ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии

Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии

Скачать в формате PDF

Поступила: 21.09.2014

Принята к публикации: 28.09.2014

Страницы: 34-36

DOI: 10.11621/npj.2014.0103

Ключевые слова: история психологии; история отечественной психологии ; Выготский Л.С.

Для цитирования статьи:

Глозман Ж.М., Подольский А. И., Веракса А.Н., Карпова Н.Л., Конина С.М. Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии. // Национальный психологический журнал 2014. № 1. c.34-36. doi: 10.11621/npj.2014.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2014

Глозман Жанна Марковна

Подольский Андрей Ильич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Веракса Александр Николаевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Карпова Наталия Львовна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Конина Софья М.

Аннотация

«Исторический смысл школы Л.С. Выготского – задавать зону ближайшего развития психологической науки, образования и практики»1 . Это сейчас понимают и соотечественники Льва Семеновича Выготского и зарубежные психологи. Последние не только принимают активное участие в конференциях, и чтениях памяти ученого в Москве и Гомеле, но и за рубежом организуют посвященные ему международные конференции. 

Ведущая роль в подготовке таких конференций принадлежит профессору Жоакиму Кинтино-Айресу – президенту Общества Выготского и Института Выготского в Португалии. Они проводятся с 2010 года каждые два года в Эшториле – красивом пригороде Лиссабона на берегу Атлантического океана. III Международная конференция, посвященная Л.С. Выготскому, проходила с 16 по 18 июня 2014 года. В ней приняли участие психологи из России, Португалии, Бразилии, Израиля и Анголы. Всех участников в центре конгрессов г. Эшторила встречал большой портрет Л.С. Выготского и на фронтоне здания, и на сцене просторного конференц-зала.

По мнению Ж. Кинтино-Айреса для того, чтобы понять психологию Л.С. Выготского, нужно учиться у русских профессоров. Поэто­му традиционно большую часть пленар­ных докладов на всех трех конференци­ях делали российские психологи из МГУ имени М.В. Ломоносова, РГГУ, Психологического института РАО и НИЦ детской нейропсихологии.

Чтобы подчеркнуть значение россий­ских последователей Выготского, органи­заторы открыли конференцию большой и разнообразной программой русских на­родных танцев, исполняемых танцеваль­ным коллективом из Лиссабона.

После чего был показан докумен­тальный фильм об ученом, подготов­ленный сотрудниками РГГУ. Затем нача­лось обсуждение вклада Л.С. Выготского в развитие самых разных теоретических и прикладных областей психологии.

В своем выступлении на пленарном заседании А.И. Подольский затронул да­леко не новую, но не теряющую своей актуальности проблему о том, какой же должна быть психологическая теория, чтобы успешно работать на практике. В начале своего выступления автор сде­лал несколько вводных утверждений. Он отметил, что практика образования ждет от психологов предложений, не ограни­чивающихся здравым смыслом и эмпирическим опытом, а дающих школе нечто большее, чем может сказать, под­умать и увидеть современный грамот­ный, разумный, ориентированный на ученика учитель. Кроме того, идеи, кото­рые психология выносит на суд общест­ва, предполагая, что они могут и должны быть применены в системе образова­ния, необходимо формулировать таким образом, чтобы ими можно было реаль­но пользоваться. И, наконец, последнее. Представлены эти идеи должны быть та­ким образом, чтобы их можно было ис­пользовать в некотором отчуждении от их автора.

Далее докладчик показал, как ставит­ся и решается эта проблема в рамках од­ного из направлений, которое вошло в «золотой фонд» мировой психологи­ческой науки, породив (и продолжая порождать) острейшие споры как по поводу своего содержания, так и по вопросу практического применения, в частности, в сфере школьного обучения. Имеется в виду подход, сформулированный П.Я. Гальпериным и успешно развиваемый его учениками и последователями, широко известный как теория поэтапного (планомерно-поэтапного) формирования умственных действий и понятий.

Докладчик выделяет центральный во­прос: в чем причина относительно огра­ниченного применения возможностей, предоставляемых теорией Гальперина, в практике обучения? Ключом к реше­нию этого вопроса является правиль­ное понимание научного статуса самой концепции. Несмотря на внешнюю «по­хожесть» главного объекта концепции - формирования умственных действий и понятий на основную цель практически любого обучения, сама по себе те­ория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности не является и никогда не являлась теорией и уж, тем более, технологией обучения. В работах учеников и последователей П.Я. Гальперина описаны те дополнитель­ные, промежуточные работы, которые должны быть произведены психологами и педагогами, чтобы от общепсихологи­ческого знания, содержащегося в базо­вой концепции П.Я. Гальперина, перей­ти к построению собственно процесса обучения - реальному содержанию, осу­ществляемому во взаимодействии ре­ального педагога и реальных учеников. В противном случае, а именно, при по­пытках реализовать в практике школь­ного обучения теорию как некоторое «всеобщее знание», результат будет, как правило, плачевным. В докладе приводи­лись различные примеры, подтверждаю­щие выдвинутые положения.

В пленарном докладе «Выготский и интерсубъективность» А.Н. Кричевец отталкивался от ключевой фразы Льва Семеновича о первоначально интер­психическом статусе высших психических функций. В докладе обсуждался во­прос, какой смысл можно придать слову «интерпсихическое» А.Н. Кричевец привлекал тексты классиков психологии советского периода А.Н. Леонтьева и Э.В. Ильенкова, чтобы показать основную проблему - удовлетворительно описать триадическое взаимодействие (двух субъектов по поводу предмета) им не удалось. Выготский склонялся к исходно речевому характеру внешнего действия («ты приказываешь, я выполняю»), Иль­енков категорически настаивал на ав­тономном действии субъекта «по фор­ме внешнего тела», интерпсихическое для него могло быть только заложенным в предметы идеальным значением. Леон­тьев занимал промежуточную позицию (ближе к позиции Ильенкова), но не вы­разил ее достаточно ясно.

Опираясь на современные исследова­ния раннего онтогенеза (Meltzoff и др.) и совместного внимания (Hobson, Leekam), автор доклада истолковывает интерпсихическое как непосредственное взаимодействие субъектов Сама «субъектность» не сводится к автономии и свобо­де (их автор не оспаривает), однако отношения с Другим не есть активность в чистом виде Непосредственное воз­действие Другого - это своего рода пас­сивность субъекта, и это неустранимый аспект субъективности как таковой.

Близкие темы затрагивались в до­кладах Б. Котик (Израиль) и М. Цезар - профессора университета Лиссабо­на. Последняя говорила, в частно­сти, о переходе энергии или мотива­ции к деятельности из внешней формы во внутреннюю (interempowerment to intraempowerment), то есть об интериоризации не содержательных, а энергети­ческих аспектов деятельности М. Цезар представила несколько докладов в со­авторстве со своими многочисленными учениками. Среди предметов исследова­ния можно отметить усвоение математи­ки школьниками и студентами (в том чи­сле незрячими), а среди используемых методов - преобладание качественных исследований при прекрасном владении количественными методами.

Пленарный доклад А.Н. Вераксы на тему «Использование знаково-символиче­ских средств для освоения двигательных навыков» представлял результат работы целого коллектива авторов в детско-юно­шеских спортивных школах на протя­жении нескольких лет. Он был посвящен возможностям использования образных средств для освоения спортивных навы­ков футболистами дошкольного и млад­шего школьного возрастов. Испытуемые каждого возрастного периода были раз­делены на две группы: в одной группе ра­бота шла с помощью знаковых средств, а в другой - с помощью метафоры, кото­рая в большей степени приближена к сим­волу (А.Ф. Лосев). Результаты показали, что спортсмены обеих возрастных групп из подгруппы использования метафо­ры, проявляют более положительную ди­намику в освоении движения, чем спор­тсмены группы использования знаковых средств. Полученные в ходе эксперимен­тов данные доказывают, что использова­ние метафоры является эффективным средством освоения двигательных навы­ков как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Результаты экспери­мента опровергают данные Г. Гарднер и ее коллег (Gardner, Winner, Bechhofer & Wolf, 1978), обнаруживших, что если в до­школьном возрасте дети чувствительны к использованию метафоры, то в школьном возрасте эта чувствительность существен­но снижается и вновь обнаруживается уже лишь в подростковом возрасте. Очевидно, что школьники способны эффективно ис­пользовать метафору в случае ее включен­ности в обучающую программу освоения спортивных навыков.

Результаты проверки возможной вза­имосвязи между посещаемостью спор­тсменами обеих возрастных групп сво­их обычных физических тренировок и успешностью выполнения движений по выделенным показателям говорят об от­сутствии статистически значимых кор­реляций между ними. Данный факт не только еще раз указывает на значение применения знаково-символических средств в изменении показателей выпол­нения движений, но и является своео­бразным подтверждением принципа эф­фективного построения тренировочного процесса: «количество не всегда перехо­дит в качество» и «только качественное количество переходит в качество».

Доклад послужил началом интере­сной дискуссии с португальскими кол­легами, которые хорошо знакомы с опытом построения тренировочной деятельности в детско-юношеских шко­лах и командах местного футбольного чемпионата. В ходе дискуссии были от­мечены общие сложности, с которыми сталкиваются тренеры в работе с детьми, и возможности, которые может предоставить психологическая наука для их решения при опоре на культурно-исто­рическую теорию Л.С. Выготского.

Эта теория оказывается весьма эффек­тивной и в реабилитационной практи­ке при преодолении логоневроза (пле­нарный доклад Н.Л. Карповой), задержек психического развития (пленарный доклад С.М. Кониной и доклад К. Анауате из Бразилии) и в психотерапии (пленарный доклад Е.Е. Кравцовой). Во всех этих до­кладах была подчеркнута роль общения и правильного взаимодействия с ребен­ком в семье для его успешного моторного и речевого развития.

Очень разносторонние выступления участников в очередной раз высветили многоаспектный талант выдающегося на­шего соотечественника - Л.С. Выготского .

Все российские участники в своих от­зывах высоко оценили прекрасную ор­ганизацию не только рабочего времени участников, но и времени после заседа­ний, благодаря чему участникам конференции удалось лучше узнать португаль­скую культуру.
Для цитирования статьи:

Глозман Ж.М., Подольский А. И., Веракса А.Н., Карпова Н.Л., Конина С.М.Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии. // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. c.34-36. doi: 10.11621/npj.2014.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать