ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
«Пусть теория руководит нашим развитием» Интервью с Антонио Э. Пуэнте

«Пусть теория руководит нашим развитием» Интервью с Антонио Э. Пуэнте

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.07.2016

Принята к публикации: 05.07.2016

Дата публикации в журнале: 06.07.2016

Страницы: 28-30

DOI: 10.11621/npj.2016.0104

Ключевые слова: Американская Психологическая Ассоциация (АПА); Антонио Э. Пуэнте; перспективы психологии; применение психологии; нейропсихология; Выготский Л.С.

Доступно в on-line версии с: 06.07.2016

Для цитирования статьи:

Пуэнте Антонио Э. «Пусть теория руководит нашим развитием» Интервью с Антонио Э. Пуэнте. // Национальный психологический журнал 2016. № 1. c.28-30. doi: 10.11621/npj.2016.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2016

Пуэнте Антонио Э. Университет штата Северная Каролина в городе Уилмингтон

Аннотация

В интервью идет речь об Американской Психологической Ассоциации (АПА) и деятельности Антонио Э. Пуэнте (Antonio E. Puente), PhD на посту президента этой организации. Антонио Пуэнте, доктор философии, профессор психологии Университет штата Северная Каролина в городе Уилмингтон (UNCW) был избран Президентом АПА 2017 года.

Отвечая на вопрос об основных направлениях будущей деятельности Американской Психологической Ассоциации, Антонио Пуэнте обратил внимание на необходимость коренной перестройки работы этой крупнейшей научной и профессиональной организации. Вызвано это прошедшим расследованием и последовавшим за ним «отчетом Хоффмана. После террористических атак 2009 года некоторые психологи (не члены АПА) помогали ЦРУ в получении информации с использованием пыток. Изменения в АПА будут касаться не только бюджета и персонала, но так же ее миссии, целей и ценностей.

Антонио Пуэнте, вслед за Майклом Вертгаймером, считает, что оценить значимость тех или иных современных открытий в области психологии очень сложно. Это возможно будет сделать представителям нового поколения специалистов. Приоритетной отраслью он видит нейропсихологию, которую считает основой всей психологии как науки. Наиболее перспективной областью применения психологии, по мнению А. Пуэнте, является здравоохранение. Применение психологической науки там должно быть более эффективным и рентабельным. Данный подход расширяет значение психологии, помогает улучшить клинические результаты и сократить затраты.

Говоря о наиболее известных российских психологах, А. Пуэнте особо выделил Л.С. Выготского, работы которого он считает чрезвычайно значимыми. Антонио Пуэнте с сожалением констатирует, что, в современном мире наблюдаются самые высокие показатели убийств и самоубийств, массовой стрельбы и психических заболеваний. Поэтому психологи вынуждены признать, что еще не пришли к окончательному пониманию психологических особенностей человека.

Интервью с избранным Президентом Американской Психологической Ассоциации (АПА) 2017 года Антонио Э. Пуэнте.

Антонио Пуэнте – доктор философии, профессор психологии Университет штата Северная Каролина в городе Уилмингтон (UNCW) был избран Президентом Американской Психологической ассоциации (АПА) 2017 года. Американская Психологическая Ассоциация (АПА), – основана в 1892 году – является ведущим и крупнейшим научным и профессиональным объединением психологов в США, включающим специалистов из Канады, а так же ассоциированных членов из других стран. Миссией АПА является продвижение творчества, общения и применения психологических знаний на благо общества и улучшения жизни людей. Сейчас она насчитывает 152000 членов.

Антонио, не могли бы Вы охарактеризовать основные направления деятельности Американской Психологи- ческой Ассоциации?

В настоящее время деятельность АПА коренным образом перестраивается. Это связано с прошедшим расследованием и последовавшим за ним «отчетом Хоффмана». Абсолютно все в Американской Психологической Ассоциации, включая ее функции и структуру, будет пересматриваться. Это касается не только бюджета и персонала организации, но и ее целей. Предпринимается попытка переосмыслить так же миссию и ценности АПА.

Поэтому в следующем 2017 году основной темой юбилейной 125 конференции АПА будет «Марш на Вашингтон», усиливающий наши связи с Конгрессом США, научными, образовательными и общественными организациями, здравоохранением. По сути, мы будем вспоминать нашу историю и строить планы на будущее. А оно подразумевает не только глобализацию психологии, но и ее применение в решении практических задач, использование понятия социальной справедливости и справедливости для того, чтобы АПА представляла всю психологию, а психология стремилась бы понять и служить всему обществу.

Проинформируйте, пожалуйста, российских читателей об «отчете Хоффмана».

После 9 сентября 2001 года, одной из величайших трагедий в истории США, отдельные «психологи» – не члены АПА, помогали ЦРУ в получении информации с использованием пыток, включая пытку водой. Некоторые руководители АПА были косвенно вовлечены в эту деятельность. После десяти лет обсуждений и минимальных действий, эти печальные события были преданы огласке в исчерпывающем расследовании, проведенном независимым советом. Результаты этого расследования были опубликованы в 500-страничном отчете, который называется «отчет Хоффмана», или, более правильно, «независимый комментарий». Руководством АПА было потрачено огромное количество времени и десять миллионов долларов для того, чтоб разобраться в этой ситуации и полностью ее исправить.

Какие научные достижения (открытия) в области психологии, выполненные психологами- членами Американской Психологической Ассоциации, Вы бы назвали как наиболее значимые?

Известный историк психологии Майкл Вертгаймер, сын Макса Вертгаймера, основателя гештальт-психологии в Германии, предположил, что потребуется не менее одного поколения, чтобы определить, что является исторически важным для психологии. Мы живем не только в период когнитивной революции, но и в период значительного развития парадигм в нейронауках и нейропсихологии. К тому же, движение профессиональной психологии от сферы психического здоровья в сторону здравоохранения в целом, открывает для нее новые возможности и укрепляет ее роль в обществе. Скорость развития, глубина и масштаб современной психологии говорят о возрождении исследований психики, мозга и поведения.

В Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (EFPA) предпринята попытка создания единого образовательного стандарта в области психологического образования EuroPsy. Есть ли соответствующие аналоги в Северной Америке? Есть ли отличие психологического образования в США от других стран?

Мне кажется, что нельзя иметь разные взгляды на то, какое образование должны получать психологи. Поэтому я поддерживаю идею EuroPsy. В США существуют свои образовательные модели и, возможно, в будущем мы сможем иметь универсальное психологическое образование вместо его региональных или национальных моделей. Хотя до это- го еще далеко, я надеюсь, что у нас будут образовательные системы, которые позволят профессионалам работать в разных странах. По крайней мере, необходимо иметь общую систему образовательных принципов и целей, которую разделяли бы все психологи.

Уникальность АПА в том, что у нас есть модель профессионального образования, позволяющая постоянно его совершенствовать. Единые стандарты образования начинают действовать на уровне старшей школы и продолжаются на уровне бакалавриата, магистратуры, интернатуры, постдипломного и непрерывного образования. В сфере клинической психологии у нас есть практикумы, стажировки и лицензирование для всех практикующих психологов, около 10% этих специалистов получает также профессиональную сертификацию.

Что является общим, не зависящим от географических, лингвистических или культурных границ, реально существующих или воображаемых? Это те исследования, которые составляют основу всей психологии. Если обратиться, например, к фундаментальным работам Вильгельма Вундта и Вильяма Джеймса, то их содержание по-прежнему является фундаментом всей психологической науки.

В России психологи принимают активное участие в разработке и внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов для детей дошкольного и школьного возраста. Есть ли такой опыт у АПА?

На государственном уровне у нас существуют два типа стандартов: стандарт общего образования и профессионального образования. Общепедагогические стандарты для психологии при- меняются на этапе профессионального образования, а также в течение всей профессиональной деятельности. Более подробную информацию можно найти на сайте: www.apa.org.

Сейчас в психологии наблюдается стремление объяснять результаты достижений человека функционированием и развитием соответствующих мозговых структур. Как Вы считаете, чем объясняется такая тенденция?

Я хочу переформулировать вопрос, вы говорите о деятельности, но нужно также сказать и о нарушениях, имеющих неврологическую или нейрокогнитивную основу. Позвольте мне немного отступить от темы и напомнить читателям, что один из основателей современной психологии, Вильгельм Вундт, был немецким врачом, и его книга «Основы психофизиологической психологии» является, по сути, текстом по нейропсихологии. В США Вильям Джеймс, который также был врач по образованию, предположил, что корень психологии лежит в понимании работы мозга. Так, например, в третьей главе своей книги «Принципы психологии» он пишет о функциях полушарий мозга. Если обратиться к психологии в России, то, например, книгу И.П. Павлова «Условные рефлексы» также можно рассматривать как учебник по нейропсихологии, в котором говорится о классическом научении. Стремясь стать наукой, психология была за- хвачена бихевиоризмом. Поэтому для того, чтобы понять смысл психологии необходимо вернуться к корням и понять, что психология возникла из нейропсихологии. На наш взгляд, психология – это отрасль нейропсихологии.

В 2016 году исполняется 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского. Насколько работы Льва Семеновича значимы для развития современной психологии?

На наш взгляд, работы Л.С. Выготского чрезвычайно важны. Летом этого года мне посчастливилось участвовать в IV Конференции имени Л.С. Выготского в г. Эшторил, Португалия. Несколько лет назад я познакомился с дочерью Льва Семеновича в Москве. Для меня стало очевидно: для того, чтобы понять механизмы работы мозга человека необходимо поместить его в социально-исторический контекст. Интересно, что работы Л.С. Выготского оказали значительное влияние на принципы образования и в меньшей мере на психологию и нейропсихологию. Надеюсь, что это удастся изменить.

Какие научные исследовательские направления в области психологии являются, на Ваш взгляд, наиболее перспективными?

Я думаю, что наиболее перспективным является все, что связано с применением психологии в сфере здравоохранения. Эта сфера превышает 17% валового внутреннего продукта экономики США. Поэтому применение психологической науки в этой области должно быть более эффективным и рентабельным. Данный подход расширяет значение психологии, помогает улучшить клинические результаты и сократить затраты. Такой прагматичный подход должен сопровождаться пониманием природы нарушений. В этом плане нейропсихология предоставляет удивительную парадигму соединения тела и психики.

Что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в работе Американской Психологической Ассоциации для ее более успешного развития?

Я не могу говорить от имени всей АПА, хотя и являюсь вновь избранным президентом этой организации, но могу поделиться собственным мнением. В начале необходимо поправить те ошибки, которые указаны в описаны в «отчете Хоффмана». Далее, необходимо перестроить АПА путем реструктуризации, назначения нового директора и полного пересмотра этических принципов. Целый год будет проводиться изучение ошибок в деятельности организации, следующие три-пять лет будут потрачены на реструктуризацию стратегии, внутреннего регламента, а также этических стандартов и принципов. Таким образом, мы начинаем работу без основополагающих принципов для того, чтобы вывести АПА из крайне сложной ситуации, описанной в отчете, и восстановить безупречный статус нашей организации с 125-летней историей. Для этого будут пересмотрены цели, ценности, миссия, а все, что нельзя будет изменить, будет сокращено. Это время перестройки АПА снизу доверху. Это огромная возможность для перемен, но и грандиозная задача, которую нам предстоит решить.

В чем, на Ваш взгляд, состоит залог успешного будущего психологической науки и практики?

Надо помнить, что психология – прежде всего наука. Хотя, спустя почти 125 лет со дня основания АПА, мы с разочарованием наблюдаем огромное количество проблем в человеческой жизни. Мы имеем самые высокие в истории показатели убийств и самоубийств, массовой стрельбы и психических заболеваний не только в нашей стране, но и во всем мире. Мы вынуждены признать, что не пришли к окончательному пониманию психологических особенностей человека.

Пусть теория руководит нашим развитием. Давайте обратимся к работам таких гигантов прошлого, как И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Р. Сперри, поскольку иной жизнеспособной и надежной альтернативы так и не было предложено. Мы обладаем хорошей методологией, большим количеством данных, но у нас очень мало мудрости.

В 2017 году ожидается визит Антонио Э. Пуэнте в Москву и его выступление в МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках сотрудничества Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.


Для цитирования статьи:

Пуэнте Антонио Э.«Пусть теория руководит нашим развитием» Интервью с Антонио Э. Пуэнте. // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. c.28-30. doi: 10.11621/npj.2016.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать