ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.06.2020

Принята к публикации: 12.06.2020

Дата публикации в журнале: 30.12.2020

Ключевые слова: клиническая психология; нейропсихология; нарушения памяти; амнестический синдром; нейропсихологическая диагностика; нейропсихологическая реабилитация

Страницы: 137-147

DOI: 10.11621/npj.2020.0411

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю. П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2020.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2020

Баулина Мария Евгеньевна Московский институт психоанализа

Варако Наталия Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Научный центр неврологии, Москва, Россия

Ковязина Мария Станиславовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Научный центр неврологии, Москва, Россия, Российская академия образования

Зинченко Юрий Петрович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Микадзе Юрий Владимирович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Федеральный центр мозга и нейротехнологий, Москва, Россия, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Скворцов Анатолий Анатольевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Фуфаева Екатерина Валерьевна НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Москва, Россия

Аннотация

Актуальность. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация относятся к числу основополагающих практических задач, стоящих перед клиническим психологом. Сегодня реабилитация выходит за привычные рамки, в которых она находилась 40–50 лет назад. Ситуация болезни, стрессовые воздействия коренным образом меняют физическое, психологическое и социальное функционирование человека. Именно функционированиечеловека (а не состояние его функций) в новых, часто являющихся ограничивающими, условиях жизнедеятельности, становится объектом современной системы реабилитации, представляющей собой совместную деятельность пациента, его близких и специалистов мультидисциплинарной реабилитационной бригады.

Цели: анализ и обобщение накопленного в нейропсихологической реабилитации диагностического и реабилитационного опыта, выделение критериев качества нейропсихологической диагностики и реабилитации пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга, которыми следует руководствоваться практикующему психологу в процессе реабилитационной работы.

Результаты. На основании анализа прикладных исследований и практических руководств представлены рекомендуемые диагностические инструменты для выявления нарушений памяти, выделены основные направления и эффективные приемы реабилитационной работы при амнестическом синдроме. Показано, что различная степень выраженности мнестического дефекта требует выбора соответствующего направления работы в процессе нейропсихологической реабилитации: формирования новых мнестических средств, организации «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде, общих (неспецифических) принципов восстановительного обучения.

Выводы. Представленный материал может служить опорой в практической работе клинического психолога с пациентами с нарушениями памяти при поражениях головного мозга. В тексте обозначены основные направления диагностической и реабилитационной работы, о которых необходимо иметь представление практикующему психологу.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – Москва : Изд-во МГУ, 1975. – 143 с.

  2. Бернштейн Н.А. О построении движений. – Москва, 1947. 253 с. 

  3. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1. – Москва : Педагогика, 1982. – С. 168–174.

  4. Выготский Л.С. Психология. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Москва : Университет, 2000. – 336 с.

  6. Глозман Ж.М. Социальная реабилитация нейрохирургических больных: проблема и методики оценки // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 1990. – № 1. – С. 13–24.

  7. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. – Ленинград : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. – 216 с.

  8. Киященко Н.К., Московичюте Л.И. и др Мозг и память. Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга.. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 80 с.

  9. Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при старении [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 3 (5) : [сайт]. URL: http://psystudy.ru/num/2009n3-5/176-korsakova5

  10. Кроткова О.А. Основные направления реабилитации больных с нарушениями памяти // Проблемы реабилитации нейрохирургических больных : сборник / под ред. акад. АМН СССР А.Н. Коновалова и д. мед. н. В.Л. Найдина. – Москва : Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1988. – С. 63–72.

  11. Кроткова О.А., Карасева Т.А., Найдин В.Л. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных : методические рекомендации.– Москва : Министерство здравоохранения СССР, 1983. – 30 с.

  12. Кроткова О.А., Семенович А.В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. –№ 1. – С. 97–108.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва : Политиздат, 1975. – 304 с.

  14. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. – Москва, 1945. – 231 с.

  15. Лурия А.Р. Травматическая афазия. – Москва : Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1947. – 367 с.

  16. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Москва : Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1948. – 236 с.

  17. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – Москва : МГУ, 1962. – 431 с.

  18. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. В 2-х тт. Т. 1. – Москва : Педагогика, 1974. – 311 с.

  19.  Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. В 2-х тт. Т. 2. – Москва : Педагогика, 1976. – 192 с.

  20. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (краткая версия). Всемирная Организация Здравоохранения. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 2001. 

  21. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти : хрестоматия для студентов вузов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва : ЧеРо, 2000. – С. 547–582.

  22. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г. и др. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией / под общ. ред. Л.С. Цветковой. – Москва : Изд-во МГУ, 1980. – 82 с.

  23. Цветкова Л.С. Проблемы афазии и восстановительного обучения. – Москва : Изд-во МГУ, 1979. – 162 с.

  24. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва : Изд-во МГУ, 1985. – 263 с.

  25. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – Москва : Просвещение, 1995. – 304 с.

  26. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – Москва : Ассоциация дефектологов, 2000. – 96 с.

  27. Ben-Yishay Y., Diller L. (2011). Handbook of holistic neuropsychological rehabilitation: outpatient rehabilitation of traumatic brain injury. New York, NY: Oxford University Press, 141 p.

  28. Brush, J.A., & Camp, C.J. (1998). Using spaced retrieval as an intervention during speech-language therapy. Clinical Gerontologist, 19, 51–64.doi: 10.1300/J018v19n01_05

  29. Cicerone K.D., Langenbahn D.M., Braden C., Malec J.F., Kalmar K., Fraas M. et al. (2011). Evidence-based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 2003 through 2008. Arch. Phys. Med. Rehabil,92, 519–530. doi: 10.1016/j.apmr.2010.11.015

  30. Evans J.J., Wilson B.A., Schuri U., Andrade J., Baddeley A., Bruna O. & Lorenzi L.A. (2000). Comparison of “Errorless” and “Trial-and-error” Learning Methods for Teaching Individuals with Acquired Memory Deficits. Neuropsychological Rehabilitation,10 (1), 67–101. doi: 10.1080/096020100389309

  31. Glisky E.L., Schacter D.L., Tulving, E. (1986). Learning and retention of computer-related vocabulary in memory-impaired patients: method of vanishing cues. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology,8 (3),292–312.doi: 10.1080/01688638608401320

  32. Goldstein K. The organism: A holistic approach to biology derived from pathological data in man. New York: Zone Books /MIT Press, 1934 /1995.

  33. Goldstein K., Scheerer M. (1941). Abstract and Concrete Behavior: An Experimental StudyWith Special Tests. Psychological Monographs, ed. by John F. Dashell, 53 (2), 1–151.doi: 10.1037/h0093487

  34. Haskins E.C., Cicerone K.D., Dams-O’Connor K., Eberle R., Langenbahn D., Shapiro-Rosenbaum A., Trexler L.E. (2012). Cognitive rehabilitation manual. Translating evidence-based recommendations into practice. ACRM, 132 р.

  35. Prigatano G.P. (1999). Principles of neuropsychological rehabilitation. New York, NY: Oxford University Press, 356 p.

  36. Tulving E. (1995). Organization of memory: Quo vadis? Gazzaniga MS, ed. The cognitive neurosciences.Cambridge, MA: MIT Press, 839-847.

  37. Tulving E. (1972). Episodic and semantic memory. Organization of memory. Tulving E.; Donaldson W. (Eds). New York: Academic Press,381–403.

  38. Wilson B.A., Gracey F., Evans J.J., Bateman A. (2009). Neuropsychological rehabilitation: theory, models, therapy and outcome. New York, NY: Cambridge University Press, 368 p.doi: 10.1017/CBO9780511581083

  39. Zangwill O.L. (1947). Psychological aspects of rehabilitation in cases of brain injury. British Journal of Psychology?, 37(2), 60–69. doi: 10.1111/j.2044-8295.1947.tb01121.x

Для цитирования статьи:

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю. П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии. // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2020.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать