Поступила: 20.02.2020
Принята к публикации: 03.03.2020
Дата публикации в журнале: 31.03.2020
Страницы: 50-56
DOI: 10.11621/npj.2020.0105
Ключевые слова: психология развития; области исследования психологии развития; субдисциплины психологии развития; закономерное и вариативное развитие; развитие подсистем личности; психология возрастных групп
Доступно в on-line версии с: 31.03.2020
Худоян С.С. К проблеме предмета и структуры психологии развития. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.50-56. doi: 10.11621/npj.2020.0105
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Предмет психологии развития почти никогда не подвергался критическому анализу, однако очевидно, что проблемы в данной сфере существуют. В частности, не вполне понятно, что изучается в психологии развития – развитие личности, психики, характеристики возрастов или все выше перечисленное? Для дальнейшего развития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы исследования, которые так или иначе изучаются, однако хаотично, часто в рамках других отраслей психологии или даже других наук.
Цель статьи: уточнить предмет психологии развития как дисциплины. Обосновать, что психология развития имеет не одну, а несколько принципиально разных сфер и предметов исследования, в соответствии с которыми необходимо перестраивать эту дисциплину.
Описание хода исследования. В статье выделяются принципиально разные области психологии развития, которые рассматриваются в качестве отдельных предметов исследования. Обосновывается, что структура современной психологии развития не соответствует предметам исследования, в результате чего некоторые сферы развития личности не выделены в качестве отдельных субдисциплин или разделов психологии развития (например, незакономерное развитие личности, развитие подструктур личности), сравнительно мало изучены и не представлены в учебниках по этой дисциплине.
Выводы. Психология развития имеет следующие предметы исследования: закономерное и незакономерное психическое развитие человека, развитие психических подструктур личности и психологические особенности разных возрастных групп. Необходимо переструктурировать психологию развития, взяв за основу имеющиеся на сегодня предметы ее исследования. При этом выделятся следующие субдисциплины: закономерное психическое развитие человека, вариативное развитие личности, психическое развитие (развитие психических подструктур личности), возрастная психология (психология возрастных групп).
Если проблеме предмета психологии как научной дисциплины посвящены многочисленные исследования (Мазилов, 2018, Пископпель, 2004 и др.), то предмет психологии развития почти никогда не подвергался специальному анализу (мы не смогли найти исследования этого вопроса не у нас, не за рубежом). В то же время в ряде работ затрагиваются вопросы, свидетельствующие о наличии проблем в этой сфере. Так, в 1980-е годы А.В. Петровский, критикуя синонимичное употребление понятий «психическое развитие» и «развитие личности», пишет: «Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что понятие личности … часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще, послужил, очевидно, одной из причин того, что понятие «развитие личности» и понятие «развитие психики» … оказывались поставленными в один синонимический ряд. … Многие психологи … использовали эти понятия как синонимы в одном и том же контексте, не учитывая, что за подстановкой одного понятия вместо другого скрываются изменения его значения и смысла» (Петровский, 1984, С. 16). К сожалению, автор не рассматривал эту проблему с позиции разных, самостоятельных предметов исследования психологии развития, однако очевидно, что развитие личности и развитие психики, это совершенно разные сферы исследования. Другую проблему, связанную с предметами психологии развития, поднял Р. Маккол еще в 70-е годы прошлого века. Он утверждал: «Я уверен, что психология развития недостаточно связана с развитием. По крайней мере, изучение развития должно состоять из исследований разных возрастов, однако только небольшой процент наших профессиональных статей содержит какие-либо сравнительные исследования возрастов вообще. Современный возрастной психолог в основном фокусирует свое внимание на особенности поведения развивающегося организма на конкретном возрастном этапе. Даже наши учебники характеризуются тем, что с точки зрения развития, представляют статичную информацию относительно поведенческих диспозиций младенцев и детей …» (McCall, 1977, С. 337). Фактически автор критикует возрастных психологов за то, что они изучают не развитие психических структур, а их характеристики в отдельно взятом возрастном этапе. В данном случае, на наш взгляд, речь идет о двух разных предметах исследования психологии развития: о развитии психических подструктур личности (когнитивной системы, воли, эмоций, системы Я и др.) и психологических характеристиках разных возрастных групп.
Как известно, в научной литературе и в учебниках применяются разные определения психологии развития как отдельной дисциплины, что также отражает наличие проблем относительно предмета ее исследований. Так, можно встретить такие наименования, как «Психическое развитие», «Развитие личности», «Психология развития», «Возрастная психология» (у нас более распространены понятия «Психология развития»/«Developmental psychology» и «Возрастная психология»/«Age psychology»). Эти понятия не имеют четких границ, иногда применяются в качестве синонимов. В некоторых учебниках делаются попытки дифференцировать предметы исследований «Психологии развития» и «Возрастной психологии». Так, Т.Г. Неруш в учебнике «Психология развития и возрастная психология» считает, что предмет психологии развития – это «выявление общих закономерностей психического развития в онтогенезе», а предметом возрастной психологии является «изучение возрастной динамики психики человека, … изучение возрастных периодов психического развития человека» (Неруш, 2013, С. 7). А.К. Болотова и О.Н. Молчанова также свой учебник назвали «Психология развития и возрастная психология» (Болотова, Молчанова, 2012). Авторы выделяют четыре подхода к пониманию предметов этих субдисциплин. Согласно одному из них, предметом возрастной психологии являются общие закономерности развития, а также «установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому» (Обухова, 2001, С. 22). «Предметом психологии развития, – пишут А.К. Болотова и О.Н. Молчанова, – является изучение возникновения, становления и развития психических процессов как таковых, например, памяти или мышления» (Болотова, Молчанова, 2012, С. 13). Согласно второму подходу, понятие «Психология развития» шире понятия «Возрастная психология», так как кроме онтогенеза включает «также и филогенез, антропогенез, эмбриогенез и функционалгенез» (Болотова, Молчанова, 2012, С. 14). Представители третьего подхода считают, что обе эти субдисциплины имеют один и тот же предмет исследования (Болотова, Молчанова, 2012, С. 14). Согласно четвертому подходу, предметом психологии развития являются общие механизмы развития в онтогенезе, а возрастной психологии – характеристики развития возрастных групп (Болотова, Молчанова, 2012, Марцинковская, 2007 и др.).
В зарубежной психологии вопрос о предмете психологии развития не считается проблемным и не рассматривается, однако очевиден своеобразный кризис в этой области знаний. Так, появились противоречивые тенденции, обусловленные тем, что выделяются и противопоставляются две разные исследовательские сферы (предметы исследования) психологии развития – закономерные и незакономерные, вариативные формы развития (Overton, 2010, Scarr, 1992). При этом такое противопоставление часто делается в ущерб закономерному развитию, в частности, закономерным стадиям развития. Так, теории, описывающие нормативные стадии психического развития (stage theories), и вообще идеи закономерного развития и стадийности как бы «вышли из моды» на Западе, а исследования в этом направлении значительно уменьшились (Bonder, Dal, 2009). Специалистов больше интересуют незакономерные, индивидуальные и средовые особенности развития (Lerner, 2006). Стадийный подход заменяется так называемыми метатеориями, акцентирующими общие принципы развития (Arnett, Tanner, 2009). С другой стороны, появляются работы, которые пытаются реабилитировать идею стадийности развития. Так, А. ван Хаавтен считает, что «понятие стадий концептуально связано с понятием развития» (van Haaften, 1997, С. 16). Дж. Арнет и Дж. Таннер отмечают, что, несмотря на разнообразие культурно-исторических вариаций развития, многие возрастные явления имеют схожие проявления во всех культурах, и такие возрастные этапы, как детство, подростковый, зрелый и поздний возрасты имеют одни и те же качественные различия (Arnett, Tanner, 2009). Согласно авторам, отказ от стадий означает отрицание факта существования качественных различий возрастных периодов. Некоторые ученные, считающие оба подхода важными для психологии развития, пытаются объединить их. Например, Дж. Арнетт и Л. Дженсен развивают идею, согласно которой, стадии развития существуют, однако они культурно обусловлены (Arnett, Jensen, 2019).
На наш взгляд, для дальнейшего развития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы исследования, которые так или иначе изучаются, однако хаотично, часто в рамках других отраслей психологии или даже других наук. При этом исследования, посвященные проблемам развития в других областях знаний, специально не ставят перед собой цель изучения закономерностей, вариантов, этапов, уровней, переходных периодов, кризисов и других аспектов развития личности. В этих исследованиях феномены развития личности изучаются в рамках проблематики данной области знаний, а не психологии развития. Так, вопросы духовного развития, личностного роста, зрелости личности, патологического развития и другие аспекты незакономерного развития личности изучаются в религии, в мистических учениях, в психотерапии, в психиатрии, но только постольку, поскольку эти феномены связаны с другими, более важными для данных сфер проблемами (например, в психотерапии проблема зрелости личности исследуется в связи с психическим здоровьем человека). Вне психологии развития исследование феноменов психического развития личности является средством, а не научной целью, в результате чего важнейшие вопросы развития (закономерности, движущие силы, этапы и т.п.) просто не ставятся и не изучаются.
С другой стороны, в самой психологии развития можно встретить многочисленные исследования, посвященные тем или иным аспектам развития личности или ее подструктур (например, развитию мотивации, эмоций, воли, самосознанию и др.), которые не систематизированы, не дают целостного представления о развитии данных подструктур в течение жизни, не представлены в учебниках в качестве системы знаний той или иной субдисциплины психологии развития.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем необходимым определить основные области или предметы исследований психологии развития и на этой основе переструктурировать психологию развития, определить субдисциплины данной дисциплины. Ниже попробуем изложить наши представления относительно данной проблемы.
На наш взгляд, в психологии развития можно выделить следующие основные сферы исследования:
закономерное психическое развитие человека (личности), его принципы, закономерности, этапы, законы развития и т.п.;
вариативное, незакономерное психическое развитие личности (индивидуальные, половые, культурные вариации развития);
формирование и развитие психических подструктур личности: когнитивной (ощущения, восприятие, память, мышление и др.), мотивационной (потребности, цели, ценности и т.п.), эмоционально-волевой сферы, характера, способностей и т.п.;
психологические особенности разных возрастных групп – психология детского, подросткового, зрелого и позднего возрастов.
Попробуем вкратце описать каждую область исследования. Закономерным можно считать развитие, которое происходит на основе генетических и принятых в данном обществе программ развития. Большинство членов общества при благоприятных условиях проходят этапы закономерного развития, у них формируются все или основные новообразования каждого этапа. В современной психологии для данного вида развития применяется также понятие «нормативное развитие» (Bickhard, 2006), «трансформационное развитие» (Overton, 2006), «типическое развитие» (Scarr, 1992).
Вариативное или незакономерное развитие (С. Скарр применяет понятие «индивидуально-вариативное развитие») (Scarr, 1992) – это такое развитие личности, которое отклоняется от закономерного развития (например, при патологическом развитии личности) или же происходит после завершения нормативного развития, больше обусловлено особенностями среды, субъективными факторами – индивидуальной генетикой, воспитанием, самовоспитанием, жизненными обстоятельствами и событиями, психологическими особенностями личности, индивидуальной программой развития и т.п. Этапы и новообразования данного вида развития проявляются не у каждого человека, для их появления необходимы особые обстоятельства, жизненные события, специальное воспитание, самовоспитание, волевые усилия, специфические личностные свойства и т.п. Овертон считает, что вариативное развитие «относится к тому уровню или объему, которым изменения отличаются от стандарта, нормы или среднего» (Overton, 2006, P. 27). Нами были выделены следующие виды вариативного развития:
прогрессивное развитие или усовершенствование личности, личностный рост;
деградирующее развитие личности, не обусловленное психопатологией (например, моральная деградация, криминальное развитие личности, профессиональная деформация личности и т.п.);
патологическое развитие личности (Худоян, 2015).
В психологии иногда встречается понятие «ненормативное развитие личности», однако это не синоним понятия «вариативного, незакономерного развития». Так, П.А. Мясоед под этим понятием понимает непатологические, доклинические, пограничные отклонения от нормы (Мясоед, 1994). Недавно вышла книга Е. Руденского «Психология ненормативного развития личности», в которой автор рассматривает ненормативное развитие с позиции так называемой «дефицитной деформации» личности. Автор определяет дефицитную деформацию личности как социально-психологическую патологию, которая имеет четыре уровня проявления: ненормативное, неадаптивное, отклоняющееся и патохарактерологическое развитие личности (Руденский, 2019, С. 15). В нашей классификации видов незакономерного развития данные виды «ненормативного развития» включены в раздел деградирующего развития личности.
Сфера исследований процессов формирования и развития психических подструктур личности (как нормативного, так и вариативного) – это отдельная и очень важная область психологии развития. Здесь изучаются динамика, этапы развития психических и поведенческих феноменов когнитивной, мотивационной, моральной, эмоционально-волевой сфер личности, характера, способностей, деятельности и т.п. В психологии развития созданы уникальные теории развития некоторых подсистем личности, которые в учебниках обычно представляются как теории развития вообще. Это теории психосексуального развития З. Фрейда (Фрейд, 2017), развития объектных отношений М. Маллера (Тайсон, Тайсон, 2006), интеллектуального развития Жана Пиаже (Пиаже, 1997), теории морального развития Л. Колберга (Kolberg, 1984), развития деятельности Д.Б. Эльконина (Эльконин, 1971) и др. Необходимо отметить, что в этих теориях развитие соответствующих подструктур личности не охватывает весь жизненный цикл человека. Поэтому эти сферы нуждаются в дальнейших исследованиях. С другой стороны, многие психические подсистемы личности не изучены совсем или сравнительно мало изучены (например, этапы формирования и развития воли, эмоций, способностей, характера и др.).
Третьей областью исследований психологии развития являются психологические характеристики возрастных групп: детей, подростков и т.д. Если в предыдущей сфере психологии развития психические феномены рассматриваются в динамике, то здесь – в статике, в качестве системы возрастных психологических характеристик, психологического «образа» возрастной группы (McCall, 1977). Именно эта область обычно представлена в учебниках психологии развития.
На основе представленных сфер или предметов исследования, можно выделить следующие субдисциплины или разделы психологии развития:
нормативное/закономерное психическое развитие человека (normative human developmental psychology) со следующими разделами: 1) общие закономерности и характеристики развития человека (законы, принципы развития человека: гетерохронность, кумулятивность развития, наличие сензитивных, стабильных и лабильных периодов развития и т.п.), 2) циклы или этапы закономерного психического развития человека.
незакономерное (вариативное, индивидуальное) психическое развитие личности (variational developmental psychology) со следующими разделами: 1) общие вопросы вариативного развития личности (причины, факторы, виды, уровни, сферы вариаций развития), 2) вариации основной линии развития человека (вариации, обусловленные культурными, средовыми, индивидуальными факторами).
Психическое развитие (mental development) со следующими разделами: развитие ощущений, восприятия, мышления, мотивационной системы, характера и т.п. В данном разделе, на наш взгляд, должны быть представлены как нормативное, так и вариативное развитие подструктур личности (например, этапы развития интеллекта, представленные Жаном Пиаже и теории постформального развития интеллекта).
Возрастная психология (age psychology/psychology of ages) со следующими разделами: детская психология психология подросткового и юношеского возрастов, психология зрелости, психология позднего возраста.
Такое разделение определяет не только исследовательские сферы психологии развития, но и структуру психологии развития как учебного предмета. При этом каждую субдисциплину можно представить как в качестве отдельного предмета, так и в качестве разделов одного предмета.
Среди этих субдисциплин наиболее полно изучены психологические характеристики возрастных групп. Развитие психических подструктур личности (когнитивной, мотивационной, эмоциональной и др.) от рождения до конца жизни сравнительно мало изучено, существующие исследования обычно ограничиваются юношеским возрастом (развитие интеллекта, психо-сексуальное развитие и др.). Нуждается в исследовании также закономерное развитие человека и построение так называемой сущностной или объясняющей возрастной периодизации (Выготский, 1984). Что касается существующих классификаций возрастов, то они многократно критиковались за то, что не отражают развитие целостной личности и являются описательными (Выготский, 1984), не учитывают индивидуальные, культурные различия и представляют фиксированные возрастные периоды (Pelaez et al., 2008), эмпирически необоснованны (De Mul & Korthals, 1997).
Сфера незакономерного, вариативного развития личности пока еще очень мало изучена. Несмотря на то, что некоторые авторы начертили направления незакономерного развития личности (постформальное развитие интеллекта (Arlin, 1975), постконфиденциальное развитие морали (Kolberg, 1984) и др.), однако характеристики, закономерности (факторы, определяющие незакономерное развитие, механизмы этого процесса и т.п.), взаимосвязь нормативного и ненормативного векторов развития, конкретные этапы, уровни, переходные периоды, виды, варианты и другие вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях.
Завершая эту статью, хотим отметить, что поднятые вопросы нуждаются во всестороннем и тщательном обсуждении, а предложенную нами модель перестройки психологии развития можно рассматривать как приглашение к дискуссии, как один из вариантов решения этой реально существующей, сложной проблемы. По нашему убеждению, решение данной проблемы не только значительно обогатит и расширит психологию развития как дисциплины, но и откроет новые перспективы для ее развития.
Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6 тт. Т. 4. – Москва : Педагогика, 1984.
Мазилов В.А. Психология в XXI столетии: проблема предмета науки // Методология и история психологии. – 2018. – № 1. – С. 108–123. doi: 10.7868/S1819265318010077
Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2007.
Мясоед П.А. Проблема «ненормативного» психического развития // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – C. 49–54.
Неруш Т.Г. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие для студентов. – Саратов : Саратовский гос. социально- экономический университет, 2013.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. – Москва : Педагогическое общество России, 2001.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии – 1984. – № 4. – С. 27–39.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – Москва : Междунар. пед. академия, 1994.
Пископпель, А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. Предмет психологии. – Ярославль : МАПН, 2004. – С. 246–254.
Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – Москва : Юрайт, 2019.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. – Москва : Когито-Центр, 2006.
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – Москва : Издательство «Э», 2019.
Худоян С.С. Индивидуальное, незакономерное развитие личности // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 1. – С. 79–84.
Худоян С.С. Некоторые противоречивые тенденции в западной психологии развития и пути их преодоления. Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. – Москва : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 624–627.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.
Arlin, P.K. (1975). Cognitive development in adulthood: A fifth stage? Developmental Psychology, 11, 602–606. doi: 10.1037/0012-1649.11.5.602
Arnett, J.J., & Tanner, J.L. (2009). Toward a cultural-developmental stage theory of the life course. In K. McCartney & R.A. Weinberg (Eds.), Experience and development: A festschrift in honor of Sandra Wood Scarr. Hove UK, psychology press, 17–38.
Arnett, J.J. & Jensen, L.A. (2019). Human Development: A cultural approach. New York, NY: Pearson Education, Inc.
Bickhard, M. H. (2006). Developmental Normativity and Normative Development. In L. Smith, J. Voneche (Eds.) Norms in Human Development. Cambridge: Cambridge University Press, 57–76. doi:10.1017/cbo9780511489778.003
Bonder, B., & Dal, B.-H. V. (2009). Functional performance in older adults. Philadelphia: F.A. Davis Co.
De Mul, J & Korthals, M. (1997). Developmental philosophy and postmodernism. In van Haaften, W., Korthals, M., & Wren, T. (Eds.). Philosophy of development: Reconstructing the foundations of human development and education. Dordrecht / Boston / London: Kluwer Academic Publishers, 245–260. doi: 10.1007/978-94-015-8782-2_17
Kohlberg, L. (1984). Essays on Moral Development Volume 2. The Psychology of Moral Development: The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco: Harper & Row.
Lerner, R.M. Developmental Science, Developmental Systems, and Contemporary Theories of Human Development. In W. Damon & R.M. Lerner (Eds.). Handbook of Child Psychology, Volume 1: Theoretical Models of Human Development (6th ed.), New York: John Wiley & Sons, Inc. 2006, 1–17. doi: 10.1002/9780470147658.chpsy0101
McCall R. B. (1977). Challenges to a Science of Developmental Psychology. Child Development, 48(2), 333–344. doi: 10.2307/1128626
Overton, W.F. (2006). Developmental psychology: Philosophy, concepts, methodology. In R. M. Lerner & W. Damon (Eds.) Theoretical models of human development. New York: Wiley, 18–88. doi: 10.1002/9780470147658.chpsy0102
Overton, W.F. (2010). Life-span development: Concepts and issues. In W. F. Overton & R. M. Lerner (Eds.), The handbook of life-span development, Vol. 1. Cognition, biology, and methods. John Wiley & Sons Inc, 1–29. doi: 10.1002/9780470880166.hlsd001001
Pelaez, M., Gewirtz, J.L., & Wong, S.E. (2008). A critique of stage theories of human development. In B A. Thyer, K.M. Sowers, & C.N. Dulmus (Eds.), Comprehensive handbook of social work and social welfare, Vol. 2. Human behavior in the social environment. John Wiley & Sons Inc., 503–518. doi: 10.1002/9780470373705.chsw002020
Scarr, S. (1992). Developmental theories for the 1990s: Development and individual differences. Child Development, 63(1), 1–19. doi: 10.2307/1130897
Steinberg, L., Lowe Vandell, D., & Bornstein, M.H. (2011). Development: Infancy through adolescence. Wadsworth, UK: Cengage Learning.
van Haaften A. W. The concept of development (1997). In: Van Haaften, A.W., Korthals, Michiel, Wren, T.E. (Eds.). Philosophy of development: Reconstructing the foundations of human development and education. New York: Springer Press, 13–29. doi: 10.1007/978-94-015-8782-2
Худоян С.С.К проблеме предмета и структуры психологии развития. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.50-56. doi: 10.11621/npj.2020.0105
Скопировано в буфер обмена
Скопировать