ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Американская военная психология как область специальной практики

Американская военная психология как область специальной практики

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.03.2014

Принята к публикации: 12.04.2014

Страницы: 65-73

DOI: 10.11621/npj.2014.0107

Ключевые слова: американская психология; военная психология; психическое здоровье; посттравматическое стрессовое расстройство; самоубийства; наркомания

Для цитирования статьи:

Караяни А. Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики. // Национальный психологический журнал 2014. № 1. c.65-73. doi: 10.11621/npj.2014.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2014

Караяни Александр Григорьевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Военный университет Министерства обороны РФ

Караяни Юлия Михайловна Военный университет Министерства обороны РФ

Зинченко Юрий Петрович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье анализируются состояние и основные направления деятельности военных психологов американских вооруженных сил. Показывается, что направление и содержание деятельности военных психологов обусловливается особенностями внешней и внутренней политики американского руководства, задачами, решаемыми вооруженными силами страны на конкретном этапе ее исторического развития, спецификой тех психологических проблем, которые имеют место в армии, авиации и на флоте, достигнутым на сегодняшний день уровнем развития психологической науки и практики. Вскрываются основные проблемы, выступающие мишенями деятельности военных психологов (посттравматическое стрессовое расстройство, самоубийства, наркомания, военные преступления, отношения в воинских подразделениях).

Дается анализ предметного поля американской военной психологии, ее основных задач. Показана преемственность в определении основных точек практического приложения военной психологии.

Анализируются основные сферы деятельности военных психологов. Показывается специфика задач, решаемых военными психологами армии, военно- морского флота, военно-воздушных сил и морской пехоты. Раскрываются направления и методы работы клинических психологов, специалистов операций по информационной поддержке войск, психологов педагогического (психологическая подготовка войск) и образовательного направлений. Дается обзор штатных позиций и организаций, в которых действуют военные психологии в интересах военного ведомства.

Дается обзор мер, принимаемых военным руководством США по совершенствованию системы психологической работы в вооруженных силах на рубеже ХХ – ХIХ веков. Анализируются основные схемы профессиональной подготовки психологов, работающих на решение оборонных задач. Дается сравнительный анализ оплаты труда военных психологов. Обсуждаются вопросы функционирования военно-психологического сообщества как составной части Американской психологической ассоциации. Дается обзор периодических изданий, литературы и мероприятий, проводимых секцией военной психологии АПА.

Состояние, содержание и тенден­ции развития американской во­енной психологии обусловлены внешней и внутренней политикой руко­водства США; задачами, решаемыми во­оруженными силами; характером пси­хологических проблем, имеющих место в воинских частях; уровнем развития психологической науки и практики.

Начало XXI века стало для военнослу­жащих вооруженных сил США време­нем сурового испытания физических сил и психологических возможностей. Зна­чительная их часть практически посто­янно находится в условиях войны или в состоянии ее ожидания. На протяжении двенадцати из тринадцати лет но­вого столетия американские войска принимали участие в различных военных событиях. В течение восьми лет они участвовали одновременно в двух ло­кальных войнах: в Ираке (2003-2011 г.) и Афганистане (с 2001 г. по настоящее время). Около 2 млн. американцев несут службу вдали от своей страны на многочисленных военных базах. Мощное психологическое давление боевой об­становки, гибель сослуживцев, участие в жестоком насилии по отношению к противнику и мирному населению, от­рыв от родных и близких, относительная социальная изоляция, «витринность» повседневного бытия, неурядицы воен­но-полевого быта - все это накладывает заметный отпечаток на психическое состояние, поведение, психическое здоро­вье американских солдат и офицеров.

По оценкам американских специ­алистов боевые развертывания войск и участие личного состава в боевых действиях сопровождаются высоким уровнем психотравматизации военно­служащих, ростом числа комбатантов и ветеранов военных событий, стра­дающих посттравматическим стрессо­вым расстройством (ПТСР). Так, среди американских военнослужащих, участ­вовавших в боевых действиях в Афганистане и Ираке, процент лиц с ПТСР составляет более 20%. Это в два раза превышает уровень психотравматизации американских военнослужащих в бо­евых действиях в Корее (1950-1953 гг.) и во Вьетнаме (1965-1973 гг.). Даже среди военнослужащих, принимающих участие в развертывании войск и не вступающих в боевой контакт с противником, значителен процент лиц с отдельными симптомами. Согла­сно результатам оценки психического здоровья военнослужащих этой катего­рии 38% армейского персонала и 31% морских пехотинцев имеют различные психологические симптомы. Среди тех, кто участвовал в боевых развертываниях более одного раза, процент лиц с не­гативными психологическими симпто­мами возрастает до 40% у армейского персонала и 35% - у морских пехотин­цев (Munsey, 2007). Изучение посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих-женщин показало, что ими страдают почти 40% от их общей численности в американских вооружен­ных силах (Military Psychologis (б)).

Военно-политическое руководство США обеспокоено также ростом коли­чества самоубийств среди военнослу­жащих, в первую очередь, среди участ­ников и ветеранов боевых действий. По данным американских специали­стов число самоубийств в армии США превышает численность боевых потерь в Афганистане. С 2005 до 2010 гг. в американских вооруженных силах каждые 36 часов совершался один акт самоу­бийства. В июле 2011 года был постав­лен своеобразный «рекорд», когда 33 действующих и находящихся в резерве военнослужащих, покончили жизнь самоубийством. Еще выше смертность от суицида среди ветеранов боевых дейст­вий. Ветераны войн совершают суициды каждые 80 минут. Хотя только 1% амери­канцев проходили службу в зонах боевых действий в Ираке и Афганистане, они составляют около 20% всех самоу­бийств в стране (Hsu Jeremy, 2011).

Другой серьезной проблемой, отра­жающей состояние психологического фактора американских вооруженных сил, является катастрофически широ­кое распространение среди солдат раз­личного рода «психиатрических на­ркотиков». 17 марта 2010 в Navy Times была опубликована статья «Вооружен­ные силы, лечащие наркотиками», в которой отмечалось, что каждый шестой американский военнослужащий при­нимает, по крайней мере, один психи­атрический наркотик. Многие солдаты принимают «комбинации» лекарствен­ных коктейлей. Специалисты сообща­ют, что психиатрические наркотики в огромных количествах «предписыва­ются, поглощаются, распространяются и продаются в зонах боевых действий». За последнее десятилетие использование антипсихотических препаратов в американских войсках увеличилось более чем на 200%, а успокаивающих на­ркотиков и сонных порошков - на 170%. Эти виды наркотиков ослабляют мотор­ные навыки, замедляют время реакции, делают солдата вялым, или тем, кого сослуживцы называют «придурок» (Bruce, 2010).

Не менее актуальной проблемой, ха­рактеризующей психологическое со­стояние американских военнослужащих и определяющих направления и содер­жание деятельности военных психо­логов, является не снижающееся число преступлений среди военнослужащих. Некоторые из таких преступлений по­лучают столь широкий резонанс, что подрывают авторитет американских вооруженных сил, ставят под сомнение нравственное содержание ряда осуществляемых ими военных миссий, а самое главное, наносят непоправимый вред морально-психологическому состоянию войск.

Так, в конце апреля 2004 г. стало из­вестно о пытках и издевательствах над заключенными тюрьмы Абу-Грейб груп­пой американских солдат. По свидетель­ству газеты The Washington Post, американские солдаты избивали (иногда до смерти), насиловали заключенных, ездили на них верхом, принуждали их ходить на четвереньках и тявкать как со­баки, заставляли вылавливать еду из тю­ремных туалетов. У заключенных заби­рали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы (Higham, Stephens, 2004). 12 участников этих издевательств были признаны виновными и получили различные сроки тюремно­го заключения.

Не меньший резонанс в мире вызвало преступление, совершенное сержантом армии США Робертом Бейлсом, расстре­лявшим 11 марта 2012 года 17 мирных жителей в афганской провинции Канда­гар. Кроме этого он обвиняется в шести случаях покушения на убийство и шести случаях физического насилия при отяг­чающих обстоятельствах. Среди рас­стрелянных Бейлсом девять детей и три женщин (Schmitz). Тела некоторых сво­их жертв преступник сжег. По данным СМИ этот сержант, проходивший служ­бу в третьей бригаде сухопутных войск «Страйкер», ранее три раза находился в командировках в Ираке, где в ходе бо­евых действий получил черепно-мозговую травму и другие ранения.

Широкую огласку получила преступ­ная деятельность 12 американских во­еннослужащих в Афганистане, назы­вавших себя «командой киллеров». На протяжении определенного времени эти военнослужащие убивали мирных граждан «ради спортивного интереса», а затем фотографировались на фоне своих жертв. В Интернете также было размещено видео, в котором группа дру­гих солдат мочилась на тела убитых ими афганцев и 18 фотографий военнослу­жащих 82-ой воздушно-десантной диви­зии США, позировавших на фоне иска­леченных и расчлененных ими трупов мирных жителей. Мусульманский мир потрясли сообщения о ритуальных надругательствах американских солдат над Кораном (Schmitz).

В последнее время обозначилась еще одна проблема, актуализирующая потребность вооруженных сил США в услугах военных психологов. Перма­нентный некомплект частей и подразделений побудил американское руко­водство принять решение о разрешении прохождения военной службы предста­вителям сексуальных меньшинств. Пре­зидент Обама заявил, что принятое ре­шение сделает вооруженные силы даже более сильными (US paves... ). Однако, как показывает обзор американской прессы, это решение уже вызвало опре­деленное социальное напряжение в об­ществе.

Все перечисленные выше исключи­тельно острые проблемы определяют принципы, направления, методы дея­тельности американских военных пси­хологов, структуру и штатную числен­ность психологических подразделений, содержание профессиональной под­готовки психологов. Именно на пси­хологов американское руководство и общество возлагают надежды, связан­ные с преодолением этих животрепещу­щих проблем вооруженных сил.

Руководство американских воору­женных сил принимает беспрецеден­тные меры по комплексной модерни­зации психологической службы. Еще совсем недавно имел место некомплект американских военных психологов, со­ставляющий по разным данным от 20% до 40% (Military Psychologist (б)). Этот некомплект особенно остро проявил­ся в рядах психологов. Службы психического здоровья министерства оборо­ны США в 2007 году, когда в сухопутных войсках он составил 20% (были вакан­тны 25 должностей клинических психо­логов из 123), в воздушных силах - 17% (40 должностей из 235), во флоте - 29% (35 должностей из 122). Из 23 мест в ар­мейской интернатуре было занято лишь 11 (Munsey, 2007). В результате приня­тых мер по данным экспертов количе­ство штатных мест военных психологов в стране за последние пять лет возросло практически в 2 раза (Schmitz). Однако некоторые кадровые агентства указыва­ют на то, что и сейчас (2013 г.) неком­плект военных психологов составляет порядка 20% (Military Psychologist (б)).

В связи с этим руководство Мини­стерства обороны США, Американская психологическая ассоциация заби­ли тревогу. Была создана специальная группа психологов «Красная ячейка», призванная разработать программу ра­дикального реформирования Службы психического здоровья. В подготовлен­ном группой докладе министру обо­роны США отмечалось, что у Службы не хватает многих ресурсов, прежде всего, финансовых и кадровых, чтобы под­держивать психическое здоровье военнослужащих и членов их семей на должном уровне, как в мирных услови­ях, так и в ходе военных конфликтов. Ведущие американские военные психо­логи заявили, что при реформировании Службы психического здоровья речь должна идти о том, чтобы наполнить ее новой философией, нацеленной на раз­витие у военнослужащих культуры психического здоровья, купирования эф­фектов стигматизации и формирования уверенности в доступности психологи­ческой помощи.

Предложенная ими Программа кар­динального укрепления службы пси­хического здоровья вооруженных сил предусматривает: повышение финанси­рования деятельности Службы, увеличение штатной численности клинических психологов в видах вооруженных сил и количества мест в интернатурах, су­щественное повышение материального вознаграждения труда психологов.

Предложенная программа начала претворяться в жизнь. Уже в 2007 г. Кон­гресс выделил дополнительно 900 мил­лионов долларов в бюджет министерства обороны на ближайшие два года непосредственно для финансирования Службы психического здоровья, а также для проведения исследований психоло­гических эффектов боевых травм голов­ного мозга, методов психологической работы с ранеными и ПТСР военнослу­жащих. Теперь на лечение военнослужащих с психологическими расстройствами ежегодно тратится порядка 6,2 миллиарда долларов (Schmitz). Большую помощь Службе психического здоровья министерства обороны оказывает Аме­риканская психологическая ассоциация (АПА), которая содействует выделению дополнительных средств из средств фе­деральной защиты. Руководство АПА за­являет, что удовлетворение психологи­ческих потребностей военнослужащих и членов их семей является для нее при­оритетной задачей (Munsey, 2007).

Заметно выросли и денежные оклады военных психологов. В результате сред­няя зарплата военного психолога со­ставляет теперь порядка 60.000 долларов в год (Get Started ...). По данным 2010 г. это соответствовало среднему заработку психологов по стране, который состав­лял 66 .810 долларов в год. Столько зарабатывали более 50% американских пси­хологов, среди которых клинические, школьные психологи и психологи-кон­сультанты. Однако на фоне заработков 10% «наиболее высокооплачиваемых психологов» (111.810 долларов), инду­стриально-организационных психоло­гов (87 330 долларов) и «всех осталь­ных» психологов (89-900 долларов) (Psychologists) зарплата военных психо­логов выглядит более бледно. Поэтому, кроме ежемесячной зарплаты, в зависи­мости от ранга и срока службы, военный психолог США сегодня может рассчитывать на надбавку до 5 000 долларов. Кро­ме этого, он имеет право на различные льготы, связанные с жильем (вплоть до обеспечения бесплатным), продуктами, образованием и др. Общая сумма различ­ных надбавок может доходить до 30.000 долларов в год. В результате в 2011 году армейский капитан с двухлетним сроком в должности получал 4.275,30 долларов в месяц, а армейский полковник с опытом службы 14-16 лет - 7.765,80 долларов в месяц (Military Psychology ).

Армия США значительно увеличи­вает количество мест в интернатуре, а также выделяет дополнительные места для прохождения годичной постдоктор- ской практики психологам, состоящим на действительной военной службе, за­кончившим интернатуры и получившим докторские степени. Флот и Воздуш­ные силы увеличивают число психоло­гов, введенных через «Прямое вступле­ние» - программу, посредством которой гражданские психологи, имеющие лицензию, обращаются за присвоением воинских званий. Помимо вовлечения большего количества психологов к дей­ствительной военной службе, Армия, Флот и Воздушные силы нанимают пси­хологов как гражданских подрядчиков или федеральных служащих, что делает психологическую помощь более доступ­ной для военнослужащих в специально организованных центрах развертыва­ния (Munsey, 2007).

Учитывая то, что из 229-015 ветеранов Ирака и Афганистана, обращавшихся в Американскую ассоциацию по делам ветеранов с 2002 г., почти 37% сообщили о проблемах психического здоровья, на­чиная с 2005 г. ассоциация нанимает 808 психологов дополнительно к 1 800 работающим там и нанятым через систе­му здравоохранения (The Department. 2007).

К выполнению задач военных пси­хологов активно привлекаются гра­жданские специалисты. Они составляют абсолютное большинство в психологи­ческих структурах вооруженных сил. По оценкам экспертов Пентагон сегодня яв­ляется крупнейшим в мире работодате­лем для психологов (Military psychology (в)). Это свидетельствует о том, что аме­риканское военно-политическое ру­ководство придает психологической работе с военнослужащими большое значение.

Принятые меры позволили создать в вооруженных силах США одну из са­мых мощных психологических служб в мире, включающую многоотраслевую, разноуровневую структуру, классных психологов и систему их подготовки, комплекс методического обеспечения их повседневной деятельности и дейст­венные схемы взаимодействия с феде­ральными и местными органами соци­ального обеспечения. При этом бережно сохранены традиции и опыт почти столетнего функционирования психоло­гической службы в вооруженных силах США, созданной еще в годы первой ми­ровой войны (1918 год).

В соответствии с современными на­учными представлениями военная пси­хология - это исследование, разработка и приложение психологических теорий и эмпирических данных к пониманию, предсказанию и управлению поведени­ем дружественных, вражеских сил или гражданского населения, которое может быть нежелательным, угрожающим или потенциально опасным для проведения военных операций. Военная психология трансформируется в орудие, используе­мое вооруженными силами, так же, как все орудия вооруженных сил, позволя­ющее войскам лучше пережить стрессы войн, посредством применения психо­логических принципов, и выводить про­тивника из равновесия для облегчения победы над ним (Military psychology (в)).

Хотя из определения видно, что аме­риканская военная психология при­оритетно ориентирована на войну и бой, направления приложения выводов и рекомендаций психологической науки к войсковой практике разнообразны. Эта традиция существует давно. Еще в 1945 году, обобщая опыт психологии в годы второй мировой войны, известный военный психолог Р. Йеркс определил приоритетные направле­ния деятельности военной психологии. В частности он подчеркивал, что глав­ная задача профессиональных психоло­гов, работающих в вооруженных силах, заключается в изучении человеческого фактора в связи:

  1. с анализом военной деятельности и военных специальностей;

  2. разработкой тестов, методов отбора, классификации и распределения лич­ного состава;

  3. усовершенствованием программ об­учения и способов оценки его резуль­татов;

  4. разработкой и испытанием боевой техники в плане изучения действий личного состава, обслуживающего эту технику;

  5. усовершенствованием методов инди­видуально-психологического изуче­ния и улучшением индивидуального консультирования;

  6. изучением психофизиологических факторов, как, например, зрения, слу­ха и других органов чувств, особенно в связи с их утомлением при выполне­нии того или иного вида специфических военных задач;

  7. усовершенствованием методов воз­действия на общественное мнение и других методов, используемых в психологической войне

По мнению Йеркса, военные пси­хологи должны привлекаться также к инструктированию лиц, обеспечива­ющих выполнение практических за­даний, связанных с исследовательскими работами. Йеркс таже отмечал, что организация групповых тестов и выведение оценок, проведение опро­сов, классификация и распределение личного состава и тому подобные меро­приятия, повседневно проводящиеся в войсках, должны осуществляться штат­ным или внештатным персоналом, получившим необходимую специальную подготовку.

Сегодня перечень точек приложе­ния психологии к практике войск зна­чительно расширился. Можно смело сказать, что нет ни одной сферы жиз­недеятельности американских военнослужащих, в которой не использова­лась бы психология. В обобщенном виде можно выделить следующие основные направления использования психоло­гии в практической деятельности воору­женных сил США:

  1. Исследование уникальной комбина­ции стресса, неблагоприятно вли­яющего на военнослужащих в бо­евой обстановке (острого стресса, посттравматического стрессового расстройства, чувства вины, семейных трудностей с супругой, ночных кошмаров, флэшбэков и т.п. ).

  2. Консультирование и купирование стресса и утомления военнослужащих и членов их семей; лечение психоло­гических травм, полученных в резуль­тате военных операций; психологическая реабилитация раненых; оказание психологической помощи жертвам событий (психология здоровья).

  3. Обеспечение надежности военного персонала в целях снижения его уязви­мости в ситуациях насилия, неудачи и ранения; минимизации потенциально­го риска во многих областях деятель­ности; сохранения психологической упругости и боевой активности. Эта функция реализуется посредством осу­ществления психологического отбора (отбора лиц, способных жить под угро­зой раны или смерти и беспрекослов­но следовать приказам начальников, готовых к участию в боевых действи­ях) и сопровождения профессиональ­ной адаптации и карьеры военного профессионала (организационная и профессиональная психология).

  4. Использование психологических принципов и методов оптимизации принятия боевых решений команди­рами, психологическая оценка про­тивника, обеспечение эффективно­сти деятельности органов разведки и следствия по получению важной военной информации, в том числе, в ходе допросов военнопленных. Психологическое обеспечение контрпартизанской, антитеррористической деятельности и информационных операций по поддержке войск, изуче­ние динамики такой деятельности, обучение людей, консультация лиц, ведущих переговоры о заложниках (оперативная психология).

  5. Выявление и актуализация факторов повышения боеспособности собст­венных войск, разработка профиля психологических возможностей про­тивника, выявление сильных и слабых сторон психологии врага, обо­снование методов порождения у него беспокойства, бессилия, нежелания бороться, отказа от сопротивления (тактическая психология).

  6. Предупреждение социальных про­блем, интеграция разнообразных эт­нических и расовых групп, снижение дискриминации по половому призна­ку и сексуальных меньшинств.

  7. Оказание помощи военнослужащим, склонным к употреблению наркоти­ков, других психоактивных веществ и алкоголя.

  8. Участие в разработке новых систем оружия и боевой техники с учетом удобства их эксплуатации и эргоно­мических характеристик.

Перечисленные направления прило­жения психологии к деятельности во­оруженных сил определили спектр дей­ствующих специальностей военных психологов и содержание их практической деятельности. Сегодня американ­ских военных психологов можно классифицировать:

  • по видо-родовой принадлежности («психолог воздушных сил», «армей­ский специалист по психическому здоровью», «армейский психолог», «военно-морской психолог», «психо­лог морской пехоты»);

  • по видам профессиональной де­ятельности (клинические психо­логи, специалисты операций ин­формационной поддержки войск, психологи-исследователи, оперативные психологи, психологи-педагоги, преподаватели психологии учебных заведений);

  • по отношению к военной службе (психологи, состоящие на действи­тельной военной службе; гражданские психологи, состоящие в штате воин­ских частей, и учреждений; психоло­ги, нанимаемые по контракту для уча­стия в различных проектах).

Анализ открытых источников (Army Psychologist, Get Started. .., Major Military , Military Psychologis (а), Military Psychologis (б), Military Psychologis (в), Military Psychology Careers (а), Military Psychology Careers (б), Munsey, 2007, Psychologists) позволяет сделать вывод о том, что армейские психологи отвечают за диагностику психических проблем и выработку рекомендаций по стратегиям оказания психологической помо­щи солдатам, борющимся с различными типами эмоциональных проблем, нару­шениями отношений, беспокойством и токсикоманией. Они работают с военнослужащими, находящимися в центрах развертывания и подготовки к отбытию в зоны боевых действий, и теми, кто уже вернулся после участия в боевых дей­ствиях (в том числе ветеранами), вклю­чая специальные операции. При рабо­те с военнослужащими, принимавшими участие в боевых операциях, психоло­ги, как правило, применяют терапию, сосредоточенную на решении. В работе с солдатами, размещенными в центрах развертывания для отправки в зоны бое­вых действий, используют преимущест­венно когнитивно-поведенческие мето­ды, обучая их справляться со стрессом прежде, чем он станет большей проблемой. При оказании помощи ветеранам, делается упор на преодоление хронической боли, восстановление зрения, па­мяти и других проблемах.

Психологи, работающие на военных базах или в центрах здоровья, помогают также членам семей военнослужащих, которые могут бороться с беспокойст­вом, депрессией и другими проблемами, вызванными военной службой членов их семьи. С этой целью психологи орга­низовывают сессии группового консуль­тирования, программы предотвращения токсикомании и коммуникативное консультирование членов семей солдат.

Кроме этого, армейские психологи вносят свой вклад в развивающее обуче­ние сотрудников спецназа по програм­ме «Выживание, Избегание, Сопротивле­ния и Побег» (Survival, Evasion, Resistance and Escap - SERE). Главная ее цель - на­учить военнослужащих методам избе­жания плена, сохранения боеспособно­сти в плену, подготовки и совершения успешного побега из плена. Специали­сты, участвующие в таких тренингах и отбирающие солдат для элитных программ и миссий, известны как оператив­ные психологи.

Психологи Воздушных сил ответст­венны за помощь в психологическом отборе квалифицированных курсантов в авиашколы; они рекомендуют канди­датов для определенных назначений и миссий; участвуют в эксперименталь­ном обучении, особенно в программах обучения, предназначенных для пило­тов, ответственных за отбор целей, ко­торые надо бомбить. Эти психологи призваны оказывать клинические услу­ги, осуществлять вмешательства и организовывать превентивные программы по сохранению психического здоро­вья военнослужащих и членов их семей. Для того, чтобы сделать услуги психо­логов более доступными и менее стиг­матизирующими, Воздушные силы ор­ганизовали. Поведенческую программу оптимизации здоровья. Психологи и профессионалы психического здоро­вья включены в штат госпиталей ветера­нов и других медицинских учреждений. Это повышает их доступность для лиц, нуждающихся в помощи.

Психологи Воздушных сил нередко входят в штаты центров развертыва­ния работы с персоналом, готовящимся к направлению в зоны боевых действий. Они осуществляют программы предотвращения токсикомании и самоубийст­ва, обучают военнослужащих техникам совладания со стрессом.

Психологи, нанятые медицински­ми клиниками и госпиталями для ве­теранов, помогают людям, борющимся с хронической болью, жестокой депрес­сией, нарушениями сна и различными проблемами психического здоровья. Они также работают в тесном сотрудни­честве с членами семей военного персо­нала, проводят групповые консультации по вопросам укрепления брака.

Морские клинические психологи обы­чно помогают военнослужащим и их се­мьям по вопросам оптимизации взаи­моотношений, управления стрессом и гневом, переживания утраты, депрес­сии, построения карьеры, повышения производительности труда и лидерства, сопряжения работы и социальной актив­ности военнослужащих.

Морские психологи работают в во­енных клиниках и госпиталях на тер­ритории Соединенных Штатов, за гра­ницей и на авианосцах, в национальных военно-морских медицинских центрах, на специализированных госпитальных суднах, на субмаринах, в лаборатори­ях подводников, военных колледжах. Морские психологи-исследователи исследуют физиологические, социальные и психологические проблемы морских пехотинцев и моряков. Некоторые из них осуществляют оперативную поддер­жку и помогают военнослужащим, бо­рющимся с эмоциональными проблемами и готовящимся к опасным миссиям.

Сегодня американские военные пси­хологи работают везде, где есть военно­служащие, где решаются задачи поддер­жки боеготовности и боеспособности вооруженных сил: в зоне боевых дейст­вий, на авианосцах и субмаринах, на за­граничных военных базах, на передовых оперативных базах и в центрах развер­тывания, в военных госпиталях, медицинских центрах, клиниках, в образо­вательных и научно-исследовательских учреждениях (Military Psychologist (б)).

Кроме этого психологи трудятся во многих военных организациях, осу­ществляющих психологические ис­следования и клиническую практику. В открытых американских источниках указываются следующие такие органи­зации (Major Military ...):

  • в Министерстве обороны: Центр ин­формации по трудовым ресурсам (Defense Manpower Data Center);

  • в Воздушных силах: Научно-исследо­вательская лаборатория Воздушных сил (Air Force Research Laboratory);

  • в Армии: Научно-исследовательский институт по бихевиоральным и соци­альным наукам Армии США (U S Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences), Научно-исследо­вательская лаборатория по управле­нию исследованием и проектирова­нием человеческого фактора Армии США (U S Army Research Laboratory Human Research and Engineering Directorate), Научно-исследовательский институт экологической меди­цины Армии США (U S Army Research Institute of Environmental Medicine), Армейский научно-исследователь­ский институт Уолтера Рида (Walter Reed Army Institute of Research), Аэро-медицинская научно-исследователь­ская лаборатория Армии США (U S Army Aeromedical Research Laboratory), Центр поддержки солдата армии США (U S Army Soldier Support Center), Ар­мейский медицинский департамент и школа (Army Medical Department and School), Армейский центр специаль­ных операций (Army Special Operations Center), Армейский департамент ме­дицинской психологии (Army Medical Department Psychology), Программа военно-оперативных медицинских исследований (Military Operational Medicine Research Program);

  • в Военно-морском флоте: Военно­морской центр медицинских исследо­ваний (Naval Medical Research Center), Медицинская научно-исследова­тельская лаборатория Военно-мор­ского флота (Naval Medical Research Laboratory - Dayton), Авиационная секция военно-морского центра воз­душной войны (Naval Air Warfare Center Aircraft Division), Подразделение обучающих систем военно-морского центра воздушной войны (Naval Air Warfare Center Training Systems Division), Центр контроля и океаниче­ского наблюдения командования военно-морского флота (Navy Command, Control and Ocean Surveillance Center); Военно-морской центр исследова­ния здоровья (Naval Health Research Center), Военно-морской центр иссле­дования и развития персонала (Naval Personnel Research and Development Center), Военно-морская лаборато­рия подводных медицинских исследований (Naval Submarine Medical Research Laboratory), Офис воен­но-морских исследований (Office of Naval Research), Корпус медицинско­го обслуживания (Medical Services Corp), Подраазделение Военно-морской аэрокосмической эксперимен­тальной психологии (Navy Aerospace Experimental Psychology), Военно-мор­ская адъюнктура (Naval Postgraduate School Monterey).

Чтобы стать военным психологом в вооруженных силах США, нужно прой­ти определенные подготовительные и образовательные этапы. Прежде всего, необходимо провериться по батарее те­стов изучения способностей кандидатов на военную службу (ап Armed Services Vocational Aptitude Battery, or ASVAB), пройти военную подготовку (началь­ная подготовка и физическое развитие). Некоторые военные психологи так­же проходят действительную военную службу, прежде чем начинают практико­вать (Military Psychologis (а)).

Полная образовательная траектория военного психолога включает следую­щие этапы:

  1. Получение степени бакалавра по­сле 4-летнего освоения учебных про­грамм (онлайн или очно);

  2. Получение степени магистра после освоения дополнительных программ в течении 2-х лет (он-лайн или очно);

  3. Получение степени доктора психоло­гии (Psy D ) или доктора философии в психологии (Ph. D) после 2-4 летнего освоения дополнительных программ (онлайн или очно).

Однако требования к образованию психологов отличаются в разных видах вооруженных сил. В большинстве слу­чаев карьера военного психолога на­чинается с четырехлетнего обучения и получения степени бакалавра об­щей, клинической или консультаци­онной психологии. Однако согласно официальному армейскому веб-сайту, чтобы практиковать, армейские психо­логи обязаны иметь докторскую степень в клинической или консультативной психологии, наряду с действительной лицензией.

Лица, стремящиеся получить воен­но-психологические степени, обязаны быть дипломированными специалиста­ми в области психологии. Магистерские и докторские степени могут быть полу­чены в традиционных университетах или в некоторых военных школах. Рас­ходы на обучение и проживание студен­тов, которые хотят получить степени дипломированного специалиста в военных школах, обычно оплачиваются вооруженными силами США на всем про­тяжении обучения.

Лица, получившие степени доктора психологии (Psy.D.) или доктора фило­софии в психологии (Ph.D), перед нача­лом военно-психологической карьеры должны пройти одногодичную интернатуру в том виде вооруженных сил, где они планируют служить (Military Psychology Careers (б)).

Повышенные требования предъявля­ются к клиническим психологам воен­но-морского флота США. К кандидату могут предъявляться следующие требо­вания: прохождение действительной военной службы в течение минимум 3 лет, возраст 18-41 год, хорошее состояние здоровья, полная докторская степень в клинической психологии по аккредитованным Американской психологической ассоциацией (АРА) программам, посещение одной из интернатур, лицен­зия на практику по клинической психо­логии (для назначения офицером в об­служивание действительной военной службы), опыт в области тестирования и медициной психологии/поведенческой медицине и др.

Согласно данным Американской пси­хологической ассоциации, большинство психологов, работающих на вооруженные силы, являются гражданскими лицами. Они заинтересованы в предоставлении льгот таких, как хорошее стимулирова­ние труда, бюджетное финансирование, гибкий график и/или неполный рабочий день, возможность работы вне базы.

Американские военные психологии объединены в Общество военной пси­хологии, входящее в Американскую пси­хологическую ассоциацию (АПА). Об­щество, как отдельная секция (№19), сформировано в 1945 году. Оно пози­ционирует себя как сообщество, поощ­ряющее психологические исследования и приложение их результатов к реше­нию военных проблем. Секция военной психологии занимает особое положение в АПА. Если другие секции, как правило, узко специализированные, то военно­психологическая секция включает пси­хологов, работающих в различных отра­слях психологии: военной клинической, индустриальной/организационной, социальной, когнитивной, экспериментальной психологии и др . (Society for . . .).

Участниками Общества являются во­енные психологи, выполняющие разно­образные функции, включая исследо­вательскую деятельность, управление, оказание помощи в сохранении психологического здоровья, обучение, консуль­тации, работу с комиссиями Конгресса и выработку рекомендаций военным ко­мандам. Оно также оказывает большую помощь в подготовке военных психоло­гов для вооруженных сил. Членство открыто для профессионалов и студентов, интересующихся целями и миссией сек­ции. В настоящее время установлены сле­дующие категории членства в Обществе: «член научного общества», «участник», «компаньон» (присоединившийся), «меж­дународный компаньон» и «студент-ком­паньон» (Society for ).

Президентом Военно-психологиче­ского общества в настоящее время явля­ется Ребекка Портер (Rebecca I. Porter), доктор философии в психологии (PhD). Как указано на сайте Общества, секция по соглашению с АПА присуждает четы­ре ежегодных награды, включая Премию Йеркса за вклад в военную психологию не психологами, плюс две студенческих награды, одна из которых переходящая.

Члены общества получают ежеквар­тальный журнал «Военная психология» и информационный бюллетень «Воен­ный психолог», издаваемый два раза в год. Журнал публикует статьи по научным бихевиоральным исследованиям, имеющим приложения в областях клинической психологии и психология здоровья, а также в сфере изучения учебных и человеческих факторов, трудовых ресурсов и персона­ла, социальных и организационных си­стем, тестирования и измерения.

Американская военная психология, как область специальной практики, на­стойчиво ищет ответы на вызовы совре­менности, она стремится удовлетворить потребности вооруженных сил в науч­но-теоретическом осмыслении боевой практики войск, формулирует научно­-обоснованные выводы и рекомендации по сохранению и расширению боевых возможностей военнослужащих, по оказанию психологической помощи им и членам их семей в преодолении пси­хологических последствий участия в бо­евых действиях. Судя по доступной для анализа информации, структура психологической службы американских воо­руженных сил постоянно совершенст­вуется, чтобы эффективно осуществлять психологический отбор, психологиче­скую подготовку, психологическую ре­абилитацию военнослужащих, инфор­мационно-психологическую поддержку войск, обучение специалистов и прове­дение военно-научных исследований.

Учитывая перманентное участие аме­риканских войск в войнах и других во­енных акциях, военные психологии сос­редоточиваются в своей работе, в первую очередь, на осмыслении, профилактике и купировании таких негативных послед­ствий войны, как боевой стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, самоубийства, наркозависимость и право­нарушения среди военнослужащих.

Являясь полноправным членом АПА, секция военной психологии задает стандарты психологической деятель­ности, мотивирует военных психологов на непрерывное повышение уровня об­разования и проведение научных иссле­дований.

Литература:

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал, 2011. - № 2(6). - С. 48-59.

Army Psychologist - http://www.psychologycareercenter.org/army-psychologist.html

Bruce E. Levine Teaching «Positive Thinking» to the Troops; How Psychologists Profit on Unending U.S. Wars <http://chelseagreen.com/blogs/ brucelevine>@ChelseaGreen  View All of Bruce E. Levine’s Posts http://chelseagreen.com/blogs/brucelevine <http://chelseagreen.com/blogs/ brucelevine/2010/07/23/teaching-positive-thinking-to-the-troops-how-psychologists-profit-on-unending-us-wars/>

Get Started In An Army Psychologist Career // http://careersinpsychology.org/becoming-an-armypsychologist/#sthash.CSEacfW.dpuf ; http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/#sthash.o0l66Yzl.dpuf

Hsu Jeremy. Military Wants ‘Minority Report’ for Suicide Prevention // TechNewsDaily. September 28 2012 01:38 PM ET; Harrell M.C. and Berglass N. Losing the Battle. The Challenge of Military Suicide. (Policy Brief). October 2011. http://www.apadivisions.org/division-19/index.aspx//http://www.apadivisions.org/division-19/students-careers/military-psychology/index.aspx

Major Military Organizations Supporting Psychological Research and Clinical Practices Careers in Military Psychology

Military Psychologis (а) // http://www.alleydog.com/psychology-jobs/military-psychologist.php#ixzz2ipPWLUiB

Military Psychologist (б) // http://www.allpsychologycareers.com/career/military-psychologist.html

Military psychology // http://en.wikipedia.org/wiki/Military_psychology

Military Psychology Careers // http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/#sthash.49KHZww6.dpuf

Military Psychology Careers. What is Military Psychology. http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/

Munsey Ch. New efforts are under way to attract and train psychologists who treat service members and their families. (Monitor Staff). September 2007. Vol 38. No. 8. Print version: p. 38.

Psychologists // http://www.bls.gov/ooh/Life-Physical-and-Social-Science/psychologists.htm#tab-5

Schmitz G.P. Back to the Front: Caring for the US Military’s Traumatized Soldiers // http://www.benzworld.org/forums/off-topic/1649336-back-front- caring-us-militarys-traumatized.html

Society for Military Psychology // http://www.apadivisions.org/division-19/index.aspx

The Department of Veterans Affairs’ continuum of care. September 2007, Vol 38, No. 8. Print version: page 40

Для цитирования статьи:

Караяни А. Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П.Американская военная психология как область специальной практики. // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. c.65-73. doi: 10.11621/npj.2014.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать