ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи

Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.05.2020

Принята к публикации: 16.05.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: картина мира; региональная идентичность; влияние СМИ; когнитивная карта России; образ России; молодежь из разных субъектов страны; психосемантическое шкалирование

Страницы: 158-169

DOI: 10.11621/npj.2020.0212

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Литвинов В.Ю. Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.158-169. doi: 10.11621/npj.2020.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Литвинов Владимир Юрьевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Представления человека об окружающем его мире во многом складываются на основании образов родной страны, «малой Родины», которые определили его становление как личности, сформировали его социальную идентичность. Современные информационные технологии создают все более мощные инструменты, которые средства массовой информации (СМИ) используют для формирования картины мира человека, его представления об обществе, стране, ее отдельных регионах. Нередко контент, предоставляемый СМИ, содержит основания для формирования негативных стереотипов, нерелевантных действительности образов тех или иных культур, народов, территорий, которые могут привести к дезинтеграции общества.

Цель работы: исследование особенностей восприятия региональных образов России у представителей молодежи из разных ее субъектов, определение роли
СМИ в формировании региональных образов и образа России в целом.

Описание хода исследования. Исследование пилотажное, поэтому имеет ограниченную выборку. Всего в нем приняло участие 30 молодых людей и девушек (Mage = 22.6 лет, SD=2.78) из 15 регионов России. В качестве методик были использованы опрос и углубленное интервью, психосемантическое шкалирование и проективная методика - своеобразный аналог «когнитивной карты». Психосемантическое исследование строилось на оценке следующих региональных образов: Севера России, Центральной России, Юга России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Результаты исследования. Статистически показано, что участники исследования склонны по-разному оценивать как свои собственные представления, так и те, которые, по их мнению, формируются СМИ. Формируемые СМИ образы имеют скорее положительный характер и указывают в основном на преимущества территорий, не упоминая об их возможных недостатках. Большинство респондентов имеют крайне малый собственный личный опыт, лежащий в основе знаний о различных регионах России. Их представления об особенностях регионов во многом соответствуют тем региональным образам, которые формируют СМИ. Причем, данные образы стереотипны и имеют один яркий полюс эмоциональной оценки. Категориальная структура восприятия регионов значимо отличается по факторному наполнению от структур, выявленных в результате исследования целостного образа России (Матвеева, 2010; Митина, Петренко, 2009).

Выводы. При построении региональных образов и образа России в целом молодежь отталкивается от нравственной оценки, с помощью которой они конструируют свой личный образ, и от представлений, которые формируют СМИ. Образы различных регионов страны отличаются от целостного образа России. Данное исследование является пилотным, поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать на более широкую выборку, их можно рассматривать как задел для дальнейшей работы в данном направлении.

Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 1. - Москва : Педагогика, 1982. - 488 с.

Лаврова Е.В., Матвеева Л.В. Содержание новостного дискурса и представление человека об опасности // Психологический журнал. - 2016. - №
4(37). - С. 5-20.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва : Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психол. произведения. В 2 тт. Т. 2. - Москва, 1983. - С. 251-261.

Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. - 2009. - № 10. - С.
5-10.

Леонтьев Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» // Культурно-историческая психология. - 2013. - Т. 9. - № 1. - С. 22-31.
Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы // Консультативная психология и психотерапия.

-    2016. - Т. 24. - № 1. - С. 44-63.doi: 10.17759/срр.2016240104

Матвеева Л.В. Категориальная структура образа России в молодежной аудитории // Вестник Новосибирского государственного университета.
Серия: Психология. - 2010. - Т. 4. - № 2. - С. 83-98.

Матвеева Л.В. Образ России в информационном пространстве // Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение : сборник
материалов к Всероссийской конференции «Современный образ России: проблемы и решения» / под общ. ред. Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой.

-    Москва : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2008. - С. 17-34.

Матвеева Л.В., Мочалова Ю.В., Петракова Е.Е., Аникеева Т.Я. Категориальная структура образа России и образов других стран в менталитете
жителей страны и союзного государства Белоруссии // Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия : монография / науч.
ред. А.Д. Карнышев. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - С. 64-112.

Митина О.В., Петренко В.Ф. Психосемантический анализ имиджа государства: реконструкция и измерение // Психологический журнал. -
2009. - Т. 30. - № 3. - С. 16-27.

Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. - Москва : Новый хронограф, 2009. - 440 с.

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 15-29.

Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С.
17-30.

Степин В.С. XXI век - радикальная трансформация типа цивилизационного развития // Международные Лихачевские чтения. 2017.

Пленарное заседание «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего». [Электроннный ресурс]. - Режим доступа : http://
www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/StepinVS_plen_rus_izd.pdf. (Дата обращения 10.10.2019).

Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000.

Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез : монография. - Москва : Универсум, 2018.

Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-
экономического статуса // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 4. - С. 83-101. doi:10.17759/pse.2016210409.

Anatoly N. Alekhin, Natalya N. Koroleva, & Eugeniya I. Ostasheva (2015). Semantic structures of world image as internal factors in the self-destructive
behavior of todays teenagers. Psychology in Russia: State of the Art, 8(1). 10.11621/pir.2015.0111

Bond, M. H. (2013). A general model for explaining situational influence on individual social behavior: Refining Lewins formula. Asian Journal of Social
Psychology, 16,1-15. 10.1111/ajsp. 12012

Chen, S.X., Lam, B., Wu, W., Ng, J., Buchtel, E., Guan, Y. & Deng, H. (2016). Do peoples world views matter? The why and how. Journal of personality
and social psychology,110(5), 743-765. doi: 10.1037/pspp0000061.

Corson D. (1995). World view, cultural values and discourse norms: the cycle of cultural reproduction. Int. J. Intercultural Rel.,19(2), 183-195.
/10.1016/0147-1767(95)00003-T

James W. (1905). The Perception of Reality. Principles of Psychology.N. Y.: Henry Colt and Company, 283-324.10.1037/11059-005
Koltko-Rivera, M. E. (2004). The psychology of worldviews. Review of General Psychology,8, 3-58.10.1037/1089-2680.8.1.3

Leung, K., & Bond, M.H. (2008). Psycho-logic and eco-logic: Insights from social axiom dimensions. In F. van de Vijver, D. van Hemert, & Y. P. Poortinga
(Eds.), Individuals and cultures in multilevel analysis,197-219. Mahwah, NJ: Erlbaum.

Leung, K., Bond, M.H., Reimel de Carrasquel, S., Munoz, C., Hernandez, M., Murakami, E, Yamaguchi, S., Bierbrauer, G., & Singelis, T. M. (2002).

Social axioms: The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions. Journal of Cross-Cultural Psychology,33,286-302.
10.1177/0022022102033003005

Lippmann, W. (1922). Public Opinion. New York: McMillan.

Mastro, D. E., & Kopacz, M.A. (2006). Media representations of race, prototypicality, and policy reasoning: an application of selfcategorization theory.
Journal of Broadcasting & Electronic Media,50(2), 305-322. 10.1207/sl5506878jobem5002_8

Moscovici, S. (2001). Social Representations: Explorations in Social Psychology. New York: New York University Press, 2001.

O’Guinn, T. C., & Shrum, L. J. (1997). The role of television in the construction of consumer reality. Journal of Consumer Research,23, 278-294.
doi:10.1086/209483.

Pishchik V. (2018). Indicators of children's world images and different generations parents with peculiar relationships. Procedia. Social and Behavioral
Sciences. ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education, 2018. doi: 10.15405/epsbs.2018.07.60.

Redfield R. (1955). The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells.

Redfield R. (1956). Peasant Society and culture. An Anthropological Approach to Civilization. Chicago: The University of Chicago Press.

Shibutani X (1972). Reference Groups as perspectives. In: Hollander, Edwin P., & Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology.
New York: Oxford University Press/London: Toronto.

Sue, D.W. (1990). Counsebng the culturally different: Theory & practice (2nd ed.). New York: Wiley, 1990.

Tan, E. S.-H., & Visch, V. (2018). Co-imagination of fictional worlds in film viewing. Review of General Psychology, 22(2), 230-244. doi:10.1037/
gpr0000153.

Till, B., Truong, F., Mar, R. A., & Niederkrotenthaler, T. (2016). Blurred worldview: A study on the relationship between television viewing and the
perception of the justice system. Death Studies, 40(9), 538-546. doi:10.1080/07481187

Для цитирования статьи:

Литвинов В.Ю.Влияние СМИ на региональные образы России в общей картине мира молодежи. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.158-169. doi: 10.11621/npj.2020.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать