Поступила: 27.05.2016
Принята к публикации: 08.06.2016
Дата публикации в журнале: 30.08.2016
Страницы: 84-93
DOI: 10.11621/npj.2016.0208
Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера личности подростка; психоэмоциональное напряжение; ценностные ориентации (ЦО)
Доступно в on-line версии с: 30.08.2016
Подольский А. И., Идобаева О. А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей. // Национальный психологический журнал 2016. № 2. c.84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ данной статье представлены результаты проведенного крупномасштабного исследования ценностно-мотивационной направленности личности подростков, проживающих в различных регионах Российской Федерации, в связи с особенностями социальной ситуации их развития (семья, школа). Полученные в исследовании данные позволяют наметить наиболее оптимальные формирующие процедуры, направленные на развитие у подростков ориентации в ценностных аспектах общественных отношений. Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. При этом актуальными являются вопросы: как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека, какие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Ответы на эти вопросы и варианты их практической реализации заложены в комплексном подходе к построению программ развития социально-моральной компетентности школьников. Он предполагает максимальное вовлечение педагогов и родителей в совместную работу по формированию социально-моральной компетентности обучающихся, обеспечение их взаимодействия, проведение целенаправленной диагностики и мониторинга уровня развития социально-моральной компетентности, реализацию необходимых требований к проведению формирующей процедуры.
В проведенном исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% – юноши, 53,9% – девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок); 937 родителей подростков; 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов – областной).
В исследовании показано, что формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную работу не только с самими подростками, но так же с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом.
Развитие ценностно-моральной компетентности является одной из важнейших задач системы школьного воспитания. Это обусловлено необходимостью формирования нравственного общественного фундамента и особенностями подросткового возраста, являющегося сенситивным в отношении решения задач самоопределения, в том числе, в сфере собственных идеалов и ценностей. Одна из главных трудностей на пути решения этой задачи заключается в том, что в современной психолого-педагогической науке и практике нет единого понимания, что собственно должно являться предметом формирования, каковы должны быть образовательные результаты, если речь идет о развитии ценностно-моральной сферы.
Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. Как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека? Какие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Современное общество, в котором на первый план выходят принципы успешности, личных достижений, неизбежно ставит перед развивающейся личностью вопрос о выборе между общественными и собственными интересами. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку необходимо проанализировать различные точки зрения, определить положительные и отрицательные последствия разных вариантов решения. Зачастую для этого необходимо целенаправленно создавать условия, которые способствовали бы формированию осознанной позиции подростка в ситуациях морального выбора.
Ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и мировоззрение подростка. При этом их исследование требует учета возрастных изменений, которые происходят в ценностно-моральной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Подростковый возраст – особый этап развития личности, в ходе которого происходят качественные изменения самосознания ребенка, определяющие условия формирования его системы ценностей (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.С. Арсеньев, О.А. Карабанова, Н.А. Кирилова, М.Ю. Кондратьев, И.С. Кон, А.В. Кулешова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ф. Райе, А.А. Реан, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон, J.C. Coleman, J.R. Hopkins, E. Greenberger, L. Steinberg и др.). Согласно общепсихологическому пониманию, ценности имеют смысловую природу, они связывают когнитивную и мотивационную сферы личности, обеспечивая таким образом ее целостность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Г. Олпорт, В. Франкл и др.). Они выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, являясь ее внутренними регуляторами поведения.
Социально-экономические процессы, происходящие в современной России, привели к значительному изменению ценностно-моральной сферы личности, прежде всего, подрастающего поколения. Современные подростки, живущие в сложном по своему содержанию и строению мире, возможно, больше других возрастных категорий зависят от культивируемых в обществе норм и ценностей. Ценностные ориентации, как высший уровень диспозиционной системы, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность (Ядов, 1994). К сожалению, наше общество, «зараженное» консьюмеризмом и гедонизмом, имеет серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Кроме того, современная семья все чаще не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства защищенности, психологического комфорта. Данные социокультурные реалии, на которых во многом базируется самоопределение подростка, приводят к тому, что его жизненные ценности формируются не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, а в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Все это не может не сказаться на формировании ценностно-смысловой сферы личности современных российских подростков и, соответственно, на их деятельности и поведении.
Несмотря на то, что исследование ценностей современных подростков достаточно широко отражено в научной литературе, проблема возрастно-психологических особенностей ценностей современных подростков с учетом современного социокультурного контекста требует своего дальнейшего изучения.
Новизна нашего исследования заключается в том, что структура исследования позволяет не просто констатировать наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций современных подростков, а предполагает более глубокое изучение данной проблемы за счет рассмотрения связей ценностных ориентаций с особенностями существеннейших элементов социальной ситуации развития подростков – семьи и школы. Выявленные закономерности позволят дать более полное описание психологических механизмов социального поведения личности и на этой основе сконструировать наиболее оптимальные формирующие процедуры.
Цели исследования:
выявить ценностные приоритеты подростков в различных регионах РФ;
проанализировать взаимосвязь между социальной ситуацией развития и доминирующими ценностями подростков;
выявить и описать возрастно-психологические особенности ценностных приоритетов современных подростков.
Выборка: 54,7% выборки – подростки 13-14 лет (учащиеся 8-х классов общеобразовательной школы); 45,3% – подростки 15-16 лет (учащиеся 10-х классов общеобразовательной школы), родители учащихся, учителя школ, в которых проводилось исследование.
Всего в исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% – юноши, 53,9% – девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок); 937 родителей подростков; 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов – областной).
Методика для учащихся: исследование ценностей личности Шварца (Schwartz) в адаптации В.Н. Карандашева (Карандашев, 2004, 2014).
Методики для учителей и родителей: исследование уровня реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) (Практикум по инженерной …, 2003), исследование психоэмоционального напряжения (ПЭН) (Копина, Суслова, Заикин, 1995) и исследование смысложизненных ориентаций (Леонтьев, 1992).
Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, – это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой долей вероятности присущие всем культурам, – это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):
власть (Power) – социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
достижение (Achievement) – личный успех в соответствии с социальными стандартами;
гедонизм (Hedonism) – наслаждение или чувственное удовольствие;
стимуляция (Stimulation) – волнение и новизна;
самостоятельность (Self-Direction) – самостоятельность мысли и действия;
универсализм (Universalism) – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
доброта (Benevolence) – сохранение и повышение благополучия близких людей;
традиция (Tradition) – уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
конформность (Conformity) – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
безопасность (Security) – безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.
На рисунке 1 представлены средние значения по всем ценностям для всей выборки подростков (в порядке убывания их значимости для подростков).
Рисунок 1. Средние значения по всем ценностям для всей выборки в порядке убывания значений
Различия в оценках ценностей учениками восьмого и десятого класса по критерию Манна-Уитни представлены в таблице 1.
Таблица 1. Значимость различий в оценках ценностей подростками 8-х и 10-х классов
Ценность
|
8 / 10 |
|
U |
P |
|
Конформность |
708128,5 |
,000 |
Традиция |
757922,0 |
,000 |
Доброта |
|
|
Универсализм |
738043,5 |
,004 |
Самостоятельность |
732868,0 |
,000 |
Возбуждение |
757584,5 |
,000 |
Гедонизм |
821380,5 |
,015 |
Достижение |
759182,0 |
,008 |
Власть |
727248,5 |
,000 |
Безопасность |
779383,0 |
,001 |
Как следует из таблицы 1, в оценках ценностей подростками восьмых и десятых классов есть следующие значимые различия:
восьмиклассники значимо выше, чем десятиклассники ценят «конформность», «традиции», «универсализм», «гедонизм» и «безопасность»;
десятиклассники значимо выше восьмиклассников оценивают «самостоятельность», «возбуждение», «достижение» и «власть».
Немаловажное значение в исследовании морально-ценностных ориентаций подростков имеют гендерные различия. Мы проверили с помощью критерия Манна-Уитни значимость различий в оценках ценностей юношами и девушками (таблица 2).
Таблица 2. Значимость различий в оценках ценностей юношами и девушками
Ценность |
Юноши / Девушки |
|
U |
P |
|
Конформность |
|
|
Традиция |
809022,5 |
,007 |
Доброта |
697467,5 |
,000 |
Универсализм |
717203,0 |
,000 |
Самостоятельность |
|
|
Возбуждение |
|
|
Гедонизм |
|
|
Достижение |
|
|
Власть |
620288,5 |
,000 |
Безопасность |
|
|
Таким образом, в оценках ценностей юношами и девушками есть следующие значимые различия:
девушки значимо больше, чем юноши, ценят «доброту» и «универсализм»;
юноши значимо больше, чем девушки ценят «традиции» и «власть».
Значимые различия между подростками разных площадок наблюдаются в оценках ценностей «конформность», «традиция», «доброта», «безопасность», «гедонизм». Результаты наглядно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Средние значения оценок подростками всех площадок ценностей «конформность», «традиции», «доброта», «гедонизм» и «безопасность»
При сравнении средних значений видно, что в больших городах подростки значимо выше, чем в малых городах, ценят «самостоятельность» и «власть» и значимо ниже – «конформность» и «безопасность». В малых городах значимо выше, чем в больших городах, подростки ценят «традиции»: уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи. Подростки площадок 1 и 6 значимо ниже, чем подростки площадок 2 (U=110291,5; p=0,010 и U=95106,0; p=0,006), 4 (U=72136,5; p=0,031 и U=62181,5; p=0,017) и 5 (U=11063,5; p=0,053 и U=87212,5; p=0,031) ставят ценность «конформности». Подростки площадок 1 и 6 значимо ниже, чем подростки площадок 2 (U=106296,0; p=0,000 и U=97214,0; p=0,000), 3 (U=82515,5; p=0,000 и U=75130,5; p=0,000), 4 (U=75489,0; p=0,001 и U=69121,0; p=0,001) и 5 (U=96271,5; p=0,002 и U=88193,5; p=0,002), считают ценность «традиции». Подростки площадки 2 значимо выше, чем подростки площадок 1 (U=116293,0; p=0,075, тенденция), 3 (U=88822,0; p=0,043), 5 (U=105041,5; p=0,052, тенденция) и 6 (U=99890,5; p=0,003) оценивают «доброту». Подростки площадки 4 значимо выше, чем подростки площадок 2 (U=84155,0; p=0,029), 3 (U=61853,0; p=0,012), 5 (U=72014,5; p=0,035) и 6 (U=73925,5; p=0,054, тенденция) оценивают «гедонизм». Подростки площадки 4 значимо выше, чем подростки площадок 1 (U=75461,5; p=0,001), 3 (U=57779,0; p=0,042), 5 (U=69056,5; p=0,053, тенденция) и 6 (U=65110,5; p=0,002) оценивают «безопасность». Подростки площадки 2 значимо выше, чем подростки площадок 1 (U=115644,0; p=0,019) и 6 (U=104830,0; p=0,015) оценивают «безопасность».
Таким образом, значимость различий в отношении к ценностям подростков из больших и малых городов, проживающих в различных регионах России, говорит о влиянии социально-экономической ситуации, культурных и других особенностей, составляющих макроуровень социальной ситуации их развития, на иерархию их ценностных приоритетов.
Рассмотрим влияние на ценностные приоритеты подростков микроуровня социальной ситуации, в частности, отношений подростков с родителями и учителями.
Для выявления связи различных аспектов психологического благополучия учителей, мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена. Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности учителей.
|
Удовлетворенность жизнью |
Удовлетворенность условиями жизни |
Сферы жизни |
Уровень стресса |
|
Реактивная тревожность |
S |
-,641 |
-,399 |
-,455 |
,482 |
p |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
|
Личностная тревожность |
S |
-,624 |
-,305 |
-,525 |
,737 |
p |
,000 |
,000 |
,000 |
,000 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что низкая
удовлетворенность учителей различными аспектами своей жизни сопровождается у
них повышением реактивной и личностной тревожности, что, в свою очередь,
приводит к повышению уровня стресса. Исследования (Идобаева, Подольский, 2010,
2012, 2013) показывают, что повышение уровня тревожности и стресса ведет к
снижению процесса самоактуализации личности, что крайне нежелательно в
профессиональной деятельности педагога.
Личность педагога играет большую роль в воспитании полноценной, гармоничной личности. Поэтому мы проверили наличие связи между ценностями подростков и психологическим благополучием учителей (психоэмоциональное напряжение, личностная и реактивная тревожность). Полученные данные представлены в таблице 4, где видно, что удовлетворенность учителей жизнью отрицательно связана с ценностью «традиции» учеников и положительно – с ценностью «доброта». Чем ниже удовлетворенность учителей различными сферами своей жизни, тем ниже оценивают подростки ценность «самостоятельность» (связь прямая). Чем выше реактивная тревожность учителей, тем ниже ценность «доброта» (связь обратная, на уровне тенденции, но при увеличении выборки она носила бы достоверный характер). Таким образом, наглядно показано, что для успешного формирования ценностно-моральной сферы личности подростка необходимо, чтобы психологические характеристики педагогов отражали их психологическое благополучие.
Таблица 4. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности учителей с ценностями подростков.
|
Ценность Конформность |
Ценность Традиции |
Ценность оброта |
Ценность Самостоятельность |
|
Удовлетворенность жизнью учителей |
S |
|
-,667 |
,650 |
|
P |
|
,050 |
,058 |
|
|
Удовлетворенность учителей сферами жизни |
S |
|
|
|
,762 |
P |
|
|
|
,017 |
|
Реактивная тревожность |
S |
,600 |
|
-,617 |
|
P |
,088 |
|
,077 |
|
Как уже отмечалось нами ранее, психологическое благополучие учителя имеет крайне важное значение для развития личности подростка. Данные, полученные в нашем исследовании и представленные в таблице 5, говорят о том, что смысложизненные ориентации (СЖО) учителей имеют как прямые, так и обратные связи с ценностями подростков. Чем выше показатели СЖО учителей по шкалам «Цели в жизни» и «Процесс жизни», тем менее значимы для подростков такие ценности, как «гедонизм» и «власть» (связь обратная). Чем больше удовлетворены учителя результатом своей жизни, тем больше подростки ценят «конформность» и «безопасность» (связь прямая). Шкала СЖО «Локус контроля-жизнь» имеет прямую связь с такими ценностями подростков, как «доброта» (связь прямая), «самостоятельность» (связь обратная), «гедонизм» (связь обратная). Шкала СЖО «Локус контроля- Я» учителей связана обратной связью с ценностью подростков «конформность». Общий показатель смысложизненных ориентаций учителей имеет прямую связь с ценностью «конформность» и обратную связь с ценностью «гедонизм».
Таблица 5. Связь различных характеристик смысложизненных ориентаций учителей с оценками ценностей подростками
|
Ценность Конформность (подростки) |
Ценность Доброта (подростки) |
Ценность Самостоятельность (подростки) |
Ценность Гедонизм (подростки) |
Ценность Власть (подростки) |
Ценность Безопасность (подростки) |
|
Цели в жизни (учителя) |
S |
|
|
|
-,659 |
-,695 |
|
P |
|
|
|
,076 |
,056 |
|
|
Процесс жизни (учителя) |
S |
|
|
|
-,707 |
|
|
P |
|
|
|
,050 |
|
|
|
Результат жизни и (учителя) |
S |
,976 |
|
|
|
|
,714 |
P |
,000 |
|
|
|
|
,047 |
|
Локус контроля-Я (учителя) |
S |
-,714 |
|
|
|
|
|
P |
,047 |
|
|
|
|
|
|
Локус контроля – жизнь (учителя) |
S |
|
,690 |
-,647 |
-,683 |
|
|
P |
|
,058 |
,083 |
,062 |
|
|
|
Общий показатель СЖО (учителя) |
S |
,643 |
|
|
-,719 |
|
|
P |
,086 |
|
|
,045 |
|
|
Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что смысложизненные ориентации учителей связаны с ценностно-моральной сферой подростков. Более всего они бывают связаны с такими ценностями подростков, как «конформность», «доброта», «самостоятельность», «гедонизм», «власть», «безопасность».
С помощью коэффициента корреляции Спирмена мы проверили связь между ценностями подростков и психологическим благополучием родителей (ПЭН, ЛТ, РТ). Полученные данные представлены в таблицах 6 и 7. Как видно из таблиц, психоэмоциональное напряжение и тревожность родителей связаны с формированием ценностно-моральной сферы подростков. Чем больше удовлетворенность матери условиями жизни, тем меньшее значение в иерархии ценностей подростков имеют такие ценности, как «возбуждение», «гедонизм», «достижения», «власть», «безопасность» (связь обратная). Чем выше уровень стресса и реактивная тревожность матери, тем меньше ценится подростками «доброта» (связь обратная) и больше – «власть» (связь прямая). Психоэмоциональное напряжение отца связано с ценностью подростка «доброта» – чем благополучнее в психоэмоциональном отношении отец, тем больше ценится подростком «доброта».
Таблица 6. Связь характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности матерей с оценками ценностей подростками.
|
Ценность Доброта
|
Ценность Возбуждение |
Ценность Гедонизм |
Ценность Достижения |
Ценность Власть |
Ценность Безопасность |
|
Удовлетворенность условиями жизни |
S |
|
-,084 |
-,076 |
-,097 |
-,109 |
-,076 |
P |
|
,004 |
,066 |
,022 |
,010 |
,068 |
|
Сферы жизни |
S |
|
|
|
|
-,099 |
|
P |
|
|
|
|
,019 |
|
|
Уровень стресса |
S |
-,092 |
|
|
|
,094 |
|
P |
,025 |
|
|
|
,023 |
|
|
Реактивная тревожность |
S |
|
|
|
|
,082 |
|
P |
|
|
|
|
,050 |
|
Таблица 7. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности отцов с оценками ценностей подростками.
|
Ценность Доброта |
|
Удовлетворенность жизнью |
S |
,133 |
p |
,028 |
|
Уровень стресса |
S |
-,122 |
p |
,044 |
|
Реактивная тревожность |
S |
-,114 |
p |
,064 |
С помощью коэффициента корреляции Спирмена мы проверили связь между ценностями подростков и смысложизненными ориентациями родителей. Полученные данные представлены в таблицах 8 и 9. Как видно на них, чем выше показатель шкалы СЖО матери «Цели в жизни», тем выше ценность «самостоятельность» подростков (связь прямая) и ниже ценность «власть» (связь обратная). Чем выше мать оценивает результативность своей жизни, тем меньшее значение придает подросток таким ценностям как «гедонизм» и «власть» (связь обратная). Со стороны отца большее влияние на формирование ценностной сферы подростка имеет его ощущение себя сильной личностью, способной выстраивать жизнь в соответствии со своими представлениями и целями. Чем сильнее личность отца, тем ценнее в иерархии ценностей подростка «конформность», «универсализм», «безопасность».
Выявленные связи ценностных ориентаций учащихся с различными психологическими характеристиками учителей и родителей выдвигают на первый план при формировании ценностно-моральной сферы личности подростков работу с указанными характеристиками личности учителей и родителей.
Учитывая связи психологических переменных педагогов и учащихся, полученные в нашем исследовании, необходимо акцентировать внимание на оказании психологической помощи педагогам в виде индивидуального психологического консультирования, групповых занятий по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса. В структуре психологической работы с педагогами и родителями должна присутствовать коррекция смысложизненных ориентаций, особенно, формирование умения управлять своей жизнью с помощью поиска новых возможностей самореализации, креативного подхода к решению нестандартных ситуаций и их сознательному контролю. Учитывая двусторонний характер полученных в исследовании связей, формирование ценностно-мотивационной сферы учащихся, соответствующей нормативно развивающейся личности подростка и запросам общества, будет способствовать психоэмоциональному благополучию педагогов и повышению их удовлетворенности жизнью.
Таким образом, формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную работу не только с самими подростками, но и с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом.
Планирование и результаты проведения формирующих процедур с учетом выявленных связей будут представлены в следующих публикациях.
Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: автореферат дис. … докт. психол. наук. – Москва, 1995. – 49 с.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17–24.
Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 38–49.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – С. 256–269.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1 (2) сентябрь. – С.87–89.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника. – 2010. –№ 6. – С. 72–78.
Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : дис. … докт. психол. наук. – Москва, 2013. – 387 с.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения : монография. – Москва : Эко-Пресс, 2012. – 200 с.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 70 с.
Карандашев В.Н. О некоторых методологических аспектах использования методики Шварца для исследования ценностей личности и культуры // Психологическая диагностика. – 2014. – № 1. – С. 57-73.
Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 119–132.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – Москва, 1992. – 18 с.
Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2002. – 183 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – Москва : Academia, 2004. – 318 с.
Молчанов С.В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2005. – 234 с.
Пирумова К.В. Смысложизненные ориентации как фактор профессионального развития педагога : автореферат дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2004. – 22 с.
Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. – 2001. – № 1. – С. 24–30.
Подольский А.И., Идобаева О.А. Перспективы психологической концепции П.Я. Гальперина в образовании и развитии личности // Образование личности. – 2014. – № 2. – С. 8–14.
Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю.К. Стрелкова. – Москва, 2003. – С. 148–153, 153–156.
Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе: дис. … канд. психол. паук. – Москва, 2005. – 258 с.
Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. – 1994. – № 1. – С. 35–52.
Armon C. (1998) Adult moral development, experience and education. Journal of moral education. Vol. 27, No. 3, 345-371.
Barriga, A., Morrison, E., Liau, A., & Gibbs, J. C. (2001). Moral cognition: Explaining the gender difference in antisocial behavior. Merrill-Palmer Quarterly, 47, 532-562.
Batson, C. D., Fultz, J., & Shoenrade, P. A. (1987). Distress and empathy: Two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of Personality, 55, 10-38.
Blasi, A. (1995). Moral understanding and the moral personality: The process of moral integration. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), moral development: An introduction. New York: Allyn & Bacon, 229.
Boyes, M. & Allen, S. (1993). Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. Merrill-Palmer Quarterly, 39, pp. 551-570.
Brabeck, M. (1995). Morality: Thoughts about the past, thoughts about the future. Moral Education Forum, 20, pp. 3-9.
Bugental, D. B., & Johnston, C. (2000). Parental and child cognitions in the context of the family. Annual Review of Psychology, 51,pp. 315-344.
Boyes, M. & Allen, S. (1993). Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. Merrill-Palmer Quarterly, 39, 551-570.
Brabeck, M. (1995). Morality: Thoughts about the past, thoughts about the future. Moral Education Forum, 20, 3-9.
Bugental, D. B., & Johnston, C. (2000). Parental and child cognitions in the context of the family. Annual Review of Psychology, 51, 315-344.
Carpendile J.I.M. (2000) Kollberg and Piaget on stages and moral reasoning. Developmental Review, 20, 181-205.
Colby, A. & Kohlberg, L. (1987). The measurement of moral judgment. Volume 1. New York: Cambridge University Press.
Eckcnsberger, L.I I. & Zimba, R. (1997). The development of moral judgment. In: J.W.Bcrry, P.R. Dascn &. T.S. Saraswathi (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology, Vol. 2, Boston; Allyn & Bacon, 299-338.
Eisenberg, N. (1995). Prosocial development: A multifaceted model. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), Moral development: An introduction, 401-430. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Hoffman M.L. (2000) Empathy and Moral Development. Cambridge University Press.
Hunsberger, B., Pratt, M. W., & Pancer, S. M. (2001) Adolescent identity formation: Religious exploration and commitment. Identity, 1, 365-386.
Mackey, K., Arnold, M. L., & Pratt, M. W. (2001) Adolescents’ stories of decision-making in more or less authoritative families: Representing the voices of parents in narrative. Journal of Adolescent Research, 16, 243-268.
Okin S.M., Reich R. (1999) Families and schools as compensating agents in moral development for a multicultural society. Journal of moral education, Vol.28, 3, 283-299.
Peterson, R. S. (1994). The role of values in predicting fairness judgments and support of affirmative action. Journal of Social Issues, 50, 95-115.
Rokeach, M. (1973) The Nature of human values. N.Y.
Rokeach, M. (1979) Understanding human values. N.Y.
Schwartz, S. H. (1992) Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1-65.Подольский А. И., Идобаева О. А.Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей. // Национальный психологический журнал. 2016. № 2. c.84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
Скопировано в буфер обмена
Скопировать