ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей

Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.04.2015

Принята к публикации: 07.05.2015

Дата публикации в журнале: 30.08.2015

Страницы: 108-114

DOI: 10.11621/npj.2015.0211

Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность; академическая успеваемость; педагогическое образование; профессиональное образование

Доступно в on-line версии с: 30.08.2015

Для цитирования статьи:

Бехоева А.А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей. // Национальный психологический журнал 2015. № 2. c.108-114. doi: 10.11621/npj.2015.0211

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2015

Бехоева Асия А.

Аннотация

В статье описано эмпирическое исследование уровней и видов профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических специальностей с первого по пятый курсы обучения, а также взаимосвязи данных параметров с академической успеваемостью.

Анализируются основные походы к проблематике профессионально-педагогической направленности, сложившиеся в отечественной педагогике и психологии. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, нацеленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. На основании результатов эмпирического исследования показано, что имеются существенные различия в уровне профессионально- педагогической направленности студентов – будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик ее развития приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом меняются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально- педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам третьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества.

Доказывается, что существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости студентов – будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.

Проблема формирования профес­сионально значимых качеств бу­дущего учителя в ходе подготовки его к педагогической деятельности всегда была актуальна для отечествен­ной психологии и педагогики, одна­ко в последнее время ее значимость су­щественно возросла. Это определяется, с одной стороны, принятием професси­онального стандарта педагога, который формулирует требования к содержанию и качеству деятельности учителя, а с дру­гой – реализацией новых федеральных образовательных стандартов высшего образования, требующих переосмысле­ния традиционно сложившихся моделей педагогического образования в ракурсе компетентностного подхода.

К числу характеристик, формирова­ние которых в ходе профессиональной подготовки обуславливает успешность деятельности будущего педагога, отно­сится профессиональная направлен­ность личности. Проблема направлен­ности личности является традиционной в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых. В.А. Сластенин, обосновывая свою трактовку професси­онально-педагогической направленно­сти как важнейшего качества педагога, сопоставил ее с каркасом, вокруг кото­рого компонуются основные свойства личности учителя-воспитателя.

По мнению отечественных психоло­гов и педагогов (К.К. Платонова, А.Н. Ле­онтьева, Н.В. Кузьминой, Г.Г. Голубева и др.) направленность деятельности – это динамическая система активных избира­тельных отношений человека. Направлен­ность личности понимается как совокупность мотивов и потребностей (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев), как личностная характеристика, проявля­ющаяся в склонностях (Б.М. Теплов), как интегративный конструкт, включающий склонности и идеалы, способности, ми­ровоззрения и убеждения (К.К. Платонов).

Особое место в исследованиях направ­ленности личности принадлежит пробле­матике профессионально-педагогической направленности. Н.В. Кузьмина опреде­ляет этот феномен как интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей этой работы, потребность в педагогической деятельности, стремле­ние овладеть основами педагогическо­го мастерства. А.К. Маркова описывает профессионально-педагогическую на­правленность как интегральную характеристику мотивации профессиональной деятельности, определяемой всеми побу­ждениями в мотивационной сфере.

В отечественной педагогике пробле­ма формирования профессионально-пе­дагогической направленности будущих педагогов рассматривалась в различных аспектах. Прежде всего, следует отметить ряд исследований, посвященных струк­туре и уровням профессионально-педагогической направленности (Л.М. Мити­на, Е.М. Никиреев, А.А. Реан, П.А. Шавир). Многие исследователи обращаются к проблемам формирования професси­онально-педагогической направленно­сти будущих учителей, выделяя психо­лого-педагогические условия и методы ее становления в вузе (О.В. Землянская, И.В. Ковкина). Так, Л.Ф. Нугуманова про­анализировала потенциал контекстного обучения в формировании профессио­нально-педагогической направленности, Р.В. Карпенко охарактеризовал личност­но-развивающие ситуации как метод развития профессионально-педагогической направленности.

Подробно раскрыта российски­ми учеными специфика формирова­ния профессионально-педагогической направленности у студентов различ­ных специальностей. Так, Ю.А. Шмакова в своем диссертационном исследовании проанализировала особенности профес­сионально-педагогической направлен­ности у студентов хореографических факультетов с учетом специфики их про­фессиональной подготовки. В.В. Караблин разработал и теоретически обосновал мо­дель формирования профессионально- педагогической направленности студен­тов технического вуза. Е.А. Колесникова сфокусировалась на вопросах профессионально-педагогической направленности будущих учителей русского языка и лите­ратуры, а Е.А. Андреева рассмотрела спе­цифику данного феномена у будущих учи­телей начальных классов.

Обобщая и систематизируя различ­ные эмпирические и теоретические под­ходы к исследованию профессиональ­но-педагогической направленности, представляется важным отразить неко­торые ключевые положения, характери­зующие сущность данного феномена:

  • возникновение профессионально-пе­дагогической направленности про­исходит по принципу отражения пе­дагогической профессии в сознании человека;

  • профессионально-педагогическая на­правленность является интегратив­ным свойством личности, возника­ющим на определенном возрастном периоде, проходя ряд этапов форми­рования в процессе жизнедеятельно­сти человека;

  • профессионально-педагогическая на­правленность не является обособлен­ным свойством личности, а находится во взаимосвязи с другими свойствами, определяющими выбор профессии;

  • профессионально-педагогическая на­правленность является звеном, свя­зующим субъект с выбором вида дея­тельности, и влияет на его результаты.

Вслед за ведущими отечественными исследователями данной проблематики, отметим, что профессионально-педаго­гическая направленность проявляется в нескольких аспектах:

  • в ряде профессионально-личностных характеристик;

  • в учебной, научной и педагогической деятельности;

  • в создании необходимых условий для свободного творческого проявления личности студента и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности.

Анализ отечественных исследований позволяет утверждать, что профессио­нально-педагогическую направленность характеризуют следующие признаки:

  • тесная взаимосвязь с познавательной направленностью подготовки специ­алиста, образующая, таким образом, целостность, динамичность образова­тельного процесса;

  • наличие условий для перевода студен­та из объекта в субъект профессио­нальной деятельности, для создания такой ситуации, при которой препо­даватель видит в будущем специалисте заинтересованного участника педаго­гического процесса, направленного на овладение профессией;

  • формирование психологической го­товности преподавателей и студентов к осознанному самостоятельному ов­ладению профессией.

Итак, профессионально-педагоги­ческая направленность подготовки бу­дущего специалиста как социально пе­дагогическое явление рассматривается в качестве меры и способа творческой самореализации личности в разнообраз­ных видах педагогической деятельности и педагогического общения, направлен­ных на освоение и создание педагогиче­ских технологий и раскрытие способно­стей личности. При таком ее понимании создается основа для сочетания общей и профессиональной культуры лич­ности будущего специалиста, что по­зволяет вписать данное понятие в ка­тегориальный ряд: профессиональная культура, педагогическая культура – как видовые понятия; культура педагогиче­ской деятельности, культура педагогиче­ского общения, культура личности пре­подавателя – как родовые.

Таким образом, проблема форми­рования профессионально-педагоги­ческой направленности студентов – будущих учителей является разносто­ронне разработанной отечественной педагогикой и психологией. Однако в большинстве посвященных этому ра­бот период обучения будущих учителей в вузе рассматривается вне учета специ­фики формирования данного феномена на различных этапах профессиональ­ной подготовки. Вместе с тем, для ре­шения практических задач анализа эф­фективности системы педагогического образования и проектирования форм и методов обучения будущих педагогов представляется важным раскрыть специ­фику профессионально-педагогической направленности студентов на различ­ных курсах обучения.

Подобные исследования имеются в оте­чественной науке. Так, Т.М. Щеглова еще в 1984 году рассматривала динамику про­фессионально-педагогической направ­ленности студентов, однако она изучала ее посредством анализа ведущих мотивов деятельности. Среди современных работ можно отметить диссертационное исследование Е.А. Андреевой, которая выделила специфику профессионально-педагоги­ческой направленности будущих учите­лей начальных классов на втором, третьем и четвертом курсах. Однако в целом на­блюдается дефицит работ, несмотря на их высокую практическую востребованность. Кроме того, представляет интерес анализ взаимосвязи профессионально-педагогической направленности и такого важно­го показателя, как академическая успевае­мость студентов.

Анализ теоретических исследований и обоснование актуальности интересую­щей нас проблемы позволил нам сфор­мулировать цель эмпирического иссле­дования: выявление и содержательное описание специфики профессиональ­но-педагогической направленности у студентов – будущих педагогов, нахо­дящихся на различных этапах профес­сиональной подготовки, и выявление взаимосвязи между уровнем ее развития и академической успеваемостью.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский госу­дарственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. В исследо­вании принимали участие студенты с первого по пятый курс, обучающие­ся по программе специалитета. В Севе­ро-Осетинском государственном педа­гогическом институте в исследовании принимали участие студенты психоло­го-педагогического факультета, в Чечен­ском государственном педагогическом институте – студенты факультетов педагогики и психологии, гуманитарного и факультета естествознания.

Общее количество студентов, приняв­ших участие в исследовании, представ­лено в таблице 1.

 

Студенты 1 курса

Студенты 2 курса

Студенты 3 курса

Студенты 4 курса

Студенты 5 курса

Чеченский государственный педагогический институт

48

46

45

44

42

Северо-Осетинский государственный педагогический институт

34

36

32

36

37

Всего

82

82

77

80

79

Таблица 1. Общая характеристика выборки.

Всего в исследовании приняло учас­тие 400 человек, из них 70% девушек. Статистическая проверка обнаружила, что между двумя группами студентов не было значимых различий, поэтому в дальнейшем мы рассматриваем выбор­ку как единую.

При изучении профессионально-пе­дагогической направленности нами ис­пользовались две методики.

Методика исследования професси­онально-педагогической направлен­ности Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева позволяет выделить виды профессионально-педагогической направленности: ситуативную, на предмет и собственно педагогическую.

Для оценки уровня профессиональ­но-педагогической направленности мы использовали тест-опросник Т.Д. Дубо­вицкой, так как он разработан имен­но для студентов, еще не включенных в постоянную профессиональную дея­тельность. В данной методике исполь­зуются следующие показатели уровня профессионально-педагогической на­правленности: 0-4 балла – низкий уровень профессиональной направленности; 5-13 баллов – средний уровень про­фессиональной направленности; 14-18 – высокий уровень профессиональной направленности.

Для оценки академической успева­емости нами были проанализированы ведомости аттестации (результаты сда­чи экзаменационной сессии первого и второго семестров), результаты внутри­семестровой аттестации нами не учи­тывались. В качестве показателя успева­емости рассматривался также рейтинг студентов внутри группы.

Для уточнения данных о професси­ональной мотивации нами использова­лись рефлексивное сочинение и анали­тическое эссе. Студентам предлагалось выполнить работы на темы: «Что состав­ляет профессионализм современного педагога», «Ребенок: личность и ученик», «Педагогическое творчество: что это та­кое?», «Настоящий учитель: какой он?».

Рассмотрим полученные нами дан­ные. Результаты исследования вида про­фессионально-педагогической направ­ленности представлены в таблице 2.

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Ситуативная направленность

56%

51,2%

32,4%

22,5%

20,2%

Направленность на предмет

34%

31,7%

28,6%

35%

46,9%

Собственно педагогическая направленность

10%

17,1%

38,9%

42,5%

32,9%

Таблица 2. Вид профессионально-педагогической направленности студентов.

Итак, мы видим, что на первом и вто­ром курсах доминирующей является си­туативная профессионально-педагоги­ческая направленность (между данными первого и второго курса нет значимых различий). Переломным становится третий курс, на котором наблюдается резкое возрастание доли студентов с собственно педагогической направлен­ностью. На четвертом курсе имеет ме­сто незначительное увеличение доли студентов с собственно педагогической направленностью и направленностью на предмет и, соответственно, умень­шение доли студентов с ситуативной направленностью. На пятом курсе зна­чимо снижается доля студентов с собст­венно педагогической направленностью и увеличивается количество студентов с направленностью на предмет, тогда как доля студентов с ситуативной направ­ленностью остается примерно той же.

Результаты исследования уровня про­фессионально-педагогической направ­ленности представлены в таблице 3.

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Низкий уровень

63,4%

60,9%

32,4%

25%

35,9%

Средний уровень

21,9%

25%

35,1%

35%

32,5%

Высокий уровень

14,7%

14,1%

32,5%

40%

31,6%

Таблица 3. Уровень профессионально-педагогической направленности у студентов.

Интересной особенностью являет­ся проявление зависимости степени пе­дагогической направленности от курса обучения. Анализ результатов исследо­вания дал основание констатировать превалирование низкого уровня про­фессионально-педагогической направленности у студентов I и II курсов (мы также рассчитали средние значения данного показателя в учебных группах, они варьировались в пределах от 1,18 до 2,45 в зависимости от учебной группы). Пик проявления данного показателя приходится на III-IV курсы. Следует отметить, что на пятом курсе вновь наблю­дается некоторое снижение показателей профессионально-педагогической на­правленности.

Здесь наши результаты согласуются с данными Г.А. Томиловой, отмечавшей, что наиболее значимым этапом форми­рования профессионально-педагогиче­ской направленности является третий год обучения в вузе, и Е.А. Андреевой, по­лагающей, что именно третий и четвер­тый курсы являются сензитивными для развития профессионально-педагогиче­ской направленности студентов.

Мы полагаем, что подобный рост об­условлен преимущественно тем, что за время обучения в институте, в том чи­сле и прохождения педагогической пра­ктики на различных курсах, у студентов формировался определенный соци­альный интеллект, связанный с прои­зошедшей сменой социальной роли, появившимися жизненными и профес­сиональными планами, изменением уровня притязаний и стратегии даль­нейшей жизни в целом. Немаловажную роль при этом играет и возрастание мо­тивации стать учителем (в то время, как мы наблюдали значительную разобщенность данного психологического фено­мена у студентов первого и второго кур­са). Как показывает анализ сочинений и эссе, уже на третьем курсе имеют пе­дагогическую мотивацию около 36% сту­дентов, причем, закономерным является тот факт, что 81% из них отлично и хорошо успевают по всем предметам. Этот факт, полученный в ходе нашего иссле­дования, полностью согласуются с эк­спериментальными данными Б.Г. Рубина и Ю.С. Колесникова о том, что студенты, для которых характерно пассивное или негативное отношение к своей профес­сии и специальности, отличаются низ­кой академической успеваемостью.

Именно на третий-четвертый год обучения в вузе приходится освоение студентами основной части психолого-педагогических дисциплин, а так­же их подготовка к дальнейшему про­хождению педагогической практики в школах. Роль педагогической практики в формировании профессионально- личностной направленности весьма ве­лика: она предоставляет возможность научить студентов творческому применению в педагогической деятельности на­учно-теоретических знаний, закрепить практические навыки, полученные при изучении педагогики, психологии, част­ных методик и специальных дисциплин, способствует развитию у студентов – будущих учителей интереса к научно-ис­следовательской работе в области педагогической науки.

По завершении обработки и анализа первичных данных мы рассчитали кор­реляцию между уровнем профессио­нально-педагогической направленности и академической успеваемостью. Про­веденные нами расчеты (посредством коэффициента корреляции Спирмена) выявили наличие значимых корреля­ций у студентов всех пяти курсов. Од­нако уровень значимости этих корреля­ций меняется: на первом и втором курсе он составляет 0,05, а на третьем, четвер­том и пятом становится выше и состав­ляет 0,01. Это дает нам основание утвер­ждать, что уровень профессиональной направленности личности студентов – будущих педагогов связан с их академической успеваемостью: высокий уровень направленности коррелирует с более высокой академической успеваемостью, причем, данная взаимосвязь более вы­ражена у студентов старших курсов. В частности, нами отмечено, что про­фессиональная направленность у сту­дентов I-III курсов, занимающихся на «хорошо» и «отлично», варьирует в пре­делах от 11 до 15, в то время как у студен­тов, проявляющих удовлетворительную успеваемость, показатель педагогиче­ской направленности не превышает 8.

Что же касается вида профессио­нально-педагогической направленно­сти, то здесь нам не удалось выявить значимых взаимосвязей с академиче­ской успеваемостью у студентов пер­вого и второго курса. Мы полагаем, что это можно объяснить тем, что на этом этапе учебная мотивация еще частично имеет внешний характер и не связана с предполагаемой профессиональной деятельностью. Однако у студентов тре­тьего, четвертого и пятого курсов суще­ствует взаимосвязь между академической успеваемостью и видом профессиональ­но-педагогической направленности: студенты, имеющие собственно педаго­гическую направленность, имеют достоверно более высокий уровень академи­ческой успеваемости, нежели студенты, имеющие ситуативную направленность или направленность на предмет (уро­вень значимости 0,05).

Таким образом, полученные нами данные показывают следующее.

Во-первых, имеются существенные различия в уровне профессионально-педагогической направленности студен­тов – будущих учителей: наиболее низ­кие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик разви­тия профессионально-педагогической направленности приходится на третий- четвертый курсы. Аналогичным образом изменяются и показатели, характери­зующие преобладающие виды профессионально-педагогической направлен­ности: максимальная выраженность собственно педагогической направлен­ности также свойственна студентам тре­тьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного про­фессионально значимого качества.

Во-вторых, существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогиче­ской направленности и академической успеваемости студентов – будущих учи­телей: высокий уровень профессиональ­ной направленности коррелирует с высо­кими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.

Также необходимо обратить внима­ние, что студенты пятого курса характе­ризуются некоторым снижением уров­ня профессионально-педагогической направленности. Этот феномен требу­ет пристального изучения и, возможно, разработки особых стратегий и прие­мов сопровождения студентов на завер­шающем этапе их обучения в вузе.

Конечно, проведенное нами исследо­вание не дает исчерпывающих ответов на вопросы формирования профессио­нально-педагогической направленности у студентов – будущих педагогов и ее связи с академической успеваемостью. Прежде всего, логика корреляционно­го исследования не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о том, какой же из изученных феноменов является основополагающим, можно ли рассма­тривать профессионально-педагогическую направленность в качестве одной из детерминант академической успева­емости студентов или эта взаимосвязь обусловлена неким третьим фактором. Кроме того, представляется важным не просто выделить различия выраженно­сти вида и уровня профессионально-педагогической направленности у студен­тов различных курсов, но и отследить динамику этих показателей у конкрет­ных студентов на протяжении их обуче­ния в вузе.

Литература:

Андреева Е.А. Особенности развития профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей начальных классов на этапе учебно-профессиональной подготовки : дис. … канд. псих. наук. – Москва, 2012.

Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. – С. 82-86.

Землянская О.В. Формирование профессионально-педагогической направленности в подготовке будущего учителя : на примере филологического факультета : дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003.

Иванова Е.М. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональному становлению / Е.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 1. – С. 152-159.

Караблин В.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов технического вуза : дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008.

Карпенко Р.В. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя средствами личностно-развивающих ситуаций : на примере дисциплин естественнонаучного цикла : дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2006.

Клименко И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 143-152.

Клобукова Л.П. Обучение языку специальности / Л.П. Клобукова. – Москва : МГУ, 1987. — 76 с.

Ковкина И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в вузе : дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2007.

Колесникова Е.А. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущих учителей русского языка и литературы : дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007.

Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3(15). – С .84-89.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Ленинград : Знание, 1985.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1977. – 304 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М, 1984. – 216 с.

Михалевская Г.И. Общепедагогические умения педагога / Г.И. Михалевская. – Санкт-Петербург, 1998.

Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие / Е.М. Никиреев. – Москва : Изд-во Моск. психолого- социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 192 с.

Нугуманова Л.Ф. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей в контекстном обучении : дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2008.

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. — Москва : Наука, 1982.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя : сб. науч. тр. / В.А. Сластенин, Л.Г. Семушкина. – Москва, 1995.

Толочек В.А. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения / В.А. Толочек, Н.А. Тимашкова, В.Г. Денисова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 1. – С. 16-32.

Томилова Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности студентов университета : дис. ... канд. психол. наук. – Ленингрд, 1975.

Шмакова Ю.А. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов хореографических факультетов вузов культуры и искусств : дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2010.

Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов / Т.М. Щеглова // Вопросы психологии. – 1985. – 2. – С. 73–75.
Для цитирования статьи:

Бехоева А.А.Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей. // Национальный психологический журнал. 2015. № 2. c.108-114. doi: 10.11621/npj.2015.0211

Скопировано в буфер обмена

Скопировать