ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
«Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина

«Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.05.2020

Принята к публикации: 03.06.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: психологический анализ литературного произведения; восприятие литературного произведения; художественное восприятие; механизмы художественного восприятия

Страницы: 109-147

DOI: 10.11621/npj.2020.0210

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность Принято считать, что«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, написанная им в1792 году, является классическим образцом русского сентиментализма. Простого указания на своеобразие подобного жанра недостаточно. Возможно, что при внимательном прочтении «Бедной Лизы» мы сможем выявить какие-то базовые, архетипические психологические механизмы, которые в скрытой форме определяют особенности современного художественного восприятия. Работа продолжает линию психологических исследований по интерпретации литературного текста, которая определялась Л.С. Выготским как «читательская критика». При этом используются разные психологические техники и герменевтические приемы анализа текста.

Цель: раскрытьявно или не явно выраженные художественные приемы, которыми пользуется Карамзин (построение сюжета, речевые и поведенческие характеристики персонажей, описание пейзажа и др.), а также рассмотреть психологические особенности реального поведения героев (мотивы поступков, аффективные реакции, поведенческие нормы, социальные ожидания, морально-нравственные оценки, мировоззренческие позиции и др.). 

Описание хода исследования. В статье проведен своеобразный анализ повести, в котором учитываются два поля (художественное/реальное), на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Обе они проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное/реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют особенность читательского переживания.

Результаты исследования. Выделен целый ряд разнообразных психологических феноменов, достаточно отчетливо проявляющихся при анализе восприятия повести «Бедная Лиза», они сопоставлены с особенностями текста, отмечены те художественные приемы, которые их порождают. Рассмотрены вопросы, касающиеся изучения своеобразия психологических механизмов художественного переживания и смыслообразования при чтении повести. Автором сведены воедино объяснительные модели и представления, используемые в филологических и психологических работах с тем, чтобы прояснить своеобразие сентиментального чувства.

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – Москва : Искусство, 1979.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – Москва : Советский писатель, 1963. – 363 с.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва : Искусство, 1968. – 575 с.

  4. Гуковский Г.А. Карамзин // История русской литературы. В 10 тт. Т. V. Ч. I– Москва; Ленинград : Изд.-во АН СССР. – 1941. – С. 55–105.

  5. Зейгарник Б. Запоминание законченных и незаконченных действий. // Левин К. Динамическая психология : избранные труды. – Москва : Смысл, 2001. – 427–495.

  6. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. – Москва : Наука, 1976. – 304 с.

  7. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 1. – Москва; Ленинград : Художественная литература, 1964. – С. 605–621. 

  8. Карамзин Н.М. История государства Российского. – Москва : Книга, 1988. 

  9. Карамзин Н.М. Чувствительный и холодный // Карамзин Н.М. Избранные произведения в 2 тт. Т.1. – Москва; Ленинград : Художественная литература, 1964. – С. 740–754.

  10. Левин К. Динамическая психология : избранные труды. – Москва : Смысл, 2001. – 572 с.

  11. Леонтьв А.Н. Проблемы развития психики. – Москва : Изд.-во МГУ, 1981. – 584 с.

  12. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания ХVIIIв.) // Роль и значение литературы XVIIIвека в истории русской литературы. XVIIIвек : сб. 7. – Москва; Ленинград : Наука, 1966. – С. 280–285. 

  13. Метерлинк М. Полное собрание сочинений. Т. 2. – Петербург : Товарищество А.Ф. Маркс, 1915.

  14. Набоков В. Писатели, цензура и читатели в России // В. Набоков Лекции по русской литературе. – Санкт-Петербург : Азбука-Классика, 2010. – С. 25–42. 

  15. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – Москва : Лабиринт, 2001. – 192 с.

  16. Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского; Выготский Л.С. Театральные рецензии. – Москва : Институт социологии образования РАО, 2015. – 568 с.

  17. Собкин В.С. К определению понятия «идентификация» // Виды и функции речевой деятельности. – Москва, 1977. – С. 115–122.

  18. Собкин В.С. К проблеме смыслового наполнения текста // Тезисы VIВсесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – Москва, 1978. – С. 176–178. 

  19. Собкин В.С., Греков С.М. Анализ использования перцептивной информации о партнере в ходе конфликтного взаимодействия // Самосознание, речь, мышление. – Алма-Ата, 1981. – С. 43–58. 

  20. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. – Москва : 1995. – 83 с.

  21. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – Москва, 1972.

  22. Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или Быть? – Киев : Ника-Центр, 1998. – 400 с. 

  23. Федута А.И. Читатель в сознании Н.М. Карамзина: До «Истории …» // Вестник Новгородского Государственного Университета – 2-15. – № 87. – Ч. 1. – С. 83–87.

  24. Хайдеггер М. Бытие и Время. – Харьков : Фолио, 2003. – 503 с. 

  25. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Сборники по теории поэтического языка. Вып. II. – Петербург, 1917. – С. 3–14.

  26. Эйхенбаум Б. Карамзин // Б. Эйхенбаум О прозе : сб.ст. – Лениград : Худож. лит., Ленингр. отд.-е, 1969. – С. 203–213. 

  27. Anzar, M. (2019). Theory of Literary Perception. Smart moves journal ijellh, 7(9), 8. Retrieved from: https://ijellh.com/OJS/index.php/OJS/article/view/9806  doi: 10.24113/ijellh.v7i12.10227

  28. Dijkstra K. & Zwan R.A. (1995). Character and Reader Emotions in Literary Text. Poetics.Amsterdam, 23(1/2), 139–157. doi:10.1016/0304-422X(94)00009-U

  29. Dixon, P., Bortolussi, M., Twilley, L. & Leung, A. (1993). Literary processing and interpretation: Toward empirical foundations. Poetics, 22, 5–33. doi:10.1016/0304-422X(93)90018-C

  30. Eco U. The Role of the Reader. Bloomington: Indiana University, 1984.

  31. Flores d'Arcais G.B., Schreuder R. (1983). The process of Language Understanding: A Few Issues in Contemporary Psycholinguistics. The Process of Language Understanding. Chichster etc.: J. Wiley a. Sons, 1–42.

  32. Fraanje, Maarten. (1999). Nikolai Karamzin and Christian Heinrich Spiess: "Poor Liza" in the Context of the Eighteenth-Century German Suicide Story. Study Group on Eighteenth-Century Russia Newsletter, 27. 

  33. Gadamer H.-G. (1977). Philosophical Hermeneutics. Berkeley: Univ. Calif. Press, LVIII, 243.

  34. Gibbs R. W. (1934). Literal Meaning and Psychological Theory. Cognitive Science, 8, 275–304. doi:10.1207/s15516709cog0803_4

  35. Graesser, A. C., Millis, K. K. & Zwaan, R. A. 1997. Discourse comprehension. Annual Review of Psychology, 48,163–189. doi: 10.1146/annurev.psych.48.1.163

  36. Hunt R.A. & Vipond D. (1986). Evaluations in literary reading. Text, 6, 53–71. doi: 10.1515/text.1.1986.6.1.53

  37. Husserl E. (1960). Cartesian Meditations: An Introduction to Phenomenology. Hague: Nijhoff, XII, 157. doi:10.1007/978-94-017-4952-7

  38. Koopman, E. M. (2015). Empathic reactions after reading: The role of genre, personal factors and affective responses. Poetics, 50, 62–79. doi:10.1016/j.poetic.2015.02.008

  39. Kneepkens E.W. (1995). Emotions and Literary Text Comrehension. Poetics.Amsterdam, 23,(1/2), 125–138. doi:10.1016/0304-422X(94)00021-W

  40. Kuiken, D. & Miall, D.S. (1995). Procedures in think aloud studies: Contributions to the phenomenology of literary response. In Rusch, G. (Ed.)Empirical approaches to literature: Proceedings of the Fourth Biannual Conference of the International Society for the Empirical Study of Literature, IGEL, 50–60. Siegen, Germany: LUMIS‐Publications.

  41. Lakoff G. (1993). The Contemporary Theory of Metaphor. In A. Ortony (Ed.) Metaphor and Thought. 2-nd ed. Cambridge Univ. Press, 202–251. doi:10.1017/CBO9781139173865.013

  42. Levy, B. A., Nicholls, A., & Kohen, D. (1993). Repeated readings: Process benefits for good and poor readers. Journal of Experimental Child Psychology,56, 303–327. doi:10.1006/jecp.1993.1037

  43. Miall, D. S. (1989). Beyond the schema given: Affective comprehension of literary narratives. Cognition and Emotion, 3, 55–78. 10.1080/02699938908415236

  44. Morrow, D.G., Greenspan, S.L. & Bower, G. H. (1987). Accessibility and situation models in narrative comprehension. Journal of Memory and Language, 28, 165–187. doi:10.1016/0749-596X(87)90122-7

  45. Nebel, Henry M., Jr. (1967). N. M. Karamzin: A Russian Sentimentalist. The Hague: Mouton & Co. doi:10.1515/9783111393773

  46. Ortony Andrew, Gerald L. Clore & Allan Collins. (1988). The Cognitive Structure of Emotions. New York.: Cambridge Univ., Press. 223. doi:10.1017/CBO9780511571299

  47. Ricoeur P. (1973). Creativity in Language: Word, Polisemy, Methaphor. Phil. Today, 17(2/4), 7–20. doi:10.5840/philtoday197317231

  48. Ricoeur P. (1973).Human Sciences and Hermeneutical Method: Meaning Action Cosidered as a Text. Expirations in Phenomenology. Hague: Nijhoff, 13–46.  doi:0.1007/978-94-010-1999-6_2

  49. Schleiermacher F.D.E. (1977). Hermeneutik und Kritik. Frankfurt a/M., 466.

  50. Trabasso, T. &Magliano, J.P. (1996). Conscious understanding during comprehension. Discourse Processes, 21, 255–287.  doi:10.1080/01638539609544959

  51. Zwaan, R. A. (1996). Toward a model of literary comprehension. In Britton B.K. & Graesser, A.C. (Eds.) Models of understanding text, 241–255.

  52. Zwaan, R. A., Langston, M. C. & Graesser, A. C. (1995). The construction of situation models in narrative comprehension: An event‐indexing model. Psychological Science, 6,292–297.doi:10.1111/j.1467-9280.1995.tb00513.x

Для цитирования статьи:

Собкин В.С.«Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210

Скопировано в буфер обмена

Скопировать