Поступила: 15.05.2020
Принята к публикации: 30.05.2020
Дата публикации в журнале: 06.10.2020
Ключевые слова: дошкольный возраст; игра; регуляторные функции; сдерживающий контроль; рабочая память; когнитивная гибкость
Страницы: 99-108
DOI: 10.11621/npj.2020.0209
Доступно в on-line версии с: 06.10.2020
Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Тарасова К.С., Семенов Ю.И. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность тематики статьи. В настоящее время исследования игровой деятельности в домашних условиях являются малочисленными. При этом теоретический и эмпирический анализ показал значение игры в развитии регуляторных функций, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для специалистов дошкольной сферы и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Цель. Изучение взаимосвязи компонентов регуляторных функций с предпочтениями ребенка в игре и ее продолжительностью.
Описание хода исследования. В исследовании принимали участие дети в возраст 5-6 лет (N= 163, 52% мальчиков) а также их мамы. На первом этапе была проведена диагностика развития компонентов регуляторных функций у дошкольников (сдерживающий контроль, слуховая и зрительная рабочая память и когнитивная гибкость). Информация об особенностях игры детей дома была получена в результате заполнения родителями специализированного опросника, который содержал вопросы о продолжительности игры и игровых предпочтениях детей в домашних условиях.
Результаты исследования. Анализ предпочтений в игрушках выявил, что у большинства дошкольников есть любимые игрушки (85%), при этом мальчики предпочитают игры в конструкторы и транспорт, а девочки предпочитают паззлы и наборы для творчества, мягкие игрушки и куклы, а также игры в «семью». Было установлено, что девочки успешнее справлялись с заданиями на когнитивную гибкость, сдерживающий контроль и слуховую рабочую память. Наиболее предпочитаемым видом игр у старших дошкольников являются настольные и подвижные игры, а также строительство. Дети, которые предпочитают конструкторы и машинки, хуже справлялись с выполнением задания на когнитивную гибкость по сравнению с детьми, кто не играет в конструирование. Дети, которые предпочитают мягкие игрушки и наборы фигурок, хуже удерживают в рабочей памяти расположение объектов, чем дети предпочитающие другие игры. Дети, которые предпочитают играть дома в настольные игры, успешнее справлялись с заданием на сдерживающий контроль. Дети, чей любимый герой часто меняется, также успешнее справлялись с методикой на сдерживающий контроль, чем дети, у которых есть один постоянный любимый герой. Не было выявлено различий в продолжительности игры в зависимости от уровня развития регуляторных функций.
Выводы. Исследование показало, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.––M.: Перспектива. 2020. – 125 c.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. –1966. – №6. – С. 62–68.
Коффка К. Основы психического развития. – Москва: Академический проект, 2017, 356.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход – Москва: Левъ, 2017,
Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология. –2017. –Т. 13. –№ 3. –С. 83–86. doi: 10.17759/chp.2017130310
Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей // Вестник практической психологии образования. –2009. – № 2. – С. 45–54.
Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Книга по Требованию, 2019. – 228 с.
Allee-Herndon, K. A., Taylor, D.D. & Roberts, Sh.K. (2019). Putting play in its place: presenting a continuum to decrease mental health referrals and increase purposeful play in classrooms. International Journal of Play, 186-203. doi: 10.1080/21594937.2019.1643993
Chen, F. & Fleer, M. A (2016) cultural-historical reading of how play is used in families as a tool for supporting children’s emotional development in everyday life. European Early Childhood Education Research Journal, 24, 305–319.
Coelho, L. A., Amatto, A. N., Gonzalez, C. L. R. & Gibb, R. L. (2020). Building executive function in pre-school children through play: a curriculum. International Journal of Play, 15, 128-142.doi:10.1080/21594937.2020.1720127
Diamond, A., & Daphne, S.L. (2016). Conclusions about interventions, programs, and approaches for improving executive functions that appear justified and those that, despite much hype, do not. Developmental Cognitive Neuroscience,18, 34-48
Elias, C.L., & Berk, L.E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early childhood research quarterly,17, 216–238.doi: 10.1016/S0885-2006(02)00146-1
Friedman, N. P. & Miyake, A. (2017).Unity and diversity of executive functions. Individual differences as a window on cognitive structure. Corte,186-204. doi: 10.1016/j.cortex.2016.04.023
Goldstein, T. R. & Lerner, M. D. (2017) Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children.// Developmental Science. –. – no.21.
Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., & Bertenshaw, E.J. (2017). Play in Middle Childhood: Everyday Play Behaviour and Associated Emotions. Children and Society, 31, 378–389. doi: 10.1111/chso.12208
Jaggy, A.-K., Mainhard, T., Sticca, F. & Perren, S. The emergence of dyadic pretend play quality during peer play: the role of child competence play partner competence and dyadic constellation.// Social Development. –2020. –
Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio. TX: Psychological Corporation.
Littman, R. & Takács, Á. (2017). Do all inhibitions act alike? A study of go/no-go and stop-signal paradigms. PLoS ONE, 12., e0186774.
Nilsson, M., Ferholt, B. &Lecusay, R. (2017).The playing-exploring child’: Reconceptualizing the relationship between play and learning in early childhood education.Contemporary Issues in Early Childhood, 1-15.
Sezgin, E. & Demiriz, S. (2017). Effect of play-based educational programme on behavioral self-regulation skills of 48-60 month-old children. Early Child Development and Care,1, 14, 1100-1113.
Singer E. (2015).Play and playfulness in early childhood education and care. Psychology in Russia: State of the Art, 82, 27-35.
Shorer, M., Swissa, O., Levavi, P. & Swissa, A. (2019).Parental playfulness and children’s emotional regulation: the mediating role of parents’ emotional regulation and the parent–child relationship. Early Child Development and Care,1–11.
Slot, P., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P. (2017). Preschoolers' cognitive and emotional self‐regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant Child Development, e2038. doi: 10.1002/icd.2038
Smirnova, E. O., Veraksa, A. N., Bukhalenkova, D. A. & Ryabkova, I. A. (2018).Relationship between play activity and cognitive development in preschool children. Cultural-Historical Psychology, 14, 4–14.
Thibodeau, R., Gilpin, A., Brown, M., & Meyer, B. (2016). The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study. Journal of Experimental Child Psychology, 145, 120–138.
Troller-Renfree, S.V., Buzzell, G.A., Bowers, M.E., Salo, V.C., Forman-Alberti, A., Smith, E., & Fox, N.A. (2019). Development of inhibitory control during childhood and its relations to early temperament and later social anxiety: unique insights provided by latent growth modeling and signal detection theory. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 51, 36–51. doi: 10.1111/jcpp.13025
Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A. & Gavrilova, M.N. (2020). The possibility of using role-play to train executive functions in preschoolers. Cultural-Historical Psychology,16, 111–121.
Viejo, С., Ortega-Ruiz, R. & Romera, E.M. (2018). Children's play and development. Early Childhood Education, 16-21. doi:10.4018/978-1-5225-5167-6.ch009
White, R., & Carlson, S. (2016). What would Batman do? Self-distancing improves executive function in young children. Developmental Science, 19, 419–426. doi: 10.1111/desc.12314
Yogman, M., Garner, A, Hutchinson, J., Hirsh-Pasek, K. & Golinkoff, R.M. (2018).The power of play: a pediatric role in enhancing development in young children. Pediatrics,142, e20182058. doi:10.1542/peds.2018-2058
Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 2006, 1, 297—301.
Zelazo, P.D. (2020). Executive Function and Psychopathology: A Neurodevelopmental Perspective. Annual Review of Clinical Psychology,19, 431-454. doi:10.1146/annurev-clinpsy-072319-024242
Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Тарасова К.С., Семенов Ю.И.Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209
Скопировано в буфер обмена
Скопировать