ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Проблема возвращения категории «души» в научную психологию

Проблема возвращения категории «души» в научную психологию

Поступила: 14.11.2014

Принята к публикации: 20.11.2014

Страницы: 5-15

DOI: 10.11621/npj.2014.0300

Ключевые слова: личность; психика; душа; дух; методология науки; философия психологии; теология

Для цитирования статьи:

Братусь Б. С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию. // Национальный психологический журнал 2014. № 3. c.5-15. doi: 10.11621/npj.2014.0300

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2014

Братусь Борис Сергеевич Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования

Аннотация

Употребление понятия души является, вот уже более ста лет запретным для научно-психологической литературы. Его давно заменили (вытеснили) понятия «психики», «сознания», «самооценки» и т.п. В статье поставлен вопрос о необходимости нового рассмотрения души, как фундаментального основания психической деятельности человека. Показана многомерность понятия души, прямая отнесенность к нему целого ряда традиционных разделов теоретической и прикладной психологии, таких как изучение мышления, памяти, восприятия, ощущений, эмоций и др. Обнаружено, что среди принятых значений понятия души (в статье их перечислено более десяти), только одно заведомо выпадает из требований научно-психологического рассмотрения, а именно понимание души как «духовной части существа человеческого». Делается принципиальный вывод, что душа как таковая никогда не уходила полностью из рассмотрения научной психологии, но, напротив, в большинстве своих проявлений оставалась в центре внимания ученых. Для того, чтобы развести компетенции психологии и теологии, предлагается разделение на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны душевных проявлений. При таком делении внешняя сторона, целиком обращенная к материальному миру, практически, прямо и целиком отвечает требованиям, предъявляемым к предмету науки, тогда как сторона «внутренняя» связана с психологией лишь опосредствованно через соотнесение с той реальностью, которую принято обозначать как духовность, что помимо теологических интерпретаций может быть понята нравственно-философски как ценностно-смысловая сфера и уровень придельных умопостигаемых оснований бытия человека.

Такой подход позволил подойти к рассмотрению проблемы соотношения «духовного» и «личностного», установлены взаимоотношения психологии личности с обеими (религиозным и секулярным) подходами. Показано, что без учета методологического соотнесения с этими подходами личность как психологическая категория редуцируется до индивидуальных различий характера и мотивационно-волевых показателей.

Предпошлем статье давнее воспоминание об одной из встреч с Петром Яковлевичем Гальпериным, которого даже его ровесники крупнейшие ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) - называли му­дрым, последней инстанцией в оценке научных движений (прозвище - «ребе» (Зинченко, 2011). Для нас - тогда еще младшего поколения - он был завора­живающим собеседником, учителем, лектором. Например, на его курс по психологии, читавшийся на философском факультете МГУ сотрудники, преподава­тели, студенты, аспиранты продолжали ходить по несколько лет подряд, каждый раз находя в них что-то новое и важное для себя. На одной встрече (в которой учувствовал и автор) прозвучало в раз­говоре упоминание о душе. И Гальперин в ответ на типичное (а в советской стра­не обязательное) суждение о несов­местимости «души» и «психологии» со свойственной ему мягкой твердостью заметил, что понятие души нечем за­менить и оно, настанет время, вернется в психологию, но в каком-то ином, уже согласном с научным мировоззрением виде. Может быть, наконец, время это уже настало?

***

Напомним ставшее крылатым выска­зывание Германа Эббингауза: «Психо­логия имеет давнее прошлое и корот­кую историю». Действительно, история психологии как науки весьма коротка, ее условным временем рождения счита­ется 1879 год, в котором была основа­на Вильгельмом Вундтом первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии при Лейпцигском университе­те. Психология перестает быть только частью философии и житейских умоз­рений, она начинает исходить из на­учного мировоззрения и сознательно строить себя по образцу естественных наук. Неслучайно в числе первых на­учных психологов мы находим столь­ко физиологов, врачей, психиатров, невропатологов. В заголовке известной статьи И.М. Сеченова прямо стоял во­прос: «Кому и как разрабатывать психо­логию?». Ответ Сеченова был совершен­но однозначным - только физиологу, естествоиспытателю и только объектив­ными методами. Поэтому и психологи­ческие лаборатории того времени по своему виду и оборудованию часто не многим отличались от физиологиче­ских (кимографы, хроноскопы и т.п.). Недаром Первый всемирный конгресс психологов, созванный по инициативе русского ученого (врача Ю.А. Охоровича), был назван Конгрессом по физио­логической психологии (Париж, 1899 г.). Эпитет «физиологическая» весьма точно отражал суть родившейся тогда научной психологии (Ждан, 2013).

Коллизия эта устраивала далеко не всех. Так, в 1916 году С.Л. Франк с горе­чью констатировал: «Мы не стоим пе­ред фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устране­ния учений о душе... Прекрасное обо­значение «психология» - учение о душе было незаконно похищено и использо­вано как титул для совсем иной научной области» (Франк, 1985, С. 422-423).

Но, если в начале XX вв. потеря пси­хологией души могла рождать споры, недоумения, сожаления, то ныне - сто­летия спустя - положение стало давно рутинным, привычным. Практически уже никого из психологов не задевает, не тревожит, что их наука, вопреки сво­ему названию, вовсе не о душе челове­ческой. Хотя профессиональные пси­хологи уже вполне смирились, прочно вытеснили, забыли исходное назначе­ние своей науки, люди со стороны (как раньше говорили - «публика») по-прежнему обманываются словом и ждут от психологов откровений о душе человеческой. С этим ожиданием идут на психологические факультеты и многие абитуриенты. Им предстоит разочаро­ваться, поскольку речь пойдет не о душе вовсе, но о психике.

Чтобы уловить разницу, не нужно богословского или психологического образования. Интуитивно это понятно каждому. На одном из семинаров моя коллега, профессор Г.А. Цукерман на­глядно показала это. Она предложила собравшейся аудитории заменить сло­во «душа» на слово «психика» в расхо­жих выражениях вроде: «я в нем души не чаю», «мы живем душа в душу», «у нас царит душевная атмосфера» и т.п. Реак­цией зала было оживление и смех. Действительно, никто даже в порядке ого­ворки не скажет - «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит психическая атмосфера» и т.п.

Но является ли это свидетельством полного разведения, несовместимости, двух психологий - умозрительной и на­учной, психологии как «слова о душе» и психологии как «науки о психике»?

Вначале обратимся к самому поня­тию «души». Здесь нам придется, пре­жде всего, констатировать отсутствие однозначности. Например, в «Полном церковно-славянском словаре» приво­дится много толкований, определяющих «Душу»:

  1. «Начало жизни чувственной, общее человеку и бессловесному животно­му»;

  2. «Самая жизнь,... то, чем человек живет, пропитывается»;

  3. «Сам человек»;

  4. «Духовная часть существа человече­ского, противополагаемая чувствен­ной или телу»;

  5. «Начало жизни, помышлений, ощуще­ний и желаний собственно человече­ских, которые берутся иногда отдель­но от души и одни от других»;

  6. «Начало мысленной и умственной жизни»;

  7. «Желание, воля, дух, бодрость, само­чувствие, образ мыслей, чувствований и самой жизни»;

  8. «Наружный вид, внешнее состояние»;

  9. «Тело, чрево, аппетит» (вспомним ста­рое приглашение гостю к обильному застолью - отведать чего и сколько «душа пожелает»);

  10. «Умершее или мертвое тело, труп» (вспомним «Мертвые души» Н.В. Гого­ля);

  11. «Сердце»;

  12. «Существо живое, дышащее» и др. (Полный церковно-славянский сло­варь, 1993, С. 159)

 

Посмотрим на этот, пусть далеко не полный перечень бытовавших и быту­ющих значений и зададимся вопросом: что может стать здесь объектом науки (в частности научной психологии), а что требует иных, нежели научные, спосо­бов познания. На наш взгляд, единствен­ным пунктом, на который опытная нау­ка не вправе непосредственно и прямо претендовать является четвертый пункт - душа как «духовная часть существа человеческого», ибо здесь методы позна­ния уже иного, не научно-психологического, порядка и уровня (философия, теология, культурология и др.). Однако все остальные пункты открыты психоло­гическому исследованию, а некоторые прямо и непосредственно апеллируют к психологической науке. Это и изуче­ние «начала жизни чувственной, общей человеку и бессловесному животному», и изучение «помышлений, ощущений и желаний собственно человеческих», которые - очень важное замечание - «берутся иногда отдельно от души и одни от других», то есть существуют и могут правомерно рассматриваться как относительно самостоятельные со­ставляющие, процессы (объединенные в особый отдельный аппарат или об­ласть). Именно этим и занималась клас­сическая научная психология, именно эта область стала называться психикой в отличие от души, понимаемой, преимущественно, как духовное начало.

Иными словами, в дихотомии «тело - душа», психика как объект психоло­гии занимает место между душой и те­лом, покрывая при этом и часть теле­сности (или, по точному выражению профессора В.И. Слободчикова, «область оплотнения психического» - психофи­зиологию)[1], и обширную часть области, традиционно относимую к душе (мышление, память, восприятие, эмоции, чув­ства и др.) (Слободчиков, 2007).

Следует напомнить, что дихотомия «тело - душа», одно из наиболее при­нятых и давних, но не единственное де­ление человеческого состава. Не менее почтенна по возрасту, значима и распространена тримерия «тело - душа - дух». Эти подходы не противоречат друг другу: дух, как определяющее, подразу­мевается и в первом подходе, входя в со­став души (вернее, в одну из многих ее ипостасей), и во втором, где он обозна­чен как особое пространство и уровень. «Относя слово это к человеку, - писал Владимир Даль, - иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру божества, ум и волю, или же стремление к небесному». (Даль, 1995, С. 503)

При последнем (тримерном) подходе психология может в своих исследовани­ях претендовать едва ли не на всю об­ласть душевного. Вообще, если термин «душа» лишь с достаточными оговорка­ми и ограничениями, как мы видим, со­поставляется, соотносится с термином «психика», то между терминами «душев­ный» и «психический» такого расстоя­ния и напряжения уже нет. Так, опреде­ления болезней как «психических» или «душевных» могут считаться синоними­ческими (правда, последнее несколько архаично). В цитированном выше Пол­ном церковно-славянском словаре «ду­шевный» понимается как «имеющий душу животную, живой, дышащий; жи­вущий под началом мира чувственно­го; происходящий от души, искренний; руководящийся в мышлении началами естественными...» (Полный церковно- славянский словарь, 1993, С. 160) Святитель Лука (Войно-Ясинецкий) в своих проповедях говорил: «Что значит сло­во «душевный»? Душу имеют и живот­ные. Душа это совокупность всех наших впечатлений, всех внешних восприятий. Душу составляют наши мысли, желания, стремления. Все это есть и у животных... Если человек живет главным образом этими стремлениями, этими желаниями, а не стремлениями высшего порядка, он заслуживает названия человека душев­ного» (Или - чуть выше - «внешнего») (Лука, 2013, С. 27).

Тогда получается, что если вернуть­ся к дихотомии (тело-душа), то науч­ная психология «потеряла», точнее, вы­вела из рассмотрения, учета не целиком «душу», а лишь ее составляющую часть (пусть, важнейшую - «внутреннюю»). Если же придерживаться тримерии, то «потерянными» оказываются «дух» и, со­ответственно, те связи, отношения, ко­торые соединяют (или разъединяют, например, в случае аномалий) его с «ду­шой» и «телом».

Можно констатировать, что «душа» обернулась для ученых «психикой», т.е. редуцированным (по отношению к «душе») пространством, из которого вычли метафизическое измерение и это, подчеркнем еще раз, было не злым умы­слом или бессознательным порывом, но прямым условием (если хотите - пла­той) за вхождение в тогдашний круг естественных наук. Основатель отечест­венной научной психологии Г.И. Челпанов писал в 1888 году: «Хотя психология, как обыкновенно принято определять ее, и есть наука о душе, но мы можем приняться за изучение ее «без души», т.е. без предположений о сущности, непротяженности ее и можем держаться в этом примера исследователей в обла­сти физики (Челпанов, 1912, С. 9) » - Дума­ется, что Г.И. Челпанов совсем не случай­но в конце XIX века постав™ «без души» в кавычки, чтобы показать относительность сказанного, условность, подра­зумевающую не вообще отрицание, но абстрагирование (только) от метафизи­ческой составляющей.

Итак, психология была отделена от души, но отделена первоначально услов­но, как некоторое вынужденное условие для начала научной работы, для которой (как и во всякой науке) требовался иде­альный, а не реальный объект - в дан­ном случае душа без метафизических атрибутов непротяженности. Драма дальнейшего развития (не только пси­хологии, но, в известной мере, науки в целом) состояла в том, что эта условность из временного допущения стала устойчивым (и в этом плане безуслов­ным) постулатом. В результате вся пси­хология начала строиться так, слов­но сокровенной души (тем более духа) и нет вовсе. Понятие «души» окончатель­но растворилось, исчезло из психологи­ческих трудов, ушло из научного лекси­кона и внимания.[2]

Таким образом, в основе сложившего­ся в психологии отношения к душе ча­сто лежат ставшие привычными и пото­му не замечаемые терминологические неувязки, неучет множественного толкования души. Но, если даже убрать все варианты и нюансы, то и тогда останет­ся, по крайней мере, принципиальная двоякость восприятия (вспомним образ у Ф.И. Тютчева, что душа «бьется на пороге как бы двойного бытия», что она «жилица двух миров»). Действи­тельно, с одной стороны, она вос­принимается как живое вместили­ще, орган разнообразных душевных (столь близких, столь сливающих­ся с психологическими) проявлений. И это восприятие отнюдь не абстрактно и не отвлеченно. Всем (или, по крайней мере, многим) понятно на вполне чувственном, личном опыте, что имеется в виду, когда говорят - душа болит, стра­дает, помнит, забывает, ликует, поет, пла­чет, восстает, спит, просыпается, обрета­ет покой (или, напротив, не находит ни где покоя), съеживается, расправляет­ся, рвется наружу, уходит внутрь (иног­да даже точно указывается куда - как ни странно, «в пятки») и т.п. Она может быть сытой, довольной («ну, теперь твоя душенька довольна?»), голодной, мягкой, твердой, униженной, гордой, сме­ренной, высокой, низкой, серенькой, яр­кой. Ею можно любоваться, ее отвергать, презирать, раскрывать, ею можно овла­деть, ее можно разбить, разорвать, в нее можно наплевать, влезть (обидно, ког­да грязными руками, да и когда кошки скребут - мало приятного).

Подумайте только - какое обшир­ное поле столь многообразных оттен­ков, которые, тем не менее, составляют некую целостность, непосредственную отнесенность к тому живому и трепет­ному образованию, что веками обозна­чается как «душа» (именно «душа», ведь не «психика» же с радости воспаряет, а со страха холодеет или «уходит в пят­ки»)! Но речь в этом ракурсе идет пока, преимущественно, о мире внешней сто­роны души, ее явлениях, проявлениях, переплетениях. Есть однако и внутрен­няя скрытая, сокровенная сторона, рас­сматриваемая обычно метафизически, религиозно, духовно - как некая бес­смертная (неуничтожимая) энергия и субстанция, которая может отпечатываться, проявляться в тех или иных внешних параметрах, но отнюдь к ним не сводима, равно как из них прямо не выводима. Это уже душа во втором понимании. [3] Следует особо подчер­кнуть - это не две разные души, а раз­ные аспекты, ипостаси, стороны (внеш­няя и внутренняя) единой души.

Исходя из этого принципиально важного различения, мы можем теперь по иному посмотреть на судьбу души в психологии. Оказывается тогда, что, несмотря на все громкие декларации, изгнание (неприятие) самого термина, «душа» из психологии никогда не ухо­дила полностью. В своем первом значе­нии, например, под именем «пережива­ний», «эмоций», «чувств», «состояний» и т.п., она всегда оставалась в поле вни­мания психологов. Возьмем только проблему переживаний в отечествен­ной традиции: Л.С. Выготский не раз подчеркивал их важность, С.Л. Рубин­штейн рассматривал переживание в ка­честве важнейшей способности лично­сти, Ф.В. Бассин считал, что «значимые переживания» (значимые для лично­сти) есть, собственно, основной пред­мет психологической науки, ориги­нальная трактовка переживаний дана Ф.Е. Василюком и др.

Иное дело душа - во втором понима­нии, в котором она была и будет оста­ваться вне досягания психологическими методами. Интересно, что необходи­мость такого разграничения применительно к научной психологии была от­мечена еще в начале прошлого века. Об этом 23 марта 1914 года по старому сти­лю говорил епископ Анастасий на от­крытии первого в России (и одного из первых в мире) Психологического ин­ститута, созданного при Московском университете. Тогда после торжествен­ного молебна он обратился к присутст­вующим ученым (цвету тогдашнего на­учного сообщества), гостям, студентам с речью, в которой, в частности, были такие слова: «До последнего времени из­учение душевной жизни производилось лишь при помощи самонаблюдений; но несколько десятилетий назад, человек измеривший моря и земли, исчисливший движение планет небесных, подо­шел к душе с мерою и числом. В Старом и Новом Свете при помощи хитрых аппаратов уже пытаются путем воздей­ствия на тело, заставлять душу давать нужные им ответы, стремятся с точно­стью установить законы душевной жиз­ни. И, конечно, возможно точное изуче­ние душевных явлений, вообще говоря, можно только приветствовать. Но, стре­мясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естествен­ных границах познания души вообще и при помощи экспериментального ме­тода, в частности. Точному определению и измерению может поддаваться только лишь внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, можно ли измерить ее высокие проявления?... Не к положительным, но к самым превратным результатам приве­ли бы подобные попытки» (Речи и при­ветствия ..., 1994, С. 2).

Психологи ни тогда, до революции, ни, тем более, после нее не вняли это­му предостережению. Они не могли (по определению) исследовать внутрен­нюю сущность души «мерой и числом». Но они пошли другим и, как оказалось, не менее опасным путем - вовсе исклю­чили душу (как предмет общего и смы­слообразующего отнесения) из своего внимания, учета и рассмотрения.[4] В ре­зультате психология как научная дисци­плина началась, как мы уже знаем, с по­тери души, потери, оказавшейся отнюдь не последней на ее пути. Вспомним, ска­занные не без доли иронии, слова из Британской энциклопедии 60-х годов прошлого столетия (научной психо­логии уже под девяносто лет): «Бедная, бедная психология - сперва она утрати­ла душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Действительно, история научной пси­хологии - это история утрат смыслоо­бразующих категорий (или, точнее, их жертв) из которых первой и главной была душа. Психология, наверное, единственная наука, само рождение, весь ар­сенал и достижения которой связаны с доказательством, что то, ради чего она замышлялась - псюхе - душа человече­ская не существует вовсе. Она была при­несена в жертву определенным образом понимаемому научному мировоззре­нию, поскольку не умещалась в его прокрустово ложе. Метод стал самостоя­тельным, диктующим - каким должно быть предмету исследования, и посколь­ку душа (ее внутренняя сторона) не улавливалась этим способом, то она по­просту целиком была вынесена за методологические скобки.

Если посмотреть на произошед­шее в культурно-историческом плане, то оно иллюстрирует общий не толь­ко для психологии, но и всего нашего времени процесс «снижения вертикали бытия», последовательного вынесения за скобки вышележащих смыслозадаю­щих уровней и причин (Братусь, 2000). Из последних примеров - упование на развитие нейронаук, исследование мозговых механизмов, как будущего психо­логии. «Сейчас, - утверждает Г.Г. Араке­лов, - когда главенствует эксперимент, фактология, многие существующие ра­нее мифы разрушаются или уже разру­шены. Поэтому, по нашему мнению, пси­хология, несмотря на то, что она вышла из недр философии, должна максималь­но от нее отдаляться и «дрейфовать» в сторону конкретных объективных наук.

Сам термин «психика» всегда вызывал и вызывает неоднозначную реакцию – от полного его неприятия до желания за­менить существительное «психика» на прилагательное «психическое» (что по мнению Дж. Фишбаха уменьшает эмоциональную напряженность при воспри­ятии указанного существительного)... Нам кажется разумным отдать обсужде­ние психофизиологической проблемы и содержания термина «психика» на от­куп философам. Тогда психолог не будет ограничен неопределенностью понятия «психика», а будет работать с конкретными психическими явлениями и состо­яниями, выявлять закономерности их протекания, изучать мозговые механиз­мы их возникновения» (Аракелов, 2012, С. 64-65).

Призыв «работать с конкретными психическими явлениями» ничего кро­ме профессионального одобрения выз­вать не может. Но принципиальное от­деление явлений психики от каких-то общих представлений о психике как явлении, видится уже крайним упроще­нием, редукционизмом, ведущим к сни­жению, уплощению вертикали бытия. Так, душа оказалась сведенной к психи­ке, психика - к отдельным психическим явлениям, а они - к мозговым механиз­мам. Или - душа растворяется без остат­ка, поглощается психикой, а последняя - ее явлениями и реализующими их моз­говыми механизмами.

Л.H. Толстой, критикуя науку, говорил, что она изучает тени вместо предметов, что ученые забыли предмет, тень кото­рого изучают и, все более углубляясь, ра­дуются, когда «тень сплошная». В нашем случае - явления и проекции стали вос­приниматься сами себя объясняющими, душа как исходное смысловое начало и жизненное отнесение ушла из психо­логических трудов, более того, стала те­нью, вернее, тенью тени - продуктом яв­лений психики. Свет ее погас (в трудах по психологии, разумеется, а не в реаль­ности) и эти сумерки стали привычной методологической действительностью нашей науки.

***

Редуцирование, затушевывание ре­альности души привело в психологии к целому ряду серьезных последствий. Возьмем, например, проблему нормы, нормального и аномального развития личности человек. Критерии нормы ста­ли в основном относиться к психиче­скому, психофизиологическому уров­ню, к механизмам функционирования, к адаптивности, приспособленности к окружению, к полноте удовлетворе­ния потребностей и т.п. Образно говоря, главным стало признаваться - не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка. Не про что он думает, а эффективно ли работают моз­говые процессы; не о чем помнит, а ка­кое количество единиц информации об­рабатывает и запоминает.

Разумеется (и это надо еще раз по­вторить), нельзя принижать базовой значимости функционирования все­го сложнейшего и тончайшего аппа­рата психики и, соответственно, открытых учеными закономерностей и механизмов проявления памяти, вни­мания, восприятия, мышления, эмоций и т.д. Но, если в общепсихологическом плане ставить это во главу угла, рассма­тривать не как необходимое средство, а как саму по себе цель, то представле­ние о психологии неизбежно редуци­руется, теряет высшее измерение, воз­можность соотнесения с личностным, ценностно-смысловым уровнем и с ду­шой в ее целостности, включающей и внутреннюю метафизическую сторо­ну. Ставшая тенью тени душа переста­ет освящать психику и в этих потем­ках легко оступиться, спутать добро и зло, не заметить черты между ними, поскольку шаги в сторону того и другого могут осуществляться с помощью одних и тех же структур и способов функци­онирования психофизиологического и психологического аппарата. И если эти структуры, способы, инструменты, формы эффективны, успешны, прино­сят удовлетворение, повышают само­оценку, хорошо адаптируют к миру - то они могут быть признаны нормаль­ными, позитивными, вне зависимости от того, как они соотносятся с мета­физическими смыслами и ценностями, к пользе или вреду душе ведут осуществляемые с их помощью действия.

Тесно связана со сказанным и другая проблема - проблема личностного ро­ста, личностного потенциала. Едва ли не любой разговор о психотерапии сво­рачивает на тему личностного роста, однако при этом не удается услышать сколь-нибудь вразумительного ответа на вопрос: куда личности надо расти, есть ли мерило этого роста. Напомним сло­ва Л.Н. Толстого, что люди только делают вид, что воюют, торгуют, строят. Главное, что они делают всю жизнь - это решают нравственные вопросы. Именно в этом он видел «главное дело человечества».

Психологи вряд ли готовы с этим со­гласиться, поскольку нравственная сто­рона бытия принципиально удалена из их поля зрения. Более того, современ­ная психология нередко занята развен­чанием нравственных основ: любовь редуцируется к элементарным влече­ниям, муки совести - к инфантильным комплексам, вера трактуется как невроз, привязанность как навык и т.п. На одном из семинаров в Германии меня порази­ли слова немецкого теолога. Он сказал, что, когда к современному психотера­певту приходит пациент, то часто он - жертва неправильной ориентации об­щества, воспитания. Но после того, как он прошел стандартный курс психоте­рапии, он переходит на сторону своих «палачей», то есть, этих неправильных ориентаций и сам начинает калечить других своими воззрениями и действи­ями. Иными словами, поддерживается порядок перевернутый, обратный тому, о котором говорил Толстой, где главное - стройка, война, торговля. А расплата одна - искалеченные, несостоявшиеся, уведенные во мрак человеческие судьбы (и, просится добавить, души). И никакая стремительно растущая армия психоло­гов и психотерапевтов не спасет, пока она (вольно или не вольно) будет слу­жить перевернутому в нравственном отношении миру.

Рассмотрим едва ли не главное след­ствие редуцирования метафизической реальности - нарастающую угрозу утра­ты единства самой психологической на­уки. В упомянутый выше торжественный день открытия первого в России Психо­логического института при Московском университете, об угрозе этому единству говорил основатель и первый директор этого института профессор Г.И. Челпанов: «Психология распадается на такие части, которые совершенно друг с дру­гом не связаны. Вследствие этого пси­хология начинает утрачивать свое един­ство. Ей грозит распад... Нужно принять меры к сохранению единства психоло­гии. Такому объединению может спо­собствовать Институт, если в нем пер­венствующее место отводится общей психологии. Тогда общая психология и ее основные принципы будут иметь руководящее значение для всех возможных видов психологического исследова­ния: для психологии детского возраста, зоопсихологии и др. Благодаря общей психологии, они будут объединены» (Речи и приветствия ..., 1994, С. 4).

Г.И. Челпанов считал, что психоло­гию соберет воедино особый ее раздел - общая психология, которую он пони­мал достаточно широко, говоря о ней через запятую как об «общей, теоретической, философской психологии». Из этой триады именно общую психоло­гию (механизмы, правила, законы) мож­но считать вполне состоявшейся и постоянно пополняемой, теоретическая отмечена куда меньшим количеством (и качеством) исследований, а философ­ская психология оказалась и вовсе в за­гоне (хотя, как подчеркивал Челпанов, «конечные ключи от психологии лежат в философии)». Спустя 15-20 лет о важ­ности общей психологии как скрепляющем моменте говорил Л.С. Выготский. При этом он апеллировал еще и к фи­лософии, обозначая общую психологию (ее суть, идеал) как «философию практи­ки». Наконец, спустя 60 лет, третий вы­дающийся отечественный психолог - А.Н. Леонтьев говорил о том же: психо­логия рассыпается, расползается, она растет, как он любил повторять на лек­циях, «не в ствол, а в куст», она перепол­нена отдельными фактами и даже их прочными соединениями (строитель­ными блоками), но нет единого здания, даже эскиза его. В своей Президентской речи на открытии XVIII Международно­го психологического конгресса в Мо­скве в 1966 г. он сравнил современную ему психологию с Приамом сидящим на развалинах Трои. Что касается философ­ского начала, то оно в советский период было (неизбежно) отодвинуто, редуци­рованно до обязательного для всех марксизма-ленинизма.

Разделим две стороны: диагноз - рас­сыпание психологии, ее кустообразное развитие и лечение - создание скрепля­ющей, объединяющей разрозненное об­щей психологии. Диагноз очевиден - сегодня, как и во времена Челпанова, Вы­готского, Леонтьева (точнее, в куда боль­шей, чем при них, степени), психология представляет конгломерат феноменов, фактов, школ, направлений, часто почти никак друг с другом не связанных. Пред­лагаемое корифеями лечение несомнен­но полезно и необходимо, но отнюдь не достаточно - перманентный его про­вал, постоянное возвращение к одному и тому же положению (ставшему давно рутинным, привычным) вполне доказы­вают это.

Для поиска ошибки, вернее, недоста­ющего в лечении звена, обратим внима­ние на забытую тенденцию, связанную с ролью философии психологии как высшего, замыкающего (созидающего купол) уровня общепсихологического подхода (Братусь, 2003). Челпанов был прав - «конечные ключи от психологии лежат в философии», прав и Выготский, видя предельную задачу общей психо­логин в том, чтобы стать «философией практики». Психология в дальнейшем не воспользовалась в полноте этим направ­лением, свернув к добыванию бесконеч­ного конгломерата фактов, описаний, коррелятивных связей, редко подни­мающихся над эмпирией обобщений и, в крайнем случае, к объяснительным редукциям (картинкам и графикам) нейронаук. А.В. Петровский в свое время назвал подобное коллекционным под­ходом (где важен все новый экспонат, а не общее значение и смысл собирае­мого). Или (если вернуться к Толстому) исследователи радовались, что тень (уже двойная: от души на психику и от пси­хики на ее явления, а если учесть нейро­увлечения, то и тройная - на мозговое обеспечение этих явлений) становится все более сплошной, густой, систематизированной, материализованной.

Основания возможного единства мо­гут быть обретены (рискнем добавить - только) через связь с иными, более вы­сокими, нежели сама психология, от­несениями. Разумеется, уже исходные уровни общепсихологического анализа (механизмы и теории) выше (общее) его отдельных частей и направлений (Бра­тусь, 2003), которые, как и во времена Челпанова, «совершенно друг с другом не связаны». Но эти исходные уровни не могли до сих пор соединить, дать образ (абрис) целого и наука наша остается недостроенной вавилонской баш­ней, застигнутой смешением языков. Причина этого заключается в том, что скрепляющее начало находится не в са­мой психологии, поэтому оно обрета­ется не в тонком и совершенном экспе­риментальном исследовании и анализе. Оно может быть обретено через фило­софию психологии (не «снизу», а «свер­ху»), перед которой в числе первоста­тейных станет вопрос об отношении к представлениям о душе, ее внешней и внутренней сторонам. Камень, отвер­гнутый строителями психологии, должен лечь во главу угла.

***

Многие проявления внешней сторо­ны души никогда не уходили из обла­сти внимания и исследования психо­логии, а просто были переименованы и, что главное, рассматривались вне свя­зи с той реальностью, которая называ­ется душой, а не психикой. Казалось бы, нет препятствий к возвращению этой стороны души. Препоны вызваны тем, что ее внешняя сторона необходимо по­дразумевает внутреннюю. Бытие души не есть бытие, расколотое на две незави­симых части. Поэтому, отделяя в исследовательских целях одну от другой, мы должны отдавать себе отчет, что совершаем некоторую редукцию, упрощение и только постоянное (часто драматиче­ское или трагическое) взаимодействие сторон есть условие целостности души.

Ясно при этом, что психология как наука обращена к протяженному и из­меряемому, к движению субъекта по го­ризонтали времени и жизни. Осмысле­ние же вертикальной устремленности к вневременному и непротяженному относимо уже к философскому и рели­гиозному подходам. Возникает вопрос - насколько в окружающей нас жизни возможно реальное соотнесение столь разных плоскостей: незримых духов­ных, лежащих вне времени, протяжения и даже самого субъекта, и всего зримого, временного, конечного, протяженного, измеряемого нами ?

Это антиномическое сопряжение при всей его сложности, вернее невоз­можности, не просто необходимо, но неизбежно, неминуемо в феномене че­ловеческой культуры. Уходит из жизни конкретный ученый, но не наука. Лю­бящий, но не любовь. Поэт, но не поэ­зия. Друг, а не дружба. Мы скорбим неу­тешно («плачем и рыдаем») по другу, по любимому или любимой, для нас быв­шими единственными, и нас на этой земле навсегда оставившими. Но друж­ба и любовь - понятия вертикальной отнесенности - духовно-нравственные (материалист может поправить - культурно-нравственные), а значит, они уже неприходящие, остающиеся с нами (и после нас). Мы «плачем и ры­даем» в скорби не о них, напротив, они в тот момент проявляются, утвержда­ются, подчас с особой силой, перехо­дя из смутной слитности и растворенности в бытийной суете в раздельное и ясное присутствие. Они, словно выхо­дят из тени, впервые, может быть субъ­ективно, предстают не как отвлеченные умозрения или назидательная пропись, а как озарение, переживание, проживание, свидетельство реальности неизмен­ного и вечного. И пусть это драгоцен­ное, так дорого давшееся знание нас уже не покинет, не затмится «шумом и яро­стью» повседневности, а останется тем памятованием, которое будет укреплять и возвышать отныне наше понимание жизни, а значит и саму нашу жизнь ее смысл и значение.

На данном примере можно лишний раз показать разность плоскостей «ду­шевного» и «психологического», «ду­ховного» и «личностного». «Душев­ными», как уже говорилось, обычно называют проявления внешней сторо­ны души, настолько тесно связанной с психикой, что понятия «психическо­го» и «душевного» нередко не различа­ются, становясь чуть ли не синонимич­ными (напомним - психическая или душевная травма, психическое или ду­шевное заболевание и т.п.). Однако при внимательном рассмотрении нельзя не заметить ряд специфических оттенков и определенную смысловую дистанцию терминов. Это связано, прежде всего, с обсуждавшийся выше коллизией «предмета» и его «проекции». Характе­ристики «душевного», конечно, подразумевают конкретные психологические параметры, но они не сводимы, не растворимы в них до конца. Для «душевно­го» «психическое» - это возможность найти конфигурацию (партитуру) параметров и свойств для своего адекват­ного выражения.

Подобные связи обоюдны (вплоть до иллюзии слияния, которая появилась отнюдь не случайно). Напомним тео­рию эмоций Джеймса-Ланге, суть ко­торой огрубленно можно свести к па­радоксам типа - «мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому что мы плачем» или - «мы смеемся не потому, что нам весело, а нам весе­ло, потому что мы смеемся» (Вилюнас, 2004). Хорошо известно, что принятие так называемой «позы аффекта», на­пример, опущенные плечи, поддержи­ваемая руками голова, тяжкие вздохи и т.п. способно через некоторое время навеять уныние, равно как расправле­ние плеч, придание взгляду бодрости, а фигуре подтянутости, будучи даже искусственно предпринятыми, могут привести к улучшению самочувствия и настроения. [5] Но при всей важности этих открытий, мы ведем все же речь о прочно закрепляемых вторичных связях, играющих весомую роль (в том чи­сле, весьма положительную), но в слу­чаях не различения могущих привести к искаженному пониманию исходно­го порядка. Тогда тень наплывает, подменяет, замещает предмет, как бы ста­новится им и некому уже (изнутри или снаружи), как в сказке Евгения Шварца, властно сказать: «Тень знай свое место!»

Еще раз отметим: речь идет не о при­нижении (задвигании) «психического», а лишь о попытке понять его роль как уникального инструмента человеческой жизни. Методологически крайне важно не путать его функции и возможности с производимой (задуманной) мелодией и ее исполнителем. Когда мы слышим звуки и переливы определенного тона, то говорим, например, что это флейта. Но флейта - не звук и, тем более, не му­зыка, способная вызвать радость или печаль, а трубочка с дырочками, настро­енная, готовая к игре или не готовая, расстроенная, сломанная. Так и с «психическим» - не оно страдает и радует­ся, но душа человеческая, осознающая, чувствующая, переживающая, узнающая и передающая это посредством тончайшего, данного природой и культурой (для верующего - Богом) инструмента, степени его готовности и настройки.

«Духовное» связано преимуществен­но с внутренней стороной души (диада «тело - душа», опосредствованная «пси­хикой») или выносимо в отдельную ин­станцию и пространство и тогда «душе» (пониманию души) остается преимуще­ственно внешняя, чувственная сторона. Напомним еще раз, что писал Влади­мир Даль о значении слова «дух»: «Отно­ся слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе выс­шую искру Божества, ум или волю, или же стремление к небесному» (Даль, 1995, С. 503). Мы знаем также, что «духовное» понимается многими не только религи­озно, но и светски, например, философско-нравственно. В любом случае речь идет о предельных категориях, несущих ценность уже в самих себе, о том уровне, который смыслообразует, смыслопорождает остальные.

Если продолжать вышеприведенную коллизию жизненной потери, то душа скорбит безутешно по ушедшему на­всегда любимому человеку, она, как го­ворят, «разрывается». Рвутся от горя «душевные струны» (всех психологических и психофизиологических инструментов скорбящего), тогда как «дух», «духовное», пройдя сквозь скорбь и смуту, призва­ны укорениться в незыблемом и посто­янном, в реальности всегдашнего при­сутствия и действования неустранимой (даже фактом смерти) любви, что пре­бывает неизбывно и цельно в неведо­мых нам, но всегда чаемых, всегда нами как-то представляемых «небесах» (при­чем, субъективно помещаемых часто не снаружи - в высоте и холоде космоса, а где-то теплящихся внутри нас же самих). Здесь, как нигде, мы не просто умственно и отвлеченно, а всем существом прохо­дим, переживаем, являем собой антиномию человеческого бытия - одновре­менность «да» и «нет», возвышенного и земного. «От скорби по умершим, - констатирует священник Александр Ельчанинов, - не защитит нас ни естественная наша привязанность к жизни, ни мужество перенесения страданий, ни житейская мудрость, ни даже вера, как бы не была она велика». Одновременно «смерть близких - опытное подтвержде­ние нашей веры в бесконечность. Лю­бовь к ушедшему - утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров - при­зрачного и реального: смерть доказыва­ет нам реальность того, что мы считали призрачным и прозрачность того, что считаем реальным» (Ельчанинов, 2013, С. 50-51).

Если «душевное» и «психическое» ин­струментально тесно связаны, можно ли то же сказать о «духовном» и «психиче­ском»? Правомерно ли вообще рассу­ждать о выражении «духовного» через инструменты «психического» и не пре­бывает ли «духовное» сугубо бесплотно, не нуждаясь в «психологических» (в том числе «личностных») медиациях?

Начнем ответы со светского понима­ния «духовного», к которому обычно от­носят высшие (не материальные) чело­веческие потребности и ценности (их так и называют - «духовными») и соответствующую активность, направлен­ную на эти потребности и ценности, та­кие как познание, истина, любовь, благо, творчество и др. Очевидно, что при этом подразумеваемым условием осуществле­ния области «духовного» остается за­действование всех уровней психоло­гического функционирования. Однако место, иерархия, соотнесение этих уров­ней иное, чем при взаимодействии с об­ластью «душевного». Если собственно «психическое» и область его «оплотнения» - «психофизиологическое» явля­ются главными инструментами осущест­вления («озвучивания», «очувствования» и т.п.) внешней стороны души - «душев­ного», то ведущим, стержневым, опор­ным по отношению к духовным по­требностям и ценностям становится «личностное», как особое образование и инстанция (уровень) психологическо­го аппарата. Если «психическое» (упро­щенно и достаточно условно) - рабочий инструмент каждодневной (каждосекундной) адаптации, реагирования, ориентировочной деятельности в непосред­ственном окружении, то «личностное» в конечном итоге - арсенал выбора, ори­ентации, сличения, обнаружения рассо­гласования, контроль и оценка следова­ния духовно-нравственным смысловым пространствам и установлениям.

Заметим еще раз, что речь здесь идет именно об инструментах, органах («функциональных органах») осуществления, воплощения, выражения. Ведь мыслит не мышление, страдают, скорбят и радуются не психологические фун­кции, механизмы и процессы, а человек, наделенный душой и духом, как высши­ми формами отнесенности к миру, лю­дям и себе (для верующего, в первую очередь, к Богу). Мы видели выше, как психология абстрагировалась от этой онтологической отнесенности - снача­ла ради частоты научного метода (как вынужденное условие), но затем вытеснив, забыв о принятой условности, ста­ла постепенно рассматривать тень как самый предмет, наделяя психику не при­сущими ей свойствами и полномочиями. Пока речь шла о непосредственных ме­ханизмах ощущений или внимания (на­пример, «физиологическая психология» начала прошлого века), элиминирова­ние души могло быть не столь заметным и казалось лишь необходимой мини­мальной платой за научную точность. Но со временем, когда центр интереса все более очевидно стал смещаться в об­ласть «личностного», расхождение между реальностями «души» и «психики», «личности» и «духа» становится все бо­лее разительным и требует, в частности, все больших ухищрений и защиты, что­бы стать вовсе не замечаемыми, маски­руемыми. В результате чего, не только «психика», но и «личность», лишенные высшей отнесенности, оказались пере­веденными на полное, если можно так сказать, самообслуживание (саморазви­тие, самоактуализация, самотрансцендирование и т.п.), вне (вопреки, поперек) всякой смысловой животворящей связи с пространствами «душевного» и «духовного».

Между тем, острейшей проблемой в психологии остается поиск путей пре­одоления функционализма, разделе­ния на отдельные процессы и области (на что сетовал еще Челпанов в начале прошлого века). Выработка ряда мето­дологических положений была, среди прочего, направлена против подобного разделения. Например, принцип «един­ства аффекта и интеллекта», провозгла­шенный в школе Выготского. Призывы к осуществлению подобных принципов могли бы стать приглашением к воз­вращению категории души (по крайней мере, ее внешней стороны). Однако это не могло быть реализовано в годы со­ветской власти. Но и на западе, в иных культурно-исторических условиях раз­вития науки, душа оказалась методоло­гическим изгоем - неприкасаемым и не называемым. Гордон Олпорт, например, констатировал, что между двумя миро­выми войнами понятия души практи­чески исчезло из психологии (Олпорт, 2002). Поэтому совершенно отдельное место заняла концепция логотерапии и экзистенциальной психологии Викто­ра Франкла, появившаяся после (можно сказать, что во многом вследствие трагедии) второй мировой войны (в про­движении этой концепции в Америку особую роль сыграл тот же Олпорт, что способствовало ее распространению в мире). «Духовное», «душа» занимают в этой концепции особое место, во мно­гом определяя понимание единства че­ловеческого поведения.

Это единство не следует понимать как слияние уровней вплоть до воз­можности их подмены в восприятии (хотя топор, по видимости, слит с рукой опытного плотника, но остается лишь инструментом, животворимым мастером). Тем более это касается таких ие­рархически разных образований, как «личность» и «дух». Личность при всей сложности, многоплановости и высоте, в психологическом плане - форма уло­жения и осуществления, видимая, явлен­ная ипостась невидимого духа.

Некоторой аналогией к сказанно­му может служить отношение «закона» (юридического, нравственного, бого­словского) и «благодати» (блага для че­ловека). «Закон» в идеале должен быть не чем иным как «сосудом благодати» - формой ее так или иначе удерживаю­щей, ее защищающей, обеспечивающей тот последний рубеж, нижнюю границу, что не даст благу уйти от человека, утечь, расплескаться впустую.[6] «Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь Бог  твой», - таково предписание известного библейского закона, запове­ди, но далее, через запятую следует на­зывание того блага, которое ограждает, защищает, несет в себе это предписание: «чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, кото­рую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор 5:16). Со временем это подразумеваемое единство все более расторгалось: «за­кон» погружался в дебри самих по себе юридических хитросплетений, сиюминутных интересов политики, государ­ства, церкви, а «благодать» - в область частной жизни, нравственных и религи­озных подвигов и откровений. Но закон вне благодати - пустой сосуд, равно как психика вне души и личность вне духа.

Отсюда следует, что настала необхо­димость (если не неизбежность) воз­вращения «души» и «духа» как фун­даментальных категорий в научную психологию. Причем возвращение не надо мыслить как уступку, компромисс. Например, допущение лишь внешних проявлений души (реальное рассмотре­ние которых, как мы теперь знаем и не уходило из психологии), тогда как вну­тренние глубины следует оставить да­леко за пределами профессионального интереса. Психология, желающая пред­ставлять собой нечто большее, чем ин­струкция по устройству, применению и починке психологического аппара­та, большее, чем «психология психи­ки», словами В.И. Слободчикова, может через признание и опыты соотнесения с метафизической внутренней стороной обрести опору, почву и контекст своего особого неповторимого служения в по­знании человека и мира.

Если внешняя сторона души может быть правомерным предметом непо­средственного исследования, то сто­рона внутренняя - только предметом метафизического опосредствования, соотнесения, нахождения (и исхождения) предельных форм смыслообразования. Возвращение души потребует возобнов­ления диалога психологии с филосо­фией, их новой встречи после более чем столетия развития врозь. Хочется ве­рить, что время разбрасывания камней миновало и настала пора их собирать. Тогда едва ли не главной задачей стано­вится возвращение научной психологии души и душе - научной психологии.

Эта задача - не только теоретическая, мировоззренческая, но и сугубо практи­ческая, прямо обращенная к человеку, в частности, ко всем видам психологи­ческой помощи ему. Особенно это важ­но сейчас, в условиях распада связи вре­мен, засилья бездушных манипуляций и технологий, погони за материальны­ми благами, ибо давно сказано - какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Примечания

[1] Много раньше Андрей Белый так описал однажды свое состояние во время тяжелой болезни: «Я наблюдал: психология оплотневала во мне в физиологию» (Белый, 1934).

[2] Более того, одно упоминание о ней способно вызвать лишь раздражение и досаду у некоторых современных психологов. «Есть понятие, – рассуждает, например, М.Ю. Кондратьев, – которое я бы изъял из многих психологических словарей, и которое не имеет отношения к психологической науке, да и к науке вообще. Для меня странно выглядят те психологические словари, где присутствует понятие «душа»» (Кондратьев, 2005, С. 255). Но даже в упомянутых «странно выглядящих» психологических словарях, «душа» была нередко сведена к «психике», например, как, понятие отражающее исторически изменившееся воззрение на психику человека и животного»(Психология ..., 1990, С. 112).

[3] Материалистическое сознание может дать и другое толкование второму пониманию души, например, нравственно-философское.

[4] В качестве немногих исключений можно назвать родоначальника психофизиологии Фехнера, который декларировал свою теорию как установление «точной связи между телом и душой», но последняя бралась, прежде всего, в ее внешнем понимании, причем, упрощенном, что не выводило фехнеровские изыскания за грань тогдашней «физиологической психологии» (Гусев, 2007). Дальнейшие исследователи уже не ставили (вытесняли, отрицали, стеснялись) самой постановки возможной связи с душой и предпочитали говорить лишь о психике как таковой.

[5] На чем в частности, во многом построена аутогенная тренировка, методы самовнушения, психодрама, вхождение актера в роль, человека в профессию (мундир делает офицера) и т.п.

[6]Если говорить о юстиции, то речь о нижней границе справедливости («юстиция» по латыни и есть «справедливость»). Юридические законы, – по мысли В.С. Соловьева, – нужны не для того, чтобы на земле осуществить рай, а для того, чтобы на ней не наступил ад.

Литература:

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии - в развитии нейронаук / Г.Г. Аракелов // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2.

Белый А. Между двух революций / А. Белый. - Ленинград, 1934.

Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология / Б.С. Братусь. - Москва, 2000.

Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы / Б.С. Братусь // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2.

Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Питер, 2004.

Гусев А.Н. Ощущение и восприятие // Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Т. 2 / под. ред. Б.С. Братуся. - Москва, 2007.

Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1 / В. Даль. - Москва, 1995.

Ельчанинов А. прот. Живой опыт сердца / прот. А. Ельчанинов. - Москва, 2013.

Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней / А.Н. Ждан. - Москва, 2013.

Зинченко В.П. Петр Яковлевич Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. - Москва, 2011.

Кондратьев М.Ю. Проникновение религиозного влияния в образовательный процесс / М.Ю. Кондратьев // Скепсис - 2005. - № 3-4.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Двери сердца твоего /архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). - Москва, 2013.

Олпорт Г. Становление личности : избранные труды / Г. Олпорт. - Москва, 2002.

Полный церковно-славянский словарь / сост. прот. Г. Дьяченко. - Москва, 1993.

Психология : словарь. - Москва, 1990.

Речи и приветствия в честь открытия психологического института им. Л.Г. Щукиной : Репринтное издание. - Москва, 1994.

Слободчиков В.И. Христианская психология в системе психологического знания // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 3.

Франк С.Л. Предмет знания. Душа человеческая / С.Л. Франк. - Санкт-Петербург, 1995.

Челпанов Г.И. Психология и школа: сборник статей / Г.И. Челпанов. - Москва, 1912.
Для цитирования статьи:

Братусь Б. С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию. // Национальный психологический журнал 2014. № 3. c.5-15. doi: 10.11621/npj.2014.0300

Скопировано в буфер обмена

Скопировать