ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России

Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России

Скачать в формате PDF

Поступила: 25.02.2020

Принята к публикации: 06.03.2020

Дата публикации в журнале: 31.03.2020

Страницы: 94-106

DOI: 10.11621/npj.2020.0109

Ключевые слова: профессиональная деятельность; успешность; профессионально важные качества (ПВК); эффективность деятельности; специалист

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

Для цитирования статьи:

Тарасова А.А., Шойгу Ю. С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.94-106. doi: 10.11621/npj.2020.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2020

Тарасова Анастасия Александровна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Шойгу Юлия Сергеевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Аннотация

Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.

Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.

Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.

Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Введение

По мере развития научно-техническо­го прогресса, появляются новые виды про­фессиональной деятельности, имеющие определенную специфику и требующие от работников развития определенных психологических характеристик, способ­ствующих успешности выполнения этой самой деятельности. К числу таких новых видов деятельности относится и профес­сиональная деятельность специалистов ГИМС МЧС России. Отсутствие специали­зированных учебных заведений по под­готовке таких специалистов сказывается не только на профессионализме, компетентности, но и на психологической го­товности к данному виду деятельности. Это связано, прежде всего, со специфи­кой данной деятельности, заключающей­ся в многообразии выполняемых функций, значительных нервно-психологических нагрузках при устранении аварий, ката­строф и чрезвычайных ситуаций. Такая деятельность предъявляет высокие требо­вания не только к профессиональным на­выкам и физическому здоровью работника, но и к его психологическим характеристи­кам. В роли таких индивидуально-психоло­гических характеристик, способствующих успешной реализации поставленных задач, выступают профессионально важные каче­ства (далее – ПВК), к которым относятся динамическими качества личности, ее пси­хические и психомоторные черты, а так­же физические свойства, соответствующие требованиям профессии (Душков, Королев, Смирнов, 2005).

Наиболее информативным методом определения успешности выполнения профессиональной деятельности являет­ся экспертный опрос, представляющий собой оценку компетентными специали­стами ее необходимых аспектов (Орлов, 2002; Шошин, 1987; Conway, 1996). При­менение экспертных оценок обоснова­но, когда нужно получение такой инфор­мации, которую нельзя получить другим способом (Harvey, 1991; Levine, 1988). При этом каждый опрашиваемый эксперт, ис­ходя из своего профессионального опы­та и знаний, может охарактеризовать успешность специалиста, рассматривая имеющийся у него набор необходимых ПВК. Следовательно, необходимо изучать не только влияние параметров профес­сиональной деятельности на человека, но и индивидуальные особенности челове­ка, проявляющиеся в деятельности (Бес­сонова, 2004; Бодров, 2001; Дикая, 1991; Климов, 2004). Поэтому прогнозирование успешности выполняемой деятельности можно осуществлять, анализируя имею­щиеся у человека ПВК (Бестужев, 2002).

Интеллектуальная и эмоциональная напряженность профессиональной дея­тельности специалистов ГИМС МЧС Рос­сии, а также отсутствие эмпирических исследований привело к необходимости определения структуры ПВК, способству­ющих успешности профессиональной деятельности данных специалистов. Это по­зволит осуществлять более качественно не только психологическое сопровожде­ние работающих специалистов, но и про­фессиональный психологический отбор кандидатов на эту должность.

Проведение исследования

В исследовании приняли участие 275 специалистов ГИМС МЧС России из по­дразделений, расположенных на терри­тории Российской Федерации, в возрасте от 21 до 65 лет. Стаж работы обследуемых специалистов составил не менее 3 лет.

Исследование ПВК специалистов ГИМС МЧС России проводилось в не­сколько этапов (2011 г.):

1 этап – сбор экспертных оценок про­фессионально важных качеств. Эксперта­ми выступали руководители подразделе­ний ГИМС МЧС России со стажем работы 10 лет и выше. Общее количество экспер­тов – 40 человек. Для выявления психо­логических характеристик, необходимых для эффективного выполнения деятель­ности, была проанализирована профес­сиональная деятельность специалистов ГИМС МЧС России с помощью интер­вью с компетентными работниками и изучена служебная литература, отража­ющая должностные обязанности и специфику выполняемых задач. К задачам специалистов ГИМС МЧС относятся: надзор и контроль за выполнением требова­ний по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах для стоя­нок маломерных судов, пляжах, перепра­вах, наплавных мостах; классификация, государственная регистрация, учет, осви­детельствование маломерных судов, при­своение им государственных номеров, вы­дача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; учет и ежегодное освидетельствование баз для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов; аттеста­ция судоводителей и выдача им удостове­рений на право управления маломерным судном; осуществление производства по делам об административных правонару­шениях в пределах своей компетенции; поиск и спасение людей на водных объек­тах; ведение единого реестра зарегистри­рованных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными суда­ми, регистрационных и иных докумен­тов, необходимых для допуска маломер­ных судов и судоводителей к участию в плавании; ликвидация чрезвычайных си­туаций на водных объектах; проведение профилактической работы и обучающих занятий с населением в целях предупреждения несчастных случаев на водоемах. Обобщая задачи и функции специалистов ГИМС МЧС России, можно сделать вывод о том, что их профессиональная деятель­ность связана с применением разнообраз­ных технических средств, зачастую вы­полняется в неблагоприятных условиях (сложные гидрометеорологические усло­вия, территории с неблагоприятной са­нитарно-эпидемиологической обстанов­кой, в местах массового скопления людей и др.) и сопряжена с неблагоприятными психологическими нагрузками.

По результатам изучения професси­ональной деятельности специалистов ГИМС МЧС экспертами были подготовле­ны опросные листы с перечнем необхо­димых для эффективного осуществления профессиональных задач индивидуаль­ных психологических качеств и степе­ни их выраженности. Обозначенные экс­пертами ПВК представлены в таблице 1.

Табл. 1. Профессионально важные качества, способствующие эффективности выполнения профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России (экспертный опрос, n = 40)

ПВК

Выраженность

1. Базовый интеллект

Уровень выше средних значений

2. Гибкость мышления, подвижность и скорость переключения мыслительных процессов

Уровень выше средних значений

3. Объем внимания

Уровень выше средних значений

4. Концентрация внимания

Уровень выше средних значений

5. Распределение внимания

Уровень средний и выше средних значений

6. Переключение внимания

Уровень средний и выше средних значений

7. Устойчивость внимания

Уровень средний и выше средних значений

8. Избирательность внимания

Уровень средний и выше средних значений

9. Кратковременная память

Уровень выше средних значений

10. Долговременная память

Уровень выше средних значений

11. Оперативная память

Уровень выше средних значений

12. Реалистический стиль мышления

Наличие важно

13. Синтетический стиль мышления

Наличие важно

14. Аналитический стиль мышления

Наличие важно

15. Прагматический стиль мышления

Наличие важно

16. Идеалистический стиль мышления

Наличие возможно, но не обязательно

17. Коммуникативные склонности

Уровень выше средних значений

18. Организаторские склонности

Уровень средний и выше средних значений

19. Нервно-психическая устойчивость

Высокий уровень

20. Личностная тревожность

Низкий уровень

21. Интернальный локус контроля

Наличие важно и обязательно

22. Проявление лидерства в совместной деятельности

Уровень средний и выше средних значений

23. Мотивация на достижение

Наличие важно и обязательно

На 2-м этапе исследования осуществ­лялся выбор методик и тестов для прове­дения психодиагностического обследова­ния специалистов ГИМС МЧС России на предмет наличия и оценки уровня выра­женности обозначенных экспертами ПВК. При этом выбор методик, изучающих оди­наковые параметры, обоснован повыше­нием надежности формулирования ито­говых выводов в этом случае (см. табл. 2).

Табл. 2. Психодиагностический инструментарий, используемый при обследовании специалистов ГИМС МЧС России

Методика

Показатель

Содержание

1

2

3

Тест возрастающей трудности Дж. Равена (Методическое руковод­ство по проведению ..., 2006, С. 74–89)

Иб

Уровень развития базового интеллекта

Интеллектуальная лабильность (Альманах психологических тестов, 1995, С. 120–123)

ИЛ

Скорость переключения и гибкость мыслительных процессов

Стиль мышления (Алексеев, Громова, 1995)

С

Синтетический

И

Идеалистический

П

Прагматический

А

Аналитический

Р

Реалистический

Кольца Ландольта (Диагностика познавательных способностей ..., 2009, С. 141–142)

Vвн

Объем внимания

Квн

Концентрация внимания

Ивн

Избирательность внимания

Увн

Устойчивость внимания

Числовой квадрат (Большая энциклопедия психологических ..., 2005, С. 217)

Vвн

Объем внимания

Рвн

Распределение внимания

Проба Мюнстерберга (Большая энциклопедия психологических ..., 2005, С. 216)

Vвн

Объем внимания

Ивн

Избирательность внимания

Оперативная память (Большая энциклопедия психологических ..., 2005, С. 212)

ОП

Запоминание, сохранение и воспроизведении информации в процессе выполнения определенных действий

Запоминание 10 слов (Альманах психологических тестов, 1995, С. 92–94)

КП1

Кратковременная память – 1 повторение

КП2

Кратковременная память – 2 повторение

КП3

Кратковременная память – 3 повторение

КП4

Кратковременная память – 4 повторение

ДП

Долговременная память

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (Практи­ческая психодиагностика, 2001, С. 581–583)

КС

Коммуникативные склонности

ОС

Организаторские склонности

Оценка уровня субъективного контроля (Машков, 2008, С. 186–188)

УСК

Уровень субъективного контроля

Прогноз (Чермянин и др., 2020, С. 124–125)

НПУ

Нервно-психическая устойчивость

Диагностика личностной и реактивной тревожности (Ч. Спилбер­гер, Ю. Ханин) (Практическая психодиагностика, 2001, С. 59–63)

ЛТ

Личностная тревожность

Ориентировочная анкета (Машков, 2008, С. 171–175)

НС

Направленность на себя

НЗ

Направленность на задачу

ВД

Направленность на взаимодействие

Самооценка лидерства (Фетискин и др., 2002, С. 245–246 )

ЛП

Лидерский потенциал

Моторная проба Шварцландера (Сергеева, 2014, С. 12–14)

ЦО

Уровень притязаний

16-PF личностный опросник Кеттелла (форма А) (Практическая пси­ходиагностика, 2001, С. 192–239)

ф.А

Шизотимия/Аффектотимия

ф.В

Абстрактное мышление/Высокая способность к обучаемости

ф.С

Эмоциональная незрелость/Эмоциональная зрелость

ф.Е

Конформность/Доминантность

ф.F

Импульсивность/Сдержанность

ф.G

Моральный контроль поведения

ф.Н

Робость/Решительность

ф.I

Жесткость/Мягкость

ф.L

Доверчивость/Подозрительность

ф.М

Пракичность/Мечтательность

ф.N

Наивность/Проницательность

ф.О

Актуальный уровень тревоги

ф.Q1

Консерватизм/Радикализм

ф.Q2

Зависимость/Самостоятельность

ф.Q3

Волевой самоконтроль поведения

ф.Q4

Фрустрационная тревожность

Методика многостороннего исследования личности по Ф.Б. Берези­ну (ММИЛ) (Березин и др., 2011)

L

Шкала социальной желательности

F

Шкала достоверности

К

Шкала коррекции

1

Шкала соматизация тревоги

2

Шкала тревоги и депрессивных тенденций

3

Шкала вытеснения факторов, вызывающих тревогу

4

Шкала импульсивности

5

Шкала мужских и женских черт характера

6

Шкала ригидности аффекта

7

Шкала фиксации тревоги и ограничительного поведения

8

Шкала аутизации

9

Шкала отрицания тревоги и гипомании

0

Шкала социальных контактов /Социальная активность (экстраверсия)

3 этап исследования заключался в оцен­ке эффективности профессиональной де­ятельности специалистов ГИМС МЧС Рос­сии, прошедших психодиагностическое обследование. Критерием эффективности оцениваемых специалистов выступали та­кие характеристики, как надежность, продуктивность и качество выполняемых ра­бочих задач. Для каждого обследованного специалиста были получены по 3 экс­пертные оценки, каждая в диапазоне от 1 до 10, где 1 – минимальная оценка, 10 – максимальная оценка. Экспертами высту­пали руководители подразделений ГИМС МЧС России, обладающие высокой про­фессиональной компетентностью, знани­ем внутреннего содержания деятельности и непосредственно работающие с оцени­ваемыми специалистами. Эмпирическая выборка была распределена на следующие группы по эффективности деятельности: 1) эффективные специалисты (n = 57), 2) специалисты средние по эффективности (n = 148), 3) не эффективные специали­сты (n = 70).

На 4-ом этапе исследования выявля­лись различия между полярными группа­ми эффективных и неэффективных спе­циалистов. Данная задача решалась при помощи статистической обработки полу­ченных данных методик и тестов с помо­щью программы IBM SPSS Statistics Version 17, включающей непараметрический кри­терий Манна-Уитни, сопоставляющий по­казатели, измеренные в одних и тех же условиях на двух независимых выборках обследуемых (Наследов, 2008). Установленные достоверные различия между по­лярными группами по изучаемым показателям представлены в таблице 3.

Табл. 3. Различия по показателям между эффективными и неэффективными специалистами ГИМС МЧС России

Показатели

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень стати­стической значимости (р)

Эффективные (n = 57)

Неэффектив­ные (n = 70)

Иб

93,0

81,0

1578,0

0,014

ИЛ (ошибки)

9,9

12,7

1429,0

0,002

Квн

77,0

65,6

1640,0

0,042

Vвн («Числовой квадрат»)

32,5

29,2

1356,5

0,000

Рвн («Числовой квадрат»)

10,3

8,8

1315,5

0,000

Vвн («Проба Мюнстерберга»)

394,5

354,1

1597,0

0,017

Ивн («Проба Мюнстерберга»)

18,7

15,9

1318,5

0,000

КП1

7,4

6,7

1562,0

0,009

КП3

9,3

8,7

1449,0

0,001

ДП

9,1

8,2

1497,5

0,003

ф.В

6,0

5,0

1606,5

0,019

УСК

30,4

28,0

1471,0

0,003

Мf

44,0

39,0

1235,5

0,045

Si

43,0

50,0

1209,5

0,031

По результатам статистической об­работки установлены достоверные раз­личия между группами (р ≤ 0,05) в поль­зу группы эффективных специалистов по следующим показателям: уровень раз­вития базового интеллекта, абстрактное и оперативное мышление, интеллекту­альная лабильность, концентрация вни­мания, распределение внимания, изби­рательность внимания, объем внимания, кратковременная и долговременная па­мять, уровень субъективного контроля, социальная экстраверсия. Выраженность каждого показателя находится на уров­не не ниже средних значений. Что каса­ется показателя Mf (выраженность муж­ских и женских черт характера), то он отражает поведение человека в межлич­ностных отношениях и, согласно полу­ченным средним значениям в полярных группах, можно сделать вывод, что эффек­тивных специалистов ГИМС МЧС отлича­ет способность к эмпатии, конформность, а неуспешных – склонность к доминиро­ванию, соперничеству. Специфики про­фессиональной деятельности специа­листов ГИМС МЧС России заключается в том, что они получают, сохраняют, пе­рерабатывают полученную информацию, своевременно переключаются на другие виды профессиональных задач, устанав­ливают большое количество коммуни­каций с окружающими, ответственны за принимаемые решения, выполняют мно­гоаспектные и разноплановые функции, в том числе своевременно реагируют на возникающие экстремальные ситуации. Можно заключить, что именно это и объ­ясняет различия по тем показателям, что мы получили. Выявленные существен­ные различия между полярными группа­ми определены как ПВК, способствующие успешности профессиональной деятель­ности специалистов ГИМС МЧС России. При этом уровень выраженности каждого ПВК определялся по среднему значению показателя в группе эффективных специ­алистов (Шойгу, Тарасова, 2017).

Чтобы убедиться в правильности выде­ленных ПВК, необходимо установить их взаимосвязь с успешностью профессио­нальной деятельности работающих спе­циалистов. Для этого был проведен оче­редной экспертный опрос (2015 г.). С его помощью определялись динамические характеристики ранее выделенных ПВК путем определения успешности выпол­нения профессиональной деятельности с течением времени. То есть, выяснялось, насколько точно и обоснованно ПВК по­зволяют прогнозировать успешность про­фессиональной деятельности. Экспертами в данном случае так же выступали руко­водители подразделений, имеющие высо­кую профессиональную компетентность, знания специфики профессиональной деятельности и непосредственно рабо­тающие с оцениваемыми инспекторами ГИМС МЧС России. Эксперты оценивали каждого специалиста по 10-бальной шка­ле (1 – минимальная оценка, 10 – максимальная оценка, по 3 эксперта на че­ловека). Для определения взаимосвязи выделенных ПВК и успешности профес­сиональной деятельности, был использо­ван корреляционный анализ (Спирмен, IBM SPSS Statistics Version 21). По резуль­татам корреляционного анализа уста­новлены многочисленные статистически значимые корреляционные связи между ПВК и успешностью выполняемой про­фессиональной деятельности: уровень развития базового интеллекта (r = 0,139, р = 0,05), интеллектуальная лабильность (r = – 0,226, р = 0,01), концентрация вни­мания (r = 0,133, р = 0,05), объем вни­мания по методике «Числовой квадрат» (r = 0,166, р = 0,01), распределение внимания (r = 0,183, р = 0,05), избиратель­ность внимания (r = 0,186, р = 0,01), КП3 (r = 0,157, р = 0,05), долговременная па­мять (r = 0,194, р = 0,01), уровень субъ­ективного контроля (r = 0,161, р = 0,01), уровень развития абстрактного и опера­тивного мышления (r = 0,198, р = 0,01), со­циальные контакты (r = – 0,224, р = 0,01). Полученные результаты можно объяснить тем, что особенности организации про­фессиональной деятельности, сложность и разнообразие выполняемых задач специалистами ГИМС МЧС России предъявляют высокие требования к освоению деятельности, пониманию и быстрому обучению новым направлениям выпол­няемой профессиональной деятельности, адаптации к изменениям условий в про­цессе выполнения рабочих задач, к высокому темпу переработки получаемой информации, развитию когнитивных способностей, построению большого ко­личества социальных контактов и меж­личностного взаимодействия, способно­сти принимать решения и нести за них ответственность. Низкие корреляционные связи между успешностью выполнения профессиональной деятельности специа­листами ГИМС МЧС России и ПВК можно объяснить такими факторами как, редкая и специфичная по своему внутреннему содержанию подготовка таких специа­листов (отсутствие специализированных учебных заведений), малая численность специалистов ГИМС МЧС России в подра­зделениях по субъектам Российской Фе­дерации (в соответствии со штатным рас­писанием), а также применявшаяся ранее система профессионального психологи­ческого отбора (без учета стандартизи­рованных и регламентированных ПВК и их уровня выраженности). Следователь­но, полученные корреляционные взаи­мосвязи на эмпирической выборке можно рассматривать как истинные.

Необходимые ПВК, способствующие успешности выполнения профессиональ­ной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выделены в результате по­лученных значимых различий по изучае­мым психологическим показателям между успешными и неуспешными специалиста­ми. Успешность выполнения профессио­нальной деятельности определена путем получения экспертных оценок на каждо­го обследуемого специалиста от квали­фицированных экспертов. Для прогнози­рования успешности профессиональной деятельности во времени (в нашем слу­чае 4 года) проведен очередной эксперт­ный опрос, в результате которого были выявлены взаимосвязи между эффектив­ностью выполнения деятельности и ранее выделенными ПВК, в результате чего мож­но заключить, что, чем выше развиты ПВК, тем выше оценка экспертов профессио­нальной успешности специалистов ГИМС МЧС России (Шойгу, Тарасова, 2018).

Далее использовались методы много­мерной статистики для установления на­именьшего количества информативных показателей, которые в совокупности мо­гут обеспечивать большую достоверность прогноза (Венцлав, 1987; Глушко, 1991). И в отечественных, и в зарубежных источниках представлены всевозможные ма­тематико-статистические методы, ис­пользуемые для анализа определенных психологических характеристик, кото­рые, в свою очередь, детерминируют эф­фективность выполнения профессио­нальной деятельности (Маклаков, 1996; Рыбников, 1991). В нашем эмпирическом исследовании для установления психо­логических качеств, обеспечивающих эффективность специалистов ГИМС МЧС России, и для дифференциации значимо­сти отдельного свойства мы использова­ли факторный анализ.

Результаты

Первым шагом в выделении структу­ры ПВК, способствующих успешности профессиональной деятельности спе­циалистов ГИМС МЧС России, явилось определение средней экспертной оцен­ки каждого обследуемого из всей выбор­ки (n = 275). Средняя экспертная оценка (далее – Ср) каждого специалиста была получена путем усредненного экспертно­го мнения в процессе опроса на этапе оп­ределения ПВК и усредненного эксперт­ного мнения при определении влияния выделенных ПВК на успешность профессиональной деятельности. То есть, экс­пертная оценка (Ср) каждого обследуемого определялась на основе мнений 6 экспертов. Надежность экспертных оценок по внутренней согласованности высокая, о чем говорит коэффициент α – Кронбаха, равный 0,916. Для разде­ления эмпирической выборки на группы в зависимости от выраженности эксперт­ной оценки (Ср) применялся двухэтап­ный кластерный анализ (IBM SPSS Statistics Version 21). 1 кластер – низкие оцен­ки (неуспешные специалисты, n = 75), 2 кластер – средние оценки (средние по успешности специалисты, n = 101), 3 кла­стер – высокие оценки (успешные специ­алисты, n = 99).

Дальнейший шаг – определение по­казателей, которые наилучшим образом отличают группы по эффективности де­ятельности. Для этого сравнивались 1 и 3 кластер с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (см. табл. 4) и рассматривалось влияние изучаемых показателей на экспертную оценку (Ср) с помощью корреляционного анализа Спирмена (см. рис. 1). Сравнение класте­ров между собой проводилось не только по ранее выделенным ПВК, но и по всем изучаемым психологическим показате­лям. Это объясняется тем, что на эффек­тивность выполнения профессиональ­ной деятельности специалистов ГИМС МЧС России могут оказывать опосредо­ванное влияние и другие, латентные пси­хологические характеристики, связан­ные с ПВК.


Рис. 1 Результаты корреляционного анализа влияния изучаемых показателей на экспертную оценку (Ср)

Табл. 4. Установленные достоверные различия между кластерами по изучаемым показателям

Показатели

Среднее значение

Уровень значимости

Показатели

Среднее значение

Уровень значимости

1 кластер

3 кластер

1 кластер

3 кластер

Иб

82,9

94,8

0,005

КП3

8,8

9,3

0,002

ИЛ (ошибки)

12,4

9,3

0,000

КП4

8,9

9,4

0,005

И

54,8

56,3

0,042

ДП

8,3

9,1

0,002

Квн («Кольца Ландольта»)

68,6

77,1

0,044

УСК

28,5

31,0

0,004

Ивн («Кольца Ландольта»)

84,6

88,8

0,041

ЛП

6,7

7,3

0,014

Vвн («Числовой квадрат»)

29,7

33,0

0,004

ОС

14,6

15,3

0,050

Рвн («Числовой квадрат»)

8,8

10,2

0,001

НПУ

12,8

11,3

0,047

Vвн («Проба Мюнстерберга»)

352,8

385,0

0,049

ЛТ

38,0

36,5

0,048

Ивн («Проба Мюнстерберга»)

16,3

18,5

0,001

ф.А

9,9

11,0

0,017

ОП

29,5

31,9

0,048

ф. В

6,6

7,8

0,003

КП1

6,8

7,5

0,006

Mf

18,7

20,3

0,044

КП2

8,4

8,8

0,037

Si

23,9

21,3

0,013

Анализируя психологические по­казатели специалистов (см. табл. 4), можно заключить, что успешные спе­циалисты отличаются от неуспешных по следующим показателям (р ≤ 0,05): уровень развития базового интеллекта, интеллектуальная лабильность, идеалистический стиль мышления, концен­трация внимания (по методике «Кольца Ландольта»), избирательность внима­ния (по методикам «Кольца Ландольта», «Проба Мюнстерберга»), объем внима­ния (по методикам «Числовой квадрат», «Проба Мюнстерберга»), распределе­ние внимания (по методике «Числовой квадрат»), оперативная память, крат­ковременная память (1–4 повторе­ния), долговременная память, уровень субъективного контроля, самооценка лидерства, организаторские склонно­сти, нервно-психическая устойчивость, личностная тревожность, экстравер­тированная направленность, легкость в общении (фактор А по методике Р. Кеттелла), абстрактное мышление и высокая способность к овладению но­выми навыками (фактор В по методике Кеттелла), конформность, способность к эмпатии (5 шкала по методике ММИЛ) и социальная экстраверсия (0 шкала по методике ММИЛ). Качества, обуславли­вающие успешность выполнения профессиональной деятельности, у эф­фективных специалистов ГИМС МЧС России развиты в большей степени.

Показатели, влияющие на среднюю экспертную оценку и различающие груп­пы по эффективности деятельности, в дальнейшем применялись для опреде­ления структуры ПВК, способствующих успешности профессиональной деятель­ности. Необходимым условием для со­здания такой модели является отсутствие связи между показателями и зависимой переменной, при этом показатели тоже не должны быть тесно взаимосвязаны между собой. В нашем эмпирическом ис­следовании изучаемые показатели кор­релируют между собой, поэтому мы при­менили метод факторного анализа, так как полученные факторы не связаны друг с другом, что отвечает указанным услови­ям для создания структуры ПВК. В тоже время, с помощью этого метода, мы со­кратили число изучаемых характеристик (IBM SPSS Statistics Version 21). Согласно проведенному факторному анализу, зна­чение критерия адекватности Кайзера-Майера-Олкина (КМО = 0,77) и критерий Бартлетта (р = 0,000) отражают опти­мальную адекватность и статистически достоверный результат (р < 0,05). Это го­ворит о том, что взаимосвязь между пока­зателями отличается от 0, и что существу­ющие данные подходят для выполнения факторного анализа.

Для установления количества и со­держания факторов отобранные инди­видуально-психологические показатели подверглись анализу по методу «главных компонент» – способу сокращения вели­чины показателей с утратой небольшо­го количества информации. Таким обра­зом извлечено 8 факторов с собственным значением больше 1, то есть выделены показатели, являющиеся наиболее ин­формативными (см. табл. 5). Мерой вклю­чения в фактор является факторная на­грузка от 0,5 и выше (Наследов, 2013).

Табл. 5. Количество и содержание полученных факторов

Фактор

Содержание фактора и факторная нагрузка

1 фактор – «Хранение и воспроизведение информации» (27,7% дисперсии)

1.Кратковременая память – 1 повторение (0,64);

2. Кратковременная память – 2 повторение (0,76);

3. Кратковременная память – 3 повторение (0,79);

4. Кратковременная память – 4 повторение (0,73);

5. Долговременная память (0,73).

2 фактор – «Сосредоточенность внимания» (12,5% дисперсии)

1. Концентрация внимания (0,97);

2. Избирательность внимания по методике «Коль­ца Ландольта» (0,97).

3 фактор – «Объем и фокусировка внимания» (11,8% дисперсии)

1. Объем внимания по методике «Проба Мюнстер­берга» (0,92);

2. Избирательность внимания по методике «Проба Мюнстерберга» (0,88).

4 фактор – «Оперативное мышление и переработка информации» (8,3 % ди­сперсии)

1. Базовый интеллект (0,71);

2. Интеллектуальная лабильность (-0,78);

3. Оперативная память (0,67).

5 фактор – «Охват и удержание объектов» (7,6% дисперсии)

1. Объем внимания по методике «Числовой ква­драт (0,81);

2. Распределение внимания по методике «Число­вой квадрат» (0,75).

6 фактор – «Регулирование действий и поведения» (31,1% дисперсии)

1. Уровень субъективного контроля (-0,50);

2. Нервно-психическая устойчивость (0,82);

3. Личностная тревожность (0,83).

7 фактор – «Реализация управленческих решений» (14,8 %дисперсии)

1. Самооценка лидерства (0,75);

2. Организаторские склонности (0,72);

3. Эмоциональная экстраверсия/интроверсия (0,70).

8 фактор – «Решение задач и изменение поведения» (10,9% дисперсии)

1. Абстрактное и оперативное мышление (0,59);

2. Конформность, эмпатия (0,63).

Проанализировав полученные факто­ры, можно заключить, что структура ПВК, способствующая успешности выполне­ния профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, состоит не только из качеств, выделенных по результатам установления различий меж­ду эффективными и неэффективными специалистами, но и психологических качеств, которые прямо коррелируют с ПВК. Таким образом, взаимосвязанные с ПВК показатели компенсируют либо недостаточно выраженные, либо отсутству­ющие ПВК, или проявляются при услож­нении профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России. К та­ким качествам относятся: эффективность запоминания (кратковременная память 2 и 4 повторения), оперативная память, избирательность внимания (по методи­ке «Кольца Ландольта»), нервно-психиче­ская устойчивость, лидерский потенциал, личностная тревожность, организатор­ские склонности, эмоциональная экстра­версия/интроверсия. Выраженность ком­пенсаторных качеств определяется по среднему значению показателей в группе успешных специалистов и находится на уровне не ниже средних значений.

Обсуждение результатов

Результаты проведенного исследо­вания свидетельствуют о влиянии ин­дивидуально-психологических харак­теристик специалистов ГИМС МЧС России на выполнение ими профессиональной деятельности. Такими индивиду­ально-психологическими характеристи­ками являются ПВК. Изученная специфика профессиональной деятельности специа­листов ГИМС МЧС России и экспертная оценка эффективности выполнения спе­циалистами своих профессиональных обязанностей позволили выделить следу­ющие необходимые ПВК: переключение с одного вида задач на другой в услови­ях ограниченного времени, хранение не­обходимой информации в течение и ко­роткого, и неограниченного времени, совершение нескольких действий однов­ременно и выделение из окружения зна­чимых предметов и явлений. При этом выраженность качеств должна находить­ся на уровне не ниже средних значений. Также для выполнения профессиональ­ной деятельности специалистам необхо­димо сознательное регулирование своих действий и эмоций, стремление к высо­ким результатам в профессиональной де­ятельности, контроль происходящих событий, готовность нести ответственность за принимаемые решение, общительность и адаптация к быстро изменяющимся внешним ситуациям.

Рассмотренные корреляционные зави­симости между индивидуально-психоло­гическими характеристиками и уровнем выполняемой профессиональной деятель­ностью показывают, что выделенные ПВК являются предпосылками эффективности выполнения деятельности специалистами ГИМС МЧС России и не только способст­вуют формированию необходимых навыков, умений, но и имеют важное значе­ние для успешной адаптации к различным условиям профессиональной деятельнос­ти. Выявлены особенности факторной структуры ПВК, способствующей эффек­тивности выполнения профессиональной деятельности. Этот результат представляет интерес, поскольку содержание факторов позволило определить качества, которые компенсируют либо недостаточно выра­женные, либо отсутствующие ПВК и могут включаться при усложнении деятельнос­ти. Такой комплекс качеств обеспечивает более эффективное выполнение решае­мых профессиональных задач специали­стами ГИМС МЧС России.

Таким образом, структуру ПВК специа­листов ГИМС МЧС России можно исполь­зовать для прогнозирования успешности выполнения ими профессиональной де­ятельности, обеспечиваемой не только собственно ПВК, но и компенсаторны­ми качествами. Полученная структура ПВК позволит не только улучшить пси­хологическое сопровождение работаю­щих специалистов ГИМС МЧС России, но и усовершенствовать мероприятия по проведению профессионального психологического отбора и определения степени соответствия психологических качеств кандидата на должность требова­ниям специальности.

Заключение

Полученные в эмпирическом исследо­вании результаты позволяют заключить, что успешность профессиональной дея­тельности специалистов ГИМС МЧС Рос­сии связана с имеющимися у них ПВК и их уровнем выраженности. Определе­ние успешности профессиональной де­ятельности специалистов ГИМС МЧС России играет важную роль, так как их профессиональная деятельность носит экстремальный характер, что, в свою очередь, может отразиться на эффек­тивности выполнения поставленных за­дач. При этом важной составляющей при определении успешности деятельнос­ти является экспертная оценка, позво­ляющая получить объективные данные в короткое время и обладающая высокой прогностичностью. Выделенная струк­тура ПВК, полученная на основе мето­да факторного анализа, позволяет науч­но обоснованно определять успешность выполнения профессиональной деятель­ности специалистами ГИМС МЧС России и является важной составляющей про­фессионального психологического от­бора кандидатов на данную должность, а также психологического сопровожде­ния уже работающих специалистов.

Таким образом, на основании прове­денного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная деятельность спе­циалистов ГИМС МЧС России имеет характерные особенности, главными из которых являются высокая степень опасности, стрессогенности, высокий уровень ответственности, действий в условиях ограниченного простран­ства и дефицита времени. Все это об­уславливает высокие требования к их профессионально важным качествам и эффективности выполнения профес­сиональной деятельности.

  2. Профессионально важными качест­вами, прогнозирующими успешность профессиональной деятельности как специалистов ГИМС МЧС России, так и кандидатов на эту должность являются: развитые свойства внимания и памяти, базовый интеллект, абстракт­ное мышление и скорость протека­ния мыслительных процессов в усло­виях дефицита времени (находящиеся на уровне не ниже средних значений), развитый волевой контроль поведения и эмоций, развитые коммуникативные качества и социальная активность, спо­собность к эмпатии.

  3. Взаимосвязь между успешностью вы­полнения профессиональной деятель­ности специалистов ГИМС МЧС Рос­сии и выделенными профессионально важными качествами позволяет заключить, что, чем выше развиты ПВК, тем выше профессиональная успешность обследованных специалистов.

  4. Определена структура ПВК, способ­ствующая успешности выполнения профессиональной деятельности как специалистов ГИМС МЧС России, так и кандидатов на эту должность. В структуру ПВК входят не только выде­ленные собственно ПВК, но и компен­саторные качества. Компенсировать отсутствие или недостаточную выра­женность ПВК позволяют такие каче­ства как: достаточная эффективность запоминания, развитые оперативная память и избирательность внимания, экстравертированная направленность и легкость в общении, развитые ли­дерские качества и организаторские склонности, личностная тревожность на уровне не выше средних значений, нервно-психическая устойчивость на уровне не ниже средних значений.

Литература

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – Санкт-Петербург : Экономическая школа, 1993. – 352 с.

Альманах психологических тестов. – Москва : КСП, 1995. – 400 с.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основа интерпретации, некоторые области применения. – Москва : БЕРЕЗИН ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ, 2011. – 320 С.

Бессонова Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности в экстремальных условиях // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход. – Москва : Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 113–137.

Бестужев И.В. Рабочая книга по прогнозированию. – Москва : Мысль, 2002.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – Москва : ПЕР СЭ, 2001.

Большая энциклопедия психологических тестов. – Москва : Эксмо, 2005. – 416 с.

Венцлав С.В. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. – Ленинград, 1987.

Глушко А.Н. Основные этапы подбора и адаптации психологических методик в целях профессионального психологического отбора. – Москва : ЦВМУ, 1991.

Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : учеб. пособие. – Москва : Академ. Проект; Альма Матер, 2009. – 533 с.

Дикая Л.Г., Занковский А.Н. Психологические проблемы профессиональной деятельности. – Москва : Наука, 1991.

Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности. – Москва : Академический проект, 2005.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – Москва : ИЦ Академия, 2004.

Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : дис. … докт. психол. наук; [Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова]. – Санкт-Петербург, 1996.

Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. – Санкт-Петербуг : Питер, 2008. – 288 с.

Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в системе МЧС России. – Москва : ГУ ЦЭПП МЧС России, 2006. – 383 с.

Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. – Санкт-Петербург : Питер, 2013.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. – Санкт-Петербург : Речь, 2008.

Орлов А.И. Экспертные оценки : учеб. пособие. – Москва : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

Практическая психодиагностика : методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : БАХРАХ-М – Москва, 2001. – 672 с.

Рыбников В.Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ : учеб. пособие. – Ленинград : Воениздат, 1991.

Сергеева О.М. Общий психологический практикум. – Нижний Новгород : Нижегородский гос. ун-т, 2014. – 37 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 490 с.

Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии : метод. пособие. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 189 с.

Шойгу Ю.С., Тарасова А.А. Взаимосвязь профессионально важных качеств и успешности профессиональной деятельности у специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Российский психологический журнал. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 113–139. doi: 10.21702/rpj.2018.1.6

Шойгу Ю.С., Тарасова А.А. Выделение профессионально важных качеств инспектора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14. – № 4. – С. 267–295.

Шошин П.Б. Метод экспертных оценок : учеб. пособие. – Москва : Изд-во МГУ, 1987.

Conway J. M. (1996). Analysis and design of multitrain-multirater performance appraisal studies. Journal of Managemen, 22, 139–162. doi: 10.1177/014920639602200106

Ericsson K.A., Krampe R.T., & Tesch-Romer C. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 100, 363–406. doi: 10.1037/0033-295X.100.3.363

Harvey R.J. (1991). Job analysis. In M. D. Dunnette, & L. M. Hough (Eds.). Handbook of industrial and organization psychology. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 2, 71.

Jackson D.J.R, Stillman J.A., & Atkins S.G. (2005). Rating tasks versus dimensions in assessment centers: A psychometric comparison. Human Performance, 18, 213–241. doi: 10.1207/s15327043hup1803_2

Levine E. L., Sistrunk F., McNutt K.J., & Gael S. (1988). Exemplary job analysis systems in selected organizations: A description of process and outcomes. Journal of Buisiness and Psychology, 3, 3–21. doi: 10.1007/BF01016745

Sanchez J.I., & De La Torre P. (1996). A second look at the relationship between rating and behavioral accuracy in performance appraisal. Journal of Applied Psychology, 81(1), 3–10. doi: 10.1037/0021-9010.81.1.3

Pescosolido A.T. (2003). Group efficacy and group effectiveness. The Effects of Group Efficacy Over Time on Group Performance and Development/ SMALL GROUP RESEARCH, February, 34, 20–42. doi: 10.1177/1046496402239576

Для цитирования статьи:

Тарасова А.А., Шойгу Ю. С.Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.94-106. doi: 10.11621/npj.2020.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать