ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты

Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты

Скачать в формате PDF

Поступила: 24.01.2018

Принята к публикации: 10.02.2018

Дата публикации в журнале: 30.03.2018

Страницы: 63-76

DOI: 10.11621/npj.2018.0106

Ключевые слова: современный подросток; дополнительное образование школьников; платные занятия; мотивационная направленность; мотивация; учебная деятельность; демографические и социально-стратификационные факторы

Доступно в on-line версии с: 30.03.2018

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Калашникова Е. А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты. // Национальный психологический журнал 2018. № 1. c.63-76. doi: 10.11621/npj.2018.0106

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2018

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Калашникова Екатерина Александровна Российская академия образования

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Исследование отношения учащихся основной и старшей школы к системе дополнительного образования имеет принципиальное значение, поскольку именно в системе дополнительного образования подросток пытается осуществить особые «культурные пробы», позволяющие ему получить обратную социальную реакцию относительно своей личностной успешности, успешности как субъекта деятельности.

Цели исследования. Определение влияния возрастных, социально-демографических факторов на включенность подростков в систему дополнительного образования. Характеристика мотивов, определяющих занятия учащихся основной и старшей школы в кружках, студиях, секциях. Исследование влияния включенности учащихся в систему дополнительного образования на их учебную деятельность.

Описание хода исследования. В статье приведены результаты исследования, проведенного сотрудниками Центра социологии образования «ИУО РАО» в октябре-ноябре 2017 года среди 11803 учащихся 7–11-х классов Ленинградской области. Рассматриваются вопросы, касающиеся охвата учащихся системой дополнительного образования, платности/бесплатности занятий школьников в различных кружках, студиях, секциях, предпочтения различных направлений занятий, своеобразия мотивов, обуславливающих интерес к разным видам дополнительных занятий, влияния дополнительных занятий на учебную деятельность (академическая успешность, статус ученика в классе, особенности мотивов учебной деятельности).

Результаты исследования. В системе дополнительного образования занимается каждый второй учащийся основной и старшей школы. Установлено, что на включенность в систему дополнительного образования влияют образовательный статус и материальное положение родителей учащегося. Влияние макропоказателей (поселенческий фактор) проявляется в предпочтениях, как направлений занятий, так и стратегии оплаты предоставляемых образовательных услуг. Среди основных мотивов посещения занятий указываются расширение кругозора, оценка своих возможностей и способностей.

Выводы. Наиболее важным мотивом, обуславливающим интерес подростков к разным видам занятий в системе дополнительного образования, является восполнение недостатка знаний, получаемых в школе. Включенность учащихся в систему дополнительного образования задает и своеобразный позитивный вектор развития субъекта учебной деятельности.

 
Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Калашникова Е. А.Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты. // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. c.63-76. doi: 10.11621/npj.2018.0106

Скопировано в буфер обмена

Скопировать