Поступила: 04.12.2018
Принята к публикации: 22.12.2018
Дата публикации в журнале: 30.01.2019
Страницы: 86-95
DOI: 10.11621/npj.2018.0408
Ключевые слова: перфекционизм; мотивация достижения; тревожность; тревожные расстройства; ТАТ; опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян; Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта
Доступно в on-line версии с: 30.01.2019
Первичко Е. И., Бабаев Ю.А. Мотивация достижения и структура перфекционизма у пациентов с тревожными расстройствами. // Национальный психологический журнал 2018. № 4. c.86-95. doi: 10.11621/npj.2018.0408
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность тематики статьи обусловлена прежде всего высокой частотой встречаемости тревожных расстройств в популяции. С точки зрения различных школ психологии и психотерапии, в возникновении и развитии этих расстройств значительную роль играет мотивация пациента, его глубинные установки и ценности. Вместе с тем, отмечается недостаток эмпирических исследований, рассматривающих мотивацию достижения и перфекционизм в связи с проблематикой тревожных расстройств.
Цель. Изучение связи между направленностью, силой мотивационных тенденций в области достижения и выраженностью мотивационных конфликтов, с одной стороны, и общим уровнем и структурными характеристиками перфекционизма, с другой, у лиц с тревожными расстройствами.
Описание хода исследования. В исследовании участвовал 21 пациент с тревожными расстройствами, проходящие стационарное лечение в Московском НИИ психиатрии и 20 здоровых испытуемых. Для измерения мотивации достижения использовался Тематический апперцептивный тест (ТАТ) в модификации Х. Хекхаузена (Heckhausen, 1963, 1967; Магомед-Эминов, 1987). Для выявления степени выраженности и особенностей структуры перфекционизма были использованы опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян (Гаранян, Юдеева, 2008, 2009) и Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта (Hewitt, Flett, 1998; Грачева, 2006). Выполнялось межгрупповое сравнение по степени выраженности оцениваемых характеристик, а затем проводился корреляционное исследование показателей перфекционизма и мотивации в каждой группе для определения их связи.
Результаты исследования. Показано, что по сравнению со здоровыми лицами пациенты с тревожными расстройствами демонстрируют более высокий уровень общего перфекционизма и социально предписанного перфекционизма, а также сниженную мотивацию в области достижения. У них выявлен более выраженный конфликт между мотивами достижения успеха и избегания неудачи, что позволяет утверждать, что их деятельность направляется скорее мотивом избегания, чем мотивом достижения. Общий уровень перфекционизма в обеих группах отрицательно коррелирует с выраженностью мотива достижения, однако у здоровых лиц перфекционизм обратно связан с надеждой на успех, а у больных тревожными расстройствами – со страхом неудачи.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в практике психотерапевтической работы с пациентами с тревожными расстройствами и открывают путь для дальнейших исследований в этой области как с у пациентов с тревожными расстройствами, так и у других групп больных, например, лиц, страдающих от депрессии.
Тревожные расстройства относятся к числу наиболее распространенных психических заболеваний и представляют собой одну из главных проблем психиатрии и клинической психологии XXI века. В течение жизни от того или иного вида тревожного расстройства страдает, по разным сведениям, от 15 до 33 процентов населения (Холмогорова, 2011; Bandelow, Michaelis, 2015; Sookman, Leahy, 2009). По данным Национального института психического здоровья США около 18% взрослых американцев страдают от тревожных расстройств (Kessler et al., 2005). Эти расстройства характеризуются высоким уровнем коморбидности с расстройствами аффективного спектра (Clark, Beck, 2010), значительным риском возникновения зависимостей (Barlow, 2002), оказывают негативное влияние на качество личной и профессиональной жизни больного. Для тревожных расстройств характерна соматизация, проявления заболевания зачастую ощущаются пациентом «на телесном уровне» (Холмогорова, 2011; Waal de et al., 2004). Этот факт, наряду с низкой психологической грамотностью населения, слабой развитостью и низкой доступностью психологической помощи в нашей стране, приводит к тому, что больные годами могут наблюдаться у врачей-интернистов различного профиля, не получая адекватного диагноза и лечения. Вместе с тем, расстройства тревожного спектра достаточно хорошо поддаются лечению, особенно при прохождении пациентами психотерапии (Clark, Beck, 2010; Wells, 2011).
С точки зрения изучения этиологии и патогенеза, и также определения стратегий терапии и профилактики тревожных расстройств, крайне важным представляется изучение мотивационной сферы лиц, страдающих от этих заболеваний. Можно привести несколько соображений, подтверждающих это.
Во-первых, проявления тревожных расстройств затрагивают, в первую очередь, эмоциональную составляющую психической деятельности. Согласно отечественному подходу, принятому в рамках теории деятельности, эмоции являются своеобразным «сигналом». Их основная цель – указание на субъективно переживаемые успех или неудачу при осуществлении того или иного действия; эмоции отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности (Леонтьев, 1971). Таким образом, наличие эмоциональных проблем рассматривается как свидетельство неблагополучия в мотивационной сфере. Во-вторых, особенности мотивации субъекта, так или иначе, находятся в фокусе самых распространенных видов психотерапии. Так, психодинамический подход имеет дело с бессознательными влечениями (драйвами). По мере развития психоаналитической теории акцент смещается с биологически понимаемых влечений на мотивационные отношения, возникающие в социальном взаимодействии. Неблагополучие в этих отношениях и связанные с ними мотивационные конфликты рассматриваются в качестве причины эмоциональных проблем субъекта (Кохут, 2002; Фрейд, 1990; McWilliams, 2011 и др.). В когнитивно-поведенческой терапии целью является выявление и коррекция так называемых «глубинных установок», которые можно рассматривать как когнитивную репрезентацию чрезвычайно важных для личности смыслообразующих мотивационных устремлений (Холмогорова, Гаранян, 2004; Beck, 2011). В-третьих, некоторые теоретики напрямую увязывают наличие тревоги с угрозой базовым ценностям и потребностям человека. Например, К. Хорни выделяет невротические потребности и связанные с ними мотивы, при угрозе которым человек испытывает тревогу (Horney, 1994). Сходные взгляды высказывает в своих работах Р. Мэй (May, 2012). Наконец, во многих отечественных концепциях, затрагивающих изучение внутренней картины болезни (ВКБ), именно мотивационный уровень рассматривается как играющий ключевую роль в восприятии пациентом собственного заболевания, формировании отношения к нему, осуществлении активных действий по преодолению болезни, а в некоторых случаях, как способствующий ее хронификации (Николаева, 1995, 2009). Разумеется, это справедливо и в отношении тревожных расстройств. Несмотря на вышеперечисленные основания, в настоящий момент проблема связи мотивациии тревожных расстройств эмпирически разработана недостаточно.
В работах последних лет показана связь тревожных расстройств с феноменом перфекционизма (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2001; Handley et al., 2014; Kawamura et al., 2001; Pirbaglou и др., 2013). Исследователи подчеркивают необходимость изучения мотивационной основы перфекционизма (Гаранян, Низовцева, 2012), однако данная область исследований по-прежнему продолжает оставаться мало разработанной (Гаранян, 2010; Fletcher, Speirs, Neumeister, 2012).
В данном исследовании под мотивом понимается гипотетический конструкт, который используется для объяснения последовательности индивидуального поведения. Эта последовательность, с одной стороны, определяется согласованным поведением человека в разных ситуациях и при повторении этих ситуаций во времени, а с другой – устойчивым различием в поведении разных людей в одних и тех же ситуациях. Мотивы, таким образом, представляют собой диспозиции, устойчивые во времени. В отечественной психологии принято определение мотива как предмета, который побуждает и направляет на себя деятельность (Леонтьев, 1975). Качественно мотивы различаются на основании классов целей действия или желаемых последствий действия (Хекхаузен, 2003). Применительно к тематике тревожных расстройств имеет смысл рассматривать обобщенные устойчивые мотивы личности, которые характеризуются генерализацией предметного содержания и выражаются в индивидуально-личностных особенностях (Магомед-Эминов, 1987). К таким устойчивым мотивам, в частности, относятся мотивы достижения успеха и избегания неудач. Именно эти классы мотивов наиболее тесно связаны по содержанию с феноменом перфекционизма (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2001; Гаранян, 2009).
Целью данного исследования стало изучение связи между направленностью и силой мотивационных тенденций в области достижения и выраженностью мотивационных конфликтов, с одной стороны, и общим уровнем, а также структурными характеристиками перфекционизма, с другой, у лиц с тревожными расстройствами.
В исследовании принял участие 21 пациент с диагнозом тревожное расстройство: F41.2 – смешанное тревожное и депрессивное расстройство (6 чел.), F41.2 – другие смешанные тревожные расстройства (4 чел.), F41.9 – тревожное расстройство неуточненное (11 чел.). В их числе 8 мужчин и 13 женщин, проходивших стационарное лечение в Московском НИИ психиатрии (филиал ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского») Минздрава России, средний возраст 35,6±10,3 лет. В качестве группы сравнения были выбраны 20 практически здоровых человек, у которых ни в настоящий момент, ни в прошлом не было диагностировано психических и хронических соматических заболеваний, а также не зафиксировано жалоб на эмоциональное состояние на момент обследования: 10 мужчин и10 женщин, средний возраст 28,4±3,2 лет.
Для определения уровня мотивации в сферах достижения успеха и избегания неудачи был использован тематический апперцептивный тест (ТАТ) в модификации Х. Хекхаузена (Heckhausen, 1963, 1967). При обработке результатов теста были учтены рекомендации М.Ш. Магомед-Эминова (1987). Для выявления степени выраженности и особенностей структуры перфекционизма были использованы опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян (Гаранян, Юдеева, 2008, 2009) и Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта (Multi-dimensional scale of perfectionism by Hewitt and Flett (MPS) (Hewitt, Flett, 1998; Грачева, 2006). Для повышения валидности исследования группы также дополнительно сравнивались между собой по уровню личностной тревожности с помощью опросника уровня личностной тревожности Спилбергера-Ханина (Spielberger et al., 1983; Ханин, 1976).
В таблице 1 приведены результаты статистической обработки по t-критерию равенства средних Стъюдента для сравниваемых групп по уровню тревожности и различным показателям мотивации и перфекционизма.
Табл. 1. Сравнение больных тревожными расстройствами со здоровыми лицами по уровню тревожности и различным параметрам перфекционизма и мотивации
|
Шкала |
Тревожные расстройства (n=21) |
Контрольная группа (n=20) |
Значимость различий |
|
Тревожность (опросник Спилбергера) |
57,14 |
41,15 |
0,000** |
Опросник перфекционизма Хьюитта-Флетта |
Перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС) |
69,43 |
67,70 |
0,663 |
Перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) |
56,43 |
50,60 |
0,117 |
|
Социально предписанный перфекционизм (СПП) |
63,62 |
51,85 |
0,001** |
|
Общий уровень перфекционизма |
189,48 |
170,15 |
0,016* |
|
Опросник перфекционизма Холмогоровой- Гаранян |
Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания |
17,05 |
11,65 |
0,003** |
Завышенные притязания и требования к себе |
12,52 |
10,90 |
0,234 |
|
Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» |
11,76 |
8,90 |
0,008** |
|
Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках |
8,10 |
4,15 |
0,000** |
|
Поляризованное мышление |
9,33 |
5,15 |
0,001** |
|
Общий уровень перфекционизма |
70,52 |
50,20 |
0,000** |
|
ТАТ Хекхаузена |
Надежда на успех (НУ) |
4,81 |
10,45 |
0,000** |
Страх неудачи (СН) |
7,71 |
6,10 |
0,137 |
|
Общая мотивация (СН+НУ) |
12,52 |
16,55 |
0,004** |
|
Разница между надеждой на успех и страхом неудачи (НУ-СН) |
-2,90 |
4,35 |
0,000** |
Примечание.
* — Различия между группами достоверны (p<0,05);
** — Различия между группами достоверны (p<0,01).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что больные тревожными расстройствами отличаются от здоровых обследуемых по общему уровню перфекционизма, измеренному с помощью опросников Холмогоровой-Гаранян и Хьюитта-Флетта. Данные этих методик согласуются между собой: больные тревожными расстройствами демонстрируют в среднем достоверно более высокий уровень перфекционизма (70,52 баллов по опроснику Холмогоровой-Гаранян и 189,48 – по опроснику Хьюитта-Флетта), чем здоровые участники исследования (50,20 и 170,15 баллов, соответственно), причем, в последнем случае эти различия имеют высоко достоверный характер (p=0,000).
В результате анализа полученных данных также были выявлены различия в структуре перфекционизма.
Отличия между двумя группами обнаруживаются в восприятии других людей как предъявляющих повышенные требования. На материале опросника Хьюитта-Флетта это выражается в повышенном значении по шкале «Социально предписанный перфекционизм (СПП)» (63,62 у больных против 51,85 у здоровых; p<0,01), а по результатам опросника Холмогоровой-Гаранян – в относительном повышении значений по шкале «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» (17,05 у больных и 11,65 у здоровых; p<0,01). Опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян также показывает разницу между группами по шкалам «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных”» (больные 11,76, здоровые 8,90, p<0,01), «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» (больные 8,10, здоровые 4,15; p<0,01) и «Поляризованное мышление» (больные 9,33, здоровые 5,15; p<0,01).
Однако не было обнаружено достоверных различий между группами в уровне перфекционизма, ориентированного на себя (ПОС) и перфекционизма, ориентированного на других (ПОД) по шкале Хьюитта-Флетта, а также по шкале «Завышенные притязания и требования к себе» в опроснике Холмогоровой-Гаранян.
Из приведенных данных видно, что страх неудачи (СН) практически одинаково выражен в обеих группах. С другой стороны, больные тревожными расстройствами характеризуются значительно меньшей выраженностью параметра «Надежда на успех» (НУ) (4,81 у больных против 10,45 у здоровых, p<0,01), который определяет направленность личности на достижение. Показатели общей мотивации (СН+НУ, 12,52 у больных, 16,55 у здоровых, p<0,01) и «чистой надежды» (НУ-СН -2,90 у больных и 4,35 у здоровых, p<0,01) отличаются у здоровых лиц в большую сторону. Обращает на себя внимание отрицательное значение параметра «чистой надежды» (разница между надеждой на успех и страхом неудачи НУ-СН) у пациентов с тревожными расстройствами, что говорит о преобладании у них мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха.
Результаты корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона для изучения связи различных компонентов перфекционизма с мотивацией достижения приведены в таблицах 2 и 3. Для сокращения размеров таблиц в них представлены только значимые корреляции.
Табл. 2. Связь параметров перфекционизма и мотивации достижения у здоровых лиц. Значимые корреляции
Параметр перфекционизма |
Надежда на успех (НУ) |
Cтрах неудачи (СН) |
Общая мотивация (СН+НУ) |
Холмогорова-Гаранян. Восприятие других |
|
-0,596 p=0,006 |
|
Холмогорова-Гаранян. Завышенные требования |
-0,544 p=0,013 |
|
-0,726 p=0,000 |
Холмогорова-Гаранян. Селектирование ошибок |
|
-0,459 p=0,042 |
|
Холмогорова-Гаранян. Поляризованное мышление |
-0,569 p=0,009 |
|
-0,597 p=0,005 |
Холмогорова-Гаранян. Общий уровень перфекционизма |
|
-0,492, p=0,027 |
-0,578 p=0,008 |
Табл. 3. Связь параметров перфекционизма и мотивации достижения у больных тревожными расстройствами. Значимые корреляции
Параметр перфекционизма |
Надежда на успех (НУ) |
Cтрах неудачи (СН) |
Общая мотивация (СН+НУ) |
Хьюитт-Флетт СПП |
-0,533 p=0,013 |
|
|
Холмогорова-Гаранян Восприятие других |
-0,512 p=0,018 |
|
|
Холмогорова-Гаранян Поляризованное мышление |
|
-0,488 p=0,025 |
-0,618 p=0,003 |
Холмогорова-Гаранян Общий |
-0,496 p=0,022 |
|
-0,550 p=0,010 |
Приведенные данные свидетельствуют о связи различных параметров перфекционизма с мотивацией достижения и мотивацией избегания неудач и у больных, и у здоровых участников исследования, причем, эта зависимость во всех случаях оказывается обратной: чем выше мотивация, тем ниже уровень перфекционизма, и наоборот.
Общий уровень перфекционизма, измеренный с помощью опросника Холмогоровой-Гаранян, оказывается связан с показателем общей мотивации в ТАТ Хекхаузена: чем выше общая мотивация, тем ниже уровень перфекционизма, причем, величина коэффициентов корреляции позволяют говорить о среднем уровне корреляции (r =(-0,578) для здоровых лиц, r =(-0,550) для больных тревожными расстройствами, p<0,01 в обоих случаях). Диаграмма рассеяния для этих параметров приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Диаграмма рассеяния для показателей общей мотивации и уровня перфекционизма, измеренного с помощью опросника Холмогоровой-Гаранян
Интересно отметить, что у здоровых участников исследования со значением общего перфекционизма оказывается связанным компонент «страх неудачи», а у пациентов с тревожными расстройствами – «надежда на успех» (коэффициенты корреляции r=(-0,492) для группы нормы и r=(-0,496) у больных тревожными расстройствами; p<0,05 в обоих случаях).
Компонент «поляризованное мышление» также оказывается связан с параметром общей мотивации (коэффициенты корреляции r =(-0,597) для группы нормы и r =(-0,618) у больных тревожными расстройствами, p<0,01 в обоих случаях), однако у здоровых лиц с этим компонентом связана мотивация успеха r=(-0,569), p<0,01), а у больных тревожными расстройствами – мотивация избегания неудачи (r =(-0,488), p<0,05).
Та же закономерность (связь показателя перфекционизма с разными компонентами мотивации достижения) характерна для шкалы «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания». У здоровых людей этот показатель связан с мотивом избегания неудачи (r=(-0,596), p<0,01), а у больных тревожными расстройствами – с мотивом достижения успеха (r =(-0,533), p<0,05), в обоих случаях связь отрицательная, средней силы.
У здоровых участников исследования наблюдается связь между тенденцией предъявлять к себе завышенные требования и надеждой на успех, причем, эта связь обратная: чем выше надежда на успех, тем меньше значение показателя «Завышенные притязания и требования к себе» (r=(-0,544), p<0,05). Это же справедливо для показателя общей мотивации здоровых испытуемых, причем, связь оказывается еще более сильной (r=(-0,726), p<0,01).
Напротив, в группе больных тревожными расстройствами прослеживается связь между восприятием окружающих как предъявляющих чрезмерные требования и уровнем показателя «Надежда на успех». Это справедливо как в случае социально предписанного перфекционизма, измеренного с использованием опросника Хьюитта и Флетта (r =(-0,533), p<0,05), так и в случае параметра «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» опросника Холмогоровой-Гаранян (r =(-0,533), p<0,05). Таким образом, чем больше окружающие люди воспринимаются как предъявляющие пациенту завышенные требования, тем меньше выражена мотивация достижения, и наоборот.
Приведенные выше результаты позволяют говорить, как о разнице между двумя группами, так и об особенностях связи мотивации и перфекционизма внутри групп.
С одной стороны, были получены убедительные данные относительно отличий группы больных тревожными расстройствами от здоровых участников исследования. Можно утверждать, что для этих больных характерен более высокий общий уровень перфекционизма. Это согласуется с данными проведенных ранее исследований (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2001; Гаранян, Юдеева, 2009; Гаранян, 2010; Hewitt, Flett, 1991). Интересно отметить, что больные тревожными расстройствами статистически достоверно не отличаются от здоровых лиц по такому параметру, как склонность предъявлять к себе повышенные требования («перфекционизм, ориентированный на себя» в терминах опросника Хьюитта-Флетта и «завышенные притязания и требования к себе» в опроснике Холмогоровой-Гаранян). Это может быть связано с социальной желательностью такого поведения и способа самопрезентации в обществе, для которого характерна «рыночная ориентация» (Фромм, 2007) и культ достижений. Этот результат согласуется с данными ряда исследований, которые не подтверждают устойчивую связь перфекционизма, ориентированного на себя, с тревожными и депрессивными расстройствами (Hewitt, Flett, 1991). Стремление предъявлять повышенные требования к результатам своей работы и к себе как к личности в целом, по-видимому, стало культурной нормой в современном обществе.
Наиболее существенные отличия между двумя выборками были обнаружены по параметрам «социально предписанный перфекционизм» опросника Хьюитта-Флетта и шкала «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» опросника Холмогоровой-Гаранян. Этот результат подтверждает данные ряда исследований, свидетельствующих о связи убежденности в том, что окружающие будут ценить человека только в том случае, если он достигнет совершенства, с широким кругом психопатологических проявлений (Ясная, Ениколопов, 2013; Hewitt, Flett, 1991). Это также согласуется с тем фактом, что перфекционистские черты, по мнению многих исследователей, используются, прежде всего, для решения проблем и избегания угроз для самооценки в межличностной коммуникации (Ясная, Ениколопов, 2007; Наследов, Киселева, 2016; Hewitt et al., 2003).
Результаты методики «ТАТ Хекхаузена» говорят о том, что у больных тревожными расстройствами, по сравнению со здоровыми людьми, наблюдается более низкий уровень мотивации достижения. То же самое можно сказать об общем уровне мотивации. Достоверной разницы в уровне мотивации избегания неудачи выявлено не было. Также можно сказать, что у больных тревожными расстройствами сильнее выражен конфликт между мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудачи. У здоровых людей разница между параметрами «надежда на успех» и «страх неудачи» обычно положительная, что свидетельствует о том, что их деятельность направляется скорее мотивацией достижения, чем мотивацией избегания. У больных тревожными расстройствами в среднем эта разница отрицательна, что свидетельствует о преобладании у них страха перед неуспехом.
В исследовании было обнаружено, что общий уровень перфекционизма как у здоровых людей, так и у пациентов с тревожными расстройствами статистически достоверно (p<0,01) связан с общим уровнем мотивации, измеренным с помощью ТАТ в варианте Хекхаузена. Эта зависимость оказывается обратной: чем выше уровень перфекционизма, тем ниже уровень мотивации, и наоборот. Можно предположить, что перфекционизм как эксплицитно оцениваемый конструкт, который осознается самим субъектом, выступает своеобразным «заменителем» мотивации достижения, отражая скорее знаемые, идеальные, но реально не действующие мотивы. Другими словами, чем выше уровень перфекционизма, тем менее может быть выражена готовность человека действовать в реальной ситуации.
Показатели общей мотивации связаны с уровнем перфекционизма как у здоровых лиц, так и у пациентов с тревожными расстройствами, однако вклад каждого компонента («надежды на успех» и «страха перед неуспехом») различен. У больных тревожными расстройствами с общим уровнем перфекционизма связан показатель «надежды на успех» – чем выше этот показатель, тем меньше уровень перфекционизма. У здоровых участников исследования, напротив, отмечена связь с показателем «страх неудачи», в этом случае также наблюдается обратная зависимость. В целом, с различными компонентами перфекционизма у больных тревожными расстройствами и у здоровых лиц связаны разные показатели мотивации достижения, причем, эти показатели никогда не совпадают. Например, параметр «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» у здоровых лиц связан со значением показателя «страх неудачи», а у больных тревожными расстройствами – с компонентом «надежда на успех». Обратная ситуация наблюдается в случае шкалы «поляризованное мышление»: у больных тревожными расстройствами с этим параметром связана мотивация избегания неудачи, а у здоровых – стремления к успеху, причем, и в том, и в другом случае поляризованное мышление также отрицательно коррелирует с показателем общей мотивации. Это позволяет предположить, что перфекционизм и его составляющие как у здоровых людей, так и у пациентов с тревожными расстройствами в целом связан с мотивом достижения, однако, благодаря тому, что структура этого мотива в группах различается, оказываются отличными и мотивационные компоненты, связанные с разными параметрами перфекционизма. Данный вывод согласуется с тем фактом, что у лиц, страдающих тревожными расстройствами, деятельность в ситуации достижения направляется скорее мотивом избегания неудачи, а у здоровых лиц– мотивом надежды на успех.
Следует также отметить, что у здоровых участников исследования показатель надежды на успех и общий уровень мотивации отрицательно коррелируют со шкалой «завышенные притязания и требования к себе». У больных тревожными расстройствами этой зависимости не наблюдается. Напротив, у них отмечается обратная зависимость «стремления к успеху» от уровня социально предписанного перфекционизма, измеренному по опроснику Хьюитта и Флетта, и шкалы «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» опросника Холмогоровой-Гаранян. Это может отражать бóльшую ориентацию пациентов с тревожными расстройствами на внешнюю ситуацию и мнение других людей, зависимость стремления к достижению от оценок окружающих, что согласуется с тем фактом, что социально предписанный перфекционизм в целом более выражен у больных тревожными расстройствами, чем у здоровых лиц.
Таким образом, полученные результаты позволяют, на наш взгляд, дополнить психологическую картину тревожных расстройств: для таких больных, по сравнению со здоровыми лицами, характерен пониженный уровень мотивации достижения, доминирование мотивации избегания в структуре мотивов, а также восприятие других людей как предъявляющих завышенные, нереалистичные ожидания. Эти выводы могут быть использованы в практике психотерапевтической работы при коррекции неадаптивных установок и мотивационных устремлений пациента. На модели тревожных расстройств показана взаимосвязь между имплицитно и эксплицитно оцененными параметрами мотивационной сферы, причем, и у больных, и у здоровых лиц обнаруживается обратная связь между выраженностью перфекционизма (эксплицитные оценки) и мотивацией, направленной на достижение, оцененной имплицинто. Однако структура этой связи у двух групп коренным образом отличается, что, по нашему мнению, открывает путь для дальнейших исследований в этой области как пациентов с тревожными расстройствами, так других групп больных, например, лиц, страдающих от депрессии.
Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств : автореферат ... дис. докт. психологических наук. [Московский научно-исследовательский Институт психиатрии]. – Москва, 2010.
Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // PsyJournals.ru : [сайт]. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50229.shtml – (дата обращения 15.12.2017).
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Консультативная психология и психотерапия. – 2001. – № 4. – С. 18–48.
Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра : пособие для врачей. – Москва : Московский НИИ Психиатрии Федерального агентства здравсоцразвития, 2008.
Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 6. – С. 93–102.
Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 6. – С. 73–80.
Зейгарник Б.В. Патопсихология : учебник для академического бакалавриата. – Москва : Юрайт, 2014.
Зинченко Ю.П., Первичко Е.И., Остроумова О.Д. Факторы, влияющие на формирование синдрома выгорания у пациентов с артериальной гипертензией на рабочем месте // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2017. – Т. 13. – № 2. – С. 213–220, DOI: 10.20996/1819-6446- 2017-13-2-213-220
Кохут Х. Восстановление самости. – Москва : Когито-Центр, 2002.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва : Издательство Московского Университета, 1971.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва : Политиздат, 1975.
Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы : дис. ... канд. психол. наук. [МГУ им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 1987.
Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Вестник СПбГУ. Сер. 16. – 2016. – Вып. 3. – С. 44–64.
Николаева В.В. Психосоматика: телесность и культура : учеб. пособие для вузов / под ред. Николаевой. – Москва : Академический проект, 2009.
Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – Москва : SvR-Аргус, 1995.
Фрейд З. Введение в психоанализ. – Москва : Наука, 1990.
Фромм Э. «Иметь» или «быть». – Москва : АСТ, 2007.
Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Ленинград : ЛНИИТЕК, 1976.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – Санкт-Петербург : Смысл, 2003.
Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапиия расстройств аффективного спектра. – Москва : Медпрактика-М, 2011.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Консультативная психология и психотерапия. – 2004. – № 1. – С. 18–35.
Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157–167.
Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6. – № 29 : [сайт]. URL: http://psystudy.ru – (дата обращения 15.12.2018).
Bandelow B., & Michaelis S. (2015). Epidemiology of anxiety disorders in the 21st century. Dialogues Clin. Neurosci, 17(3), 327–335.
Barlow D.H. (2002). Anxiety and its disorders: the nature and treatment of anxiety and panic. New York: The Guilford Press, Issue 2.
Beck J.S. (2011). Cognitive Behavior Therapy, Second Edition: Basics and Beyond. The Guilford Press.
Clark D.A., & Beck A.T. (2010). Cognitive therapy of anxiety disorders: science and practice. New York: The Guilford Press.
Fletcher K.L., & Speirs Neumeister K.L. (2012). Research on perfectionism and achievement motivation: implications for gifted students. Psychol. Sch, 49(7), 668–677. doi: 10.1002/pits.21623
Handley A.K. et al. (2014). The relationships between perfectionism, pathological worry and generalised anxiety disorder. BMC Psychiatry, 14, 98. doi: 10.1186/1471-244X-14-98
Heckhausen H. (1963). Hoffnung Und Furcht in der Leistungsmotivation (Psychologia Universalis Band 6). Meisenheim: Anton Hain.
Heckhausen H. (1967). The Anatomy of achievement motivation. New York, NY: The Academic Press.
Hewitt P.L. et al. (2003). The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress. J. Pers. Soc. Psychol. 84(6), 1303–1325. doi: 10.1037/0022-3514.84.6.1303
Hewitt P., & Flett G. (1998). Dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research, 7, 21–45.
Hewitt P.L., & Flett G.L. (1991). Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment, and association with psychopathology. J. Pers. Soc. Psychol, 60(3), 456–470. doi: 10.1037/0022-3514.60.3.456
Horney K. (1994). The Neurotic Personality of Our Time. W.W. Norton & Company.
Kawamura K.Y. et al. (2001). Perfectionism, Anxiety, and Depression: Are the Relationships Independent? Cognit. Ther. Res, 25(3), 291–301. doi: 10.1023/A:1010736529013
Kessler R.C. et al. (2005). Prevalence, severity, and comorbidity of 12-month DSM-IV disorders in the National Comorbidity Survey Replication. Arch. Gen. Psychiatry, 62(6), 617–627. doi: 10.1001/archpsyc.62.6.617
May R. (2012). The Meaning Of Anxiety. Literary Licensing, LLC.
McWilliams N. (2011). Psychoanalytic Diagnosis, Second Edition. Understanding Personality Structure in the Clinical Process. The Guilford Press.
Pirbaglou M. et al. (2013). Perfectionism, anxiety, and depressive distress: evidence for the mediating role of negative automatic thoughts and anxiety sensitivity. J Am. Coll. Health, 61(8), 477–483. doi: 10.1080/07448481.2013.833932
Sookman D., & Leahy R.L. (2009). Treatment Resistant Anxiety Disorders. Resolving Impasses to Symptom Remission. Eds. Sookman, & R.L. Leahy. New York: Routledge.
Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R., Vagg P.R., & Jacobs, G.A. (1983). Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
Waal M.W.M. de et al. (2004). Somatoform disorders in general practice: prevalence, functional impairment and comorbidity with anxiety and depressive disorders. Br. J. Psychiatry, 184, 470–476. doi: 10.1192/bjp.184.6.470
Wells A. (2011). Metacognitive Therapy for Anxiety and Depression. The Guilford Press.Первичко Е. И., Бабаев Ю.А.Мотивация достижения и структура перфекционизма у пациентов с тревожными расстройствами. // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. c.86-95. doi: 10.11621/npj.2018.0408
Скопировано в буфер обмена
Скопировать