ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
К проблеме предмета и структуры психологии развития

К проблеме предмета и структуры психологии развития

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.02.2020

Принята к публикации: 03.03.2020

Дата публикации в журнале: 31.03.2020

Страницы: 50-56

DOI: 10.11621/npj.2020.0105

Ключевые слова: психология развития; области исследования психологии развития; субдисциплины психологии развития; закономерное и вариативное развитие; развитие подсистем личности; психология возрастных групп

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

Для цитирования статьи:

Худоян С.С. К проблеме предмета и структуры психологии развития. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.50-56. doi: 10.11621/npj.2020.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2020

Худоян Самвел Суренович Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна

Аннотация

Актуальность. Предмет психологии развития почти никогда не подвергался критическому анализу, однако очевидно, что проблемы в данной сфере существуют. В частности, не вполне понятно, что изучается в психологии развития – развитие личности, психики, характеристики возрастов или все выше перечисленное? Для дальнейшего развития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы исследования, которые так или иначе изучаются, однако хаотично, часто в рамках других отраслей психологии или даже других наук.

Цель статьи: уточнить предмет психологии развития как дисциплины. Обосновать, что психология развития имеет не одну, а несколько принципиально разных сфер и предметов исследования, в соответствии с которыми необходимо перестраивать эту дисциплину.

Описание хода исследования. В статье выделяются принципиально разные области психологии развития, которые рассматриваются в качестве отдельных предметов исследования. Обосновывается, что структура современной психологии развития не соответствует предметам исследования, в результате чего некоторые сферы развития личности не выделены в качестве отдельных субдисциплин или разделов психологии развития (например, незакономерное развитие личности, развитие подструктур личности), сравнительно мало изучены и не представлены в учебниках по этой дисциплине.

Выводы. Психология развития имеет следующие предметы исследования: закономерное и незакономерное психическое развитие человека, развитие психических подструктур личности и психологические особенности разных возрастных групп. Необходимо переструктурировать психологию развития, взяв за основу имеющиеся на сегодня предметы ее исследования. При этом выделятся следующие субдисциплины: закономерное психическое развитие человека, вариативное развитие личности, психическое развитие (развитие психических подструктур личности), возрастная психология (психология возрастных групп).

Если проблеме предмета психоло­гии как научной дисциплины по­священы многочисленные исследо­вания (Мазилов, 2018, Пископпель, 2004 и др.), то предмет психологии развития почти никогда не подвергался специаль­ному анализу (мы не смогли найти ис­следования этого вопроса не у нас, не за рубежом). В то же время в ряде работ за­трагиваются вопросы, свидетельствую­щие о наличии проблем в этой сфере. Так, в 1980-е годы А.В. Петровский, критикуя синонимичное употребление понятий «психическое развитие» и «развитие лич­ности», пишет: «Справедливо отмеченный Л.И. Божович факт, что понятие личности … часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще, послужил, очевидно, од­ной из причин того, что понятие «разви­тие личности» и понятие «развитие психи­ки» … оказывались поставленными в один синонимический ряд. … Многие психологи … использовали эти понятия как синони­мы в одном и том же контексте, не учиты­вая, что за подстановкой одного понятия вместо другого скрываются изменения его значения и смысла» (Петровский, 1984, С. 16). К сожалению, автор не рассматривал эту проблему с позиции разных, самосто­ятельных предметов исследования пси­хологии развития, однако очевидно, что развитие личности и развитие психики, это совершенно разные сферы исследова­ния. Другую проблему, связанную с пред­метами психологии развития, поднял Р. Маккол еще в 70-е годы прошлого века. Он утверждал: «Я уверен, что психология развития недостаточно связана с разви­тием. По крайней мере, изучение разви­тия должно состоять из исследований раз­ных возрастов, однако только небольшой процент наших профессиональных ста­тей содержит какие-либо сравнительные исследования возрастов вообще. Совре­менный возрастной психолог в основном фокусирует свое внимание на особенно­сти поведения развивающегося организ­ма на конкретном возрастном этапе. Даже наши учебники характеризуются тем, что с точки зрения развития, представляют статичную информацию относительно поведенческих диспозиций младенцев и детей …» (McCall, 1977, С. 337). Фактически автор критикует возрастных психологов за то, что они изучают не развитие пси­хических структур, а их характеристи­ки в отдельно взятом возрастном этапе. В данном случае, на наш взгляд, речь идет о двух разных предметах исследования психологии развития: о развитии пси­хических подструктур личности (когни­тивной системы, воли, эмоций, системы Я и др.) и психологических характеристиках разных возрастных групп.

Как известно, в научной литературе и в учебниках применяются разные опре­деления психологии развития как отдель­ной дисциплины, что также отражает на­личие проблем относительно предмета ее исследований. Так, можно встретить такие наименования, как «Психическое разви­тие», «Развитие личности», «Психология развития», «Возрастная психология» (у нас более распространены понятия «Психоло­гия развития»/«Developmental psychology» и «Возрастная психология»/«Age psychology»). Эти понятия не имеют четких гра­ниц, иногда применяются в качестве синонимов. В некоторых учебниках дела­ются попытки дифференцировать пред­меты исследований «Психологии раз­вития» и «Возрастной психологии». Так, Т.Г. Неруш в учебнике «Психология разви­тия и возрастная психология» считает, что предмет психологии развития – это «выяв­ление общих закономерностей психиче­ского развития в онтогенезе», а предметом возрастной психологии является «изуче­ние возрастной динамики психики че­ловека, … изучение возрастных периодов психического развития человека» (Неруш, 2013, С. 7). А.К. Болотова и О.Н. Молчанова также свой учебник назвали «Психология развития и возрастная психология» (Болотова, Молчанова, 2012). Авторы выделяют четыре подхода к пониманию предметов этих субдисциплин. Согласно одному из них, предметом возрастной психологии являются общие закономерности разви­тия, а также «установление возрастных пе­риодов этого развития и причин перехо­да от одного периода к другому» (Обухова, 2001, С. 22). «Предметом психологии раз­вития, – пишут А.К.  Болотова и О.Н. Молча­нова, – является изучение возникновения, становления и развития психических про­цессов как таковых, например, памяти или мышления» (Болотова, Молчанова, 2012, С. 13). Согласно второму подходу, поня­тие «Психология развития» шире понятия «Возрастная психология», так как кроме онтогенеза включает «также и филогенез, антропогенез, эмбриогенез и функциона­лгенез» (Болотова, Молчанова, 2012, С. 14). Представители третьего подхода считают, что обе эти субдисциплины имеют один и тот же предмет исследования (Болотова, Молчанова, 2012, С. 14). Согласно чет­вертому подходу, предметом психологии развития являются общие механизмы раз­вития в онтогенезе, а возрастной психоло­гии – характеристики развития возраст­ных групп (Болотова, Молчанова, 2012, Марцинковская, 2007 и др.).

В зарубежной психологии вопрос о предмете психологии развития не счи­тается проблемным и не рассматривает­ся, однако очевиден своеобразный кри­зис в этой области знаний. Так, появились противоречивые тенденции, обусловлен­ные тем, что выделяются и противопо­ставляются две разные исследовательские сферы (предметы исследования) психо­логии развития – закономерные и неза­кономерные, вариативные формы разви­тия (Overton, 2010, Scarr, 1992). При этом такое противопоставление часто дела­ется в ущерб закономерному развитию, в частности, закономерным стадиям раз­вития. Так, теории, описывающие норма­тивные стадии психического развития (stage theories), и вообще идеи законо­мерного развития и стадийности как бы «вышли из моды» на Западе, а исследо­вания в этом направлении значительно уменьшились (Bonder, Dal, 2009). Специалистов больше интересуют незакономер­ные, индивидуальные и средовые особен­ности развития (Lerner, 2006). Стадийный подход заменяется так называемыми ме­татеориями, акцентирующими общие принципы развития (Arnett, Tanner, 2009). С другой стороны, появляются работы, ко­торые пытаются реабилитировать идею стадийности развития. Так, А. ван Хаав­тен считает, что «понятие стадий концеп­туально связано с понятием развития» (van Haaften, 1997, С. 16). Дж. Арнет и Дж. Таннер отмечают, что, несмотря на раз­нообразие культурно-исторических вариаций развития, многие возрастные яв­ления имеют схожие проявления во всех культурах, и такие возрастные этапы, как детство, подростковый, зрелый и поздний возрасты имеют одни и те же качествен­ные различия (Arnett, Tanner, 2009). Со­гласно авторам, отказ от стадий означает отрицание факта существования качест­венных различий возрастных периодов. Некоторые ученные, считающие оба под­хода важными для психологии развития, пытаются объединить их. Например, Дж. Арнетт и Л. Дженсен развивают идею, со­гласно которой, стадии развития существуют, однако они культурно обусловлены (Arnett, Jensen, 2019).

На наш взгляд, для дальнейшего раз­вития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы иссле­дования, которые так или иначе изучают­ся, однако хаотично, часто в рамках дру­гих отраслей психологии или даже других наук. При этом исследования, посвящен­ные проблемам развития в других облас­тях знаний, специально не ставят перед собой цель изучения закономерностей, вариантов, этапов, уровней, переходных периодов, кризисов и других аспектов развития личности. В этих исследованиях феномены развития личности изучают­ся в рамках проблематики данной обла­сти знаний, а не психологии развития. Так, вопросы духовного развития, личностно­го роста, зрелости личности, патологического развития и другие аспекты незако­номерного развития личности изучаются в религии, в мистических учениях, в пси­хотерапии, в психиатрии, но только по­стольку, поскольку эти феномены связа­ны с другими, более важными для данных сфер проблемами (например, в психоте­рапии проблема зрелости личности ис­следуется в связи с психическим здоро­вьем человека). Вне психологии развития исследование феноменов психического развития личности является средством, а не научной целью, в результате чего важ­нейшие вопросы развития (закономерно­сти, движущие силы, этапы и т.п.) просто не ставятся и не изучаются.

С другой стороны, в самой психологии развития можно встретить многочислен­ные исследования, посвященные тем или иным аспектам развития личности или ее подструктур (например, развитию моти­вации, эмоций, воли, самосознанию и др.), которые не систематизированы, не дают целостного представления о развитии данных подструктур в течение жизни, не представлены в учебниках в качестве сис­темы знаний той или иной субдисципли­ны психологии развития.

Исходя из вышеизложенного, мы счи­таем необходимым определить основные области или предметы исследований пси­хологии развития и на этой основе пе­реструктурировать психологию разви­тия, определить субдисциплины данной дисциплины. Ниже попробуем изложить наши представления относительно дан­ной проблемы.

На наш взгляд, в психологии развития можно выделить следующие основные сферы исследования:

  1. закономерное психическое развитие человека (личности), его принципы, закономерности, этапы, законы разви­тия и т.п.;

  2. вариативное, незакономерное психи­ческое развитие личности (индивиду­альные, половые, культурные вариации развития);

  3. формирование и развитие психиче­ских подструктур личности: когнитив­ной (ощущения, восприятие, память, мышление и др.), мотивационной (по­требности, цели, ценности и т.п.), эмо­ционально-волевой сферы, характера, способностей и т.п.;

  4. психологические особенности разных возрастных групп – психология дет­ского, подросткового, зрелого и позд­него возрастов.

Попробуем вкратце описать каждую область исследования. Закономерным можно считать развитие, которое проис­ходит на основе генетических и приня­тых в данном обществе программ разви­тия. Большинство членов общества при благоприятных условиях проходят этапы закономерного развития, у них формиру­ются все или основные новообразования каждого этапа. В современной психоло­гии для данного вида развития применяет­ся также понятие «нормативное развитие» (Bickhard, 2006), «трансформационное развитие» (Overton, 2006), «типическое развитие» (Scarr, 1992).

Вариативное или незакономерное раз­витие (С. Скарр применяет понятие «инди­видуально-вариативное развитие») (Scarr, 1992) – это такое развитие личности, которое отклоняется от закономерного раз­вития (например, при патологическом развитии личности) или же происходит после завершения нормативного разви­тия, больше обусловлено особенностями среды, субъективными факторами – инди­видуальной генетикой, воспитанием, са­мовоспитанием, жизненными обстоятель­ствами и событиями, психологическими особенностями личности, индивидуаль­ной программой развития и т.п. Этапы и новообразования данного вида разви­тия проявляются не у каждого человека, для их появления необходимы особые об­стоятельства, жизненные события, специ­альное воспитание, самовоспитание, воле­вые усилия, специфические личностные свойства и т.п. Овертон считает, что вари­ативное развитие «относится к тому уров­ню или объему, которым изменения отли­чаются от стандарта, нормы или среднего» (Overton, 2006, P. 27). Нами были выделе­ны следующие виды вариативного разви­тия:

  1. прогрессивное развитие или усовер­шенствование личности, личностный рост;

  2. деградирующее развитие личности, не обусловленное психопатологией (на­пример, моральная деградация, крими­нальное развитие личности, профес­сиональная деформация личности и т.п.);

  3. патологическое развитие личности (Худоян, 2015).

В психологии иногда встречается по­нятие «ненормативное развитие лично­сти», однако это не синоним понятия «ва­риативного, незакономерного развития». Так, П.А. Мясоед под этим понятием пони­мает непатологические, доклинические, пограничные отклонения от нормы (Мя­соед, 1994). Недавно вышла книга Е. Ру­денского «Психология ненормативного развития личности», в которой автор рас­сматривает ненормативное развитие с по­зиции так называемой «дефицитной деформации» личности. Автор определяет дефицитную деформацию личности как социально-психологическую патологию, которая имеет четыре уровня проявления: ненормативное, неадаптивное, отклоня­ющееся и патохарактерологическое раз­витие личности (Руденский, 2019, С. 15). В нашей классификации видов незаконо­мерного развития данные виды «ненорма­тивного развития» включены в раздел дег­радирующего развития личности.

Сфера исследований процессов фор­мирования и развития психических под­структур личности (как нормативно­го, так и вариативного) – это отдельная и очень важная область психологии раз­вития. Здесь изучаются динамика, этапы развития психических и поведенческих феноменов когнитивной, мотивацион­ной, моральной, эмоционально-волевой сфер личности, характера, способностей, деятельности и т.п. В психологии разви­тия созданы уникальные теории разви­тия некоторых подсистем личности, кото­рые в учебниках обычно представляются как теории развития вообще. Это теории психосексуального развития З. Фрейда (Фрейд, 2017), развития объектных отно­шений М. Маллера (Тайсон, Тайсон, 2006), интеллектуального развития Жана Пиаже (Пиаже, 1997), теории морального разви­тия Л. Колберга (Kolberg, 1984), развития деятельности Д.Б. Эльконина (Эльконин, 1971) и др. Необходимо отметить, что в этих теориях развитие соответствую­щих подструктур личности не охватыва­ет весь жизненный цикл человека. Поэ­тому эти сферы нуждаются в дальнейших исследованиях. С другой стороны, мно­гие психические подсистемы личности не изучены совсем или сравнительно мало изучены (например, этапы форми­рования и развития воли, эмоций, способ­ностей, характера и др.).

Третьей областью исследований пси­хологии развития являются психологиче­ские характеристики возрастных групп: детей, подростков и т.д. Если в предыду­щей сфере психологии развития психические феномены рассматриваются в ди­намике, то здесь – в статике, в качестве системы возрастных психологических ха­рактеристик, психологического «образа» возрастной группы (McCall, 1977). Именно эта область обычно представлена в учеб­никах психологии развития.

На основе представленных сфер или предметов исследования, можно выделить следующие субдисциплины или разделы психологии развития:

  1. нормативное/закономерное психи­ческое развитие человека (normative human developmental psychology) со следующими разделами: 1) общие за­кономерности и характеристики раз­вития человека (законы, принципы развития человека: гетерохронность, кумулятивность развития, наличие сензитивных, стабильных и лабильных периодов развития и т.п.), 2) циклы или этапы закономерного психического развития человека.

  2. незакономерное (вариативное, ин­дивидуальное) психическое развитие личности (variational developmental psychology) со следующими раздела­ми: 1) общие вопросы вариативного развития личности (причины, факто­ры, виды, уровни, сферы вариаций раз­вития), 2) вариации основной линии развития человека (вариации, обуслов­ленные культурными, средовыми, индивидуальными факторами).

  3. Психическое развитие (mental development) со следующими раздела­ми: развитие ощущений, восприятия, мышления, мотивационной системы, характера и т.п. В данном разделе, на наш взгляд, должны быть представле­ны как нормативное, так и вариатив­ное развитие подструктур личности (например, этапы развития интеллек­та, представленные Жаном Пиаже и те­ории постформального развития ин­теллекта).

  4. Возрастная психология (age psychology/psychology of ages) со следу­ющими разделами: детская психология психология подросткового и юноше­ского возрастов, психология зрелости, психология позднего возраста.

Такое разделение определяет не толь­ко исследовательские сферы психологии развития, но и структуру психологии раз­вития как учебного предмета. При этом каждую субдисциплину можно предста­вить как в качестве отдельного предмета, так и в качестве разделов одного предмета.

Среди этих субдисциплин наиболее полно изучены психологические характе­ристики возрастных групп. Развитие пси­хических подструктур личности (когни­тивной, мотивационной, эмоциональной и др.) от рождения до конца жизни срав­нительно мало изучено, существующие исследования обычно ограничиваются юношеским возрастом (развитие интел­лекта, психо-сексуальное развитие и др.). Нуждается в исследовании также законо­мерное развитие человека и построение так называемой сущностной или объясняющей возрастной периодизации (Выгот­ский, 1984). Что касается существующих классификаций возрастов, то они много­кратно критиковались за то, что не отражают развитие целостной личности и яв­ляются описательными (Выготский, 1984), не учитывают индивидуальные, культур­ные различия и представляют фиксиро­ванные возрастные периоды (Pelaez et al., 2008), эмпирически необоснованны (De Mul & Korthals, 1997).

Сфера незакономерного, вариативного развития личности пока еще очень мало изучена. Несмотря на то, что некоторые авторы начертили направления незако­номерного развития личности (постформальное развитие интеллекта (Arlin, 1975), постконфиденциальное развитие морали (Kolberg, 1984) и др.), однако характери­стики, закономерности (факторы, опреде­ляющие незакономерное развитие, меха­низмы этого процесса и т.п.), взаимосвязь нормативного и ненормативного векто­ров развития, конкретные этапы, уровни, переходные периоды, виды, варианты и другие вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях.

Завершая эту статью, хотим отметить, что поднятые вопросы нуждаются во всестороннем и тщательном обсужде­нии, а предложенную нами модель пе­рестройки психологии развития можно рассматривать как приглашение к ди­скуссии, как один из вариантов реше­ния этой реально существующей, слож­ной проблемы. По нашему убеждению, решение данной проблемы не только значительно обогатит и расширит пси­хологию развития как дисциплины, но и откроет новые перспективы для ее развития.

Литература:

Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6 тт. Т. 4. – Москва : Педагогика, 1984.

Мазилов В.А. Психология в XXI столетии: проблема предмета науки // Методология и история психологии. – 2018. – № 1. – С. 108–123. doi: 10.7868/S1819265318010077

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2007.

Мясоед П.А. Проблема «ненормативного» психического развития // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – C. 49–54.

Неруш Т.Г. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие для студентов. – Саратов : Саратовский гос. социально- экономический университет, 2013.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. – Москва : Педагогическое общество России, 2001.

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии – 1984. – № 4. – С. 27–39.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – Москва : Междунар. пед. академия, 1994.

Пископпель, А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2. Предмет психологии. – Ярославль : МАПН, 2004. – С. 246–254.

Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – Москва : Юрайт, 2019.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. – Москва : Когито-Центр, 2006.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – Москва : Издательство «Э», 2019.

Худоян С.С. Индивидуальное, незакономерное развитие личности // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 1. – С. 79–84.

Худоян С.С. Некоторые противоречивые тенденции в западной психологии развития и пути их преодоления. Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова. – Москва : Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 624–627.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.

Arlin, P.K. (1975). Cognitive development in adulthood: A fifth stage? Developmental Psychology, 11, 602–606. doi: 10.1037/0012-1649.11.5.602

Arnett, J.J., & Tanner, J.L. (2009). Toward a cultural-developmental stage theory of the life course. In K. McCartney & R.A. Weinberg (Eds.), Experience and development: A festschrift in honor of Sandra Wood Scarr. Hove UK, psychology press, 17–38.

Arnett, J.J. & Jensen, L.A. (2019). Human Development: A cultural approach. New York, NY: Pearson Education, Inc.

Bickhard, M. H. (2006). Developmental Normativity and Normative Development. In L. Smith, J. Voneche (Eds.) Norms in Human Development. Cambridge: Cambridge University Press, 57–76. doi:10.1017/cbo9780511489778.003

Bonder, B., & Dal, B.-H. V. (2009). Functional performance in older adults. Philadelphia: F.A. Davis Co.

De Mul, J & Korthals, M. (1997). Developmental philosophy and postmodernism. In van Haaften, W., Korthals, M., & Wren, T. (Eds.). Philosophy of development: Reconstructing the foundations of human development and education. Dordrecht / Boston / London: Kluwer Academic Publishers, 245–260. doi: 10.1007/978-94-015-8782-2_17

Kohlberg, L. (1984). Essays on Moral Development Volume 2. The Psychology of Moral Development: The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco: Harper & Row.

Lerner, R.M. Developmental Science, Developmental Systems, and Contemporary Theories of Human Development. In W. Damon & R.M. Lerner (Eds.). Handbook of Child Psychology, Volume 1: Theoretical Models of Human Development (6th ed.), New York: John Wiley & Sons, Inc. 2006, 1–17. doi: 10.1002/9780470147658.chpsy0101

McCall R. B. (1977). Challenges to a Science of Developmental Psychology. Child Development, 48(2), 333–344. doi: 10.2307/1128626

Overton, W.F. (2006). Developmental psychology: Philosophy, concepts, methodology. In R. M. Lerner & W. Damon (Eds.) Theoretical models of human development. New York: Wiley, 18–88. doi: 10.1002/9780470147658.chpsy0102

Overton, W.F. (2010). Life-span development: Concepts and issues. In W. F. Overton & R. M. Lerner (Eds.), The handbook of life-span development, Vol. 1. Cognition, biology, and methods. John Wiley & Sons Inc, 1–29. doi: 10.1002/9780470880166.hlsd001001

Pelaez, M., Gewirtz, J.L., & Wong, S.E. (2008). A critique of stage theories of human development. In B A. Thyer, K.M. Sowers, & C.N. Dulmus (Eds.), Comprehensive handbook of social work and social welfare, Vol. 2. Human behavior in the social environment. John Wiley & Sons Inc., 503–518. doi: 10.1002/9780470373705.chsw002020

Scarr, S. (1992). Developmental theories for the 1990s: Development and individual differences. Child Development, 63(1), 1–19. doi: 10.2307/1130897

Steinberg, L., Lowe Vandell, D., & Bornstein, M.H. (2011). Development: Infancy through adolescence. Wadsworth, UK: Cengage Learning.

van Haaften A. W. The concept of development (1997). In: Van Haaften, A.W., Korthals, Michiel, Wren, T.E. (Eds.). Philosophy of development: Reconstructing the foundations of human development and education. New York: Springer Press, 13–29. doi: 10.1007/978-94-015-8782-2

Для цитирования статьи:

Худоян С.С.К проблеме предмета и структуры психологии развития. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.50-56. doi: 10.11621/npj.2020.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать