Поступила: 16.11.2014
Принята к публикации: 20.12.2014
Дата публикации в журнале: 31.12.2014
Страницы: 52-63
DOI: 10.11621/npj.2014.0406
Ключевые слова: сепарация; индивидуация; юношеский возраст; задача развития; культура; культурно-ценностная ориентация
Доступно в on-line версии с: 31.12.2014
Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект. // Национальный психологический журнал 2014. № 4. c.52-63. doi: 10.11621/npj.2014.0406
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье обсуждаются традиционный и современный подходы к изучению процесса сепарации-индивидуации в юношеском возрасте, который рассматривается авторами как центральная задача развития (Р. Хевигхерст) данного возрастного периода. Отмечается, что в рамках семейной психологии он рассматривается как нормативный кризис семьи. Описаны результаты исследования роли матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек на примере русской и осетинской культуры. Выявлены гендерные и культурные особенности индивидуации. Индивидуация в отношениях с родителями проходит, в среднем, более гармонично у представителей русской культуры, по сравнению с представителями осетинской культуры. У русских студентов в процессе индивидуации выявлено больше трудностей в отношениях с мамой, чем в отношениях с отцом. А у осетинских студентов, наодорот, индивидуация в отношениях с папой проходит с большими трудностями, чем с мамой. Показана комплементарность ролей отца и матери в обеспечении успешной индивидуации взрослеющего ребенка в период юности.
Результаты теста культурно-ценностных ориентаций показали, что у русских студентов преобладает современный тип культуры, у осетинских студентов – традиционный. Помимо этих основных типов культуры, выявлено также наличие промежуточных типов, отражающих динамику современной российской культуры (переход одного типа культуры в другой). Описаны особенности индивидуации юношей и девушек в зависимости от типа культуры. Сделан вывод о связи типа культуры (по Дж. Таунсенду) и особенностей индивидуации в юношеском возрасте: современный тип культуры сочетается с более гармоничным процессом индивидуации юноши/девушки.
Актуальность изучения выбранной темы обусловлена особенностями современных социально-экономических условий, которые неоднозначно сказываются на процессе становления личности в период вхождения во взрослость. Исследователи отмечают изменение системы ценностей и увеличение требований общества к личности: индивидуация, автономия, уверенность в себе, готовность осуществлять свободный выбор.
Юношеский возраст - это период перехода от подросткового возраста к взрослости. В работах многих исследователей (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) проведен анализ места юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла. Возрастные границы юности четко не определены. Например, отечественные психологи (В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, О.А. Карабанова, И.В. Шаповаленко, Л.Ф. Обухова и др.) имеют различные представления о границах данного возраста, простирающихся от 15 до 20-25 лет, Важно отметить, что в зарубежной психологии юношеский возраст не выделяется в отдельный возрастной период, а объединяется с подростковым возрастом (adolescence) (Э. Эриксон, Э. Штерн, Г. Крайг, Д. Бокум, Д. Баттерсворт, М. Харрис и др.).
Особенности психологических новообразований и социальной ситуации развития в подростковом возрасте широко представлены в работах отечественных психологов. Среди них: самоутверждение подростка (Харламенкова, 2007), формирование личностной автономии (Карабанова, Поскребышева, 2011), развитие системы моральных ценностей (Карабанова, Садовникова, 2011; Молчанов, 2011), роль привязанности к матери в формировании отношения подростков к окружающему миру и к себе (Бурменская, 2011), социальная ситуация развития как условие формирования образ мира (Буровихина, Лидерс, 2012), родительство как психологический феномен (Овчарова, 2006), отношение родителей к взрослению подростков (Садовникова, 2012). Отечественные работы, посвященные исследованию особенностей взросления и взаимоотношений юношей и девушек с родителями в процессе семейной сепарации, представлены значительно меньше (Сытько, 2011; Дитюк, 2013). Выделяются работы, направленные на выявление паттернов взросления, исследование личностного потенциала при переходе от детства к взрослости (Леонтьев, Калитеевская, 2006: Леонтьев, Калитиевская, Осин, 2011).
В юношеском возрасте одной из центральных задач развития является трансформация детско-родительских отношений, в результате которой родитель и ребенок общаются и взаимодействуют уже на равных (Кон, 2009; Фельдштейн, 2004). Перестройка детско-родительских отношений юношей и девушек включает в себя процесс сепарации-индивидуации. Впервые понятие «сепарация-индивидуация» было предложено в психоаналитической концепции сепарации-индивидуации М. Малер в раннем онтогенезе. В последующем П. Блос занимался изучением этого процесса уже в подростковом возрасте (adolescence), называя этот возраст второй фазой индивидуации (individuation). В ходе многолетних исследований понятие «сепарация-индивидуация» претерпело ряд изменений.
Традиционно процесс сепарации-индивидуации понимается как необходимый отказ от детской привязанности к родителям (detachment), достижение независимости (independence) от них и формирование личностной автономии (autonomy) (Малер, Мак-Девитт, 2005; Блос, 2010; Hoffman, 1984). В современном представлении об этом процессе подчеркивается ценность эмоционально близких отношений (connectedness, closeness) юношей и девушек с родителями и важность баланса между независимостью (independence) и общностью (relatedness) (Kagitsibasi, 2005; Musante, 2010). Другими словами, сепарация-индивидуация не предполагает разрыва отношений и полной изоляции от родителей.
Изначально операционализация понятия сепарации-индивидуации в юношеском возрасте (Блос, 2010) происходила с помощью «Шкалы эмоциональной автономии» (EAS, Steinberg L., Silverberg S., 1986) и «Опросника психологической сепарации» (PSI, Hoffman, 1984). Понятие психологической сепарации отождествлялось с понятием личностной автономии. В опросниках (EAS и PSI) автономия понималась не как личностная характеристика, а как характеристика межличностных отношений. Автономию рассматривали как межличностную дистанцию (противоположность близости), включающую независимость в разных сферах (PSI; EAS), отказ от подражания родителям (EAS), секреты/тайны от родителей (EAS). На современном этапе исследований некоторые авторы предлагают дифференцировать понятия автономии и психологической сепарации следующим образом: сепарацию рассматривать как показатель межличностной дистанции, а автономию как показатель развития личности, т.е. как личностную характеристику (Kagitsibasi, 2005; Musante, 2010).
В зарубежных исследованиях дискуссионным является вопрос о наличии или отсутствии различий в сепарации-индивидуации с каждым из родителей. Например, Puklek & Gril утверждают, что индивидуация проходит одинаково с обоими родителями (Puklek, Gril, 2010). Однако, на наш взгляд, десятилетия исследований детско-родительских отношений позволяют сформулировать противоположную гипотезу: о различии роли матери и отца в процессе сепарации-индивидуации ребенка. Отечественные психологи указывают на особенность сепарации-индивидуации в России (Варга, 2009). Главным воспитателем чаще является мать, следовательно, сепарация-индивидуация проходит, главным образом, в отношениях именно с мамой, считает А.Я. Варга. Таким образом, роль матери в сепарации-индивидуации юношей и девушек признается более значимой, по сравнению с ролью отца.
Представители системной семейной психологии признают сепарацию-индивидуацию от родителей в юношеском возрасте нормативным кризисом семьи. Культура этноса как источник психологических различий привлекает большое внимание отечественных и зарубежных исследователей. Показано, что в различных культурах существуют не только специфические, но и универсальные особенности психологических процессов (Мацумото, 2003; Берри и др., 2007; Белинская, 2000; Стефаненко, 2003; Крысько, 2004; Лебедева, 2005; Солдатова, 2007). В последнее десятилетие отечественные ученые проводят все больше кросс-культурных исследований этнической идентичности и толерантности, влияния языка на психологические особенности этноса (Лебедева, 2005; Почебут, 2005; Stephanenko, 2010; Soldatova, 2013). Изучение культурно-обусловленных особенностей индивидуации юношей и девушек дает нам представление о сходстве и различиях в становлении личности в разных этнических культурах.
Система ценностей, норм, убеждений, обычаев лежат в основе каждой этнической культуры. Большинство исследователей выделяют традиционное, современное (модернистское) и постмодернистское общество и описывают соответствующие им типы культуры (Мацумото, 2003; Берри и др., 2007). Американский психолог Дж. Таунсенд предложил подобную типологию культур, основанную на представлении о существовании традиционного, современного и динамически-развивающегося типов культурно-ценностных ориентаций. Ценностная ориентация - это комплекс строго определенных принципов (оценочных, когнитивных и пр.), которые составляют фундаментальную основу культуры и определяют поступки людей (Почебут, 2012). Традиционная культура характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Не допускается внутренняя свобода человека, его деятельность строго регламентирована традициями и обычаями. Современная культура отличается ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Межличностные отношения определяются статусом и ролью человека в обществе. Регуляция поведения человека, главным образом, происходит за счет морали, этических норм и правил. Динамически развивающаяся культура характеризуется ориентацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Ценностью является независимость, самостоятельность. Индивидуальные интересы и ценности имеют большое значение.
Изучение сепарации-индивидуации в юношеском возрасте определяется запросами практики и недостаточной теоретической разработанностью вопроса в рамках отечественного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).
Представленное нами исследование является частью основной работы, которая направлена на интеграцию понятия психологической сепарации юношей и девушек от родителей, предложенного в зарубежной психологии, в систему понятий отечественной психологии развития.
Целью исследования являлось изучение роли матери и роли отца в развитии сепарации-индивидуации юношей и девушек в двух этнических культурах: русской и осетинской.
В процеесе достижения этой цели решались следующие задачи:
В исследовании приняли участие 405 испытуемых: 210 юношей (52%) и 195 девушек (48%), студентов гуманитарных и технических ВУЗов и ССУЗов России в возрасте от 17 до 22 лет (ср. знач. 19,1; станд. откл. 1,3). Среди них: 201 чел. (49,6%) - представители русской культуры, 204 чел. (50,4%) - представители осетинской культуры.
Опросы были проведены в четырех городах России: Москве, Курске, Владикавказе, Алагире.
Для исследований особенностей сепарации-индивидуации в юношеском возрасте был выбран опросник Munich Individuation Test for Adolescence (MITA, Walper, 1996) в переводе авторов данной статьи. Для определения типа национальной культуры мы использовали тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таунсенда в адаптации Л.Г. Почебут (Почебут, 2012). Также были использованы методы математической статистики (пакет программ SPSS-18).
Опросник Munich Individuation Test for Adolescence (MITA), мюнхенский тест был разработан для изучения процесса индивидуации юношей и девушек в отношениях с родителями (Walper, 1996). Тест был апробирован в нескольких культурах (словенской, немецкой, итальянской, шведской, испанской) и хорошо себя зарекомендовал. Показана высокая надежность и валидность опросника в разных культурах (Thoennissen et al., 2010; Puklek, Gril, 2010). Опросник MITA содержит 26 утверждений для изучения особенностей индивидуации респондентов юношеского возраста, отдельно в отношениях с матерью, отдельно в отношениях с отцом. MITA состоит из шести шкал: «Успешная индивидуация», «Потребность в поддержке», «Отрицание потребности в привязанности», «Амбивалентность», «Страх потерять любовь», «Страх зависимости». Респондентам предлагалось оценить степень согласия с предложенными утверждениями по 4-х балльной шкале Лайкерта (1 - не соответствует, 4 - полностью соответствует).
Шкалы опросника MITA |
Вся выборка (405 чел.) |
||
среднее |
станд.откл. |
W-Критерий* |
|
Успешная индивидуация в отношениях с мамой |
3,49 |
,53 |
0,000 |
Успешная индивидуация в отношениях с папой |
3,31 |
,74 |
|
Отрицание потребности в привязанности к маме |
1,96 |
,62 |
0,000 |
Отрицание потребности в привязанности к папе |
2,08 |
,65 |
|
Потребность в опоре, поддержке мамы |
3,18 |
,77 |
0,000 |
Потребность в опоре, поддержке папы |
2,99 |
,85 |
|
Амбивалентность в отношениях с мамой |
1,74 |
,62 |
0,021 |
Амбивалентность в отношениях с папой |
1,78 |
,59 |
|
Страх потери любви мамы |
2,10 |
,62 |
0,921 |
Страх потери любви папы |
2,12 |
,69 |
|
Страх зависимости/поглощения мамой |
2,25 |
,69 |
0,004 |
Страх зависимости/поглощения папой |
2,18 |
,67 |
|
* - в правом столбце представлены данные о значимости различий показателей индивидуации студентов с родителями разного пола (критерий Вилкоксона) |
Таблица 1. Показатели индивидуации (по опроснику MITA).
Тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таунсенда в адаптации Л.Г. Почебут (Почебут, 2012) состоит из пяти вопросов, затрагивающих основные общечеловеческие проблемы, решение которых является универсальной задачей любой культуры: отношение человека ко времени; отношение к природе; представление о человеческой природе; отношение к другим людям; направленность деятельности человека. Участникам исследования предлагалось выбрать тот вариант ответа, который наиболее точно характеризует культурную ориентацию его народа. При этом в инструкции обращалось внимание испытуемого на необходимость вспомнить то, чему его учила семья, школа, религия, и руководствоваться при выборе варианта ответа только тем, чему его учили в детстве. Вариант ответа «А» во всех разделах характеризует принадлежность испытуемых к традиционному типу культуры, вариант «Б» - к современному типу культуры, а вариант «В» - к динамически-развивающемуся типу культуры. Возможно выделение промежуточных типов культур (Проконич и др., 2012).
При исследовании индивидуации, анализ средних показателей по шкалам опросника Munich Individuation Test for Adolescence (MITA) позволяет заметить высокие (отражающие благополучный ход индивидуации) значения по шкалам «Успешная индивидуация в отношениях с мамой» (3,49), «Успешная индивидуация в отношениях с папой» (3,31). Приведем пример утверждений: «Мой родитель, по-прежнему, играет важную роль в моей жизни, хотя я все больше следую собственным интересам»; «Даже если мы с родителем ссоримся, мы все равно любим друг друга». Высокие значения получены по показателю «Потребность в опоре, поддержке мамы» (3,18) («Мне хотелось бы в жизни многое пережить вместе с матерью»; «В будущем мне бы хотелось жить вместе с матерью в одном городе, чтобы проводить больше времени вместе»). Показатель шкалы «потребность в поддержке, опоре со стороны отца» (2,99) ниже соответствующего показателя по шкале «Потребность в опоре, поддержке мамы» (3,18). Обследованные студенты, в основном, признают потребность в привязанности к родителям. Низкие показатели по шкалам «Отрицание потребности в привязанности к маме» (1,96; 0,62) и «Отрицание потребности в привязанности к папе» (2,08; 0,65) свидетельствуют о наличии выраженной потребности в привязанности к родителям. Испытуемые не соглашаются с утверждениями: «Чаще всего у меня нет желания быть вместе с родителем», «Я прекрасно обхожусь без родительского расположения и заботы». Показатели амбивалентности в отношениях с каждым из родителей самые низкие из всех показателей индивидуации по тесту MITA, с мамой (1,74) и с папой (1,78): («Иногда у меня такое ощущение, что я люблю своего родителя больше, чем он меня»; «Мне трудно рассказывать родителю о себе, хотя иногда мне хочется сделать это»). Показатели по шкале «Страх потери любви родителей» имеют средние значения и для мамы, и папы (соответственно - 2,10; 2,12) («Если я ошибаюсь в чем-то, то начинаю сомневаться, любит ли меня родитель по-прежнему»; «Часто я боюсь сделать что-нибудь не так и разочаровать родителя»). Немного больше выражен страх зависимости от родителей (2,25; 2,18) («Я чувствую, что родитель меня постоянно контролирует»; «Меня раздражает, когда родитель расспрашивает меня о делах»). Однако при близких значениях средних показателей индивидуации с мамой и папой выявлены значимые различия между соответствующими переменными. Это свидетельствует о неоднородности ответов испытуемых, различиях в отношениях испытуемых юношеского возраста с родителями разного пола.
Разный «вклад» папы и мамы в воспитание ребенка, формирование его личности широко известен в современной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, Г. Юнг). Однако данных об особенностях перестройки взаимоотношений взрослеющих детей и их родителей в современном российском обществе явно недостаточно. Полученные нами данные соотносятся с результатами ряда недавних отечественных исследований. Так, было выделено несколько траекторий (вариантов) взросления в подростковом и юношеском возрасте (Леонтьев, Калитиевская, Осин, 2011), описаны различные паттерны обретения автономии подростком (Карабанова, Поскребышева, 2011).
При сравнении показателей индивидуации студентов с папой и мамой подчеркнем несколько выявленных фактов. Показатели по шкалам «Успешная индивидуация в отношениях с мамой», «Потребность в поддержке со стороны матери» у обследованных юношей и девушек значимо выше (р = 0.000), чем соответствующие показатели индивидуации в отношениях с отцом. Ответы испытуемых, таким образом, показывают, что респонденты, в среднем, свои отношения с мамой оценивают как более доверительные и теплые, по сравнению с отношениями с отцом. В то же время, ответы испытуемых свидетельствуют о большем страхе зависимости от матери, по сравнению со страхом зависимости от отца. Показатели по шкалам «Отрицание потребности в привязанности» (p = 0.000), «Амбивалентность в отношениях» (р = 0.021), значимо выше в отношениях с отцом, по сравнению с показателями индивидуации в отношениях с мамой. В соответствии с описанием теста MITA эти результаты отражают меньшее желание испытуемых получать заботу со стороны отца, проводить с ним время и делиться собственными трудностями, по сравнению с желанием подобных взаимодействий со стороны матери. Средние показатели по шкалам «Страх потери любви родителей» примерно одинаков по отношению к родителям обоего пола (2,10; 2,12) и имеет относительно невысокие значения. На наш взгляд, данный факт свидетельствует об уверенности большинства обследованных студентов в любви и заботе со стороны родителей, особенно, со стороны мамы.
Таким образом, показатели индивидуации у обследованных студентов в отношениях с матерью, в среднем, менее благополучны, по сравнению с показателями индивидуации в отношениях с отцом. Другими словами, по нашим данным, развитие индивидуации юношей и девушек проходит с большими трудностями в отношениях с матерью, чем с отцом. Мы считаем, что эти результаты подтверждают данные психологов, социологов, культурологов о роли матери в современной российской семье: именно мама, как правило, является главным воспитателем, что закономерно находит отражение в проблеме психологической сепарации (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, Б. Долгорсурэнгийн и др.).
Далее проанализируем гендерную специфику индивидуации в отношениях с родителями разного пола респондентов юношеского возраста (таблица 2).
Таблица 2. Гендерные различия в показателях индивидуации.
Шкалы опросника MITA |
Юноши – 210 чел. (52%) |
Девушки – 195 чел. (48%) |
Критерий Манна-Уитни* (M-U) |
||
среднее |
Станд.откл. |
среднее |
Станд.откл. |
|
|
Успешная индивидуация с мамой |
3,50 |
,49 |
3,49 |
,56 |
0,757 |
Успешная индивидуация с папой |
3,35 |
,59 |
3,27 |
,86 |
0,341 |
Отрицание потребности в привязанности к маме |
2,02 |
,63 |
1,89 |
,61 |
0,018 |
Отрицание потребности в привязанности к папе |
2,08 |
,61 |
2,07 |
,69 |
0,893 |
Потребность в опоре поддержке, мамы |
3,11 |
,76 |
3,26 |
,76 |
0,030 |
Потребность в опоре, поддержке папы |
2,99 |
,79 |
3,01 |
,90 |
0,489 |
Амбивалентность в отношениях с мамой |
1,77 |
,64 |
1,71 |
,59 |
0,371 |
Амбивалентность в отношениях с папой |
1,77 |
,61 |
1,79 |
,56 |
0,594 |
Страх потери любви мамы |
2,13 |
,61 |
2,07 |
,63 |
0,265 |
Страх потери любви папы |
2,16 |
,65 |
2,07 |
,73 |
0,250 |
Страх зависимости/поглощения мамой |
2,36 |
,69 |
2,13 |
,67 |
0,001 |
Страх зависимости/поглощения папой |
2,28 |
,67 |
2,08 |
,64 |
0,007 |
* - в правом столбце представлены данные о значимости различий показателей индивидуации с родителями испытуемых разного пола (критерий Манна-Уитни) - выделены значимые различия (p < 0.05) |
Показатели по шкалам: «Отрицание потребности в привязанности к отцу», «Потребность в опоре, поддержке отца», а также по шкалам «Успешная индивидуация», «Амбивалентность» и «Страх потери любви» в отношениях с каждым из родителей, в среднем, одинаково выражены в ответах юношей и девушек. Различия проявились в том, что девушки, в среднем, значимо больше испытывают потребность в опоре со стороны матери (критерий M-U, р = 0.030), привязанности к ней (критерий M-U, p = 0.018), по сравнению с юношами. А юноши, в среднем, испытывают больший страх зависимости как в отношениях с матерью (критерий M-U, р = 0.001), так и в отношениях с отцом (критерий M-U, р = 0.007), по сравнению с девушками. Таким образом, девушки, в среднем, больше, чем юноши, нуждаются в поддержке, опоре со стороны мамы, в любви, близости и привязанности к маме. А юноши, в среднем, чаще, чем девушки, недовольны тем, что родители хотят больше знать о них, больше их контролировать, что они волнуются об их благополучии.
Проанализируем роль каждого родителя в индивидуации юношей и девушек. В ответах юношей выявлено три значимых различия в показателях индивидуации с мамой и папой. Показатель по шкале «Успешная индивидуация» с мамой (W-критерий, р = 0.000) благополучнее, чем показатель отношения с отцом. А показатель по шкалам: «Отрицание потребности в привязанности» (W-критерий, р = 0.045) и «Страх зависимости» (W-критерий, р = 0.001) - значимо благополучнее в отношениях с отцом, чем в отношениях с матерью. Таким образом, у юношей индивидуация с мамой проходит с большими трудностями, по сравнению с индивидуацией в отношениях с папой.
По показателям индивидуации девушек выявлено четыре значимых различия в отношениях с родителями: мамой и папой. Показатели по шкалам «Успешная индивидуация» (W-критерий, p = 0.000) и «Амбивалентность» (W-критерий, p = 0.020) в отношениях с мамой благополучнее соответствующих показателей в отношениях с папой. А в отношениях с отцом значимо благополучнее показатели по шкалам «Отрицание потребности в привязанности» (W-критерий, p = 0.000) и «Потребность в опоре, поддержке» (W-критерий, p = 0.001), по сравнению с показателями в отношениях с матерью. Интересным представляется результат, отражающий, на наш взгляд, комплементарность (дополнительность) ролей отца и матери в индивидуации девушек. Так, роль мамы в отношениях с девушками больше заключается в проявлении любви, тепла, в совместной деятельности и физическом присутствии, по сравнению с отцом. Роль отца, с точки зрения девушек-студенток, проявляется в большей, по сравнению с мамой, поддержке их самостоятельности, меньшем выражении негативных чувств по поводу их собственных выборов. Таким образом, сходство в индивидуации юношей и девушек состоит в том, что и юноши, и девушки описывают как значимо более гармоничные свои отношения с матерью по показателю «Успешная индивидуация», а отношения с отцом - по показателю «Отрицание потребности в привязанности». Именно в отношениях с матерью взрослеющие дети получают большую поддержку в случае расхождения взглядов: общение с мамами позволяет в большей степени сохранять любовь и взаимопонимание при проявляющихся различиях родителей и детей. А отношения с отцом являются основой для большей самостоятельности детей.
Различия роли каждого родителя (мамы и папы) в индивидуации юношей и девушек выражены в значимо большем показателе по шкале «Страх зависимости от мамы» (2,36) у юношей, по сравнению с показателем «Страх зависимости от папы» (2,28) (W-критерий, p = 0.001). Также выявлены значимо более высокие показатели индивидуации у девушек по шкале «Потребность в опоре, поддержке матери» (3,26) по сравнению с показателем «Потребность в опоре, поддержке отца» (3,21) (W-критерий, p = 0.001) и по шкале «Амбивалентность в отношениях с мамой» (1,71) по сравнению с показателем «Амбивалентность в отношениях с папой» (1,79) (W-критерий, p = 0.020).
Значимо более низкие значения по шкале «Успешная индивидуация в отношениях с отцом» и «Отрицание потребности в привязанности к отцу» по сравнению с аналогичными показателями индивидуации в отношениях с матерью, возможно, отражают меньшую потребность юношей быть в эмоционально близких отношениях с отцом и менее важную роль отца в жизни сыновей, по сравнению с девушками. Возможно, отцы более суровы, более критичны, как воспитатели, в отношениях с сыновьями. По словам И.С. Кона именно «..мальчик - отец мужчины» Он писал, что в уникальном Гарвардском лонгитюдном исследование, которое проводилось с конца 1930-х до конца 1980-х годов и в котором участвовали четыре поколения мальчиков из одних и тех же семей, показало, что индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины и передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. (Кон, 2009). Освоение позиции отца для современных мужчин осложняется целым рядом социально-психологических факторов, которые только в последнее десятилетие стали предметом отечественных исследований (Т.В. Архиреева, Р.В. Овчарова, Е.И. Захарова, Ю.В. Борисенко, О.Г. Калина, И.В. Павлов и др.). В современной российской семье роль отца, как воспитателя детей, является сложной, противоречивой, что находит отражение в практике отцовства. Возможно, ответы юношей носят защитный (компенсаторный) характер, связанный с депривацией потребности в эмоционально близких отношениях с отцами, с дефицитом реального взаимодействия и сотрудничества с ним в контексте их жизнедеятельности. Таким образом, выявлены различия индивидуации юношей и девушек в отношениях с родителями разного пола.
Следующим шагом анализа было сравнение показателей индивидуации юношей и девушек, представителей осетинской и русской культур. Ответы студентов отражают ряд особенностей индивидуации осетинских студентов по сравнению с индивидуацией русских студентов (таблица 3).
Шкалы опросника MITA |
русские |
осетины |
Критерий Манна- Уитни |
||
среднее |
Станд. откл. |
среднее |
Станд. откл. |
||
Успешная индивидуация с мамой |
3,46 |
,54 |
3,54 |
,51 |
0,113 |
Успешная индивидуация с папой |
3,27 |
,69 |
3,35 |
,77 |
0,319 |
Отрицание потребности в привязанности к маме |
1,98 |
,55 |
1,94 |
,69 |
0,493 |
Отрицание потребности в привязанности к папе |
2,09 |
,63 |
2,07 |
,67 |
0,794 |
Потребность в опоре, поддержке мамы |
3,02 |
,74 |
3,34 |
,75 |
0,000 |
Потребность в опоре, поддержке папы |
2,78 |
,82 |
3,19 |
,84 |
0,000 |
Амбивалентность в отношениях с мамой |
1,64 |
,52 |
1,84 |
,69 |
0,001 |
Амбивалентность в отношениях с папой |
1,72 |
,52 |
1,83 |
,64 |
0,062 |
Страх потери любви мамы |
2,00 |
,62 |
2,19 |
,61 |
0,001 |
Страх потери любви папы |
1,92 |
,64 |
2,29 |
,68 |
0,000 |
Страх зависимости/ поглощения мамой |
2,17 |
,66 |
2,32 |
,71 |
0,023 |
Страх зависимости/ поглощения папой |
1,99 |
,56 |
2,34 |
,71 |
0,000 |
* - в правом столбце представлены данные о значимости различий показателей индивидуации с родителями испытуемых русской и осетинской культур (критерий Манна-Уитни) - выделены значимые различия (p < 0.05) |
Таблица 3. Кросс-культурные различия в показателях индивидуации русских и осетинских студентов с матерью и отцом.
Выявлены значимо большая потребность осетинских студентов, по сравнению с русскими студентами, в поддержке со стороны матери (U-критерий, p = 0.000) и отца (U-критерий, p = 0.000); значимо большая амбивалентность в отношениях с матерью (U-критерий, p = 0.001); значимо больший страх потери любви матери (U-критерий, p = 0.003) и отца (U-критерий, p = 0.000), а также значимо больший страх зависимости отматери (U-критерий, p = 0.023) и отца (U-критерий, p = 0.000).
Значимых различий в показателях индивидуации по шкалам «Успешная индивидуация с мамой», «Успешная индивидуация с папой», «Отрицание потребности в привязанности к маме», «Отрицание потребности в привязанности к папе», «Амбивалентность в отношениях с папой» у представителей русской и осетинской культур не выявлено.
Таким образом, индивидуация в отношениях с родителями проходит, в среднем, более гармонично у представителей русской культуры, по сравнению с представителями осетинской культуры. Выявлены как сходства, так и различия.
Сравнительное исследование индивидуации осетинских и русских студентов с матерью и отцом свидетельствует о различиях процесса индивидуации в разных культурах (рисунок 1).
Рисунок 1. Кросс-культурные различия в показателях индивидуации русских и осетинских студентов с матерью и отцом.
У представителей русской культуры по всем показателям индивидуации юношей и девушек с мамой и папой выявлены значимые различия. В отношениях с мамой показатели по шкалам: «Успешная индивидуация» (W-критерий, p = 0.000) и «Амбивалентность» (W-критерий, p=0,000) значимо благополучнее соответствующих показателей в отношениях с папой. А в отношениях с папой показатели по шкалам: «Отрицание потребности в привязанности» (W-критерий, p = 0.010), «Потребность в опоре, поддержке» (W-критерий, p = 0.000), «Страх потери любви» (W-критерий, p = 0.005) и «Страх зависимости» (W-критерий, p = 0.000) значимо благополучнее соответствующих показателей в отношениях с мамой. Это свидетельствует о большей противоречивости индивидуации в отношениях с мамой, нежели с отцом, у русских студентов. Ответы испытуемых свидетельствуют, что в восприятии русских студентов отношения с отцом достаточно благополучны: нет выраженного страха потери любви отца, испытуемые, в среднем, не боятся зависимости от отца, они испытывают с его стороны поддержку их самостоятельности и уверены в его разумной помощи при возникновении такой необходимости. Русские студентов, судя по ответам, больше вовлечены в отношения с мамами, чем в отношения с папами. Причем отношения с мамами, в среднем, более эмоционально насыщены, наполнены теплом, доверием, поддержкой при одновременно довольно высокой тревоге по поводу вмешательства мам в дела взрослеющих детей и возможности эмоционального отвержения.
У представителей осетинской культуры три показателя индивидуации в отношениях с матерью значимо отличаются от соответствующих показателей индивидуации в отношениях с отцом. Показатели по шкалам: «Успешная индивидуация с мамой» (W-критерий, p = 0.000) и «Страх потери любви мамы» (W-критерий, p = 0.048) значимо благополучнее, чем показатели индивидуации в отношениях с отцом. Показатель по шкале «Отрицание потребности в привязанности с папой» значимо выше показателя по шкале «Отрицание потребности в привязанности с мамой» (W-критерий, p = 0.001). Таким образом, у осетинских студентов индивидуация с папой проходит с большими трудностями, чем индивидуация с мамой.
При сравнении остальных показателей индивидуации осетинских юношей и девушек в отношениях с каждым из родителей была выявлена большая потребность в поддержке, опоре со стороны матери и, в то же время, большая амбивалентность в отношениях с ней. Показатели свидетельствовали также о наличии у осетинских студентов большего страха зависимости от отца, по сравнению с русскими студентами, однако значимых различий не было выявлено.
Обобщая данные об индивидуации в двух культурах, можно сделать вывод о том, что существуют различия в ролях родителей разного пола в индивидуации детей юношеского возраста, принадлежащих к русской и осетинской культуре. Различия состоят в том, что у представителей русской культуры индивидуация с мамой проходит сложнее, чем с папой и различия более выражены, нежели у представителей осетинской культуры. Это значит, что для русских студентов, по сравнению с осетинскими, задача эмоционального отделения от матери - сложнее. А у представителей осетинской культуры процесс индивидуации в отношениях с папой проходит с большими трудностями, чем с мамой.
Одной из задач нашего исследования было сравнительное изучение особенностей индивидуации в юношеском возрасте у представителей разных типов культур. По результатам теста Дж. Таунсенда все студенты были отнесены к трем основным типам культур: традиционному, современному и динамически-развивающемуся. Помимо основных типов были выявлены и промежуточные типы культур: традиционно-современный, традиционно-динамически-развивающийся и современно-динамически-развивающийся. Численность представителей разных типов культур среди обследованной выборки отображена в таблице 4. Для выделения испытуемых - представителей промежуточных типов культур мы воспользовались процедурой, которая описана в исследовании О.А. Проконича, М.С. Яницкого и О.А. Браун (2012).
Типы культур |
Количество чел |
Промежуточные типы культур |
Количество чел |
Традиционный (1) |
109 чел (26,9%) |
Традиционносовременный (4) |
44 чел (10,9%) |
Современный (2) |
173 чел (42,8%) |
Традиционнодинамический (5) |
18 чел (4,4%) |
Динамически-развивающийся (3) |
41 чел (10,1%) |
Современнодинамический (6) |
20 чел (4,9%) |
Всего |
323 чел. (79,6%) |
|
82 чел.(20,4 %) |
Таблица 4. Распределение испытуемых юношеского возраста по типам культур (по Дж. Таунсенду.)
Полученный результат - выявление представителей не только основных, но и промежуточных типов культур не удивителен, поскольку это отражает динамику культуры, тенденцию ее развития - переход от одного типа культуры к другому. Промежуточные или «серединные» типы культур формируются в результате синтеза культур народа, совместно проживающего на одной большой территории, что характерно для нашей страны (Крысько, 2004).
Следующим шагом было выявление распределения русских и осетинских студентов, принадлежащих к разным типам культур (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение русских и осетин по типам культур (кол-во чел.).
Более половины русских студентов 112 чел. (55,72 %) по результатам анализа их ответов на тест Дж. Таунсенда были отнесены нами к представителям современного типа культуры. Меньше всего среди русских юношей и девушек оказалось представителей традиционного типа культуры - 20 чел. (9,95%), а к трем промежуточным типам культуры было отнесено 35 чел. (17,4 %).
Среди осетинских студентов преобладают представители традиционного типа культуры - 89 чел (43,63 %). Второе место по степени распространенности занимают представители современного типа культуры - 62 чел. (30,4 %). Интересно, что на третьем месте у осетинских студентов оказался «серединный» тип культуры - традиционно-современный - 34 чел. (16,67 %). Реже обследуемые осетинские юноши и девушки относили свою культуру к динамически-развивающемуся и промежуточным типам культуры - традиционно-динамически-развивающемуся и современно-динамически-развивающемуся типам. Получен интересный результат, расширяющий представления о процессах трансформации культуры из одного типа в другой.
Следующий этап нашей работы заключался в определении особенностей индивидуации юношей и девушек, отнесенных к трем основным типам культуры: традиционному, современному и динамически-развивающемуся. В таблице 5 представлены средние значения показателей индивидуации для представителей трех основных типов культур (по Дж. Таунсенду).
Шкалы опросника MITA |
1 традиционный |
2 современный |
3 динамически- развивающийся |
|||
Успешная индивидуация в отношениях с мамой |
3,4212 |
,59 |
3,582123 |
,48 |
3,4132 |
,49 |
Успешная индивидуация в отношениях с папой |
3,2212 |
,66 |
3,402123 |
,81 |
3,0232 |
,81 |
Отрицание потребности в привязанности к маме |
2,02 |
,69 |
1,89 |
,57 |
1,93 |
,48 |
Отрицание потребности в привязанности к папе |
2,1712 |
,67 |
1,9721 |
,63 |
2,19 |
,71 |
Потребность в поддержке мамы |
3,13 |
,86 |
3,2923 |
,64 |
2,9932 |
,78 |
Потребность в поддержке папы |
3,0213 |
,94 |
3,0423 |
,77 |
2,673132 |
,96 |
Амбивалентность в отношениях с мамой |
1,79 |
,62 |
1,72 |
,60 |
1,60 |
,57 |
Амбивалентность в отношениях с папой |
1,88 |
,65 |
1,73 |
,56 |
1,73 |
,61 |
Страх потери любви мамы |
2,11 |
,63 |
2,07 |
,61 |
2,04 |
,67 |
Страх потери любви папы |
2,2312 |
,76 |
2,0621 |
,67 |
1,92 |
,62 |
Страх зависимости от мамы |
2,3513 |
,72 |
2,2123 |
,64 |
2,003132 |
,71 |
Страх зависимости от папы |
2 3312,13 |
,71 |
2,1121 |
,64 |
1,9031 |
,61 |
индексами отмечены показатели индивидуации респондентов юношеского возраста, представителей разных типов культур, имеющие значимые различия (p < 0.05) |
Таблица 5. Особенности индивидуации в юношеском возрасте для представителей основных типов культур
Проанализировав показатели индивидуации в юношеском возрасте, попарно сравнивая данные в разных культурах, мы получили следующие результаты. Выявились значимые различия в показателях индивидуации юношей и девушек из традиционной (1) и современной (2) культур. У представителей современной культуры показатели шкал: «Успешная индивидуация с мамой» (U-критерий, p = 0.045), «Успешная индивидуация с отцом» (U-критерий, p = 0.030), «Отрицание потребности в привязанности к отцу» (U-критерий, p = 0.016), «Страх потери любви отца» (U- критерий, p = 0.046) и «Страх зависимости от отца» (U-критерий, p = 0.012) значимо благополучнее, по сравнению с показателями представителей традиционной культуры. Таким образом, индивидуация обследованных представителей современной культуры, в среднем, проходит успешнее, чем индивидуация юношей и девушек традиционной культуры, главным образом, за счет большей гармоничности отношений с отцом. У представителей традиционного типа культуры отмечается большая сложность в индивидуации от отца, по сравнению с испытуемыми, отнесенных нами к современному типу культуры.
У обследованных студентов из группы представителей динамически-развивающейся культуры (3) показатели шкал: «Потребность в опоре, поддержке отца» (U-критерий, p = 0.035), «Страх потери любви отца» (U-критерий, p = 0.053), «Страх зависимости от матери» (U-критерий, p = 0.004) и «Страх зависимости от отца» (U-критерий, p = 0.003) значимо благополучнее показателей студентов - представителей традиционной культуры (1). Можно сделать вывод о том, что индивидуация с отцом юношей и девушек из 3 группы (динамически-развивающаяся культура) проходит эффективнее, по сравнению с индивидуацией студентов из 1 группы (традиционная культура).
Интересно, что индивидуация юношей и девушек - представителей современной культуры по показателям шкал «Успешная индивидуация с матерью» (U-критерий, p = 0.026), «Успешная индивидуация с отцом» (U-критерий, p = 0.010), «Страх зависимости» от матери (U-критерий, p = 0.029) проходит, в среднем, значимо благополучнее, по сравнению индивидуацией представителей динамически-развивающейся культуры. И, в то же время, показатели представителей динамически-развивающейся культуры «Потребность в поддержке со стороны матери» (U-критерий, p=0,023) и «Потребность в поддержке со стороны отца» (U-критерий, p=0,029), в среднем, значимо благополучнее соответствующих показателей индивидуации у представителей современной культуры.
Таким образом, обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о разном прохождении индивидуации с родителями в каждом типе культуры. Меньше всего проблем в индивидуации с родителями, главным образом, с отцом выявлено у представителей современного типа культуры. Труднее всего индивидуация проходит у представителей традиционного типа культуры в отношениях, главным образом, с папой.
В целом в результате проведенного нами исследование получены следующие результаты :
Выявленные особенности индивидуации в юношеском возрасте, сходства и различия в трансформации отношений с родителями на данном возрастном этапе у представителей разных культур (и разных типов культур) позволяют утверждать важность учета культурно-специфических условий сепарации юношей и девушек от родителей при убедительном подтверждении общности психологических процессов развития личности, объективности и универсальности (инвариантности) задачи развития юношеского возраста: задаче построения отдельной (автономной) личности в процессе сепарации-индивидуации, который включает в себя перестройку детско-родительских отношений.
Белинская Е.П. Социальная психология личности : учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - Москва : Academia, 2009. - 299 с.
Белинская Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П.Белинская, Т.Г. Стефаненко. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК. - 2000. - 204 с.
Берри Дж. В. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж.В. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Д. Дасен. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.
Блос П. Психоанализ подросткового возраста. / П. Блос. - Москва : Институт обще-гуманитарных исследований, 2010. - 272 с.
Бурменская Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 21-35.
Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве / И.А. Буровихина, А.Г. Лидерс // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 75-80.
Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - Москва : Когито- Центр. - 2009. - С. 182.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. - Москва : Педагогика. - 1984. - С. 244-268.
Долгорсурэнгийн Б. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка (На материале современной монгольской семьи) : дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2004. - 221 с.
Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - С. 24-29.
Карабанова О.А. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития / О.А. Карабанова, Т.Ю. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 7385.
Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 36-47.
Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1. - С. 104-107.
Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. - Москва : Время, 2009.
Крысько В.Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. - Москва : Академия, 2004. - 320 с.
Лебедева Н.М. Этническая толерантность и техники улучшения межкультурного взаимодействия // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы : сб. статей / под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.
Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 49-50.
Леонтьев Д.А., Калитиевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2011. - С. 611-641.
Малер М. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж.Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №2 - С. 54-63.
Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 720 с.
Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию / С.В. Молчанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 59-72.
Обухова Л.Ф. Механизмы возникновения нового в развитии. У истоков развития : сб. науч. статей / ред.: Л.Ф. Обухова, И.Я. Котляр (Корепанова). - Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 265 с.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология / Л.Г. Почебут. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 336 с.
Почебут Л.Г. Психология межэтнической толерантности // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: сб. статей / под ред. Л.Г. Почебут, И. А. Шмелевой. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.
Проконич О.А. Особенности временной перспективы различных культурно-ценностных типов / О.А. Проконич, М.С. Яницкий, О.А. Браун // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 185-193.
Садовникова Т.Ю. Отношение родителей к взрослению подростков // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» : материалы участников съезда. Т. III. - Москва : Российское психологическое общество, 2012. - С. 151-152.
Слободская Е.Р. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей / Е.Р. Слободская, О.А. Ахметова // Культурноисторическая психология. - 2012. - № 2. - С. 60-68.
Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат дис. ... докт. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. -43 с.
Стефаненко Т.Г. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Т.Г. Стефаненко. - Москва : Изд-во: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 208 с.
Сытько Т.И. Архетипические паттерны материнского поведения в период взросления ребенка / Т.И. Сытько // Молодой ученый. - 2011. - №11. - С. 116-119.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Изд-во МПСИ, 2004. - 672 с.
Харламенкова Н.Е. Саомутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризисы / Э. Эриксон ; пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.
Havigherst R.J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. - New York: David McKay Co, 1972.
Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. - 1984. - 31. - pp.170-178.
Kagitcibasi C. Autonomy and relatedness in cultural context: Implications for self and family // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2005. - 36. - 403.
Musante D. (2010). Family Predictors of Negative Instability in Adopted Emerging Adults. Masters Theses 1896 - February 2014. Paper 532.
Puklek М., Gril A. Patterns of individuation in Slovenian adolescents and their relationship with adolescent’s perceptions of parents, friends and teachers. Behavioral Psychology // Psicologia Conductual. - 2010. -Vol. 18. - N 1. - pp. 119-138.
Soldatova G., Geer M. “Glocal” Identity, Cultural Intelligence and Language Fluency // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 86. - pp. 469474.
Stefanenko T.G., Kupavskaya A.S. Ethno-Cultural Competence as a Component of Competence in Communication // Psychology in Russia: State of the Art. - 2010. - 3. - pp. 550-564.
Thoennissen C., Wendt E.-V., Schmahl F., Walper S., Testor P., Scabini E. Adolescents’ and young adults’ individuation problems in relation to parents and partner: comparing findings from Germany, Italy, Spain and Sweden. Paper presented at the XII EARA Conference, 12-15th May, 2010, in Vilnius, Lithuania.
Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П.Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект. // Национальный психологический журнал. 2014. № 4. c.52-63. doi: 10.11621/npj.2014.0406
Скопировано в буфер обмена
Скопировать