Поступила: 26.02.2015
Принята к публикации: 03.03.2015
Дата публикации в журнале: 30.03.2015
Страницы: 70-78
DOI: 10.11621/npj.2015.0108
Ключевые слова: кросскультурное исследование; Китайский дошкольник; логическое мышление; классификация; сериация; децентрация; децентрация
Доступно в on-line версии с: 30.03.2015
Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ.. // Национальный психологический журнал 2015. № 1. c.70-78. doi: 10.11621/npj.2015.0108
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьИсследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разных социально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развития структурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявлено отсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разных культурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.
Сопоставление между собой моделей детерминации развития содержания психических процессов (классических, неклассических, пост-неклассических) и анализ современных подходов к исследованию поведения развивающихся систем показали, что изучение жестких причинных зависимостей не отрицает вероятностной детерминации и предполагает нахождение в вероятностном поле таких взаимосвязей, при которых вероятностный характер ответа системы на определенное внешнее воздействие, при соблюдении определенных условий, становится необходимым (Зинченко, 2012; Князева, 1992; Корнилова, 2011; Новая философская .... 2010; Пригожин, 1991; Сачков, 2001; Степин, 2011). Ряд авторов утверждают, что «сложноорганизованным системам нельзя навязать их пути развития. Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития (выделено нами)», как выводить системы на эти пути (Князева, 1992, С. 4). Поэтому исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида является необходимым условием построения по- стнеклассической модели детерминации формирования и развития содержания логического мышления субъекта.
Исследование внутренних закономерностей функционирования и развития системы логических операций как целого, поиск взаимосвязей и взаимозависимостей между ее структурными элементами неразрывно связаны с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания познавательных психических процессов.
Пиаже настаивает на том, что последовательность становления элементов операциональной системы логического мышления одинакова для всех субъектов, носит универсальный характер и внутренние закономерности развития операциональной системы как единого целого определяются механизмами функционирования самой системы (Пиаже, 1994, 2003). Вместе с тем, результаты исследований достижения детьми разных стран (культур) стадии конкретных операций неоднозначны. Некоторые авторы, в частности сам Пиаже, отмечают, что социально-культурные условия могут оказывать определенное воздействие на стихийное развитие операциональных структур. Например, существует разница в развитии мышления детей одного возраста, воспитывающихся в разных странах, в мегаполисах и сельских районах внутри одной страны и т.п. (Гринфилд, 1971; Коул, 1997; Dasen, 1972, 1975, 1984; Piaget, 1972). Другие исследователи подчеркивают, что кросскультурные различия связаны лишь со скоростью приобретения субъектами логических операций, особенностями становления социальной децентрации, и не связаны с когнитивной децентрацией, а также содержанием и последовательностью развития логических операций в целом (Перре-Клермон, 1991, 2009; Berry, Poortinga, Segall, Dasen, 2002; Dasen, de Ribaupierre, 1987; Hollos, 1975; Hollos, Cowan, 1973). Таким образом, вопрос о влиянии кросскультурных различий на процессы стихийного формирования и развития структур логического мышления до конца не ясен. Если между представителями разных культур существуют значительные различия в конфигурации элементов внутри операциональной системы, общей стадиальности развития, то это может трактоваться как отсутствие собственных внутренних закономерностей развития системы логических операций как целого. Если характер взаимосвязи между элементами внутри познавательной системы и общая тенденция их становления качественно не различаются, то существуют определенные закономерности организации элементов внутри самой системы, которые могут быть изучены.
Объект исследования: логическое мышление дошкольников. Предмет - взаимосвязи между элементами операциональной системы логического мышления у российских и китайских дошкольников.
Цель: установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая.
Общая:
Система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.
Частные:
Характер взаимосвязи между элементами внутри операциональной системы логического мышления качественно не различается у дошкольников из России и Китая.
Существуют статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития структурных элементов операциональной системы: умением децентрироваться, логическими операциями классификации, сериации и пониманием принципа сохранения у российских и китайских дошкольников.
Исследование выполнено нами и под нашим руководством совместно с Г. Люй (КНР) в рамках ее дипломной работы (Люй, 2006).
В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 3,1 до 6,5 лет, посещающие дошкольные учреждения г. Москвы (40 детей) и г. Хэ Нан (КНР) (40 детей).
Для определения уровней развития структурных элементов операциональной системы (способности к децентра- ции, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения) использовались следующие методики:
для диагностики умения децентриро- ваться - модифицированная методика «Три горы» (Пиаже, Инельдер, 2003; Piaget, Inhelder, 1956);
для диагностики уровней сформи- рованности логических операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения - методики, разработанные в рамках концепции Пиаже (Пиаже, 1994, 2003; Bloom, Hastings, Madaus, 1971).
Стадия I. Отсутствие децентрации. Ребенок не понимает различий между своей перспективой и перспективой другого лица. Как следствие, дети выбирают тот вид, который наблюдают сами, какой бы ни была позиция другого наблюдателя.
Стадия II. Частичная децентрация. Ребенок понимает некоторые отношения между трансформациями. В первую очередь он усваивает отношение спереди-сзади, но еще не может схватить все пространственные трансформации одновременно. Даже если отношение спереди-сзади оценивается правильно с точки зрения другого лица, перспектива слева-справа остается нетрансформированной, соответствующей исходной позиции наблюдения ребенка.
Стадия III. Полная децентрация.
Все трансформации, включенные в изменение ракурса наблюдения, рассматриваются одновременно, ребенок полностью дифференцирует свою позицию от позиции иных лиц, дает верные ответы на вопросы о том, как выглядит та или иная ситуация, если ее рассматривать с разных точек зрения.
Стадия I. Графические или наглядные коллекции.
Ребенок использует пространство как принцип группирования вещей. Поэтому, когда его просят положить вместе вещи, которые подходят друг другу, он упорядочивает объекты в пространственную модель относительно объективного сходства между ними, постоянно меняя основания группирования. Не может составить ни одной дихотомии (группы объектов на основе сходства лишь какого- либо одного признака).
Стадия II. Неграфические или ненаглядные коллекции.
Ребенок группирует объекты соответственно их сходствам и различиям, способен составить одну, две три и т.д. дихотомии в рамках одного и того же набора объектов, но не может правильно действовать с количественным аспектом классификации (соотносить объем класса объектов с объемами входящих в него подклассов).
Стадия III. Операциональная классификация.
Ребенок способен составить все возможные дихотомии предлагаемой группы объектов и координировать количественные и качественные аспекты классификации, верно соотносит между собой объемы класса объектов и водящих в него подклассов.
Стадия I. Неправильная сериация, полученная путем проб и ошибок. Составление случайной неправильной серии, составление небольших правильных серий по 2, 3 или 4 элемента (из 10-ти) и т.п.
Стадия II. Перцептивная сериация. Правильная серия, полученная в процессе проб и ошибок. Действиями ребенка руководит в большей степени перцептивная конфигурация, а не логические отношения.
Стадия III. Операциональная сериация. Правильная серия, полученная путем систематического подбора без проб и ошибок и независимо от перцептивной конфигурации серии.
Стадия I. Нет ни эквивалентности, ни сохранения.
Ребенок уверен, что количество (дискретных объектов, жидкости и т.п.) изменяется в соответствие с изменениями пространственных характеристик объекта. Он пытается выстроить одинаковые пространственные границы вместо того, чтобы установить количественное соответствие.
Стадия II. Эквивалентность может быть установлена, но сохранения нет. Ребенок начинает сомневаться в изменении количества в ситуациях изменения пространственных параметров объектов. Он признает неравенство, если неравное количество вещества (вода), дискретных количеств и др. занимают одинаковое место в пространстве по какому-либо одному признаку и неодинаковое по второму. Например, если в два сосуда разной формы - высокий и узкий, широкий и низкий налить жидкость, уравняв ее по высоте, ребенок понимает, что количество жидкости в них не одинаково, т.к. 2-ой сосуд шире. Однако, когда пространственная конфигурация меняется таким образом, что одинаковое количество занимает неодинаковое место в пространстве, ребенок начинает рассуждать, исходя из пространственных границ.
Стадия III. Устанавливается как эквивалентность, так и сохранение.
Ребенок начинает соотносить разные параметры объекта и ситуации между собой, связывая воедино взаимные изменения характеристик объектов и трансформации, которые привели к этим изменениям. Появляется операциональная обратимость. Сохранение становится логической необходимостью, которую ребенок может объяснить через: 1) идентичность - ничего не добавили и не убавили; 2) реципрокность - учет взаимного изменения параметров ситуации (ниже, но шире, выше, но уже и т.п.); 3) инверсию - мы можем вернуть объекты обратно и ситуация станет такой, какой была раньше.
С каждым из 80 испытуемых проводилась индивидуальная диагностика в специально отведенном для этого помещении. Продолжительность диагностической встречи с ребенком составляла 20-35 минут. На занятиях дети сначала решали задачи на децентрацию, затем - на классификацию и сериацию, в завершении - на понимание принципа сохранения.
На основе полученных диагностических данных определялся уровень развития (стадия) элементов операциональной системы у каждого испытуемого.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS 17.0.
Результаты диагностики представлены в виде сводной таблицы (табл. 1).
Таблица 1. Результаты диагностики уровней развития элементов операциональной системы (N = 80).
В столбцах указаны:
порядковый номер;
возраст ребенка;
стадии развития способности к децентрации по результатам решения задачи Пиаже «Три горы»:
не сформировано (отсутствие децентрации);
частично сформировано (частичная децентрация);
сформировано в полном объеме (полная децентрация);
I - не сформировано (графическая коллекция); I
I - частично сформировано (неграфическая коллекция);
III - сформировано в полном объеме (операциональная классификация).
- не сформировано (неправильная сериация);
- частично сформировано (перцептивная сериация);
- сформировано в полном объеме (операциональная сериация).
- не сформировано;
- частично сформировано;
- сформировано в полном объеме.
Результаты диагностики уровней развития способности к децентрации, операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у российских и китайских детей обобщены и представлены в таблице 2.
Таблица 2. Частотное и процентное соотношение российских и китайских детей, находящихся на одной стадии развития элементов операциональной системы (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Здесь «+», «-» - соответственно верные и неверные ответы на диагностические вопросы методики Хьюза в ситуациях с одним и двумя полицейскими.
Римские цифры I, II, III - стадии развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения: I - не сформировано; II - частично сформировано; III - сформировано в полном объеме.
Арабские цифры - количество (n) и процент (%) детей, находящихся на соответствующей стадии развития исследуемой характеристики по отношению к общему числу детей подвыборки (n = 40) (% по столбцам) и по отношению к числу детей, той же стадии развития (% по строкам).
Как видно из табл. 2, результаты диагностики уровней развития элементов операциональной системы у российских и китайских детей очень похожи, а по некоторым показателям практически идентичны.
Поскольку для оценки наличия или отсутствия закономерностей в функционировании операциональной системы как целостной структуры важны не только показатели уровней развития ее отдельных элементов, но и характер взаимосвязей между ними, в таблицах 3-6 дано сопоставление стадий развития элементов операциональной системы друг с другом у испытуемых из России (Р) и Китая (К). На пересечении строк указано количество (n) и процентное соотношение (%) детей, находящихся на соответствующей стадии развития изучаемой характеристики по отношению к общему числу испытуемых соответствующей стадии развития сравниваемого показателя.
Таблица 3. Соотношение уровней развития способности к децентрации с уровнями развития операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Таблица 4. Соотношение уровней развития операции классификации с уровнями развития операции сериации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Таблица 5. Соотношение уровней развития операции сериации с уровнями развития операции классификации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Таблицы 6. Соотношение уровней развития понимания принципа сохранения с уровнями развития децентрации, операций классификации, сериации у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Из табл. 3-6 видно, что в целом соотношения уровней развития элементов операциональной системы у детей из России и Китая имеют сходный характер и кардинальным образом не различаются. Вместе с тем, у испытуемых двух стран отмечаются некоторые рассогласования показателей развития сравниваемых элементов. Например, в соотношениях уровней развития децентрации (II стадия) и сериации (табл. 3), в понимании принципа сохранения (II и III стадии), логических операций классификации, сериации (табл. 4-6).
Для оценки статистической значимости различий между российской и китайской выборками испытуемых по уровням развития способности к децентрации, операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения использовался критерий Манна-Уитни (Mann- Whitney U test). Статистические гипотезы:
Н0 - группа российских дошкольников не превосходит группу китайских дошкольников по показателям развития элементов операциональной системы.
H - группа российских дошкольников превосходит группу китайских дошкольников по показателям развития элементов операциональной системы.
Результаты статистической оценки данных представлены в таблице 7.
Таблица 7. Статистическая значимость различий между российской и китайской выборками испытуемых по уровням развития элементов операциональной системы (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Статистика критерия показывает, что иэмп > икр (для данного объема выборки икр = 628 для р < 0,05 и икр = 557 для р < 0,01). Величины уровней значимости (р) всех исследуемых параметров значительно больше 0,01 (р > 0,01). Следовательно, принимается H0 - испытуемые из России и Китая статистически значимо не различаются (не превосходят друг друга) по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения.
Для исследования характера корреляционных связей между элементами операциональной системы внутри каждой группы испытуемых (российской и китайской) использовался коэффициент ранговой корреляции р Спирмена. Попарно сравнивались четыре переменные: децентрация, классификация, сериация, сохранение. Статистические гипотезы:
Н0 - корреляция между переменными равна нулю.
H - корреляция между переменными отлична от нуля.
В таблице 8 сопоставлены между собой коэффициенты корреляционной взаимосвязи между изучаемыми переменными у испытуемых из России и Китая.
Таблица 8. Коэффициенты корреляции между элементами операциональной системы у российских и китайских детей (ρ Спирмена; N = 80; n1 = 40; n2 = 40).
Из табл. 8 видно, что между показателями децентрации, классификации, сериации и сохранения внутри каждой подгруппы испытуемых (Россия и Китай) выявлены положительные статистически значимые корреляционные зависимости на уровне значимости 0,01 (р < 0,01). Следовательно, принимается H1 - корреляция между переменными (способностью к децентрации, логическими операциями классификации, сериации, пониманием принципа сохранения) отлична от нуля. Это означает, что изменение уровней развития данных элементов операциональной системы статистически значимо положительно взаимосвязано между собой как в российской, так и в китайской подгруппе дошкольников. Характер взаимосвязи между элементами познавательной системы статистически не различается внутри каждой подгруппы испытуемых.
Опираясь на положение Пиаже об универсальности последовательности становления элементов операциональной системы логического мышления у всех субъектов и существования внутренней связи между ними, мы проверяли гипотезу о том, что система логических операций субъекта функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям своего развития. Поэтому, можно выявить статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития ее структурных элементов, независимо от социально-культурных условий, в которых эта система функционирует.
Мы сравнили конфигурацию элементов внутри операциональной системы и показатели общей стадиальности ее развития у детей, проживающих в разных культурно-социальных условиях: в России и в Китае. Оказалось, что, несмотря на наличие некоторых рассогласований в суммарных показателях уровней развития отдельных сравниваемых элементов и характере взаимосвязи между некоторыми из них, статистические методы оценки данных не выявили значимых различий между испытуемыми этих стран. Статистика критерия Манна-Уитни (U-критерий) показала, что по уровням развития способности к децентрации, операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения статистически значимых различий между испытуемыми российской и китайской выборок нет (табл. 7). Исследование корреляционных связей между элементами операциональной системы внутри каждой кросскультурной выборки с использованием коэффициента ранговой корреляции р Спирмена показало, что из 6-ти пар четырех сравниваемых переменных (децентрация, классификация, сериация, сохранение) статистическая значимость корреляционных взаимосвязей совпадает во всех исследуемых парах (р < 0,01) (табл. 8). То есть, повышение уровня развития одного элемента операциональной системы сопровождается повышением уровней развития других ее элементов. Тем самым, положения Пиаже о том, что внутри операциональной системы субъекта существуют взаимозависимости между ее элементами, получило статистическое обоснование в обеих подгруппах испытуемых. На основе полученных данных мы делаем вывод, что между дошкольниками разных культур отсутствуют статистически значимые различия в показателях уровней развития отдельных элементов операциональной системы и их конфигураций на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной. Следовательно, можно говорить об универсальности развития логических структур и существовании собственных внутренних закономерноНациональный психологический журнал National psychological journal http://www.psy.msu.ru/science/npj/ стей организации и развития элементов внутри системы логических операций как единого целого. Гипотеза исследования доказана. Система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы. Существуют статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития структурных элементов операциональной системы: умением децентрироваться, логическими операциями классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.
Погожина И.Н.Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ.. // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. c.70-78. doi: 10.11621/npj.2015.0108
Скопировано в буфер обмена
Скопировать