ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста

Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.05.2020

Принята к публикации: 30.05.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: дошкольный возраст; игра; регуляторные функции; сдерживающий контроль; рабочая память; когнитивная гибкость

Страницы: 99-108

DOI: 10.11621/npj.2020.0209

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Тарасова К.С., Семенов Ю.И. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Бухаленкова Дарья Алексеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Гаврилова Маргарита Николаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Айрапетян Злата Валерьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Тарасова Кристина Сергеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Семенов Юрий Иванович Научно-образовательный центр Академии Наук Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия

Аннотация

Актуальность тематики статьиВ настоящее время исследования игровой деятельности в домашних условиях являются малочисленными. При этом теоретический и эмпирический анализ показал значение игры в развитии регуляторных функций, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для специалистов дошкольной сферы и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Изучение взаимосвязи компонентов регуляторных функций с предпочтениями ребенка в игре и ее продолжительностью.

Описание хода исследования. В исследовании принимали участие дети в возраст 5-6 лет (N= 163, 52% мальчиков) а также их мамы. На первом этапе была проведена диагностика развития компонентов регуляторных функций у дошкольников (сдерживающий контроль, слуховая и зрительная рабочая память и когнитивная гибкость). Информация об особенностях игры детей дома была получена в результате заполнения родителями специализированного опросника, который содержал вопросы о продолжительности игры и игровых предпочтениях детей в домашних условиях.

Результаты исследования. Анализ предпочтений в игрушках выявил, что у большинства дошкольников есть любимые игрушки (85%), при этом мальчики предпочитают игры в конструкторы и транспорт, а девочки предпочитают паззлы и наборы для творчества, мягкие игрушки и куклы, а также игры в «семью». Было установлено, что девочки успешнее справлялись с заданиями на когнитивную гибкость, сдерживающий контроль и слуховую рабочую память. Наиболее предпочитаемым видом игр у старших дошкольников являются настольные и подвижные игры, а также строительство. Дети, которые предпочитают конструкторы и машинки, хуже справлялись с выполнением задания на когнитивную гибкость по сравнению с детьми, кто не играет в конструирование. Дети, которые предпочитают мягкие игрушки и наборы фигурок, хуже удерживают в рабочей памяти расположение объектов, чем дети предпочитающие другие игры. Дети, которые предпочитают играть дома в настольные игры, успешнее справлялись с заданием на сдерживающий контроль. Дети, чей любимый герой часто меняется, также успешнее справлялись с методикой на сдерживающий контроль, чем дети, у которых есть один постоянный любимый герой. Не было выявлено различий в продолжительности игры в зависимости от уровня развития регуляторных функций.

Выводы. Исследование показало, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами. 

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.––M.: Перспектива. 2020. – 125 c.

  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. –1966. – №6. – С. 62–68.

  3. Коффка К. Основы психического развития. – Москва: Академический проект, 2017, 356.

  4. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход – Москва: Левъ, 2017,

  5. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология. –2017. –Т. 13. –№ 3. –С. 83–86.  doi: 10.17759/chp.2017130310

  6. Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей // Вестник практической психологии образования. –2009. – № 2. – С. 45–54.

  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Книга по Требованию, 2019. – 228 с.

  8. Allee-Herndon, K. A., Taylor, D.D. & Roberts, Sh.K. (2019). Putting play in its place: presenting a continuum to decrease mental health referrals and increase purposeful play in classrooms. International Journal of Play, 186-203. doi: 10.1080/21594937.2019.1643993

  9. Chen, F. & Fleer, M. A (2016) cultural-historical reading of how play is used in families as a tool for supporting children’s emotional development in everyday life. European Early Childhood Education Research Journal, 24, 305–319.

  10. Coelho, L. A., Amatto, A. N., Gonzalez, C. L. R. & Gibb, R. L. (2020). Building executive function in pre-school children through play: a curriculum. International Journal of Play, 15, 128-142.doi:10.1080/21594937.2020.1720127

  11. Diamond, A., & Daphne, S.L. (2016). Conclusions about interventions, programs, and approaches for improving executive functions that appear justified and those that, despite much hype, do not. Developmental Cognitive Neuroscience,18, 34-48

  12. Elias, C.L., & Berk, L.E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early childhood research quarterly,17, 216–238.doi: 10.1016/S0885-2006(02)00146-1

  13. Friedman, N. P. & Miyake, A. (2017).Unity and diversity of executive functions. Individual differences as a window on cognitive structure. Corte,186-204. doi: 10.1016/j.cortex.2016.04.023

  14. Goldstein, T. R. & Lerner, M. D. (2017) Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children.// Developmental Science. –. – no.21.

  15. Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., & Bertenshaw, E.J. (2017). Play in Middle Childhood: Everyday Play Behaviour and Associated Emotions. Children and Society, 31, 378–389. doi: 10.1111/chso.12208

  16. Jaggy, A.-K., Mainhard, T., Sticca,  F. & Perren, S. The emergence of dyadic pretend play quality during peer play: the role of child competence play partner competence and dyadic constellation.// Social Development. –2020. –

  17.  Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio. TX: Psychological Corporation. 

  18. Littman, R. & Takács, Á. (2017). Do all inhibitions act alike? A study of go/no-go and stop-signal paradigms. PLoS ONE, 12., e0186774.

  19.  Nilsson, M., Ferholt, B.  &Lecusay, R. (2017).The playing-exploring child’: Reconceptualizing the relationship between play and learning in early childhood education.Contemporary Issues in Early Childhood, 1-15.

  20. Sezgin, E. & Demiriz, S. (2017). Effect of play-based educational programme on behavioral self-regulation skills of 48-60 month-old children. Early Child Development and Care,1, 14, 1100-1113.

  21. Singer E. (2015).Play and playfulness in early childhood education and care. Psychology in Russia: State of the Art, 82, 27-35.

  22. Shorer, M., Swissa, O., Levavi, P. & Swissa, A. (2019).Parental playfulness and children’s emotional regulation: the mediating role of parents’ emotional regulation and the parent–child relationship. Early Child Development and Care,1–11.

  23. Slot, P., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P. (2017).  Preschoolers' cognitive and emotional self‐regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant Child Development, e2038. doi: 10.1002/icd.2038

  24. Smirnova, E. O., Veraksa, A. N., Bukhalenkova, D. A. & Ryabkova, I. A. (2018).Relationship between play activity and cognitive development in preschool children. Cultural-Historical Psychology, 14, 4–14.

  25. Thibodeau, R., Gilpin, A., Brown, M., & Meyer, B. (2016). The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study. Journal of Experimental Child Psychology, 145, 120–138.

  26. Troller-Renfree, S.V., Buzzell, G.A., Bowers, M.E., Salo, V.C., Forman-Alberti, A., Smith, E., & Fox, N.A. (2019). Development of inhibitory control during childhood and its relations to early temperament and later social anxiety: unique insights provided by latent growth modeling and signal detection theory. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 51, 36–51. doi: 10.1111/jcpp.13025

  27. Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A. & Gavrilova, M.N. (2020). The possibility of using role-play to train executive functions in preschoolers. Cultural-Historical Psychology,16, 111–121.

  28. Viejo, С., Ortega-Ruiz, R. & Romera, E.M. (2018). Children's play and development. Early Childhood Education, 16-21. doi:10.4018/978-1-5225-5167-6.ch009

  29. White, R., & Carlson, S. (2016). What would Batman do? Self-distancing improves executive function in young children. Developmental Science, 19, 419–426. doi: 10.1111/desc.12314

  30. Yogman, M., Garner, A,  Hutchinson, J.,  Hirsh-Pasek, K. &  Golinkoff, R.M. (2018).The power of play: a pediatric role in enhancing development in young children. Pediatrics,142, e20182058. doi:10.1542/peds.2018-2058

  31. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 2006, 1, 297—301.

  32. Zelazo, P.D. (2020). Executive Function and Psychopathology: A Neurodevelopmental Perspective. Annual Review of Clinical Psychology,19, 431-454. doi:10.1146/annurev-clinpsy-072319-024242

Для цитирования статьи:

Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Тарасова К.С., Семенов Ю.И.Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

Скопировано в буфер обмена

Скопировать