Поступила: 02.12.2014
Принята к публикации: 05.12.2014
Страницы: 49-51
DOI: 10.11621/npj.2014.0206
Ключевые слова: качественные исследования; валидность; критерии валидности; стратегии валидизации
Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. Критерии оценки качественных исследований. // Национальный психологический журнал 2014. № 2. c.49-51. doi: 10.11621/npj.2014.0206
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьФормулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами. Критерии являются итогом исследовательской работы семинара по качественным методам на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством А.Н. Кричевца и О.Т. Мельниковой. Подробно описываются этапы и соответствующие им стандарты планирования исследования, формирования целевой и теоретической выборки, сбора и анализа качественных данных, интерпретации и презентации результатов. Особое внимание уделяется таким критериям оценки работы как прозрачность интерпретаций, их документированность, аргументированность, наличие рефлексивной позиции автора в тексте и ее разведение с суждениями и мнениями респондентов. Кроме того, показывается необходимость обоснования выбора того или иного метода анализа (в частности, тематического анализа, метода «обоснованной теории», герменевтической или дескриптивной феноменологии, нарративного и дискурс-анализа), их соответствия целям и задачам исследования, а также адекватности для изучения той или иной предметной сферы. Обсуждаются основные стратегии валидизации, включаемые «внутрь» исследовательского процесса (валидизация респондентами, анализ отклоняющихся случаев, триангуляция и ряд других), этические принципы и правила формирования выборки, диалога с респондентами, работы с их персональными данными. Разработка «стандарта качества» является важным фактором институализации качественных исследований в отечественной психологической науке.
Проблема валидности ( или, как принято говорить в западной научной литературе, «качества») качественных исследований в социальных науках и психологии в некотором смысле может считаться разрешенной, ибо за последние годы параллельно с постепенной институализацией качественных методов в университетах и созданием профессиональных сообществ (в частности, при Британском психологическом обществе или Американской психологической ассоциации) были сформулированы экспертные критерии оценки работ «качественного жанра». Заключен профессиональный консенсус о том, в чем специфика валидности качественных исследований, каким стандартам они должны соответствовать. Наиболее значимые критерии валидности анализируются в статье О.Т. Мельниковой и Д.А. Хорошилова «Опыт построения концепции валидности качественных исследований в психологии», опубликованной в настоящем выпуске журнала.
Однако отечественная психология осваивает качественные методы медленнее, чем на Западе, и стандарты «хорошего» исследования, проведенного с их помощью, пока не сформулированы на русском языке. Валидность в рамках качественной методологии стала впервые обсуждаться в работах О.Т. Мельниковой, Т.В. Фоломеевой, Н.П. Бусыгиной, АМ. Улановского, а в 2012 г Д.А. Хорошиловым защищена диссертация, специально посвященная указанной проблеме. При всей глубине теоретического анализа валидности вопрос о том, по каким конкретно критериям следует оценивать научные публикации и квалификационные работы, дипломы, диссертации, использующие качественные методы, остался открытым. Этот пробел должны восполнить критерии оценки качественных исследований, которые мы предлагаем ниже.
Эти критерии - результат многолетней (начиная с 2009 г.) деятельности семинара по качественным методам на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Его инициаторами и руководителями выступили А.Н. Кричевец и О.Т. Мельникова. На нашем семинаре открыто дискутировались теоретические и практические сюжеты качественных исследований, актуальные направления и тренды, от феноменологии до дискурс-анализа, в самых разных областях современной психологии. Критерии валидности научных работ, использующих качественные методы, являются неким итогом осмысления участниками семинара многолетней исследовательской и преподавательской практики и сопоставления этого опыта с лучшими западными образцами. Думается, что наши критерии позволят не только оценить ту или иную работу как профессионально или «халтурно» сделанную, но и лучше отрефлексировать собственные исследования, «валидизировать их изнутри», как иногда выражаются сами «качественники». Надеемся, что четко прописанный «стандарт качества» (не претендующий при этом на абсолютную завершенность) будет еще одним шагом к упрочению позиций качественных исследований в отечественной науке .
a. проблема и актуальность выбранной темы;
b. цели, задачи, объект и предмет исследования; в случае методологической квалификационной работы, в которой предусмотрена иллюстративная эмпирическая часть, необходимо четкое разведение методологических и эмпирических целей, задач, объекта и предмета исследования;
c. обоснование выборки: размер выборки в качественном исследовании варьируется от единичного случая до серии интервью, фокус-групп или подборки документов для анализа, но должен гарантировать получение устойчивых тенденций; должно быть аргументировано, что дальнейшее расширение выборки или объемов материалов не приведет к принципиально новым результатам.
d. гипотезы исследования; формулирование гипотез имеет свою специфику в случае качественных исследований поискового типа, цель которых - не проверка гипотезы, а эмпирические обобщения: в качественных исследованиях поискового типа гипотезы формулируются в виде общих утверждений, обозначающих направление исследовательского поиска, и в процессе исследования такие гипотезы не столько проверяются, сколько дополняются, конкретизируются, трансформируются; в исследованиях поискового типа допускается также отсутствие гипотез - в этом случае гипотезы могут быть заменены исследовательскими вопросами либо описанием логики и принципов проводимого поискового исследования.
Обзорно-теоретический раздел квалификационной работы, в котором рассматриваются основные механизмы, феномены, явления, являющиеся объектом и предметом исследования, включает:
a. аналитический обзор исследований по заявленной предметной теме;
b. анализ методологических и методических подходов к теме исследования;
c. резюме по теоретической (обзорно-аналитической) части с обоснованием выбора (построения) стратегии собственного исследования.
В эмпирической части квалификационной работы описывается дизайн и планирование качественного исследования, подробно представляется процедура исследования, описываются его результаты и предлагается их теоретическое обсуждение.
i. развернутое обоснование и описание выборки исследования;
ii. развернутое обоснование и подробное описание методов и процедуры сбора данных;
iii. описание формальных характеристик полученного материала (общее время собранных аудио- или видеозаписей интервью, фокус-групп и др.; количество транскриптов интервью, средний объем интервью и т.п.);
iv. развернутое обоснование и подробное описание методов и процедуры процедуры анализа данных.
качественного контент-анализа и/или тематического анализа;
обоснованной теории (grounded theory);
описательного или интерпретативного феноменологического анализа;
дискурс-анализа;
нарративного анализа; и др.
Представление результатов в рамках любого выбранного метода должно сопровождаться цитатами и эмпирическим материалом, подтверждающим анализ и заключения исследователя. В текст исследования включаются наиболее яркие и характерные иллюстрации.
В выводах должны быть представлены содержательные ответы на сформулированные задачи (или подтвержденные / неподтвержденные гипотезы).
В заключении подводится общий итог исследования, включая эмпирическую и теоретическую части.
Ввиду неполной представленности большей части традиций качественных исследований на русском языке обязательно включение в библиографию литературы на иностранных языках.
В приложениях по возможности должен быть полностью представлен весь массив «сырых» материалов: стенограммы, заполненные бланки, транскрипты интервью, аналитические таблицы и заметки, визуальный материал и др. Если это - по причине чрезвычайного объема - невозможно, то данные должны быть предоставлены по первому требованию экспертов, оценивающих работу (в электронном виде). В приложения также должны быть включены фрагменты анализа эмпирического материала, позволяющие отследить применение исследователем заявленного метода анализа и правомерность сделанных им аналитических заключений.
Критериями валидности исследования являются:
На этапе планирования исследования и сбора данных:
обоснованность актуальности выбранной темы;
наличие рефлексивной экспликации исследователем собственных теоретических позиций и представлений об изучаемой теме, опыта работы в заявленной исследовательской сфере;
обоснованность выбора качественного подхода к изучению данной проблемы;
обоснованность формирования выборки, методов сбора и обработки данных;
систематическое отслеживание контекста и условий исследования («поля»);
систематическое описание диалогических отношений с респондентами;
богатство собранных данных, их релевантность исследовательской проблеме;
На этапе анализа данных:
аргументированность, логичность и связность анализа;
обоснование четких взаимосвязей между аналитическими умозаключениями и конкретными данными;
разделение фактических описаний, смысловых обобщений и теоретических интерпретаций данных;
стилистическая, риторическая, дискурсивная грамотность анализа;
прозрачность и выразительность представления данных;
На этапе интерпретации данных:
экспликация связи используемых в теоретической интерпретации категорий с поставленными задачами исследования и сырыми данными;
представленность в отчете авторской рефлексивной позиции;
социальная полезность и критический потенциал анализа;
новизна предлагаемых интерпретаций;
возможность вывести практические импликации из исследования;
открытость интерпретаций для обсуждения профессиональным сообществом;
оценка возможности обобщений и экстраполяции результатов;
Рекомендуемыми стратегиями валидизации являются:
триангуляция (теоретическая, экспертная, методологическая, триангуляция данных);
анализ «негативных» (отклоняющихся) случаев;
в некоторых исследованиях (например, в феноменологических) - обсуждение данных с респондентами.
Должны быть отрефлексированы этические проблемы, связанные с процедурой проведения исследования и обнародованием его результатов.
Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П.Критерии оценки качественных исследований. // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. c.49-51. doi: 10.11621/npj.2014.0206
Скопировано в буфер обмена
Скопировать