ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности

Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.09.2020

Принята к публикации: 20.09.2020

Дата публикации в журнале: 30.10.2020

Ключевые слова: образовательная среда; угрозы безопасности образовательной среды; пандемия COVID-19; самоизоляция; дистанционное обучение; «расширенное», «смещенное» образовательное пространство

Страницы: 57–65

DOI: 10.11621/npj.2020.0307

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е. М., Савина О. О. Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности. // Национальный психологический журнал 2020. № 3. c.57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2020

Баранова Виктория Анатольевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Дубовская Екатерина Михайловна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Савина Ольга Олеговна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность тематики статьи определяется необходимостью исследования образовательных процессов, в частности, образовательной среды в ситуации пандемии COVID-19.

Целью исследования является анализ особенностей образовательной среды, определяемых условиями пандемии COVID-19 и требованиями самоизоляции и дистанционного обучения, а также психологических угроз безопасности образовательной среды в этих новых условиях.

Описание хода исследования. Проводилось исследование угроз безопасности образовательной среды в условиях пандемии, которые были выявлены в поисковом исследовании в первый месяц режима самоизоляции (апрель 2020 года). Анализировалась информация, предоставленная студентами младших курсов университета психологического профиля (п = 31), учителями (п = 19) и психологами московских школ (п = 6), школьниками – учениками 5–7 классов (n = 76) и родителями школьников (п = 18). Вся информация была собрана дистанционно, предоставлена на условиях анонимности и добровольности. Обработка дискурсов проводилась методом контент-анализа и тематического анализа с последующей экспертной оценкой. Выбранный методологический план качественного исследования позволяет использовать индивидуальные переживания в качестве показателей массового сознания для анализа коллективных состояний. Результаты. Выявлено, что современная ситуация, определяемая пандемией COVID-19, значительно изменяет понятие «образовательная среда». Традиционные характеристики школьной образовательной среды дополняются факторами, являющимися следствием процесса «расширения» и «смещения» образовательной среды за счет перехода, с одной стороны, из школьной в условия домашней среды; с другой – из оффлайн- в онлайн-формат. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются ситуацией самоизоляции, характеризующейся дистанционным обучением, пребыванием в домашней среде, обеднением непосредственного общения, интенсификацией общения в сети, вынужденным взаимодействием с близким окружением, необходимостью координации взаимодействия учителей и родителей, значимостью интернет-коммуникации, динамическими процессами в семье как в малой группе и пр. Особо значимые переживания у всех участников образовательного процесса во время самоизоляции вызывают ситуации, связанные с динамикой семейных и межличностных отношений, здоровьем, физической средой дома, онлайн-форматом учебного процесса.

Выводы. Программа деятельности службы сопровождения образования в школьной среде должна быть дополнена опытом и новыми практиками жизнедеятельности в условиях изоляции. В ситуации «расширенного» образовательного пространства и дистанционного обучения образовательная политика обязана, оставляя в приоритете школу, учитывать появление новых приоритетных субъектов образовательной среды, требующих внимания.

Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е. М., Савина О. О.Образовательная среда в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы безопасности. // Национальный психологический журнал. 2020. № 3. c.57–65. doi: 10.11621/npj.2020.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать