ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования

Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.02.2019

Принята к публикации: 27.02.2019

Дата публикации в журнале: 30.04.2019

Страницы: 3-15

DOI: 10.11621/npj.2019.0101

Ключевые слова: личность; ; когнитивные процессы; многоязычие; двуязычное обучение; междисциплинарный подход; двуязычие

Доступно в on-line версии с: 30.01.2019

Для цитирования статьи:

Шайгерова Л.А,, Шилко Р.С., Зинченко Ю.П. Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования. // Национальный психологический журнал 2019. № 1. c.3-15. doi: 10.11621/npj.2019.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2019

Шайгерова Людмила Анатольевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Шилко Роман Сергеевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Зинченко Юрий Петрович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. По разным данным, около половины проживающих в мире людей в той или иной степени владеют двумя или более языками. Неуклонный рост двуязычного и многоязычного населения за счет миграции и изучения иностранных языков, с одной стороны, и реальная угроза исчезновения языков коренных и малых народов, с другой, ставят всестороннее изучение билингвизма и мультилингвизма в ряд важнейших социальных задач и междисциплинарных научных проблем.

Цель. Статья направлена на анализ и систематизацию полученных в исследованиях результатов о влиянии билингвизма на когнитивные процессы и индивидуальные особенности личности, а также на возможное выявление преимуществ двуязычия и связанных с ним сложностей.

Описание хода исследования. Рассмотрен феномен русско-национального двуязычия, его специфика в различных республиках Российской Федерации. Представлено разнообразие социокультурных контекстов, в которых исследуется билингвизм и мультилингвизм, обосновывающих необходимость междисциплинарного подхода к изучению феномена. Проведен теоретико-аналитический обзор исследований влияния билингвизма на когнитивные процессы и личностные особенности, а также его связей с этнокультурной идентичностью. Рассмотрены сферы, в которых билингвизм может предоставлять преимущества, и проанализированы риски для личности и общества, связанные с владением несколькими языками.

Результаты исследования. Выявлено, что результаты влияния билингвизма на когнитивные процессы и личностные особенности имеют противоречивый характер и определяются установками исследователей, совокупностью множества факторов и дополнительных переменных, которые с трудом поддаются контролю в связи с различными методологическими проблемами. Показана необходимость междисциплинарного взаимодействия в изучении влияния многоязычия на различные индивидуальные и социальные процессы.

Выводы. Основной вывод заключается в том, что двуязычие и многоязычие сами по себе не являются преимуществом ни для когнитивного функционирования и личностного развития субъекта, ни для развития общества. Существуют дополнительные условия, определяемые как индивидуальной ситуацией развития, так и общим социокультурным контекстом, принятие во внимание которых может способствовать снижению индивидуальных и социальных рисков двуязычия и многоязычия и стимулировать его позитивное влияние на личность и общество.

Полная версия статьи доступна в pdf-формате.
Для цитирования статьи:

Шайгерова Л.А,, Шилко Р.С., Зинченко Ю.П.Двуязычие и многоязычие как междисциплинарный феномен: социокультурный контекст, проблемы и перспективы исследования. // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. c.3-15. doi: 10.11621/npj.2019.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать