ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов

Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов

Скачать в формате PDF

Поступила: 21.10.2020

Принята к публикации: 12.11.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: аспирантура; подготовка научных и научно-педагогических кадров; ценностные ориентации; демографические факторы; социально-стратификационные факторы; социально-психологическое благополучие; сформированность планов; оценка жизненных перспектив; эмиграционные планы

Страницы: 39-52

DOI: 10.11621/npj.2021.0104

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д. В. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.39-52. doi: 10.11621/npj.2021.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Смыслова Мария Михайловна Центр развития образования Российской академии образования

Адамчук Дмитрий Владимирович Российская академия образования

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. На фоне отмечаемой исследователями кризисной ситуации в системе подготовки научных кадров и дефицита аспирантов, пополняющих кадровый состав отечественных научных учреждений, крайне важным представляется изучение специфики мотивационно-ценностной сферы личности аспирантов.

Цель работы. Анализ социально-психологических особенностей ценностных ориентаций аспирантов.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса аспирантов, который был проведен в 2019 году сотрудниками Информационно-аналитического центра РАО. Эмпирические данные обрабатывались с использованием методов математической статистики (пакеты статистических программ SPSS и StatSoft Statistica). В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Всего опрошено 803 респондента. 

В настоящей работе рассмотрена иерархия жизненных ценностей аспирантов, исследовано влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на значимость жизненных ценностей аспирантов.

Результаты исследования. Выявлено, что лидирующие позиции в структуре жизненных ценностей аспирантов занимают «семья», «хорошее здоровье» и «материальное благополучие», а также высшие ценности, связанные с самоактуализацией личности. Показано, что ценностные ориентации аспирантов определяются влиянием ряда социально-демографических (пол, возраст, наличие и состав семьи), социально-стратификационных (материальное положение, образовательный статус родителей) и социально-психологических (отчетливость представлений аспирантов о своем будущем, эмоциональная оценка собственных перспектив, наличие эмиграционных планов) факторов. Сопоставление мнений аспирантов и научных сотрудников выявило более высокую ориентированность аспирантов на ценности, связанные с самоактуализацией.

Выводы. Ядро структуры жизненных ценностей аспирантов, помимо базовых, составляют ценности, связанные с самоактуализацией личности. Ценностные ориентации аспирантов определяются рядом социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов. Структура жизненных ценностей аспирантов существенно изменяется в соответствии с задачами возрастного развития на разных возрастных этапах. Смена семейного социального статуса аспирантов перестраивает структуру их жизненных ценностей. Перестройка структуры жизненных ценностей аспирантов в соответствии с иерархией, характерной для представителей «западных» стран, способствует формированию эмиграционных установок.

Литература

Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития// Психологическая наука и образование. — 2002. — Т. 7. — № 4. — С. 88–98.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — Москва : Политиздат, 1986. — 223 с.

Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации // Философский энциклопедический словарь. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — 732 с. 

Леонтьев Д.А.От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 1997. — № 1. — С. 20–27. 

Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами [Электронный ресурс] // Вестник общественного мнения. — 2008. — № 1. — С. 33–57 : [сайт]. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=1234— (дата обращения 08.10.2020).

Мехришвили Л.Л., Скрауч О.Н. Молодые ученые как социальная группа: к вопросу мотивации научной деятельности и профессиональной ориентации [Электронный ресурс] // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2012. — № 1. — С. 152–163: [сайт]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18234841— (дата обращения 08.10.2020).

Пищик В.И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи// Социальная психология и общество. — 2019. — Т. 10. — № 2. — С. 67–81. DOI: 10.17759/sps.2019100206

Плюснин Ю.М., Давыдова Г.В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в Сибири. — 1996. — № 1. — С. 25–32.

Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. — 1995. — № 5. — С. 87–90.

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. — Москва : Издательство Московского университета, 2018. – 248 с.

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. К вопросу о ценностных ориентациях исследователей в сфере образования // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 2 (26). — С. 106–115. DOI: 10.11621/ npj.2017.0212 

Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва —Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей.— Москва : Центр социологии образования РАО, 1994. — 151 с.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Воспроизводство научных кадров в сфере образования: стимулы и барьеры// Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 8. — С.5–16.

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. — 2020. — Т. 12. — № 3. — С. 61–79 : [сайт].URL: http://psyedu.ru/journal/2020/3/Sobkin_Smyslova_et_al.phtml— (дата обращения 08.10.2020).doi: 10.17759/psyedu.2020120304

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов// Педагогика. — 2020. — Т. 84. — № 11. — С. 37–47.

Темнова Л.В., Шевченко О.А. Мотивация научной деятельности современных ученых разных поколений [Электронный ресурс] // Социология образования. — 2012. — № 4. — С. 73–85 : [сайт]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17588131 — (дата обращения: 08.10.2020).

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та,1988. — 344 с. 

Фролов И.В. Методологические проблемы изучения социальных ценностей// Философия хозяйства.Спец. вып., — Москва, 2006. — С. 59–67.

Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.— Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с. 

Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. —Ленинград: Наука, 1979. — 264 с. 

Яницкий М.С.Ценностные ориентации личности как динамическая система. —Кемерово, 2000. — 204 с.

Borg I., Hertel G., and Hermann D. (2017). Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities.Psychology and Aging, 32 (7), 636–641. Available at: https://doi.org/10.1037/pag0000196 (accessed 03.10.2020). 

Bromley D.B. (1975). The psychology of human ageing. Harmondsworth (Mddx.) etc.: Penguin books, 441.

Coelho G.L.D.H., Hanel P.H.P., Johansen M., and Maio G.R. (2018). Mapping the structure of human values through conceptual representations. European Journal of Personality, 33 (1), 34-51. doi: 10.1002/per.2170 

Collins P.R., Lee J.A., Sneddon J.N., and Döring A.K. (2017). Examining the consistency and coherence of values in young children using a new Animated Values Instrument. Personality and Individual Differences. 104, 279–285. doi: 10.1016/j.paid.2016.08.024 

Gouveia V.V. (2013). Teoria Funcionalista dos Valores Humanos: Fundamentos, aplicações e perspectivas[Functional theory of Human Values: Fundaments, Applications and Perspectives].Casa do Psicólogo. São Paulo. 240 p. Available at: https://loja.sapiens-psi.com.br/teoria-funcionalista-dos-valores-humanos?search=TEORIA%20FUNCIO (accessed 02.08.2020)

Gouveia V.V., Milfont T.L., and Guerra V.M. (2014). Functional theory of human values: testing its content and structure hypotheses. Personality and Individual Differences. 60, 41–47. doi: 10.1016/j.paid.2013.12.012

Fromm E. (2008). To Have or to Be?New York: Continuum, 182.

Hanel P.H.P., Litzellachner L.F. and Maio G.R. (2018). An Empirical Comparison of Human Value Models. Frontiers in Psychology, 9, 16–43. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01643 

Jowell R., Roberts C., Fitzgerald R. and Eva G. (2007). Measuring Attitudes Cross-Nationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage Publications, 275. doi: 10.4135/9781849209458

Lee J.A., Ye S., Sneddon J.N., Collins P.R., and Daniel E. (2017). Does the intra-individual structure of values exist in young children? Personality and Individual Differences,110, 125–130. Doi: 10.1016/j.paid.2017.01.038 

Roccas S., Lilach S., and Navon M. (2017). “Methodological issues in studying personal values” in: Values and Behaviour: Taking a Cross-Cultural Perspective. Cham: Springer, 15–50. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-56352-7_2 (accessed 27.09.2020)

Rokeach M. (1973). The nature of human values. New York: Free Press, 438.

Schwartz S.H. (1992). “Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries”. Advances in Experimental Social Psychology, 25, 1–65. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6

Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., et al. (2012). Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and Social Psychology,103, 663–688. doi: 10.1037/a0029393

Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., and Owens V. (2001). Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology,32, 519–542. doi: 10.1177/0022022101032005001) 

Vilar R., Liu J. H.-f., & Gouveia V.V. (2020). Age and gender differences in human values: A 20-nation study. Psychology and Aging, 35 (3), 345–356. Available at: https://doi.org/10.1037/pag0000448 (accessed 20.09.2020) 

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Адамчук Д. В.Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.39-52. doi: 10.11621/npj.2021.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать