Поступила: 05.03.2014
Принята к публикации: 12.04.2014
Страницы: 65-73
DOI: 10.11621/npj.2014.0107
Ключевые слова: американская психология; военная психология; психическое здоровье; посттравматическое стрессовое расстройство; самоубийства; наркомания
Караяни А. Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики. // Национальный психологический журнал 2014. № 1. c.65-73. doi: 10.11621/npj.2014.0107
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье анализируются состояние и основные направления деятельности военных психологов американских вооруженных сил. Показывается, что направление и содержание деятельности военных психологов обусловливается особенностями внешней и внутренней политики американского руководства, задачами, решаемыми вооруженными силами страны на конкретном этапе ее исторического развития, спецификой тех психологических проблем, которые имеют место в армии, авиации и на флоте, достигнутым на сегодняшний день уровнем развития психологической науки и практики. Вскрываются основные проблемы, выступающие мишенями деятельности военных психологов (посттравматическое стрессовое расстройство, самоубийства, наркомания, военные преступления, отношения в воинских подразделениях).
Дается анализ предметного поля американской военной психологии, ее основных задач. Показана преемственность в определении основных точек практического приложения военной психологии.
Анализируются основные сферы деятельности военных психологов. Показывается специфика задач, решаемых военными психологами армии, военно- морского флота, военно-воздушных сил и морской пехоты. Раскрываются направления и методы работы клинических психологов, специалистов операций по информационной поддержке войск, психологов педагогического (психологическая подготовка войск) и образовательного направлений. Дается обзор штатных позиций и организаций, в которых действуют военные психологии в интересах военного ведомства.
Дается обзор мер, принимаемых военным руководством США по совершенствованию системы психологической работы в вооруженных силах на рубеже ХХ – ХIХ веков. Анализируются основные схемы профессиональной подготовки психологов, работающих на решение оборонных задач. Дается сравнительный анализ оплаты труда военных психологов. Обсуждаются вопросы функционирования военно-психологического сообщества как составной части Американской психологической ассоциации. Дается обзор периодических изданий, литературы и мероприятий, проводимых секцией военной психологии АПА.
Состояние, содержание и тенденции развития американской военной психологии обусловлены внешней и внутренней политикой руководства США; задачами, решаемыми вооруженными силами; характером психологических проблем, имеющих место в воинских частях; уровнем развития психологической науки и практики.
Начало XXI века стало для военнослужащих вооруженных сил США временем сурового испытания физических сил и психологических возможностей. Значительная их часть практически постоянно находится в условиях войны или в состоянии ее ожидания. На протяжении двенадцати из тринадцати лет нового столетия американские войска принимали участие в различных военных событиях. В течение восьми лет они участвовали одновременно в двух локальных войнах: в Ираке (2003-2011 г.) и Афганистане (с 2001 г. по настоящее время). Около 2 млн. американцев несут службу вдали от своей страны на многочисленных военных базах. Мощное психологическое давление боевой обстановки, гибель сослуживцев, участие в жестоком насилии по отношению к противнику и мирному населению, отрыв от родных и близких, относительная социальная изоляция, «витринность» повседневного бытия, неурядицы военно-полевого быта - все это накладывает заметный отпечаток на психическое состояние, поведение, психическое здоровье американских солдат и офицеров.
По оценкам американских специалистов боевые развертывания войск и участие личного состава в боевых действиях сопровождаются высоким уровнем психотравматизации военнослужащих, ростом числа комбатантов и ветеранов военных событий, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Так, среди американских военнослужащих, участвовавших в боевых действиях в Афганистане и Ираке, процент лиц с ПТСР составляет более 20%. Это в два раза превышает уровень психотравматизации американских военнослужащих в боевых действиях в Корее (1950-1953 гг.) и во Вьетнаме (1965-1973 гг.). Даже среди военнослужащих, принимающих участие в развертывании войск и не вступающих в боевой контакт с противником, значителен процент лиц с отдельными симптомами. Согласно результатам оценки психического здоровья военнослужащих этой категории 38% армейского персонала и 31% морских пехотинцев имеют различные психологические симптомы. Среди тех, кто участвовал в боевых развертываниях более одного раза, процент лиц с негативными психологическими симптомами возрастает до 40% у армейского персонала и 35% - у морских пехотинцев (Munsey, 2007). Изучение посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих-женщин показало, что ими страдают почти 40% от их общей численности в американских вооруженных силах (Military Psychologis (б)).
Военно-политическое руководство США обеспокоено также ростом количества самоубийств среди военнослужащих, в первую очередь, среди участников и ветеранов боевых действий. По данным американских специалистов число самоубийств в армии США превышает численность боевых потерь в Афганистане. С 2005 до 2010 гг. в американских вооруженных силах каждые 36 часов совершался один акт самоубийства. В июле 2011 года был поставлен своеобразный «рекорд», когда 33 действующих и находящихся в резерве военнослужащих, покончили жизнь самоубийством. Еще выше смертность от суицида среди ветеранов боевых действий. Ветераны войн совершают суициды каждые 80 минут. Хотя только 1% американцев проходили службу в зонах боевых действий в Ираке и Афганистане, они составляют около 20% всех самоубийств в стране (Hsu Jeremy, 2011).
Другой серьезной проблемой, отражающей состояние психологического фактора американских вооруженных сил, является катастрофически широкое распространение среди солдат различного рода «психиатрических наркотиков». 17 марта 2010 в Navy Times была опубликована статья «Вооруженные силы, лечащие наркотиками», в которой отмечалось, что каждый шестой американский военнослужащий принимает, по крайней мере, один психиатрический наркотик. Многие солдаты принимают «комбинации» лекарственных коктейлей. Специалисты сообщают, что психиатрические наркотики в огромных количествах «предписываются, поглощаются, распространяются и продаются в зонах боевых действий». За последнее десятилетие использование антипсихотических препаратов в американских войсках увеличилось более чем на 200%, а успокаивающих наркотиков и сонных порошков - на 170%. Эти виды наркотиков ослабляют моторные навыки, замедляют время реакции, делают солдата вялым, или тем, кого сослуживцы называют «придурок» (Bruce, 2010).
Не менее актуальной проблемой, характеризующей психологическое состояние американских военнослужащих и определяющих направления и содержание деятельности военных психологов, является не снижающееся число преступлений среди военнослужащих. Некоторые из таких преступлений получают столь широкий резонанс, что подрывают авторитет американских вооруженных сил, ставят под сомнение нравственное содержание ряда осуществляемых ими военных миссий, а самое главное, наносят непоправимый вред морально-психологическому состоянию войск.
Так, в конце апреля 2004 г. стало известно о пытках и издевательствах над заключенными тюрьмы Абу-Грейб группой американских солдат. По свидетельству газеты The Washington Post, американские солдаты избивали (иногда до смерти), насиловали заключенных, ездили на них верхом, принуждали их ходить на четвереньках и тявкать как собаки, заставляли вылавливать еду из тюремных туалетов. У заключенных забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы (Higham, Stephens, 2004). 12 участников этих издевательств были признаны виновными и получили различные сроки тюремного заключения.
Не меньший резонанс в мире вызвало преступление, совершенное сержантом армии США Робертом Бейлсом, расстрелявшим 11 марта 2012 года 17 мирных жителей в афганской провинции Кандагар. Кроме этого он обвиняется в шести случаях покушения на убийство и шести случаях физического насилия при отягчающих обстоятельствах. Среди расстрелянных Бейлсом девять детей и три женщин (Schmitz). Тела некоторых своих жертв преступник сжег. По данным СМИ этот сержант, проходивший службу в третьей бригаде сухопутных войск «Страйкер», ранее три раза находился в командировках в Ираке, где в ходе боевых действий получил черепно-мозговую травму и другие ранения.
Широкую огласку получила преступная деятельность 12 американских военнослужащих в Афганистане, называвших себя «командой киллеров». На протяжении определенного времени эти военнослужащие убивали мирных граждан «ради спортивного интереса», а затем фотографировались на фоне своих жертв. В Интернете также было размещено видео, в котором группа других солдат мочилась на тела убитых ими афганцев и 18 фотографий военнослужащих 82-ой воздушно-десантной дивизии США, позировавших на фоне искалеченных и расчлененных ими трупов мирных жителей. Мусульманский мир потрясли сообщения о ритуальных надругательствах американских солдат над Кораном (Schmitz).
В последнее время обозначилась еще одна проблема, актуализирующая потребность вооруженных сил США в услугах военных психологов. Перманентный некомплект частей и подразделений побудил американское руководство принять решение о разрешении прохождения военной службы представителям сексуальных меньшинств. Президент Обама заявил, что принятое решение сделает вооруженные силы даже более сильными (US paves... ). Однако, как показывает обзор американской прессы, это решение уже вызвало определенное социальное напряжение в обществе.
Все перечисленные выше исключительно острые проблемы определяют принципы, направления, методы деятельности американских военных психологов, структуру и штатную численность психологических подразделений, содержание профессиональной подготовки психологов. Именно на психологов американское руководство и общество возлагают надежды, связанные с преодолением этих животрепещущих проблем вооруженных сил.
Руководство американских вооруженных сил принимает беспрецедентные меры по комплексной модернизации психологической службы. Еще совсем недавно имел место некомплект американских военных психологов, составляющий по разным данным от 20% до 40% (Military Psychologist (б)). Этот некомплект особенно остро проявился в рядах психологов. Службы психического здоровья министерства обороны США в 2007 году, когда в сухопутных войсках он составил 20% (были вакантны 25 должностей клинических психологов из 123), в воздушных силах - 17% (40 должностей из 235), во флоте - 29% (35 должностей из 122). Из 23 мест в армейской интернатуре было занято лишь 11 (Munsey, 2007). В результате принятых мер по данным экспертов количество штатных мест военных психологов в стране за последние пять лет возросло практически в 2 раза (Schmitz). Однако некоторые кадровые агентства указывают на то, что и сейчас (2013 г.) некомплект военных психологов составляет порядка 20% (Military Psychologist (б)).
В связи с этим руководство Министерства обороны США, Американская психологическая ассоциация забили тревогу. Была создана специальная группа психологов «Красная ячейка», призванная разработать программу радикального реформирования Службы психического здоровья. В подготовленном группой докладе министру обороны США отмечалось, что у Службы не хватает многих ресурсов, прежде всего, финансовых и кадровых, чтобы поддерживать психическое здоровье военнослужащих и членов их семей на должном уровне, как в мирных условиях, так и в ходе военных конфликтов. Ведущие американские военные психологи заявили, что при реформировании Службы психического здоровья речь должна идти о том, чтобы наполнить ее новой философией, нацеленной на развитие у военнослужащих культуры психического здоровья, купирования эффектов стигматизации и формирования уверенности в доступности психологической помощи.
Предложенная ими Программа кардинального укрепления службы психического здоровья вооруженных сил предусматривает: повышение финансирования деятельности Службы, увеличение штатной численности клинических психологов в видах вооруженных сил и количества мест в интернатурах, существенное повышение материального вознаграждения труда психологов.
Предложенная программа начала претворяться в жизнь. Уже в 2007 г. Конгресс выделил дополнительно 900 миллионов долларов в бюджет министерства обороны на ближайшие два года непосредственно для финансирования Службы психического здоровья, а также для проведения исследований психологических эффектов боевых травм головного мозга, методов психологической работы с ранеными и ПТСР военнослужащих. Теперь на лечение военнослужащих с психологическими расстройствами ежегодно тратится порядка 6,2 миллиарда долларов (Schmitz). Большую помощь Службе психического здоровья министерства обороны оказывает Американская психологическая ассоциация (АПА), которая содействует выделению дополнительных средств из средств федеральной защиты. Руководство АПА заявляет, что удовлетворение психологических потребностей военнослужащих и членов их семей является для нее приоритетной задачей (Munsey, 2007).
Заметно выросли и денежные оклады военных психологов. В результате средняя зарплата военного психолога составляет теперь порядка 60.000 долларов в год (Get Started ...). По данным 2010 г. это соответствовало среднему заработку психологов по стране, который составлял 66 .810 долларов в год. Столько зарабатывали более 50% американских психологов, среди которых клинические, школьные психологи и психологи-консультанты. Однако на фоне заработков 10% «наиболее высокооплачиваемых психологов» (111.810 долларов), индустриально-организационных психологов (87 330 долларов) и «всех остальных» психологов (89-900 долларов) (Psychologists) зарплата военных психологов выглядит более бледно. Поэтому, кроме ежемесячной зарплаты, в зависимости от ранга и срока службы, военный психолог США сегодня может рассчитывать на надбавку до 5 000 долларов. Кроме этого, он имеет право на различные льготы, связанные с жильем (вплоть до обеспечения бесплатным), продуктами, образованием и др. Общая сумма различных надбавок может доходить до 30.000 долларов в год. В результате в 2011 году армейский капитан с двухлетним сроком в должности получал 4.275,30 долларов в месяц, а армейский полковник с опытом службы 14-16 лет - 7.765,80 долларов в месяц (Military Psychology ).
Армия США значительно увеличивает количество мест в интернатуре, а также выделяет дополнительные места для прохождения годичной постдоктор- ской практики психологам, состоящим на действительной военной службе, закончившим интернатуры и получившим докторские степени. Флот и Воздушные силы увеличивают число психологов, введенных через «Прямое вступление» - программу, посредством которой гражданские психологи, имеющие лицензию, обращаются за присвоением воинских званий. Помимо вовлечения большего количества психологов к действительной военной службе, Армия, Флот и Воздушные силы нанимают психологов как гражданских подрядчиков или федеральных служащих, что делает психологическую помощь более доступной для военнослужащих в специально организованных центрах развертывания (Munsey, 2007).
Учитывая то, что из 229-015 ветеранов Ирака и Афганистана, обращавшихся в Американскую ассоциацию по делам ветеранов с 2002 г., почти 37% сообщили о проблемах психического здоровья, начиная с 2005 г. ассоциация нанимает 808 психологов дополнительно к 1 800 работающим там и нанятым через систему здравоохранения (The Department. 2007).
К выполнению задач военных психологов активно привлекаются гражданские специалисты. Они составляют абсолютное большинство в психологических структурах вооруженных сил. По оценкам экспертов Пентагон сегодня является крупнейшим в мире работодателем для психологов (Military psychology (в)). Это свидетельствует о том, что американское военно-политическое руководство придает психологической работе с военнослужащими большое значение.
Принятые меры позволили создать в вооруженных силах США одну из самых мощных психологических служб в мире, включающую многоотраслевую, разноуровневую структуру, классных психологов и систему их подготовки, комплекс методического обеспечения их повседневной деятельности и действенные схемы взаимодействия с федеральными и местными органами социального обеспечения. При этом бережно сохранены традиции и опыт почти столетнего функционирования психологической службы в вооруженных силах США, созданной еще в годы первой мировой войны (1918 год).
В соответствии с современными научными представлениями военная психология - это исследование, разработка и приложение психологических теорий и эмпирических данных к пониманию, предсказанию и управлению поведением дружественных, вражеских сил или гражданского населения, которое может быть нежелательным, угрожающим или потенциально опасным для проведения военных операций. Военная психология трансформируется в орудие, используемое вооруженными силами, так же, как все орудия вооруженных сил, позволяющее войскам лучше пережить стрессы войн, посредством применения психологических принципов, и выводить противника из равновесия для облегчения победы над ним (Military psychology (в)).
Хотя из определения видно, что американская военная психология приоритетно ориентирована на войну и бой, направления приложения выводов и рекомендаций психологической науки к войсковой практике разнообразны. Эта традиция существует давно. Еще в 1945 году, обобщая опыт психологии в годы второй мировой войны, известный военный психолог Р. Йеркс определил приоритетные направления деятельности военной психологии. В частности он подчеркивал, что главная задача профессиональных психологов, работающих в вооруженных силах, заключается в изучении человеческого фактора в связи:
с анализом военной деятельности и военных специальностей;
разработкой тестов, методов отбора, классификации и распределения личного состава;
усовершенствованием программ обучения и способов оценки его результатов;
разработкой и испытанием боевой техники в плане изучения действий личного состава, обслуживающего эту технику;
усовершенствованием методов индивидуально-психологического изучения и улучшением индивидуального консультирования;
изучением психофизиологических факторов, как, например, зрения, слуха и других органов чувств, особенно в связи с их утомлением при выполнении того или иного вида специфических военных задач;
усовершенствованием методов воздействия на общественное мнение и других методов, используемых в психологической войне
По мнению Йеркса, военные психологи должны привлекаться также к инструктированию лиц, обеспечивающих выполнение практических заданий, связанных с исследовательскими работами. Йеркс таже отмечал, что организация групповых тестов и выведение оценок, проведение опросов, классификация и распределение личного состава и тому подобные мероприятия, повседневно проводящиеся в войсках, должны осуществляться штатным или внештатным персоналом, получившим необходимую специальную подготовку.
Сегодня перечень точек приложения психологии к практике войск значительно расширился. Можно смело сказать, что нет ни одной сферы жизнедеятельности американских военнослужащих, в которой не использовалась бы психология. В обобщенном виде можно выделить следующие основные направления использования психологии в практической деятельности вооруженных сил США:
Исследование уникальной комбинации стресса, неблагоприятно влияющего на военнослужащих в боевой обстановке (острого стресса, посттравматического стрессового расстройства, чувства вины, семейных трудностей с супругой, ночных кошмаров, флэшбэков и т.п. ).
Консультирование и купирование стресса и утомления военнослужащих и членов их семей; лечение психологических травм, полученных в результате военных операций; психологическая реабилитация раненых; оказание психологической помощи жертвам событий (психология здоровья).
Обеспечение надежности военного персонала в целях снижения его уязвимости в ситуациях насилия, неудачи и ранения; минимизации потенциального риска во многих областях деятельности; сохранения психологической упругости и боевой активности. Эта функция реализуется посредством осуществления психологического отбора (отбора лиц, способных жить под угрозой раны или смерти и беспрекословно следовать приказам начальников, готовых к участию в боевых действиях) и сопровождения профессиональной адаптации и карьеры военного профессионала (организационная и профессиональная психология).
Использование психологических принципов и методов оптимизации принятия боевых решений командирами, психологическая оценка противника, обеспечение эффективности деятельности органов разведки и следствия по получению важной военной информации, в том числе, в ходе допросов военнопленных. Психологическое обеспечение контрпартизанской, антитеррористической деятельности и информационных операций по поддержке войск, изучение динамики такой деятельности, обучение людей, консультация лиц, ведущих переговоры о заложниках (оперативная психология).
Выявление и актуализация факторов повышения боеспособности собственных войск, разработка профиля психологических возможностей противника, выявление сильных и слабых сторон психологии врага, обоснование методов порождения у него беспокойства, бессилия, нежелания бороться, отказа от сопротивления (тактическая психология).
Предупреждение социальных проблем, интеграция разнообразных этнических и расовых групп, снижение дискриминации по половому признаку и сексуальных меньшинств.
Оказание помощи военнослужащим, склонным к употреблению наркотиков, других психоактивных веществ и алкоголя.
Участие в разработке новых систем оружия и боевой техники с учетом удобства их эксплуатации и эргономических характеристик.
Перечисленные направления приложения психологии к деятельности вооруженных сил определили спектр действующих специальностей военных психологов и содержание их практической деятельности. Сегодня американских военных психологов можно классифицировать:
по видо-родовой принадлежности («психолог воздушных сил», «армейский специалист по психическому здоровью», «армейский психолог», «военно-морской психолог», «психолог морской пехоты»);
по видам профессиональной деятельности (клинические психологи, специалисты операций информационной поддержки войск, психологи-исследователи, оперативные психологи, психологи-педагоги, преподаватели психологии учебных заведений);
по отношению к военной службе (психологи, состоящие на действительной военной службе; гражданские психологи, состоящие в штате воинских частей, и учреждений; психологи, нанимаемые по контракту для участия в различных проектах).
Анализ открытых источников (Army Psychologist, Get Started. .., Major Military , Military Psychologis (а), Military Psychologis (б), Military Psychologis (в), Military Psychology Careers (а), Military Psychology Careers (б), Munsey, 2007, Psychologists) позволяет сделать вывод о том, что армейские психологи отвечают за диагностику психических проблем и выработку рекомендаций по стратегиям оказания психологической помощи солдатам, борющимся с различными типами эмоциональных проблем, нарушениями отношений, беспокойством и токсикоманией. Они работают с военнослужащими, находящимися в центрах развертывания и подготовки к отбытию в зоны боевых действий, и теми, кто уже вернулся после участия в боевых действиях (в том числе ветеранами), включая специальные операции. При работе с военнослужащими, принимавшими участие в боевых операциях, психологи, как правило, применяют терапию, сосредоточенную на решении. В работе с солдатами, размещенными в центрах развертывания для отправки в зоны боевых действий, используют преимущественно когнитивно-поведенческие методы, обучая их справляться со стрессом прежде, чем он станет большей проблемой. При оказании помощи ветеранам, делается упор на преодоление хронической боли, восстановление зрения, памяти и других проблемах.
Психологи, работающие на военных базах или в центрах здоровья, помогают также членам семей военнослужащих, которые могут бороться с беспокойством, депрессией и другими проблемами, вызванными военной службой членов их семьи. С этой целью психологи организовывают сессии группового консультирования, программы предотвращения токсикомании и коммуникативное консультирование членов семей солдат.
Кроме этого, армейские психологи вносят свой вклад в развивающее обучение сотрудников спецназа по программе «Выживание, Избегание, Сопротивления и Побег» (Survival, Evasion, Resistance and Escap - SERE). Главная ее цель - научить военнослужащих методам избежания плена, сохранения боеспособности в плену, подготовки и совершения успешного побега из плена. Специалисты, участвующие в таких тренингах и отбирающие солдат для элитных программ и миссий, известны как оперативные психологи.
Психологи Воздушных сил ответственны за помощь в психологическом отборе квалифицированных курсантов в авиашколы; они рекомендуют кандидатов для определенных назначений и миссий; участвуют в экспериментальном обучении, особенно в программах обучения, предназначенных для пилотов, ответственных за отбор целей, которые надо бомбить. Эти психологи призваны оказывать клинические услуги, осуществлять вмешательства и организовывать превентивные программы по сохранению психического здоровья военнослужащих и членов их семей. Для того, чтобы сделать услуги психологов более доступными и менее стигматизирующими, Воздушные силы организовали. Поведенческую программу оптимизации здоровья. Психологи и профессионалы психического здоровья включены в штат госпиталей ветеранов и других медицинских учреждений. Это повышает их доступность для лиц, нуждающихся в помощи.
Психологи Воздушных сил нередко входят в штаты центров развертывания работы с персоналом, готовящимся к направлению в зоны боевых действий. Они осуществляют программы предотвращения токсикомании и самоубийства, обучают военнослужащих техникам совладания со стрессом.
Психологи, нанятые медицинскими клиниками и госпиталями для ветеранов, помогают людям, борющимся с хронической болью, жестокой депрессией, нарушениями сна и различными проблемами психического здоровья. Они также работают в тесном сотрудничестве с членами семей военного персонала, проводят групповые консультации по вопросам укрепления брака.
Морские клинические психологи обычно помогают военнослужащим и их семьям по вопросам оптимизации взаимоотношений, управления стрессом и гневом, переживания утраты, депрессии, построения карьеры, повышения производительности труда и лидерства, сопряжения работы и социальной активности военнослужащих.
Морские психологи работают в военных клиниках и госпиталях на территории Соединенных Штатов, за границей и на авианосцах, в национальных военно-морских медицинских центрах, на специализированных госпитальных суднах, на субмаринах, в лабораториях подводников, военных колледжах. Морские психологи-исследователи исследуют физиологические, социальные и психологические проблемы морских пехотинцев и моряков. Некоторые из них осуществляют оперативную поддержку и помогают военнослужащим, борющимся с эмоциональными проблемами и готовящимся к опасным миссиям.
Сегодня американские военные психологи работают везде, где есть военнослужащие, где решаются задачи поддержки боеготовности и боеспособности вооруженных сил: в зоне боевых действий, на авианосцах и субмаринах, на заграничных военных базах, на передовых оперативных базах и в центрах развертывания, в военных госпиталях, медицинских центрах, клиниках, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях (Military Psychologist (б)).
Кроме этого психологи трудятся во многих военных организациях, осуществляющих психологические исследования и клиническую практику. В открытых американских источниках указываются следующие такие организации (Major Military ...):
в Министерстве обороны: Центр информации по трудовым ресурсам (Defense Manpower Data Center);
в Воздушных силах: Научно-исследовательская лаборатория Воздушных сил (Air Force Research Laboratory);
в Армии: Научно-исследовательский институт по бихевиоральным и социальным наукам Армии США (U S Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences), Научно-исследовательская лаборатория по управлению исследованием и проектированием человеческого фактора Армии США (U S Army Research Laboratory Human Research and Engineering Directorate), Научно-исследовательский институт экологической медицины Армии США (U S Army Research Institute of Environmental Medicine), Армейский научно-исследовательский институт Уолтера Рида (Walter Reed Army Institute of Research), Аэро-медицинская научно-исследовательская лаборатория Армии США (U S Army Aeromedical Research Laboratory), Центр поддержки солдата армии США (U S Army Soldier Support Center), Армейский медицинский департамент и школа (Army Medical Department and School), Армейский центр специальных операций (Army Special Operations Center), Армейский департамент медицинской психологии (Army Medical Department Psychology), Программа военно-оперативных медицинских исследований (Military Operational Medicine Research Program);
в Военно-морском флоте: Военноморской центр медицинских исследований (Naval Medical Research Center), Медицинская научно-исследовательская лаборатория Военно-морского флота (Naval Medical Research Laboratory - Dayton), Авиационная секция военно-морского центра воздушной войны (Naval Air Warfare Center Aircraft Division), Подразделение обучающих систем военно-морского центра воздушной войны (Naval Air Warfare Center Training Systems Division), Центр контроля и океанического наблюдения командования военно-морского флота (Navy Command, Control and Ocean Surveillance Center); Военно-морской центр исследования здоровья (Naval Health Research Center), Военно-морской центр исследования и развития персонала (Naval Personnel Research and Development Center), Военно-морская лаборатория подводных медицинских исследований (Naval Submarine Medical Research Laboratory), Офис военно-морских исследований (Office of Naval Research), Корпус медицинского обслуживания (Medical Services Corp), Подраазделение Военно-морской аэрокосмической экспериментальной психологии (Navy Aerospace Experimental Psychology), Военно-морская адъюнктура (Naval Postgraduate School Monterey).
Чтобы стать военным психологом в вооруженных силах США, нужно пройти определенные подготовительные и образовательные этапы. Прежде всего, необходимо провериться по батарее тестов изучения способностей кандидатов на военную службу (ап Armed Services Vocational Aptitude Battery, or ASVAB), пройти военную подготовку (начальная подготовка и физическое развитие). Некоторые военные психологи также проходят действительную военную службу, прежде чем начинают практиковать (Military Psychologis (а)).
Полная образовательная траектория военного психолога включает следующие этапы:
Получение степени бакалавра после 4-летнего освоения учебных программ (онлайн или очно);
Получение степени магистра после освоения дополнительных программ в течении 2-х лет (он-лайн или очно);
Получение степени доктора психологии (Psy D ) или доктора философии в психологии (Ph. D) после 2-4 летнего освоения дополнительных программ (онлайн или очно).
Однако требования к образованию психологов отличаются в разных видах вооруженных сил. В большинстве случаев карьера военного психолога начинается с четырехлетнего обучения и получения степени бакалавра общей, клинической или консультационной психологии. Однако согласно официальному армейскому веб-сайту, чтобы практиковать, армейские психологи обязаны иметь докторскую степень в клинической или консультативной психологии, наряду с действительной лицензией.
Лица, стремящиеся получить военно-психологические степени, обязаны быть дипломированными специалистами в области психологии. Магистерские и докторские степени могут быть получены в традиционных университетах или в некоторых военных школах. Расходы на обучение и проживание студентов, которые хотят получить степени дипломированного специалиста в военных школах, обычно оплачиваются вооруженными силами США на всем протяжении обучения.
Лица, получившие степени доктора психологии (Psy.D.) или доктора философии в психологии (Ph.D), перед началом военно-психологической карьеры должны пройти одногодичную интернатуру в том виде вооруженных сил, где они планируют служить (Military Psychology Careers (б)).
Повышенные требования предъявляются к клиническим психологам военно-морского флота США. К кандидату могут предъявляться следующие требования: прохождение действительной военной службы в течение минимум 3 лет, возраст 18-41 год, хорошее состояние здоровья, полная докторская степень в клинической психологии по аккредитованным Американской психологической ассоциацией (АРА) программам, посещение одной из интернатур, лицензия на практику по клинической психологии (для назначения офицером в обслуживание действительной военной службы), опыт в области тестирования и медициной психологии/поведенческой медицине и др.
Согласно данным Американской психологической ассоциации, большинство психологов, работающих на вооруженные силы, являются гражданскими лицами. Они заинтересованы в предоставлении льгот таких, как хорошее стимулирование труда, бюджетное финансирование, гибкий график и/или неполный рабочий день, возможность работы вне базы.
Американские военные психологии объединены в Общество военной психологии, входящее в Американскую психологическую ассоциацию (АПА). Общество, как отдельная секция (№19), сформировано в 1945 году. Оно позиционирует себя как сообщество, поощряющее психологические исследования и приложение их результатов к решению военных проблем. Секция военной психологии занимает особое положение в АПА. Если другие секции, как правило, узко специализированные, то военнопсихологическая секция включает психологов, работающих в различных отраслях психологии: военной клинической, индустриальной/организационной, социальной, когнитивной, экспериментальной психологии и др . (Society for . . .).
Участниками Общества являются военные психологи, выполняющие разнообразные функции, включая исследовательскую деятельность, управление, оказание помощи в сохранении психологического здоровья, обучение, консультации, работу с комиссиями Конгресса и выработку рекомендаций военным командам. Оно также оказывает большую помощь в подготовке военных психологов для вооруженных сил. Членство открыто для профессионалов и студентов, интересующихся целями и миссией секции. В настоящее время установлены следующие категории членства в Обществе: «член научного общества», «участник», «компаньон» (присоединившийся), «международный компаньон» и «студент-компаньон» (Society for ).
Президентом Военно-психологического общества в настоящее время является Ребекка Портер (Rebecca I. Porter), доктор философии в психологии (PhD). Как указано на сайте Общества, секция по соглашению с АПА присуждает четыре ежегодных награды, включая Премию Йеркса за вклад в военную психологию не психологами, плюс две студенческих награды, одна из которых переходящая.
Члены общества получают ежеквартальный журнал «Военная психология» и информационный бюллетень «Военный психолог», издаваемый два раза в год. Журнал публикует статьи по научным бихевиоральным исследованиям, имеющим приложения в областях клинической психологии и психология здоровья, а также в сфере изучения учебных и человеческих факторов, трудовых ресурсов и персонала, социальных и организационных систем, тестирования и измерения.
Американская военная психология, как область специальной практики, настойчиво ищет ответы на вызовы современности, она стремится удовлетворить потребности вооруженных сил в научно-теоретическом осмыслении боевой практики войск, формулирует научно-обоснованные выводы и рекомендации по сохранению и расширению боевых возможностей военнослужащих, по оказанию психологической помощи им и членам их семей в преодолении психологических последствий участия в боевых действиях. Судя по доступной для анализа информации, структура психологической службы американских вооруженных сил постоянно совершенствуется, чтобы эффективно осуществлять психологический отбор, психологическую подготовку, психологическую реабилитацию военнослужащих, информационно-психологическую поддержку войск, обучение специалистов и проведение военно-научных исследований.
Учитывая перманентное участие американских войск в войнах и других военных акциях, военные психологии сосредоточиваются в своей работе, в первую очередь, на осмыслении, профилактике и купировании таких негативных последствий войны, как боевой стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, самоубийства, наркозависимость и правонарушения среди военнослужащих.
Являясь полноправным членом АПА, секция военной психологии задает стандарты психологической деятельности, мотивирует военных психологов на непрерывное повышение уровня образования и проведение научных исследований.
Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал, 2011. - № 2(6). - С. 48-59.
Army Psychologist - http://www.psychologycareercenter.org/army-psychologist.html
Bruce E. Levine Teaching «Positive Thinking» to the Troops; How Psychologists Profit on Unending U.S. Wars <http://chelseagreen.com/blogs/ brucelevine>@ChelseaGreen View All of Bruce E. Levine’s Posts http://chelseagreen.com/blogs/brucelevine <http://chelseagreen.com/blogs/ brucelevine/2010/07/23/teaching-positive-thinking-to-the-troops-how-psychologists-profit-on-unending-us-wars/>
Get Started In An Army Psychologist Career // http://careersinpsychology.org/becoming-an-armypsychologist/#sthash.CSEacfW.dpuf ; http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/#sthash.o0l66Yzl.dpuf
Hsu Jeremy. Military Wants ‘Minority Report’ for Suicide Prevention // TechNewsDaily. September 28 2012 01:38 PM ET; Harrell M.C. and Berglass N. Losing the Battle. The Challenge of Military Suicide. (Policy Brief). October 2011. http://www.apadivisions.org/division-19/index.aspx//http://www.apadivisions.org/division-19/students-careers/military-psychology/index.aspx
Major Military Organizations Supporting Psychological Research and Clinical Practices Careers in Military Psychology
Military Psychologis (а) // http://www.alleydog.com/psychology-jobs/military-psychologist.php#ixzz2ipPWLUiB
Military Psychologist (б) // http://www.allpsychologycareers.com/career/military-psychologist.html
Military psychology // http://en.wikipedia.org/wiki/Military_psychology
Military Psychology Careers // http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/#sthash.49KHZww6.dpuf
Military Psychology Careers. What is Military Psychology. http://careersinpsychology.org/become-a-military-psychologist/
Munsey Ch. New efforts are under way to attract and train psychologists who treat service members and their families. (Monitor Staff). September 2007. Vol 38. No. 8. Print version: p. 38.
Psychologists // http://www.bls.gov/ooh/Life-Physical-and-Social-Science/psychologists.htm#tab-5
Schmitz G.P. Back to the Front: Caring for the US Military’s Traumatized Soldiers // http://www.benzworld.org/forums/off-topic/1649336-back-front- caring-us-militarys-traumatized.html
Society for Military Psychology // http://www.apadivisions.org/division-19/index.aspx
The Department of Veterans Affairs’ continuum of care. September 2007, Vol 38, No. 8. Print version: page 40
Караяни А. Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П.Американская военная психология как область специальной практики. // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. c.65-73. doi: 10.11621/npj.2014.0107
Скопировано в буфер обмена
Скопировать