ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников

Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.01.2018

Принята к публикации: 30.01.2018

Дата публикации в журнале: 30.03.2018

Страницы: 38-49

DOI: 10.11621/npj.2018.0104

Ключевые слова: идентичность; личность; профессиональная идентичность; подростки; развитие подростков; развитие идентичности; идентичность эго

Доступно в on-line версии с: 30.03.2018

Для цитирования статьи:

Рождественская Н.А., Можаровский И.Л., Макарян В.В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников. // Национальный психологический журнал 2018. № 1. c.38-49. doi: 10.11621/npj.2018.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2018

Рождественская Н.А. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Можаровский Игорь Львович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Макарян Вероника Венеровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с изменениями, произошедшими в последние десятилетия на рынке труда, перед психологами поставлена научно-практическая задача совершенствования профориентационной работы со старшеклассниками за счет создания новых программ развития у них личностной и профессиональной идентичности.

Цель исследования. На основе эпигенетической теории развития обобщить и систематизировать теоретические и эмпирические исследования личностной и профессиональной идентичности у подростков 15–16 лет, установить новые эмпирические факты, проверить уже полученные результаты и разработать практические рекомендации по совершенствованию профориентационного консультирования старшеклассников.

Описание хода исследования. Исследовались некоторые особенности связи личностной и профессиональной идентичности старшеклассников в возрасте 15–16 лет. Прежде всего, была изучена связь личностной идентичности с возрастом. В ходе исследования применялись такие методики, как «Методика изучения личностной идентичности Д. Марсиа» в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой» и «Методика профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова». Методики были розданы 158 респондентам, к обработке оказались пригодными анкеты, заполненные 132 респондентами.

Гипотезы и основные результаты исследования. Нами были выдвинут ряд гипотез. 1. Уровень развития личностной идентичности значимо связан с возрастом старшеклассников – по этому параметру 16-летние десятиклассники превосходят 15-летних девятиклассников. Между возрастными группами установлены значимые различия (р=0,048), т.о. гипотеза подтвердилась. 2. У большинства 15-летних девятиклассников (63,3%) и 16-летних десятиклассников (62,2%), обучающихся в московских школах, профессиональная идентичность имеет статус моратория. Гипотеза подтверждена. 3. В возрасте 15–16 лет динамика профессиональной идентичности отсутствует. Гипотеза подтверждена – установлено, что различия между подростками 15 и 16 лет по этому параметру статистически не значимы (р=0,993). 4. Уровень развития личностной и профессиональной идентичности выше у девушек, чем у юношей. Гипотеза не подтвердилась – различия между девушками и юношами в обоих случаях не значимы (р=0,122), (р=0,928).

Выводы. В результате обобщения теоретических и эмпирических данных предложен авторский подход к совершенствованию профориентационной работы со старшеклассниками.

 
Для цитирования статьи:

Рождественская Н.А., Можаровский И.Л., Макарян В.В.Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников. // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. c.38-49. doi: 10.11621/npj.2018.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать