ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.)

История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.)

Скачать в формате PDF

Поступила: 25.12.2015

Принята к публикации: 14.03.2016

Дата публикации в журнале: 30.08.2016

Страницы: 124-129

DOI: 10.11621/npj.2016.0212

Ключевые слова: психология; история психологии; психологическая мысль; человек; этнопсихология

Доступно в on-line версии с: 30.08.2016

Для цитирования статьи:

Мусаева Т.Р.кызы История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2016

Мусаева Тунзалья Раджаб кызы Национальная академия наук Азербайджана, Институт философии и права

Аннотация

Средневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном, на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.

В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследии азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.

Азербайджанский народ обла­дает богатым литературным и культурным наследием. Изуче­ние психологической мысли, нашедшей свое отражение в этом богатом насле­дии, представляется нам особенно важ­ной задачей. Научная психология име­ет древнюю историю, изучение которой является одним из важных направлений развития этой науки. Основной задачей истории психологии является изучение зарождения психологической науки и ее состояния в различные периоды. Каждый исторический период имеет свои осо­бенности. Это связано с определенными психологическими особенностями осво­ения знаний.

В развитии психологической мыс­ли Азербайджана можно выделить два таких периода: период донаучной пси­хологии и период зарождения научной психологии в недрах философии. Пер­вый этап охватывает время с древней­ших времен до VII–VI вв. до нашей эры. В этот период представления о духе (психике) нашли свое отражение в мно­гочисленных мифах, легендах и сказках. Донаучная психология азербайджански­ми психологами А. Ализаде и А. Байра­мовым названа «обыденной». Они отме­чают, что «источник знаний обыденной психологии составляет общественный и личный опыт». Начиная с древних вре­мен, эти знания передаются из поколе­ния в поколение в различных образных выражениях, пословицах, четверости­шиях (баяты), сказках, легендах. «Каж­дый из нас воспринимает эти знания от окружающих людей, а также, через уст­ное народное творчество. Личные зна­ния людей в практике еще больше углу­бляются и приобретают новый смысл» (Сеидов, Гамзаев, 2007, С. 24).

Второй этап охватывает период с VII-VI вв. до нашей эры до конца XVIII века, в это время психология развивалась в со­ставе философии.

Формирование первых психологиче­ских идей в Азербайджане связано с древ­ними традициями народа. В семейных и бытовых церемониях встречаются ин­тересные характеристики массовых психологических событий. Одним из древнейших памятников древнего Азер­байджана является «Авеста» (около 589– 512 гг. д. н. э.) – сборник священных книг зороастризма, в которой нашли свое от­ражение жизнь, взгляды и традиции наро­дов Востока. В основе содержания «Аве­сты» лежит борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Во II-м тысяче­летии до н.э. в «Авесте» нашли свое отра­жение также различные мнения и идеи о душе и психических событиях. В «Авесте» утверждается, что любая душа, созданная Творцом для проявления и раскрытия своей Божественной сущности, проходит огромное количество воплощений (ро­ждений) в течение многолетних циклов развития. По учению Авесты, человек во всем уподобляется Богу-Творцу. Также че­ловек наделен одним из присущих Твор­цу главных свойств – свободой выбора. Главное ее проявление заключается в воз­можности сознательного выбора между добром и злом, который человек делает ежеминутно, ежесекундно, добровольно и сознательно. «Авеста» призывает к добрым делам, борьбе со злом, к прекрасно­му и светлому, утверждает человечность и мудрость и по-настоящему высокую и духовную мораль. «Авеста», формируя морально-мировоззренческие позиции, является признанным первоисточником основ нравственного и трудового воспи­тания восточного общества. Подтвержде­нием этому являются отрывки из «Аве­сты»: «О, истина! Пока ты в моем сердце, значит ты и в народе моем», «Пусть ваши руки, ноги, ваш ум будут готовы для осуществления праведных дел, для установ­ления священного мира на свете» (Авеста, 1993, С. 13).

В ХII веке в азербайджанской литера­туре, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Средне­го Востока, а также мировой литературы, на поэтическом поприще засверкали име­на таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви. В отличие от фарсоя­зычной художественной школы, в кото­рой употребление многочисленных ар­хаичных слов затрудняло изложение всех тонкостей философских мыслей, пред­ставители азербайджанской художественной школы, создававшие поэтические произведения на языке дари, за счет араб­ских слов и выражений сумели поднять ее на новый уровень развития. Тем самым были созданы превосходные условия для выражения всех нюансов и стихосложе­ния, и философских мыслей. Восток по­дарил миру целое созвездие имен, дос­тойно представляющих свою культуру, просвещение и литературу. Это такие эпи­ческие и поэтические памятники, как «Ки­таби Деде Коркуд», «Гачаг Наби», «Кероглу», «Шах Исмаил», «Кабуснаме», «Сиясетнаме», «Шахнаме», «Гюлюстан», «Эхлаги-Наси­ри» и т.д. В указанных и других подобных произведениях содержится много про­грессивных идей, связанных с возрастной и педагогической психологией» (Кереми, 2011, С. 82).

В древнем письменном памятнике азербайджанской народной литерату­ры «Китаби Деде Коркуд», описаны раз­личные эмоциональные состояния че­ловека и критикуются отрицательные качества поведения, которые проявля­ются в виде измены, зависти и дезертир­ства. Это произведение особенно ценно не только анализом внутриплеменных и межплеменных отношений, но и опи­санием социально-психологических фе­номенов, особенно, внутригрупповых от­ношений в условиях стресса. (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 61). В этом эпосе опи­сываются советы и наставления, которые открывают путь к нравственному воспи­танию. Деде Коркут говорил в своих поу­чениях: «Чем быть в этом мире ложному слову, лучше не быть ему», «Пусть на зем­ле нашей живут мужи высокие и крепкие, в речи своей скромные», «Пусть человек будет глашатаем правды». (Камал Абдулла, 2006, С. 93). В этих строках желание помочь, поделиться мудростью и быть на стороне честности, правды, справедливо­сти, что и является главными нравствен­ными постулатами при формировании личности. Основное содержание глав эпоса составляют: рассуждения о защите родной земли и народа и воспитательно-дидактические высказывания, не поте­рявшие своей актуальности и в наши дни.

Начиная с XI века, психологические идеи стали широко распространяться в Азербайджане. В средние века, особен­но в XII–XVI вв., психологические идеи нашли свое отражение трактатах ряда мыслителей. Большие заслуги в развитии психологических идей в Азербайджане в этот период принадлежат таким вид­ным представителям общественно-науч­ной мысли, как Бахманьяр (993–1066), Сираджеддин Урмави (1198–1283), Ни­зами Гянджеви (1141–1209), Насиред­дин Туси (1201–1274), Мухаммед Физули (1494–1556), Имадеддин Насими (1369– 1417) и другим.

Так, в философском наследии выда­ющегося азербайджанского филосо­фа Абульгасана Бахманьяра встречают­ся интересные психологические идеи. В его произведениях подробно излагают­ся представления о восприятии и мышле­нии, о характере, о единстве чувственно­го и логического познания окружающей среды, раскрывается связь чувственного и рационального в сознании.

Опираясь на учение Ибн Сины, Бахма­ньяр утверждал, что человек от природы наделен способностью собирать инфор­мацию и изучать науки. По его мнению, вещи осознаются, прежде всего, посред­ством естественного чувства, потом с по­мощью воображения и, наконец, с помо­щью разума. В философии Бахманьяра чувственная стадия познания, в свою оче­редь, делится на две части. Первая часть охватывает ощущения и внешние чувст­ва, а вторая часть – внутренние чувства. По мнению философа «ощущение вос­принимает индивидуальное». Ученый вы­делял три вида ощущений: первое – при­косновение, второе – вкус, третье – слух. Первые чувства тактильные – ощуще­ние прикосновения, благодаря которому и существуют живые существа. После так­тильных ощущений идут вкусовые ощу­щения. Все что пробуется, познается прикосновением. Обонятельные чувства помогают распознавать запахи при по­мощи органов обоняния. Для описания слуховых чувств, Бахманьяр изучал зву­ки. Он отмечал, что звук распространя­ется волнообразно и с силой, оказывая влияние на органы слуха (Мамедов, 2006, С. 93).

Бахманьяр высказывал ценные мыс­ли о теории познания. Он назвал мысль «движением человеческого разума», и подробно раскрыл психологические особенности мышления (понятие, смысл, идея). Философ признавал наличие двух моментов в познавательном процессе – чувственного и рационального. Чувст­ва (ощущения и другие познающие силы души) понимаются им как точные обра­зы, отражения материальных существ. В учении Бахманьяра нашли свое подробное освещение и вопросы рациональ­ного познания. Согласно его убеждению, посредством чувств могут воспринимать­ся внешние стороны вещей, познание же сущностных сторон вещей возмож­но только лишь благодаря разуму. В об­ласти теории познания Бахманьяр выступал с рационалистических позиций, причем, в процессе познания он на пе­редний план выдвигал разум. Он считал, что пути достижения истины следует ис­кать в логическом мышлении. Бахмань­яр, вслед за Аристотелем и Ибн Синой, под логикой понимал науку о правильном мышлении. По его мнению, логика выступает в качестве критерия знания. Разум человека обогащается за счет ин­формации, полученной извне. Всякий из воспринимаемых объектов отражает­ся в воспринимающем его субъекте. Эта информация обобщается с помощью логического мышления. Обучение логи­ке должно проводиться в четырех фор­мах: «в одних случаях осуществляется в форме напоминания, в других – в форме привлечения внимания, в-третьих, в форме систематического (изложения) науки, не допускающего появления ошибок, в-четвертых – в форме расположения идей в таком порядке, без которого их пользу было бы невозможным постичь» (Бахманьяр ал-Азербайджани, 1983, С. 113).

Психологические идеи нашли свое от­ражение и в творчестве видного предста­вителя поэзии средневековья XII века Ни­зами Гянджеви. Глубоко проникая в своих произведениях во внутренний мир чело­века, он дает психологические описания изменений психики личности, происхо­дящих под влиянием окружающей среды. Поэт затрагивает и другие психологиче­ские проблемы. Он показывает что, соци­альные нормы и стереотипы, традиции и обычаи играют важную роль в форми­ровании межличностных и межгруппо­вых отношений людей. Низами считал, что человек и общество – единая состав­ная часть вселенной и постоянно изучал связь между ними. Он оценивал проис­ходящие события в обществе и приро­де с точки зрения интересов человека. Восточная религиозная и философская мысль характеризует человека, как наи­более совершенное творение земли. Сло­ва священной книги «Коран»: «Мы созда­ли человека в самом прекрасном облике» свидетельствуют об отношении к челове­ку, как к высшему существу. По мнению Низами, в силу такого почетного рожде­ния, человек должен обладать богатой духовностью и иметь высокие идеалы. В глазах поэта человек, благодаря сво­им умениям и способностям, – хозяин на земле. Все в мире служит ему. Человек, будь то падишах или простой смертный, выделяется своими индивидуальными ка­чествами: умом, знанием, смелостью, трудолюбием, правдивостью. Низами считал необходимым соответствие личных ин­тересов общественной позиции. Гумани­стические качества, склонности прояв­ляются непосредственно по отношению к другим людям. Эти выделенные поэтом высшие качества человека: патриотизм, дружба, справедливость, щедрость, гар­моничны и очень важны в социальном и этическом плане. Вместе с тем, непре­менное условие существования челове­ка – совместный труд с себе подобными, жизнь в обществе. Однако вся трагедия человеческого общежития заключается в том, что люди не научились до сих пор управлять своими страстями и органи­зовать такое сотрудничество, при кото­ром продукты совместного труда распре­делялись бы равномерно, а инстинкты всех индивидов, составляющих общест­во, удовлетворялись бы одинаково в раз­умных пределах. Низами утверждал, что причина всей неустроенности на земле, всех невзгод и бедствий – социальное не­равенство, при котором одни члены об­щества вынуждены чрезмерно подавлять естественные потребности и желания, а другие, составляющие его меньшин­ство, за счет первых ненасытны в своих притязаниях. Следовательно, главная за­бота общества – воспитание инстинктов, разумное их ограничение и подавление ради сбережения духовного богатства. Низами Гянджеви основал новое направ­ление в литературе стран Востока и внес неоценимый вклад в развитие гумани­стических идей на Ближнем Востоке – «Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. Повелителем пространства, шахом времени я стал… » (Низами, 1982, С. 116). И хотя поэт брал за основу творений проблемы своей эпохи, его произведения не потеряли актуальности и в наши дни.

Психологические мысли нашли свое отражение в произведениях и такого вы­дающегося ученого этого периода как Сираджеддин Урмави. В частности, в его творчестве широко проанализирована проблема характера. В этике Урмави са­моуправление человека непосредствен­но связано с характером. Останавливаясь на этой проблеме, он писал: «Характер состоит из некоего твердого состава, по­коящегося в искушении, через которые укрепляется и стабилизируется характер». Под этим «твердым составом, покоящимся в искушении» мыслитель имел в виду со­вокупность психических особенностей. Ученый считал, что, какова внешняя обо­лочка человека, таков и его характер, и внутренний мир. Характер делится на две категории: хороший и плохой, то есть, покладистый и дурной характер. Хоро­ший характер – результат хороших дел, а плохие дела происходят от дурного ха­рактера. И хороший, и дурной характер тесно связаны с психологическими явле­ниями, возникающими в результате эмо­ций и аффектов (Мамедов, 1989, С. 162).

В XII–XVI вв. психологические идеи были ярко выражены, в частности, в твор­честве Насреддина Туси, Насими, Физули.

Насиреддин Туси подразумевал под искушением и страстью душу, психику, нравственность, подчеркивая значение мышления, ума, сознания и воли для усо­вершенствования природы человека. Он соглашался с мнением о волевом и про­извольном изменении человеческого характера. В своем произведении «Ахла­ги Насир» Насиреддин Туси в отдельном разделе подробно рассказал о возможно­сти изменения сущности характера.

Туси отмечает, что характер имеет врожденную особенность очень легко управлять искушением, обходя разум и мышление. «Особенность» является од­ним из качеств искушения и составля­ет сущность характера. В произведении «Ахлаги Насир» он выражает характер понятием искушения и заявляет о трех силах, управляющих искушением. В со­ответствии с волей этих сил, достигаются различные результаты. Первым из этих трех сил Туси называет «силу речи», вто­рым – «силу гнева», а третьим – «чувст­венную силу». В зависимости от соотно­шения этих сил, формируется характер человека (Туси, 1980, С. 81). Значительное место в философском наследии Туси за­нимает объяснения взаимосвязей между отдельными философскими категория­ми, отражающими явления и процессы в мире. Все формы движения и измене­ния обязательно связаны с явлениями. Необходимыми являются связи между причинами и следствиями. Подчеркивая неизбежность связи наблюдаемых отно­шений, Туси доходит до отрицания слу­чайности. Все детерминировано, случай­ность это то, причины чего мы не знаем.

Одним из просветителей, создав­шим реалистичные, светские поэти­ческие образы в азербайджанской ли­тературе, был Имадеддин Насими. Произведения этого поэта представляют собой значительный шаг на пути движе­ния к гуманизму и демократизму, не толь­ко азербайджанской литературы, но и ли­тературы народов Ближнего и Среднего Востока в целом. Имадеддин Насими яв­ляется вторым самым горячим глашатаем и пропагандистом идей гуманизма, чело­веколюбия в литературе после своего ге­ниального предшественника Низами Гянджеви. С точки зрения Насими, человек – существо сложной структуры с выражен­ной индивидуальностью. По его мнению, поведение человека обуславливают гене­тические и социальные факторы. Но при формировании личности преимущест­венная роль отводится качествам, при­обретенным жизненным опытом. Ста­новление таких человеческих качеств больше всего зависит от воспитания и са­мовоспитания. Точно так же Насими относился к анализу человеческих отно­шений. Он отмечал, что человек должен избегать таких чувств, как гнев, гордость, зависть, жадность и т.п., особенно унижа­ющих человека.

Проблема самопознания личности за­нимает большое место в творчестве На­сими. Человек, открывший, познавший себя, познает и Господа Бога, и мир. Та­ким образом он заботится об очищении своей совести, морали. Самопознание в учении хуруфизма [1] занимает значи­тельное место в системе самосовершен­ствования. Благодаря самопознанию человек внутренне очищается, превра­щается в (пригодное) активное сущест­во, еще более совершенствуясь, становится мудрым. Человек, познавший себя, «способен и обязан показывать верный и истинный путь другим», таков «мудрец», мудрый, решительный и отважный чело­век (Байрамов, 1974, С. 32). Психологиче­ские идеи в произведениях Насими на­ходят свое выражение в двух основных формах: либо в собственно философско-психологических произведениях масте­ра, либо в художественных произведениях, написанных в различных жанрах. В этом случае автор выступает также в ка­честве мыслителя-психолога.

В произведениях Насими для обобще­ния понятий «Истина» («Аллах») и «Все­ленная» вводится понятие «Человек» («Я»), так как человек, при основательном его рассмотрении, близок к Богу, а в широ­ком смысле близок к Вселенной. Первые строки газели «Я дервиш … Я сотворение вселенной, – но в сотворенье не вмещусь» поясняют эту мысль. Душа «Я» («Челове­ка») – бесцветная субстанция, не с кон­кретным, а с более общим содержанием. Человек становится человеком с богатым конкретным содержанием лишь тогда, когда душа облачается в цвет, желает по­стичь истину, стремится к красоте и добру. В философии Насими идентифицируе­мые понятия «Истина» («Бог») и «Я» в сово­купности составляют абсолютное, единое понятие. В противном случае «Я» относит­ся ко всему, а к нему ничего не относится. Сколько бы Насими ни возвышал людей до космоса, он не забывал о его реаль­ном, нравственно-этическом положении в жизни (Мамедов, 2006, С. 260).

Великий азербайджанский поэт Му­хаммед Физули придавал большое значе­ние внутригрупповым межличностным отношениям. Он считал, что уровень вну­тригрупповых внушений непосредственно связан с умственными и волевыми ка­чествами, мотивами и эмоциональным состоянием, характером личности и пр. В частности, в поэме «Лейли и Мед­жнун» имеются заслуживающие внима­ния примеры внутригрупповых внуше­ний. Кроме того, в этом произведении Физули адекватно описывает психоло­гические проявления состояния одино­чества (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 63). В произведении «Матлаул-этигад» («Вос­ход верований») Физули, высоко оцени­вая сознание человека, пишет: «Он (че­ловек) состоит из тела и плоти. Доказано существование плоти, потому что чело­век волевым усилием становится партне­ром других живых существ, и отличается от них такими умственными трудами, как плотничество, земледелие и т.д. Известно, что в умственных вопросах благоразумие и фактор управления являются домини­рующими факторами человека, по срав­нению с другими живыми существами. А это плоть» (Физули, 1987, С. 35).

Таким образом, анализ литературы этого периода позволяет утверждать, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народно­го творчества и литературные источни­ки богаты психологическими мыслями и идеями.

Психологическая мысль прошла до­вольно длительный путь становления, первые психологические воззрения поя­вились вместе с самим человечеством. Го­воря о психологии в древности, имеется в виду не то, что сегодня понимается под словом «психология», а простое изучение психики. Ведь человек всегда обнаружи­вал у себя и косвенно наблюдал у дру­гих людей основные психические явле­ния. Он изучал собственные ощущения, представления, мышление, речь, вообра­жение, интересы и чувства. В этот период основными методоми психологии явля­лись самонаблюдение и наблюдение.

Наблюдаемые психические феноме­ны позднее находили свое отражение в трудах многочисленных ученых. Станов­ление психологической мысли, в частно­сти, научных представлений о человеке, о его душе, происходило не только на ос­нове наблюдений, отраженных в мифах, легендах и сказках, но и на основе объек­тивных знаний из разных областей нау­ки. Дальнейшему развитию психологиче­ской мысли способствовал труд видных ученых деятелей средневековья.

Психология многие десятилетия раз­вивалась в недрах философии. За это вре­мя она заняла достойное место в системе философских мыслей. Учения, опира­ющиеся на идеалистические воззрения поэтов и писателей, привнесли в пси­хологическую науку этические аспекты психического. Благодаря этому, в совре­менной психологии рассматриваются та­кие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

В период средневековья продолжалось развитие психологической мысли. Про­цесс переосмысления и творческого раз­вития идей предшественников привел к формированию зачатков нового психо­логического знания. Характерными пси­хологическими качествами, рассматрива­емыми в учениях средневековых авторов, являются спокойствие, умение избирать по возможности справедливый и наибо­лее безопасный путь действий, поведения. На развитие психологической мысли это­го периода повлияло также реалистически трезвое отношение этих авторов к дейст­вительности и их стремление привить людям благоразумные нормы поведения в быту: умение с достоинством, благород­но вести себя в обществе, правильно вос­питывать подрастающее поколение и пр. Следовательно, труды всех вышеперечи­сленных великих деятелей внесли значи­тельный и неоспоримый вклад в развитие современной психологической мысли.

Примечания:

1. Хуруфизм (от араб. «хуруф» — буквы) — одна из ветвей суфизма. Представляет собой учение о том, что Коран подлежит толкованию посредством системы букв.

Литература:

Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата /пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И.М. Стеблин-Каменского. – Москва : Дружба народов; КРАМДС–Ахмед Ясови, 1993. – 208 с.

Алиев Р. История психологии. – Баку, 2006.

Байрамов, А.С., Ализаде А.А. Психология. – Баку, 2009.

Байрамов А.С. Психологический аспект в творчестве И. Насими // IV Закавказская конф. Психологов (тезисы, доклады). – Баку, 1974.

Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил. Т. I. – Баку, 1983. – 196c.

Кереми М.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана) // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 1. – С. 81-83.

Каграманов Дж.В. Научные поиски наследия азербайджанского поэта XIV Сейида Имадеддина Насими // Из истории средневековой восточной философии. – Баку, 1989.

Кулиева Ш.И. Философские и этические взгляды Низами Гянджеви в поэме «Сокровищница тайн» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СИБАК, 2013.

Магеррамов М. Толковый психологический словарь. – Баку, 1960.

Мамедов З.Д. История Азербайджанской философии. – Баку, 2006.

Мамедов З.Д. К вопросу о логике Сираджеддина Урмави // Из истории средневековой восточной философии : сб. – Баку : Элм, 1989.

Мамедов З.Д. Философские размышления Низами /под ред. А.М. Шукурова. – Баку, 2000.

Мурадханов М. Педагогические взгляды Низами : дис. … канд. пед. наук. – Баку, 1943. – 207.

Мустафаев Дж.В. Философские и этические воззрения Низами. – Баку, 1962.

Низами Гянджеви. Сокровищница тайн. – Баку : Язычы, 1982. – 259 с

Очерки по истории Азербайджанской философии. Т.1. – Баку, 1966.

Психология / под науч. ред. проф. С.И. Сеидова и проф. М.А. Гамзаева. – Баку, 2007.

Талыбов Ю., Садыков Ф., Кулиев С. История школы и педагогической мысли в Азербайджане. – Баку : Унсиет, 2000. – 516 С.

Туси Х.Н. Ахлаги Насир / пер. с перс. Р. Султанов. – Баку, 1980.

Физули М. Матлаул-этигад (Восход верований) / пер. с араб. академик З.М. Буниядов. – Баку : Язычы, 1987.
Для цитирования статьи:

Мусаева Т.Р.кызыИстория развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать