Поступила: 03.06.2020
Принята к публикации: 12.06.2020
Дата публикации в журнале: 30.12.2020
Ключевые слова: клиническая психология; нейропсихология; нарушения памяти; амнестический синдром; нейропсихологическая диагностика; нейропсихологическая реабилитация
Страницы: 137-147
DOI: 10.11621/npj.2020.0411
Доступно в on-line версии с: 30.10.2020
Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2020.0411
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация относятся к числу основополагающих практических задач, стоящих перед клиническим психологом. Сегодня реабилитация выходит за привычные рамки, в которых она находилась 40–50 лет назад. Ситуация болезни, стрессовые воздействия коренным образом меняют физическое, психологическое и социальное функционирование человека. Именно функционированиечеловека (а не состояние его функций) в новых, часто являющихся ограничивающими, условиях жизнедеятельности, становится объектом современной системы реабилитации, представляющей собой совместную деятельность пациента, его близких и специалистов мультидисциплинарной реабилитационной бригады.
Цели: анализ и обобщение накопленного в нейропсихологической реабилитации диагностического и реабилитационного опыта, выделение критериев качества нейропсихологической диагностики и реабилитации пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга, которыми следует руководствоваться практикующему психологу в процессе реабилитационной работы.
Результаты. На основании анализа прикладных исследований и практических руководств представлены рекомендуемые диагностические инструменты для выявления нарушений памяти, выделены основные направления и эффективные приемы реабилитационной работы при амнестическом синдроме. Показано, что различная степень выраженности мнестического дефекта требует выбора соответствующего направления работы в процессе нейропсихологической реабилитации: формирования новых мнестических средств, организации «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде, общих (неспецифических) принципов восстановительного обучения.
Выводы. Представленный материал может служить опорой в практической работе клинического психолога с пациентами с нарушениями памяти при поражениях головного мозга. В тексте обозначены основные направления диагностической и реабилитационной работы, о которых необходимо иметь представление практикующему психологу.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – Москва : Изд-во МГУ, 1975. – 143 с.
Бернштейн Н.А. О построении движений. – Москва, 1947. 253 с.
Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1. – Москва : Педагогика, 1982. – С. 168–174.
Выготский Л.С. Психология. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Москва : Университет, 2000. – 336 с.
Глозман Ж.М. Социальная реабилитация нейрохирургических больных: проблема и методики оценки // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 1990. – № 1. – С. 13–24.
Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. – Ленинград : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. – 216 с.
Киященко Н.К., Московичюте Л.И. и др Мозг и память. Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга.. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 80 с.
Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при старении [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 3 (5) : [сайт]. URL: http://psystudy.ru/num/2009n3-5/176-korsakova5
Кроткова О.А. Основные направления реабилитации больных с нарушениями памяти // Проблемы реабилитации нейрохирургических больных : сборник / под ред. акад. АМН СССР А.Н. Коновалова и д. мед. н. В.Л. Найдина. – Москва : Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1988. – С. 63–72.
Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных : методические рекомендации.– Москва : Министерство здравоохранения СССР, 1983. – 30 с.
Кроткова О.А., Семенович А.В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. –№ 1. – С. 97–108.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва : Политиздат, 1975. – 304 с.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. – Москва, 1945. – 231 с.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. – Москва : Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1947. – 367 с.
Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Москва : Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1948. – 236 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – Москва : МГУ, 1962. – 431 с.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. В 2-х тт. Т. 1. – Москва : Педагогика, 1974. – 311 с.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. В 2-х тт. Т. 2. – Москва : Педагогика, 1976. – 192 с.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (краткая версия). Всемирная Организация Здравоохранения. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 2001.
Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти : хрестоматия для студентов вузов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2000. – С. 547–582.
Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г. и др. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией / под общ. ред. Л.С. Цветковой. – Москва : Изд-во МГУ, 1980. – 82 с.
Цветкова Л.С. Проблемы афазии и восстановительного обучения. – Москва : Изд-во МГУ, 1979. – 162 с.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва : Изд-во МГУ, 1985. – 263 с.
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – Москва : Просвещение, 1995. – 304 с.
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – Москва : Ассоциация дефектологов, 2000. – 96 с.
Ben-Yishay Y., Diller L. (2011). Handbook of holistic neuropsychological rehabilitation: outpatient rehabilitation of traumatic brain injury. New York, NY: Oxford University Press, 141 p.
Brush, J.A., & Camp, C.J. (1998). Using spaced retrieval as an intervention during speech-language therapy. Clinical Gerontologist, 19, 51–64.doi: 10.1300/J018v19n01_05
Cicerone K.D., Langenbahn D.M., Braden C., Malec J.F., Kalmar K., Fraas M. et al. (2011). Evidence-based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 2003 through 2008. Arch. Phys. Med. Rehabil,92, 519–530. doi: 10.1016/j.apmr.2010.11.015
Evans J.J., Wilson B.A., Schuri U., Andrade J., Baddeley A., Bruna O. & Lorenzi L.A. (2000). Comparison of “Errorless” and “Trial-and-error” Learning Methods for Teaching Individuals with Acquired Memory Deficits. Neuropsychological Rehabilitation,10 (1), 67–101. doi: 10.1080/096020100389309
Glisky E.L., Schacter D.L., Tulving, E. (1986). Learning and retention of computer-related vocabulary in memory-impaired patients: method of vanishing cues. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology,8 (3),292–312.doi: 10.1080/01688638608401320
Goldstein K. The organism: A holistic approach to biology derived from pathological data in man. New York: Zone Books /MIT Press, 1934 /1995.
Goldstein K., Scheerer M. (1941). Abstract and Concrete Behavior: An Experimental StudyWith Special Tests. Psychological Monographs, ed. by John F. Dashell, 53 (2), 1–151.doi: 10.1037/h0093487
Haskins E.C., Cicerone K.D., Dams-O’Connor K., Eberle R., Langenbahn D., Shapiro-Rosenbaum A., Trexler L.E. (2012). Cognitive rehabilitation manual. Translating evidence-based recommendations into practice. ACRM, 132 р.
Prigatano G.P. (1999). Principles of neuropsychological rehabilitation. New York, NY: Oxford University Press, 356 p.
Tulving E. (1995). Organization of memory: Quo vadis? Gazzaniga MS, ed. The cognitive neurosciences.Cambridge, MA: MIT Press, 839-847.
Tulving E. (1972). Episodic and semantic memory. Organization of memory. Tulving E.; Donaldson W. (Eds). New York: Academic Press,381–403.
Wilson B.A., Gracey F., Evans J.J., Bateman A. (2009). Neuropsychological rehabilitation: theory, models, therapy and outcome. New York, NY: Cambridge University Press, 368 p.doi: 10.1017/CBO9780511581083
Zangwill O.L. (1947). Psychological aspects of rehabilitation in cases of brain injury. British Journal of Psychology?, 37(2), 60–69. doi: 10.1111/j.2044-8295.1947.tb01121.x
Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В.Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии. // Национальный психологический журнал. 2020. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2020.0411
Скопировано в буфер обмена
Скопировать