ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Современная психологическая наука – спорту

Современная психологическая наука – спорту

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.06.2015

Принята к публикации: 28.07.2015

Дата публикации в журнале: 30.08.2015

Страницы: 33-39

DOI: 10.11621/npj.2015.0204

Ключевые слова: Всероссийский фестиваль студенческого спорта; конференция «Фундаментальная наука – спорту»; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; патриотическое воспитание; студенческий спорт

Доступно в on-line версии с: 30.08.2015

Для цитирования статьи:

Ковалев А.И. Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал 2015. № 2. c.33-39. doi: 10.11621/npj.2015.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2015

Ковалев Артем Иванович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

В конце апреля 2015 г. состоялся VII Всероссийский фестиваль студенческого спорта. Созданный семь лет назад по инициативе ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего спортивный праздник в этом году охватил более двух сотен высших учебных заведений Российской Федерации. Разнообразные спортивные соревнования с участием студентов и аспирантов, выступления известных спортсменов, сдачи нормативов и другие спортивно- массовые мероприятия позволили привлечь как участников, так и зрителей разных возрастов, профессиональной принадлежности и степени спортивной подготовленности.

Отличительной чертой фестиваля 2015 года стало то, что он был приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В программу фестиваля помимо традиционных спортивных и соревновательных событий вошли также и спортивно-патриотические элементы – походы к местам боевой славы, лекции и дискуссионные клубы, посвященные спортсменам и развитию спорта в годы войны. Еще одной инновацией этого года стала состоявшаяся в рамках фестиваля научно-практическая конференция «Фундаментальная наука – спорту». Междисциплинарный характер конференции позволил собрать на одной площадке представителей разных областей знания – психологов, биологов, медиков, философов и педагогов. Широкий охват аудиторий и докладчиков был возможен благодаря проведению конференции в формате онлайн-видеосвязи одновременно с Томским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Для того, чтобы подчеркнуть важность как фундаментальных, так и практических научных исследований, конференция была разделена на две части – пленарное заседание, на котором были освещены важнейшие методологические проблемы взаимодействия науки и спорта, и молодежная секция конференции, состоящая из докладов о прикладных работах.

«Он наш, он первый, он Мо­сковский…» – эти слова из гимна Московского Универ­ситета применимы к большинству инно­вационных мероприятий, связанных со студентами и молодыми учеными, старт которых был дан в стенах МГУ. Не стал исключением и Всероссийский фести­валь студенческого спорта, который про­ходил в этом году в седьмой раз.


Рис. 1. Старт легкоатлетической эстафеты

В 2015 году ректор МГУ академик В.А. Садовничий предложил (совмест­но с Министерством спорта Российской Федерации, Российским студенческим спортивным союзом, Российским Союзом Ректоров и Ассоциацией студенче­ских спортивных клубов России) придать этому фестивалю по-настоящему мас­совый характер. 24 апреля 2015 года со­стоялся одновременный символический старт VII Фестиваля студенческого спор­та на площадках более 200 вузов России. В торжественной церемонии открытия на Ленинских горах приняли участие российский гребец, олимпийский чем­пион Алексей Свирин и трехкратный ви­це-чемпион Олимпийских игр саночник Альберт Демченко. Объединяющая сила спорта вкупе с тем фактом, что в этом году фестиваль был приурочен к 70-й го­довщине Победы в Великой Отечествен­ной войне 1941–1945 гг., позволили раз­нообразить программу мероприятия.

Помимо сугубо спортивных событий, таких как «Студзачет» (сдача нормативов по комплексам упражнений бег, прыж­ки, плавание и т.д.), турниров по мини-футболу, гандболу, бадминтону, армре­слингу, мастер-классов по кросс-фиту от именитых спортсменов, состоялся так же ряд спортивно-патриотических мероприятий. Среди них был военно-па­триотический поход к памятнику сту­дентам и преподавателям Московского университета, погибшим в годы Вели­кой Отечественной войны, а так же за­седание дискуссионного клуба на тему о роли и значении спортсменов-олим­пийцев в годы войны.

Еще одной отличительной особенно­стью VII Всероссийского фестиваля сту­денческого спорта стала впервые про­водимая в рамках него по инициативе Московского университета Научно-практическая конференция «Фундаменталь­ная наука – спорту». Она стала своего рода двухдневным марафоном в русле спортивного праздника, состоящим из двух этапов – пленарного заседания под председательством ректора МГУ академика В.А. Садовничего и обширной молодежной секции. Важно отметить, что конференция проходила в форма­те видеосвязи с Томским государствен­ным университетом, Санкт-Петербург­ским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.

Из самого названия конференции следует, что фундаментальное научное знание и современная спортивная дея­тельность тесно связаны между собой, и связи эти являются взаимовыгодными. Рассматривая взаимоотношения между понятиями «наука» и «спорт», можно вы­делить несколько аспектов.

С одной стороны, имеют место фунда­ментальные научные исследования, гипо­тезы и цели которых не направлены на ре­шение прикладных спортивных задач. Но в качестве объектов таких исследований часто выступают спортсмены. В этом слу­чае спортивная деятельность сама по себе содержит задачи, интересные фундамен­тальным исследователям. С другой – спорт как сфера человеческой жизни нуждается в новых научных решениях прикладных проблем (Balish et al., 2013). Кроме это­го, имеют место важнейшие методологи­ческие работы, поднимающие вопросы о роли науки в спорте, ее функциях и сфе­рах применения. Именно эти темы стали предметом обсуждения в ходе пленарного заседания конференции.

Методологическим проблемам, пер­спективам и примерам успешного вза­имодействия психологической науки и спорта был посвящен доклад дека­на факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, про­фессора Ю.П. Зинченко «Современ­ная психологическая наука – спорту». Речь шла о роли бурно развивающей­ся спортивной психологии как обла­сти острого соприкосновения ученых и спортсменов. Так, например, в совре­менном спортивном мире, психолог как член команды подготовки спортсменов и классические психологические законы и теории в преломлении к спортивной деятельности, стали неотъемлемой ча­стью жизни спортсменов (Зинченко и др., 2011). Если ранее считалось, что вопросы психологической подготов­ки могут быть полностью решены с по­мощью тренеров и медицинских ра­ботников, то теперь психологическая подготовка спортсменов, особенно в об­ласти спорта высших достижений, все чаще выходит на первый план (Верак­са, 2012). Актуальными становятся не только вопросы взаимодействия спор­тсмена с командой, тренером, болель­щиками, традиционно рассматриваемые социальной психологией и психоло­гией личности, но и современные аппаратурные методы работы. Стоит от­метить этот важный методологический тренд в сфере трансляции психологи­ческих знаний в спортивную область. Ведь психолог, обладающий навыками работы с высокотехнологичным обору­дованием для диагностики и трениров­ки внимания, способностей достижения оптимального функционального состо­яния, мотивации побеждать и стремить­ся к увеличению профессионального мастерства, уникальным образом оказывается включенным в междисципли­нарную систему подготовки спортсмена (Raţă et al., 2014).

С другой стороны, не утратила своей значимости и роль грамотного констру­ирования педагогической работы в об­ласти спорта, которая ведется с опорой на знания в первую очередь психологии педагогики и образования в целом. Эти аспекты в своем докладе под названи­ем «Психолого-педагогические иннова­ции в студенческом спорте» отметил ди­ректор центра подводной деятельности «Клуб СКАТ ТГУ» Горн Д.И. (Горн, 2013).

Отдельной темой обсуждения ста­ла область, на первый взгляд далекая от спортивной деятельности, но на самом деле крайне тесно связанная с ней – мо­лекулярная генетика. Сам факт того, что гены во многом определяют успешность реализации того или иного вида деятель­ности, является общепризнанным (Ива­нов, 2006). Спортивная сфера в этом случае является удобным объектом для изучения, поскольку спортсмен чаще все­го реализует определенные двигательные акты, в которых задействовано конеч­ное число групп мышц (Ципин, 2013). В этом случае на первое место выходят вопросы оценки качества выполнения данных упражнений и, что более важно, проблема предсказуемости успешности того или иного атлета еще до старта соревнований. Профессор О.Л. Виноградо­ва в своем докладе «Современные под­ходы к оценке мышечной активности» продемонстрировала, какие результаты для спорта может дать изучение аэроб­ной нагрузки на экспрессию генов в скелетной мышце у тренированных и не­тренированных мужчин. Так, например, было показано, что экспрессия генов, регулирующих митохондриальный био­генез, не различается у тренированных и нетренированных людей. В то время как после анаэробной нагрузки у данных групп испытуемых различна экспрессия генов, регулирующих катаболизм мы­шечных белков в сторону увеличения ее у тренированных мужчин (Попов, 2015). Подобные результаты позволяют делать предсказания об успешности трениро­вочного воздействия на того или иного спортсмена более точно, чем обыкновен­ный анализ эффективности выполнения функциональных проб.


Рис. 2. Заседание дискуссионного клуба.


Рис. 3. Пленарное заседание конференции «Фундаментальная наука – спорту»

О новой области молекулярной гене­тики, перспективной для применения в спортивной действительности, говори­ли в своем совместном докладе «МикроР­НК и адаптация к физическим нагрузкам» А.Г. Тоневицкий (член-корр. РАН, профес­сор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта МГУ) и В.В. Гала­тенко (доцент кафедры математического анализа механико-математического фа­культета МГУ). Долгие годы было приня­то считать, что за все важнейшие адапта­ционные перестройки клетки отвечает заключенная в ядре цепочка ДНК (Watson & Crick, 1953). Поэтому многие исследо­вания в области применения молекуляр­ной генетики в спорте связаны в первую очередь с анализом работы тех или иных участков ДНК и результатов экспрессии этих генов (Ahmetov & Fedotovskaya, 2015). Однако в последние годы широкое распространение получили исследова­ния микроРНК молекул, находящихся не в ядре, а в цитоплазме клеток. МикроРНК сами по себе не являются кодирующими молекулами, однако активно участвуют в регуляции экспрессии генов ДНК, свя­зываясь с матричными-РНК и ингибируя их трансляцию (Aguilera, 2005). Анализи­руя активность определенных микроР­НК в мышечных клетках спортсменов до, во время и после выполнения нагру­зок, можно судить о тренированности мышцы, возможностей увеличения мы­шечной массы и показателей выносливости. Такая диагностика на молекулярном уровне позволит уже в раннем возрасте определять способность человека к реа­лизации себя в том или ином виде спорта (Makarova et al., 2013).

Заключительным мероприятием кон­ференции стало заседание молодежной секции. Оно состояло из двух частей, ка­ждая из которых была полна примеров решения прикладных задач с использо­ванием достижений фундаментальной наук. Первая часть была посвящена вне­дрению молодыми учеными достиже­ний естественных наук в область спор­тивной действительности.


Рис. 4. Заседание молодежной секции конференции «Фундаментальная наука – спорту».

Часть докладов: Н.А. Федотова (аспи­рант механико-математического фа­культета МГУ имени М.В. Ломоносова), Д.В. Попова (старший научный сотруд­ник ИМБП РАН), К.Б. Пустовит (аспирант биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) были посвящены при­менению молекулярно-биологических методов к вопросам оптимизации рабо­ты скелетных мышц, сердечной мышцы (Poustovit et al., 2014). Еще одним бло­ком стали исследования аспирантов биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.Н. Васильева и Д.А. Ки­рьянова связанные с использованием ин­терфейсов «мозг- компьютер» как ново­го направления в разработке тренажеров для спортсменов. Стоит отметить, что приход интерфейсов «мозг-компьютер» в спорт является логичным продолжени­ем бурного развития данной технологии в различных областях науки и практи­ки (Ганин, 2014). И если раньше данный интерфейс использовался в основном для коррекции нарушений в реабилита­ционных центрах и клиниках, то сейчас эта технология рассматривается как сов­ременный тренинг и стоит в одном ряду с БОС-технологией. Применение ин­терфейса «мозг-компьютер» в спорте – это идеальный пример взаимодействия ученых и спортсменов, когда вторые заинтересованы в результате, а первые получают в распоряжение объекты исследо­вания в виде атлетов и локальные задачи для их решения.

Самой неожиданной областью фун­даментальной науки, представленной на молодежной секции и связанной со спортом, стала философия. Аспи­ранты философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова И.А. Созонтов и В.С. Нишуков осветили проблемы олим­пизма и телесности в сфере философии спорта. Выделение этих понятий и их толкование с позиций философии спор­та представляют собой очень важный ме­тодологический шаг в развитии взаимо­отношений науки и спорта. Рефлексия над спортивной деятельностью в русле решения прикладных задач и в аспек­тах рассмотрения личностей спортсме­нов, характеристик команд, позволяет вскрыть глубинные причины того, по­чему и зачем спорт появился в мире, ка­ковы закономерности его развития, каково значение ценностей спортивной деятельности для человечества в целом (Morgan, 2003).

Помимо философской проблематики в гуманитарной части молодежной сек­ции присутствовала так же психологи­ческая составляющая. В свою очередь, ее можно разделить на следующие бло­ки – это психологические исследования молодых ученых, связанные с изучени­ем личности спортсменов (Т.В. Будило­ва, магистрант факультета психологии СПбГУ и А.С. Коленова, магистрант Ака­демии и педагогики ЮФУ), их моти­вации (С.В. Горшкова, магистрант Ака­демии психологии и педагогики ЮФУ и А.М. Ковалев, студент Пермского го­сударственного гуманитарно-педагогического университета). В этот блок входили и работы, выполненные с ис­пользованием современного высокотех­нологичного оборудования – системы регистрации движений глаз, психофи­зиологические комплексы, установки виртуальной реальности.

Примерами последних являют­ся исследования аспирантов и студен­та факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова А.И. Грушко, А.И. Ковалева и А.В. Ивличевой. Научные изыскания перечисленных молодых ученых выполне­ны с привлечением оборудования, заку­пленного по Программе развития МГУ в 2010–2020 годах. В своем докладе А.И. Грушко привела результаты приме­нения систем регистрации движений глаз типа портативный айтрекер в спор­тивной психологии. Автором были про­ведены серии экспериментов с участием скалолазов, футболистов и спортивных стрелков. Было показано, например, что спортсмены скалолазы при предварительном осмотре маршрута используют определенные стратегии зрительного анализа – восходящую, зигзагообразную, фрагментарную, последовательную стра­тегию с проработкой блоков. Последо­вательная стратегия была определена как самая эффективная, ее используют в основном скалолазы с высоким уров­нем спортивного мастерства. Исследова­ния зрительной активности футболистов в момент нанесения удара по воротам и стрелков в процессе прицеливания до­казывают, что наиболее эффективное применение айтрекера в спортивной психологии достигается при изучении глазодвигательной активности при отра­ботке конкретных двигательных навыков и тактических задач, требующих высо­кой зрительно-моторной координации (Grushko, Leonov, 2014).

Доклад А.В. Ивличевой был посвящен поиску психофизиологических корре­лятов формирования такого професси­онально важного качества спортсменов как антиципация. В настоящее время весьма актуальными проблемами в этой области являются, как фундаментальные теоретические исследования антиципа­ции, так и методические возможности ее практического применения в различ­ных спортивных дисциплинах (Van der Kamp, 2008). Одним из перспективных подходов к решению этих проблем, яв­ляется разработка методов направлен­ного формирования и развития способ­ности спортсмена предвидеть действия соперника с одновременной регистра­цией комплекса психофизиологических параметров с помощью специальной аппаратуры.

Хорошей моделью для изучения пси­хофизиологических механизмов антици­пации являются спортивные единоборст­ва (Mori et al., 2002). Основным фактором в достижении успеха здесь является спо­собность спортсмена добиться преиму­щества над противником в момент ата­ки или защиты, опережая его действия. То есть, при равенстве технической и си­ловой подготовки, способность прогно­зировать ситуацию выступает одним из главных профессионально важных качеств, обеспечивающих победу. Основ­ной задачей исследования А.В. Ивличе­вой был поиск психофизиологических характеристик, позволяющих количест­венно оценить степень развития навыка антиципации у борцов вольного стиля. Результатом этой работы стала разработ­ка методики формирования и развития навыка антиципации для борцов вольно­го стиля с использованием записи пара­метров электроэнцефалограммы. Анализ спектральных параметров ЭЭГ и показа­телей периферической нервной системы показал, что тренинги приводят к существенному сокращению стрессового на­пряжения во время анализа моделируе­мых ситуаций. Наблюдается снижение общей мощности спектра, снижение то­нуса миограммы, частоты сердечных со­кращений, тонических и фазических ре­акций электрической активности кожи. Анализ межцентральных связей между различными отведениями, построенных на основе функций кросс-корреляции и когерентности в альфа и бета диапа­зонах ЭЭГ, показывает их положитель­ную динамику в процессе прохождения тренингов. Наблюдается общее сниже­ние высокочастотных составляющих ЭЭГ в центральных, париетальных и окципи­тальных отведениях, появляются устой­чивые паттерны связей во фронтальных отведениях.

Еще одним видом высокотехноло­гичного оборудования, активно приме­няющегося в спортивной психологии, являются технологии виртуальной ре­альности. Установки виртуальной реаль­ности занимают все большее и большее место в процессе подготовки спортсме­нов. Пришедшие в первую очередь из авиа- и автоспорта в настоящий момент виртуальные системы активно используются в футболе, горнолыжном спор­те, фигурном катании. Возможность моделировать условия соревнований позволяет достигать наибольшей эколо­гической валидности процесса трени­ровки, обеспечивая повышение ее эф­фективности (Wang, 2012). Установки виртуальной реальности позволяют мо­делировать как ситуации из жизни спор­тсмена, так и создавать уникальные со­четания действия стимулов различных модальностей. В докладе А.И. Ковалева был приведен пример использования системы виртуальной реальности типа CAVE-системы для оценки устойчивости вестибулярной функции спортсменов фигуристов. Поскольку вестибулярная функция является сложным образовани­ем – интегратором сенсорных сигналов различной модальности, то степень ее сформированности играет важнейшую роль в процессе определения готовно­сти фигуристов к выполнению тех или иных двигательных элементов (Ковалев, 2015). Оценка устойчивости вестибуляр­ной функции традиционно проводится с использованием подвижных платформ и вращающихся стульев. Однако систе­мы виртуальной реальности позволяют добиться воздействия на вестибулярную функцию, использую лишь зрительную стимуляцию. Вращающаяся зрительная среда вокруг неподвижного испытуе­мого моделирует ситуацию вращения спортсмена во время выполнения того или иного элемента. При этом оценить устойчивость вестибулярной функции можно в режиме реального времени, ре­гистрируя показатели глазодвигатель­ной активности фигуриста. Большее количество фиксаций и морганий при снижении длительности данных собы­тий вкупе с уменьшением амплитуд сак­кад, как было показано, свидетельствую о наличии устойчивой вестибулярной функции и высокой степени готовности выполнять сложные двигательные зада­чи (Menshikova et al., 2014).

Как видно из тематики представлен­ных на конференции «Фундаментальная наука – спорту» докладов, современный спорт активно приветствует междисци­плинарную интеграцию с учеными фун­даментального и прикладного толка. Помимо доказательства эффективно­сти интеракций между учеными и спор­тсменами, данная конференция способ­ствует к эффективному обмену опытом между молодыми учеными всей страны. Очевидно, что подобные мероприятия играют важную роль в развитии спор­тивной сферы в Российской Федерации. Поэтому расширение программы ме­роприятий Всероссийского фестиваля студенческого спорта в направлении проведения конференций и дискусси­онных клубов способствует достижению большей степени взаимодействия и вза­имопонимания между спортсменами и учеными.

Литература

Веракса А. Профессия спортивный психолог / А. Веракса // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1. – С. 134–138.

Психология сорта : монография / под. Ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого – Москва : МГУ, 2011 – 424 с.

Ганин И. Интерфейс мозг-компьютер на основе волны p300: предъявление комплексных стимулов подсветка + движение / И. Ганин, А. Каплан // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2014. – Т. 64. – № 1. – С. 32–40.

Горн Д. Самодеятельные студенческие подводные экспедиции как эффективный путь всестороннего воспитания молодежи: методы и концептуальные подходы / Д. Горн // Сборник статей Международной научно-практической конференции по подводной археологии и морской истории «Подводное наследие». – Тула, 2013. – С. 101-111.

Генетика : учебник для вузов / под. ред. академика РАМН В.И. Иванова. – Москва : Академкнига, 2006. – 638 с.

Ковалев А. Содержание профессиональной деятельности как фактор успешности применения технологий виртуальной реальности / А. Ковалев, Г. Меньшикова, О. Климова и др. // Экспериментальная психология. – 2015. – № 2. – С. 45-59.

Попов Д. Влияние длительности однократной аэробной нагрузки на регуляцию митохондриального биогенеза в скелетной мышце тренированных людей / Д. Попов, Е. Лысенко, Т. Миллер и др. // Физиология человека. – 2015. –Т. 41. – № 3. – С.82-89.

Ципин Л. Оценка динамической силы мышцы спортсменов по показателям их электрической активности / Л. Ципин, Ф. Захарова // Культура физическая и здоровье. – 2013. – №1 (43). – С. 51-54.

Aguilera A. Cotranscriptional mRNP assembly: from the DNA to the nuclear pore // Current Opinion Cell Biology. – 205. – Vol. 7. – P.242-250.

Ahmetov I., Fedotovskaya O. Chapter Six – Current Progress in Sports Genomics // Gregory S. Makowski, Editor(s) Advances in Clinical Chemistry. – Elsevier. – 2015. – Vol. 70. – P. 247-314.

Balish M., Eys A., Schulte-Hostedde A. Evolutionary sport and exercise psychology: Integrating proximate and ultimate explanations // Psychology of Sport and Exercise. –2013. – Vol. 14 (3). – P. 413-422.

Grushko A., Leonov S. The usage of eye-tracking technologies in rock-climbing // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 146(C). – p. 169-174.

Kamp van der J., Rivas F., Doorn van H., Savelsbergh G.J.P. (2008). Ventral and dorsal Contributions in visual anticipation in fast ball sport // International Journal of Sport Psychology. – 2008. – 39. – p. 100-130.

Makarova J., Ivanova S., Tonevitsky A., Grigoriev A. New function of small nucleolar rnas // Biokhimia. – 2013. – 78(6). – p. 825-839.

Menshikova G., Kovalev A., Klimova O., Chernorizov A., Leonov S. Testing the vestibular function development in junior figure skaters using the eye tracking technique // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 146 (C). – p. 252-258.

Morgan W. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // J. Coakley, E. Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. – London: Sage, 2003. – P. 205-212.

Mori S., Ohtani Y., Imanaka K. Reaction times and anticipatory skills of karate athletes // Human Movement Science. – 2002. – Vol. 21. – p. 213-230.

Poustovit K., Kuzmin V., Abramochkin D. Exogenous nicotinamide adenine dinucleotide (nad+): effects and mechanisms of action on the mammalian heart. // Acta Physiologica. 2014. – Vol. 211(697). – p. 80-86.

Raţă B., Raţă G., Dobrescu T., Raţă M. Study on the Function and Dysfunction Agreement between Coaches and Athletes Psychic Sport High Performance // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 127. – P. 316-320.

Wang J. (2012) Research on Application of Virtual Reality Technology in Competitive Sports // Procedia Engineering. – 2012. – Vol. 29. – p. 3659-3662.

Watson J., Crick F. Molecular Structure of Nucleic Acids: A Structure for Deoxyribose Nucleic Acid // Nature. – 1953. – 171. – p. 737-738.
Для цитирования статьи:

Ковалев А.И.Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал. 2015. № 2. c.33-39. doi: 10.11621/npj.2015.0204

Скопировано в буфер обмена

Скопировать