ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи

Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.06.2020

Принята к публикации: 16.06.2020

Дата публикации в журнале: 06.10.2020

Ключевые слова: киберагрессия; подростки; молодежь; флейминг; хейтинг; троллинг; киберсталкинг; кибербуллинг

Страницы: 3-20

DOI: 10.11621/npj.2020.0201

Доступно в on-line версии с: 06.10.2020

Для цитирования статьи:

Солдатова Г. У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. // Национальный психологический журнал 2020. № 2. c.3-20. doi: 10.11621/npj.2020.0201

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2020

Солдатова Галина Уртанбековна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Рассказова Елена Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Чигарькова Светлана Вячеславна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контексттематики статьиВнедрение цифровых технологий в повседневность приводит к «отцифровыванию» и трансформации различных социокультурных практик, в том числе связанных с деструктивным поведением. Широкое распространение в сети получает киберагрессия, не наносящая непосредственного физического вреда, но оказывающая продолжительное негативное воздействие на психологическое состояние участников и затрагивающая, в первую очередь, наиболее активных цифровых пользователей – подростков и молодежь. 

Цель. Цель исследования – анализ соотношения офлайн- и онлайн-агрессии, распространенности различных видов киберагрессии среди подростков и молодежи, частоты столкновениям с такими ситуациями и силы их негативного эмоционального переживания, а также осведомленности родителей об этом опыте своих детей.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 3395 человек: 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из 8 федеральных округов РФ. Респонденты отвечали на вопросы, посвященные соотношению опыта онлайн- и офлайн-агрессии, оценивали частоту столкновения с ситуациями киберагрессии (флейминг, хейтинг, троллинг, киберсталкинг, кибербуллинг) и эмоциональную реакцию на них.

Результаты исследования. Школа опережает интернет в качестве пространства столкновения с враждебными ситуациями.Респонденты всех поколений считают, что человек сильнее переживает болезненные или враждебные ситуации в реальной жизни, чем онлайн. Большинство подростков сталкивается с различными видами киберагрессии. Каждый второй подросток сталкивался с тремя и более видами онлайн-агрессии, при этом старшие подростки чаще, чем подростки 12–13 лет и молодежь (F=18.16, p<0.01, η2=0.02). Чаще всего подростки сталкиваются с флеймингом, троллингом и хейтингом, несколько реже – с кибербуллингом и киберсталкингом. Молодые люди чаще остальных сталкиваются с флеймингом. Наименее эмоционально значимыми ситуациями оказались флейминг и хейтинг. Троллинг вызывает сильные переживания у каждого третьего подростка, киберсталкинг – у каждого пятого, кибербуллинг – у каждого второго подростка. При этом родители недостаточно осведомлены об опыте столкновения детей с киберагрессией и остроте переживания ими таких ситуаций. 

Заключение. Распространенность различных видов киберагрессии и степень эмоциональной реакции на них требует выработки дифференцированных подходов как к профилактике разнообразных ситуаций киберагрессии, так и к конструированию специфических стратегий совладания при столкновении с ними.

Литература

Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – Москва : Апрель Пресс, 2000. – 508 с. ISBN 5-04-004214-0.

Бочавер А., Холмов К. Кибербуллинг: Травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 177–191.

Булатова Е.И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг // Вестник СПбГУК. – 2017. – Т. 31. – №2 (31). – С. 75–78.

Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмурдского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 48–51.

Выготский Л.С. Проблемы развития психики. – Москва : Педагогика, 1982. – 368 с.

Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 142–157. doi:10.17759/sps.2016070210.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – Санкт-Петербург, 1996. – 347 с.

Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. – 2009. – Т. 6. – № 1. – С. 48–57. : [сайт]. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n1/28271.shtml –(дата обращения: 09.08.2020)

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – Москва : Смысл, 2017. – 375 с. ISBN 978-5-89357-363-3.

Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренева А.А., Илюхина С.Н. Мы в ответе за цифровой мир: профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 176 с. ISBN 978-5-89353-588-4.

Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – № 3. – С. 71–80. doi:10.17759/sps.2018090308.

Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. – 2019. – Т. 35. – № 3(35). – С. 17–31. doi: 10.11621/npj.2019.0303

Alonzo M., Aiken M. (2004). Flaming in electronic communication. Decision Support Systems, 36, 205–213. doi: 10.1016/S0167-9236(02)00190-2

Aricak O.T., Ozbay A. (2016). Investigation of the relationship between cyberbullying, cybervictimization, alexithymia and anger expression styles among adolescents. Computers in Human Behavior, 55, 278–285. doi: 10.1016/j.chb.2015.09.015

Bauman S., Underwood M.K., Card N. (2013). Definitions: Another perspective and a proposal for beginning with cyberaggression. In: Bauman S., Walker J., Cross D. (eds.). Principles of cyberbullying research: Definitions, measures, and methodology. New York, NY: Routledge, 41–46. doi:10.4324/9780203084601

Blaya C., Audrin C. (2019). Toward an Understanding of the Characteristics of Secondary School Cyberhate Perpetrators. Frontiers in Education, 4, Article 46. doi: 10.3389/feduc.2019.00046

Buckels E.E., Trapnell P.D., Andjelovic T., Paulhus D.L. (2019). Internet trolling and everyday sadism: Parallel effects on pain perception and moral judgment. Journal of Personality, 87, 328–340. doi:10.1111/jopy.12393

Celik S. (2019). Experiences of internet users regarding cyberhate. Information Technology & People, 6, 1446–1471.doi:10.1108/itp-01-2018-0009

Costello M., Rukus J., Hawdon J. (2019). We don’t like your type around here: Regional and residential differences in exposure to online hate material targeting sexuality. Deviant Behavior, 40(3), 385–401. doi: 10.1080/01639625.2018.1426266

Craker N., March E. (2016). The dark side of Facebook®: The dark tetrad, negative socialpotency, and trolling behaviours. Personality and Individual Differences, 102, 79–84. doi: 10.1016/j.paid.2016.06.043

Dynel M. (2016). “Trolling is not stupid”: Internet trolling as the art of deception serving entertainment. Intercultural Pragmatics, 13(3), 353–381. doi: 10.1515/ip-2016-0015

Grigg D.W. (2010). Cyber-Aggression: Definition and Concept of Cyberbullying. // Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, 20(2), 143–156. doi:10.1375/ajgc.20.2.143

Hawdon J., Oksanen A., Räsänen P. (2017). Exposure to online hate in four nations: A cross-national consideration. Deviant Behavior, 38(3), 254–266. doi: 10.1080/01639625.2016.1196985

Heirman W., Walrave M. (2008). Assessing concerns and issues about the mediation of technology in cyberbullying. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2(2), Article 1. Available at: https://cyberpsychology.eu/article/view/4214/3256(accessed 04.08.2020).

Jasso G. (2006). Factorial Survey Methods for Studying Beliefs and Judgments. Sociological Methods & Research, 34(3), 334–423. doi:10.1177/0049124105283121

Johnson N. A., Cooper R. B., Chin W. W. (2009). Anger and flaming in computer-mediated negotiation among strangers. Decision Support Systems, 46, 660–672. doi: 10.1016/j.dss.2008.10.008

Kowalski R. M., Giumetti G. W., Schroeder A. N., Lattanner M. R. (2014). Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073–1137. doi:10.1037/a0035618

March E., Grieve R., Marrington J., Jonason P.K. (2017). Trolling on Tinder® (and other dating apps): Examining the role of the dark tetrad and impulsivity. Personality and Individual Differences, 110, 139–143. doi:10.1016/j.paid.2017.01.025

March E., Litten V., Sullivan D.H., Ward L. (2020). Somebody that I (used to) know: Gender and dimensions of dark personality traits as predictors of intimate partner cyberstalking. Personality and Individual Differences, 163, 110084.doi:10.1016/j.paid.2020.110084 

Marcum C.D. (2017). Crossing boundaries online in romantic relationships: An exploratory study of the perceptions of impact on partners by cyberstalking offenders. Deviant Behavior, 39, 716–731. doi: 10.1080/01639625.2017.1304801

Martínez-Monteagudo M.C., Delgado B., García-Fernández J.M., Rubio E. (2019). Cyberbullying, Aggressiveness, and Emotional Intelligence in Adolescence. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(24), 5079. doi: 10.3390/ijerph16245079 

McFarlane L., Bocij P. (2003). An exploration of predatory behaviour in cyberspace: Towards a typology of cyberstalkers// First Mondey, 8(9). doi:10.5210/fm.v8i9.1076 

Menesini E., Nocentini A., Palladino B. E., Frisén A., Berne S., Ortega-Ruiz R., … Smith P. K. (2012). Cyberbullying definition among adolescents: a comparison across six European countries. Cyberpsychology, behavior, and social networking, 15(9), 455–463. doi:10.1089/cyber.2012.0040

O’Sullivan P. B., Flanagin A. J. (2003). Reconceptualizing ‘flaming’ and other problematic messages. New Media & Society, 5(1), 69–94. doi:10.1177/1461444803005001908

Panumaporn J., Hongsanguansri S., Atsariyasing W., Kiatrungrit K. (2020). Bystanders’ behaviours and associated factors in cyberbullying. General Psychiatry, 33(3), e100187. doi:10.1136/gpsych-2019-100187

Patchin J.W., Hinduja S. (2006). Bullies Move Beyond the Schoolyard. A Preliminary Look at Cyberbullying. Youth Violence and Juvenile Justice, 4(2), 148–169. doi:10.1177/1541204006286288

Reichelmann A., Hawdon J., Costello M., Ryan J., Blaya C., Llorent V., Oksanen A., Räsänen P., Zych I. (2020). Hate Knows No Boundaries: Online Hate in Six Nations. Deviant Behavior, 1–12. doi:10.1080/01639625.2020.1722337

Sest N., March E. (2017). Constructing the cyber-troll: Psychopathy, sadism, and empathy. Personality and Individual Differences, 119, 69–72. doi: 10.1016/j.paid.2017.06.038

Sheldon P., Rauschnabel P.A., Honeycutt J. M. (2019). Cyberstalking and Bullying. The Dark Side of Social Media, 43–58. doi:10.1016/b978-0-12-815917-0.00003-4

Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. (2008). Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 49(4), 376–385. doi:10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x 

Spitzberg B.H., Hoobler G. (2002). Cyberstalking and the technologies of interpersonal terrorism. New Media & Society, 4(1), 71–92. doi:10.1177/14614440222226271

Tokunaga R.S. (2010). Following you home from school: A critical review and synthesis of research of cyberbullying victimization. Computers in Human Behavior, 26(3), 277–287. doi:10.1016/j.chb.2009.11.014

Voggeser B.J., Singh R.K., Göritz A.S. (2018). Self-control in Online Discussions: Disinhibited Online Behavior as a Failure to Recognize Social Cues. Frontiers in Psychology, 8:2372. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02372

Wachs S., Gámez-Guadix M., Wright M.F., Görzig A., Schubarth W. (2020). How do adolescents cope with cyberhate? Psychometric properties and socio-demographic differences of a coping with cyberhate scale. Computers in Human Behavior, 104, 106167. doi: 10.1016/j.chb.2019.106167

Wachs S., Wright M. (2018). Associations between bystanders and perpetrators of online hate: The moderating role of toxic online disinhibition. International Journal of Environmental Research and Public Health, 15(9), 2030. doi: 10.3390/ijerph15092030

Wachs S., Wright M.F. (2019). The Moderation of Toxic Online Disinhibition and Sex on the Relationship between Online Hate Victimization and Perpetration. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 22(5), 300–306. doi: 10.1089/cyber.2018.0551

Wright M.., Wachs S. (2020). Adolescents’ Cyber Victimization: The Influence of Technologies, Gender, and Gender Stereotype Traits. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(4), 1293. doi:10.3390/ijerph17041293 

Zimmerman A.G., Ybarra G. J. (2016). Online aggression: The influences of anonymity and social modeling. Psychology of Popular Media Culture, 5(2), 181–193. doi: 10.1037/ppm0000038

Zych I., Ortega-Ruiz R., Marín-López I. (2016). Cyberbullying: a systematic review of research, its prevalence and assessment issues in Spanish studies. Psicologia Educativa, 22, 5–18. doi: 10.1016/j.pse.2016.03.002

Для цитирования статьи:

Солдатова Г. У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В.Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. // Национальный психологический журнал. 2020. № 2. c.3-20. doi: 10.11621/npj.2020.0201

Скопировано в буфер обмена

Скопировать