ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов

Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов

Скачать в формате PDF

Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Дата публикации в журнале: 30.07.2019

Страницы: 5-9

DOI: 10.11621/npj.2019.0202

Ключевые слова: психогенетика; возрастная психология; культурно-историческая психология; парадигма; Гальперин П. Я. ; Выготский Л.С.; Л.Ф. Обухова; Ж. Пиаже

Доступно в on-line версии с: 30.01.2019

Для цитирования статьи:

Ждан А.Н. Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов. // Национальный психологический журнал 2019. № 2. c.5-9. doi: 10.11621/npj.2019.0202

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2019

Ждан Антонина Николаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность(контекстстатьиАктуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938–20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка. 

Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф.Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам.

Описание хода исследованияВ статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж.Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского.

Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

Л.Ф. Обухова (22 июля 1938–20 июля 2016) – известный специалист в области возрастной психологии. Она является автором первого у нас в стране учебника по возрастной психологии «Детская возрастная психология», обязательного учебного пособия для вузов (Обухова, 2004, 2006). Признание как ведущий специалист в этой области она получила еще при жизни. Не это ли главная награда для ученого?

Л.Ф. Обухову считали лучшим знатоком исследований знаменитого швейцарского психолога Ж. Пиаже. А.Р. Лурия, шутя, но и серьезно, говорил, что она знает не только все, что написал Пиаже, но и то, что он еще напишет! Анализу концепции интеллектуального развития ребенка: восприятия и, особенно, мышления Ж. Пиаже посвящены такие книги Людмилы Федоровны, как «Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)» (Обухова, 1972) и «Концепция Жана Пиаже: за и против» (Обухова, 1981). В этих монографиях дан аналитический обзор исследований ученого и результаты их экспериментальной проверки, которой были посвящены собственные эмпирические исследования Л.Ф. Обуховой аналогичных проблем. У нас были переведены две работы Ж. Пиаже: «Речь и мышление ребенка» под редакцией и со вступительной статьей Л.С. Выготского (Пиаже, 1932) и «Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации» с послесловием А.Н. Леонтьева и О.К. Тихомирова (Пиаже, Инельдер, 1963). Исследования П.Я. Гальперина позволили обнаружить существенные ограничения в трактовке развития детского мышления в трудах Ж. Пиаже. Собственная теоретическая позиция Л.Ф. Обуховой в области возрастной психологии основывалась на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина в ее преемственной связи с теориями Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Людмила Федоровна проанализировала основные психологические концепции развития ребенка, в этом контексте сопоставила основные идеи Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина и выявила то общее, что их объединяет. Она также заострила внимание и на различиях в подходах к этому процессу, показала плодотворность научных дискуссий по этому вопросу. В своих фундаментальных трудах по возрастной психологии Л.Ф. Обухова представила свод известных теорий психического развития ребенка. Во всем их многообразии она выделила два магистральных пути развития детской психологии, разрабатываемых в рамках двух парадигм: естественно-научной и культурно-исторической (Обухова, 1996а, 1996).

Тщательностью и глубиной отличается также проделанный Л.Ф. Обуховой анализ творчества Л.С. Выготского. Людмила Федоровна является автором замечательного глубокого предисловия к главной книге Выготского «Мышление и речь» (Обухова, 2016). Там она пишет: «Мышление и речь» – великая книга. Впервые опубликованная в год смерти Л.С. Выготского, она пережила его время. Несмотря на обвинения в отходе от основных законов материалистической диалектики и многолетние посмертные идеологические препоны, связанные с осуждением педологии в 1936 году, она сохранила свое научное значение для современного и последующих поколений ученых из разных областей науки. Время унесло все ненужное и оставило то ценное, что до сих пор составляет основу для анализа возрастного и функционального развития психики и, в частности, для выявления генетической связи мышления и речи» (Обухова, 2016). Как справедливо говорится в аннотации к этой книге, Л.Ф. Обухова является одним из ведущих исследователей научного наследия Л.С. Выготского.

В коллективной монографии «Выдающиеся психологи Москвы» Л.Ф. Обухова написала проникновенную главу о П.Я. Гальперине, которую назвала «Учитель из плеяды мудрецов» (Обухова, 2010, С. 309–319). Аргументированно и убедительно она показала, что теория П.Я. Гальперина возвестила о становлении новой отрасли психологии.

Надо отметить, что Людмила Федоровна вообще хорошо писала. Язык ее работ простой, ясный и, вместе с тем, яркий. Заголовки ее работ всегда точно выражают самую суть содержания. Я не знаю, легко ли она писала, но все ее работы позволяют считать, что она обладала талантом писать.

П.Я. Гальперин был учителем Л.Ф. Обуховой. Она входила в школу Гальперина, была одной из первых учениц и сотрудников в его школе. Первым был В.В. Давыдов, он занимался исследованиями понятия числа в русле учения Петра Яковлевича о типах ориентировки. Л.И. Айдарова, подруга Людмилы Федоровны первой в школе П.Я. Гальперина стала заниматься формированием грамматических понятий. Затем я также стала работать над применением психологической теории Петра Яковлевича о трех типах учения к построению морфологии русского языка как учебного предмета по III типу ориентировки. П.Я. Гальперин был едва ли не самым большим авторитетом в глазах Л.Ф. Обуховой как человек и ученый. «Общение с Петром Яковлевичем, – писала она, – всегда было праздником. Высокий уровень духовности, широкое образование, заинтересованность и пристрастность при обсуждении проблем – все это оставило неизгладимый след в моей душе» (Обухова, 1997, С. 317). И П.Я. Гальперин любил Людмилу Федоровну, она была его любимой ученицей. Она очень трогательно относилась к нему во время его последней болезни, которая свела Петра Яковлевича в могилу: что-то готовила ему, каждый день приезжала к нему в больницу.

Я знала Людмилу Федоровну с 1960 г. Когда я вышла на работу после декретного отпуска, Петр Яковлевич предложил мне поехать к Л.Ф. Обуховой, посмотреть ее экспериментальную работу, чтобы приобщиться к состоянию школы Гальперина на тот момент и быстрее включиться в работу. Так мы познакомились. Я приезжала к ней домой. Она жила тогда в подмосковном городе Жуковском – ее муж считал, что дети должны расти на природе и с этой целью вывез ее из Москвы. Я видела, как там она нянчилась с сыном Яшей, которому был год с небольшим, и одновременно продолжала работать.

Исключительно почтительным было отношение было Л.Ф. Обуховой ко всем учителям. В знак уважения и любви она посвятила профессору антропологии Я.Я. Рогинскому, который читал студентам факультета психологии курс, одну из первых своих книг – монографию «Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)» (Обухова, 1972). В этом же году она защитила на ту же тему кандидатскую диссертацию. Она не торопилась защищать докторскую диссертацию. Ее подталкивала В.С. Мухина. На ее кафедре в Московском педагогическом государственном университет Людмила Федоровна в 1996 г. защитила докторскую диссертацию по совокупности работ в форме научного доклада на тему «Пути научного изучения психики ребенка в XX веке».

В МГППУ, которое стало основным местом ее работы с конца 1990-х годов в должности зав. кафедрой возрастной психологии, она создала именные аудитории – имени В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. На стенах этих аудиторий она разместила стенды, отражающие содержание их научной деятельности. На каждом из стендов были размещены портреты ученых, а также обложки их трудов. Она считала важным, чтобы студенты знали в лицо создателей психологической науки.

Л.Ф. Обухова много преподавала в разных вузах не только Москвы, но и в других городах нашей страны: в Сургуте, Архангельске, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и др. С конца 1990-х гг. она была профессором в университете в подмосковной Дубне. Везде у нее было много учеников. Я помню, как в Гомеле на одной из конференций, посвященной творчеству Л.С. Выготского, к ней приходили аспиранты на консультацию. Она создала большую школу.

Лидия Федоровна прожила очень трудную жизнь. В одном из интервью она рассказала о своей жизни в семье родителей в военные годы. Родители были простыми рабочими, жили очень бедно, в войну просто голодали. Но никогда Лидия Федоровна не считала себя несчастной. Она говорила, у меня были мама и папа, они меня любили, это было самое главное (Егорова, 2016). Свою жизнь она рассматривала с положительным знаком.

Л.Ф. Обухова – человек большой души. Ее душевная отзывчивость, доброта – об этом красноречиво говорила никогда не сходившая с ее лица улыбка, обращенная к каждому говорящему с ней человеку. Как она работала со слепоглухими! Она овладела языком жестов и разговаривала с ними на этом языке. Ездила к ним в общежитие, оно находилось около станции метро «Парк культуры», подолгу общалась с ними не только как преподаватель, скорее как старший друг, как мать.

Отдыхала ли она когда-нибудь? Она говорила: я отдыхаю, когда я еду в автобусе в Дубну – смотрю в окно на пробегающие картины природы, любуюсь красивыми лесами, лужайками. Лидия Федоровна любила путешествовать. Она была во многих странах, с интересом знакомилась с бытом и культурой разных народов. Последним маршрутом в ее жизни, незадолго до кончины была Камчатка, ее труднодоступные леса и места, где живут коренные народы этого края.

Литература:

  1. Егорова М.А. Интервью Л.Ф. Обуховой. Воспоминания о военном и послевоенном детстве // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 350–353.

  2. Обухова Л.Ф. Барбель Инельдер. Психолог номер один в школе Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Гардарики, 2001. – С. 352–367.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – Москва, 2004.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. – Москва : Высшее образование; МГППУ, 2006.

  5. Обухова Л.Ф. Выготский и психология развития в его и наши дни // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 1. – С. 51–58.

  6. Обухова Л.Ф. Выготский под знаком времени : предисловие // Выготский Лев Семенович. Мышление и речь: психологическое исследование / предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Национальное образование, 2016. – С. 6–19.

  7. Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин – равный среди равных // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 4. – С. 2–6.

  8. Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже: два похода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Гардарики, 2001. – С. 352–367.

  9. Обухова Л.Ф. Ученый, изменивший лицо современной психологии // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Гардарики, 2001. – С. 32–36.

  10. Обухова Л.Ф. Два подхода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Гардарики, 2001. – С. 352–367.

  11. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 30–38.

  12. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология : учебно-методическое пособие. – Москва : МГППУ, 2004.

  13. Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – Москва : Гардарики, 2001. – С. 94–105.

  14. Обухова Л.Ф. Женевская школа генетической психологии // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.- сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского. Том «Психология развития» / под ред. А.Л. Венгера. – Москва : ПЭР СЭ, 2005. – С. 27–28.

  15. Обухова Л.Ф. Источники вариативности когнитивных функций в поздней взрослости // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 100–106.

  16. Обухова Л.Ф. К 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского и Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 226–231.

  17. Обухова Л.Ф. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 2. – С. 119–124.

  18. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – Москва : Изд-во Моск. Ун-та, 1981.

  19. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в XX веке. – дисс. … докт. психол. наук. – Москва, 1996а.

  20. Обухова Л.Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. – Москва, 1995.

  21. Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина – становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 4. – С. 4–10.

  22. Обухова Л.Ф. Учитель из плеяды мудрецов // Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. – Москва : Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – С. 309–319.

  23. Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых феноменов Пиаже // Вопросы психологии. – 1966. – № 4. – С.136–142.

  24. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). – Москва : изд-во Моск. ун-та, 1972.

  25. Обухова Л.Ф., Мещеряков Б.Г. Отчет о научной командировке в Бразилию // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 121–124.

  26. Обухова Л.Ф., Поршнев А.В., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 103–114.

  27. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. – Москва : изд-во Моск. ун-та, 1995.

  28. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. – Москва : МГУ, 1994.

  29. Piaget J. (1964). Development and learning. In Ripple R., & Rockcastle V. (eds.). Piaget rediscovered. N.Y.

  30. Piaget J. (1974). Introduction. In Inhelder, B., Sinclair, H., & Bovet, M. Learning and the development of cognition. Cambridge.

Для цитирования статьи:

Ждан А.Н.Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов. // Национальный психологический журнал. 2019. № 2. c.5-9. doi: 10.11621/npj.2019.0202

Скопировано в буфер обмена

Скопировать