Поступила: 22.01.2021
Принята к публикации: 01.03.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2021
Ключевые слова: ранний возраст; отклонения в развитии; взаимодействие матери и ребенка; тип взаимодействия; развивающее взаимодействие; эмоциональное благополучие
Страницы: 91-102
DOI: 10.11621/npj.2021.0108
Доступно в on-line версии с: 30.03.2021
Валитова И.Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии патологии. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.91-102. doi: 10.11621/npj.2021.0108
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Анализ взаимодействия взрослого и ребенка, определение критериев и условий его развития являются теоретическими основаниями обеспечения полноценного развития в семье ребенка с отклонениями в развитии и коррекции его дефицитарности, что особенно важно для раннего периода развития.
Цель: дать характеристики взаимодействия в диаде «мать — ребенок раннего возраста с отклонениями вразвитии (вследствие неврологической патологии)», построить типологию их взаимодействия и определитьусловия развивающего взаимодействия.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие диады «мать — ребенок раннего возраста». Группа сравнения (п = 51) — диады с детьми с нормотипичным развитием (НТ), средний возраст 24,8месяца. Основная группа (п = 54): диады с детьми с неврологической патологией (НП), средний возраст 25,2месяцев. Неврологические диагнозы: последствия раннего органического поражения центральной нервной системы и детский церебральный паралич. Методики исследования: видеонаблюдение взаимодействия матери иребенка в процессе совместной деятельности с набором игрушек. Данные первичного анализа видеоматериалов в соответствии с авторской схемой подвергались вторичному анализу (оценка различий между группами,корреляционный и факторный анализ).
Результаты исследования. Выделены 4 типа взаимодействия в диаде «мать — ребенок раннего возраста»,которые различаются по параметрам: позиция матери во взаимодействии, уровень диалогичности взаимодействия, содержание действий матери и ребенка и их влияние друг на друга, инициативные действия ребенкапо отношению к матери, способы создания зоны ближайшего развития. Благоприятным для развития ребенка является оптимальный тип взаимодействия, который характеризуется активностью матери и ребенка, вовлеченностью и продуктивностью ребенка. С некоторыми ограничениями можно считать благоприятным тип«доминирование ребенка», в котором преобладает активность ребенка, но активность матери недостаточна.Неблагоприятными являются тип «доминирование матери» с преобладанием активности матери, навязчивонасильственной материнской позицией и подчиненной позицией ребенка и параллельный тип, в котором совместная деятельность матери и ребенка не складывается.
Заключение. В исследовании установлена взаимосвязь действий матери в отношении ребенка и его продуктивности и активности. Охарактеризован оптимальный тип взаимодействия, в котором создаются условиядля развития ребенка и коррекции его дефицитарности. Задача последующих исследований — разработка программ оптимизации взаимодействия матери с ребенком на основании выявленных ограничений реализацииразвивающего потенциала взаимодействия, которые специфичны для каждого типа взаимодействия в диаде.
Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и “zone of proximal development”: есть ли разница? // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 23-36. doi: 10.17759/chp.2017130102.
Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология / под ред В.В. Давыдова. — Москва: Педагогика, 1999. С. 336-354.
Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 72-86. doi: 10.17759/chp.2020160408
Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 1. С. 67-77.
Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурноисторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 89-99. doi: 10.17759/chp.2019150409.
Конокотин А.В. Включение детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в совместное решение учебных задач (на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 79-88. doi: 10.17759/chp.2019150408.
Корепанова И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 74-83.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 1. С. 140-152. doi: 10.17759/срр.2019270Ю9.
Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья [Электронный ресурс]// Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 32: [сайт]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/options-for-the-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-a-disability-(flaTaобращения 20.12.2020).
Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 3. С. 5-14. doi: 10.17759/chp.2020160302.
Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 99-104. doi: 10.17759/chp.2019150212.
Токарская Л.В., Лаврова М.А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 86-92. doi: 10.17759/chp.2018140209
Хедегаард М., Либерт Н. Разработка методики для диагностики социальной ситуации развития дошкольников: от способностей к деятельности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 2. С. 25-32. doi: 10.17759/chp.2020160204. Шматкова И.В. Взаимосвязь эмоционального благополучия детей раннего возраста и материнской позиции : дисс. ... канд. психол. наук. — Минск, 2014.
Ainsworth M.D. (1989). Attachment beyond infancy. Amer. Psychology, 44,709-716. doi: 10.1037/0003-066X.44.4.709 Bennetts S.K. et al. (2017). Mothers’ experiences of parent-reported and video-recorded observational assessments // Journal of Child and Family Studies, 26 (12), 3312-3326. doi:10.1007/sl0826-017-0826-l
Cheng N., Lu S., Archer M., Wang Z. (2018). Quality of Maternal Parenting of 9-Month-Old Infants Predicts Executive Function Performance at 2 and 3 Years of Age. Frontiers in Psychology,8,2293. doi:10.3389/fpsyg.2017.02293
Clark R., Tluczek A., Moore E.C., Evenson A.L. (2019). Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In Rebecca DelCarmen-Wiggins and Alice S. Carter (Eds.). The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment,2nd Edition, (pp. 29-50). doi:10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2
Feniger-Schaal R., Joels T. (2018). Attachment quality of children with ID and its link to maternal sensitivity and structuring. Research in developmental disabilities,76, 56-64. doi:10.1016/j.ridd.2018.03.004
Green J. et al. (2017). Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 58(12), 1330-1340. doi:10.1111/jcpp.l2728
Guralnick M.J. (2017). Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities : An Update. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities,30, 211-229. doi:10.1111/jar.l2233
Huang Q., Sun J., Tang Y. (2021). Chinese Parents’ Scaffolding and Children’s Initiative in Mother-Child and Father-Child Interactions across Different Types of Problem-solving Activities. Early Education and Development,32, 249-271. doi:10.1080/104092 89.2020.1752591
Hughes C., Lindberg A., Devine R.T. (2018). Autonomy support in toddlerhood: Similarities and contrasts between mothers and fathers. Journal of Family Psychology,32 (7), 915. doi:10.1037/fam0000450
Jess M., Hastings R. P., Totsika V. (2017). The construct of maternal positivity in mothers of children with intellectual disability. Journal of Intellectual Disability Research,61 (10), 928-938. doi: 10.1111/jir.l2402
Kaale A. et al. (2018). Early interaction in autism spectrum disorder: Mother s’ and children’s behaviours during joint engagement. Child: care, health and development,44 (2), 312-318. doi: 10.1111/cch.l2532
Meins E., Bureau J.F., Fernyhough C. (2018). Mother-child attachment from infancy to the preschool years: Predicting security and stability. Child Development,89 (3), 1022-1038. doi: 10.1111/cdev.l2778
Munich Functional Developmental Diagnosis for the First, Second and Third Year of Life(1995). Kerala : Jeevan prakash Child Centre, 332 p.
Nelson J.A. et al. (2019). Relations between characteristics of collaborative and oppositional mother-child conflict. Parenting,19 (3), 203-216. doi:10.1080/15295192.2019.1615794
Norona A.N., Baker B.L. (2017). The effects of early positive parenting and developmental delay status on child emotion dysregulation. Journal of Intellectual Disability Research,61 (2), 130-143. doi:10.1111/jir.l2287
Shai D., Meins Е. (2018). Parental embodied mentalizing and its relation to mind-mindedness, sensitivity, and attachment security. Infancy, 23 (6), 857-872. doi:10.1111/infa.l2244
Sun J., Tang Y. (2017). Maternal scaffolding strategies and early development of self-regulation in Chinese pre-schoolers. Early Child Development and Care, Advance online publication, 1-13. doi:10.1080/ 03004430.2017.1395874.
Urbain-Gauthier N., Wendland J. (2017). Mother-child interactions in young children with excessive physical aggression and in typically developing young children. Clinical child psychology and psychiatry22 (3), 467-482. doi:10.1177/1359104517698009
Vilaseca R., Rivero, M., et al. (2019). Demographic and parental factors associated with developmental outcomes in children with intellectual disabilities. Frontiers in psychology, 10, 872. doi:10.3389/fpsyg.2019.00872
Warner G.J., Lensing J.N., Fay D. (2017). Personal initiative: Developmental predictors and positive outcomes from childhood to early adolescence. Journal of Applied Developmental Psychology, 52,114-125. doi:10.1016/j.appdev.2017.06.004
Wong K.K.Y., Esposito G. (2019). The unexpected for the expecting parent: Effects of disruptive early interactions on mother-infant Relationship. Parenting, 19(1-2), 124-129. doi:10.1080/15295192.2019.1556015
Zainiddinov H., Habibov N. (2019). Factors shaping mother-child interaction in post-Soviet countries of Eastern Europe and Central Asia. Early Child Development and Care. doi:10.1080/03004430.2019.1572133
Zeegers M.A.J. et al. (2017). Mind matters: A meta-analysis on parental mentalization and sensitivity as predictors of infant-parent attachment. Psychological bulletin, 143 (12), 1245. doi:10.1037/bul0000114
Zeegers M.A., Colonnesi C., Stams G.J.J., Meins E. (2019). Evaluating mindful with your baby/toddler: Observational changes in maternal sensitivity, acceptance, mind-mindedness, and dyadic synchrony. Frontiers in psychology, 10, 753. doi:10.3389/ fpsyg.2019.00753
Валитова И.Е.Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии патологии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.91-102. doi: 10.11621/npj.2021.0108
Скопировано в буфер обмена
Скопировать