ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19

Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.11.2020

Принята к публикации: 05.12.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: пандемия COVID-19; информирование населения; медико-санитарный дискурс; восприятие медико-санитарных предписаний детьми и подростками

Страницы: 103-114

DOI: 10.11621/npj.2021.0109

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Бурлакова Н.С. Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.103-114. doi: 10.11621/npj.2021.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Бурлакова Наталья Семеновна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Современная ситуация пандемии COVID-19породила новые вызовы для общества, вызвала ряд сопряженных с ней кризисных ситуаций, касающихся как взрослых, так и детей, требующих незамедлительных клинико-психологических разработок. Психологические данные о детях и подростках в связи с пандемией крайне малочисленны.

Цель статьи: анализ реакций различных возрастных слоев населения с акцентом на детско-подростковой группе на вводимые меры предотвращения распространения COVID-19 с последующим выделением направлений клинико-психологических разработок соответствующих медико-санитарных дискурсов.

Результаты. Выявлено, что недостаточно эффективные восприятие и исполнение соответствующих предписаний населением связано со слабой клинико-психологической проработкой соответствующих медико-санитарных дискурсов. Показано, что требуется дальнейший анализ и разработка конструктивного клинико-психологического подхода к информированию различных возрастных групп населения и дополнение соответствующих медико-санитарных дискурсов конструктивным клинико-психологическим мышлением. Выделяются новые системные характеристики более продуктивного медико-психологического способа информирования населения и влияния на его поведение в соответствующих современных условиях. В частности, выделены такие информационно-психологические характеристики дискурса, как точность, авторитетность и системность информации, ее ориентировочная и поведенческая осмысленность, психогигиеничность. Отмечается особое значение учета возрастных характеристик населения, в частности, детей и подростков при организации их информирования по поводу поведения в ситуации пандемии. Указывается, что, помимо психогигиенического модуса конструирования информации для детей и подростков, большое значение имеет развивающий аспект соответствующего информирования. Клинико-психологическая задача здесь состоит в том, чтобы в результате такого информирования у детей и подростков создавалась новая ситуация психического развития, формировался импульс не только предохраняющий от широкого ряда психических расстройств, но способствующий личностному развитию в данных обстоятельствах.

Выводы. Выделены направления разработки нового конструктивного направления исследований в клинической психологии, в частности, в детской и подростковой клинической психологии.

Литература

Герасимова А.А. Анализ обращаемости на телефон неотложной психологической помощи в период пандемии и до нее // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 109-119. doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280206

Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. Москва: Моек. гос. психолого-педаг. ун-т, 2020. С. 100-121.

Коронакризис: локдаун и психическое здоровье // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 3. С. 178184. doi:10.17759/срр.2020280311

Исследование: режим самоизоляции стал причиной депрессии более чем у трети школьников [Электронный ресурс] // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/obschestvo/9448809— (дата обращения 20.10.2020).

Олешкевич В.И., Бурлакова Н.С. Прикладная культурно-историческая психология перед вызовами современности // Национальный психологический журнал. 2020. № 3 (39). С. 3-12. doi: 10.11621/npj.2020.0301

Психологи МЧС советуют в самоизоляции сохранять постоянный режим дня для детей [Электронный ресурс] // Стопкоронавируе.рф : [сайт]. URL:Ьир8://стопкоронавирус.рф/пе\У8/20200422-1057.Мт1 — (дата обращения 20.10.2020). 

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и ее профилактика в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 70-89. doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280204

МЧС России информирует. Онлайн-ресурсы: чем занять ребенка дома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.vniigochs.ru/storage/photos/4/PR/KOVID_19/recom/child_at_home.jpg—(дата обращения 20.10.2020).

Brooks SK, Webster RK, Smith LE, et al. (2020). The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet, 395, 912-20. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8

Dalton L., Elizabeth Rapa, Alan Stein (2020). Protecting the psychological health of children through effective communication about COVID-19. The Lancet, 4, 346-347. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30097-3

Danese A, Smith P, Chitsabesan P, Dubicka B. (2019). Child and adolescent mental health amidst emergencies and disasters. Br J Psychiatry, 13. doi: 10.1192/bjp.2019.244.

Fegert J.M., Vitiello B., Plener PL et al. (2020). Challenges and burden of the Coronovirus-2019 pandemic for child and adolescent mental health: a narrative review to highligth clinical and research needs in the acute phase and the long return to normality. Child & Adolescent Psychiatry and MentalHealth, 14, 20. doi: 10.1186/sl3034-020-00329-3

Holmes E.A., O’Connor R.C., Perry V.H., Tracey I., Wessele, S., Arseneaul, L.,... Bullmor E. (2020). Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: A call for action for mental health science. Lancet Psychiatry,doi: 10.1016/S22150366(20)30168-1 (accessed 04.09.2020).

Jiao, W.Y., Wang, L.N., Liu, J., Fang, S.F., Jiao, F.Y., Pettoello-Mantovani, M., & Somekh, E. (2020). Behavioral and Emotional Disorders in Children during the COVID-19 Epidemic. The Journal of pediatrics,221,264-266. doi: 10.1016/j.jpeds.2020.03.013

Masten A.S., Best K.M, Garmezy N. (1990). Resilience and development: contributions from the study of children who overcome adversity. Dev. Psychopathol.2 (4). 425-444. doi: 10.1017/S0954579400005812

McDermott В. M., Lee E. M., Judd M., Gibbon P. (2005). Posttraumatic stress disorder and general psychopathology in children and adolescents following a wildfire disaster. Can. J. Psychiatry, 50 (3), 137-143. doi: 10.1177/070674370505000302

Mittal, Vijay A. et al. (2020). Combating the Dangers of Sedentary Activity on Child and Adolescent Mental Health During the Time of COVID-19. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry,59 (11), 1197-1198. doi: 10.1016/j.jaac.2020.08.003

Otto M.W., Henin A., Hirshfeld-Becker D.R., Pollack M.H. et al. (2007). Posttraumatic stress disorder symptoms following media exposure to tragic events: impact of 9/11 on children at risk for anxiety disorders. J. Anxiety Disord, 21 (7).888-902. doi: 10.1016/j. janxdis.2006.10.008

Orgiles, Mireia & Morales, Alexandra & Delvecchio, Elisa & Mazzeschi, Claudia & Espada, Jose. (2020). Immediate psychological effects of the COVID-19 quarantine in youth from Italy and Spain, doi: 10.31234/osf.io/5bpfz.

Park, Y., Choe, Y., Park, O., Park, S., Kim, Y., Kim, J.... Jeong, E. (2020). Contact Tracing during Coronavirus Disease Outbreak, South Korea. Emerging Infectious Diseases,26 (10), 2465-2468. doi: 10.3201/eid2610.201315.

Petito A., Pop T.L., Namazova-Baranova L., Mestrovic J., Nigri L., Vural M. (2020). The burden of depression in adolescents and the importance of early recognition. J Pediatr,218, 265-267. doi: 10.1016/j.jpeds.2019.12.003

Policy brief: the impact of COVID-19 on children (15 April 2020). UN Special Representative of the Secretary General on Violence Against Children. : [site]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_on_covid_impact_on_children_16_april_2020.pdf (accessed 04.09.2020).

Stein M.B. (2020). Mental health participation in the fight against the COVID-19 pan-demic. Depress Anxiety, 37, 404. doi: 10.1002/da.23027

Wang G, Zhang Y, Zhao J, Zhang J, Jiang E (2020). Mitigate the effects of home confinement on children during the COVID-19 outbreak. Lancet, 395 (10228), 945-947. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30547-X

Yelland C., Robinson P, Lock C, La Greca A.M., Kokegei B. et al. (2010). Bushfire impact on youth. J. Trauma. Stress, 23 (2). 274-277. doi: 10.1002/jts.20521

Для цитирования статьи:

Бурлакова Н.С.Клинико-психологическая разработка медико-санитарного дискурса с учетом особенностей поведенческого реагирования детей и подростков в ситуации пандемии C0VID-19. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.103-114. doi: 10.11621/npj.2021.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать