ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций

Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.02.2021

Принята к публикации: 17.03.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие; информационно-психологическое противоборство; стратегические коммуникации; мягкая сила; народная дипломатия; умная толпа

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2021.0101

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Для цитирования статьи:

Караяни А. Г., Караяни Ю.М. Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2021

Караяни Александр Григорьевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Военный университет Министерства обороны РФ

Караяни Юлия Михайловна Военный университет Министерства обороны РФ

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьиСмена парадигмы информационно-психологического противоборства вызвала изменения в содержании и архитектонике информационно-психологических воздействий (ИПВ), новые тенденции в формах их практического использования. Выявление особенностей информационно-психологического воздействия в контексте стратегических коммуникаций позволит более целенаправленно обеспечивать информационно-психологическую безопасность личности и общества. 

Цель: выявить виды, особенности и тенденции в применении ИПВ в контексте парадигмы стратегических коммуникаций.

Описание хода исследованияРаскрыта сущность стратегических коммуникаций как парадигмы информационно-психологического противоборства. Проанализированы архитектоника и содержание основных видов информационно-психологического воздействия. Обсуждены основные тенденции в развитии методов и форм ИПВ. 

Выводы. Контекст стратегических коммуникаций расширяет понимание ИПВ. Его целесообразно рассматривать как целенаправленное распространение (продвижение, блокировка и/или селекция) информации, взаимодействия и движения между участниками коммуникационного процесса. В рамках стратегических коммуникаций используются методы воздействия, относящиеся к метастратегиям «жесткой силы», основанной на принуждении, и «мягкой силы», использующей технологии привлечения. Реализация этих метастратегий сопровождается тенденциями, отражающими переход от воздействия на военного противника к воздействию на мирное население; от «жестких» к «мягким» методам воздействия; от монологических форм (распространение информации, воздействия) к диалогическим (коммуникация); от открытого вторжения в сознание и поведение людей к более скрытым формам воздействия; от тактических форм, рассчитанных на непосредственный эффект, к стратегическим, нацеленным на отдаленный результат; от монотипных форм воздействия к многообразным, сложным, комплексным. Для обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества необходимы знание и учет особенностей ИПВ в рамках актуальной парадигмы информационно-психологического противоборства. 

Литература

Абрамов Р.Н. Мобильные коммуникационные технологии и повседневность Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с. 

Анохин М.Г., Бочанов М.А. Информационные технологии «цветных революций» // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: политология. 2010. № 4. С. 78–85.

Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 25–31. doi: 10.11621/npj.2017.0103

Баранов С. Тринадцатый знак. Мемы в информационной войне против русского народа. Авторский экспертный доклад // Изборский клуб. Русские стратегии. 2018. № 4 (60). С. 50–59.

Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 66–79.

Бовина И.Б., Дворянчиков Н. В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. C. 143–157.

Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 98–108. doi: 10.17759/psylaw.2020100310

Богданов С.В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. № 61. Апрель 2017 г. С. 132–152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-kommunikatsii-kontseptualnye-podhody-i-modeli-dlya.... обращения: 15.12.2020).

Быльева Д.С., Лобатюк В.В. Смартмоб: социально-философский анализ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 4. С. 96–107. doi: 10.31857/S020595920013333-2

Володенков С.В., Артамонова Ю.Д. Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 188–196. doi: 10.17223/1998863X/53/20

Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н. Фоминой. М. : АСТ:CORPUS, 2013. 512 с.

Елистратов В. Господин Мем. Нам навязали очередной дарвинизм — информационный: представление о борьбе мемов, в которой выживают сильнейшие // Изборский клуб. Русские стратегии. 2018. № 4 (60). С. 2–7.

Заякина Р.А. Социальное конструирование в сетевом подходе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 52–59.

Камионка М.М. Юный революционер? Уровень радикализма как фактор протестных настроений украинской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 225–235.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне: учебное пособие. М. : ВУ, 2016. 228 с.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Цыганков С.В. Использование краудсорсинговых технологий в информационно-психологическом противоборстве в социальных сетях // Военный академический журнал. 2018. № 1 (17). С. 75–82. 

Ковалева Ю.В. Психологические типы субъектности членов сетевого сообщества (на примере социальной сети «Твиттер») // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 45–55.doi: 10.31857/S020595920007308-4

Комлева Н.А. Глобальная консциентальная война: основные тренды // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 2. С. 1–17. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 20.11.2020).

Комлева Н.А. Гибридная война: сущность и специфика // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2017. Т. 12. № 3 (167). С. 128–137. doi: 10.31857/S020595920007308-4

Костюк А.В., Примакин А.И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 227–230.

Ларина Е., Овчинский В. Новая военная стратегия США и поведенческие войны // Информационные войны. 2015. № 3. URL: http://svop.ru/main/18520/ (дата обращения: 20.12.2020). doi: 10.46272/2587-8476-2015-0-3-136-143

Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 212–223. doi: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223

Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика: Монография / Пер. с англ. Т.Н. Самсоновой, Н.В. Коротковой. М.: Издательство РАГС, 2005. 352 с.

Леонова О.Г. Интерпретация понятия «мягкая сила» в науке // Обозреватель–Observer. 2014. № 3. С. 80–89.

Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.

Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях : монография. Москва : МИФИ, 2003. 388 с.

Миронова О.И. Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 189–210. doi: 10.17759/psylaw.2020100313

 Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2006. 221 c.

Никипорец-Такигава Г.Ю. О лидерстве в сетевых социальных движениях // PolitBook. 2016. № 3. С. 50–65.

Панова Е.П. «Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике: дис. … канд. полит. н. М.: МГИМО, 2012. 160 c.

Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А., Афиногенова В.А., Зачесова И.А., Кубрак Т.А. Интенциональное пространство постсобытийного дискурса на различных интернет-площадках // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 78–91. doi: 10.31857/S020595920009327-5

«Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете / Архипова А.С., Радченко Д.А., Титков А.С., Козлова И.В., Югай Е.Ф., Белянин С.В., Гаврилова М.В. // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 12–35.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. 416 с.

Ситнова И.В., Поляков А.А. Информационно-психологическое воздействие как практика ведения войн четвертого поколения // Власть. 2018. Том. 26. № 7. С. 70–75.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 87–97. doi: 10.17759/chp.2020160409

Сундиев И.Ю. Исследование деструктивных технологий «цветных революций» и профилактики возможности их применения в Российской Федерации: Пособие / И.Ю. Сундиев, А.А. Смирнов, А.И. Кундетов, Д.А. Трофимов. М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. 86 с.

Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / Пер. с англ. Е. Петровой. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.

Титов В.В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 257–264. doi: 10.17223/1998863X/57/24

Шарп Д. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения / пер. с англ. Н. Козловской. М.: Новоеиздательство, 2005. 84 с.

Hovland C.I. (1964). Communication and persuasion / C.I. Hovland, I.L. Janis, H.H. Kelly. – New Haven, London: Yale university press, 315 p.

Mattis J.N., Hoffman F.G. (2005). Future Warfare: The Rise of Hybrid Wars. US Naval Institute Proceedings Magazine, November. L(132/11/1, 233), 18–19.

Mann S.R. (1992). Chaos theory and strategic thought URL: https://archive.org/stream/1992Mann/1992%20mann_djvu.txt (accessed 10.01.2021).

Popescu N. (2015). Hybrid tactics: neither new nor only Russian European Union Institute for Security Studies. January, 1–2. 

(2020), Routledge Handbook of Public Diplomacy (Cull N.J, Snow N.) 2nd edition. –London, Routledge. 

Shirky C. (2009). Here Comes Everybody. – London, Penguin Books Ltd. 352 p.

Для цитирования статьи:

Караяни А. Г., Караяни Ю.М.Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать