Поступила: 25.12.2015
Принята к публикации: 14.03.2016
Дата публикации в журнале: 30.08.2016
Страницы: 124-129
DOI: 10.11621/npj.2016.0212
Ключевые слова: психология; история психологии; психологическая мысль; человек; этнопсихология
Доступно в on-line версии с: 30.08.2016
Мусаева Т.Р.кызы История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьСредневековье в Азербайджане было прогрессивным периодом в развитии общества, ознаменовавшим новый этап формирования общественной, в том числе психологической мысли. В немалой степени этому способствовал тот факт, что в это время под влиянием объективных исторических причин увеличилось число поэтов и прозаиков, пишущих на родном языке. До этого литературные произведения в Азербайджане создавались в основном, на арабском и фарсидском языках. Параллельно психология проходит этап последовательного обобщения и анализа знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности и общения людей друг с другом. Житейские наблюдения и обобщения получают свое дальнейшее развитие в форме психологической мысли, происходит их философское осмысление и выведение общих законов.
В статье показано становление психологической мысли в Азербайджане в контексте освещения обычаев, литературного и культурного наследии азербайджанского народа. Основное внимание уделяется изучению донаучной и научной психологической мысли Азербайджана в различные века, когда она развивалась как одна из областей философии. Раскрываются заслуги таких видных представителей общественной научной мысли, как Бахманьяр, Сираджеддин Урмави, Низами Гянджеви, Насиреддин Туси и других в формировании первых психологических идей в Азербайджане. Показано, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями. Психологические взгляды в Азербайджане имеют древние корни, богатую историю формирования. В статье рассмотрены истоки и история развития психологических идей Азербайджана периода средневековья, продемонстрирована их тесная взаимосвязь с развитием азербайджанской литературы и культуры. Это дает возможность рассматривать науку психологию всесторонне, в комплексе, понять, что легло в основу современной психологической мысли.
Азербайджанский народ обладает богатым литературным и культурным наследием. Изучение психологической мысли, нашедшей свое отражение в этом богатом наследии, представляется нам особенно важной задачей. Научная психология имеет древнюю историю, изучение которой является одним из важных направлений развития этой науки. Основной задачей истории психологии является изучение зарождения психологической науки и ее состояния в различные периоды. Каждый исторический период имеет свои особенности. Это связано с определенными психологическими особенностями освоения знаний.
В развитии психологической мысли Азербайджана можно выделить два таких периода: период донаучной психологии и период зарождения научной психологии в недрах философии. Первый этап охватывает время с древнейших времен до VII–VI вв. до нашей эры. В этот период представления о духе (психике) нашли свое отражение в многочисленных мифах, легендах и сказках. Донаучная психология азербайджанскими психологами А. Ализаде и А. Байрамовым названа «обыденной». Они отмечают, что «источник знаний обыденной психологии составляет общественный и личный опыт». Начиная с древних времен, эти знания передаются из поколения в поколение в различных образных выражениях, пословицах, четверостишиях (баяты), сказках, легендах. «Каждый из нас воспринимает эти знания от окружающих людей, а также, через устное народное творчество. Личные знания людей в практике еще больше углубляются и приобретают новый смысл» (Сеидов, Гамзаев, 2007, С. 24).
Второй этап охватывает период с VII-VI вв. до нашей эры до конца XVIII века, в это время психология развивалась в составе философии.
Формирование первых психологических идей в Азербайджане связано с древними традициями народа. В семейных и бытовых церемониях встречаются интересные характеристики массовых психологических событий. Одним из древнейших памятников древнего Азербайджана является «Авеста» (около 589– 512 гг. д. н. э.) – сборник священных книг зороастризма, в которой нашли свое отражение жизнь, взгляды и традиции народов Востока. В основе содержания «Авесты» лежит борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Во II-м тысячелетии до н.э. в «Авесте» нашли свое отражение также различные мнения и идеи о душе и психических событиях. В «Авесте» утверждается, что любая душа, созданная Творцом для проявления и раскрытия своей Божественной сущности, проходит огромное количество воплощений (рождений) в течение многолетних циклов развития. По учению Авесты, человек во всем уподобляется Богу-Творцу. Также человек наделен одним из присущих Творцу главных свойств – свободой выбора. Главное ее проявление заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом, который человек делает ежеминутно, ежесекундно, добровольно и сознательно. «Авеста» призывает к добрым делам, борьбе со злом, к прекрасному и светлому, утверждает человечность и мудрость и по-настоящему высокую и духовную мораль. «Авеста», формируя морально-мировоззренческие позиции, является признанным первоисточником основ нравственного и трудового воспитания восточного общества. Подтверждением этому являются отрывки из «Авесты»: «О, истина! Пока ты в моем сердце, значит ты и в народе моем», «Пусть ваши руки, ноги, ваш ум будут готовы для осуществления праведных дел, для установления священного мира на свете» (Авеста, 1993, С. 13).
В ХII веке в азербайджанской литературе, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Среднего Востока, а также мировой литературы, на поэтическом поприще засверкали имена таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви. В отличие от фарсоязычной художественной школы, в которой употребление многочисленных архаичных слов затрудняло изложение всех тонкостей философских мыслей, представители азербайджанской художественной школы, создававшие поэтические произведения на языке дари, за счет арабских слов и выражений сумели поднять ее на новый уровень развития. Тем самым были созданы превосходные условия для выражения всех нюансов и стихосложения, и философских мыслей. Восток подарил миру целое созвездие имен, достойно представляющих свою культуру, просвещение и литературу. Это такие эпические и поэтические памятники, как «Китаби Деде Коркуд», «Гачаг Наби», «Кероглу», «Шах Исмаил», «Кабуснаме», «Сиясетнаме», «Шахнаме», «Гюлюстан», «Эхлаги-Насири» и т.д. В указанных и других подобных произведениях содержится много прогрессивных идей, связанных с возрастной и педагогической психологией» (Кереми, 2011, С. 82).
В древнем письменном памятнике азербайджанской народной литературы «Китаби Деде Коркуд», описаны различные эмоциональные состояния человека и критикуются отрицательные качества поведения, которые проявляются в виде измены, зависти и дезертирства. Это произведение особенно ценно не только анализом внутриплеменных и межплеменных отношений, но и описанием социально-психологических феноменов, особенно, внутригрупповых отношений в условиях стресса. (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 61). В этом эпосе описываются советы и наставления, которые открывают путь к нравственному воспитанию. Деде Коркут говорил в своих поучениях: «Чем быть в этом мире ложному слову, лучше не быть ему», «Пусть на земле нашей живут мужи высокие и крепкие, в речи своей скромные», «Пусть человек будет глашатаем правды». (Камал Абдулла, 2006, С. 93). В этих строках желание помочь, поделиться мудростью и быть на стороне честности, правды, справедливости, что и является главными нравственными постулатами при формировании личности. Основное содержание глав эпоса составляют: рассуждения о защите родной земли и народа и воспитательно-дидактические высказывания, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.
Начиная с XI века, психологические идеи стали широко распространяться в Азербайджане. В средние века, особенно в XII–XVI вв., психологические идеи нашли свое отражение трактатах ряда мыслителей. Большие заслуги в развитии психологических идей в Азербайджане в этот период принадлежат таким видным представителям общественно-научной мысли, как Бахманьяр (993–1066), Сираджеддин Урмави (1198–1283), Низами Гянджеви (1141–1209), Насиреддин Туси (1201–1274), Мухаммед Физули (1494–1556), Имадеддин Насими (1369– 1417) и другим.
Так, в философском наследии выдающегося азербайджанского философа Абульгасана Бахманьяра встречаются интересные психологические идеи. В его произведениях подробно излагаются представления о восприятии и мышлении, о характере, о единстве чувственного и логического познания окружающей среды, раскрывается связь чувственного и рационального в сознании.
Опираясь на учение Ибн Сины, Бахманьяр утверждал, что человек от природы наделен способностью собирать информацию и изучать науки. По его мнению, вещи осознаются, прежде всего, посредством естественного чувства, потом с помощью воображения и, наконец, с помощью разума. В философии Бахманьяра чувственная стадия познания, в свою очередь, делится на две части. Первая часть охватывает ощущения и внешние чувства, а вторая часть – внутренние чувства. По мнению философа «ощущение воспринимает индивидуальное». Ученый выделял три вида ощущений: первое – прикосновение, второе – вкус, третье – слух. Первые чувства тактильные – ощущение прикосновения, благодаря которому и существуют живые существа. После тактильных ощущений идут вкусовые ощущения. Все что пробуется, познается прикосновением. Обонятельные чувства помогают распознавать запахи при помощи органов обоняния. Для описания слуховых чувств, Бахманьяр изучал звуки. Он отмечал, что звук распространяется волнообразно и с силой, оказывая влияние на органы слуха (Мамедов, 2006, С. 93).
Бахманьяр высказывал ценные мысли о теории познания. Он назвал мысль «движением человеческого разума», и подробно раскрыл психологические особенности мышления (понятие, смысл, идея). Философ признавал наличие двух моментов в познавательном процессе – чувственного и рационального. Чувства (ощущения и другие познающие силы души) понимаются им как точные образы, отражения материальных существ. В учении Бахманьяра нашли свое подробное освещение и вопросы рационального познания. Согласно его убеждению, посредством чувств могут восприниматься внешние стороны вещей, познание же сущностных сторон вещей возможно только лишь благодаря разуму. В области теории познания Бахманьяр выступал с рационалистических позиций, причем, в процессе познания он на передний план выдвигал разум. Он считал, что пути достижения истины следует искать в логическом мышлении. Бахманьяр, вслед за Аристотелем и Ибн Синой, под логикой понимал науку о правильном мышлении. По его мнению, логика выступает в качестве критерия знания. Разум человека обогащается за счет информации, полученной извне. Всякий из воспринимаемых объектов отражается в воспринимающем его субъекте. Эта информация обобщается с помощью логического мышления. Обучение логике должно проводиться в четырех формах: «в одних случаях осуществляется в форме напоминания, в других – в форме привлечения внимания, в-третьих, в форме систематического (изложения) науки, не допускающего появления ошибок, в-четвертых – в форме расположения идей в таком порядке, без которого их пользу было бы невозможным постичь» (Бахманьяр ал-Азербайджани, 1983, С. 113).
Психологические идеи нашли свое отражение и в творчестве видного представителя поэзии средневековья XII века Низами Гянджеви. Глубоко проникая в своих произведениях во внутренний мир человека, он дает психологические описания изменений психики личности, происходящих под влиянием окружающей среды. Поэт затрагивает и другие психологические проблемы. Он показывает что, социальные нормы и стереотипы, традиции и обычаи играют важную роль в формировании межличностных и межгрупповых отношений людей. Низами считал, что человек и общество – единая составная часть вселенной и постоянно изучал связь между ними. Он оценивал происходящие события в обществе и природе с точки зрения интересов человека. Восточная религиозная и философская мысль характеризует человека, как наиболее совершенное творение земли. Слова священной книги «Коран»: «Мы создали человека в самом прекрасном облике» свидетельствуют об отношении к человеку, как к высшему существу. По мнению Низами, в силу такого почетного рождения, человек должен обладать богатой духовностью и иметь высокие идеалы. В глазах поэта человек, благодаря своим умениям и способностям, – хозяин на земле. Все в мире служит ему. Человек, будь то падишах или простой смертный, выделяется своими индивидуальными качествами: умом, знанием, смелостью, трудолюбием, правдивостью. Низами считал необходимым соответствие личных интересов общественной позиции. Гуманистические качества, склонности проявляются непосредственно по отношению к другим людям. Эти выделенные поэтом высшие качества человека: патриотизм, дружба, справедливость, щедрость, гармоничны и очень важны в социальном и этическом плане. Вместе с тем, непременное условие существования человека – совместный труд с себе подобными, жизнь в обществе. Однако вся трагедия человеческого общежития заключается в том, что люди не научились до сих пор управлять своими страстями и организовать такое сотрудничество, при котором продукты совместного труда распределялись бы равномерно, а инстинкты всех индивидов, составляющих общество, удовлетворялись бы одинаково в разумных пределах. Низами утверждал, что причина всей неустроенности на земле, всех невзгод и бедствий – социальное неравенство, при котором одни члены общества вынуждены чрезмерно подавлять естественные потребности и желания, а другие, составляющие его меньшинство, за счет первых ненасытны в своих притязаниях. Следовательно, главная забота общества – воспитание инстинктов, разумное их ограничение и подавление ради сбережения духовного богатства. Низами Гянджеви основал новое направление в литературе стран Востока и внес неоценимый вклад в развитие гуманистических идей на Ближнем Востоке – «Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. Повелителем пространства, шахом времени я стал… » (Низами, 1982, С. 116). И хотя поэт брал за основу творений проблемы своей эпохи, его произведения не потеряли актуальности и в наши дни.
Психологические мысли нашли свое отражение в произведениях и такого выдающегося ученого этого периода как Сираджеддин Урмави. В частности, в его творчестве широко проанализирована проблема характера. В этике Урмави самоуправление человека непосредственно связано с характером. Останавливаясь на этой проблеме, он писал: «Характер состоит из некоего твердого состава, покоящегося в искушении, через которые укрепляется и стабилизируется характер». Под этим «твердым составом, покоящимся в искушении» мыслитель имел в виду совокупность психических особенностей. Ученый считал, что, какова внешняя оболочка человека, таков и его характер, и внутренний мир. Характер делится на две категории: хороший и плохой, то есть, покладистый и дурной характер. Хороший характер – результат хороших дел, а плохие дела происходят от дурного характера. И хороший, и дурной характер тесно связаны с психологическими явлениями, возникающими в результате эмоций и аффектов (Мамедов, 1989, С. 162).
В XII–XVI вв. психологические идеи были ярко выражены, в частности, в творчестве Насреддина Туси, Насими, Физули.
Насиреддин Туси подразумевал под искушением и страстью душу, психику, нравственность, подчеркивая значение мышления, ума, сознания и воли для усовершенствования природы человека. Он соглашался с мнением о волевом и произвольном изменении человеческого характера. В своем произведении «Ахлаги Насир» Насиреддин Туси в отдельном разделе подробно рассказал о возможности изменения сущности характера.
Туси отмечает, что характер имеет врожденную особенность очень легко управлять искушением, обходя разум и мышление. «Особенность» является одним из качеств искушения и составляет сущность характера. В произведении «Ахлаги Насир» он выражает характер понятием искушения и заявляет о трех силах, управляющих искушением. В соответствии с волей этих сил, достигаются различные результаты. Первым из этих трех сил Туси называет «силу речи», вторым – «силу гнева», а третьим – «чувственную силу». В зависимости от соотношения этих сил, формируется характер человека (Туси, 1980, С. 81). Значительное место в философском наследии Туси занимает объяснения взаимосвязей между отдельными философскими категориями, отражающими явления и процессы в мире. Все формы движения и изменения обязательно связаны с явлениями. Необходимыми являются связи между причинами и следствиями. Подчеркивая неизбежность связи наблюдаемых отношений, Туси доходит до отрицания случайности. Все детерминировано, случайность это то, причины чего мы не знаем.
Одним из просветителей, создавшим реалистичные, светские поэтические образы в азербайджанской литературе, был Имадеддин Насими. Произведения этого поэта представляют собой значительный шаг на пути движения к гуманизму и демократизму, не только азербайджанской литературы, но и литературы народов Ближнего и Среднего Востока в целом. Имадеддин Насими является вторым самым горячим глашатаем и пропагандистом идей гуманизма, человеколюбия в литературе после своего гениального предшественника Низами Гянджеви. С точки зрения Насими, человек – существо сложной структуры с выраженной индивидуальностью. По его мнению, поведение человека обуславливают генетические и социальные факторы. Но при формировании личности преимущественная роль отводится качествам, приобретенным жизненным опытом. Становление таких человеческих качеств больше всего зависит от воспитания и самовоспитания. Точно так же Насими относился к анализу человеческих отношений. Он отмечал, что человек должен избегать таких чувств, как гнев, гордость, зависть, жадность и т.п., особенно унижающих человека.
Проблема самопознания личности занимает большое место в творчестве Насими. Человек, открывший, познавший себя, познает и Господа Бога, и мир. Таким образом он заботится об очищении своей совести, морали. Самопознание в учении хуруфизма [1] занимает значительное место в системе самосовершенствования. Благодаря самопознанию человек внутренне очищается, превращается в (пригодное) активное существо, еще более совершенствуясь, становится мудрым. Человек, познавший себя, «способен и обязан показывать верный и истинный путь другим», таков «мудрец», мудрый, решительный и отважный человек (Байрамов, 1974, С. 32). Психологические идеи в произведениях Насими находят свое выражение в двух основных формах: либо в собственно философско-психологических произведениях мастера, либо в художественных произведениях, написанных в различных жанрах. В этом случае автор выступает также в качестве мыслителя-психолога.
В произведениях Насими для обобщения понятий «Истина» («Аллах») и «Вселенная» вводится понятие «Человек» («Я»), так как человек, при основательном его рассмотрении, близок к Богу, а в широком смысле близок к Вселенной. Первые строки газели «Я дервиш … Я сотворение вселенной, – но в сотворенье не вмещусь» поясняют эту мысль. Душа «Я» («Человека») – бесцветная субстанция, не с конкретным, а с более общим содержанием. Человек становится человеком с богатым конкретным содержанием лишь тогда, когда душа облачается в цвет, желает постичь истину, стремится к красоте и добру. В философии Насими идентифицируемые понятия «Истина» («Бог») и «Я» в совокупности составляют абсолютное, единое понятие. В противном случае «Я» относится ко всему, а к нему ничего не относится. Сколько бы Насими ни возвышал людей до космоса, он не забывал о его реальном, нравственно-этическом положении в жизни (Мамедов, 2006, С. 260).
Великий азербайджанский поэт Мухаммед Физули придавал большое значение внутригрупповым межличностным отношениям. Он считал, что уровень внутригрупповых внушений непосредственно связан с умственными и волевыми качествами, мотивами и эмоциональным состоянием, характером личности и пр. В частности, в поэме «Лейли и Меджнун» имеются заслуживающие внимания примеры внутригрупповых внушений. Кроме того, в этом произведении Физули адекватно описывает психологические проявления состояния одиночества (Байрамов, Ализаде, 2009, С. 63). В произведении «Матлаул-этигад» («Восход верований») Физули, высоко оценивая сознание человека, пишет: «Он (человек) состоит из тела и плоти. Доказано существование плоти, потому что человек волевым усилием становится партнером других живых существ, и отличается от них такими умственными трудами, как плотничество, земледелие и т.д. Известно, что в умственных вопросах благоразумие и фактор управления являются доминирующими факторами человека, по сравнению с другими живыми существами. А это плоть» (Физули, 1987, С. 35).
Таким образом, анализ литературы этого периода позволяет утверждать, что история науки и культуры Азербайджана, в частности, образцы устного народного творчества и литературные источники богаты психологическими мыслями и идеями.
Психологическая мысль прошла довольно длительный путь становления, первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. Говоря о психологии в древности, имеется в виду не то, что сегодня понимается под словом «психология», а простое изучение психики. Ведь человек всегда обнаруживал у себя и косвенно наблюдал у других людей основные психические явления. Он изучал собственные ощущения, представления, мышление, речь, воображение, интересы и чувства. В этот период основными методоми психологии являлись самонаблюдение и наблюдение.
Наблюдаемые психические феномены позднее находили свое отражение в трудах многочисленных ученых. Становление психологической мысли, в частности, научных представлений о человеке, о его душе, происходило не только на основе наблюдений, отраженных в мифах, легендах и сказках, но и на основе объективных знаний из разных областей науки. Дальнейшему развитию психологической мысли способствовал труд видных ученых деятелей средневековья.
Психология многие десятилетия развивалась в недрах философии. За это время она заняла достойное место в системе философских мыслей. Учения, опирающиеся на идеалистические воззрения поэтов и писателей, привнесли в психологическую науку этические аспекты психического. Благодаря этому, в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.
В период средневековья продолжалось развитие психологической мысли. Процесс переосмысления и творческого развития идей предшественников привел к формированию зачатков нового психологического знания. Характерными психологическими качествами, рассматриваемыми в учениях средневековых авторов, являются спокойствие, умение избирать по возможности справедливый и наиболее безопасный путь действий, поведения. На развитие психологической мысли этого периода повлияло также реалистически трезвое отношение этих авторов к действительности и их стремление привить людям благоразумные нормы поведения в быту: умение с достоинством, благородно вести себя в обществе, правильно воспитывать подрастающее поколение и пр. Следовательно, труды всех вышеперечисленных великих деятелей внесли значительный и неоспоримый вклад в развитие современной психологической мысли.
1. Хуруфизм (от араб. «хуруф» — буквы) — одна из ветвей суфизма. Представляет собой учение о том, что Коран подлежит толкованию посредством системы букв.
Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата /пер. с авест., предисл., примеч. и словарь И.М. Стеблин-Каменского. – Москва : Дружба народов; КРАМДС–Ахмед Ясови, 1993. – 208 с.
Алиев Р. История психологии. – Баку, 2006.
Байрамов, А.С., Ализаде А.А. Психология. – Баку, 2009.
Байрамов А.С. Психологический аспект в творчестве И. Насими // IV Закавказская конф. Психологов (тезисы, доклады). – Баку, 1974.
Бахманйар ал-Азербайджани. Ат-Тахсил. Т. I. – Баку, 1983. – 196c.
Кереми М.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана) // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 1. – С. 81-83.
Каграманов Дж.В. Научные поиски наследия азербайджанского поэта XIV Сейида Имадеддина Насими // Из истории средневековой восточной философии. – Баку, 1989.
Кулиева Ш.И. Философские и этические взгляды Низами Гянджеви в поэме «Сокровищница тайн» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СИБАК, 2013.
Магеррамов М. Толковый психологический словарь. – Баку, 1960.
Мамедов З.Д. История Азербайджанской философии. – Баку, 2006.
Мамедов З.Д. К вопросу о логике Сираджеддина Урмави // Из истории средневековой восточной философии : сб. – Баку : Элм, 1989.
Мамедов З.Д. Философские размышления Низами /под ред. А.М. Шукурова. – Баку, 2000.
Мурадханов М. Педагогические взгляды Низами : дис. … канд. пед. наук. – Баку, 1943. – 207.
Мустафаев Дж.В. Философские и этические воззрения Низами. – Баку, 1962.
Низами Гянджеви. Сокровищница тайн. – Баку : Язычы, 1982. – 259 с
Очерки по истории Азербайджанской философии. Т.1. – Баку, 1966.
Психология / под науч. ред. проф. С.И. Сеидова и проф. М.А. Гамзаева. – Баку, 2007.
Талыбов Ю., Садыков Ф., Кулиев С. История школы и педагогической мысли в Азербайджане. – Баку : Унсиет, 2000. – 516 С.
Туси Х.Н. Ахлаги Насир / пер. с перс. Р. Султанов. – Баку, 1980.
Физули М. Матлаул-этигад (Восход верований) / пер. с араб. академик З.М. Буниядов. – Баку : Язычы, 1987.Мусаева Т.Р.кызыИстория развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.124-129. doi: 10.11621/npj.2016.0212
Скопировано в буфер обмена
Скопировать