Поступила: 12.09.2020
Принята к публикации: 20.09.2020
Дата публикации в журнале: 30.10.2020
Ключевые слова: образовательная среда; угрозы безопасности образовательной среды; пандемия COVID-19; самоизоляция; дистанционное обучение; «расширенное», «смещенное» образовательное пространство
Страницы: 57–65
DOI: 10.11621/npj.2020.0307
Доступно в on-line версии с: 30.10.2020
Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности. // Национальный психологический журнал 2020. № 3. c.57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность тематики статьи определяется необходимостью исследования образовательных процессов, в частности, образовательной среды в ситуации пандемии COVID-19.
Целью исследования является анализ особенностей образовательной среды, определяемых условиями пандемии COVID-19 и требованиями самоизоляции и дистанционного обучения, а также психологических угроз безопасности образовательной среды в этих новых условиях.
Описание хода исследования. Проводилось исследование угроз безопасности образовательной среды в условиях пандемии, которые были выявлены в поисковом исследовании в первый месяц режима самоизоляции (апрель 2020 года). Анализировалась информация, предоставленная студентами младших курсов университета психологического профиля (п = 31), учителями (п = 19) и психологами московских школ (п = 6), школьниками – учениками 5–7 классов (n = 76) и родителями школьников (п = 18). Вся информация была собрана дистанционно, предоставлена на условиях анонимности и добровольности. Обработка дискурсов проводилась методом контент-анализа и тематического анализа с последующей экспертной оценкой. Выбранный методологический план качественного исследования позволяет использовать индивидуальные переживания в качестве показателей массового сознания для анализа коллективных состояний. Результаты. Выявлено, что современная ситуация, определяемая пандемией COVID-19, значительно изменяет понятие «образовательная среда». Традиционные характеристики школьной образовательной среды дополняются факторами, являющимися следствием процесса «расширения» и «смещения» образовательной среды за счет перехода, с одной стороны, из школьной в условия домашней среды; с другой – из оффлайн- в онлайн-формат. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются ситуацией самоизоляции, характеризующейся дистанционным обучением, пребыванием в домашней среде, обеднением непосредственного общения, интенсификацией общения в сети, вынужденным взаимодействием с близким окружением, необходимостью координации взаимодействия учителей и родителей, значимостью интернет-коммуникации, динамическими процессами в семье как в малой группе и пр. Особо значимые переживания у всех участников образовательного процесса во время самоизоляции вызывают ситуации, связанные с динамикой семейных и межличностных отношений, здоровьем, физической средой дома, онлайн-форматом учебного процесса.
Выводы. Программа деятельности службы сопровождения образования в школьной среде должна быть дополнена опытом и новыми практиками жизнедеятельности в условиях изоляции. В ситуации «расширенного» образовательного пространства и дистанционного обучения образовательная политика обязана, оставляя в приоритете школу, учитывать появление новых приоритетных субъектов образовательной среды, требующих внимания.
Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О.Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности. // Национальный психологический журнал. 2020. № 3. c.57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307
Скопировано в буфер обмена
Скопировать