Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Дата публикации в журнале: 30.12.2016
Страницы: 108-114
DOI: 10.11621/npj.2016.0413
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями; детско-родительское взаимодействие; принятие-непринятие ребенка; эмпатия; ориентация на состояние ребенка; стремление к телесному контакту; эмоциональная поддержка
Доступно в on-line версии с: 30.12.2016
Реан А.А., Баранов А.А., Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно- поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения.
Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско- родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2015 год в Российской Федерации на 100 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 42 ребенка с умственной отсталостью. Дети и подростки, имеющие отклонения в умственном развитии, составляют от 3 до 5% от общей численности населения нашей страны (Здравоохранение в России …, 2015). Как известно, формирование психических нарушений и личностной патологии во многом зависит от характеристик среды развития и воспитания ребенка (Братусь, 1988; Зейгарник, Братусь, 1980). Основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является психосоциальная деформация семьи (Карабанова, 2009; Лебединский, 1995; Реан, 2015). Так, поведение матери, с одной стороны, может рассматриваться в качестве источника развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания, с другой стороны, – оно может быть причиной, способствующей социальному и психологическому нездоровью детей, лишающей их эмоциональной стабильности и безопасности (Баранов, Елганов, 2015; Боулби, 2004; Махмутова, 2013). Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии (ОВЗ), проявляются в различных аспектах: изменение привычного порядка жизни и быта семьи, сокращение возможностей для заработка, для контактов с друзьями, отдыха, осложнение взаимоотношений с ближайшими родственниками, невозможность получить квалифицированную помощь и психологическую поддержку (Баранов, 2013; Винярская, 2008; Реан, 2010). Хроническое эмоциональное напряжение матерей детей с ОВЗ, складывающееся из чувств беспокойства, беспомощности, безысходности, разочарования, злости, страхов, вины сказывается на специфике их взаимодействия с ребенком (Левченко, Ткачева, 2008; Пожар, 1996; Шипицына, 2005).
Цель проведенного нами эксперимента: оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с детьми-дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения, средствами психологического тренинга. Была выдвинута следующая гипотеза: в условиях социально-психологического тренинга материнское отношение к такому ребенку будет характеризоваться изменениями на эмоциональном уровне, а именно, будут формироваться: способность правильно воспринимать состояние ребенка, понимать его причины, умение воздействовать на состояние ребенка, способность к сопереживанию, умение оказывать эмоциональную поддержку ребенку.
Исследование было проведено на матерях, воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Возраст испытуемых 27– 35 лет. Общее число испытуемых составило 41 человек. В эмпирическом исследовании использованы следующие методики: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой (Захарова, 2014, 2002); шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан (Баркан, 1999).
Вторым этапом стало проведение с частью испытуемых (экспериментальная группа) социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия.
В таблице 1 представлены характеристики структуры эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия в исследованной выборке.
Таблица 1. Характеристики эмоционального отношения матерей к детям с ОВЗ
Блоки |
Параметры эмоционального отношения матери и ребенка |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1.Блок чувствительности |
Способность воспринимать состояние ребенка |
0% (0 чел.) |
10% (4 чел.) |
90% (37 чел.) |
Понимание причин состояния |
0% (0 чел.) |
7% (3 чел.) |
93% (38 чел.) |
|
Эмпатия |
10% (4 чел.) |
14% (6 чел.) |
76% (31 чел.) |
|
2.Блок эмоционального принятия |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия |
0% (0 чел.) |
2% (1 чел.) |
98% (40 чел) |
Безусловное принятие |
12% (5 чел.) |
37% (15 чел.) |
51% (21 чел.) |
|
Принятие себя в качестве родителя |
5% (2 чел.) |
12% (5 чел.) |
83% (34 чел.) |
|
Преобладающий эмоциональный фон |
2% (1 чел.) |
54% (22 чел.) |
44% (18 чел.) |
|
3.Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия |
Стремление к телесному контакту |
0% (0 чел.) |
5% (2 чел.) |
95% (39 чел.) |
Оказание эмоциональной поддержки |
10% (4 чел.) |
68% (28 чел.) |
22% (9 чел.) |
|
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
32% (13 чел.) |
39% (16 чел.) |
29% (12 чел.) |
|
Умение воздействовать на состояние ребенка |
5% (2 чел) |
27% (11 чел.) |
68% (28 чел.) |
Представленные в таблице обобщенные данные свидетельствуют о том, что:
90% матерей не понимают желания ребенка, не могут чувствовать его настроение ребенка, отношение к другим людям.
93% матерей не понимают причин расстройства, беспокойства или радости ребенка.
10% матерей способны чувствовать состояния и переживания своих детей, у 76% матерей наблюдается низкая способность к эмпатии, эти матери не проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях;
98% матерей в ситуации взаимодействия с ребенком испытывают стыд, досаду, усталость.
Половина опрошенных матерей характеризуется низким уровнем эмоционального принятия ребенка, 37% матерей пытаются принять ситуацию рождения особого ребенка, но при этом хотят многое изменить в своем ребенке. Всего 12% матерей принимают ребенка, любят его таким, какой он есть.
Принять себя в качестве родителя не могут 83% матерей, опрошенные считают, что задача воспитания для них сложна, им трудно заботиться о ребенке с ограниченными возможностями здоровья и им не всегда удается научить ребенка, что и как делать. Только 5% матерей принимают себя в роли родителя.
Для 44% матерей преобладающим эмоциональным фоном является беспокойство за ребенка, недовольство собой и ребенком, ссоры. Всего у одной опрошенной матери теплые и спокойные отношения с ребенком.
95% матерей не стремятся к телесному контакту с ребенком, который дает ребенку ощущение безопасности, принятия, защищенности и является основой его эмоционального благополучия.
Пятая часть опрошенных матерей не верят в силы ребенка, не ценят его старания и достижения, не поощряют успехи, 68% матерей изредка эмоционально поддерживают своего ребенка. Высокий уровень поддержки своему ребенку способны оказать лишь 10% матерей, которые верят в силы ребенка, высоко оценивают его старания и достижения.
Треть матерей показали низкий уровень ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, 39% родителей частично ориентируются на состояние ребенка и 32% родителей всегда ориентируются на состояние ребенка.
Неумение воздействовать на состояние ребенка свойственно 68% опрошенных матерей, они не всегда могут легко успокоить своего ребенка, настроить его на занятия, изменить его плохое настроение. Всего 5% матерей могут воздействовать на состояние своего ребенка.
Представленные данные позволяют характеризовать отношение матерей к дошкольникам с интеллектуальными нарушениями следующим образом: низкая чувствительность к состоянию ребенка, непонимание причин его состояния и поведения, неспособность сопереживать детям в трудных ситуациях. Испытывая во взаимодействии с ребенком скрытое раздражение, недовольство, позволяя резкие интонации, невнимание к его действиям, матери создают негативный эмоциональный фон, характеризующийся взаимным эмоциональным отвержением. При этом имеет место недостаток или отсутствие эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительность родителя к его потребностям.
Шкала А.И. Баркан, направленная на выявление тех особенностей ребенка, о которых матери мечтали, позволила оценить степень отверженности детей с ОВЗ. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика отверженности ребенка в семье
№ |
показатель |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1 |
Отверженность ребенка матерью |
44% (18 чел.) |
34% (14 чел.) |
22% (9 чел.) |
У 44% матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, не оправдались их надежды по отношению к своему ребенку – черты характера и особенности, которые они желали видеть в своих детях, в действительности не реализовались. Наличие собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический статус ребенка, с другой стороны, может привести к невротизации матерей. Лишь пятой части опрошенных матерей свойственно принятие качеств своего ребенка.
В тренинге, направленном на оптимизацию эмоционального взаимодействия с ребенком, участвовало 10 матерей. Произведенный расчет критерия Манна-Уитни для средних значений показателей эмоционального взаимодействия в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования не выявил достоверных различий между группами. Основное содержание тренинговых упражнений было направлено на улучшение понимания матерями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития, повышение способности к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка, изменение отношения родителей к ребенку и себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния. Высоко оценивалась возможность влияния на поведение и отношения тренинговой группы позитивных родительских установок отдельных участниц. В работе с матерями использовались и вспомогательные формы тренинга: тематические опросники, лекционный материал. Они позволяли участникам тренинга вербализовать свои чувства, изложить свою точку зрения.
В таблицах 3 и 4 представлены результаты тренинга матерей-участниц.
Таблица 3. Сравнительный анализ эмоционального взаимодействия матерей экспериментальной группы с детьми до и после тренинга
Блоки |
Параметры эмоционального взаимодействия матери и ребенка |
Высокий уровень (в %.) |
Средний уровень (в % от выборки) |
Низкий уровень (в % от выборки) |
|||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||
1. Блок чувствительности |
Способность воспринимать состояние ребенка |
0 |
0 |
0 |
60 |
100 |
40 |
Понимание причин состояния |
0 |
0 |
0 |
50 |
10 |
50 |
|
Эмпатия |
0 |
0 |
0 |
60 |
10 |
40 |
|
2. Блок эмоционального принятия |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия |
0 |
0 |
10 |
50 |
90 |
50 |
Безусловное принятие |
0 |
0 |
0 |
30 |
100 |
70 |
|
Принятие себя в качестве родителя |
0 |
0 |
30 |
50 |
70 |
50 |
|
Преобладающий эмоциональный фон |
0 |
20 |
50 |
30 |
50 |
50 |
|
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия |
Стремление к телесному контакту |
10 |
20 |
0 |
30 |
90 |
50 |
Оказание эмоциональной поддержки |
0 |
0 |
50 |
70 |
50 |
30 |
|
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
20 |
40 |
40 |
50 |
40 |
10 |
|
Умение воздействовать на состояние ребенка |
10 |
10 |
10 |
40 |
80 |
50 |
Таблица 4. Статистически различающиеся значения показателей эмоционального взаимодействия матерей с детьми до и после тренинга
Показатели |
Средние значения показателей |
Уровень значимости |
|
конст. этап |
контр. этап |
|
|
Понимание причин состояния |
3,0 |
3,31 |
р≤0,01 |
Эмпатия |
2,4 |
3,2 |
р≤0,01 |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия |
3,2 |
3,4 |
р≤0,01 |
Принятие себя в качестве родителя |
3,02 |
3,2 |
р≤0,01 |
Преобладающий эмоциональный фон |
3,21 |
3,66 |
р≤0,01 |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
2,9 |
3,22 |
р≤0,01 |
Обобщенные данные таблицы 3 и расчет непараметрического критерия Т-Вилкоксона для связных выборок свидетельствуют о наличии следующих изменений:
увеличение показателей среднего уровня по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка» говорит о том, что матери, участвовавшие в тренинге, стали лучше воспринимать и понимать состояние своего ребенка;
достоверные сдвиги выявлены в динамике показателей «Понимание причин состояния ребенка» (t=2,2; р≤0,01), «Эмпатия» (t=3,1; р≤0,01), знакомство в тренинге с возрастными особенностями дошкольников и психического заболевания, совершенствование навыков понимания мимики, языка телодвижений увеличило число матерей, умеющих понимать причины настроения ребенка и сочувствовать ему;
результаты шкалы «Чувства родителей» в ситуации взаимодействия показывают значимые сдвиги (t=2,5; р≤0,01): число матерей, испытывающих эмоциональные затруднения в общении с ребенком, уменьшилось;
изменение показателей шкалы «Безусловное принятие» говорит о начавшемся принятии матерями ситуации воспитания особого ребенка;
достоверные сдвиги показателя «Принятие себя в качестве родителя» (t=4,5; р≤0,01) свидетельствуют о появлении у матерей представления о контролируемости развития их ребенка;
результаты шкалы «Преобладающий эмоциональный фон» показывают значимые сдвиги (t=2,4; р≤0,01): число матерей, сумевших установить с ребенком теплые и спокойные отношения возросло;
к концу тренинга у матерей произошли изменения и в поведенческих характеристиках взаимодействия – матери стали чаще стремиться к телесному контакту с ребенком, большее число матерей стали пробовать оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, регулировать его состояние;
достоверные сдвиги показателя «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (t=3,0; р≤0,01) после проведенной групповой работы говорят о возросшем стремлении матерей учитывать настроение, усталость, интересы ребенка при планировании занятий с ним.
Знакомство матерей в тренинге с актуальными проблемами детей, развитие у них способности разбираться в мотивах и значении детских поступков сказались и на показателях отверженности. Высокий уровень отверженности для половины матерей, участвовавших в тренинге, изменился в сторону средних значений.
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп по окончанию тренинга выявило, что средние значения достоверно изменившихся в тренинге показателей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия имеют статистически большую выраженность у матерей экспериментальной группы.
Статистическая оценка констатирующих и контрольных показателей группы сравнения выявила достоверный сдвиг по показателю «Оказание эмоциональной поддержки ребенку» (t=2,4; р≤0,01), матери контрольной группы стали в большей мере ощущать сопричастность делам и проблемам своего ребенка.
Успешность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения (Баженова, Баз, Копыл, 1993; Боулби, 2004; Васягина, 2011). Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье (Выготский, 1983).
Опыт показывает, что матери детей с интеллектуальным дефицитом испытывают острую необходимость в квалифицированной психологической помощи. Проведение нами исследования оптимизации эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия призвано способствовать определению целевых ориентиров психологической помощи матерям детей- дошкольников с интеллектуальными дефектами.
Баженова О.В., Баз Л.Л, Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. – 1993. – № 4. – C. 35–42.
Баранов А.А. Психологическое сопровождение семьи в современном обществе // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем : сб. науч. статей / сост. Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург, 2013. – С. 65–70.
Баранов А.А., Елганов А.Р. Формирование навыков социально-безопасного поведения дошкольников в совместной деятельности со взрослым // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2. – С. 7–9.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – Москва, 1999.
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – Москва : Академический проект, 2004.
Братусъ B.C. Аномалии личности. – Москва, 1988.
Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : автореф. дис. ... док. психол. наук. – Екатеринбург, 2011.
Винярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий : автореф. дис. ... док. мед. наук. – Москва, 2008.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. З. / под ред. А.М. Матюшкина. – Москва : Педагогика, 1983. – 368с.
Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства // Национальный психологический журнал. – 2014. – №2 (14). – С. 97–101. doi: 10.11621/npj.2014.0212
Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 3–29.
Здравоохранение в России. 2015 : стат. сб. – Москва, 2015. – 174 с.
Зейгарник Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – Москва, 1980.
Карабанова О.А. Основы семейного консультирования. // Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. – Москва, 2009. – С. 454–518.
Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Дети с нарушениями развития : хрестоматия. – Москва, 1995.
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – Москва : Просвещение, 2008.
Махмутова Р.К. Особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 2. – С. 165–172.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – Воронеж, 1996.
Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 3–8. doi: 10.11621/npj.2015.0101
Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – Москва : АСТ, 2010. – 576 с.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Санкт-Петербург : Речь, 2005.Реан А.А., Баранов А.А., Махмутова Р.К.Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.108-114. doi: 10.11621/npj.2016.0413
Скопировано в буфер обмена
Скопировать