ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов

Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов

Скачать в формате PDF

Поступила: 21.10.2020

Принята к публикации: 12.11.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: аспирантура; подготовка научных и научно-педагогических кадров; ценностные ориентации; демографические факторы; социально-стратификационные факторы; социально-психологическое благополучие; сформированность планов; оценка жизненных перспектив; эмиграционные планы

Страницы: 39-52

DOI: 10.11621/npj.2021.0104

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д. В. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.39-52. doi: 10.11621/npj.2021.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Собкин Владимир Самуилович Российская академия образования

Смыслова Мария Михайловна Центр развития образования Российской академии образования

Адамчук Дмитрий Владимирович Российская академия образования

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. На фоне отмечаемой исследователями кризисной ситуации в системе подготовки научных кадров и дефицита аспирантов, пополняющих кадровый состав отечественных научных учреждений, крайне важным представляется изучение специфики мотивационно-ценностной сферы личности аспирантов.

Цель работы. Анализ социально-психологических особенностей ценностных ориентаций аспирантов.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса аспирантов, который был проведен в 2019 году сотрудниками Информационно-аналитического центра РАО. Эмпирические данные обрабатывались с использованием методов математической статистики (пакеты статистических программ SPSS и StatSoft Statistica). В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Всего опрошено 803 респондента. 

В настоящей работе рассмотрена иерархия жизненных ценностей аспирантов, исследовано влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на значимость жизненных ценностей аспирантов.

Результаты исследования. Выявлено, что лидирующие позиции в структуре жизненных ценностей аспирантов занимают «семья», «хорошее здоровье» и «материальное благополучие», а также высшие ценности, связанные с самоактуализацией личности. Показано, что ценностные ориентации аспирантов определяются влиянием ряда социально-демографических (пол, возраст, наличие и состав семьи), социально-стратификационных (материальное положение, образовательный статус родителей) и социально-психологических (отчетливость представлений аспирантов о своем будущем, эмоциональная оценка собственных перспектив, наличие эмиграционных планов) факторов. Сопоставление мнений аспирантов и научных сотрудников выявило более высокую ориентированность аспирантов на ценности, связанные с самоактуализацией.

Выводы. Ядро структуры жизненных ценностей аспирантов, помимо базовых, составляют ценности, связанные с самоактуализацией личности. Ценностные ориентации аспирантов определяются рядом социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов. Структура жизненных ценностей аспирантов существенно изменяется в соответствии с задачами возрастного развития на разных возрастных этапах. Смена семейного социального статуса аспирантов перестраивает структуру их жизненных ценностей. Перестройка структуры жизненных ценностей аспирантов в соответствии с иерархией, характерной для представителей «западных» стран, способствует формированию эмиграционных установок.

Литература

Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития// Психологическая наука и образование. — 2002. — Т. 7. — № 4. — С. 88–98.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — Москва : Политиздат, 1986. — 223 с.

Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации // Философский энциклопедический словарь. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — 732 с. 

Леонтьев Д.А.От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 1997. — № 1. — С. 20–27. 

Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами [Электронный ресурс] // Вестник общественного мнения. — 2008. — № 1. — С. 33–57 : [сайт]. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=1234— (дата обращения 08.10.2020).

Мехришвили Л.Л., Скрауч О.Н. Молодые ученые как социальная группа: к вопросу мотивации научной деятельности и профессиональной ориентации [Электронный ресурс] // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2012. — № 1. — С. 152–163: [сайт]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18234841— (дата обращения 08.10.2020).

Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи// Социальная психология и общество. — 2019. — Т. 10. — № 2. — С. 67–81. DOI: 10.17759/sps.2019100206

Плюснин Ю.М., Давыдова Г.В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в Сибири. — 1996. — № 1. — С. 25–32.

Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. — 1995. — № 5. — С. 87–90.

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. — Москва : Издательство Московского университета, 2018. – 248 с.

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 2 (26). — С. 106–115. DOI: 10.11621/ npj.2017.0212 

Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва —Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей.— Москва : Центр социологии образования РАО, 1994. — 151 с.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Воспроизводство научных кадров в сфере образования: стимулы и барьеры// Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 8. — С.5–16.

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. — 2020. — Т. 12. — № 3. — С. 61–79 : [сайт].URL: http://psyedu.ru/journal/2020/3/Sobkin_Smyslova_et_al.phtml— (дата обращения 08.10.2020).doi: 10.17759/psyedu.2020120304

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов// Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 11. — С. 37–47.

Темнова Л.В., Шевченко О.А. Мотивация научной деятельности современных ученых разных поколений [Электронный ресурс] // Социология образования. — 2012. — № 4. — С. 73–85 : [сайт]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17588131 — (дата обращения: 08.10.2020).

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та,1988. — 344 с. 

Фролов И.В. Методологические проблемы изучения социальных ценностей// Философия хозяйства.Спец. вып., — Москва, 2006. — С. 59–67.

Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.— Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с. 

Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. —Ленинград: Наука, 1979. — 264 с. 

Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система. —Кемерово, 2000. — 204 с.

Borg I., Hertel G., and Hermann D. (2017). Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities.Psychology and Aging, 32 (7), 636–641. Available at: https://doi.org/10.1037/pag0000196 (accessed 03.10.2020). 

Bromley D.B. (1975). The psychology of human ageing. Harmondsworth (Mddx.) etc.: Penguin books, 441.

Coelho G.L.D.H., Hanel P.H.P., Johansen M., and Maio G.R. (2018). Mapping the structure of human values through conceptual representations. European Journal of Personality, 33 (1), 34-51. doi: 10.1002/per.2170 

Collins P.R., Lee J.A., Sneddon J.N., and Döring A.K. (2017). Examining the consistency and coherence of values in young children using a new Animated Values Instrument. Personality and Individual Differences. 104, 279–285. doi: 10.1016/j.paid.2016.08.024 

Gouveia V.V. (2013). Teoria Funcionalista dos Valores Humanos: Fundamentos, aplicações e perspectivas[Functional theory of Human Values: Fundaments, Applications and Perspectives].Casa do Psicólogo. São Paulo. 240 p. Available at: https://loja.sapiens-psi.com.br/teoria-funcionalista-dos-valores-humanos?search=TEORIA%20FUNCIO (accessed 02.08.2020)

Gouveia V.V., Milfont T.L., and Guerra V.M. (2014). Functional theory of human values: testing its content and structure hypotheses. Personality and Individual Differences. 60, 41–47. doi: 10.1016/j.paid.2013.12.012

Fromm E. (2008). To Have or to Be?New York: Continuum, 182.

Hanel P.H.P., Litzellachner L.F. and Maio G.R. (2018). An Empirical Comparison of Human Value Models. Frontiers in Psychology, 9, 16–43. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01643 

Jowell R., Roberts C., Fitzgerald R. and Eva G. (2007). Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage Publications, 275. doi: 10.4135/9781849209458

Lee J.A., Ye S., Sneddon J.N., Collins P.R., and Daniel E. (2017). Does the intra-individual structure of values exist in young children? Personality and Individual Differences,110, 125–130. Doi: 10.1016/j.paid.2017.01.038 

Roccas S., Lilach S., and Navon M. (2017). “Methodological issues in studying personal values” in: Values and Behaviour: Taking a Cross-Cultural Perspective. Cham: Springer, 15–50. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-56352-7_2 (accessed 27.09.2020)

Rokeach M. (1973). The nature of human values. New York: Free Press, 438.

Schwartz S.H. (1992). “Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries”. Advances in Experimental Social Psychology, 25, 1–65. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6

Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., et al. (2012). Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and Social Psychology,103, 663–688. doi: 10.1037/a0029393

Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., and Owens V. (2001). Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology,32, 519–542. doi: 10.1177/0022022101032005001) 

Vilar R., Liu J. H.-f., & Gouveia V.V. (2020). Age and gender differences in human values: A 20-nation study. Psychology and Aging, 35 (3), 345–356. Available at: https://doi.org/10.1037/pag0000448 (accessed 20.09.2020) 

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д. В.Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.39-52. doi: 10.11621/npj.2021.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать