ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF)

Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF)

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.09.2020

Принята к публикации: 09.10.2020

Дата публикации в журнале: 30.12.2020

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; опросник черт эмоционального интеллекта ЧЭИ; толерантность к неопределенности; эмоциональная креативность

Страницы: 18-30

DOI: 10.11621/npj.2020.0402

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Крюкова Е.А., Шестова М.А. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF). // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.18-30. doi: 10.11621/npj.2020.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2020

Крюкова Екатерина Андреевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Шестова Мария Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность тематики исследованияОдин из дискутируемых вопросов современной психологии — это характеристики эмоциональной сферы в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека. Важнейшей ее составляющей является эмоциональный интеллект (ЭИ), который может изучаться с разных методологических позиций, что делает актуальным разработку соответствующих диагностических методик.

Цель: на основе русскоязычной апробации опросника “Trait Emotional Intelligent Questionnaire” (TEI Que-SF) — «Черты эмоционального интеллекта» (ЧЭИ) рассматривается проблема понимания ЭИ как способности или личностной черты, а взаимосвязи ЭИ с толерантностью к неопределенности (ТН) и эмоциональной креативностью (ЭК).

Описание хода исследованияЭИ как черта измерялся с помощью апробированного опросника ЧЭИ (N= 482), и как способность — с помощью опросника ЭмИн (N = 230), отношение к неопределенности — с помощью нового опросника толерантности к неопределенности (N = 61), эмоциональная креативность — с помощью опросника ОЭК (N = 231).

Результаты исследования.Для опросника ЧЭИ подтверждена четырехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами: «благополучие», «эмоциональность», «социальность» и «самоконтроль». Продемонстрирована их конвергентная валидность со шкалами опросника ЭмИн. Установлены связи с толерантностью к неопределенности и эмоциональной креативностью, позволяющие говорить о позитивной роли эмоционального интеллекта в стилевой и личностной саморегуляции. 

Выводы. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта опросника ЧЭИ. Выявленные положительные связи характеристик ЭИ по методикам ЧЭИ и ЭмИн, а также связи с ЭК, предполагают возможность более широкой трактовки ЭИ в качестве черты, но и не позволяют отрицать трактовку его как способности. Различия в методологических подходах относительно понимания конструкта ЭИ не препятствуют возможности измерения его как переменной интеллектуально-личностного потенциала человека, взаимосвязанной с отношением к неопределенности и с креативным потенциалом личности.

Литература

Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — № 2. — С. 103–114.

Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. — Москва : Изд-во МГУ, 1980. 

Выготский Л.С. Психология развития человека. — Москва : Смысл; Эксмо, 2005. 

Гоулман Д.Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020.

Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. 

Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2010a. — № 1. — C. 46–57. 

Корнилова Т.В.Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016.

Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. — 2010б. — Т. 31. — № 1. — С. 74–86.

Корнилова Т.В., Разваляева А.Ю. Апробация русскоязычного варианта опросника С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» (Rational-Experientalinventory) // Психологический журнал. —2017. — Т. 38. — № 3. —С. 92–107.

Корнилова Т.В., Шестова М.А., Павлова Е.М.Эмоциональная креативность в системе связей с эмоционально-личностной сферой и имплицитными теориями креативности // Психологический журнал. — 2020. — Т. 41. — № 4. — С. 19–31. doi: 10.31857/S020595920010388-2

Красавцева Ю.В. Корнилова Т.В. Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (IGT) // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39. — № 3. — С. 29–43.

Краснов Е.В., Корнилова Т.В.Эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности как предикторы результативности деятельности военных руководителей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 28–43. doi: 10.21638/11701/spbu16.2016.304

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Москва : Политиздат, 1975. — 130 с.

Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — Москва : Институт психологии РАН, 2009. — С. 264–278.

Люсин Д.В. Трехмерная модель структуры эмоциональных состояний, основанная на русскоязычных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 16. — № 2. — С. 341–356.

Люсин Д.В., Овсянникова В.В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видео-теста // Психологический журнал. — 2013. — T. 34. — № 6. — C. 82–94. 

Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (апробация опросника) // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35. — № 1. — С. 95–110.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Москва : АСТ, 2020. 

Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта : метод. пособие. — Москва : Институт психологии РАН, 2019.

Тихомиров О.К. Психология мышления. — Москва : Издательство Московского университета, 1984.

Anderson EC, Carleton RN, Diefenbach M and Han PKJ (2019) The Relationship Between Uncertainty and Affect.Front.Psychol.10 (2504). doi: 10.3389/fpsyg.2019.02504

Averill, J.R. (1999). Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates. Journal of personality, 67 (2),331–371. doi:10.1111/1467-6494.00058

Bar-Оn, R. (2007). The Bar-On Model of Emotional Intelligence: A Valid, Robust and Applicable EI Model. Organisation&People,14 (2), 27–34.

Carleton, R.N. (2016). Into the unknown: A review and synthesis of contemporary models involving uncertainty. Journal of anxiety disorders, 39, 30–43. doi:10.1016/j.janxdis.2016.02.007

Espinosa, A., Akinsulure-Smith, A.M., & Chu, T. (2019). Trait emotional intelligence, coping, and occupational distress among resettlement workers. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy11 (1), 28–34. doi:10.1037/tra0000377

Hirsh, J. B., Kang, K.S. (2016). Mechanisms of Identity Conflict: Uncertainty, Anxiety, and the Behavioral Inhibition System. Personality and Social psychology review, 120 (3), 223–244. doi:10.1177/1088868315589475

Ivcevic, Z., Brackett, M.A., & Mayer, J.D. (2007). Emotional intelligence and emotional creativity. Journal of personality, 75 (2), 199–236. doi:10.1111/j.1467-6494.2007.00437.x

Kitayama S., Park J. (2017). Emotion and biological health: the socio-cultural moderation. Current Opinion in Psychology, 17, 99–105. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.06.016

KornilovaT.V., ChumakovaM.A., KrasavtsevaY.V. (2018). Emotional Intelligence, Patterns for coping with decisional conflict and Academic Achievement in Cross-cultural prospective (evidence from selective Russian and Azerbajani student populations). Psychology in Russia: State of the Art11 (2), 134–147. doi: 10.11621/pir.2018.0209

Kornilova T.V., Krasavtseva Y.V. (2017). Role of the Dark Triad Traits and Attitude Towards Uncertainty in Decision-Making Strategies in Managers. Social Sciences and Psychology, 6 (6), 187–195.doi:10.11648/j.ss.20170606.17

Kuška, M., Trnka, R., Mana, J., & Nikolai, T. (2020). Emotional creativity: A meta-analysis and integrative review. CreativityResearch Journal, 1–10.doi:10.1080/10400419.2020.1751541

Kurtz, J.L. (2018). Savoring: A positive emotion amplifier.Frontiers of social psychology. Positive psychology: Established and emerging issues46–60.doi: 10.4324/9781315106304-4

Lea R.G., Qualter P., Davis S.K., Pérez-González J.C., & Bangee M. (2018). Trait emotional intelligence and attentional bias for positive emotion: an eye tracking study. Personality and Individual Differences, 128, 88–93. doi:10.1016/j.paid.2018.02.017

Mayer, J.D., Salovey, P.Caruso, D.R. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotional Revier. 8 (4), 290–300. doi: 10.1177/1754073916639667

O'Connor, P., Nguyen, J., & Anglim, J. (2017). Effectively coping with task stress: A study of the validity of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire–Short Form (TEIQue–SF). Journal of personality assessment, 99 (3), 304–314. doi: 10.1080/00223891.2016.1226175

Pavlova, E.M., Kornilova, T.V. (2016). The “Positive Triad” of the regulation of personal choice among creative professionals / In Moneta G.B. (eds.). Psychology of Creativity/ New York, NY: Nova Science Publishers. 153–166.

Petrides, K.V., Mikolajczak, M., Mavroveli, S., Sanchez-Ruiz, M.J., Furnham, A., & Pérez-González, J.C. (2016). Developments in trait emotional intelligence research. EmotionReview, 8 (4), 335–341. doi: 10.1177/1754073916650493

Petrides K.V. Sanchez-Ruiz M-J., Siegling A.B., Saklofske D.H., Mavroveli S. (2018). Emotional intelligence as personality: Measurement and role of trait emotional intelligence in educational contexts. Emotional intelligence in education.Parker J.D., Saklofske D.H. — Springer, Cham, 49–81.doi: 10.1007/978-3-319-90633-1_3

Petrides K.V., & Furnham A. (2001). Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European journal of personality, 15 (6), 425–448. doi:10.1002/per.416

Robinson, E., Hull, L., & Petrides, K.V. (2020). Big Five model and trait emotional intelligence in camouflaging behaviours in autism. Personality and Individual Differences, 152, 109565. doi:10.1016/j.paid.2019.109565

Sarrionandia, A., & Mikolajczak, M. (2020). A meta-analysis of the possible behavioural and biological variables linking trait emotional intelligence to health. Health Psychology Review, 14 (2), 220–244. doi:10.1080/17437199.2019.1641423

Zeidner M., & Matthews G. (2017). Ability emotional intelligence and mental health: Social support as a mediator. Personality and individual Differences, 99 (9), 196–199. doi:10.1016/j.paid.2016.05.008

Для цитирования статьи:

Крюкова Е.А., Шестова М.А.Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF). // Национальный психологический журнал. 2020. № 4. c.18-30. doi: 10.11621/npj.2020.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать