Поступила: 17.01.2017
Принята к публикации: 04.02.2017
Дата публикации в журнале: 30.03.2017
Страницы: 91-96
DOI: 10.11621/npj.2017.0111
Ключевые слова: уважение; уважение к родителям; детско-родительские отношения; воспитание; подростки
Доступно в on-line версии с: 30.03.2017
Коновалова А. М., Захарова Е. И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал 2017. № 1. c.91-96. doi: 10.11621/npj.2017.0111
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.
Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.
В статье представлены результаты эмпирического исследования условий становления у подростков чувства уважения к родителям. Обращение к такой характеристике детско-родительских отношений, как уважение обусловлено спецификой отношения к родителям взрослеющего ребенка. Если основой этих отношений для маленького ребенка служит характер эмоциональной связи с родителем, его привязанность к ним, в которых родитель выступает источником любви, то в подростковом возрасте ребенок открывает для себя родителя уже как личность, обладающую целым рядом индивидуально-психологических особенностей, участника широкого круга внесемейных социальных отношений. Это открытие побуждает подростка отнестись к родителю не только как к близкому взрослому, но и как к «социальному» взрослому, более полно и объективно оценить его достоинства. В отношении к родителям появляется новый аспект – уважение. Опираясь на теоретические представления о специфике подросткового возраста, можно с уверенностью сказать, что возможность появления нового аспекта детско-родительских отношений обусловлена развитием самосознания подростка, формированием у него собственной системы ценностей, происходящей в процессе сравнения себя с другими, в попытках отделить себя от других, а иногда и противопоставить им себя. R.J. Havighurst указывает на то, что важнейшей задачей подросткового и юношеского возраста, наряду с автономизацией и эмоциональной дифференциацей от родителей, становится перестройка детско-родительских отношений на основе взаимного уважения и равноправия (Havighurst, 1974).
Понятие «уважение» широко используется в различных научных отраслях: философии, этике, педагогике, психологии. В психологической науке эта категория применяется при эмпирических исследованиях в области детско-родительских отношений, психологии групп, психологии лидерства, психологии конфликтов. Приходится констатировать, что понятия «уважение» и «уважение к родителям» часто используются без какого-либо описания и/или определения, а часто отождествляются с понятиями «любовь», «авторитет».
Чаще всего уважение рассматривается как отношение между двумя людьми. Carl Сranor (Cranor, 1975), понимая уважение как оценочное отношение, предлагает рассматривать его как комплекс отношений между четырьмя элементами:
человек, который уважает (субъект уважения);
объект уважения (то, что/кого уважают);
характеристики, на основе которых объект уважают (основа для уважения);
оценочное отношение, в результате которого объект уважают.
В то же время, можно встретить более дифференцированные определения. В работе Stephen Darwall приводится другое представление об уважении (Darwall, 1977). Автор выделяет два его вида:
Recognition respect – уважение как принятие. Объектом такого уважения может быть любой феномен, который принимают во внимание, учитывают, с которым считаются. Например, уважение к законам, всем людям, чувствам, природе, уважение к социальным ролям. Это уважение сродни моральному обязательству. Данный вид уважения требует соответствующего стиля поведения. Испытывать recognition respect означает рассматривать объект уважения как требующий ограничений с точки зрения того, что морально допустимо, а что – нет.
Appraisal respect – оценочное уважение. Объект такого уважения – конкретный человек. Условием такого уважения является позитивная оценка черт личности, особенностей характера, достоинств. Содержанием данного вида уважения является не изменение поведения, а само отношение. Оценочное уважение является чувством.
Stephen Darwall указывает на то, что, говоря об уважении, люди чаще всего подразумевают второй тип – чувство уважения, оценочное уважение (Darwall, 1977).
Наше эмпирическое исследование также позволяет говорить о двух значениях в которых используется категория уважение к родителям (Коновалова, 2017):
Чувство уважения, базирующееся на наличии у родителя ценных качеств и свойств. Формируется в результате оценивания ребенком своего родителя как достойного уважения. Кредо: «Уважаю, так как есть за что».
Предписанное уважительное поведение, базирующееся на принятии факта социальной заданности такого поведения. Источником такого отношения становятся закрепленные в культуре нормы межличностных отношений, в частности, представление о том, что уважение к родителям (старшим) является долгом детей (младших). Кредо: «Уважаю, так как обязан».
Целью нашего исследования стало изучение условий становления как уважительного поведения в отношении к родителям, так и чувства уважения к ним.
В поиске возможных условий формирования уважения к родителям мы обратились к особенностям родительского воспитания. Именно в результате воспитания человек обретает черты характера и качества личности, ценности и установки, моральные принципы и нравственные нормы, осваивает образцы поведения, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе. Еще Дж. Локк писал: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и к его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну» (Локк, 1988, С. 442). Эти слова не только содержат призыв к воспитанию на собственном примере, но и подчеркивают важности стиля общения и взаимодействия с ребенком. Влияние семейного воспитание на развитие современных детей и подростков привлекает внимание многих современных исследователей (Молчанов, 2014; Поскребышева, Карабанова, 2014; Захарова, 2014; Дзукаева, Садовникова, 2014; Капустин, 2015; Реан, 2015).
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что условием формирования уважения подростка к родителям является стиль родительского воспитания.
Актуальность данного исследования определяется как недостаточным количеством эмпирических исследований уважения к родителям, так и имеющимся практическим запросом. В последние годы все больше родителей обращаются к возрастным психологам с жалобами на недостаточное уважение к ним подростков, с вопросами о причинах и путях гармонизации данной ситуации.
В исследовании приняло участие 347 человек (218 подростков и 129 их родителей):
Группу подростков составили 103 (47%) мальчика и 115 девочек (53%) в возрасте от 12 до 17 лет. Средний возраст – 14 лет.
Группа родителей состояла из 37 отцов (39%) и 92 матерей (71%) в возрасте от 33 до 59 лет. Средний возраст – 40 лет.
Исследование было проведено в г. Москва на базе ГБОУ лицей №1571. Опрос подростков осуществлялся в классах и занимал 45 минут. Опрос родителей подростков осуществлялся в специально отведенное время после родительских собраний (с разрешения администрации учебного заведения). Исследование проводилось анонимно, на добровольной основе.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
Анализ характера уважения подростков к родителям.
Анализ особенностей отношения к подростку и стиля родительского воспитания в восприятии подростка.
Анализ особенностей стиля воспитания с точки зрения родителей.
Анализ связи характера уважения подростков к родителям со стилем родительского воспитания.
Для реализации поставленных целей на подростковой выборке были использованы методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR – «Подростки о родителях» (Вассерман, Горьковская, Ромицына, 2004), сочинение «Мои родители», а на выборке родителей – методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).
Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.
Авторский опросник «Уважение к родителям» включает 4 шкалы, на которые в целом приходится 25 вопросов в виде высказываний, 20 из них предлагается оценить отдельно в отношении матери и отца (4-х балльная система оценивания). Таким образом, на выборке в 218 подростков было получено 411 наблюдений (часть подростков не имела второго родителя). В рамках данной части исследования анализируются результаты двух шкал:
«Чувство уважения». Шкала состоит из 10 вопросов, направленных на выяснение того, есть ли у подростка уважение к своему родителю, базирующееся на наличии у последнего ценных качеств и свойств. Эта шкала подразумевает континуум от «Я не уважаю своего родителя, так как уважать его не за что» до «Моего родителя есть за что уважать, поэтому я его и уважаю».
«Предписанное уважительное поведение». Шкала состоит из 5 вопросов, направленных на выяснение того, проявляет ли подросток уважительное поведение в отношении родителя по причине предписанности такого поведения в данной культуре.
Подросток может отвечать, что не проявляет требуемого уважительного поведения, но это не исключает возможности наличия у него истинного чувства уважения. И наоборот – отсутствие чувства уважения не говорит об отсутствии уважительного поведения, предписанного культурой.
Уважение к родителям изучалось с помощью двух шкал опросника «Уважение к родителям», заполняемыми подростками из выборки. При ответе на все вопросы респонденты использовали полный диапазон ответов. Наименьший разброс ответов получен при оценке высказываний «Я не уважаю своего родителя и взрослых, вообще», «Мой родитель не заслуживает уважения» и «Взрослых уважать не за что» – большинство респондентов не соглашаются с данными утверждениями. Наибольший разброс ответов был получен при оценке высказываний «Я хотел(а) бы, чтобы моя жизнь сложилась также хорошо, как и у моего родителя», «Я уважаю своего родителя из-за того, что это долг детей», «Я уважаю своего родителя, так как нельзя этого не делать».
Распределение результатов по шкалам «Чувство уважения» и «Предписанное уважительное поведение» статистически достоверно не отличается от нормального (статистики критерия Колмогорова-Смирнова 0,140 и 0,134, p = 0,000). Распределения результатов по шкалам уважения характеризуются левосторонней асимметрией, то есть большая часть респондентов имеет высокий балл по шкалам уважения к родителям, особенно это касается шкалы «Чувство уважения».
Представление подростков о том, как к ним относятся родители, исследовалось с помощью методики ADOR/«Подростки о родителях», которую они заполнили. Описательные статистики по шкалам представлены в таблице 1.
Таблица 1. Описательные статистики методики ADOR / «Подростки о родителях»
Название шкалы |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Позитивный интерес |
396 |
2,79 |
1,063 |
Директивность |
396 |
2,60 |
1,090 |
Враждебность |
396 |
2,92 |
1,021 |
Автономность |
396 |
2,91 |
1,048 |
Непоследовательность |
396 |
3,13 |
0,832 |
Фактор близости |
396 |
2,93 |
1,021 |
Фактор критики |
396 |
2,77 |
1,036 |
Стандартные значения ниже трех баллов считаются низкими, выше трех баллов – высокими, три балла – среднее значение. В целом результаты по всем шкалам, кроме шкалы непоследовательности родителя, оказались чуть ниже среднего значения.
Анализ связи оценки подростками особенностей родительского воспитания (результаты методики ADOR) с уважением к ним проводился с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена). Было выявлено, что позитивный интерес (р = 0,313 и р = 0,186, уровень значимости 0,000), близкие отношения (р = 0,351 и р = 0,192, уровень значимости 0,000) и отсутствие враждебности (р = –0291, уровень значимости 0,000 и р = –0,122, уровень значимости 0,016) у родителя значимо связаны как с чувством уважения у подростков, так и с предписанным уважительным поведением. К любящим, доброжелательным, не враждебным родителям подростки испытывают большее уважение и сильнее проявляют уважительное поведение в их отношении. Кроме того, отсутствие непоследовательности в родительском воспитании также связано с более значительным чувством уважения по отношению к такому родителю (p = –0,102, уровень значимости 0,043). Выделенные связи сильнее проявляются в отношении чувства уважения, нежели предписанного уважительного поведения.
Также нами был проведен контент- анализ сочинений «Мои родители». В частности были выделены следующие характеристики детско-родительских отношений: удовлетворенность родительским участием, понимание родителями ребенка, доверительность отношений, количество проводимого с родителем времени, достоинства родителя. Оценить по данным категориям удалось не все сочинения, но результаты тех, в которых поднимались эти темы, хорошо согласуются с полученными ранее результатами. Так, например, степень родительского участия в жизни подростка положительно коррелирует с позитивным интересом к ребенку и фактором близости, но отрицательно коррелирует с враждебностью и непоследовательностью родителя.
С использованием результатов контент-анализа сочинений «Мои родители» мы провели однофакторный дисперсионный анализ чувства уважения и предписанного уважительного поведения. Были выявлены значимые связи между родительским участием (как соотношением контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкций) и чувством уважения (F = 4,956, уровень значимости 0,002). В среднем подростки испытывают более сильное чувство уважения по отношению к тем родителям, которые проявляют высокий уровень родительского участия. Упоминание подростками достоинств родителя значимо связано как с чувством уважения (F = 10,504, уровень значимости 0,000), так и с предписанным уважительным поведением по отношению к ним (F = 4,814, уровень значимости 0,009) – подростки, которые упоминали различные достоинства родителей, сильнее уважают их и в большей мере проявляют уважительное поведение по отношению к ним.
Далее была проведена кропотливая работа по сопоставлению результатов опроса подростков и их родителей, в результате чего стало возможным проанализировать не только представления подростков о родительском воспитании, но и позицию самих родителей. Для анализа связей особенностей семейного воспитания, измеренных на полюсе родителей (методика АСВ), с уважением подростками родителей нами использовалась процедура корреляционного анализа (корреляция Спирмена). Было выявлено, что чувство уважения к родителям связано со следующими шкалами методики «Анализ семейных взаимоотношений»: Г+ «Гиперпротекция» (р = –0,237, уровень значимости 0,039), У+ «Потворствование» (р = –0,293, уровень значимости 0,010), Т- «Недостаточность требований-обзанностей ребенка» (р = –0,328, уровень значимости 0,004), С- «Минимальность санкций» (р = –0,234, уровень значимости 0,042), ФУ «Фобия утраты ребенка» (р = –0,297, уровень значимости 0,009), НРЧ «Неразвитость родительских чувств» (р = –0,226, уровень значимости 0,050). Все полученные связи обратные, то есть родители, которые проявляют гиперпротекцию, предъявляют недостаточное количество требований к детям, практически не вводят санкций, обладают фобией утраты ребенка и отличаются неразвитостью родительских чувств, вызывают у подростков меньшее чувство уважения.
Предписанное уважительное поведение значимо не связано ни с одной из шкал методики «Анализ семейных взаимоотношений».
Проведенное эмпирическое исследование было направлено на выявление связи характера родительского воспитания с уважительным отношением со стороны подростка. Собранный в ходе исследования материал позволил увидеть достаточно позитивную картину. Уважение к родителям в исследуемой выборке оказалось достаточно частым явлением. Мы получили свидетельства того, что подростки не только почтительно ведут себя по отношению к родителям, но и испытывают к ним чувство уважения. Их поведение основывается не только на социальных требованиях, но и на личном отношении, является выражением глубоких эмоциональных связей с родителями.
В то же время, результаты исследования показали, что подростки отличаются характером отношения к родителям (что послужило основанием говорить о высокой дифференцирующей способности созданной методики). Данное обстоятельство позволило проанализировать то, с чем связано наличие или отсутствие уважения к родителям. Наше предположение о том, что в качестве важнейшего условия уважения подростками родителей может выступать стиль семейного воспитания, нашло свое подтверждение. Нам удалось получить непротиворечивые свидетельства этому как от самих подростков, так и от их родителей. Важнейшим условием уважения родителей является их включенность в жизнь ребенка, участие и поддержка. Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки осознают и адекватно оценивают участие родителей в их жизни. Большую роль в выработке уважительного отношения к родителям имеют и применяемые ими средства воспитания, например, особенности санкций. Полученные данные согласуются с клиническими наблюдениями психологической практики и могут служить надежным основанием гармонизации детско- родительских отношений.
Большинство подростков испытывают чувство уважения к своим родителям, а также проявляют предписанное уважительное поведение по отношению к ним.
Особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на предписанное уважительное поведение.
Позитивный интерес, близкие отношения с детьми и отсутствие враждебности у родителя выступают в качестве условий становления чувства уважения и предписанного уважительного поведения. Отсутствие непоследовательности в родительском воспитании и родительское участие (как соотношение контроля, поддержки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санкций) также способствуют возникновению чувства уважения по отношению к родителям.
Родители, которые проявляют гиперпротекцию, предъявляют недостаточное количество требований к детям, практически не вводят санкций, обладают фобией утраты ребенка и отличаются неразвитостью родительских чувств, вызывают у подростков меньшее чувство уважения.
Предписанное уважительное поведение значимо не связано ни с одним из изученных параметров семейных взаимоотношений.
Вассерман Л.И. Горьковая И.А. Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. – Санкт-Петербург : Речь, 2004.
Вербицкий А.А. Воспитание (психологический аспект) // Психология развития : словарь / под ред. А.Л. Венгера. – Москва : ПЕР СЭ, 2006.
Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек : кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 52–63. doi: 10.11621/npj.2014.0406
Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового в условиях позднего материнства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6. – № 4. : [сайт]. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zakharova.phtml (дата обращения: 01.12.2016).
Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129. doi: 10.11621/npj.2015.0412
Коновалова А.М. Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у детей и взрослых [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. – Т. 10. – № 51. : [сайт]. URL:: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1383-konovalova51.html (дата обращения: 22.02.2017).
Коновалова А.М. Семейное воспитание как источник развития чувства уважения подростков к родителям // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс]. – Москва : МАКС Пресс, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
Коновалова А.М., Захарова Е.И. Условия становления чувства уважения подростков к родителям // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи : материалы II Междунар. науч. конф., г. Минск, 24–25 нояб. 2011 г. / редкол. Л.А. Пергаменщик (отв. ред.), О.А. Карабанова, С.С. Гончарова и др. – Минск : БГПУ, 2011. – С. 142–145.
Локк Дж. Сочинения. В 3 тт. Т. 3. – Москва : Мысль, 1988.
Маслоу А. Мотивация и личность. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999.
Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 42–51. doi: 10.11621/npj.2014.0405
Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 34–41. doi: 10.11621/npj.2014.0404
Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург, 1999.
Cranor C. Toward a theory of respect for persons // American philosophical quarterly. – 1975. – Vol. 12, N 4. – P. 309–319.
Darwall S. Two kinds of respect // Ethics. – 1977. – Vol. 88, N 1. – P. 36–49. doi:10.1086/292054
Frei J.R., Shaver P.R. Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates // Personal relationships. – 2002. – 9(2). – P. 121–139.
Havighurst R.J. Developmental tasks and education. Third edition. –N.Y. : David McKay Company, Inc., 1974. doi: 10.1111/1475-6811.00008
Langdon S.W. Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes // The journal of psychology. – 2007. – 141(5). – P. 469–484. doi: 10.3200/JRLP.141.5.469-484
Simon B., Stürmer S. In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance // European journal of social psychology. – 2005. – 35(6). – P. 809–818.Коновалова А. М., Захарова Е. И.Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. 2017. № 1. c.91-96. doi: 10.11621/npj.2017.0111
Скопировано в буфер обмена
Скопировать