137.

Мищиха Л.П. Психологический антиэджинг: от гомеостаза к пассионарности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 5. С. 190-192.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. Москва: Педагогика, 1981. Полуянова И.Е. Медицина антистарения в санаториях Беларуси // Медицинские новости. 2017. № 7. С. 80-84.

Поставнев В.М. Феноменология личности пожилых людей творческих профессий // Развитие личности. 2009. № 2. С. 100-115.

Серкин В.П. Решение задачи о случайности/неслучайности количества групповых ассоциаций // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 22-31.

Соловьева Ю.Н., Бойко А.В. Концепция геронтомаркетенга и его инструментарий в виртуальной среде // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013 № 5 (83). С. 87-88.

Стрижицкая О.Ю. К вопросу об эмпирическом исследовании геротрансцендентности. [Электронный ресурс] // Мир Науки: научный интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 6 : [сайт]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/llPSMN617.pdf (дата обращения 30.05. 2020).

ArmstrongВ., Gallant, S.N., Li L., Patel К., & Wong B.I. (2017). Stereotype threat effects on older adults’ episodic and working memory: a meta-analysis. Gerontologist,57,193-205. doi:10.1093/geront/gnxl70

Babcock R.E., MaloneBeach E.E., Hannighofer J., & Woodworth-Hou B. (2016). Development of a childrens IAT to measure bias against the elderly. J. Intergener. Relatsh,14,167-178. doi: 10.1080/15350770.2016.1195245

Biggs S., Carstensen L., & Hogan P. (2012). Social Capital, Lifelong Learning and Social Innovation. Global Population Ageing: Peril or Promise?Geneva World Economic Forum, 39-41. Retrieved from: https://demographic-challenge.com/files/downloads/6c59e8722eec82f7ffa0fll58d0f4e59/ageingbook_010612.pdf (accessed 20.07.2020).

Butler R.N. (1969). Age-ism: another form of bigotry. Gerontologist,9(4), 243-246. doi: 10.1093/geront/9.4_Part_1.243 

Coudin G. (2010). Help me! I’m old’: How negative aging stereotypes create dependency among older adults. Aging and Mental Health, 5 (14), 516-523. doi: 10.1080/13607861003713182

Davidson D., Luo Z., & Fulton, B.R. (2008). Stereotyped views of older adults in Children from the People’s Republic of China and from the United States. J. Intergener. Relatsh,5, 7-24. doi: 10.1300/J194v05n04_02

Degner J., & Dalege, J. (2013). The apple does not fall far from the tree, or does it? A meta-analysis of parent-child similarity in intergroup attitudes. Psychol Bull139,1270-1304. doi: 10.1037/a0031436

Fernandez-Ballesteros R., & Diez-Nicolas J. (2008). Active aging. Mandatory retirement and a barrier. Releasing the Potentials of Senior Scholars and Scientists Emerging Productivity in a New Era.H.A. Becker & J.F. Schroots (Eds.). Amsterdam: ERGO, European Research Institute on Health and Aging, 81-109.

Fiske S.T., Cuddy A.J.C., Glick P, & Xu, J. (2002). A model of (often mixed) stereotype content: Competence and warmth respectively follow from perceived status and competition. Journal of Personality and Social Psychology,82 (6), 878-902. doi: 10.1037/0022-3514.82.6.878

Flamion A., Missotten R, Jennotte L., Hody N., & Adam S. (2020). Old Age-Related Stereotypes of Preschool Children. Front. Psychol11:807. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00807

Gilbert, C.N., & Ricketts, K.G. (2008). Children’s attituds toward older adults and aging: a synthesis of research. Educ. Gerontol34, 570-586. doi: 10.1080/03601270801900420

Glozman J.M., Naumova V.A. (2014). Art-therapy as a method for mobilizing personal resources in elderly. Psychology in Russia: State of the art,3, 82-91 doi: 10.11621/pir.2014.0307

Goldman, R.J., & Goldman, J.D.G. (1981). How children view old people and ageing: a developmental study of children in four countries. Aust. J. Psychol,33, 405-418. doi: 10.1080/00049538108254708

Johnson J. (1999). Ageism: Concept and Definition. In J. Johnson, B. Bytheway. Aging and Later Life,London: Sage Publications, 200-206.

Levy B.R. (2009). Stereotype embodiment: a psychosocial approach to aging. Current Directions in Psychological Science,18, 332-336. doi: 10.1111/j.l467-8721.2009.01662.x

Lineweaver T.T., Roy A., & Horth M. (2017). Children’s stereotypes of older adults: evaluating contributions of cognitive development and social learning. Educ. Gerontol43, 300-312. doi: 10.1080/03601277.2017.1296296

Lynott P.P., & Merola P.R. (2007). Improving the attitudes of 4th graders toward older people through a multidimensional intergenerational program. Educ. Gerontol, 33, 63-74. doi: 10.1080/03601270600864041

Naumova V., & Glozman J. (2019). Art therapy and successful aging. In Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019,Moscow: Moscow University Press. 1214-1215.

Olshansky S.J., Beard J., & Borsch-Supan A. (2012). The Longevity Dividend: Health as an Investment. Global Population Ageing: Peril or Promise?Geneva: World Economic Forum, 57-60.

Vauclair C.M., Rodrigues R.B., Marques S., Esteves C.S., Cunha E, & Gerardo F. (2018). Doddering but deareven in the eyes of young children? Age stereotyping and prejudice in childhood and adolescence.Int. J. Psychol, 53, 63-70. doi: 10.1002/ijop.l2430

Для цитирования статьи:

Наумова В. А., Глозман Ж.М.Представления старости в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.160-174. doi: 10.11621/npj.2021.0113

Скопировано в буфер обмена

Скопировать