Поступила: 18.11.2013
Принята к публикации: 30.11.2013
Дата публикации в журнале: 30.12.2013
Страницы: 31-35
DOI: 10.11621/npj.2013.0404
Ключевые слова: успех; виды успеха; семантический дифференциал; самооценка; старший подростковый возраст
Доступно в on-line версии с: 30.12.2013
Бухаленкова, Д.А. (2013). Представления современных подростков об успехе. Национальный психологический журнал, (4) , 31-35. https://doi.org/10.11621/npj.2013.0404
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье освещены различные подходы к определению понятия «успех» и дана классификация видов успеха, основанная на работах социальных психологов и социологов.
Рассмотрены результаты пилотажного исследования представлений об успехе современных подростков. Выделены семантические универсалии, описывающие понятие «успех», и представлены наиболее значимые для подростков характеристики успеха. Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало, что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей». Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация». Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» и как «чувство заслуженного счастья». Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки.
Важной частью исследования является анализ примеров успешных людей, значимых для подростков: ими чаще всего становятся представители шоу-бизнеса, современные бизнесмены (например, Билл Гейтс) или члены семьи и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта редко становятся для подростков источниками примеров успеха.
В ходе исследования удалось установить связь представлений подростков об успехе с переживанием осмысленности своей жизни. Подростки, оценивающие свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять собственной жизнью, расценивают себя как малоуспешных людей и сам успех воспринимают как изменчивый и редкий. Образ успеха у подростков с высоким уровнем осмысленности жизни позитивнее и ярче: они не считают его таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.
Изменение социально-экономических условий в России, произошедшие в конце XX века, широкое распространение компьютерных технологий повлекло за собой изменения во взглядах, ценностях и представлениях о мире у сегодняшних россиян. Наиболее ярко эти изменения проявляются во взглядах современных подростков (Feldstein, 2011.).
В наше время очень актуальным и значимым стало стремление к успеху. Современного человека обычно представляют как стремящегося к завоеванию определенного статуса, положения, престижа, к достижению высоких результатов во всех сферах своей жизни. Представления об успехе во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний и картину мира (Karabanova, 2010.). В подростковом возрасте происходит активное развитие и становление личности (Л.Ф. Обухова, М. Кле, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович). Представление о собственной успешности, отношение к своим достижениям являются очень важными для формирования суждения подростка о себе, его самооценки и его психологического благополучия в целом (Божович, 1997; Лисина, 1997).
В психологии проблема успеха еще не достаточно разработана. Исследования в основном посвящены изучению различных факторов успешности: мотивации достижения/избегания успеха и критериев оценки успеха в деятельности (К. Левин, Д.С. МакКлелланд, Х. Хекхаузен, ТО. Гордеева, Н.И. Лапин, В.С. Соб- кин), успеха как ценности (М. Рокич, С. Шварц, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), личностные особенности успешных профессионалов (А.Н. Журавлев. Т.В. Корнилова). Важно отметить, что само определение успеха многими исследователями не рассматривается.
В то же время, различные отечественные исследователи предлагают близкие по смыслу классификации видов успеха (Ефремова, Лабунская, 1999; Тульчинский, 1990):
«успех-популярность» - форма общественного признания способностей, талантов, одаренности личности, характерная для конкурентного рыночного общества;
«успех как признание авторитетными значимыми другими» - форма признания положительных результатов в существенных для личности сферах важными для личности окружающими людьми;
«успех как преодоление и самоопределение» - форма разрешения жизненных проблем и противоречий, борьба на пути к реализации и самореализации;
«успех-призвание» - форма получения удовлетворения от самого процесса достижения результатов.
На основе данной классификации мы разработали методику, направленную на изучение представлений об успехе. Единственным дополнением к этой классификации было словарное определение успеха как достижения поставленных целей (Даль, 1882).
В своей работе мы преследовали следующие цели:
исследовать представления подростков об успехе;
установить связь представлений подростков об успехе и степени осмысленности их жизни.
В исследовании приняли участие 94 человека (59 девушек и 35 юношей) старшего подросткового возраста (от 15 до 17 лет), ученики 10-11 классов московской гимназии.
Для реализации поставленных в исследовании целей были использованы следующие методики:
методика семантического дифференциала Ч. Осгуда в модификации ВА Петренко (Петренко, 1983);.
разработанный нами опросник «Определение успеха», направленный на прямое исследование представлений об успехе: на основе описанной выше классификации видов успеха и словарного определения слова мы составили методику, в которой просили испытуемых оценить по 5-бальной шкале приведенные определения успеха;
тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А Леонтьева (Леонтьев, 2000);
опрос подростков по следующим вопросам: «Приведите 5 примеров успешных людей», «По-возможности объясните, почему выбрали именно их?».
Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало (см. табл. 1), что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей» (3.68), что согласуется со словарным определением этого понятия. Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация» (3.4), что хорошо объясняется задачами и особенностями их возраста. Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» (3.28) и как «чувство заслуженного счастья» (3.29). Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» (2.45) оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки. Однако не все подростки придерживаются такого мнения (ст. откл.= 1.18), для некоторых популярность является значимым критерием успешности.
|
Характеристики |
Среднее значение |
Ст. отклонение |
1. |
Везение, удача |
2,84 |
0,94 |
2. |
Популярность в обществе, известность |
2,45- min |
1,18 |
3. |
Признание авторитетными, значимыми для тебя людьми |
2,96 |
0,98 |
4. |
Самореализация |
3,40 |
0,81 |
5. |
Достижение поставленных целей |
3,68 - max |
0,66 |
6. |
Удовлетворение от процесса выполнения работы |
2,89 |
1,09 |
7. |
Удовлетворение от результата проделанной работы |
3,28 |
1,03 |
8. |
Чувство заслуженного счастья, радости |
3,29 |
1,03 |
9. |
Преодоление препятствий |
3,17 |
0,9 |
Таблица 1. Результаты методики «Определение успеха».
Наиболее интересные данные были получены нами в результате анализа примеров успешных людей. Подростки привели 1114 примеров.
Для анализа полученных данных мы выделили некоторые критерии:
Первый критерий - «настоящее- прошлое»: принадлежит ли указанный человек и его творения современной эпохе или прошлым векам. Подростки чаще приводили примеры современных успешных людей (78%), исторические личности составили лишь 21%. В качестве примеров успешных в прошлом людей подростки указывали в основном политиков (например, Александр Македонский), ученых (А. Эйнштейн) а также писателей и поэтов (А.С. Пушкин).
Второй критерий - «реальный-выдуманный». Использованная нами методика предполагала, что испытуемые будут указывать реальных людей, но многие из них при этом испытывали затруднения, поэтому им было разрешено указывать вымышленных персонажей. Тем не менее, подростки в основном указывали реальных людей (94%), нам встретилось всего 15 выдуманных персонажей.
Третьим критерием выступил гендер: подростки чаще приводили примеры успешных мужчин (78%), чем женщин (22%).
Также мы разделили описанных подростками людей на группы, соотносящиеся с разными сферами общественной деятельности:
К сфере политики мы отнесли 16% примеров успешных людей. Наиболее часто встречающимся примером оказался наш нынешний президент – В.В. Путин. Реже встречались примеры успешных политиков прошлого (А. Македонский, М. Тетчер).
К сфере науки можно отнести всего 4% примеров. Сюда вошли в основном ученые-естествоиспытатели прошлого (Эйнштейн, Ньютон и др.), также в данную группу мы отнесли Леонардо да Винчи.
Отдельно мы выделили сферу бизнеса (20,5%). В данную группу мы поместили основателей выдающихся компьютерных империй – Билла Гейтса, Стива Джобса и других разработчиков компьютерных программ (среди них наиболее часто упоминался М. Цукерберг). Надо отдельно отметить попавших в данную группу миллионеров Абрамовича и Рокфеллера, которые достаточно часто упоминались испытуемыми с учетом скромного размера выборки.
В группу «шоу-бизнес», составившую 21,5% всех примеров, мы поместили всех современных деятелей музыки, кино и телевидения. Большую их часть составляют актеры и актрисы, причем, одинаково часто встречались как мужчины, так и женщины. Среди музыкантов подростки выбирали в основном зарубежных рок-гитаристов.
Упомянутых писателей, поэтов и художников мы объединили в группу «искусство». На нее пришлось 8%. Наиболее часто испытуемые указывали А.С. Пушкина.
В отдельную группу мы выделили спортсменов, их число оказалось небольшим: всего 13 человек, что составило 5% всех примеров.
В одну из наиболее многочисленных групп вошли родители подростков и другие члены их семей или знакомые (22%).
Размер и соотношение выделенных категорий хорошо видно на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Размер и соотношение выделенных категорий успешных людей.
Диаграмма показывает, что наибольшее количество примеров успешных людей относится к трем категориям: бизнес, шоу-бизнес и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта еще реже становятся для подростков источниками примеров успеха.
Интересно отметить, что большинство респондентов, описывая достижения успешных людей, подчеркивали, что им пришлось преодолеть множество трудностей и они всего добились сами – именно это вызывало уважение и восхищение подростков. Также многие из них указывали, что успешным людям пришлось много работать, чтобы добиться реализации своих заветных желаний. Данные объяснения дополняют образ успеха современных подростков: успех связан не с удачей, а с преодолением трудностей и тяжелым трудом, предшествовавшем его достижению.
Описанные выше результаты свидетельствуют, что представления подростков об успехе формируются в основном на основе СМИ и Интернета, где показывается и рассказывается об успешных предпринимателях, шоуменах и политиках, которые и становятся для современных подростков основными примерами успешных людей (Например, «ТВ-герой» (Лисина, 1997). Причем, именно Интернет, заполненный рекламными видеороликами, становится все более значимым фактором, формирующим у молодого поколения новое видение мира (Донцов, 2013). Однако большую роль также играет семья и окружение подростков – многие называют в качестве примеров успешных людей своих родителей, бабушек и дедушек или успешных знакомых семьи, изредка одноклассников и друзей. Значительно реже ребята рассказывают о любимых спортсменах или деятелях науки и искусства. Можно предположить, что, если бы в школьной программе больше внимания уделялось не только достижениям, но и биографиям ученых, писателей, поэтов и художников, то подростки чаще обращались бы к таким примерам.
Результаты использования методики семантического дифференциала по методу Е.Ю. Артемьевой (Артемьева, 1999.) показали, что подростки ассоциируют понятие успеха с такими прилагательными как: страстный (-1,28), светлый (-1,30), громкий (1,48), движущийся (-1,48), веселый (-1,73), поощряемый (-1,47), красивый (-1,66), осознанный (-1,59), но, при этом, успех для них также сложный (-1,70) и тяжелый (-1,67).
Результаты методики СЖО имели значимые различия, что позволило нам на основе кластерного анализа разделить выборку на две группы. В первую группу вошли 43 подростка с низким уровнем осмысленности жизни, имеющие мало устремлений и целей, воспринимающие свою жизнью как не достаточно интересную и осмысленную. Во вторую группу – 50 подростков со средним и относительно высоким уровнем осмысленности, т.е. это ребята, удовлетворенные своей жизнью, считающие, что уже достаточно многого добились в прошлом и также многого рассчитывают достичь в будущем, чувствующие себя способными построить свою жизнь по своему усмотрению и в соответствии с собственными убеждениями.
В результате анализа отличий двух выделенных групп выявились статистически значимые различия (p<0.05) в их представлениях об успехе.
Шкалы СД |
1 гр. |
2 гр. |
Уровень значимости |
Шкала 1(чистый - грязный) |
-0,79 |
-1,50 |
0,026 |
Шкала 6 (пассивный - активный) |
1,79 |
2,18 |
0,075 |
Шкала 8 ( плавный - порывистый) |
-0,07 |
0,64 |
0,045 |
Шкала 9 (редкий - частый) |
-0,70 |
0,42 |
0,003 |
Шкала 12 (единичный - повторяющийся) |
0,07 |
0,92 |
0,034 |
Шкала 13 (устойчивый - изменчивый) |
0,30 |
-0,68 |
0,028 |
Шкала 26 (веселый - грустный) |
-1,44 |
-1,98 |
0,037 |
Шкала 30 (красивый - безобразный) |
-1,37 |
-1,90 |
0,052 |
Шкала 33 (осознанный - неосознанный) |
-1,21 |
-1,92 |
0,053 |
Шкала 34 (неограниченный - ограниченный) |
-0,14 |
-0,98 |
0,039 |
Таблица 2. Сравнение выделенных групп по методике СД.
Из таблицы 2 мы видим, что подростки с низким уровнем осмысленности жизни представляют себе успех как менее чистый, менее активный, более плавный, значительно более редкий, единичный и изменчивый, а также менее веселый, красивый и неограниченный.
Образ успеха у подростков с более высоким уровнем удовлетворенности и осмысленности жизни позитивнее: для них успех чище, активнее, веселее и красивее; к тому же он порывистый, а не плавный; частый, а не редкий; устойчивый, а не изменчивый; повторяющийся и более неограниченный.
Таким образом, исследование показало, что подростки, оценивающие свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять своей жизнью, воспринимают себя как малоуспешных людей, у них относительно низкая самооценка. Они не чувствуют, что могут реализовать свои способности и желания в жизни, поэтому сам успех они воспринимают как более изменчивый, редкий, не такой чистый и красивый.
Подростки, воспринимающие свою жизнь как интересную, наполненную целями и смыслами, оценивают свои успехи в прошлом и настоящем более высоко, ставят перед собой большее число целей, больше стремятся к успеху, веря в себя, свои силы, чувствуя поддержку и признание окружающих. Поэтому, их образ успеха позитивнее и ярче, они считают его не таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы смогли выявить некоторые аспекты представления современных подростков об успехе. Нами выделены наиболее значимые характеристики успеха и семантические универсалии, относящиеся к понятию «успех», а также проанализированы примеры успешных людей, дополняющие образ успеха. Помимо этого, мы показали связь представлений об успехе с ощущением осмысленности жизни.
Данное исследование позволяет немного дополнить картину психологических знаний о современных подростках, их представлениях об успехе, оно обращает внимание на проблему формирования их ценностей и представлений о мире.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева ; под ред. И.Б. Ханиной. – Москва : Наука ; Смысл, 1999.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва ; Воронеж, 1997.
Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2(10).
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие / Т.О. Гордеева. - Москва, 2006.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. - Москва: Дрофа: Русский яз. Медиа, 2011.
Донцов А.И. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру / А.И. Донцов, А.В. Дроздова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2(10).
Ефремова О.И., Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. - Москва, 1999.
Кордубан И.Л. Психологическая характеристика феноменов «успех» и «успешность» / И.Л. Кордубан, Л.А. Лазаренко // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - № 5.
Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3(15). - С. 84-89.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2000.
Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. - Москва ; Воронеж, 1997.
Матвеева Л.В. Дети и СМИ: проблемы взаимодействия / Л.В. Матвеева // Национальный психологический журнал - 2006. - № 1(1).
Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г.А. Тульчинский. - Ленинград, 1990.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1983.
Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков / А.И. Подольский, О.А. Идобаева // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1(2).
Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха / А.М. Рикель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2012. - № 1.
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - Санкт-Петербург, 2001.
Karabanova O.A. Social Situation of Child’s Development - the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. - 2010. - Vol. 3.
Feldstein D.I. A Changing Child in Changing World: Psychological and Educational Problems of the New School // Psychology in Russia: State of Art. - 2011. - Vol. 4.
Lortie-Lusseier M. Determinants of objective and subjective success of men and women // Int. Rev. of Administrative Sciences. - 2005. - Vol. 71. - N 4.
Бухаленкова, Д.А.Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. 2013. № 4. , 31-35. doi: 10.11621/npj.2013.0404
Скопировано в буфер обмена
Скопировать