ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения

Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.09.2019

Принята к публикации: 12.02.2020

Дата публикации в журнале: 31.03.2020

Страницы: 115-125

DOI: 10.11621/npj.2020.0111

Ключевые слова: семантическое содержание образа; образ пациента; студенты медицинского вуза; квазипрофессиональная деятельность; навыки профессионального общения с пациентами

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

Для цитирования статьи:

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.115-125. doi: 10.11621/npj.2020.0111

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2020

Дьяченко Елена Васильевна Уральский государственный медицинский университет Минздрава России

Самойленко Надежда Викторовна Уральский государственный медицинский университет Минздрава России

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важным направлением развития системы российского здравоохранения является повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Одним из методов решения данной задачи является модернизация модели медицинской помощи – переход с патерналистской на пациент-ориентированный подход в медицинском консультировании. Для его успешного осуществления большое значение имеет формирование у лечащего врача образа пациента.

Цель. Мы предположили, что при целенаправленном обучении будущих врачей навыкам профессионального общения в условиях профессиональной практики у них происходит качественно-количественное изменение семантического содержания образа пациента. Поэтому целью нашего исследования стало экспериментальное изучение динамики образа пациента у студентов медиков в ходе их участия в квазипрофессиональной деятельности.

Описание хода исследования. Для проверки нашей гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали студенты 1-го курса Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета, всего 250 человек. Средний возраст участников – 18,8 лет, из них 78,2% девушки, 21,8% юноши. Для исключения искажений в ответах участников исследования образ пациента изучался с позиций психосемантического исследовательского подхода. Важным критерием в выборе подхода и метода исследования было стремление выявить имплицитную (т.е. скрытую, не обнаруживаемую при непосредственном наблюдении), в большинстве случаев неосознаваемую, и открыто не декларируемую совокупность характеристик образа пациента.

Для изучения субъективных семантических пространств, представляющих совокупность субъективных систем значений (смыслов) в отношении пациента использовалась методика биполярного и униполярного личностного семантического дифференциала Результаты исследования. Результаты факторного и сравнительного анализа (t-Стьюдента) по методике «Биполярный и униполярный личностный семантический дифференциал» показали, что содержание образа пациента как семантическое пространство образа мира будущих врачей при целенаправленном обучении навыкам профессионального общения имеет тенденцию к изменению при выполнении учебно-профессиональных задач производственной (клинической) практики.

Выводы. Содержание семантического пространства категории «образ пациента» в процессе обучения значительно расширяется, наполняясь различными смысловыми значениями. Соответственно, становятся возможными различные изменения в поведении будущих врачей. Результаты исследования могут служить основанием для интеграции в образовательные программы всех уровней медицинского образования целенаправленного обучения навыкам профессионального общения специалистов здравоохранения. Это приводит к формированию готовности к практической деятельности и способствует повышению удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

Актуальность исследования

Одним из направлений развития сис­темы российского здравоохранения яв­ляется повышение удовлетворенности населения качеством медицинской по­мощи (Постановление правительства от 26.12.2017 г. № 1640). В резолюциях VII и VIII Всероссийского конгресса пациентов одним из пунктов отмечается, что необхо­димо «для повышения качества и доступ­ности медицинской помощи: разработать и внедрить учебные курсы в рамках основ­ного и дополнительного профессиональ­ного образования по коммуникации с пациентами; при реализации системы аккредитации врачей предусмотреть оценку их навыков по коммуникациям с пациен­тами» (Самойленко, Дьяченко, 2019). Од­ним из методов решения данной задачи является модернизация модели медицин­ской помощи – переход с патерналист­ской на пациент-ориентированный под­ход в медицинском консультировании (Петренко, 1997). Данный подход основан на представлении о том, что в центре вза­имодействия находится пациент, а не про­фессионализм врача, возможности или ог­раничения медицинской помощи. Исходя из запроса пациента, врач использует свой профессионализм и компетентность для решения его проблемы. Пациент-ориен­тированный подход направлен на вовле­чение пациента в процесс лечения, на учет и принятие его мнения, ожиданий и тревог в отношении своего здоровья. Такая мо­дель профессионального взаимодействия основана на эмпатии и уважении мыслей, чувств и позиции пациента относительно объема и содержания медицинского вме­шательства (Putnam, Lipkin,1995; Silverman et al., 2013; Smith et al., 2007).

На сегодняшний день в мировом опы­те практического здравоохранения име­ются разработки эмпирически доказан­ных (валидных и надежных) способов эффективной коммуникации врача и пациента (Bombeke et al., 2011; Harden et al., 1975; Silverman, 2009; Silverman et al., 2013; Smith et al., 2007). Навыки про­фессионального общения положитель­но коррелируют с количеством клиниче­ски значимых исходов оказанной врачом медицинской помощи. Они выражаются в удовлетворенности как пациента, так и самого врача. Они способствуют про­фессиональному самосохранению врача и комплаентности пациента (Silverman, 2009, 2013). Отношение к пациенту как партнеру в принятии клинических реше­ний предполагает определенное отноше­ние самого врача к личности пациента.

Теоретико-методологические основания исследования

В качестве методологической основы исследования нами была взяты следую­щие теории:

  1. Концепция образа мира, предложен­ная А.Н. Леонтьевым, и разработанная на ее основе Е.Ю. Артемьевой концеп­ция профессионального образа мира;

  2. Психосемантический подход к изуче­нию человека, как носителя определен­ной картины мира (образа мира), опи­санный В.Ф. Петренко;

  3. Теория контекстного обучения, пред­ставленная А.А. Вербицким;

  4. Принцип профессиональной направ­ленности обучения как один из систе­мообразующих принципов професси­онального образования (Загвязинский, 2001).

В своем исследовании мы основыва­лись на положении о том, что образ мира – это динамичное, формирующееся на про­тяжении всей жизни человека образова­ние, на которое оказывают влияние раз­личные внешние и внутренние факторы, включая факторы квазипрофессиональ­ной и профессиональной деятельности (Артемьева, 1999; Климов, 1995; Ханина, 2009, 2011, 2015; Серкин, 2008), а также на понимании квазипрофессиональной дея­тельности как практико-ориентированно­го обучения посредством моделирования целостных фрагментов профессиональной (врачебной) деятельности (предмет­но-технологическое и социально-ролевое содержание).

В нашем исследовании определяю­щими стали следующие теоретико-мето­дологические положения относительно образа мира:

  • образ мира опосредует взаимодействие субъекта с реальностью (Серкин, 2004);

  • на основе образа мира осуществляет­ся постоянное прогнозирование пред­метного значения ситуаций, событий, а также их эмоционального, личност­ного смысла (Леонтьев, 1983);

  • образ мира связан с функцией при­способления и ориентации человека в объективном мире (Леонтьев, 1983);

  • образ мира – это некоторая совокуп­ность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве пер­вичных по отношению к деятельности, что делает возможным (при анализе конкретного образа мира) рассмотре­ние места отдельных объектов и ситуа­ций в целостной смысловой структуре образа мира (Смирнов,1983);

  • познание новых свойств, предметов и выработка новых способов действий изменяют форму и содержание обра­за мира, причем, на формирование и функционирование образа мира ключевое влияние оказывает профессия и профессиональная общность (Арте­мьева, Стрелков, 1988, Серкин, 2008). По мнению ряда авторов (Артемьевой, Шме­лева, Серкина, Петренко и др.), образ мира имеет психосемантическую струк­туру, что дает возможность исследовате­лям с помощью метода семантического дифференциала выявлять в сознании личности индивидуальную систему зна­чений и смыслов. Через значение выра­жается смысл как отношение человека к миру в целом, к ситуациям и явлениям, в частности (Резолюция VII Всероссий­ского конгресса пациентов ..., URL: http:// www.patients.ru/kongress/vii-vserossiyskiy-kongress-patsientov-rezoliutsii/rezoliutsiia-vii-kongressa-patsientov ; Сильверман и др., 2018).

В данной работе, мы трактем ква­зипрофессиональную деятельность как необходимый этап перехода от учебной к профессиональной деятельности. Он обеспечивает создание предметного (ос­воение знаний, умений, навыков и опыта), социального и психологического контек­стов, благодаря которым у будущего врача происходит перестройка ценностно-смы­словых составляющих образа мира.

Квазипрофессиональная деятельность является одной из форм контекстного обучения и предполагает моделирование определенного отрезка профессиональ­ной деятельности посредством решения конкретных профессиональных задач во время производственной практики на клинической базе (Басалаева, 2006). Од­ним из элементов квазипрофессиональ­ной деятельности будущих врачей на современном этапе развития практиче­ского здравоохранения является перенос процесса формирования умений и практических навыков в максимально приближенную к реальности, искусствен­ную, контролируемую образовательную среду, именуемую симуляционной сре­дой обучения (Дьяченко и др., 2017; Сер­кин, 2008).

В Уральском государственном меди­цинском университете г. Екатеринбурга для студентов 1-го курса лечебно-профи­лактического и педиатрического факуль­тетов реализуется такой образователь­ный модуль при освоении ими учебной дисциплины «Уход за больными хирургического и терапевтического профиля». На занятиях используется симуляцион­ная технология совместной выработки коммуникативных и практических навы­ков младшего и среднего медицинского персонала с помощью сюжетно-ролево­го моделирования по сценарному типу. Для студентов разработаны несколько сценариев с опорой на учебно-профес­сиональные задачи, реализуемые при се­стринском уходе за пациентами. При вы­полнении их в симуляционных условиях с участием «симулированного пациента» у будущего врача формируются навыки активного слушания, структурирования кли­нической информации, информирова­ния о процедурах по уходу за пациентами, проверки правильности понимания паци­ента, эмпатии и др. (Дьяченко и др., 2017; Серкин, 2008).

Симуляционный тренинг позволяет в безопасных и для пациента, и для буду­щего врача, контролируемых и возобнов­ляемых условиях многократно отрабаты­вать практические навыки, переводить знания в умения, соответствующие обра­зовательным и профессиональным стандартам. Работа в режиме видеофиксации и последующего обсуждения видеофраг­ментов (дебрифига) дает возможность отрефлексировать и закрепить эффек­тивные действия при оказании медицин­ской помощи. Как инструмент оценки качества практической подготовки студентов-медиков образовательный модуль объективно показывает ошибки в структу­рировании профессионального общения с пациентом, приводящие к неэффектив­ным клиническим исходам и нарушению доверия пациента (Дьяченко и др., 2017).

Проведение исследования

В данном исследовании мы опирались на теоретико-методологические положе­ния о том, что образ мира опосредует вза­имодействие субъекта с реальностью, т.е. при восприятии и взаимодействии с объ­ектами и явлениями действительности по отношению ко многим из них субъект уже обладает определенным априорным от­ношением. Оно является следом опыта взаимодействия с этими объектами и яв­лениями, отражает их жизненный смысл и фиксируется в образе мира в форме диспозиционных структур и структур субъ­ективной семантики (Артемьева, 1986, 1999). Это позволяет нам предполагать, что содержание образа пациента как со­ставляющей образа мира студентов ме­дицинского вуза будет иметь тенденцию к качественным изменениям в процессе квазипрофессиональной деятельности. В соответствии с этим была сформулиро­вана исследовательская гипотеза (Фрицко, 2007). Мы предположили, что при целе­направленном обучении будущих врачей навыкам профессионального общения в условиях квазипрофессиональной меди­цинской деятельности у них происходит качественно-количественное изменение семантического содержания образа па­циента. Поэтому целью нашего исследо­вания стало экспериментальное изучение изменения образа пациента у студентов медиков в ходе их участия в квазипрофес­сиональной деятельности.

Для проверки нашей гипотезы нами было проведено экспериментальное ис­следование, в котором участвовали сту­денты 1-го курса Уральского государ­ственного медицинского университета лечебно-профилактического факульте­та, всего 250 человек. Средний возраст участников – 18,8 лет; из них 78,2% де­вушки, 21,8% юноши.

Для исключения искажений в ответах участников исследования образ пациента изучался с позиций психосемантическо­го исследовательского подхода. Важным критерием в выборе подхода и метода ис­следования было стремление выявить им­плицитную (т.е. скрытую, не обнаруживае­мую при непосредственном наблюдении), в большинстве случаев неосознаваемую, и открыто не декларируемую совокуп­ность характеристик образа пациента.

Для изучения субъективных семанти­ческих пространств, представляющих совокупность субъективных систем зна­чений (смыслов) в отношении пациента использовалась методика биполярного и униполярного личностного семантиче­ского дифференциала (Серкин, 2008).

Результаты исследования

Факторный анализ позволил объеди­нить 35 различных характеристик обра­за пациента, выделенных в биполярном личностном дифференциале, в более обобщенные три фактора. Смысловое со­держание образа пациента до обучения навыкам профессионального общения представлено в табл. 1.

Табл. 1. Содержание образа пациента у будущих врачей – студентов 1-го курса обучения до прохождения обучения навыкам профессио­нального общения

Характеристики образа «пациент»

Факторные нагрузки (отме­чены нагрузки с весовым коэффициентом ≥0 ,50)

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Обаятельный/Непривлекательный

-0,26

0,65

0,14

Слабый/Сильный

0,56

-0,20

-0,20

Разговорчивый/Молчаливый

-0,03

0,34

-0,25

Безответственный/Добросовестный

0,78

-0,25

-0,20

Упрямый/Уступчивый

0,49

0,14

-0,54

Замкнутый/Открытый

0,77

-0,05

0,002

Добрый/Эгоистичный

-0,22

0,58

0,25

Зависимый/Независимый

0,41

-0,11

-0,21

Деятельный/Пассивный

-0,20

0,71

0,06

Черствый/Отзывчивый

0,85

-0,12

-0,03

Решительный/Нерешительный

-0,18

0,60

0,23

Вялый/Энергичный

0,69

-0,41

0,004

Справедливый/Несправедливый

-0,18

0,64

0,12

Расслабленный/Напряженный

0,20

0,38

0,72

Суетливый/Спокойный

0,42

-0,23

-0,71

Враждебный/Дружелюбный

0,81

-0,03

-0,05

Уверенный/Неуверенный

-0,14

0,50

0,30

Нелюдимый/Общительный

0,69

-0,04

0,09

Честный/Неискренний

-0,32

0,49

-0,23

Несамостоятельный/Самостоятельный

0,70

-0,10

-0,15

Раздражительный/Невозмутимый

0,53

-0,26

-0,55

Твердый/Мягкий

0,44

-0,02

-0,06

Грубый/Нежный

0,70

-0,17

-0,26

Возбудимый/Спокойный

0,61

-0,22

-0,38

Напряженный/Расслабленный

0,41

-0,18

-0,59

Рациональный/Иррациональный

-0,15

0,68

0,20

Логичный/Интуитивный

0,03

0,64

0,19

Уникальный/Типичный

0,22

0,44

0,01

Обычный/Необычный

0,31

0,09

-0,19

Общительный/Скрытый

-0,16

0,48

0,15

Дружелюбный/Одинокий

-0,31

0,59

0,27

Гордый/Смиренный

0,55

0,19

-0,23

Сложный/Наивный

0,15

0,17

-0,02

Предсказуемый/Непредсказуемый

0,09

0,05

0,54

Определенный/Аморфный

-0,52

0,31

0,12

Доля объяснимой дисперсии

22%

15,1%

9,3%

Примечание: выделение факторов: метод: вращения: Варимакс с норма­лизацией Кайзера.

У студентов 1-го курса медицинского вуза до целенаправленного обучения на­выкам профессионального общения с па­циентом образ пациента был связан со следующими характеристиками: добросо­вестный, пассивный, открытый, отзывчи­вый, дружелюбный, энергичный, упрямый, суетливый, напряженный, общительный, самостоятельный, непривлекательный, несправедливый, эгоистичный, сильный, нерешительный, непредсказуемый, ин­туитивный, иррациональный, раздражи­тельный, нежный, смиренный, одинокий, определенный, невозмутимый.

По смысловой нагрузке факторы рас­пределились следующим образом: фак­тор 1 – идеальный (хороший) пациент, он – открытый, отзывчивый, дружелюб­ный и нежный в общении, энергичный и сильный в лечении, смиренный и добро­совестный в отношении следования на­значениям врача. Фактор 2, 3 – домини­руют характеристики, которые, вероятно можно описать, как характеристики с от­рицательной смысловой нагрузкой для взаимодействия врач-пациент (табл. 1).

Стараясь объяснить выявленные харак­теристики содержания образа пациента у студентов, еще не имеющих опыта взаи­модействия с реальными пациентами, мы обратились к положению, сформулирован­ному С.Д. Смирновым. Он считает, что по­строение образа мира «есть прежде всего актуализация … уже имеющегося … образа мира и лишь, во-вторых, это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуали­зированной части … образа мира в целом» (Смирнов, 1985, С. 143). Выявленные нами эмпирические факты подтверждают этот вывод. Они согласуются также с утвержде­нием, сделанным Е.Ю. Артемьевой. Она пишет, что интегральное образование «образ мира» несет в себе следы всей предыстории психической жизни субъекта, оформляясь в структуру субъективного опыта, позволя­ющую им быть реальными регуляторами и строительным материалом субъективного образа мира (Артемьева, 1999, С. 18).

После целенаправленного обучения на­выкам профессионального общения с па­циентом у будущих врачей содержание образа пациента расширяется в 2 раза по фактору 1 (доля объяснимой дисперсии до обучения 22%, а после – 41%). Количество категорий расширяется от 13 до 26 (табл. 2). Образ пациента после обучения связан со следующими характеристиками: опре­деленный, дружелюбный, общительный, логичный, рациональный, расслаблен­ный, спокойный, нежный, невозмутимый, самостоятельный, честный, уверенный, энергичный, решительный, деятельный, добрый, открытый, добросовестный, силь­ный, обаятельный, обычный, типичный, наивный, непредсказуемый, мягкий и др. Важно отметить также, что факторы 1, 2, 3 не содержат характеристик образа пациен­та с отрицательной смысловой нагрузкой.

Табл. 2. Содержание образ пациента у будущих врачей – студентов 1-го курса обучения после прохождения обучения навыкам профессио­нального общения

Характеристики образа «пациент»

Факторные нагрузки (отме­чены нагрузки с весовым коэффициентом ≥0 ,50)

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Обаятельный/Непривлекательный

-0,75

0,26

-0,12

Слабый/Сильный

0,69

-0,16

0,08

Разговорчивый/Молчаливый

-,470

0,18

0,33

Безответственный/Добросовестный

0,82

0,02

-0,10

Упрямый/Уступчивый

0,35

0,51

0,05

Замкнутый/Открытый

0,73

-0,12

-0,33

Добрый/Эгоистичный

-0,68

-0,05

-0,07

Зависимый/Независимый

0,38

-0,17

0,36

Деятельный/Пассивный

-0,71

0,18

0,18

Черствый/Отзывчивый

0,76

0,11

0,07

Решительный/Нерешительный

-0,75

0,20

0,19

Вялый/Энергичный

0,73

-0,19

0,04

Справедливый/Несправедливый

-0,77

0,06

0,005

Расслабленный/Напряженный

-0,67

-0,21

0,05

Суетливый/Спокойный

0,73

0,18

0,35

Враждебный/Дружелюбный

0,78

0,07

0,21

Уверенный/Неуверенный

-0,76

0,12

-0,02

Нелюдимый/Общительный

0,72

-0,01

-0,13

Честный/Неискренний

-0,76

0,10

0,22

Несамостоятельный/Самостоятельный

0,68

-0,02

0,27

Раздражительный/Невозмутимый

0,71

0,23

0,31

Твердый/Мягкий

0,12

0,64

0,14

Грубый/Нежный

0,62

0,25

0,19

Возбудимый/Спокойный

0,71

0,43

0,11

Напряженный/Расслабленный

0,69

0,41

0,18

Рациональный/Иррациональный

-0,74

0,01

0,30

Логичный/Интуитивный

-0,58

0,01

0,09

Уникальный/Типичный

-0,29

0,67

-0,19

Обычный/Необычный

-0,004

-0,53

0,49

Общительный/Скрытый

-0,74

0,16

0,28

Дружелюбный/Одинокий

-0,77

0,01

0,26

Гордый/Смиренный

0,45

0,48

0,22

Сложный/Наивный

-0,17

0,53

-0,25

Предсказуемый/Непредсказуемый

-0,02

-0,36

0,56

Определенный/Аморфный

-0,63

0,16

0,08

Доля объяснимой дисперсии

41%

9%

5,40%

Примечание: выделение факторов метод вращения: Варимакс с норма­лизацией Кайзера

Результаты сравнительного анализа (t- Стьюдента для зависимых выборок) со­держания семантических пространств показывают, что содержание образа па­циента как компонента образа мира у студентов-первокурсников при обучении навыкам профессионального общения имеет тенденцию к изменению (табл. 3).

Табл. 3. Показатели сравнительного анализа с использованием t-Стьюдента

Категории

t-эмпирич.(при t-критич. 1,99) при p=0.05

Категории

t-эмпирич. (при t-критич. 1,99) при p=0.05

Категории

t-эмпирич. (при t-критич. 1,99) при p=0.05

Ср. знач.

Ср. знач.

Ср. знач.

до

после

до

после

до

после

Упрямый/Уступчивый

t-эмпирич. 1,51

Организованный

t-эмпирич. 0,33

Расчетливый

t-эмпирич. 1,70

-1,1

0,24

-0,75

0,52

-1,20

-0,51

Зависимый/ Независимый

t-эмпирич. 1,18

Эгоистичный

t-эмпирич. 0,96

Безалаберный

t-эмпирич. 0,46

1,12

0,25

-0,45

-0,92

0,86

-1,62

Раздражительный/Невозмутимый

t-эмпирич. 1,74

Самокритичный

t-эмпирич. 0,48

Оптимист

t-эмпирич. 0,51

-0,18

0,16

0,37

-0,39

-0,51

0,78

Напряженный/Расслабленный

t-эмпирич. 1,37

Трудолюбивый

t-эмпирич. 0,28

Тонкий

t-эмпирич. 1,09

-0,45

-0,09

-0,35

0,42

-0,77

-0,58

Гордый/Смиренный

t-эмпирич. 0,24

Опытный

t-эмпирич. 0,69

Холодный

t-эмпирич. 1,78

0,42

0,17

-0,62

-0,13

0,05

-0,97

Добрый

t-эмпирич. 0,12

Подлый

t-эмпирич. 1,58

Неопытный

t-эмпирич. 1,98

0,73

0,54

-0,21

-2,23

1,31

-0,42

Общительный

t-эмпирич. 1,04

Твердый

t-эмпирич. 0,16

Естественный

t-эмпирич. 0,12

-0,75

0,73

-0,88

-0,27

0,30

0,98

Честный

t-эмпирич. 0,50

Обаятельный

t-эмпирич. 1,43

Подвижный

t-эмпирич. 1,27

-0,43

0,89

-0,62

-0,18

0,24

0,29

Активный

t-эмпирич. 0,53

Доброжелательный

t-эмпирич. 0,96

Остроумный

t-эмпирич. 0,17

0,07

0,50

-0,18

0,87

0,38

-0,04

Умный

t-эмпирич. 0,63

Гибкий

t-эмпирич. 0,21

Эрудированный

t-эмпирич. 0,55

-1,39

0,17

-0,02

0,08

-1,38

0,41

Открытый

t-эмпирич. 0,06

Поэтичный

t-эмпирич. 0,92

Недоброжелательный

t-эмпирич. 1,97

-1,43

0,82

-1,86

-0,79

-0,71

-1,58

Глупый

t-эмпирич. 0,67

Вредитель

t-эмпирич. 1,77

Беспечный

t-эмпирич. 0,27

-0,01

-0,54

-1,86

-2,21

-0,98

-1,08

Сильный

t-эмпирич. 0,24

Красивый

t-эмпирич. 0,49

Изворотливый

t-эмпирич. 0,20

0,70

-0,04

0,18

-0,37

-0,06

-1,05

Простой

t-эмпирич. 0,47

Знающий

t-эмпирич. 0,44

Мелочный

t-эмпирич. 1,91

0,63

0,59

-0,57

0,10

-0,33

-1,57

Обсуждение результатов исследования

Опираясь на полученные данные фак­торного анализа содержания образа па­циента до и после обучения навыкам профессионального общения в условиях квазипрофессиональной медицинской деятельности, можно утверждать, что образ пациента после обучения отлича­ется когнитивной сложностью, т.е. сте­пенью категориальной расчлененности (дифференцированности). Данный факт свидетельствует о способности к изби­рательной сортировке представлений о взаимодействии с пациентом, которые, в свою очередь, и опосредствуют в даль­нейшем это взаимодействие. 

Сравнивая результаты факторного анализа (табл. 1, 2) и сравнительного ана­лиза (табл. 3) образа пациента у студентов до и после обучения навыкам професси­онального общения, можно обоснованно говорить о том, что семантическое про­странство категории «образ пациента» расширяется. Соответственно, становятся возможными различные изменения в поведении будущих врачей, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилиро­ванного в структуру «образ мира» (Леон­тьев, 1983) (например, «пациент не такой, каким я его себе представляю, а такой, какой он есть, т.е. разный»).

Таким образом, исследование образа па­циента как части образа мира будущих вра­чей – студентов медицинского вуза позво­ляет сформулировать следующие выводы:

  • Образ пациента, имплицитно (скрыт­но, неосознанно) представляемый бу­дущими врачами как несправедливый, эгоистичный, напряженный и т.д., из­начально задан в образе мира обучающихся до поступления в медицинский университет. Он несет в себе следы истории психической жизни студента, оформляясь в структуру субъективного опыта, позволяющего им быть реаль­ными регуляторами и «строительным материалом» субъективного образа мира будущего врача».

  • Образ пациента у будущих врачей в условиях целенаправленного обучения навыкам профессионального обще­ния при выполнении квазипрофесси­ональной деятельности в ходе произ­водственной (клинической) практики имеет тенденцию к качественным из­менениям. Установлена статистически обоснованная динамика таких качест­венных характеристик пациента, как: упрямый, раздражительный, напря­женный, пассивный в сторону уступчи­вого, невозмутимого, расслабленного и активного и др. По некоторым харак­теристикам, например: подлый, холод­ный, неопытный, вредитель, глупый, эгоистичный и др. наблюдается дина­мика в сторону отрицания их наличия у пациента.

  • Целенаправленное обучение будущих врачей таким навыкам профессиональ­ного общения в условиях квазипрофес­сиональной деятельности, необходи­мым для взаимодействия с пациентом при сборе жалоб, составлении анамне­за, разъяснении назначений и т.п., как: активное слушание, структурирование клинической информации, информи­рование пациента, проверка правиль­ности понимания, эмпатия и другие, позволяет качественно и количествен­но изменять семантическое содержа­ния образа пациента.

  • Содержание образа пациента у буду­щих врачей изменяется количествен­но, от 26 характеристик – до обучения навыкам профессионального общения к 42 – после обучения. Образ пациента в их сознании становится более разно­образным, этот факт предполагает, что отношение будущих врачей к пациен­ту и их поведение с ними будут более пациенториентированными, пациент будет восприниматься как партнер в принятии клинических решений отно­сительно его жизни и здоровья.

  • Интеграция обучения навыкам про­фессионального общения с пациентом в клиническое содержание учебных дисциплин и практик будет способст­вовать обеспечению пациенториентированности практической подготов­ки будущих врачей.

Заключение

  1. Образ пациента у будущих врачей, яв­ляясь частью образа мира, опосредует (определяет) их взаимодействие с па­циентом. Образ пациент изначально задан в образе мира будущих врачей – студентов 1-го курса до поступления в медицинский университет. Валидное изучение содержания образа пациента возможно с помощью психосеманти­ческих методов, позволяющих выявить имплицитные, скрытые от непосредст­венного наблюдения характеристики.

  2. Образ пациента у студентов 1-го курса медицинского вуза представлен харак­теристиками, сгруппированными по­средством факторного анализа следу­ющим образом. Фактор 1 – идеальный (хороший) пациент, он – открытый, отзывчивый, дружелюбный в общении, энергичный и сильный в лечении, сми­ренный и добросовестный в отноше­нии назначений врача. В факторах 2, 3 доминируют характеристики, которые несут в себе отрицательную смысло­вую нагрузку при взаимодействии вра­ча с пациентом.

  3. Эмпирически доказано, что в условиях целенаправленного обучения навыкам профессионального общения с паци­ентом у обучающихся медицинского вуза качественно изменяется семанти­ческое содержание образа пациента в направлении расширения его характе­ристик и изменения их модальности и смысловой нагрузки.

  4. Обучение будущих врачей навыкам общения позволяет контролируемо управлять формированием образа па­циента, подготавливая специалистов лечебного дела к реализации пациент-ориентированного подхода при оказа­нии медицинской помощи.

Литературы:

Артемьева Е.Ю. Основы психология субъективной семантики / под. ред. И.Б. Ханиной. – Москва : Наука; Смысл, 1999.

Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление, общение: активное взаимодействие с миром : сб. науч. тр. – Ярославль, 1988. – С.52–65.

Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности : дис. канд. психол. наук (Красноярский гос. пед. ун-т имени В.П. Астафьева). – Барнаул, 2006.

Дьяченко Е.В., Носкова М.В., Шихова Е.П., Кропанева Е.М., Казаева А.В., Самойленко Н.В., Андрега Д.С. Инновационные компетентностно- ориентированные формы обучения: опыт кафедры психологии и педагогики Уральского государственного медицинского университета // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2017. – № 3. – 2017. – С. 10–14.

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Образ пациента у студентов медицинского вуза : материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] – Москва : МАКС Пресс, 2019. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978‐5‐317‐06100‐5.

Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М., Давыдова Н.С. и др. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста: результаты, итоги // IX Международной конференции «РОСМЕДОБР-2018: Инновационные обучающие технологии в медицине», Москва, 11–12 октября 2018 г. //URL: https://rosomed.ru/conferences/40#theses/(дата обращения: 08.11.2019).

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие. – Москва, 1995.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. – Москва : Педагогика, 1983.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – Москва : Смысл, 2003.

Навыки эффективного общения для оказания пациенто-ориентированной медицинской помощи : научно-методическое издание / авторы-составители Боттаев Н.А., Горина К.А., Грибков Д.М., Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Ковтун О.П., Макарочкин А.Г., Попов А.А., Самойленко Н.В., Сизова Ж.М., Сонькина А.А., Теплякова О.В. и др. – Москва : РОСОМЕД, 2018.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Резолюция VII Всероссийского конгресса пациентов. [Электронный ресурс] // Всероссийский Союз пациентов. Здоровье для всех!: [сайт]. URL: http://www.patients.ru/kongress/vii-vserossiyskiy-kongress-patsientov-rezoliutsii/rezoliutsiia-vii-kongressa-patsientov – (дата обращения 25.08.2019).

Самойленко Н.В., Дьяченко Е.В. Симуляционная образовательная технология «Стандартизированный пациент» для обучения навыкам клинического общения в медицинском вузе : материалы 15-й Международной научно-практической конференции // Акмеология профессионального образования : сборник. – Екатеринбург, 2019. – С. 268–271.

Серкин В.П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студентов вузов. – Москва : Аспект Пресс, 2004.

Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учебное пособие для вузов. – Москва : ПЧЕЛА, 2008.

Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. – Москва : ГРАНАТ, 2018.

Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. – Москва : МГУ, 1985.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера : практическое руководство. – Санкт-Петербург : Речь, 2016.

Фрицко Ж. С. Проектная деятельность студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку как средство формирования методических умений : дис. ... канд. пед. наук. [Уральский гос. пед. ун-т]. – Екатеринбург, 2007.

Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. – 2009. – № 4. – С. 179–187.

Ханина И.Б. Профессиональный мир как система отношений // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 218–228.

Ханина И.Б. Психологические особенности формирования личности врача // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сборник материалов юбилейной конференции в 5 тт. Т. 2 / ответ. ред. Богоявленская Д.Б. – Москва : Когито-Центр, 2015. – С. 206–208.

Aper L., Veldhuijzen W., Dornan T., van de Ridder M., Koole S., Derese A., & Reniers J., (2015). ‘‘Should I prioritize medical problem solving or attentive listening?’’: The dilemmas and challenges that medical students experience when learning to conduct consultations. Patient Education & Counseling, 98, 77–84. doi:10.1016/j.pec.2014.09.016

Bombeke K., van Roosbroeck S., de Winter B., Debaene L., Schol S., van Hal G., & van Royen P. (2011). Medical students trained in communication skills show a decline in patient-centred attitudes: an observational study comparing two cohorts during clinical clerkships. Patient education & counseling, 84(3), 310–318. doi:10.1016/j.pec.2011.03.007

Cushing A.M. (2015). Learning patient-centred communication: The journey and the territory. Patient education & counseling, 98(10), 1236–1242. doi:10.1016/j.pec.2015.07.024

Ginzberg E., Ginsburg S.W., Axelrad S., & Herma J.L. (1951). Occupational choice: An approach to general theory. N.Y.: Columbia University Press.

Hafferty F., & Franks R. (1994). The hidden curriculum, ethics teaching, and the structure of medical education. Acad. Med., 69, 861–71. doi:10.1097/00001888-199411000-00001

Harden R.M., Stevenson M., Downie W.W., & Wilson G.M. (1975). Assessment of clinical competence using objective structured examination. Br. Med. J., 1(5955), 447–451. doi:10.1136/bmj.1.5955.447

Kurtz S., Silverman J., & Draper J. (2013). Teaching and learning communication skills in medicine, CRC press, NY, 369.

Putnam S. S., & Lipkin M. (1995). The patient-centered interview: Research Support. The Medical Interview. New York: Springer-Verl.Resolution of the 7th All-Russian Congress of Patients

Rosenbaum M.E. & Axelson R. (2013). Curricular disconnects in learning communication skills: what and how students learn about communication during clinical clerkships. Patient education & counseling, 91(1), 85–90.

Silverman J. (2009). Teaching clinical communication: a mainstream activity or just a minority sport? Patient Education and Counseling, 76(3), 361–367. doi:10.1016/j.pec.2009.06.011

Silverman J., Draper J., & Kurz S. (2013). Skills for Communicating with patients. Oxford University Press, 3ed.

Smith S., Hanson J.L., Tewksbury L.R., Christy C., Talib N.J., Harris M.A., Beck G.L., & Wolf F.M. (2007). Teaching patient communication skills to medical students: a review of randomized controlled trials. Eval. HealthProf. 30(1), 3–21. doi:10.1177/0163278706297333

Smith S., Hanson J.L., Tewksbury L.R., Christy C., Talib N.J., Harris M.A., Beck G.L., & Wolf F.M. (2007). Teaching patient communication skills to medical students: a review of randomized controlled trials. Eval. HealthProf. 30(1), 3–21. doi:10.1177/0163278706297333

Для цитирования статьи:

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В.Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.115-125. doi: 10.11621/npj.2020.0111

Скопировано в буфер обмена

Скопировать