ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства

Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства

Скачать в формате PDF

Поступила: 04.08.2014

Принята к публикации: 28.09.2014

Страницы: 97-101

DOI: 10.11621/npj.2014.0212

Ключевые слова: «позднее» материнство; детско-родительское взаимодействие; переживание семейной ситуации; эмоциональное состояние

Для цитирования статьи:

Захарова Е. И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал 2014. № 2. c.97-101. doi: 10.11621/npj.2014.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2014

Захарова Елена Игоревна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.

Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Одной из особенностей совре­менной российской семьи стало возрастание частоты рождения детей женщинами старших репродуктив­ных возрастов. Прослеживается тенден­ция к более поздним срокам появления первого ребенка, поэтому родительство все чаще становится «поздним». Стати­стические данные о рождаемости в Рос­сии свидетельствуют о появлении такой тенденции в нашей стране в конце 1990­х годов (Захаров, 2005). В 1990 г. коэф­фициент рождаемости для 20-24-летних составлял 55.0, для 25-29-летних - 56.5, для 30-34-летних - 48.2, а для 35-39-лет­них - 19 -В 2009 г. ситуация существенно изменилась - коэффициент рождаемо­сти в этих возрастных группах соста­вил 30.3; 90 .3; 63 .3; 23.8 соответственно (Российский статистический ежегодник, 2010). Мы видим, что рождение перво­го ребенка после 35 лет стало достаточ­но распространенным явлением. Мно­гие современные женщины считают, что они без вреда для себя могут отложить рождение ребенка до определенного времени - пока они не получат образо­вание, не добьются успехов в професси­ональной деятельности, не упрочат свое финансовое положении, не найдут под­ходящего спутника жизни. Кроме того, «позднее» материнство может быть след­ствием проблем медицинского характе­ра - поздней беременности после борь­бы с бесплодием, позднего вступления в брак (Русанова, 2008).

Данная тенденция проявляется не только в нашей стране. В европейских странах она возникла гораздо рань­ше и уже успела привлечь к себе ин­терес ученых. Встречаются описания исследований, в которых обсуждают­ся доводы как «за», так и «против» позднего материнства (Фоули Д., Нечас Э., 1995). С одной стороны, матери старшего возраста более ответственно подходят и к планированию беременности, и к ро­дам, и к воспитанию ребенка, у этих жен­щин есть определенная стабильность в материальном и социальном плане. Большинство таких матерей говорят, что в зрелом возрасте они оказались более способными понять и учесть все сторо­ны своего родительского опыта, чем они могли бы это сделать, когда были моло­же. Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что женщины старшей возрастной группы во время беременности испытывали меньший дистресс, чем совсем молодые женщины. Они не считают, что ребенок «тянет их назад», когда они пытаются завершить то, что не успели до его рождения. Большинство позд­но родивших матерей уже позаботились о том, чтобы стать хорошими професси­оналами. Беременность в более поздние годы обычно приходится на время глубо­ких размышлений, когда решение при­нимают два зрелых человека, имеющие большой жизненный опыт. Кроме того, позднее материнство просто обязывает женщину еще очень долго оставаться мо­лодой, и это один из самых больших его плюсов.

Позднее материнство, конечно, име­ет и отрицательные стороны. Женщи­ны старшего детородного возраста не так быстро оправляются от родов, у них уже не столько сил, как у молодых жен­щин, они становятся менее гибкими, что создает трудности при перестройке образа жизни в связи с рождением ре­бенка. Некоторые противники позднего рождения детей указывают, что родите­ли часто слишком балуют их - синдром «драгоценного ребенка» (особенно если ребенок единственный) (Крайг, 2000). Позднее материнство часто сопрово­ждается формированием сверхценного отношения к ребенку, проявлением тотального контроля, сверхопеки, гиперпротекции (Кучерова, 1996). Кроме того, из-за большой разницы в возрасте между родителями и ребенком сущест­вует опасность возникновения непони­мания друг друга. В 35-40 лет женщина может оказаться одновременно в роли и новоиспеченной матери, и сиделки сво­их престарелых родителей. Она принад­лежит к поколению, которое называют «стиснутым», т.е. зажатым между роди­телями и детьми. Причем, поздние дети тоже должны быть готовы к подобной ситуации - когда им будет 35 лет, их ро­дителям будет за 70, и они сами могут оказаться в рядах «стиснутого» поколе­ния (Спаненд Е. и др., 2000).

В целом, можно утверждать, что ис­следований такого феномена как позд­нее материнство явно недостаточно (а имеющиеся носят скорее социологиче­ский характер). Это побудило нас к проведению исследования, целью которого стало выявление особенностей эмоцио­нальной стороны взаимодействия «позд­них» матерей с детьми дошкольного воз­раста, специфики переживания детьми внутрисемейной ситуации и их эмоцио­нального состояния. Исследование про­водилось с середины ноября 2010 года до середины апреля 2011 года на базе Муниципального учреждения «Кругозор» и детских садов г. Москвы.

Методы исследования

В качестве методов исследования были использованы: опросник дет­ско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаро­вой, рисуночная методика «Моя семья» Г.Т. Хоментаускаса , опросники для роди­телей и воспитателей, выявляющие осо­бенности эмоционального состояния и поведения ребенка, опросник для выяв­ления условий реализации «позднего» материнства.

В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, име­ющих детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Участницы исследования были разделены на две группы: 1 груп­па - матери дошкольников, родившие первого ребенка до 30 лет (молодые ма­тери), 2 группа - матери дошкольников, родившие первого ребенка после 35 лет («поздние» матери).

Результаты исследования

Анализ особенностей внутрисемей­ной ситуации показал, что выборка «поздних» матерей отличается от вы­борки молодых матерей дошкольников преобладанием женщин, воспитывающих детей без помощи супруга (41,3% против 12,7% у молодых матерей). Ис­пользуя критерий согласия х2 Пирсона, мы можем говорить о согласованности полученных результатов (х2 = 24.000, p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину критерия х2 (р <0 . 001). Таким образом, воспитание ребенка в неполной семье является особенностью, сопутствующей «позднему» материнству. Выборка «позд­них» матерей отличается также более высоким уровнем образования - высшее образование имеют 76% таких матерей, а среди молодых матерей - 32%. В обеих выборках благоприятным для рождения первого ребенка женщины называют возраст, соответствующий их собствен­ной жизненной ситуации. Молодые матери благоприятным считают период от 20 до 25 лет (27% в группе молодых против 3% в группе «поздних» матерей - t=2.89; р^0 .05). «Поздние» матери та­ким периодом считают возраст от 30 до 35 лет (48% выборки против 21% в груп­пе молодых матерей - t=2.62; р=0 . 001). Это свидетельствует о положительном отношении женщин к собственной жиз­ненной ситуации.

Возрастные различия женщин отра­жаются в специфических трудностях ма­теринства. Для молодых матерей - это трудности временной организации сво­ей жизни (53%) («трудно все сразу успеть: и дома, и на работе, и с ребенком»; «мно­го не успеваю сделать», «не хватает вре­мени на себя»), трудности в построении отношений с ребенком (19%). Для «позд­них» матерей в качестве трудностей вы­ступают: проблемы физической активно­сти в игре с ребенком (59,7%); трудности в воспитании ребенка (17,7%), проблемы со здоровьем (22,6%). Мы видим, что бо­лее взрослые женщины, с одной стороны, приобретают компетентность (исчезают проблемы организации времени), с дру­гой стороны - утрачивают физические возможности участия в активных играх ребенка.

Для определения значимости разли­чий между двумя выборками мы использовали t-критерий Стьюдента. Анализ особенностей эмоциональной сторо­ны взаимодействия матерей с ребенком позволил выделить значимые различия между двумя исследуемыми выборками.

Характеристики эмо­ционального взаимо­действия

Среднее значение в группе молодых матерей

Среднее значение в группе «поздних» матерей

Нормативное среднее значение

Нормативное критериаль­ное значение

Способность воспринимать состояние

4.03

3.85

4.22

3.7

Понимание причин состояния

3.37

3.66

3.85

3.2

Эмпатия

2.95

4.22

t=2.89;

р = 0.01

3.39

2.8

Чувства родителей в ситуации взаимодействия

3.30

3.85

3.9

3.3

Безусловное принятие

3.17

3.78

t=3.81;

р = 0.01

3.84

3.2

Принятие себя в качест­ве родителя

3.67

t=6,12;

р = 0,01

2.95

3.78

3.1

Преобладающий эмоциональный фон

3.66

3.67

3.66

3.0

Стремление к телесно­му контакту

3.17

3.84

t=2,33;

р = 0,02

4.03

3.3

Оказание эмоциональ­ной поддержки

3.39

3.67

3.47

2.8

Ориентация на состо­яние ребенка при по­строении взаимодей­ствия

2.95

3.39

t=5,27;

р = 0,04

2.95

2.3

Умение воздействовать на эмоциональное со­стояние ребенка

3.66

3.47

3.8

3.2

Таблица 1. Средние показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в обеих выборках матерей (по сравнению с критериальным значением).

Все матери, принявшие участие в ис­следовании, достаточно чувствитель­ны к своим детям. Они хорошо разли­чают состояние ребенка, понимают его причины. Однако выборка «поздних» матерей значимо отличается высоким уровнем эмпатии. Женщины разделяют чувства своего ребенка, сопереживают ему, существенно превосходя в этом мо­лодых матерей.

Иначе обстоят дела с эмоциональ­ным отношением к ребенку. Молодые матери отличаются низким уровнем принятия ребенка, стремления к теле­сному контакту с ним (показатели в этой группе ниже критериальных значений). Это значимо отличает их от группы «поздних» матерей, показатели эмоцио­нального отношения которых достаточ­но высоки. Безусловно принимая своего ребенка, «поздние» матери чаще стре­мятся к телесному контакту с ним, что дает возможность продемонстрировать ребенку готовность быть рядом, разде­лить трудности, оказать эмоциональную поддержку. Обладая высоким уровнем эмпатии, они чутко ориентируются на его состояние при построении взаимо­действия, что создает условия для эмо­ционального благополучия дошкольни­ка. Обращает на себя внимание тот факт, что при высоком уровне гармоничности взаимодействия, эмоционального при­нятия ребенка «поздние» матери оказываются очень критичными к себе. Их от­личает низкий уровень принятия себя в качестве родителя, в то время как мо­лодые матери уверены в своей родитель­ской позиции.

Выявленные различия эмоциональ­ной стороны взаимодействия отражают­ся в переживаниях детей, их поведении. К данному выводу подводят результаты обследования 80 дошкольников в возра­сте от 5 до 7 лет, посещающих детские сады г. Москвы и Муниципальное учре­ждение «Кругозор» (дети обследован­ных матерей). В группе у молодых мате­рей 40 детей дошкольного возраста, из них 23 девочки и 18 мальчиков. В группе у «поздних» матерей также 40 дошкольников, из них 24 девочки и 16 мальчи­ков. Как упоминалось ранее, 41,3% детей воспитываются в неполной семье.

С помощью рисуночной методики «Моя семья» были выявлены особенно­сти переживания ребенком внутрисе­мейной ситуации. Использование тра­диционного набора критериев (наличие персонажа, его размер, качество изобра­жения, дистанция между участниками) помогло выявить не только пережива­ние ребенком близких отношений с ма­терью, но и наличие амбивалентности, тревоги в отношениях к ней.

Как видно из таблицы, дети-дошколь­ники «поздних» матерей воспринима­ют материнское отношение более пози­тивно. Отношения с матерью вызывают у них тревожные переживания гораздо реже, чем у детей группы молодых мате­рей. Они чаще воспринимают матерей как близких, любящих, поддерживающих. Это хорошо согласуется с особенностя­ми эмоциональной стороны взаимодей­ствия с матерью. Мы можем утверждать, что дети хорошо чувствуют эмоциональ­ное принятие матери, ее сопереживание и ориентацию на состояние ребенка. Только 38,7% дошкольников молодых ма­терей переживают отношения близости с матерью, высока частота тревожных пе­реживаний (в 18,3% случаев).

Для подтверждения достоверности результатов, полученных с помощью проективной методики, были проана­лизированы ответы матерей и воспита­телей на вопросы опросника. Исполь­зуя t-критерий Стьюдента, мы смогли зафиксировать значимые различия в целом ряде характеристик. По данным материнских отчетов, детей «поздних» матерей отличает бесконфликтность отношений в семейном кругу (конфликтность детей молодых матерей отме­чается в 33% случаев - t=4-13; р=0 .04) наряду с менее выраженным стремле­нием к взаимодействию со сверстни­ком (дети молодых матерей стремят­ся к взаимодействию со сверстником в 93% случаев - t=3-99; р=0 .001). В ситу­ации конструктивной деятельности 61% детей «поздних» матерей спокойно реагируют на неуспех, в то время как дети молодых матерей не отличаются таким спокойствием (спокойная реакция толь­ко в 16% случаев - t=4. 54; р=0 .001). Наиболее распространенная реакция на неуспех в этой группе - агрессия (36% дошкольников молодых матерей про­тив 5% детей «поздних» матерей). Спо­койная реакция детей на неуспех может быть следствием принятия ребенка ма­терью, ее эмоциональной поддержки, что не позволяет ребенку усомниться в своей самоценности.

Таблица 2. Частотное распределение переживания материнской любви, амбивалентности, тревоги в выборках дошкольников.


Характеристики матерей согласуются с мнением воспитателей. По их мнению, 87% дошкольников, имеющих «позд­них» матерей, являются эмоционально уравновешенными, спокойными деть­ми, у которых сложились доверительные, близкие отношения с матерью. Детей мо­лодых матерей эмоционально спокойны­ми характеризуют в два раза реже (t=4 .83; р=0 . 02), а их отношения с матерью характеризуются как дистантные, отчу­жденные в 46% случаев (t=6 .83; р=0 .001). В то же время, дети-дошкольники моло­дых матерей чаще проявляют инициати­ву (85% против 27% дошкольников «позд­них» матерей - t=4. 75; р=0.01), более автономны (76% против 38% дошкольни­ков «поздних» матерей).

Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяют ре­бенку чувствовать себя защищенным, но, в то же время, не способствуют обрете­нию им автономии. Такие дети чаще об­ращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети мо­лодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Характеристики детей, данные их ма­терями и воспитателями, согласуют­ся. Использование критерия согласия х2 Пирсона позволяет говорить о согласован­ности полученных результатов (х2 = 25 .42; p= 0.000), т.к. формула Пирсона дает нам максимально значимую величину крите­рия х2(р<0 .001). Это позволяет с уверен­ностью говорить о том, что эмоциональ­ное состояние детей в выборках молодых и «поздних» матерей, особенности их по­ведения имеют значимые различия. Со­стояние детей «поздних» матерей оказа­лось более благополучным.

Обсуждение результатов

Подводя итоги проведенного иссле­дования, можно утверждать, что «позд­нее» материнство способствует более гармоничным отношениям матери и ре­бенка. Вероятно, такие женщины оказываются в большей степени готовыми к появлению ребенка. Несмотря на то, что им чаще, чем молодым женщинам, приходится воспитывать его без помо­щи супруга, они эмоционально прини­мают его, поддерживают и сопережи­вают. Во взаимодействии с ребенком «поздние» матери в большей степени склонны ориентироваться на его состо­яние, что свидетельствует о ценностном к нему отношении. Молодые матери оказались менее принимающими ребен­ка и менее ориентирующимися на него при взаимодействии. Высоко оценивая себя в качестве воспитателей, они часто бывают несдержанными, раздраженны­ми, что не может не сказаться на эмо­циональном состоянии детей. Не будучи уверены в материнском принятии, по­нимании и поддержке, дети испытывают тревогу, болезненно переживают неу­спех в деятельности и склонны к агрес­сии в отношении сверстника. Вероятно, у такого ребенка нет уверенности в том, что его поддержат, он может рассчиты­вать только на свои силы, которые в дан­ном возрасте еще очень ограничены.

Выводы

  1. Позднему материнству сопутству­ет воспитание ребенка в неполной семье.

  2. Эмоциональная сторона детско-ро­дительского взаимодействия «позд­них» матерей отличается значимо более высоким уровнем гармонии. Такие матери, безусловно, принима­ют ребенка, сочувствуют ему, учиты­вают его состояние при построении взаимодействия.

  3. Материнское отношение находит от­ражение в переживании дошкольника. Дети молодых матерей чаще пережи­вают материнское отношение как ам­бивалентное, им свойственны тревожные переживания внутрисемейной ситуации.

  4. Эмоциональное состояние детей «позд­них» матерей более благополучно. Их отличает спокойствие, уравновешен­ность, конструктивная реакция на неу­дачу. Однако, рассчитывая на поддержку матери, они менее склонны к самостоя­тельному решению проблем.

Литература

Захаров С.В.Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход / С.В. Захаров // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - С. 124-140.

Крайг Г.Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 992 с.

Кучерова Е.В.Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / Е.В.Кучерова // А.В. Запорожец и современная наука о детях. - Москва, 1996. - С. 45-51.

Родить и возродиться : Беременность. Эмоции. Схватки. Боль. Упражнения. Мед. вмешательство. Домаш. роды. Материнство. Груд. вскармливание. Секс. Опыт. Работа : Откров. беседа с близ. подругой / Адаптир. пер. с голланд. Г. Ватер, О. Горбачевой. - Москва : Знание, 2000.- 309, [5] с. : ил.

Российский статистический ежегодник, 2010 : стат.сб. - Москва, 2010. - 813 с.

Русанова Н.Е.Новые тенденции рождаемости в России / Н.Е. Русанова // Народонаселение - 2008. - № 3. - С. 152-16.

Фоули Д.Энциклопедия женского здоровья / Д. Фоули, Э. Нечас ; пер с англ. М.Г. Луппо. - Москва, 1995. - 248 с.

Чеснокова О.Б., Субботский Е.В.Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 127-134.

Для цитирования статьи:

Захарова Е. И.Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. c.97-101. doi: 10.11621/npj.2014.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать