Поступила: 09.03.2017
Принята к публикации: 22.05.2017
Дата публикации в журнале: 01.01.2018
Страницы: 129-138
DOI: 10.11621/npj.2017.0413
Ключевые слова: девиантное поведение детей и подростков; подростки; эмоциональные переживания; психолого-педагогическое сопровождение
Доступно в on-line версии с: 01.01.2018
Белобрыкина О. А., Лимонченко Р. А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. // Национальный психологический журнал 2017. № 4. c.129-138. doi: 10.11621/npj.2017.0413
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность тематики статьи. Специфика индивидуально-личностных характеристик подростков с отклоняющимся поведением определили актуальность и новизну исследования, цель которого состояла в выявлении особенностей эмоционального переживания конкретных психологических проблем девиантными подростками.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что переживание подростками с отклоняющимся поведением психологических проблем (связанных с будущим, со школой, с общением со сверстниками, с самим собой, с проведением досуга, со здоровьем, с развитием общества) будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением.
Описание хода исследования. В качестве основной исследовательской процедуры избрана диагностическая методика «Психологические проблемы подростков» (Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская). К исследованию привлечено 50 испытуемых из числа учащихся общеобразовательной школы, дифференцированных на две группы по показателю типа поведения. В первую группу вошли 25 испытуемых, характеризующихся частыми поведенческими нарушениями, во вторую – 25 испытуемых с социально приемлемым поведением. Сравниваемые группы унифицированы по показателям возраста (14–16 лет) и половой принадлежности (лица мужского пола).
Результаты исследования. Анализ данных показал, что у подростков с поведенческими нарушениями средние показатели значительно выше (кроме шкалы «проблемы, связанные с развитием общества»), чем у подростков с социально-приемлемым поведением. На уровне выраженной статистической тенденции зафиксированы различия в переживании подростков с поведенческими нарушениями проблем, связанных с развитием общества (р≤0,016) и родительским домом (р≤0,023).
Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания девиантными подростками отдельных психологических проблем отличаются от таковых, свойственных их сверстникам с социально приемлемым поведением. Выявленные различия указывают на необходимость своевременной разработки мер социально психологической превенции эмоциональной дестабилизации и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития. На основе полученных результатов разработан и проходит апробацию формирующий эксперимент, направленный на амплификацию переживаний подростков с девиантным поведением.
Переживание – одна из самых уникальных способностей человека. Переживается все, начиная от межличностных отношений и заканчивая общественными событиями. Именно социальные явления, а точнее, происходящие в структуре и функционировании общества изменения (в частности, возрастающая экономическая нестабильность, формализация отношений, дестабилизация системы и содержания ценностей, информационное насилие и т.п.) обусловливают актуальность исследования переживаний, особенно в подростковый возраст – период активного социокультурного развития.
Впервые к рассмотрению переживания, как психологического феномена, обратились В. Дильтей и Н.Я. Грот в конце XIX века. Позже оно стало предметом исследования в психоанализе, гуманистической и трансперсональной психологии (Дорохова, 2016). Особое внимание изучению категории переживания в отечественной психологии уделяли Л.С. Выготский (Выготский, 1984), С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 2003), Ф.Е. Василюк (Василюк, 1984). Так, С.Л. Рубинштейн считал, что непосредственное переживание – это субъективное отношение человека к окружающему миру. Это отношение всегда выражается в виде эмоций – неопредмеченных, связанных с органическими потребностями и, как правило, неосознаваемых предметных чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных и иных, обобщенных или мировоззренческих (Рубинштейн, 2003). Вводя параметр культуры в качестве основополагающего вектора развития, Л.С. Выготский обозначает переживание в качестве наиболее значимой, далее неделимой единицы целостности внутреннего мира человека. В онтогенезе через отношение ребенка к другим складываются специфичные чувства к самому себе, а через них проявляются потребности и ценности. Эти чувства определяют кризисные этапы развития, поэтому, как отмечал Л.С. Выготский, невозможно рассматривать влияние среды на ребенка без его отношения к ней (Выготский, 1984).
В настоящее время, кроме традиционного понимания переживания как эмоции, его все чаще рассматривают как процесс установления «смыслового соответствия между сознанием и бытием» (Василюк, 1984, С. 30). Введение такого понимания феномена переживания было необходимо в практических целях для того, чтобы показать, что в кризисных ситуациях отношение к себе и среде можно не только констатировать, но и изменять, реконструировать. По мнению И.П. Чередниченко, переживание, как составляющая эмоциональной сферы, связано с социальным пространством (с эмоциогенными внешними событиями), а как процесс – с экзистенциональным пространством (направленным на познание подлинного «Я», часто сопровождаемым страхом, скукой, отчаянием или иными чувствами, в комплекс которых они входят) (Чередниченко, 2010). Присутствие обоих видов переживания в жизни человека обеспечивают его социализацию-индивидуализацию (Пронина, 2010) и «более полное восприятие жизни и погружение в нее» (Чередниченко, 2010, С. 194). Так как в период кризиса подросткового возраста происходит кардинальное изменение потребностей, ценностей и мировоззрения в целом, то особое протекание приобретают и переживания.
Одним из первых зарубежных психологов, обратившим внимание на изменение эмоционального реагирование подростка на окружающее, был Э. Шпрангер (Выготский, 1984). Он отмечал возникновение рефлексии в подростковый период и способности осознания своей индивидуальности, связанное, по замечанию Л.С. Выготского, с образованием новых отношений между психическими функциями. «Мир внутренних переживаний, закрытый от ребенка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления» (Выготский, 1984, С. 65). В это же время у подростка появляются новые интересы: эгодоминанты – преобладающий интерес к самому себе; дали – установки на обширные масштабы интересов, субъективно более приемлемые, по сравнению с текущими; усилия – сопротивление и протест против воспитательных воздействий; романтика – стремление к социальному героизму. Также наблюдаются резкие колебания настроения, стремление к одиночеству и самоизоляции, общее беспокойство, преобладание негативных переживаний (угнетенности, подавленности, тоски). В целом, как отмечал Л.С. Выготский, подростковый возраст можно охарактеризовать как «годы усиленного ломания головы над проблемами жизни» (Выготский, 1984, С. 62).
С развитием рефлексии и активного самоанализа внутреннего мира в подростковом возрасте изменяется характер переживания психологических проблем. Отдельные исследования выявили высокую озабоченность подростков своим будущим (в т.ч. выбором профессии), отношениями с родителями и со сверстниками, школьными проблемами. Так, в исследовании Л.А. Регуш определены различия в степени переживания разных проблем подростками в зависимости от пола. В частности, обнаружено, что мальчики больше переживают взаимоотношения с противоположным полом, а девочки – школьные неудачи. Мотив самоутверждения среди сверстников у большинства подростков в школе является более значимым, чем познавательный. Подростки с негативным самоотношением в межличностных отношениях выражают свои отрицательные переживания посредством повышенной конфликтности, снижением адаптации к эмоциогенным ситуациям (Регуш, 2009). На интенсивность переживания психологических проблем подростками оказывают влияние социальные условия их развития. По сравнению со сверстниками «образца» 2002 года, современные подростки более озабочены проблемами здоровья и жизни общества, наименее актуальными для них стали проблемы взаимоотношений с родителями и сверстниками. Наблюдаются особенности переживания проблем подростками в зависимости от типа школы, в которой они учатся (гимназия, частная, общеобразовательная или сельская школа) (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская, 2012). По данным исследования З.К. Селивановой среди подростков в последние годы выявлено усиление прагматизма в выборе профессии, рост «мизантропических … агрессивных настроений» (Селиванова, 2013, С. 94) и более выраженное стремление к материальному достатку, в связи с чем отмечается рост престижа «доходных» профессий. Негативную оценку качественного изменения переживания современных подростков дают А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых из-за их низкой рефлексивности. Они отмечают, что «если школьники конца 50-х обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, то у подростков 80-х она оказывается слабо выраженной, а у современных подростков практически не выявляется» (Прихожан, Толстых, 2011, С. 20). У них отсутствует потребность размышления о себе, самоуглубления, стремления к одиночеству из-за возрастания потребности утверждения своего уникального «Я», доминирования «зрелищного общения» (Прихожан, Толстых, 2011, С. 22).
Абрисный анализ исследований показал, что интенсивность переживания психологических проблем подростками зависит от пола, самоотношения (Регуш, 2009), типа школы, в которой они обучаются (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская, 2012), от социальной среды (макро- и микро), в которой происходит их жизнедеятельность в целом (Селиванова, 2013; Jacobs, Vernon, Eccles, 2004; Dryman, Gardner, Weeks, Heimberg, 2016; Koshenova, 2016), от уровня развитости рефлексии (Прихожан, Толстых, 2011; Kõiv, 2016), степени сформированности эмоциональной компетентности (Denham, 2006; Gutiérrez-García, Calvo, 2017) и пр. Вместе с тем, несмотря на достаточную изученность содержания и валентности переживаний, свойственных ребенку в период подросткового возраста, недостаточно внимания уделено особенностям переживаний подростков с поведенческими нарушениями.
Следует отметить, что распространенность девиантных форм поведения среди детей и подростков в настоящее время становится поистине национальной проблемой (Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Koshenova, 2016).
В ряде исследований выявлена специфика индивидуально-личностных характеристик подростков с отклоняющимся поведением, в том числе особенности их эмоционального развития. В частности, показано, что у девиантных подростков снижена способность к рефлексии и недостаточно выражены регуляторные функции (Буторина, Макаров, Буторин, 2002; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Kenny, Blacker, Allerton, 2014; Milojević, Dimitrijević, 2014; Kenchadze, 2015; Шнейдер, 2016;). Им свойственны искаженные формы идентификации (личностной, социальной, телесной, гендерной), коммуникативной направленности и мотивационно-ценностной структуры, неадекватная самооценка (Ясная, 2013; Белобрыкина, Белобрыкина, 2014; Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Sanches, Gouveia- Pereira, Marôco, Gomes, Roncon, 2016; Berger, Keshet, Gilboa-Schechtman, 2017; Cutrín, Gómez-Fraguela, Maneiro, Sobral, 2017), эмоциональное недоразвитие – они менее эмпатичны (Ashraf, Khalid, Ahmed, 2014; Kiverstein, 2015; Morrison, Mateen, Brozovich, Zaki, Goldin, Heimberg, Gross, 2016; Лимонченко, Белобрыкина, 2015), у них слабее проявляется субъективное переживание одиночества и альтруистическая направленность, более выражена алекситимическая тенденция, агрессивность (Bassett, Beagan, Ristovski- Slijepcevic, Chapman, 2008; Milojević, Dimitrijević, 2014; Kenchadze, 2015; Kõiv, 2016; Лимонченко, Белобрыкина, 2015). Эти отличия определяют актуальность и новизну нашего исследования, цель которого состояла в выявлении особенностей эмоционального переживания конкретных психологических проблем подростками с девиантным поведением.
Исходя из индивидуально-личностных особенностей девиантных подростков с отклоняющимся поведением, была сформулирована рабочая гипотеза о том, что переживание подростками с отклоняющимся поведением конкретных психологических проблем будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением. Гипотеза включала ряд допущений, основанных на следующих положениях:
По данным В.А. Ясной, девиантным подросткам свойственны высокий уровень неосознанности, недифференцированности и нереалистичности представлений о будущем (Ясная, 2013). Испытывая трудности в самоопределении (из-за неопределенности в настоящем, отсутствия поддержки со стороны взрослых и сверстников) подростки с девиантным поведением, по- нашему предположению, интенсивнее переживают проблемы, связанные с будущим (с семьей, друзьями, профессией, материальным достатком).
Некоторые исследователи отмечают (Реан, 2015; Шнейдер, 2016) наличие у девиантных подростков негативного образа родителей, отрицательно окрашенных взаимоотношений в семье. Это дает нам основание предположить, что подростки с девиантным поведением сильнее переживают проблемы, связанные с родительским домом.
Неадекватная самооценка, свойственная девиантным подросткам, мешает им объективно оценивать свои возможности и личностные качества, вследствие чего неудачи и трудности в освоении учебного материала, замечания со стороны учителей провоцируют возникновение у данной категории подростков внутри- и межличностных конфликтов, вспышек агрессии (Шнейдер, 2016; Kernberg, Weiner, Bardenstein, 2008; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Kenchadze, 2015; Kõiv, 2016; Berger, Keshet, Gilboa- Schechtman, 2017). Исходя из этого, мы предполагаем, что подростки с девиантным поведением сильнее переживают проблемы, связанные со школой.
Исследование Е.А. Белобрыкиной и О.А. Белобрыкиной показало, что в общении у подростков с девиантным поведением более выражен страх быть отвергнутым в группе. Вместе с тем, у них отсутствует стремление находить одобрение своим поступкам в коллективе сверстников и в обществе, ярко выражена эгоцентричность. Несформированность регулирующей функции общения и преобладание его персонифицированной направленности создает сложности в общении с окружающими: «Подростки с отклоняющимся поведением, хотя и стремятся к общению, но при этом не заинтересованы в получении социального одобрения, оно, вероятно, не имеет для них такой личностной значимости, как для их ровесников с социально приемлемым поведением» (Белобрыкина, Белобрыкина, 2014, С. 51). Это позволяет допустить, что подросткам с девиантным поведением свойственно выраженное переживание проблем, связанных с общением со сверстниками.
Л.Б. Шнейдер отмечает доминирование таких систем убеждений и стратегий отношений среди подростков с девиантным поведением, которые направлены на утверждение положительного личного образа, поиск причин собственных неудач не в себе, а во внешнем мире. К ним, в частности, относятся: самовозвеличивание (демонстрация исключительности), манипулирование другими, эмоциональный шантаж, уход от ответственности и ее отрицание (Шнейдер, 2016). Неадекватное стремление постоянно поддерживать положительный личный образ позволяет предположить, что у подростков с девиантным поведением будет более выражено переживание проблем, связанных с оцениваем себя.
У девиантных подростков ярче выражены спортивные и гедонистические интересы (Ясная, 2013). Высокая потребность в отдыхе, развлечениях и способах снятия эмоционального напряжения дает основание предполагать, что подросткам с девиантным поведением свойственно переживание проблем, связанных с проведением досуга.
Так как подростковый возраст – период бурного психофизиологического созревания, то очевидно, что зависимое поведение и наличие аддиктивных потребностей (которые часто являются причиной поведенческих девиаций), вызывая симптомы разных заболеваний (Буторина, Макаров, Буторин, 2002), оказывает неблагоприятное влияние на развитие всех систем организма. Поэтому можно предположить, что девиантных подростков больше заботят проблемы, связанные со здоровьем.
Свойственная подросткам с поведенческими нарушениями ориентация на антиобщественные нормы (Райс, Долджин, 2010; Шнейдер, 2016; Bassett, Beagan, Ristovski-Slijepcevic, Chapman, 2008; Kenny, Blacker, Allerton, 2014; Fariña, Vásquez, Arce, 2014; Aderanti, Williams, Womiloju, 2015) позволяет предположить, что они в меньшей мере будут переживать проблемы, связанные с развитием общества.
В качестве наиболее релевантной обозначенному комплексу гипотетических допущений и отвечающей психометрическим требованиям была избрана стандартизированная диагностическая методика «Психологические проблемы подростков», разработанная Л.А. Регуш, Е.В. Алексеевой, А.В. Орловой, Ю.С. Пежемской (2012). Методика используется «как инструмент, позволяющий объяснить проявление тех или иных психологических особенностей и поведенческих проявлений подростков, на которые могут влиять переживаемые подростком психологические проблемы» (Регуш и др., 2012, С. 25).
Выборку пилотажного исследования составили 50 испытуемых из числа учащихся общеобразовательной школы, дифференцированных на две группы по показателю типа поведения. В первую группу вошли 25 испытуемых, характеризующихся частыми поведенческими нарушениями (из них 16 состоят на учете в ОПДН, 9 – на внутришкольном учете); во вторую – 25 испытуемых с социально-приемлемым поведением (имеют высокую академическую успеваемость, характеризуются положительной коммуникацией со сверстниками, преобладанием в поведении ориентации на социальные нормы, соответствующие статусу школьника). Сравниваемые группы унифицированы по показателям возраста (14–16 лет) и половой принадлежности (лица мужского пола).
Сравнительно-сопоставительный анализ средних значений (таблица 1) показал, что по большинству шкал показатели выраженности переживаний психологических проблем подростками находятся в диапазоне нормативных величин. Вместе с тем, у подростков с поведенческими нарушениями средние показатели значительно выше (кроме шкалы «проблемы, связанные с развитием общества»), чем у подростков с социально-приемлемым поведением. Причем, превышение верхнего предела допустимых значений у девиантных подростков зафиксировано по шкалам, отражающим наличие психологических проблем, связанных «с самим собой», «со школой», «с родительским домом». Возможно, сильные переживания проблем, связанных с собственной личностью, являются следствием частой критики окружающими не только поступков девиантных подростков, но и их личностных качеств (лености, несдержанности, вспыльчивости и пр.). С другой стороны, отмечаемые исследователями (Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Bassett, Beagan, Ristovski-Slijepcevic, Chapman, 2008; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Koshenova, 2016) искаженные социальные установки, преобладание неадекватных форм социальной адаптации (привлечение внимания демонстрационными выпадами, активный и пассивный показ власти, мщение) и взаимоотношений с окружающими (манипулирование другими, обманы, уход от ответственности), обусловленные, в том числе, выраженной алекситимической тенденцией, сниженными эмпатичностью, альтруистичностью и субъективным переживанием одиночества (Ashraf, Khalid, Ahmed, 2014; Kiverstein, 2015; Cutrín, Gómez-Fraguela, Maneiro, Sobral, 2017; Лимонченко, Белобрыкина, 2015), часто приводят девиантных подростков к отвержению в среде сверстников, что заставляет их чувствовать себя «не такими как все». Об отвержении может свидетельствовать наличие у более 30 % подростков-девиантов высоких уровневых показателей переживания по шкале «проблемы, связанные с общением со сверстниками» (таблица 2), а также отрицание наличия проблем во взаимоотношениях со сверстниками у 12 % испытуемых данной группы. Причем, отрицание проблем во взаимоотношениях со сверстниками можно рассматривать как проявление своеобразной защитной реакции, о которой указывают и авторы методики, отмечая, прежде всего, доминирование у подростков механизмов «вытеснения и компенсации» (Регуш и др., 2012, С. 19).
Табл. 1. Средние значения (в баллах) результатов исследования переживания психологических проблем подростками
Шкалы переживания проблем, связанных: |
Диапазон нормы |
Подростки с поведенческими нарушениями (n=25) |
Подростки с социально-приемлемым поведением (n=25) |
С будущим |
1,73 – 3,19 |
3,13 |
2,4 |
С родительским домом |
1,7 – 3,1 |
3,35 |
2,8 |
Со школой |
1,94 – 3,2 |
3,69 |
2,57 |
С общением со сверстниками |
1,11 – 2,75 |
2,19 |
1,85 |
С самим собой |
1,54 – 3,04 |
4,41 |
2,37 |
С проведением досуга |
1,43 – 2,85 |
2,76 |
2,11 |
Со здоровьем |
1,54 – 2,9 |
2,4 |
2,1 |
С развитием общества |
2,18 – 3,94 |
2,9 |
3,39 |
Табл. 2. Распределение процентной доли испытуемых по показателю уровневых значений по шкалам методики
Шкалы переживания |
Подростки с поведенческими нарушениями (n=25) |
Подростки с социально-приемлемым поведением (n=25) |
||||
Уровень выраженности показателя |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
Проблемы, связанные с будущим |
0 |
48 |
52 |
8 |
80 |
12 |
Проблемы, связанные с родительским домом |
0 |
48 |
52 |
0 |
80 |
20 |
Проблемы, связанные со школой |
0 |
20 |
80 |
20 |
52 |
28 |
Проблемы, связанные с общением со сверстниками |
12 |
52 |
36 |
0 |
100 |
0 |
Проблемы, связанные с самим собой |
8 |
48 |
44 |
8 |
80 |
12 |
Проблемы, связанные с проведением досуга |
0 |
68 |
32 |
8 |
80 |
12 |
Проблемы, связанные со здоровьем |
20 |
60 |
20 |
8 |
92 |
0 |
Проблемы, связанные с развитием общества |
40 |
40 |
20 |
0 |
92 |
8 |
Переживание отношений с родителями, как значимой психологической проблемы, возможно, обусловлено частыми замечаниями с их стороны по поводу «неправильного поведения» (школьной неуспеваемости, конфликтов с окружающими, эгоистичности и пр.), которые расцениваются девиантными подростками как несправедливые и необоснованные.
Информативным для анализа является распределение результатов у подростков с девиантным поведением по шкале переживаний проблем, связанных с развитием общества. Наличие у 40 % респондентов низкого уровня переживаний по этой шкале (таблица 2) не дает оснований утверждать, что у девиантных подростков отсутствуют эмоционально окрашенные размышления о проблемах наркомании, насилия, войны, несоблюдения прав и законов и т.д. (в соответствие с содержанием шкалы, заданным авторами-разработчиками). Они, скорее всего, оценивают общественные проблемы с более эгоцентрической позиции, обладая преконвенциональным уровнем нравственного развития, для которого свойственна доминанта собственных интересов и потребностей. «Прежде всего, они рассматривают ситуацию так: то, что хорошо для них, – хорошо, и это следует принимать; то, что плохо для них, – плохо вообще, и этого следует избегать» (Райс, Долджин, 2010, С. 597). Поэтому, низкие результаты по шкале «переживание проблем, связанных с развитием общества» могут свидетельствовать о высокой личной заинтересованности в материальных ценностях, принятии аморальных форм поведения и т.д., на что собственно и указывает высокий показатель среднего значения по шкале «переживание проблем, связанных с самим собой». Их сверстники с социально-приемлемым поведением, напротив, способны адекватно оценить общественные проблемы и, обладая конвенциональным уровнем нравственного развития, «действуют так, чтобы заслужить одобрение других» (Райс, Долджин, 2010, С. 597).
Кроме того, отвержение подростками с отклоняющимся поведением переживаний, связанных с развитием общества, можно рассматривать как своеобразную защиту в связи с утратой ими «осознания своего предназначения в обществе, … ощущением собственной незначимости для общества» (Большунова, Белобрыкина, 2009, С. 10), а также тем, что значительная доля респондентов этой группы имеет выраженную склонность к употреблению наркотических веществ, алкогольной продукции, к периодическому совершению противоправных поступков. Высокие же значения по этой шкале, выявленные у 20 % девиантных подростков, могут свидетельствовать о выраженном беспокойстве «распространенностью равнодушия и безразличия людей друг к другу», которое обусловлено, прежде всего, субъективным представлением о собственной позиции в микро- и макросоциуме.
Для установления статистических различий по параметрам психологических проблем, переживаемых подростками с социально приемлемым и отклоняющимся поведением, нами был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых переменных. Расчет проводился при помощи программы SPSS Statistika 17.0. Констатация достоверных различий признавалась значимой при условии, если Uэмп≤Uкp. По результатам статистического анализа в сравниваемых выборках выявлены достоверные различия по шкалам «проблемы, связанные со школой» (Uэмп = 123,5 для р≤0,000), «проблемы, связанные с будущим» (Uэмп = 182 для р≤0,011) и «проблемы, связанные с самим собой (Uэмп = 186,5 для р≤0,014).
Можно полагать, что основным полем «школьной» озабоченности у девиантных подростков являются следствия низкой учебной мотивации – плохие оценки, негативное отношение к учителям, конфликты с ними из-за кажущейся несправедливости и т.д. В свою очередь, неблагополучие, переживаемое подростком в школьном пространстве, оказывает негативное влияние на эмоциональное восприятие им личных перспектив, ближних и дальних планов на свое будущее (что подтверждается преобладанием высоких значений (таблица 2) по шкалам переживания проблем, связанных со школой и будущим). Причем, сложившаяся ситуация осложняется тем, что гипертрофированное переживание девиантным подростком собственной личности не позволяет ему адекватно оценить свое настоящее и будущее.
На уровне выраженной статистической тенденции зафиксированы различия в переживании подростков с поведенческими нарушениями проблем, связанных с развитием общества (Uэмп = 188,5 для р≤0,016) и родительским домом (Uэмп = 195,5 для р≤0,023).
Отсутствие достоверных различий по шкале, отражающей «переживание проблем, связанных с общением со сверстниками», объяснимо с позиции ведущего вида деятельности в подростковом возрасте. В тоже время отсутствие статистических различий по шкалам переживания проблем, связанных с проведением досуга и со здоровьем, обусловлено, на наш взгляд, тем, что в утверждениях методики по данным шкалам не нашли отражения потребности, интересы и ценности, свойственные девиантным подросткам, которые лежат в содержательно иной плоскости, чем у подростков с нормативным поведением.
Качественно-количественный и статистический анализ эмпирических данных показал правомерность сформулированной гипотезы о специфике переживаний подростков с девиантным поведением ряда психологических проблем. В частности, результаты исследования свидетельствуют о том, что мальчики- подростки, обладающие поведенческими нарушениями, характеризуются более глубоким переживанием проблем, связанных «со школой», «с будущим», «с самим собой».
Отсутствие статистического подтверждения по ряду допущений (о выраженности переживания проблем, связанных с общением со сверстниками, с проведением досуга, со здоровьем) мы связываем с тем, что при общей информативности методики «Психологические проблемы подростков» (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская, 2012) ее содержание не учитывает всей полноты потребностей, мотивов, ценностей, установок и пр., специфичных для системы переживаний подростков с девиантным поведением. Этот аспект со всей очевидностью актуализирует необходимость создания диагностического инструментария для решения социально-психологических и психолого-педагогических задач девиантологии в их прикладной направленности.
Выявленные различия по ряду параметров переживания психологических проблем подростками с разным типом поведения со всей очевидностью указывают на необходимость своевременной разработки мер социально-психологической превенции эмоциональной дестабилизации и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития.
Организация психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков очевидна и предполагает, прежде всего, формирование у них коммуникативной компетентности со сверстниками и взрослыми в условиях школьного пространства, создание условий и эмоционально привлекательных ситуаций для становления адекватной самооценки, развития рефлексии и профессионального самоопределения, определения социально адекватных и личностно эффективных перспектив будущей жизнедеятельности.
На основе полученных результатов разработан и проходит апробацию формирующий эксперимент, направленный на амплификацию переживаний подростков с девиантным поведением (Лимонченко, 2017). Содержание формирующего эксперимента реализуется в форме тренинговой работы и включает:
актуализацию личностных ресурсов подростка, достигаемую через участие в активных формах самопознания (моделируемые ситуации, рефлексивные упражнения и пр.);
расширение диапазона социальных эмоций, значимых в выстраивании взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстниками) и предполагающих ориентацию на соответствие поведения социально заданным нормам;
освоение средств и способов саморегуляции эмоционального состояния и поведенческого реагирования.
Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2. – С. 47–58.
Белобрыкина О.А. Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно- практической конференции /отв. ред. Р.Е. Барабанов. – Москва: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. – С. 21–31.
Большунова Н.Я., Белобрыкина О.А. Принципы и направления работы с безнадзорными детьми // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство: материалы научного симпозиума / отв. ред. О.Н. Боголюбова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб-го ун-та, 2009. – С. 10–11.
Буторина Н.Е., Макаров С.А., Буторин Г.Г. Многоосевая система классификации болезней и диагностика наркологических заболеваний у детей и подростков // Вопросы наркологии. – 2002. – № 2. – С. 38–42.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций): монография. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
Выготский Л.С. Детская психология // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6 тт. Т. 4 / под ред. Д.Б. Эльконина. – Москва: Педагогика, 1984. – С. 6–110.
Дорохова С.В. Переживание как психологический феномен // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 80–83.
Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями // Психология: сборник научных статей международной научной школы «Парадигма»: Лето-2015. В 8 тт. Т. 4. / под ред. А.В. Берлова, Л.Ф. Чупрова. – Варна : ЦНИИ «Парадигма», 2015. – С. 185–193.
Лимонченко Р.А. Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков группы риска в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39 : [сайт]. URL: http://e-koncept.ru/2017/970651.htm – (дата обращения: 31.05.2017).
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления : сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции. Серия «Психология развития». – Москва : Российский гуманитарный научный фонд, 2011. – С. 14–22.
Пронина А.Н. Научные аспекты изучения переживания человека в структуре социализации-индивидуализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». – 2010. – № 2. – С. 117–120.
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 816 с.
Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4 (20). – С. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410
Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 57–65.
Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: научно- методические материалы. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 713 с.
Селиванова З.К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект): монография. – Москва: Изд-во МЭИ, 2013. – 200 с.
Чередниченко И.П. Переживание в экзистенциональном пространстве // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика, психология». – 2010. – № 2. – С. 188–194.
Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности: учебно-методическое пособие для студентов. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – 300 с.
Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 121–131.
Aderanti, R. A., Williams, T.M., Womiloju, A. (2015) Socio-personalogical factors as determinants of antisocial behaviours among adolescents in Ikenne, Ogun state. European Scientific Journal, 11, 323–332.
Ashraf, S., Khalid, S., & Ahmed, F. (2014) A Study of emotional empathy and delinquency. European Scientific Journal. Special edition, 385–395.
Bassett, R., Beagan, B. L., Ristovski-Slijepcevic, S., & Chapman, G.E. (2008) Tough teens. The methodological challenges of interviewing teenagers as research participants tough. Journal of Adolescent Research, 23(2), 119–131. doi: 10.1177/0743558407310733
Berger, U., Keshet, H., & Gilboa-Schechtman, E. (2017) Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank. Personality and Individual Differences. 104, 368–373. doi: 10.1016/j.paid.2016.08.023
Cutrín, O., Gómez-Fraguela, J.A., Maneiro, L., & Sobral, J. (2017) Effects of parenting practices through deviant peers on nonviolent and violent antisocial behaviours in middle- and late-adolescence. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 9 (2), 75–82. doi: 10.1016/j.ejpal.2017.02.001
Denham, S.A. (2006) Social-emotional competence as support for school readiness: What is it and how do we assess it? Early Education and Development, 17, 57–89. doi: 10.1207/s15566935eed1701_4
Dryman, M. T., Gardner, S., Weeks, J.W., & Heimberg, R.G. (2016) Social anxiety disorder and quality of life: How fears of negative and positive evaluation relate to specific domains of life satisfaction. Journal of Anxiety Disorders, 8, 1–8. doi: 10.1016/j.janxdis.2015.12.003
Fariña, F., Vásquez, M. J., & Arce, R. (2014) Is Offence Severity and the Chronicity of Juvenile Delinquency Mediated by Cognitive-Behavioural Competence? Universitas Psychologica, 13(3), 15–27.
Gutiérrez-García, A., M.G. (2017) Social anxiety and threat-related interpretation of dynamic facial expressions: Sensitivity and response bias. Personality and Individual Differences Volume, 107(1), 10–16. doi: 10.1016/j.paid.2016.11.025
Hirtenlehner, H, Pauwels, L, & Mesko, G. (2014) Is the effect of perceived deterrence on juvenile offending contingent on the level of self-control? Results from three countries. Br. Journal Criminol. 54(1), 128–150. doi: 10.1093/bjc/azt053
Jacobs, Ja. E., Vernon, M. K., & Eccles, Ja. S. (2004) Relations between social self-perctptions, time use, and prosocial or problem behaviors during adolescence. Journal of Adolescent Research, 19(1), 45–62. doi: 10.1177/0743558403258225
Kenchadze, E. (2015) Delinquent behavior, its characteristics and determining factors. European Scientific Journal. Special edition, 71–74.
Kenny, D.T., Blacker, S., & Allerton, M. (2014) Reculer Pour Mieux Sauter: A Review of Attachment and Other Developmental Processes Inherent in Identified Risk Factors for Juvenile Delinquency and Juvenile Offending. Laws, 3(3), 439–468. doi: 10.3390/laws3030439
Kernberg, P.F., Weiner, A.S., & Bardenstein, K. K. (2008) Personality Disorders in Children and Adolescents. New York: Basic Books.
Kiverstein, J. (2015) Empathy and the responsiveness to social affordances. Original Research Article Consciousness and Cognition, 36, 532–542. doi: 10.1016/j.concog.2015.05.002
Kõiv, K. (2016) Perceived multiple emotional self-concepts in groups of juvenile delinquents and nondelinquents. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 217, 49–56. doi: 10.1016/j.sbspro.2016.02.023
Koshenova, M.I. (2016) Results of questioning «Behavior of school-aged children concerning health» in the city of Novosibirsk in the context of interregional research. E.V. Markova, M.G. Chukhrova, M.Milankov (Eds). Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam). Saint-Louis, Missouri, USA, Science and Innovation Center Publishing House.
Milojević, S., & Dimitrijević, A. (2014) Empathic capacity of delinquent convicted minors. Psihologija, 47 (1), 65–79. doi: 10.2298/PSI1401065M
Morrison, A. S., Mateen, M. A., Brozovich, F. A., Zaki, J., Goldin, P. R., Heimberg, R. G., & Gross, J. J. (2016) Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder. Original Research Article Behaviour Research and Therapy, 87, 232–242.
Sanches, C., Gouveia-Pereira, M., Marôco, J., Gomes, H., & Roncon, F. (2016) Deviant behavior variety scale: development and validation with a sample of Portuguese adolescents. Psicologia: Reflexão e Crítica. 29 (31), 1–8. doi: 10.1186/s41155-016-0035-7Белобрыкина О. А., Лимонченко Р. А.Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. // Национальный психологический журнал. 2017. № 4. c.129-138. doi: 10.11621/npj.2017.0413
Скопировано в буфер обмена
Скопировать