Поступила: 18.08.2018
Принята к публикации: 03.09.2018
Дата публикации в журнале: 30.09.2018
Страницы: 90-97
DOI: 10.11621/npj.2018.0308
Ключевые слова: подростки; зависимость от каннабиноидов; интернет-зависимость подростков; психологические факторы риска; психологические механизмы формирования аддикций
Доступно в on-line версии с: 30.09.2018
Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Шевченко Ю.C., Малыгин Я.В., Пономарева М.В. Сравнительные особенности психологических свойств и социальной адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых. // Национальный психологический журнал 2018. № 3. c.90-97. doi: 10.11621/npj.2018.0308
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Целью исследования стало изучение особенностей характерологических свойств, эмоционального интеллекта, социально-психологической адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от наркотиков.
Описание хода исследования. Проведено сравнительное исследование психологических свойств подростков, зависимых от каннабиноидов (n=20) и подростков с интернет-зависимостью (n=20), а также условно-здоровых подростков без признаков зависимости (n=20). В исследовании были использованы следующие методики: шкала импульсивности Барратта (BIS – 11) 1987 г. в адаптации Т.И. Медведевой и С.Н. Ениколопова 2015 г., опросник темперамента и характера Клонинджера (TCI-125) 1991 г. в адаптации Н.А. Алмаева, Л.Д. Островской 2005 г., методика диагностики эмоционального интеллекта MSCEITV 2.0 2002 г. в адаптации Е.А. Сергиенко, Н.И. Ветровой 2009 г., методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда 1954 г. в адаптации А.К. Осницкого 2002 г., Шкала интернет-зависимости Чен (CIAS) 2003 г. в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова 2010 г.
Результаты исследования. Подростки с интернет-зависимостью и подростки с зависимостью от каннабиноидов имеют определенное сходство по ряду характерологических черт. Они отличаются более выраженной моторной импульсивностью, низким самоконтролем, низкой самооценкой, зависимостью от других людей и обстоятельств, отсутствием ясных жизненных целей. В целом, по сравнению с условно-здоровыми подростками, они предстают как инфантильные личности, социально дезадаптированные, чаще испытывающие эмоциональный дискомфорт, что может подталкивать их к патологическим формам адаптации, в частности, различным вариантам зависимого поведения. В то же время, интернет-зависимые подростки существенно отличаются от подростков с зависимостью от каннабиноидов. Они характеризуются меньшим уровнем трансцендентности и, соответственно, меньшей склонностью к духовным практикам и трансперсональному опыту. У них отмечается низкий уровень поиска новизны, что характеризует их как более консервативных, ригидных и пассивных.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют об определенных различиях в психологических механизмах формирования интернет-зависимости и зависимости от наркотиков. Психологические механизмы формирования зависимости у подростков с интернет-аддикцией и подростков, зависимых от каннабиноидов, имеют значимые различия.
Одной из наиболее актуальных проблем современной аддиктологии является исследование различных факторов риска формирования зависимости и, в первую очередь, особенностей личностно-характерологических свойств и их связи с генетическими особенностями индивида. Хотя обращение к наркотикам вероятнее у личностей незрелых, склонных к подражанию, подчиняемых, лишенных четких социальных установок людей, какой-либо особый психопатический склад личности, предрасполагающий к формированию зависимости от психоактивного вещества, не выявлен. В.Д. Менделевичем разработана концепция аддиктивной личности, согласно которой существуют общие для всех форм зависимостей базовые характеристики зависимой личности (Менделевич, 2007). А.О. Бухановский описывает структурно-динамические закономерности, позволяющие объединить различные нарушения влечений в единую нозологическую единицу. Эту группу он предлагает обозначить как «болезнь зависимого поведения» (БЗП). Автор приходит к выводу, что «фактически вся группа зависимого поведения – это однотипные психопатологические, но разнородные по проявлениям расстройства, как правило, связанные с потребностями человека (пищевым, половым и пр.) и его деятельностью, а их актуализация детерминируется обсессивно-компульсивным влечением» (Бухановский, 2002). С появлением новых форм аддикций, в частности, интернет-зависимости, патологического гемблинга и других вопрос об особенностях различных психологических свойств индивида как факторов риска формирования той или иной зависимости становится все более актуальным. При этом серьезной проблемой является распространенность среди подростков употребления курительных смесей, в том числе каннабиса, а также различные варианты интернет-зависимого поведения (Синевич, Копытова, 2015). Следует отметить, что в ряде исследований отмечается определенная схожесть психологических свойств и состояний, характерных для зависимых подростков этих групп, которые могут являться факторами риска формирования зависимости. К ним относятся: тревожные черты характера, склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость (Adams et al., 2018; Bielefeld et al., 2017; Diamond et al., 2005; Kedzior et al., 2014), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (Ha et al., 2006; Sepede et al., 2016), другие нейропсихологические нарушения ЦНС (Tateno et al., 2018; Nie et al., 2016; Малыгин, Меркурьева, Краснов, 2015; Рабаданова и др., 2017), а также схожие особенности эмоционального интеллекта (Малыгин, Хомерики, 2015; Bahraminezhad et al., 2017) и эмоциональных нарушений (Feingold et al., 2015; Weiser et al., 2016).Отмечается коморбидность данных расстройств. Так, исследование, проведенное в Финляндии (Degenhardt et al., 2001), показало, что у субъектов, употреблявших каннабис, средний балл в тесте Кимберли-Янг на интернет-зависимость превышал норму. У греческих подростков с острова Кос интернет-аддикция также оказалась связана с употреблением психоактивных веществ (Fisoun et al., 2012). Подростки, употреблявшие психоактивные вещества (ПАВ), и подростки, имевшие интернет- зависимость, имели схожие личностные черты, например, психотизм (Korkeila et al., 2009; Nathan et al., 2016). Наконец, интернет-зависимость оказалась связана с чрезмерным употреблением алкоголя у учащихся из Тайваня (Yen et al., 2009). Неизвестно, имеют ли эти расстройства общие факторы риска или же одно влечет за собой другое. В то же время, отмечаются психологические особенности, более свойственные подросткам, зависимым от каннабиноидов, чем интернет-зависимым, в частности, рискованное поведение, связанное с фактором поиска новизны. Оно возможно детерминировано генетическим полиморфизмом локусов генов дофаминовой системы (Яковлев, 2015).
На данный момент имеется незначительное количество терапевтических подходов в лечении зависимостей. Причем, они касаются лишь части симптомов и в редких случаях учитывают этиопатогенез (Greenfield et al., 2018, Sanders et al., 2018). Изучение психологических свойств подростков, зависимых от каннабиноидов, и интернет-зависимых подростков как предикторов развития зависимости позволит уточнить психологические механизмы формирования химических и поведенческих форм зависимостей, что, в свою очередь, позволит разработать дифференцированные подходы к их терапии.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей характерологических свойств, эмоционального интеллекта, социально-психологической адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от наркотиков.
Выборку составили 60 подростков- юношей 14–17 лет (средний возраст 15,5±2,32.). Базой исследования являлись школа № 1232 г. Москва и Московский научно-практический центр наркологии. Исследуемые группы были сопоставимы по полу и возрасту.
Группу №1 составили 20 интернет-зависимых подростков. Критерии отбора в группу: наличие у обследуемых подростков 64 и выше баллов по шкале общего показателя теста Чен (теста на интернет-зависимость).
Группа № 2: 20 подростков, зависимых от каннабиноидов. Критерии отбора: соответствие симптомов зависимости от каннабиноидов критериям рубрики МКБ10 F12.2 (синдром зависимости от каннабиноидов), отсутствие симптомов интернет-зависимости.
Группа № 3: 20 – контрольная группа. Критерии отбора: условно здоровые подростки без признаков зависимости.
По результатам теста на интернет-зависимость подростки группы 1 набрали 64,85 балла, соответствующих критериям интернет-зависимого поведения. Интернет-зависимое поведение проявлялось сверхувлеченностью интернет-играми. Подростки, зависимые от каннабиноидов (p=0,001) и подростки контрольной группы (p=0,002) не обнаруживали признаков интернет-зависимости.
В исследовании были использованы следующие методики: шкала импульсивности Барратта (BIS – 11) 1987 г. в адаптации Т.И. Медведевой и С.Н. Ениколопова 2015 г., опросник темперамента и характера Клонинджера (TCI-125), 1991 г. в адаптации Н.А. Алмаева, Л.Д. Островской 2005 г., методика диагностики эмоционального интеллекта MSCEITV 2.0 2002 г. в адаптации Е.А. Сергиенко, Н.И. Ветровой 2009 г., методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда 1954 г. в адаптации А.К. Осницкого 2002 г., Шкала интернет-зависимости Чен (CIAS) 2003 г. в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова 2010 г.
Рис. 1. Результаты теста Клонинджера Примечание: статистически значимые различия обозначены *
Для сравнительного анализа порядковых данных в независимых выборках применялся критерий Манна-Уитни. Изучение связей между выявленными психологическими характеристиками обследованных проводилось при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Изучение характерологических особенностей зависимых подростков с помощью теста Клонинджера выявило, что в группе подростков, зависимых от каннабиноидов, отмечаются более высокие показатели по шкале «Поиск новизны» (p = 0,003), по сравнению и с интернет- зависимыми подростками, и подростками из контрольной группы (p = 0,004).
Поиск новизны является одним из наследуемых факторов темперамента и трактуется, как готовность к активизации исследовательского поведения в ответ на новизну стимулов. В группе интернет-зависимых подростков и в группе зависимых от каннабиноидов отмечаются достоверно более высокие показатели по шкале «Избегание вреда», по сравнению с подростками контрольной группы (9,2±4,51 и 6,35±3,91, p=0,04; 7,5±3.56 и 6,35±3,91, p=0,03, соответственно). Это свидетельствует о повышенной тревожности таких людей, их необоснованных опасениях даже в самых обыденных обстоятельствах, о робости и застенчивости при общении с чужими людьми, что в итоге тормозит их социальную активность. Настрой их большей частью пессимистичен, с негативными ожиданиями.
Показатели по шкале «Трансцендентность» достоверно выше у подростков, зависимых от каннабиноидов, по сравнению и с интернет-зависимыми подростками (9,65±3.23 и 8,25±2,53, соответственно, p=0,03), и с подростками из контрольной группы (9,65±3.23 и 6,35±3,82, соответственно, p=0,01). При этом в группе интернет-зависимых подростков показатели по этой шкале также достоверно выше, по сравнению с контрольной группой (8,25±2,53 и 6,35±3,82, соответственно, p=0,05). Трансцендентность описывается как процесс, имеющий развитие и проходящий несколько характерных стадий: опыт самозабвения, трансперсональная идентификация как единение с миром, принятие духовной практики как важного фактора существования человека. Необходимо отметить, что у подростков, зависимых от каннабиноидов, «Трансцендентность» сочетается с высокими показателями по шкале «Поиск новизны», а у подростков с интернет-зависимостью выявлена сочетанность данного показателя с более высоким уровнем шкалы «Избегание вреда».
Показатели по шкале «Самонаправленность» в группе 1 (интернет-зависимые подростки 11,5±3,8) и в группе 2 (подростки, зависимые от каннабиноидов 10,25±2,9) близки друг к другу и достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы 14,65±3,77, p=0,01. Низкие показатели шкалы «самонаправленность» свидетельствуют о низком самоуважении таких подростков, неуверенности в своей идентичности, часто противоречивости и зависимости от других людей и обстоятельств. Низкая самооценка и чувство неполноценности выдают в них инфантильную личность.
Показатели по шкале «Сотрудничество» в группе подростков, зависимых от каннабиноидов, достоверно ниже, чем у подростков контрольной группы (13,2±3,74 и 15,7±3,11, соответственно, p=0,04). Это свидетельствует о том, что они в гораздо меньшей степени готовы к сотрудничеству с другими людьми вне своей группы, что может создавать затруднения в мотивировании их на лечение. Показатели по данной шкале интернет-зависимых подростков сопоставимы с показателями подростков контрольной группы (15,25±4,79 и 15,7±3,11, соответственно, p=0,663).
Изучение уровня импульсивности тестом Баррата у подростков исследуемых групп выявило следующее. В обеих группах подростков, по сравнению с контрольной группой, показатели по фактору 1-го порядка «Моторный компонент» достоверно выше, (p=0,001). При этом среди интернет-зависимых подростков данный показатель достоверно выше, чем у подростков, зависимых от каннабиноидов (15,05±2,61 и 13,6±2,96, соответственно, p= 0,02).
Рис. 2. Результаты теста импульсивности Барратта Примечание: статистически значимые различия обозначены **в случае различий между 2-мя группами и * в случае различий в 3-х группах.
Повышенные показатели по шкале «Моторный компонент» свидетельствуют о наличии импульсивных действий без размышлений (покупки, решения, трата денег), беспечности, действиях под влиянием момента. По шкале «Усидчивость/ Настойчивость показатели в группах 1 и 2 сравнимы друг с другом и достоверно выше, чем в контрольной группе (7,25±1,8 и 5,6±1,64, p=0,05; 8,2±2,50 и 5,6±1,64, p=0,03, соответственно). Это отражает сравнительно большую склонность таких подростков к сиюминутному принятию решений, затруднения в планировании действий, их необдуманность.
Подростки с интернет-зависимым поведением, по сравнению с подростками, зависимыми от каннабиноидов, и подростками контрольной группы обнаруживают более высокие показатели по фактору 1-го порядка «Когнитивная сложность» (12,0±1,86 и 10,1±2,79, соответственно, p=0,04; 12,0±1,86 и 9,0±2,29, соответственно, p=0,001). Это свидетельствует о том, что им не нравятся трудноразрешимые проблемы или задачи, они не любят их обдумывать и решать, скорее ориентируются на сиюминутную оценку ситуации. Аналогичные данные, свидетельствующие о более выраженной импульсивности среди подростков с интернет-зависимостью, получены и по факторам второго порядка «Моторная импульсивность» (p=0,001) и «Способность к планированию и самоконтроль» (p=0,02). Суммарный балл «Импульсивности» также достоверно выше среди интернет-зависимых подростков, по сравнению с подростками, зависимыми от каннабиноидов (68,0±4,89 и 63,75±8,04, p=0,04), и с подростками контрольной группы (68,0±4,89 и 57,5±7,98, p=0,001).
Анализ показателей эмоционального интеллекта в исследуемых группах выявил, что у подростков с интернет- зависимым поведением, по сравнению с подростками контрольной группы, достоверно ниже значения по «Секции А – восприятие лиц» (6,81±1,60 и 7,81±1,34, соответственно, p=0,002) и по «Секции H – управление эмоциями других людей» (2,67±1,06 и 3,16 ±1,17, соответственно, p=0,04).
Интернет-зависимые подростки также хуже воспринимают лица других людей (6,81±1,60 и 7,5 ±1,42, соответственно p=0,02) и управляют эмоциями других людей (2,67±1,06 и 3,2±1,23, соответственно, p=0,03), чем подростки, зависимые от каннабиноидов (p=0,003). В то же время, подростки, зависимые от каннабиноидов, менее способны различать смешанные и сложные чувства, чем подростки контрольной группы (5,1 ±1,10 и 6,17 ±2,16, соответственно). Следует отметить, что суммарный показатель эмоционального интеллекта подростков, зависимых от каннабиноидов, не отличается от контрольной группы. В группе интернет- зависимых подростков он достоверно ниже по сравнению с контрольной группой (49,2 ±4,98 и 51,86 ±6,23, p=0,02).
Исследование социально-психологической адаптации проводилось с помощью теста К. Роджерса и Р. Даймонда. Выявлено, что интернет-зависимые подростки наименее адаптивны (n=119,9±20,86), по сравнению с подростками, зависимыми от каннабиноидов (n=133±19,45, p=0,02), и подростками контрольной группы (n=134±23,94, p=0,02). При этом уровень адаптивности подростков, зависимых от каннабиноидов, сопоставим с контрольной группой. Подростки с зависимым поведением достоверно чаще, по сравнению с подростками контрольной группы, испытывают эмоциональный дискомфорт (p=0,001). В то же время, подростки, зависимые от каннабиноидов, в отличие от интернет-зависимых подростков, чаще (26,9 ±5,76 и 22,4±6,45, соответственно, p=0,04) испытывают состояние эмоционального комфорта и более способны к принятию других (25,45±4,16 и 21,4±6,29, соответственно, p=0,04). Однако, в отличие от интернет-зависимых подростков, они более лживы (20,35p±4,57 и 16,95±4,95, соответственно, p =0,01) и более ведомы (21,9±5,06 и 18,45 ±4,83, соответственно p=0,01), по сравнению с контрольной группой.
Рис. 3. Результаты исследования эмоционального интеллекта.
Примечание: данные даны в сырых баллах, статистически значимые различия обозначены * Интернет-зависимые
Анализ корреляционных связей показателей теста на социально-психологическую адаптацию с рядом психологических свойств зависимых подростков выявил следующее. Показатель адаптивности интернет-зависимых подростков отрицательно связан с показателем моторной импульсивности (R=-0,55, p=0,045) – чем более выражена моторная импульсивность, тем ниже адаптивность. Показатель дезадаптивности интернет-зависимых подростков положительно связан с выраженностью импульсивности (R=0,500, p=0,025) (фактор 2-го порядка «Способность к планированию и самоконтроль»). Адаптивность подростков, зависимых от каннабиноидов, имеет положительные связи с принятием себя (самоценностью) (R=0,698, p=0,01) и лживостью (R=0,515, p=0,02), которая, вероятно способствует адаптации в сложных социальных ситуациях. Показатель дезадаптивности положительно связан со шкалой «Поиск новизны» (R=0,548, p=0,048) теста Клонинджера, отражающей, в частности, склонность к рискованному поведению.
Таким образом, подростки с интернет-зависимостью и подростки с зависимостью от каннабиноидов имеют определенное сходство по ряду характерологических черт. Схожие выводы отмечаются и в современных исследованиях (Crippa, Zuardi, 2009; Toftdachl et al., 2016). Такие подростки отличаются более выраженной моторной импульсивностью, низким самоконтролем, низкой самооценкой, зависимостью от других людей и обстоятельств, отсутствием ясных жизненных целей. В целом, по сравнению с условно- здоровыми подростками, они предстают как инфантильные личности, социально дезадаптированные, чаще испытывающие эмоциональный дискомфорт, что может подталкивать их к патологическим формам адаптации, в частности, различным вариантам зависимого поведения. Несмотря на сходство отдельных характеристик, интернет-зависимые подростки существенно отличаются от подростков с зависимостью от каннабиноидов, они характеризуются меньшим уровнем трансцендентности и, соответственно, меньшей склонностью к духовным практикам и трансперсональному опыту. У них отмечается низкий уровень поиска новизны, что характеризует их как более консервативных, ригидных и пассивных. В то же время, интернет-зависимые подростки более импульсивны, избегают решения сложных задач, обладают низкой способностью к планированию и самоконтролю. Эмоциональный интеллект интернет-зависимых подростков достоверно ниже, по сравнению с подростками, зависимыми от наркотиков, что затрудняет их социальную адаптацию. Схожие результаты приводят и другие исследователи (Вайнштейн, 2015; Ткаченко, Яковлев, 2015; Cimino, Cerniglia, 2018). Специфика эмоционального интеллекта зависимых подростков заключается в том, что они хуже воспринимают, оценивают эмоции, хуже их идентифицируют, им труднее дается сознательное управление эмоциями. Уровень социально-психологической адаптации интернет-зависимых подростков достоверно ниже. При этом показатели адаптивности/дезадаптивности у них корреляционно связаны с показателями импульсивности, в то время как у подростков, зависимых от каннабиноидов, они связаны с поиском новизны, отражающей, в частности, склонность к рискованному поведению, принятием себя (самоценностью) и лживостью, способствующей адаптации в сложных социальных ситуациях.
Психологические механизмы формирования зависимости у подростков с интернет-аддикцией и подростков, зависимых от каннабиноидов, имеют значимые различия. Высокий уровень импульсивности, двигательного беспокойства, эмоциональный дискомфорт в сочетании с пассивностью, избеганием решения сложных задач, а также менее развитый эмоциональный интеллект и способности к коммуникациям способствует бегству подростка от социума в виртуальную среду. Это бегство является для них способом патологической адаптации. Стремление к новым впечатлениям у подростков, зависимых от каннабиноидов, в сочетании с более высоким уровнем трансцендентности определяет выбор ими вещества, дающего новый опыт познания и расширения границ собственного «Я». Высокий уровень их коммуникативных навыков повышает возможности доступа к запретному веществу.
Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 120–130.
Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – № 1. – С. 94–103.
Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. – Ростов-на-Дону : Феникс. – 2002. – 360 с.
Вайнштейн А. Интернет-зависимость: диагностика, коморбидность и лечение. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(33). – C. 3.: [сайт]. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer05.php – (дата обращения 12.07.2018).
Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(33). – C. 12. : [сайт]. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_4_33/nomer04.php – (дата обращения 12.07.2018).
Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. – 2015. – № 1(30). – C. 7. : [сайт]. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_1_30/nomer10.php – (дата обращения 12.07.2018).
Рабаданова А.И. и др. Электрическая активность мозга и межполушарные взаимодействия при формировании интернет-зависимости // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – Т. 19. – № 2–3. – С. 518–522.
Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В.Д. Менделевича. – Санкт-Петербург : Речь, 2007.
Синевич А.А., Копытова А.В. Анализ мотивов потребления курительных смесей у лиц мужского пола из республики Беларусь // XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». Казань, 23–26 сентября 2015 г. : тезисы докладов. – Казань, 2015. – С. 428–429.
Ткаченко Г.А., Яковлев В.А. Влияние эмоционального интеллекта на формирование зависимости от психоактивных веществ // Журнал гуманитарных наук. – 2015. – № 11. – С. 110–112.
Яковлев А.Н. и др. Риск употребления наркотиков подростками с проблемным поведением: анализ влияния генетических факторов и «поиска новизны» // XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». Казань, 23–26 сентября 2015 г. : тезисы докладов. – Казань, 2015. – С. 446.
Adams, B. L. M. et al. (2018) Internet Gaming Disorder Behaviours in Emergent Adulthood: a Pilot Study Examining the Interplay Between Anxiety and Family Cohesion. International Journal of Mental Health and Addiction, 1–17.
Bahraminezhad, A. et al. (2017) The relationship between emotional intelligence and addiction tendency in students of Lorestan University of Medical Sciences. Yafte, 19, 4.
Bielefeld, M. et al. (2017) Comorbidity of Internet use disorder and attention deficit hyperactivity disorder: Two adult case–control studies. Journal of behavioural addictions, 6(4), 490–504. doi: 10.1556/2006.6.2017.073
Cimino, S., & Cerniglia, L. (2018) Research Article. A Longitudinal Study for the Empirical Validation of an Etiopathogenetic Model of Internet Addiction in Adolescence Based on Early Emotion Regulation.
Crippa, J.A., Zuardi, A.W., & Martin Santos, R et al. (2009) Cannabis and anxiety: a critical review of the evidence. Hum Psychopharmacol, 24(7), 515–523. doi: 10.1002/hup.1048
Degenhardt, L, Hall, W, & Lynskey, M. (2001) The relationship between cannabis use, depression and anxiety among Australian adults: findings from the National Survey of Mental Health and Well Being. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol, 36, 219–227. doi: 10.1007/s001270170052
Diamond, A. (2005) Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity). Development & Psychopathology, 17, 807–825. doi: 10.1017/ S0954579405050388
Feingold, D., Weiser, M., & Rehm, J. et al. (2016) The association between cannabis use and anxiety disorders: results from a population based representative sample. EurNeuropsychopharmacol, 26, 493–505. doi: 10.1016/j.euroneuro.2015.12.037
Feingold, D., Weiser, M., & Rehm, J. et al. (2015) The association between cannabis use and mood disorders: a longitudinal study. J Affect Disord, 172, 211–218. doi: 10.1016/j.jad.2014.10.006
Fisoun,V., Floros,G., & Siomos, K. et al. (2012) Internet addiction as an important predictor in early detection of adolescent drug use experience-implications for research and practice. Journal of Addiction Medicine, 6(1), 77–84. doi: 10.1097/ADM.0b013e318233d637
Greenfield, D. N. (2018) Treatment Considerations in Internet and Video Game Addiction: A Qualitative Discussion. Child and adolescent psychiatric clinics of North America. doi: 10.1016/j.chc.2017.11.007
Ha, J.H., Yoo, H.J., Cho, I.H., Chin, B., Shin, D., & Kim, J.H. (2006) Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction. Journal of Clinical Psychiatry, .67, 821–826. doi: 10.4088/JCP.v67n0517
Kedzior, K.K., & Laeber, L.T. (2014) A positive association between anxiety disorders and cannabis use or cannabis use disorders in the general population a meta analysis of 31 studies. BMC Psychiatry, 14(1), 1–39. doi: 10.1186/1471-244X-14-136
Korkeila, J., KaarlasS., & Jaaskelainen, M. et al. (2009) Attached to the web – harmful use of the Internet and its correlates. European Psychiatry, 25, 236–241. doi: 10.1016/j.eurpsy.2009.02.008
Nathan, D., Shukla, L., Kandasamy, A., Benegal, V. (2016) J. Behav Addict. 2016 May, 9, 1–5.
Nie, J., Zhang, W., Chen, J., & Li, W. (2016) Impaired inhibition and working memory in response to internet-related words among adolescents with internet addiction: A comparison with attention-deficit/hyperactivity disorder. Psychiatry Res. 2016 Feb,28, 236, 28–34. doi: 10.1016/j. psychres.2016.01.004
Sanders, J., & Williams, R. (2018) The Relationship Between Video Gaming, Gambling, and Problematic Levels of Video Gaming and Gambling. Journal of gambling studies, 1–11. doi: 10.1007/s10899-018-9798-3
Sepede, G., Tavino, M., Santacroce, R., Fiori, F., Salerno, R.M., & Di Giannantonio, M. (2016) Functional magnetic resonance imaging of internet addiction in young adults. World J Radiol. 2016 Feb 28, 8(2), 210–225. doi: 10.4329/wjr.v8.i2.210. doi: 10.4329/wjr.v8.i2.210
Tateno, M. et al. (2018) Internet Addiction and Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Traits among Female College Students in Japan. Journal of the Korean Academy of Child and Adolescent Psychiatry., 29(3), 144–148.
Toftdahl, N.G., Nordentoft, M., & Hjorthj, C. (2016) Prevalence of substance use disorders in psychiatric patients: a nationwide Danish population based study. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol, 51, 129–140.
Yen, J.Y., Ko, C.H., Yen, C.F. & et al. (2009) The association between harmful alcohol use and Internet addiction among college students: comparison of personality. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 63(2), 218.Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Шевченко Ю.C., Малыгин Я.В., Пономарева М.В.Сравнительные особенности психологических свойств и социальной адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых. // Национальный психологический журнал. 2018. № 3. c.90-97. doi: 10.11621/npj.2018.0308
Скопировано в буфер обмена
Скопировать