ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка

Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.05.2020

Принята к публикации: 25.05.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: виртуальная реальность; психическое развитие; цифровое образование; дошкольный возраст; эффект присутствия

Страницы: 21-30

DOI: 10.11621/npj.2020.0202

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Ковалев А.И., Старостина Ю.А. Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.21-30. doi: 10.11621/npj.2020.0202

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Ковалев Артем Иванович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Старостина Юлия Андреевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Технологии виртуальной реальности (ВР) получают все большее распространение в различных сферах жизнедеятельности, все чаще они используются лицами детского возраста. При этом существует крайне незначительное количество исследований, посвященных особенностям использования ВР детьми разных возрастов, до сих пор нет описания методических и методологических особенностей воздействия ВР на процессы психического развития современного ребенка.

Цель: рассмотрение технологий виртуальной реальности как средства развития современного ребенка. В соответствии с целью были поставлены задачи анализа результатов применения, возможностей и ограничений использования ВР в качестве инструмента, опосредствующего процесс психического развития. 

Описание хода исследования. В работе рассматривается качественная специфика технологий виртуальной реальности в отличие от иных цифровых технологий. Дан анализ особенностей воздействия технологий виртуальной реальности на детей разного возраста с точки зрения нахождения границ применимости технологий ВР. Отмечается, что погружение в виртуальные среды детей различных возрастных групп происходит с различной степенью интенсивности, что определяется, в первую очередь, особенностями развития когнитивных функций на данных возрастных этапах. Выделены положительные эффекты применения технологий виртуальной реальности как образовательного средства в условиях цифровизации образовательного процесса. В результате было показано, что успешное погружение ребенка в виртуальный мир и эффективное овладение им средствами виртуальной реальности требует развития навыков адаптации к окружающему миру нового формата, успешная деятельность в котором возможна только при формировании релевантных ему операций и действий.

Результаты исследования. Анализ существующих результатов исследований технологий ВР как средства развития современного ребенка обнаружил ряд существенных фактов, определяющих дальнейшие методологические изыскания в рамках данной проблематики. К ним относятся, в первую очередь, смещение акцентов при изучении ВР-технологий с рассмотрения рисков и негативных последствий в сторону качественных положительных эффектов от их применения с целью преодоления классических для цифровых технологий ограничений. 

Выводы. ВР-технологии имеют значительные перспективы и как исследовательский инструмент, и как формирующее средство, релевантное развивающемуся цифровому пространству.

Литература

  1. Анкудинова С.А., Непочатых И.А. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста с помощью информационно-коммуникационных технологий // Инновационная наука. – 2016. – № 12(3). – С. 31–35. 

  2. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером. // Экспериментальная психология. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 110–122. 

  3. Денисенкова Н.С. Эррозия норм развития современного ребенка // Материалы международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство». – Москва : изд-во Высшей школы экономики, 2017. – С. 37–40.

  4. Егоров С.Ю., Шилко Р.С., Ковалев А.И., Зинченко Ю.П. Перспективы развития цифрового образования: анализ с позиций системно-деятельностного подхода // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. –2019. – № 4. – С. 120–127. doi: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-120-127

  5. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1(3). – С. 54–62. doi: 10.11621/pir.2010.0001

  6. Побокин П.А. Развитие мыслительных процессов школьников, их психических состояний как следствие применения виртуальных математических программ // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 192–196.

  7. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов. // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 3. – С. 72–80. 

  8. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2 – С. 88–97.

  9. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. – 2018. – Т. 21. – № 4. – С. 378–391. 

  10. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – Вып. 2 (14). – С. 1–21. . doi: 10.15393/j5.art.2016.3128

  11. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Опыт построения диагностики пространственного образа себя в раннем возрасте // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – C. 58–68.

  12. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 2. – С. 71–76.

  13. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 3. – C. 42–53. doi: 10.17759/pse.2018230304

  14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. – 2014. – № 2. – С. 20–24.

  15. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства // Труды по социологии образования. Т.17. Вып. 29. – Москва, 2013 – 167 c. 

  16. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – № 3. – С. 71–80. doi: 10.17759/sps.2018090308

  17. Чеботарев П.Н., Царьков И.С. Опыт эффективного использования ИКТ-инфраструктуры средней школы // Информатика и образование. – 2013. – № 2. – С. 50–54.

  18. Шариков А.В., Айгистова Ю.В. Место анимации в жизни младших дошкольников. // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – С. 72–79.

  19. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. – Москва : АСТ, 2014. – 288 с.

  20. Ahn, S. J., & Bailenson, J. N. (2011). Self-endorsing versus other-endorsing in virtual environments. Journal of Advertising, 40(2), 93–106. doi:10.2753/JOA0091-3367400207

  21. Azmandian, M., Hancock, M., Benko, H., Ofek, E., & Wilson, A. D. (2016, May). Haptic retargeting: Dynamic repurposing of passive haptics for enhanced virtual reality experiences. In Proceedings of the 2016 chi conference on human factors in computing systems, 1968–1979. doi: 10.1145/2858036.2858226

  22. Bailey, J. O., Bailenson, J. N., Flora, J., Armel, K. C., Voelker, D., & Reeves, B. (2015). The impact of vivid messages on reducing energy consumption related to hot water use. Environment and Behavior, 47(5), 570–592. doi:10.1145/2858036.2858226

  23. Banakou, D., Groten, R., & Slater, M. (2013). Illusory ownership of a virtual child body causes overestimation of object sizes and implicit attitude changes. Proceedings of the National Academy of Sciences, 110(31), 12846–12851.  doi: 10.1073/pnas.1306779110

  24. Baumgartner, T., Speck, D., Wettstein, D., Masnari, O., Beeli, G., & Jäncke, L. (2008). Feeling present in arousing virtual reality worlds: prefrontal brain regions differentially orchestrate presence experience in adults and children. Frontiers in human neuroscience,2, 8. doi:10.3389/neuro.09.008.2008

  25. Blakemore, S. -J., & Mills, K. L. (2014). Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? Annual Review of Psychology, 65(1), 187–207. doi:10.1146/annurev-psych-010213-115202

  26. Blascovich J., Bailenson J. (2011). Infinite reality: Avatars, eternal life, new worlds, and the dawn of the virtual revolution. William Morrow & Co.

  27. Blascovich, J., Loomis, J., Beall, A. C., Swinth, K. R., Hoyt, C. L., & Bailenson, J. N. (2002). Immersive virtual environment technology as a methodological tool for social psychology. Psychological Inquiry, 13(2), 103–124. doi:10.1207/S15327965PLI1302_01

  28. Blum-Ross A., Livingstone S. (2017). Families and screen time: Current advice and emerging research. London: London School of Economics and Political Science, 52.

  29. Castel, A. D., Pratt, J., & Drummond, E. (2005). The effects of action video game experience on the time course of inhibition of return and the efficiency of visual search. Acta psychologica, 119(2), 217–230. doi:10.1016/j.actpsy.2005.02.004

  30. Claxton, L. J., & Ponto, K. C. (2013). Understanding the properties of interactive televised characters. Journal of Applied Developmental Psychology, 34(2), 57–62.doi: 10.1016/j.appdev.2012.11.007

  31. Crosier, J. K., Cobb, S. V., & Wilson, J. R. (2000). Experimental comparison of virtual reality with traditional teaching methods for teaching radioactivity. Education and Information Technologies, 5(4), 329–343. doi:10.1023/A:1012009725532

  32. De Lisi, R., & Wolford, J. L. (2002). Improving children's mental rotation accuracy with computer game playing. The Journal of genetic psychology, 163(3), 272–282. doi:10.1080/00221320209598683

  33. DeLoache, J. S. (2004). Becoming symbol-minded. Trends in Cognitive Sciences, 8(2), 66–70. 10.1016/j.tics.2003.12.004

  34. Fivush, R. (2011). The development of autobiographical memory. Annual Review of Psychology, 62(1), 559–582. doi: 10.1146/annurev.psych.121208.131702

  35. Fox, J., Bailenson, J., & Binney, J. (2009). Virtual experiences, physical behaviors: The effect of presence on imitation of an eating avatar. Presence Teleoperators and Virtual Environments, 18(4), 294–303.  doi: 10.1162/pres.18.4.294

  36. Fox, J., Bailenson, J. N., & Tricase, L. (2013). The embodiment of sexualized virtual selves: The Proteus effect and experiences of self-objectification via avatars. Computers in Human Behavior, 29(3), 930–938. doi:10.1016/j.chb.2012.12.027

  37. Fox, S. E., Levitt, P., & Nelson, C. A., III (2010). How the timing and quality of early experiences influence the development of brain architecture. Child Development, 81(1), 28–40.  doi: 10.1111/j.1467-8624.2009.01380.x

  38. Green, C.S., & Bavelier, D. (2006). Effect of action video games on the spatial distribution of visuospatial attention. Journal of experimental psychology: Human perception and performance, 32(6), 14–65. 10.1037/0096-1523.32.6.1465

  39. Hu-Au, E., & Lee, J.J. (2017). Virtual reality in education: a tool for learning in the experience age. International Journal of Innovation in Education, 4(4), 215–226. doi:10.1504/IJIIE.2017.10012691

  40. Ijaz, K., Bogdanovych, A., & Trescak, T. (2017). Virtual worlds vs books and videos in history education. Interactive Learning Environments, 25(7), 904–929.doi: 10.1080/10494820.2016.1225099

  41. (2012). Inactivity and screen time. Australian Department of Health. Retrieved from: https://www1.health.gov.au/internet/publications/publishing.nsf/Content/gug-indig-hb~inactivitiy

  42. Kildare C. A., Middlemiss W. (2017). Impact of parents mobile device use on parent-child interaction: A literature review, Computers in Human Behavior, 75, 579-593. doi:10.1016/j.chb.2017.06.003

  43. Lahikainen A. R., Mälkiä T., Repo K. (2017). Media, Family Interaction and the Digitalization of Childhood. Edward Elgar Publishing.doi:10.4337/9781785366673

  44. Lauricella, A. R., Cingel, D. P., Blackwell, C., Wartella, E., & Conway, A. (2014). The mobile generation: youth and adolescent ownership and use of new media. Communication Research Reports, 31(4), 357–364. doi:10.1080/08824096.2014.963221

  45. Lee S., Lee J. H. (2017) Does Spatial Attribute between 2D and 3D Virtual Spaces make Different User Immersion of Audio-Visual Events? Proceedings of the 9th International Conference on Computer and Automation Engineering,56–59.  doi: 10.1145/3057039.3057092

  46. Li, X., & Atkins, M. S. (2004). Early childhood computer experience and cognitive and motor development. Pediatrics, 113(6), 1715–1722.doi: 10.1542/peds.113.6.1715

  47. Livingstone, S., Ólafsson, K., Helsper, E. J., Lupiáñez-Villanueva, F., Veltri, G. A., & Folkvord, F. (2017). Maximizing opportunities and minimizing risks for children online: The role of digital skills in emerging strategies of parental mediation. Journal of Communication, 67(1), 82–105.doi: 10.1111/jcom.12277

  48. (2016). Media and young minds. AAP Council on Communications and Media. Pediatrics,138(5). e20162591doi: 10.1542/peds.2016-2591

  49. Mifsud, C.L., & Petrova, R. (2017). Young children (0-8) and digital technology: The national report for Malta. Malta: University of Malta/EU Joint Research Centre. 

  50. Nelson, K., & Fivush, R. (2004). The emergence of autobiographical memory: A social cultural developmental theory. Psychological Review, 111(2), 486–511. doi:10.1037/0033-295X.111.2.486

  51. Peck, T. C., Seinfeld, S., Aglioti, S. M., & Slater, M. (2013). Putting yourself in the skin of a black avatar reduces implicit racial bias. Consciousness and Cognition, 22(3), 779–787. doi:10.1016/j.concog.2013.04.016

  52. Plaksina E. B. (2020). The Formation of a Communicative Culture in a Preschool Child in a Multicultural Environment in the Digitalization Era. International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020).Atlantis Press, 228–231.doi: 10.2991/assehr.k.200509.041

  53. Rideout, V. (2013). Zero to eight: Children’s media use in America 2013. Common Sense Media.Retrieved from: https://www.commonsensemedia.org/research/zero-to-eightchildrens-media-use-in-america-2013

  54. Salomon, R., Lim, M., Pfeiffer, C., Gassert, R., & Blanke, O. (2013). Full body illusion is associated with widespread skin temperature reduction. Frontiers in Behavioral Neuroscience, 7, 65. 

  55. Sharar, S. R., Carrougher, G. J., Nakamura, D., Hoffman, H. G., Blough, D. K., & Patterson, D. R. (2007). Factors influencing the efficacy of virtual reality distraction analgesia during postburn physical therapy: Preliminary results from 3 ongoing studies. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation,88(12 Suppl. 2), S43–S49. doi: 10.1016/j.apmr.2007.09.004

  56. Spitzer, M. (2015). Cyberkrank!: Wie das digitalisierte Leben unsere Gesundheit ruiniert. Droemer eBook. 

  57. Standen, P. J., & Brown, D. J. (2006). Virtual reality and its role in removing the barriers that turn cognitive impairments into intellectual disability. Virtual Reality, 10(3-4), 241–252.  doi: 10.1007/s10055-006-0042-6

  58. Vaala, S. E., & Hornik, R. C. (2014). Predicting US infants' and toddlers' TV/video viewing rates: Mothers' cognitions and structural life circumstances. Journal of Children and Media, 8(2), 163–182. doi:10.1080/17482798.2013.824494

  59. Wang, L., Jiao, L., He, T., Li, J., & Mühlhäuser, M. (2018). Service entity placement for social virtual reality applications in edge computing. In IEEE INFOCOM 2018-IEEE Conference on Computer Communications, 468–476. doi: 10.1109/INFOCOM.2018.8486411

  60. Yee, N., & Bailenson, J. (2007). The proteus effect: The effect of transformed selfrepresentation on behavior. Human Communication Research, 33(3), 271–290. doi: 10.1111/j.1468-2958.2007.00299.x

  61. Zack, E., Gerhardstein, P., Meltzoff, A. N., & Barr, R. (2013). 15‐month‐olds’ transfer of learning between touch screen and real‐world displays: language cues and cognitive loads. Scandinavian Journal of Psychology, 54(1), 20–25.  doi: 10.1111/sjop.12001

Для цитирования статьи:

Ковалев А.И., Старостина Ю.А.Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.21-30. doi: 10.11621/npj.2020.0202

Скопировано в буфер обмена

Скопировать