ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства

Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.07.2017

Принята к публикации: 10.12.2017

Дата публикации в журнале: 30.03.2018

Страницы: 30-37

DOI: 10.11621/npj.2018.0103

Ключевые слова: психология родительства; детство; родительство как социокультурный феномен; мотивация родительства; Десятилетие детства

Доступно в on-line версии с: 30.03.2018

Для цитирования статьи:

Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства. // Национальный психологический журнал 2018. № 1. c.30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2018

Семенова Лидия Эдуардовна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

Серебрякова Татьяна Александровна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

Князева Елена Викторовна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к детству как периоду жизни человека и к детям как полноправным членам общества обусловлен негативными трансформациями социокультурной ситуации развития нашего общества, которые мы наблюдаем с 70–80-х годов XX столетия и по сегодняшний день.

Цель публикации – описание экспериментальной программы изучения и оптимизации мотивации родительства как личностного образования. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы формулируем предположение об объективной зависимости мотивации родительства от системы ценностных ориентаций и установок субъекта, в том числе, – осознанной потребности в воспитании детей.

Описание хода исследования Первым этапом исследования стал анализ работ зарубежных и отечественных ученых в области психологии родительства, позволивший сформулировать гипотезу исследования и спроектировать программу его экспериментальной части. Второй этап – реализация программы экспериментального исследования. Респондентами в данном исследовании выступили юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет.

Результаты исследования Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе исследования, показал, что ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов. Центральным же мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от малыша любви.

Выводы Проведенное исследование показало, что у девушек и юношей, принявших в нем участие, мотивация родительства сформирована. Подтвердились и гипотезы об отличительных особенностях мотивации родительства на этапах ранней и поздней юности, а также гипотеза о гендерной специфике мотивации родительства. Вместе с тем, осуществленный нами качественный анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о максимальной выраженности эмоционального компонента мотивации родительства. Когнитивный же компонент, объективно обусловливающий устойчивость мотивации, выражен слабо. Для развития мотивации родительства как личностного образования нами была разработана развивающая программа, направленная на гармонизацию процесса развития как эмоционального, так и когнитивного компонента мотивации родительства.


 
Для цитирования статьи:

Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В.Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства. // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. c.30-37. doi: 10.11621/npj.2018.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать