ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми

Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.01.2016

Принята к публикации: 02.02.2016

Дата публикации в журнале: 06.07.2016

Страницы: 70-77

DOI: 10.11621/npj.2016.0109

Ключевые слова: Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья; семейный стресс; семейные ресурсы в преодолении трудной жизненной ситуации; уровень социально-психологической адаптации родителей

Доступно в on-line версии с: 06.07.2016

Для цитирования статьи:

Подольская Т.А., Мазурова Н.В. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми. // Национальный психологический журнал 2016. № 1. c.70-77. doi: 10.11621/npj.2016.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2016

Подольская Татьяна Афанасьевна

Мазурова Надежда Владимировна

Аннотация

В статье представлен анализ данных отечественных и зарубежных исследований по проблеме оказания психологической помощи родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Рассматривается понятие «семья больного ребенка» как нестабильная система, на которую оказывает влияние сильный хронический семейный стрессор. Приведена типология семей по критерию уязвимости к стрессу: уязвимые семьи, регенеративные семьи. Анализируются отечественные исследования по изучению семейного стресса и способов его преодоления. Раскрывается содержание понятия «семейный стресс». Описываются нарушения психологической адаптации семьи больного ребенка в аспекте посттравматических стрессовых реакций. Объясняются причины неодинаковой устойчивости семей к жизненным сложностям.

Рассматривается понятие «семейный копинг», включающее в себя защитные факторы семьи, факторы восстановления, семейные ресурсы. Анализируются результаты исследования проблемы семейного копинга. Раскрывается роль семейных факторов в формировании личностных копинг-ресурсов и индивидуального копинг-стиля. Показано содержание психологической помощи родителям тяжелобольных детей, построенной на основе принципа системности с учетом тяжести состояния ребенка, индивидуальных особенностей родителей, уровня социально-психологической адаптации, а также микросоциальных и макросоциальных факторов воздействия. К ним относятся: психолого-педагогическая поддержка семьи на первом этапе принятия диагноза ребенка, психолого-педагогическая помощь родителям безнадежно больного ребенка, психолого-педагогическая помощь родителям с высоким уровнем социально-психологической адаптации, психолого-педагогическая помощь родителям детей с патологией центральной нервной системы.

Ситуация, когда в семье воспи­тывается ребенок с ограничен­ными возможностями здоровья, с тяжелыми хроническими заболевани­ями, безусловно, является сложной, Она оказывает сильное и длительное стрес­согенное воздействие на членов семьи. Тяжело и длительно болеющие дети в течение долгого периода жизни нахо­дятся на лечении и реабилитации в уч­реждениях системы здравоохранения, поэтому первостепенной задачей в ра­боте специалистов является сохранение и восстановление здоровья пациентов. При этом целенаправленная помощь са­мой семье, как правило, отсутствует.

В научных исследованиях нашли отра­жение лишь отдельные аспекты пробле­мы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелы­ми нарушениями здоровья и испытываю­щим хронический стресс. Большинство исследователей определяют «семейный стресс» как макрособытие (в смысле кри­тического жизненного события), кото­рое нарушает гомеостаз семьи. Такие события требуют долговременного при­способления и включают так называе­мые изменения вторичного порядка – на уровне структуры семьи. Относительную вероятность адекватного реагирова­ния членов семьи на стрессовые собы­тия M. Perrez назвал семейной копинг- компетентностъю (Perrez, 1992). Авторы отечественных и зарубежных исследований доказали, что тяжелая или хрони­ческая болезнь ребенка затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью совладания с неблагоприятными изменениями. В специальной психологии существует достаточное количество работ, в кото­рых рассматривается проблема эмоци­онального реагирования и социальной адаптации родителей детей с сенсорны­ми и интеллектуальными нарушениями (Мастюкова, Московкина, 2003; Смирно­ва, 1996; Ткачева, 1999; Шипицына, 1997). Появление такого ребенка сопровождает­ся не только естественными, «норматив­ными» трудностями, но и рядом серьезных негативных жизненных изменений: крах родительских ожиданий; неуверен­ность супругов в правильности выполне­ния своей роли, меняющие стиль жизни семьи ограничения, выполнение новых сложных функций и обязанностей, соци­альная изоляция.

В формировании личностных копинг- ресурсов и индивидуального копинг-сти­ля решающая роль принадлежит семей­ным факторам. Однако семейный стресс и способы его преодоления являются в нашей стране малоизученными. Объя­сняется это трудоемкостью проведения таких исследований: требуется систе­матичность наблюдений, обязательное участие всех членов семьи и пр. Едва ли не единственными серьезными работами на настоящий момент являются исследования Н.Ф. Михайловой и Е.В. Куфтяк (Михайлова, 1998; Куфтяк, 2010). Авторы отмечают, что семейная сплоченность и семейная адаптация могут рассматри­ваться в качестве семейных копинг-ре­сурсов, оказывающих положительное влияние на эмоциональные переживания и преодоление стресса членами семей, а удовлетворенность семейным функци­онированием является психологическим фактором, способствующим эффектив­ной адаптации.

Трудные жизненные ситуации прове­ряют прочность семейной системы и ее способность восстанавливать силы после перенесенного стресса. Не все члены се­мьи одинаково уязвимы к стрессу, не все умеют быстро восстанавливать душев­ные и физические силы, «выздоравливать» после неудачи, сохраняя душевную энергию, жизнерадостность и другие по­зитивные чувства. Способность семьи восстанавливаться после перенесенного стресса ученые обозначают как устойчивость (resilience). На ее основе выделяют два типа семей:

  1. Уязвимые семьи. При столкновении с трудностями члены такой семьи не поддерживают друг друга, не же­лают идти на компромиссы. Они не умеют распределять ответственность и обязанности в семье, никогда не во­влекают всех членов семьи в процесс принятия важных решений;

  2. Регенеративные семьи. При столкно­вении с трудностями члены таких семей поддерживают, мотивируют друг друга на решение проблем, открыто проявляют любовь и заботу друг о дру­ге, имеют семейные правила и ценно­сти. Эти семьи обладает способностью контролировать трудные ситуации, пробовать новые способы их разрешения (Карабанова, 2004; Русина, 1999).

Неодинаковая устойчивость семей к сложностям объясняется по-разно­му. Чаще всего специалисты говорят об определенном механизме, обеспечива­ющем достижение успеха, – семейном копинге (Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2005). Он способствует организации различных действий членов семьи, укрепля­ет внутрисемейное единство и сплочен­ность, является процессом достижения баланса семейной системы (Pearlin, 1991; Perrez, Reicherts, 1992; Seiffge-Krenke, 1998). Cемейный копинг включает:

  • Защитные факторы семьи обеспечи­вают способность семьи сохранять свою целостность и дальнейшее фун­кционирование, несмотря на грозя­щие трудности. К ним относят условия организации семейной жизни (семейные праздники, степень про­чности семьи, заведенный порядок и семейные традиции), общение в се­мье, управление семейным бюджетом, личностную совместимость членов семьи;

  • Факторы восстановления, благодаря которым семья способна устанавли­вать новые формы жизнедеятельно­сти в ситуации семейного кризиса.

Важное место в механизме семейного копинга занимают семейные ресурсы.

Семейные ресурсы – это особенности семьи, которые позволяют ей легче приспособиться к неблагоприятным услови­ям. К ним относят: гибкость взаимоотно­шений между родственниками, среднюю степень четкости в формулировке роле­вых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира (Варга, 2001; Эйдемиллер, Юстицкис, 2000).

В настоящее время исследование се­мейного копинга в отечественной психо­логии набирает популярность. Интерес для исследователей представляют труд­ности развития семьи на каждом этапе ее жизненного цикла (Белорукова, 2005; Гу­щина, 2005; Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2005; Савина, Смирнова, 2003; Смир­нова, Быкова, 2000).

Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина при­водят описание нескольких основных стратегий поведения родителей. Семьи с активной ориентацией стараются ре­шить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, при­нимая лишь те обстоятельства, которые в данный момент изменить невозможно. Семьи с фаталистической ориентацией принимают все, что бы ни происходило, как должное. Их стратегией нередко яв­ляется лишь пассивное принятие события. Такая позиция возникает тогда, когда семьи ограничены в ресурсах и выборе альтернатив своего развития (Мастюко­ва, Московкина, 2003).

Л.М. Шипицына описывает варианты неконструктивного решения проблем в случае рождения ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья. Первый путь – поиск виновных. При этом вели­ка опасность формирования негативно­го мироощущения, которое становится средством моральной защиты, позволя­ющей оправдать и принять как должное весь спектр негативных ощущений. Вто­рой путь – самообвинение. При этом усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой. Еще од­ним вариантом поведения родителей яв­ляется отказ от ребенка. В этом случае прекращение общения с ребенком, его исчезновение связано с известным в пси­хоанализе процессом вытеснения тре­вожных чувств, аффектов и мыслей (Шипицына, 1997).

Нарушения психологической адап­тации семьи больного ребенка можно рассматривать в аспекте посттравмати­ческих стрессовых реакций, осложнен­ных так называемым «синдромом дамоклова меча»: источник стресса временно устранен, но не исчез, так как сохраняет­ся вероятность рецидива (Дэвис, 2011). При этом сами родители оценивают свое психологическое состояние как ухудшающееся, в то время как опасения за жизнь ребенка отходят на второй план. Примером может быть семья ребенка с хрони­ческим заболеванием, которое постоян­но держит всех в состоянии напряжения. В стадии обострения заболевания роди­тели вновь и вновь переживают чувства беспокойства, разочарования и неуве­ренности. Наличие и качество социальной поддержки может усилить или смяг­чить воздействие трудной ситуации.

Существует множество типологий се­мьи, которые базируются на различных критериях (численность, функции, тра­диции, количество детей, распределе­ние ролей в семье, стабильность и т.д.). В рамках системного подхода семья – это система, обладающая своей структурой, границами, динамикой и реализующая со­вокупность функций, удовлетворяющих потребность ее членов (Варга, 2001; Эйде­миллер, Юстицкис, 2000). Многочислен­ные трудности, которые возникают пе­ред семьей и угрожают ее стабильности, можно разделить по силе (сильные и слабые) и длительности воздействия (острые и хронические). Неблагоприятные последствия семейных трудностей могут но­сить проксимальный (внутренний) и вне­семейный (внешний) характер.

Следовательно, понятие «семья боль­ного ребенка» можно определить та­ким образом: это нестабильная система, на которую оказывает влияние сильный хронический семейный стрессор, обла­дающий свойством переменности и по­рождающий проксимальные (расстройства в супружеской паре, выраженный эмоциональный дискомфорт членов) и внесемейные (ухудшение материально­го положения, хронические стрессовые отношения с лицами вне семьи) факторы риска. То есть, под влиянием стрессора – «болезнь ребенка» происходят систем­ные изменения в семье, которые допол­няют картину изменений социальной си­туации развития больного ребенка.

Нами предпринята попытка построе­ния системы психологической помощи семье тяжелобольного ребенка. Психоло­гическая помощь – широкая многоуров­невая сфера помогающей психологической практики, которая осуществляется в формах психологического консультирования, психологической коррекции и психологического просвещения (Петровский, 2007, С. 204). Как правило, це­ленаправленной психологической помо­щи предшествует этап психологической диагностики.

Изучение разных групп семей, вос­питывающих больных детей, осуществ­лялось нами в течение 2006-2012 гг., результаты его представлены в ряде публикаций (Мазурова, Сурков, Бушуева, 2013). В данной статье мы сосредоточим внимание на системе практической пси­хологической помощи родителям тяже­лобольных детей, построенной с учетом индивидуальных особенностей родителей, микросоциальных и макросоциаль­ных факторов, влияющих на социально- психологическую адаптацию семьи.

Психолого-педагогическая поддержка семьи на первом этапе принятия диагноза ребенка

Важными задачами в работе психоло­га с семьей, имеющей больного ребенка, являются эмоциональная поддержка ро­дителей, помощь в максимально быстром принятии новой социальной ситуации с минимальным риском для семейной системы. От качества работы психолога в этот момент зависит, будут ли родители в дальнейшем обращаться за помощью к специалистам или прибегнут к иным способам снятия напряжения (помощь гадалок, экстрасенсов и т.п.).

Психологическая поддержка осу­ществляется в следующих организацион­ных формах: индивидуальное психоло­гическое консультирование и групповые психологические занятия. Индивидуальные консультации проводятся в течение 1–1,5 часов. Курс состоит из трех-шести встреч. Количество встреч и часто­та их проведения зависит от динамики психологического состояния родителей. В сложных случаях возможны допол­нительные 1–2 встречи с психологом. В ходе индивидуального психологиче­ского консультирования родителям пре­доставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции, выговориться. Уже после первой беседы с родителям и об их переживаниях наблюдается хо­роший психотерапевтический результат, удается снизить защитные реакции аф­фективно-реактивного плана. Психолог помогает родителям выработать новые жизненные цели в связи с изменившей­ся социальной ситуацией, обучает способам совладания со стрессом.

Самым главным в работе психолога с родителями на всех этапах, а на первом этапе особенно, является проявление без­условного уважения их чувств и эмоций («безусловное позитивное принятие» по К. Роджерсу). То есть, психолог принима­ет родителей безоценочно, независимо от их проблем, статуса, национальности, системы ценностей и личностных харак­теристик. Этот момент крайне важен, по­скольку в ситуации тяжелой болезни ре­бенка и невозможности его излечения у родителей снижаются самооценка, са­моуважение. Важно, чтобы они понимали, что никто не подозревает их в несо­стоятельности из-за того, что они имеют больного ребенка. Неправильно приу­меньшать проблемы родителей в зави­симости от того, насколько серьезна ситуация. Тенденция избегать родителей или делать вид, что все в порядке, является проявлением неуважения к их про­блемам. Очень важными характеристи ками психолога являются способности реально оценивать свои возможности и искренне сопереживать родителям. Од­нако, полностью принимая эмоциональ­ное состояние и проблемы родителей, психолог обязан демонстрировать раз­умный энтузиазм и оптимизм. Энтузиазм притягателен и заразителен, он легко пе­редается родителям и делает их отноше­ния с психологом намного эффективнее.

Групповые занятия проводятся в фор­ме тематических встреч-бесед, в кото­рых кроме «новичков» принимают учас­тие родители больных детей, имеющие значительный стаж воспитания больного ребенка. Продолжительность группо­вого занятия – 1,5 часа. Цель групповых психологических занятий – предоста­вить родителям возможность почувство­вать поддержку от других родителей, тем самым, предотвратив нарастание отгоро­женности, замкнутости в своей пробле­ме. Эти встречи помогают восстановить поврежденные стрессом социальные от­ношения, получить отклик на свои пере­живания. Групповые занятия выполняют также функцию «первичного ликбеза» относительно болезни ребенка. Родители в группе делятся информацией об уходе за больным ребенком, о способах лечения, перспективах получения новых лекарст­венных средств. Эмоциональным центром таких встреч являются родители тяжело­больных детей «со стажем». Для них вос­хищенные взгляды и высказывания дру­гих родителей, их уважение составляют ресурс для дальнейшей работы по прео­долению недуга ребенка. Остальные роди­тели получают заряд оптимизма, стойко­сти, терпения, сравнивая свою проблему с проблемами других родителей.

На этапе сообщения и последующе­го осознания диагноза ребенка одним из важных направлений в работе психолога является профилактика социального си­ротства. Родители, находясь в состоянии отчаяния, крушения личных планов и над­ежд (особенно это относится к родителям с перфекционистскими установками или эмоциональной неустойчивостью) могут принять необдуманное решение об отка­зе от ребенка. В этой ситуации психолог должен найти веские доводы и объяснить родителям, что такое решение должно быть хорошо продуманным и взвешен­ным. Нельзя допустить, чтобы люди совер­шали столь серьезные поступки в состоянии эмоционального срыва. Желательно убедить родителей не спешить с приняти­ем подобного решения. Наиболее эффек­тивной тактикой здесь является профи­лактика. С первого момента объявления диагноза, с самого начала психотерапев­тического общения с родителями психолог обязан укреплять эмоциональный контакт в диадах мать-ребенок, отец-ре­бенок и, конечно, в родительской диаде. Постепенное переключение родителей на активную деятельность по уходу за ребен­ком, участие в его лечении и развитии по­зволяет минимизировать процент отказа от детей.

Для родителей на втором этапе адап­тации к болезни ребенка (ребенок болеет давно, от полугода и более) задачи пси­холога зависят от степени тяжести заболевания ребенка, его возраста, наличия/ отсутствия нарушений центральной не­рвной системы, а также уровня социально-психологической адаптированности родителей.

Психолого-педагогическая помощь родителям безнадежно больного ребенка

В ситуации, когда ребенок болен тя­жело и безнадежно, когда семье предсто­ит пережить горе утраты, встает вопрос об адаптации родителей к предстоящей потере и оказании помощи после смер­ти ребенка. Особенности процесса адап­тации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его лич­ностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость чело­века и нахождение своего места в соци­альной структуре, но и общий уровень сохранности личности, способность раз­виваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленно­сти жизни. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие отдыха и восста­новления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы. Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер – это ресур­сы и возможности, предоставленные со­циальным окружением, которые человек использует для приспособления.

Основная задача психологической работы с семьей умирающего ребенка – оказание родителям помощи в рацио­нальном осмыслении и восприятии ситу­ации, в поиске путей управления ситуацией, в сохранении чувства собственного достоинства своего и ребенка, своих основных жизненных интересов, ценно­стей, целей и мотивов, а также в постро­ении модели будущего, в планировании разнообразных видов деятельности (ду­ховной, профессиональной, общественной) в соответствии с новыми жизнен­ными обстоятельствами. Необходима также поддержка родителей в обнару­жении и осознании ими нового смысла жизни.

Эту работу можно проводить инди­видуально, со всеми членами семьи од­новременно или в группе с другими ро­дителями, имеющими детей с тяжелым неизлечимым заболеванием. Как правило, родители встречаются с психоло­гом 1–2 раза в неделю в течение месяца. В терминальной стадии заболевания ко­личество встреч может быть увеличено, вплоть до ежедневных.

Психологическая поддержка семьи в крайне сложный период заботы о не­излечимо больном малыше позволяет предупредить возможный ее распад, со­хранить психологический, личностный и трудовой потенциал родителей, обес­печить ребенка оптимальными социаль­ными условиями жизни.

Поскольку болезнь искажает психо­логические взаимоотношения ребенка с окружающим миром, отдельное направ­ление деятельности педагога-психолога – создание специальных эмоционально- развивающих условий среды для активи­зации психологических возможностей и реализации индивидуальных потреб­ностей ребенка.

Значительные различия в патогене­зе и течении заболевания, уровне пси­хического развития обуславливают не­обходимость индивидуального подхода к выбору содержания, методов и приемов психолого-педагогической работы. Со­держание психолого-педагогической помощи зависит от состояния здоровья, со­знания и психической активности детей на момент оказания помощи. Так, психо­логическая помощь детям с постепенным медленным ухудшением состояния здо­ровья, ясным сознанием и активной пси­хической деятельностью должна быть направлена на обеспечение социальных условий для удовлетворения их потреб­ности во взаимодействии с окружающей средой, на развитие основных видов их деятельности: общения, предметной, игровой, учебной. В том случае, когда со­стояние здоровья ребенка стремитель­но ухудшается, сознание его нарушено, а психическая активность резко сниже­на, психолог определяет социальные ус­ловия для удовлетворения потребности ребенка в эмоциональном и физическом комфорте, восприятии сенсорных стиму­лов, в ориентировке в окружающем мире.

Психолого-педагогическая помощь родителям с высоким уровнем социально- психологической адаптации

В ходе эмпирического исследования были получены данные о том, что ро­дители с высоким уровнем социально- психологической адаптации отличаются общительностью, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потреб­ность в общении. Как правило, это са­модостаточные люди, уверенные в сво­их силах, постоянные в своих планах и привязанностях, не поддающиеся случайным колебаниям настроения. Они хо­рошо осознают требования действитель­ности, имеют большой интерес к жизни и работе. Успехи и неудачи считают результатом своих действий, с готовностью строят планы на будущее, уверены в их реализации, несколько прямолинейны, владеют широким спектром копинг-стра­тегий. Исходя из многолетней практики оказания психологической помощи се­мьям, можно утверждать, что таким ро­дителям необходимо 1–3 встречи с пси­хологом и дальнейшее динамическое наблюдение со стороны специалиста.

Для родителей детей с тяжелыми за­болеваниями основная задача психоло­гической помощи – поддержание высо­кого уровня социально-психологической адаптации родителей, обучение их спосо­бам и приемам развития ребенка, созда­ния для него максимально комфортных условий. Психолог обеспечивает эмоци­ональную поддержку родителей, укрепля­ет их веру в собственные силы, помогает рационально воспринимать возможно­сти лечебно-реабилитационных мероприятий. Важным направлением работы является формирование и развитие у родителей навыков саморегуляции для про­филактики эмоционального выгорания. Психолог учит родителей применять специфические виды педагогического воздействия, предупреждающие возникновение у ребенка «социального вывиха», вызванного болезнью, снижающие нега­тивное влияние нарушений здоровья на его психическое развитие, реализующие познавательный потенциала, а также оп­тимизирующие социальную ситуацию развития.

Для родителей детей с заболеваниям и умеренной тяжести основная задача психологической помощи – поддержа­ние высокого уровня социально-психо­логической адаптации, сохранение или восстановление нормативных для воз­раста и уровня развития ребенка дет­ско-родительских отношений, обучение способам и приемам развития ребенка. Психолог знакомит родителей с правилами создания благоприятных условий воспитания ребенка, оказывает им информационную поддержку, предостав­ляет дополнительные сведения о разви­тии психического потенциала ребенка, о коррекции существующих и профилак­тике возможных отклонений его психического развития под влиянием болезни.

Важным моментом в работе с этими семьями является динамический контр­оль для профилактики и своевременного выявления отклонений в эмоциональном состоянии родителей.

Психолого-педагогическая помощь родителям со средним и низким уровнем социально- психологической адаптации

Родители со средним уровнем со­циально-психологической адапта­ции, как правило, общительные, отзыв­чивые люди, они хорошо понимают чувства других людей, терпимо относятся к их недостаткам. Во взаимодействии с окружающими избегают разногласий и конкуренции. Показатель самоконтро­ля средний. Представители этой группы в равной степени склонны к проявлению как ответственности и добросовестно­сти, так и естественности поведения, беспечности. По фактору эмоциональной неустойчивости у родителей этой груп­пы достаточно высокие показатели, что характеризует их как людей, которые не всегда способны справиться с эмоциями и чувствами, с жизненными трудностя­ми. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Большинство родителей чув­ствуют ответственность за происходящее с ними и их детьми. Этим родителям свой­ственна положительная переоценка си­туации, субъективный, иногда не вполне реалистичный анализ результатов. Про­грамма психологической помощи таким родителям состоит из 4–6 встреч продол­жительностью 1–1,5 часа каждая.

Родители с низким уровнем социаль­но-психологической адаптации, в целом, эмоционально неустойчивы, обладают сниженной самооценкой, обычно за­мкнуты, предпочитают держать дистанцию в общении, занимают обособленную позицию. Волевые качества проявляют редко, плохо контролируют свои эмо­циональные проявления и импульсы, чувствуют себя беспомощными, неспо­собными справиться с жизненными труд­ностями. Они тревожны, социально фру­стрированы, склонны обвинять судьбу в случившихся несчастьях, не готовы взять на себя ответственность за события, происходящие в семье и межличностных отношениях, не могут осуществлять пол­ноценный контроль своего и чужого здо­ровья и процесса лечения, дистанцируются от решения проблем. Программа психологической помощи этим родителям состоит из 6–10 встреч продолжи­тельностью 1–1,5 часа каждая.

В группе родителей детей с тяжелыми заболеваниями основная задача психо­логической помощи – сохранение лич­ностного и трудового потенциала роди­телей, обеспечение ребенку максимально комфортных условий жизни.

Психолог обеспечивает эмоциональ­ную поддержку родителей, помогает им улучшить эмоциональное состояние, со­провождает в принятии факта болезни, способствует росту их самооценки, по­могает рационально воспринимать воз­можности лечебно-реабилитационных мероприятий, проводит терапию детско- родительских отношений в направлении наибольшего эмоционального сближе­ния, поиска психологических ресурсов для дальнейшей жизни.

Психолог обучает родителей прави­лам и приемам создания особых условий воспитания и развития ребенка, приме­нению специфических видов педагоги­ческого воздействия, реализации познавательного потенциала ребенка, а также оптимизации социальной ситуации развития.

При работе психолога с группой роди­телей, воспитывающих детей с заболева­ниями умеренной тяжести главная задача – восстановить нормативные для возра­ста и уровня развития ребенка детско-ро­дительские отношения, на которые ока­зал серьезное влияние стресс. Для этого рекомендуется: снижение уровня трево­ги родителей для предотвращения инду­цированных состояний у ребенка, рацио­нальная терапия для осознания реальных возможностей ребенка, восприятия его, как здорового, демонстрация возможно­стей ребенка для предотвращения искусственной инвалидизации, семейная тера­пия для коррекции ранее существовавших проблем, которые неблагоприятно отра­жаются на личностном развитии ребенка.

Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с патологией центральной нервной системы

При работе с этой группой родите­лей главными задачами являются: сохра­нение их личностного и трудового по­тенциала, создание социальной среды, отвечающей потребностям ребенка, обучение родителей способам развития ре­бенка. При решении первой задачи осуществляется эмоциональная поддержка родителей, ознакомление с эффектив­ными моделями взаимодействия с ре­бенком, правильными родительскими позициями, помощь в установлении гар­моничных отношений родителей с ре­бенком и внешним миром, содействие в организации круга общения для ре­бенка, поиск психологических ресурсов для дальнейшей жизни родителей. При решении второй задачи проводится де­монстрация возможностей ребенка, организуется знакомство с эффективными педагогическими приемами развития его познавательного потенциала, оказывает­ся помощь в выработке активной роди­тельской позиции.

Программа работы с семьей ребенка с патологией ЦНС состоит в среднем из 10–12 встреч со специалистами педаго­гического и психологического профиля. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе лечения такого ребенка представляет собой программу развития личности путем создания специальных условий среды, использования особых методов и приемов воздействия на про­цесс психического развития ребенка и на систему социальных отношений, т.е. семью. Педагог и психолог объединяют различные специфические методики пе­дагогической и психологической помо­щи для создания специальных условий обучения и воспитания ребенка, для комплексной стимуляции его чувственной и познавательной сфер, активизация и взаимодействие которых позволит ре­бенку сформировать новые, более слож­ные способы познания и перейти на более совершенные социальные взаимо­отношения с окружающей средой.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекции, консультации, совместные за­нятия с ребенком, в ходе которых у ро­дителей формируются навыки наиболее эффективных форм общения и взаимо­действия с ребенком, а также обучение родителей отдельным психолого-педаго­гическим приемам, стимулирующим ак­тивность ребенка в повседневной жизни, повышающим степень социальной адап­тации.

Практика внедрения представленных направлений системы психологической помощи родителям больных детей по­зволяет говорить об эффективности из­бранного пути. Нам удалось добиться значимых позитивных изменений по по­казателям эмоционального напряжения родителей, уровня социально-психоло­гической адаптации, а также качеству ро­дительского отношения к детям.

Литература:

Белорукова Н.О. Специфика совладающего с трудностями поведения у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи // Психология и практика: сборник научных статей / под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой. – Кострома : Изд-во Костромской РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – С. 93-100.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 144 с.

Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса : автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Кострома, 2005.

Дэвис Х. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок: взгляд психолога / пер. с англ. О.Н. Хрущовой. – Москва : Этерна, 2011. – 224 с.

Капустин С.А. Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – №2 – С. 51-62.

Капустин С.А. Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 79-87. DOI: 10.11621/npj.2015.0109

Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 76-96.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – Москва : Гардарики, 2004. – 320 с.

Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 240 с.

Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 6(14). –Электронный ресурс. – Режим доступа : http://psystudy.ru

Мазурова Н.В. Модель психологической помощи родителям длительно болеющих детей // Российский педиатрический журнал. – 2014. – № 1. – С. 35-40.

Мазурова Н.В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 5. – С. 50-56.

Мазурова Н.В. Сурков А.Н., Бушуева Т.В. Адаптация к заболеванию и процессу лечения детей с редкими наследственными болезнями обмена веществ и их родителей // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – № 2 (27). – С. 107-116.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц : автореферат дисс. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 1998.

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / под общ. ред. А.В. Петровского. – Москва : ПЕР СЭ, 2007.

Русина И.А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность // Ярославский психологический вестник. – Вып. 1. – Москва ; Ярославль: РПО-ЯрГУ, 1999. – С. 157-173.

Серых А.Б., А.А. Лифинцева. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2(14). – С. 91-96. DOI: 10.11621/npj.2014.0211

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 3-14.

Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты. – Саратов: Изд-во СГУ, 1996. – 192 с.

Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореферат дис. … канд. психол. наук. – Москва, 1999.

Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. – Санкт-Петербург, 1997. – 43 с.

Харьковский А.Н. Представления детей о болезни и их опосредующая роль в терапевтической работе с болеющими детьми. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 105-117. DOI: 10.11621/npj.2015.0311

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 656 с.

Pearlin L.I. The Study of Coping: An Overview of Problems and Directions /The Social Context of Coping. – N.Y. : Plenum Press, 1991. – P. 261-276.

Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and health. A Situation-behavior approach. Theory, methods, applications. – N.Y., 1992.

Seiffge-Krenke I. Social skill and coping style as risk and protective factors // Adolescents’ health: a developmental perspective. – 1998. – pp. 125-150. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Для цитирования статьи:

Подольская Т.А., Мазурова Н.В.Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми. // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. c.70-77. doi: 10.11621/npj.2016.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать