Поступила: 12.04.2018
Принята к публикации: 27.04.2018
Дата публикации в журнале: 01.08.2018
Страницы: 102-112
DOI: 10.11621/npj.2018.0211
Ключевые слова: девиантная социальная адаптация; девиантное поведение; наркомания; наркотики; подростки; наркогенная информация; профилактика
Доступно в on-line версии с: 01.08.2018
Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики. // Национальный психологический журнал 2018. № 2. c.102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность данного исследования обусловлена появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, «омоложением» возраста приобщения детей и подростков к наркотикам. В литературе отмечается, что информация о наркотических веществах является инициирующей социальную дезадаптацию подростков и формирование их девиантного поведения
Цель исследования: изучение факторов риска социальной девиантной адаптации, связанных с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ. Важным фактором приобщения к наркотикам, на наш взгляд, является влияние наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде.
Описание хода исследования. Разработана специальная анкета из 27 вопросов, направленных на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы. Мы выясняли также частоту потребления наркотиков, способных вызвать зависимость, возможности отказа от наркотиков после начала их потребления, наличие наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать и началом потребления наркотика. В выборку вошли 34 активных наркомана в возрасте 20–29 лет, состоящих на наркологическом учете в г. Нальчик.
Результаты исследования. Анализ данных позволил зафиксировать особенности представлений о наркомании у лиц, имеющих опыт потребления наркотиков. Результаты сравнения ответов на вопросы анкеты активных наркоманов и обычных подростков выявили их неоднородность. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными факторами, влияющими на формирование данных представлений, являются возрастной фактор и фактор неосведомленности.
Выводы. В результате исследования обнаружена доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и взрослых, ориентирующих потенциальных потребителей на безопасность малых доз и «легких» наркотиков. Выявлены поверхностные представления наркоманов о наркотиках и об их опасности до начала потребления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системной профилактики наркозависимости в подростковой среде.
Нарушение процесса социальной адаптации молодежи является одной из актуальных проблем современности. Успешность адаптации подрастающего поколения к условиям социальной среды определяется принятием социальных норм и реализацией форм поведения, соответствующих социально одобряемым моделям. Девиантное поведение является проявлением нарушений процесса адаптации и социализации (Карабанова, 2014).
В настоящее время остро стоит проблема девиантной адаптации в молодежной среде, связанной с формированием «наркоманического» сознания. Исследователи широко обсуждают вопросы о том, какие факторы обусловливают эту форму адаптации, причины ее формирования и ранние проявления. Девиантная адаптация связана с самореализацией посредством выхода за пределы существующих социальных требований.
Использование с прошлого века понятия эпидемии для характеристики масштабов распространенности наркомании, не только не теряет своей актуальности, но и становится все более значимым (Westman, 1970). Число людей, употребляющих наркотики, превышает 3% населения мира. Свыше 200 млн. человек хотя бы раз пробовали наркотики, из них 100 млн. являются регулярными потребителями, 50 млн. – хронические больные. Быстрыми темпами растет число несовершеннолетних наркоманов и наркозависимых женщин. Средний возраст юных наркоманов – 13–14 лет. Наблюдается тенденция «омоложения» возраста совершения первой пробы наркотика.
Согласно экспертным данным, в мире доходы от незаконного оборота наркотиков составляют от 500 млрд. до 1,5 трлн. долларов в год. Только в Западной Европе ежегодные доходы наркобизнеса достигают 200 млрд. долларов. Основное наполнение оборота денег, передвигающихся незаконно, по отношению к легальным деньгам в банковских системах, составляют наркотики, и оно достигает 78%. Об увеличении вложений наркоденег в мировую экономику свидетельствует и то, что только за один 2009 год в банковские системы части ведущих стран мира в качестве ликвидного капитала для компенсации финансовых потерь в условиях финансового кризиса было направлено около 352 миллиардов наркодолларов. Значительная часть наркоденег используется на развитие наркоторговли и финансирование террористических организаций по всему миру (Незаконный оборот наркотиков …, URL: http://centerpolit.ru/content.php?id=62).
Распространенность наркотизма в среде подростков и молодежи достигли уровня, угрожающего национальной безопасности России. Согласно данным Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5–8 раз превышает аналогичные показатели в странах Европы, а в отдельных странах – в 20 раз. И пока не наблюдается тенденции к снижению этих показателей (Коновалов, 2011).
По приблизительным оценкам, в России около 3 млн. человек регулярно употребляют наркосодержащие средства, до 6,5 млн. человек употребляют их эпизодически, и порядка 18 млн. человек – хоть раз пробовали наркотики. Большая часть – две трети потребителей – это подростки и юноши в возрасте 14–30 лет. Подавляющее большинство наркоманов живет не более 3–5 лет после первого приема наркотика. Только 10% наркоманов доживают до 30-летнего возраста. Причиной смерти становятся передозировка наркотика и болезни (например, сепсис – заражение крови), развившиеся на фоне сниженного иммунитета (Подросток-наркоман …, URL: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html). Наркологическую диспансеризацию проходят только до 10% наркоманов, и лишь 1% из них удается реабилитировать, у остальных происходит рецидив, которому они не могут противостоять. По официальным данным ФСКН РФ 80% уличных преступлений совершается с целью добыть средства на очередную дозу наркотика.
Наркопотребление влияет на экономическое благополучие страны. Так, ежедневно 8 млн. российских наркопотребителей тратят на наркотики 4,5 миллиарда рублей и тем самым выводят из ВВП страны до полутора триллионов рублей ежегодно, что в полтора раза выше бюджета министерства обороны и в 3,5 раза – бюджета министерства здравоохранения. Реальный ежегодный ущерб экономике страны составляет, как минимум, 4 триллиона рублей (ФСКН: РФ тратит на борьбу с наркопреступностью …, URL: https://ria.ru/economy/20141201/1035995999.html).
Современные масштабы наркотизации свидетельствуют о развитии наркоиндустрии, которая в структуре теневого сектора экономики страны занимает самостоятельную сферу. Здесь важно учитывать, что масштабность проблемы теневой экономики с достаточной степенью точности охарактеризовать сложно, но по разным оценкам ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает 50% и больше. В условиях экономического кризиса весьма ощутимы цифры, отражающие суммарные бюджетные затраты на привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей и содержание их в местах лишения свободы, – на 100 тысяч наркоманов тратится 96 миллиардов рублей ежегодно. В сравнении: стоимость контракта на поставку в Россию двух известных французских вертолетоносцев «Мистраль» составила 1,2 миллиарда евро (76,8 миллиарда рублей).
Наркоситуация в регионах тоже неутешительна. Так, в Кабардино-Балкарской республике (КБР) число лиц, эпизодически употребляющих наркотики, из года в год растет – за последние три года на 46% (Профилактика наркомании …, URL: http://www.kspkbr.ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr). На профилактическом учете в МВД республики состоит 1244 человека с наркотической зависимостью (В КБР формируется база …, URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-baza-narkologicheskih-bolnyh-6983). Более 80% наркоманов употребляют опийный мак, который завозится из-за границы сотнями тысяч тонн – судами через Новороссийск. Основные поставщики «грязного» мака: Турция и Голландия (Кабардино-Балкария: планы создать …, URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260).
Эксперты выражают уверенность в том, что уровень потребления наркотиков угрожает генофонду нации, если 5% населения страны употребляют наркотики. А как узнать, в какой степени мы близки к этой границе, и что готовит нам день грядущий? Ведь серьезный мониторинг наркоситуации практически отсутствует, это дорогое занятие. Однако это выбор между «за» и «против» жизни.
Возникновение новых вызовов и угроз, связанных с активизацией деятельности преступности, усиление терроризма, экстремизма, появление новых видов наркотических средств и психотропных веществ, устойчивое сокращение численности населения России вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков обусловили необходимость принятия «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». В ней констатируется, что современная наркоситуация в России представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения (Стратегия государственной антинаркотической …, URL: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf). На государственную программу реабилитации наркозависимых до 2020 года планируется потратить 175 млрд. рублей (Шокирующая статистика …, URL: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что нарушение процесса адаптации, связанное с употреблением наркотиков, является одной из наиболее глобальных проблем, стоящих перед российским обществом.
Девиантное поведение является предметом исследований не только психологии, но и других областей знания, в том числе социологии, педагогики, антропологии, философии, медицины, криминологии и др. Это значит, что понятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер. Изучению различных аспектов проблемы посвящены труды Я.И. Гилинского (Гилинский, 2004); А.А. Реана (Реан, 2001, 2008, 2015), В.С. Собкина (Собкин, 2005, 2015), С.Н. Ениколопова (Ениколопов, 1999), Е.В. Змановской (Змановская, 2008), Д.И. Фельдштейна (Фельдштейн, 2012), Л.Б. Шнейдера (Шнейдер, 2005), А.Д. Висловой (Вислова, 2009) и др. В них отмечается многогранность данной проблемы и распространенность различных форм девиаций в подростковой среде.
И.С. Кон определяет девиантное поведение как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (Кон, 1989). Е.В. Змановская рассматривает девиантность как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Змановская, 2008).
Для более глубокого понимания сущности девиантного поведения необходимо обратиться к категории «норма», понимаемой Я.И. Гилинским как совокупность требований и ожиданий, предъявляемых обществом к своим членам с целью регуляции их деятельности и отношений. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Гилинский, 2004). Если кратко, то под нормой принято понимать нечто среднее и устоявшееся (Братусь, 1988).
Девиантное поведение, особенно связанное с наркоманическим «дебютом», приходится на подростковый возраст. Закономерности развития личности, разработанные ведущими учеными отечественной психологической науки (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) представляют особую значимость при изучении проблем, обусловливающих девиантную адаптацию и нарушение поведения в подростковом возрасте.
Известно, что подростковый этап развития характеризуется неустойчивостью и изменчивостью, поэтому может выступать тем фактором, который способствует формированию девиантных моделей поведения. К началу подросткового возраста складывается специфическая для данного периода система отношений между подростком и окружающей его средой (Эльконин, 2007; Обухова, 2006). Так, несмотря на то, что подросток стремится быть взрослым, большую часть времени он проводит в детском обществе, т.е. обществе своих сверстников (Выготский, 1984).
Основные причины, провоцирующие девиантное поведение подростков, связываются не только с трудностями переходного возраста (Фельдштейн, 2012; Вислова, 2001, 2009), но и с дисгармоничностью личности, нарушением процесса ее развития, акцентуацией характера (Братусь,1988; Личко, 1991; Реан, 2001). Исследования А.А. Реана показывают, что для девиантной личности характерна неадекватная самооценка. Кроме того, в профиле ее характера присутствуют несколько пиков дисгармоничности и ее социальные отношения отличаются высокой степенью конфликтности (Реан, 2001).
Отмечается также противоречивость функционирования механизмов социального контроля в подростковом возрасте. С одной стороны, у подростков уже не наблюдаются прежнее послушание и демонстрация внешне одобряемых стратегий поведения, а с другой стороны, новые стратегии, основанные на самоконтроле и самодисциплине, еще недостаточно сформировались (Личко,1991; Шнейдер, 2005).
В.С. Собкин подчеркивает важную особенность подросткового возраста. Наряду с нигилизмом и максимализмом, подростку присуще стремление к независимости. Он воспринимает протестные формы поведения как способы проявления взрослости. Существует риск, что «желание выразить протест способно оказать влияние на принятие девиантных форм поведения, трансформируя само отношение подростка к насилию» (Собкин, 2004; 2013).
Факторами, существенно влияющими на становление девиантной личности, являются учебные трудности, травмогенный опыт, включенность в группу с девиантными установками. Л.Б. Шнейдер указывает на то, что девиантная группа не только облегчает совершение девиантных действий, но и обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение таких действий (Шнейдер, 2005).
В ряду факторов, поддерживающих дезадаптивное и девиантное поведение подростка, особое место занимает психологическая атмосфера в семье. В качестве характерных особенностей семейного воспитания, оказывающих негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации и обусловливающих девиантное поведение подростков, выделяются отсутствие эмоциональной близости, нарушения в области детско-родительских отношений, а также неэффективные стили родительства – гипо-, гиперпротекция (Карабанова, 2014 и др.)
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной литературе. Интерес представляют работы современных зарубежных исследователей различных аспектов подростковой наркомании (Westman, 1970; Scarpitti, Datesman, 1980; Baldeh, Binka, 1988; Johnson et аl., 1989; Blume, 1989; Brook et аl., 1989; Bauman, Ennet, 1996; Feigelman et аl., 1990; Fetro et аl., 2001; Boys et аl., 2001). Обобщая результаты проведенного исследования, Р. Харре делает вывод о том, что для понимания механизмов девиантного поведения необходимо учитывать социально-психологический статус человека и его социальное положение (Harre, 1977).
Девиантное поведение не всегда бывает негативно отклоняющимся от нормы. В зарубежной литературе встречается термин «позитивные девианты» (Sternin, Choo, 2000). К данной категории относят людей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, и которым удалось стать успешными, вопреки сложившимся стереотипам. Многочисленные наблюдения показали, что молодые люди из проблемных семей способны находить выход из сложных жизненных ситуаций, благодаря неординарным действиям, и стать успешными, даже если они не смогли в своей семье приобрести навыки позитивного поведения (Positive Deviance Initiative).
Первые упоминания о позитивной девиации были сделаны в выводах участников проекта по спасению вьетнамских детей в конце прошлого столетия. Было обнаружено, как нетипичное отношение родителей к питанию детей в условиях массового голода способствовало поддержанию здоровья на оптимальном уровне (Sternin & Sternin, Pascale, 2010). Позитивная девиация является скорее исключением, чем правилом. В реальной жизни значительные проблемы связаны с распространенностью негативных девиаций.
Анализ литературы показал, что научные представления о моделях нормативного и девиантного (отклоняющегося) поведения отражены во множестве работ как зарубежных, так и отечественных ученых. Существующие научно-теоретические подходы расширяют представления о феномене, однако не позволяют выработать единый взгляд на проблему. В большинстве работ представлены отдельные вопросы девиантной адаптации и наркомании, однако в целом степень научной разработанности проблемы не может быть охарактеризована как достаточная. Недостаточно освещены особенности влияния наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде, на приобщение к наркотикам, мало изучены факторы, обусловливающие принятие решения «за» или «против» употребления наркотиков в подростковом возрасте.
Не претендуя на полноту рассмотрения проблем девиантной адаптации, мы предприняли попытку изучения некоторых факторов, обуславливающих прием наркотических веществ.
Анализ девиантной адаптации осуществляется нами с опорой на более распространенное понятие «девиантное поведение». Девиантное поведение рассматривается как модель нарушения процесса адаптации, поступки (или готовность к их совершению), противоречащие общепринятым культурно-нравственным ценностям, социально-психологическим и правовым нормам, в том числе злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (Вислова, 2001). Во времена нестабильной обстановки в обществе повышается риск девиантной социальной адаптации молодежи с использованием наркотически действующих веществ. Повышенному риску наркотизации подвергаются подростки старшего возраста (14–18 лет).
Исследования, проводившиеся в данном направлении, дают основания полагать, что информация о наркотических веществах является инициирующей дезадаптацию и формирование девиантного поведения. Наркогенная информация – это сообщение о наркотических и других психоактивных веществах, об их свойствах вызывать необычно приятные психические ощущения, о технологии изготовления и использования таких веществ, а также уверения в безопасности малых доз и возможности в любой момент прекратить их прием («соскочить») (Вислова, 2009).
Цель исследования: изучение факторов риска девиантной адаптации, связанной с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ в ситуации риска.
Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам и формирования девиантной адаптации.
Выборка. В исследовании участвовали 34 активных наркомана в возрасте 20– 29 лет, состоящие на наркологическом учете в г. Нальчик.
Методы исследования. Для целей данного исследования была разработана анкета. Вопросы анкеты направлены на установление уровня знаний испытуемых о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы, выяснение их представлений о частоте потребления наркотиков, вызывающей зависимость, а также о возможности отказа от наркотиков после начала их потребления. Интерес представляли вопросы, касающиеся наличия наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать наркотик и наркоманическим дебютом.
Результаты и обсуждение. Мы получили данные о том, что к моменту первого приема 46% респондентов предполагали, что наркотик – это опасное средство, к которому человек быстро привыкает и не может впоследствии отказаться от него, 33% находили его вредным веществом.
Остальные респонденты полагали, что это просто лекарство (3%), или же ничего не знали о наркотиках (8%). Результаты опроса свидетельствуют о том, что до того, как сделать первую пробу наркотиков, 79% опрошенных были осведомлены о том, что наркотики опасны для всех. Придерживались мнения о том, что они опасны только для людей со слабой волей, 8%, и столько же опрошенных не находили их опасными. Вредными только для детей их посчитали 4% (рисунок 1). Вероятность заболеть наркоманией с первой пробы допускали только 25% респондентов. Опрошенные наркоманы начинали принимать наркотики в подростковом возрасте, когда притягательным является поиск стимулов, создающих гедонистический риск.
Рис. 1. Осведомленность об опасности наркотиков к моменту приобщения к ним подростков
Очевидно, этим можно объяснить низкий показатель предполагаемой опасности одной пробы среди наркоманов.
Подавляющее большинство (83%) опрошенных были осведомлены о том, что наркомания – это болезнь, вызванная употреблением наркотиков. Другие расценивали наркоманию как плохую привычку.
Угрозу возникновения наркомании с 2–5 проб отмечали 33%, в то время как остальные были убеждены, что для этого необходимо принимать наркотики продолжительное время. На вопрос о том, легко ли отказаться от наркотиков, полученные ответы распределились следующим образом: «трудно» – 29%; «легко людям с сильной волей» – 29%; «если человек начал употреблять недавно, то легко» – 21%; «кому-то легко, а кому-то сложно» – 17%.
Почти половина опрошенных (46%) предполагали, что можно перестать употреблять наркотики, если только захотеть. 13% респондентов были убеждены в том, что нужно о них не думать и не видеть, а 38% видели решение проблемы в обращении к врачу (см. рис. 2). Здесь уместно подчеркнуть, что опрос проводился в наркологическом кабинете, и данное обстоятельство могло отразиться на ответах относительно роли врача.
Рис. 2. Информированность о наркомании и оценка вероятности ее решения
До начала употребления наркотиков 96% респондентов лично знали наркоманов. Как следует из опроса, наркоманы являлись частью ближайшего окружения потенциальных потребителей наркотиков, а не героями кино-или видеофильмов, хотя роль последних довольно значительна. 75% опрошенных отмечают, что к началу потребления наркотиков они имели наркоманов среди старших знакомых и ровесников, 13% – среди родственников, 8% – среди знакомых взрослых.
До начала приема наркотиков активные наркоманы испытывали к наркозависимым разные чувства: жалость (38%), не завидовали им (25%), проявляли безразличное отношение (21%), находили их неприятными (17%) (см. рис. 3). Привлекает внимание то обстоятельство, что абсолютное большинство респондентов (75%) оценивали наркоманов как больных и неухоженных людей с бледными лицами. Только 21% опрошенных считали их обычными людьми, не находя в них ничего примечательного.
Рис. 3. Наличие наркоманов в ближайшем окружении и отношение к ним
33% респондентов полагали, что наркотики они употребляли потому, что раз начав, не могли бросить. Основной причиной наркомании считали отсутствие значимого занятия и интереса к жизни 29% и 21% опрошенных соответственно. Ничего не знали о причинах 8%. От первого предложения попробовать наркотики не отказались 58% опрошенных, воздержались от приема 3%. Можно предположить, что информация о наркотиках и наркоманах, которой владели испытуемые, была односторонней, поэтому не предотвратила соблазн попробовать наркотик.
Примечательным, на наш взгляд, является то, что 67% данной группы наркоманов не собирались когда-либо пробовать наркотики, 17% были в этом уверены и столько же (17%) хотели попробовать при условии, что об этом никто не узнает. Ведущим мотивом первой пробы наркотика подавляющее большинство (88%) назвало желание удовлетворить любопытство относительно действия наркотического вещества, немногие (8%) – желание почувствовать себя взрослым, крайне мало (4%) – избавление от скуки (см. рис. 4).
Рис. 4. Риски приобщения к наркотикам
Информация о наркотиках, наркомании и наркоманах идет из многих источников: это и учителя, и родители, и друзья, просто знакомые, видеофильмы, телепередачи.
Основная часть опрошенных (83%) обсуждала вопросы о наркотиках и наркоманах с друзьями. Впервые треть опрошенных (30%) получили информацию о наркотиках из телепередач, кино-и видеофильмов и четверть (25%) – от друзей. Первую информацию от родителей не получал никто, хотя некоторые (8%) подтверждают, что изредка говорили с родителями о данных проблемах. Разговоры о наркотиках и наркоманах не вызывали ни у кого чувства страха. Одним они были неприятны (38%), другим – интересны (33%), остальным – безразличны (25%) (см. рис. 5).
Рис. 5. Источники приобщения к наркотикам и реакция на них
На весьма значимый вопрос о том, нужно ли знать детям о наркотиках и наркоманах, получены следующие результаты: 92% считают это необходимым, 8% полагают, что делать этого не нужно. При этом 38% отмечают необходимость ведения антинаркогенной работы с детьми с 14 лет, 29% – с 7 лет, 25% – с 10 лет.
Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим веществам и формирования девиантной адаптации. Из этого следует, что в ситуации наркогенного давления среды при отсутствии у молодых людей знаний о последствиях употребления наркотиков и сформированной устойчивости перед соблазном создается высокий риск наркоманического дебюта, обусловливающего девиантную модель адаптации.
Рассмотренные причины приобщения подростков к наркотическим веществам показывают актуальность организации эффективной антинаркотической профилактики и коррекции девиантного поведения психолого-педагогическими методами. Деятельность, направленная на формирование установки на непотребление наркотически действующих веществ, предполагает учет возрастно-психологических и гендерных особенностей, ресурсов социальной адаптации подростков. Прежде всего, профилактическая и коррекционная работа должна быть направлена на активизацию самосознания подростков и мотивацию их на здоровый образ жизни.
Результаты исследования девиантности подростков служат веским аргументом для организации интенсивной профилактической работы. В ряде зарубежных и отечественных исследований раскрываются вопросы профилактики различных форм девиантного поведения, анализируются оптимальные стратегии и практики его преодоления (Wenter et аl., 2002; Wragg, 1984; Nurco, Balter, 1990; Jyson, 1999; Perry, 1987; Lee, 1996; Gerardo, 1995; Кон, 1989; Личко, 1991).
Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения с учетом возрастных особенностей развития тщательно разработаны Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой и А.Г. Лидерсом. Они характеризуют коррекционную деятельность как «особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой» (Возрастно-психологический подход …, 2002, С. 68).
С точки зрения Л.Б. Шнейдер, профилактика любых форм девиантности предполагает вмешательство, как институтов социального контроля, так и отдельных граждан в решение вопросов, обусловливающих развитие отклоняющегося поведения. Выделяют три уровня профилактики: «общесоциальная профилактика» – улучшение социальных, экономических и экологических условий жизни; «специальная профилактика» – обеспечение мер безопасности, работа с подростками «группы риска», устранение причин, способствующих формированию девиантной адаптации; «индивидуальная профилактика», направленная на работу с отдельными категориями людей с учетом особенностей их развития (Шнейдер, 2005).
Одним из психолого-педагогических методов повышения устойчивости к наркотикам является здоровьесберегающая система, разработанная Г.А. Шичко. Его курс базируется на учениях И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина и других ученых в области психофизиологии. Он исключает какое-либо давление, запугивание, применение медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов или экзаменов. В соответствии с основными положениями метода Г.А. Шичко, курс строится на основе СЛОВА: услышанного, увиденного, произнесенного и написанного. Суть метода заключается в систематической работе человека над собой. Он должен самостоятельно устранить сформированную под воздействием внешней среды «запрограммированность» на нездоровый образ жизни. Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к укреплению здоровья и самосовершенствованию.
В основе метода лежит принцип доброжелательного целенаправленного воздействия на сознание человека исключительно доверительной информацией. Более глубокому восприятию информации способствуют ситуационные игры и аутотренинг (релаксация). Начинаются и заканчиваются занятия аутотренингом. Занятия по курсу строятся по принципу учебного процесса и проводятся ежедневно в течение 10 дней (не считая выходные дни), исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не превышает двух часов, с обязательным перерывом для отдыха (Метод Шичко, URL: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17).
Метод ориентирован на выработку навыков самоанализа и критического отношения к наркотически действующим веществам. Использование данного метода открывает новые возможности снижения риска развития зависимости от различных видов наркотиков. По мере расширения представлений об истинных свойствах наркотиков и осознания их негативного влияния на перспективы самоосуществления вырабатывается убежденность в необходимости придерживаться принципов здоровой жизни.
Достижению целевых показателей способствует последовательное выполнение требований. Обязательным компонентом программы является ведение специальных дневников, куда подробно записываются собственные мысли, планы и происходящее с человеком. Периодически дневник следует перечитывать и делать выводы (Что из себя представляет метод Шичко, URL: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics.of.Shichko.method.html). Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность ретроспективного анализа собственного состояния и внесения некоторых изменений в работу над собой. Для этого предлагаются методические рекомендации: описание собственной позиции по отношению к проблеме, освоение алгоритмов выполнения индивидуального плана работы над собой, анализ осуществления намеченных планов и самоотчет по мотивированным целевым установкам, оценка событий дня и формулирование замысла (решения) на завтра, а также составление и коррекция планов на перспективу (6 месяцев). Самоорганизации в данном случае помогают такие вопросы, как «В каких случаях и как поступают, что делают другие люди?»; «Зачем они это делают?»; «Что в этом плохого (хорошего)?»; «Как в этом случае поступил бы я?» и др. Освоение программы предполагает формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни и отказ от употребления интоксикантов, овладение навыками аутогенной тренировки.
Активное социальное обучение подростков социально-важным навыкам является особо значимым моментов в профилактике девиантного поведения (Карабанова, 2014). В связи с этим, нам представляется актуальным включение метода Г.А. Шичко в базовые учебные планы образовательных учреждений. Это позволит повысить антинаркотическую устойчивость детей, подростков и молодежи, оптимизировать процесс их социальной адаптации в современных условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни.
Братусь Б.С. Аномалии личности. – Москва : Мысль, 1988. – 301 с.
В КБР формируется база наркологических больных [Электронный ресурс] // Республиканское информационное агентство «Кабардино- Балкария» : сайт. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-bazanarkologicheskih-bolnyh-6983. – (дата доступа 12.05.2017).
В УФСКН России по Кабардино-Балкарской Республике подведены итоги работы за 1 квартал 2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://07.fskn.gov.ru/index.php?limitstart=22 – (дата обращения 16.07.2015).
Вислова А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения. – Нальчик : ГП КБР РПК, 2009. – 208 с.
Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков : дис. … канд. психол. наук; [МГУ им. Ломоносова]. – Москва, 2001. – 168 с.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – Москва : Академия, 2002. – 416 с.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 4. Ч. 2. – Москва, 1984. – 87 с.
Выступление В.П. Иванова на заседании Министерской конференции «Группы Помпиду», 3 ноября 2010 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://narkotiki.ru/5_6852.htm – (дата обращения 20.09.2015).
Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – Санкт-Петербург, 2004. – 520 с.
Ениколопов С.Н. Психология девиантного поведения : учеб. пособие. – Москва : Академия, 1999. – 219 с.
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2008. – 288 с.
Кабардино-Балкария: планы создать реабилитационный центр для наркоманов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260/ – (дата обращения 21.07.2015).
Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 12. – С. 295–300.
Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва : Просвещение, 1989. – 255 с.
Коновалов И.Н. Стратегия государственной антинаркотической политики: пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. –№ 2. – С. 137–139.
Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология : руководство. – Ленинград : Медицина, 1991. – 304 с.
Метод Шичко. [Электронный ресурс] // Лечение алкоголима, наркомании … : сайт. URL: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17. – (дата доступа 13.04.2018).
Наркоконтроль. РИА Новости 11. 04. 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urist-edu.ru/akts/41112/index.html – (дата обращения 23.09.2015).
Незаконный оборот наркотиков – угроза национальной безопасности России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centerpolit.ru/content.php?id=62 – (дата обращения 17.09.2015).
Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. – Москва : Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.
Подросток: нормы, риски, девиации / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова; под. ред. В.С. Собкина. – Москва : Центр социологии образования РАО, 2005. – 359 с. – (Труды по социологии образования. Т. 10. Выпуск 17).
Подросток-наркоман. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html – (дата обращения 20.09.2015).
Профилактика наркомании должна быть скоординированной. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kspkbr.ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr – (дата обращения 16.07.2015).
Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С.Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 3–19.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – С. 219–220.
Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – C. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410
Реан А.А. Психология подростка. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf – (дата обращения 30.08.2015).
Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(10). – C. 32–40. doi: 10.11621/npj.2015.0206
Тхостов А.Ш. Возможности и перспективы социальной патопсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – № 1 – С. 36–50.
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 1. – С. 3–19.
ФСКН: РФ тратит на борьбу с наркопреступностью 96 млрд. руб в год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/economy/20141201/1035995999.html – (дата обращения 23.04.2018).
Что из себя представляет метод Шичко. [Электронный ресурс] // Корни : сайт. URL: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics.of.Shichko.method.html – (дата доступа 12 апр 2018).
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – Москва : Академический проект, 2005. – 366 с.
Шокирующая статистика российской наркомании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/ – (дата обращения: 02.08.2015).
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.
Baldeh, F.S., & Binka J. (1988) Drug misuse and abuse trends in the Gambia. Alcohol, Drugs and Tobacco: Prev.and Contr. / Real. ADN Aspirat.: Proc. 35th Int. Congr. Ale. and Drug Depend. Oslo, 31 July 6 Aug., 34.
Blume, Sh.B. (1989) Dual diagnosis: Psychoactive substance dependence and the personality disorders. J. Psychoact. Drugs, 21(2), 139–144. doi: 10.1080/02791072.1989.10472153
Boys, A., Marsden J., & Strang J. (2001) Understanding reasons for drug use amongst young people: a functional perspective. Health. Educ. Res., 16 (4), 457–469. doi: 10.1093/her/16.4.457
Brook, J.S., Nomura, C., & Cohen, P. (1989) A network of influences on adolescent drug involvement: Neighborhood, school, peer, and family. Genet. Soc. and Gen. Psychol. Monogr, 115(1), 123–145.
Feigelman, W., Hyman, M.M., Amann, K., & Feigelman, B. (1990) Correlates of persisting drug use among former youth multiple drug abuse patients. J. Psychoact. Drugs, 22(1), 63–75. doi: 10.1080/02791072.1990.10472198
Fetro, J.V., Coyle, K.K., & Pham, P. (2001) Health risk behaviors among middle school students in a large majority-minority school district. J. Sch. Health. Jan., 71(1), 30–37. doi: 10.1111/j.1746-1561.2001.tb06486.x
Gerardo, M. Gonzalez. Drug Education in Bolivian Schools: a Feasibility Study for Cross-Cultural Application of a Preventive Curricular Unit (1995) International review of education, 41(6), 439–459. doi: 10.1007/BF01263140
Harre, R. (1997) The orthogenetic approach: Theory and practice. Experimental social psychology. NY.; L., 10, 283–314.
Johnson, S., Leonard, K.E., & Jakob, T. (1989) Drinking styles and drug use in children of alcoholics, depressives and controls. J. Stud. Alcohol, 50(5), 427–431. doi: 10.15288/jsa.1989.50.427
Jyson, Harriet (1999) A Load off the Teachers’ Backs. Coordinated School Health Programs. Phi Delta Kappan, 80(5), 1–8.
Lee, J. (1996) TACADE: educating for health. Manchester, 21.
Life skills training (1989) Promoting health and personal development. Teachers manual.
Nurco, D.N., & Balter, M.B. (1990) A plan aimed at the prevention and treatment of drug dependence. Drug and Alc. Depend, 50, 193–197. doi: 10.1016/0376-8716(90)90063-K
Bauman, K.E., & Ennet, S.T. (1966) On the importance for the adolescent drug use: commonly neglected considerations. Addictions.
Pascale, Sternin & Sternin (2010) The Power of Positive Deviance: How Unlikely Innovators Solve the World’s Toughest Problems, Harvard Business Press. Print, 231.
Perry, C.L. (1987) Results of prevention programs with adolescents. Drug and Alc. Depend, 20(1), 13–19. doi: 10.1016/0376-8716(87)90071-8
Scarpitti, F., & Datesman, S. (1980) Drugs and the Youth Culture. London.
Sternin, J., & Choo, R. (2000) The power of positive deviancy. Harvard Business Review, January-February, 14–15.
Wenter, D.L., Ennett, S.T., Ribisl, K.M., Vincus, A.A., Rohrbach, L., Ringwalt, C.L., & Jones, S.M. (2002) Comprehensiveness of substance use prevention programs in U.S. middle schools. J. Adolesc. Health. Jun, 30(6), 455–462. doi: 10.1016/S1054-139X(02)00346-4
Westman, W. (1970) The drug epidemic: what it mean and how to combat it. Dial Press, 239.
Wragg, J. (1984) Ideas for drug and alcohol education for students in years 5–8. N.S.W.Вислова А.Д.Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики. // Национальный психологический журнал. 2018. № 2. c.102-112. doi: 10.11621/npj.2018.0211
Скопировано в буфер обмена
Скопировать