Поступила: 15.04.2020
Принята к публикации: 08.05.2020
Дата публикации в журнале: 06.10.2020
Ключевые слова: идентичность; образ семьи; семейные роли; подросток; закрытое учреждение
Страницы: 85-98
DOI: 10.11621/npj.2020.0208
Доступно в on-line версии с: 06.10.2020
Солонченко С.С. Связь идентичности с образом семьи у выпускников закрытых учреждений. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.85-98. doi: 10.11621/npj.2020.0208
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность тематики статьи. Результаты современных исследований психологических особенностей выпускников закрытых учреждений свидетельствуют о том, что у подростков, воспитывающихся в этих учреждениях, представления о семье деформированы. Основываясь на них, бывшие подростки не умеют создать надежные семейные отношения, часто ведут асоциальный образ жизни и отдают своих детей в те же учреждения, выпускниками которых являются. Изучение причин деформации образа семьи у подростков, оставшихся без попечения родителей, позволит работать с этими причинами и помочь выпускникам закрытых учреждений сформировать полный, структурированный образ семьи. Это поможет им в их социализации в обществе.
Цель работы: исследование связиидентичности с образом семьи у выпускников закрытых учреждений. Мы предполагали, что такая связь существует.
Описание хода исследования. В статье проанализированы результатыисследования личностной идентичности и структурные особенности образа семьи выпускников закрытых учреждений. Рассмотрены психологические особенности развития подростков, оставшихся без попечения родителей.
Описывается проведенное авторами исследование, выборку которого составили 68 респондентов – выпускники закрытых учреждений подросткового возраста (15–17 лет), имеющие опыт проживания в учреждении более 5 лет, являющиеся учащимися профессиональных образовательных организаций Белгородской области, находящиеся на полном государственном обеспечении. Среди них 33 девушки и 35 юношей.
В исследовании были использованы следующие методики: методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т.В. Румянцевой), метод свободных ассоциаций и 21 факторный семантический дифференциал.
Результаты исследования. Выдвинутое нами предположение получило подтверждение. Подтверждено наличие связей между компонентами идентичности (социальное, коммуникативное, материальное и деятельностное «Я») и образом семьи у выпускников закрытых учреждений подросткового возраста. Коммуникабельного, направленного на общение подростка, имеющего опыт проживания в закрытом учреждении, не привлекают семейные отношения. Ощущение «братства» и «семейных уз», связывающее между собой воспитанников закрытых учреждений, переносится «во взрослую жизнь», где все становится общим, в том числе и бюджет семьи, если она создается. Если же у подростка материальная составляющая идентичности выражена слабо, друзья быстро теряют к нему интерес, «узы детдомовского братства» ослабевают и подросток имеет возможность сам строить свою дальнейшую, в том числе семейную жизнь. Понимание своей принадлежности к семье, своей роли в семейной иерархии, способствуют проявлению отзывчивости в семейных отношениях. Подростки, описывающие себя через интересы, хобби, навыки и пр., осознают значимость семейных ролей и способны качественно выполнять соответствующие им обязанности.
Выводы. Результаты исследования могут быть использованы для организации работы с подростками из закрытых учебных заведений, направленной на формирование у них правильного положительного образа семьи, усвоение ими социальных норм и ролей будущего супруга и родителя.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 1997.
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1986.
Водопьянова Л.Н., Климова И.В., Салькова Н.И. Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3 чч. Ч. 3. – Москва, 2005. – С. 125–129.
Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2003.
Дубровина, И.В. Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. – Москва: АСТ, 1998.
Евдокимова Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи : дис. … канд. психол. наук. – Калуга, 2004.
Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. –Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999.
Кузнецова Т.В. Современные подходы к профессиональному формированию личности: постановка проблемы // Образование и общество. – 2009. – № 5. – С. 26–30.
Левандовская Е.А. Развитие внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: на примере Республики Крым : дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2015.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж : Речь, 1997.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении : сочинения в 3 тт. – Москва : Мысль, 1985.
Мишина Т.Н. Психологические основы формирования семьи. – Москва : Альфа, 2015.
Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 32 – 39.
Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. – Москва : Просвещение, 2000.
Недожогина Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраст в условиях социального приюта //Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – 2005. – № 2. – С. 18–25.
Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства : дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2009.
Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессионально замещающая семья. – Москва : Генезис, 2006.
Панюшева Т.А., Капилина Т.Д., Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддержка. – Москва : Литпресс, 2012.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы. – Москва : Академия, 2003.
Путилова Л. М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии) : дис. ... докт. философ, наук. – Москва, 1999.
Савченко Д.Д., Социально-психологические особенности подростков, не имеющих опыта жизни в семье : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2016.
Снигирева Е.В., Развитие структур интеллекта у младших школьников в различных условиях обучения : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2007.
Строкова С.С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – № 2. – С. 29–46. doi: 10.17759/cpp.2016240203
Татаринцева М.С. Образ родительской и будущей семьи у подростков из семей разного типа // Современная психология. – 2006. – № 1. – С. 6–8.
Шубина А.С. Образ семьи в картине мира детей оставшихся без попечения родителей : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2009.
Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 5. – № 2. – С. 203–213.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозо-подобными состояниями : методические рекомендации. – Ленинград : Просвещение, 1987.
Яббарова Р.А. Формирование образа семьи у младших школьников в условиях школы-интерната средствами народной педагогики : дис. … канд. психол. наук. – Киров, 2011.
Barnhill, L.R. (1979). Healthy family system - Family coordinator, London: Academic Press. doi: 10.2307/583274
Cooley, C.H. (1992). Human Nature and the Social Order. New York: Charles Scribner's Sons.
Cooley, C.H. (1990). Social Organization: A study of the larger mind. New York: Charles Scribner's Sons.
Erikson E.H. (1982). The life cycle completed. New York: Norton.
Erikson E.H., Erikson J. M. (1981) On Generativity and Identity: From a Conversation with Erik and Joan Erikson. Harvard Educational Review, 5 (2), 249–269.doi: 10.17763/haer.51.2.g211757u27732p67
Erikson, E.H. (1982). The life cycle completed. New York: Norton.
Erikson, E.H. & Erikson J.M. (1981). On Generativity and Identity: From a Conversation with Erik and Joan Erikson. Harvard Educational Review, 5 (2),249–269. doi: 0.17763/haer.51.2.g211757u27732p67
Freud, A. (2002). A Life Dedicated to Children, New York: Schocken Books.
Freud, А. (1998). The Dream of Psychoanalysis, New York: Addison-Wesley.
Freud, S. (2004). Das Ich und das Es. London: Academic Press.
Fromm, Е. (1978). The Anatomy of Human Destructiveness, New York: Guilford Publications.
Goffman, E. (1963). Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Prentice-Hall.
Kelly, G.A. (1991). The psychology of personal constructs. 1. Oxford: Oxford University Press.
Kelly, G.A. (1991). The psychology of personal constructs. 2. Oxford: Oxford University Press.
Mead, H (1934). Mind, Self and Society from the points of a Social Behaviorist. Washington DC: Pew Research Center.
Rice, F. (2008). The Adolescent. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers, C. (1990). Communication: Its Blocking and Its Facilitation. Boston: Houghton Mifflin.
Seywert, F. (1990). L’évaluation système de la famille. Paris: Presses Universitaires de France.
Simmel, G. (2006). Group Expansion and the Development of Individuality. Classical Sociological Theory. Blackwell Publishing.
Schützenberger, A.A. (1998). The Ancestor Syndrome, Routledge. New York: Arkana.
Tajfel, H., & Turner, J.C. (2003). An integrative theory of intergroup conflict. New York: BrunnerRoutledge.
Tajfel, H. (1981), Human Groups and Social Categories. Cambridge: Cambridge University Press.
Солонченко С.С.Связь идентичности с образом семьи у выпускников закрытых учреждений. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.85-98. doi: 10.11621/npj.2020.0208
Скопировано в буфер обмена
Скопировать