ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Анализ мотивации с позиций теории деятельности

Анализ мотивации с позиций теории деятельности

Скачать в формате PDF

Поступила: 31.08.2014

Принята к публикации: 12.09.2014

Страницы: 49-56

DOI: 10.11621/npj.2014.0105

Ключевые слова: поведенческая задача; потребность; мотивация; мотив

Для цитирования статьи:

Иванников В.А. Анализ мотивации с позиций теории деятельности. // Национальный психологический журнал 2014. № 1. c.49-56. doi: 10.11621/npj.2014.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2014

Иванников Вячеслав Андреевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В предлагаемой работе мотивация понимается как особая активность живых существ по психическому обеспеченью порождения субъектом деятельности (как решение задачи на порождение деятельности). В процессе мотивации, который запускается актуализированной потребностью или требованиями общества к человеку, субъект принимает необходимость поведения, выбирает к исполнению одну из необходимых деятельностей, выбирает объект поведения, отвечающий в данной ситуации предмету потребности, находит способ поведения и создает надпороговое побуждение к деятельности. Эта активность может осуществляться непроизвольно или произвольно, со многими операциями или свернуто до автоматизма (мотивационная привычка – навык). Решение задачи на мотивацию обеспечивается либо за счет решения найденного в эволюции вида (врожденный способ), либо за счет решения найденного в онтогенезе (мотивационный навык), либо ищется «здесь-и-сейчас».

У человека процесс мотивации представляет собой высшую психическую функцию, системно построенную и осознанно и произвольно осуществляемую. Системность строения мотивации означает совместную работу всех психических процессов (эмоционально-волевых и познавательных), обеспечивающую построение побуждения к действиям через внешние и внутренние операции.

При построении побуждения к действию субъект деятельности учитывает наличие объектов или предметных желаний, имеющих для него смысл предмета потребности, их степень привлекательности в данной конкретной ситуации, знания предметных условий своего поля действия и прогноз их изменений, наличие средств (орудий) действий, свои умения, свое эмоционально-функциональное состояние и другие факторы. Мотив понимается как конкретный объект или желание, имеющее для субъекта смысл предмета потребности в данной конкретной ситуации деятельности. Предмет потребности есть общий термин для всего того, что может удовлетворить потребность.

Понятия «мотив» и «мотивация» очень широко используются в психологии, но их содержа­ние остается весьма неопределенным. Эти понятия, введенные в психологию для объяснения причин поведения и ме­ханизма запуска (начала) деятельности, стали широко использоваться только в двадцатом столетии. До этого поведе­ние объяснялось наличием у человека свободной воли, а у животных - инстинктов и рефлексов.

Понятие инстинкта, введенное в ан­тичной философии как теоретический конструкт, соответствовало понятию «потребность» в современной психо­логии. Оно имело положительное зна­чение для развития теории поведе­ния живых существ, передвигающихся в пространстве, в отличие от неживых тел, не за счет внешних сил, а за счет собственной энергии и активности, побуждаемой собственными внутрен­ними причинами. Понятие рефлекса, наоборот, вводило внешнюю причи­ну поведения живых существ, прирав­нивая их к сложно устроенным живым машинам, подчиняющимся законам ме­ханики, оно открывало большие воз­можности для реализации принципа детерминизма.

В двадцатом веке было выявлено, что инстинкт активизирует поведение толь­ко при наличии предмета потребности, а рефлекс срабатывает только при го­товности живого существа к такому по­ведению. Это означает, что поведение живых существ побуждается не внеш­ней средой, хотя оно и невозможно и без учета внешних условий поведен­ческого пространства. Причина поведения, как необходимость его для субъ­екта (поведенческая задача), сама по себе не должна и не может прямо вы­зывать (побуждать) необходимую дея­тельность, поскольку поведение отвечает (соотносится) не только с причиной поведения в виде направленности дея­тельности на конечный результат, но и с предметными условиями поведен­ческого пространства, влияющими на выбор деятельности (при наличии двух и более поведенческих задач), выбор объекта, имеющего смысл предмета потребности, выбор способа деятель­ности и др. Поэтому субъект не может иметь какого-то постоянного образо­вания, действующего как побудитель поведения - побуждение к началу дея­тельности должно каждый раз строить­ся заново с учетом предметных условий конкретной ситуации. Такое положение позволяет предполагать наличие осо­бого психического процесса, обслужи­вающего порождение деятельности, который можно обозначить как процесс мотивации (производное от понятия «мотив»).

Введение понятия «мотив» в психо­логию обещало решить проблему по­буждения и содержания деятельности (включая направленность). Но, с самого начала понятие мотива было неопределенным по своему содержанию: мотив понимался и как побудитель поведения (от латинского - толкать, двигать), и как то, ради чего поведение осуществлялось (причина поведения). Двойственность содержания этого понятия сохрани­лась до наших дней, создавая трудно­сти в анализе порождения деятельности. Она же демонстрирует несовместимость способности к побуждению поведе­ния и способности быть тем, ради чего осуществляется поведение (что являет­ся причиной поведения и определяет его направленность) в одном образова­нии – мотиве.

Если мотив понимать как побуди­тель, то в этом случае мотивы должны создаваться каждый раз заново при не­обходимости поведения и не могут хра­ниться, а потому и составлять мотивационную сферу человека с иерархией мотивов. То есть, мы должны отказаться от понятия мотивационной сферы. Если же мотив понимать как то, ради чего со­вершается деятельность (ее причина), тогда мотив не может непосредственно побуждать активность живого существа. Потому что он, во-первых, сам по себе изначально не обладает побудительно­стью (побудительностью обладает толь­ко актуализированная потребность), а, во-вторых, субъект не может начать деятельность без необходимых внешних условий (вспомним исследования ин­стинктов и рефлексов, в которых было установлено, что поведение начинает­ся только при одновременном наличии внутренней причины и соответствую­щих внешних условиях). Из этого следу­ет, что любые попытки ввести понятие побудителя поведения как постоянно­го образования (под любым названием) окажутся неэффективными.

Вопрос о мотивации как об особом психическом процессе можно обсу­ждать только в рамках проблемы поро­ждения деятельности и заданных обще­ством субъекту активности действий, поскольку мотивация является психи­ческим обеспечением порождения де­ятельности субъектом. Необходимость такого подхода объясняется тем, что деятельность живого существа является определяющей по отношению ко всем другим видам психической актив­ности. Это означает, что идея И.М. Се­ченова (Сеченов, 1953) о психическом как особом звене поведения, разделяе­мая и развитая С.Л. Рубинштейном (Ру­бинштейн, 1973) и А.Н. Леонтьевым (Ле­онтьев, 2004), является обоснованной и психические процессы надо рассма­тривать как субъективные составляю­щие деятельности. К субъективным со­ставляющим деятельности относятся все психические процессы, обеспечи­вающие субъекта побуждением к актив­ности, ориентирами для деятельности, навыками исполнения операций, регу­ляцией активности и контролем за ре­зультатами.

Мотивацию при таком подходе мож­но рассматривать как особую психиче­скую активность (работу) субъекта, как высшую психическую функцию по Вы­готскому (Выготский, 1983). Она обеспечивает:

  • а)      репрезентацию субъекту актуализи­рованных потребностей;

  • б)      признание им необходимости поведе­ния, то есть его решения принять поведенческую задачу к реализации;

  • в)      выбор одной из задач к исполнению, если актуализировалось более одной;

  • г)       выбор предмета потребности и дея­тельности в конкретной ситуации;

  • д)      выбор способа деятельности и состав­ление плана его реализации;

  • е)      построение (создание) побуждения к началу деятельности и решение субъекта - начать деятельность.

Такое понимание мотивации озна­чает, что понятие мотива как побудите­ля не вписывается в концепцию теории деятельности, поэтому надо принимать положение А.Н. Леонтьева о мотиве как предмете потребности (Леонтьев, 1971, 2004). Предмет потребности - есть обобщенное обозначение всего того, что может удовлетворять потребность. В качестве предмета потребности мо­гут выступать конкретные объекты (на­пример, пищевые - мясо, рыба, молоко и пр.) или конкретные предметные же­лания (например, стать летчиком, напи­сать книгу и т.д.). Эти объекты и жела­ния, получившие в данных конкретных условиях смысл предмета потребности, временно становятся мотивом деятель­ности, приобретая через его смысл для субъекта побудительность от актуализированной потребности (В.А. Иванников, 2010, 2013).

Состав так понимаемых мотивов пос­тоянно расширяется при жизни челове­ка, создавая его иерархически построен­ную мотивационную сферу с ведущими и подчиненными мотивами и стоящими за ними потребностями и личностными ценностями. Из них в процессе мотива­ции, который включен в состав общей задачи порождения деятельности как ее звено, и выбирается отвечающей данной ситуации объект (желание), становящий­ся временным мотивом для субъекта.

Само поведение (деятельность) по­является в эволюции как новый спо­соб адаптации живого существа к таким условиям среды, которые делают мор­фологический и физиологический спо­собы его адаптации неэффективными (Северцов, 1994; Гальперин, 1976; Иван­ников, 2010). Потребности как жизнен­ные задачи могут удовлетворяться следу­ющими способами:

  • а)      морфологическим через устройство тела организма (например, толстый подкожный слой жира теплокровных водных животных, густой мех тепло­кровных, живущих в условиях низких температур среды обитания, шипы для защиты от врагов и пр.);

  • б)      физиологическим (например, расши­рение кровеносных сосудов при по­вышении температуры тела или их су­жение при охлаждении организма);

  • в)      поведенческим через внешнюю дви­гательную (моторную) активность, то есть через деятельность субъекта

Поведенческий способ удовлетворе­ние потребностей возникает не пото­му, что у субъекта деятельности имеются потребности (жизненные задачи), а по­тому, что они не могут быть удовлетво­рены без поведения.

То есть, жизненные задачи могут ре­шаться и без поведения, но когда морфологический и физиологический спо­собы не могут обеспечить успех, то переход к поведению становится единственно возможным способом удовлет­ворения потребностей. Значит, нали­чие актуализированной потребности не всегда требует поведения, но за поведением всегда стоит жизненная зада­ча субъекта.

Деятельность не начинается без на­личия у субъекта поведенческой задачи. Поведенческая задача появляется у чело­века в следующих случаях:

  • а)      при актуализации какой-либо потреб­ности;

  • б)      по требованию общества (государст­ва), принимаемого субъектом к исполнению;

  • в)      по решению самого человека, ориен­тирующегося на будущее (учитыва­ющего предстоящую актуализацию потребностей и необходимость избе­гания отрицательных событий в буду­щем)

Требования общества и собствен­ные решения человека предполагают переход к произвольному поведению и произвольной мотивации по типу высшей психической функции (Выгот­ский, 1983).

Порождение деятельности требует наличия двух условий.

Первое и главное условие - это нали­чие у субъекта жизненной задачи, пред­полагающей поведение, то есть такой задачи, которая не может быть решена без поведения. Вторым условием явля­ется наличие у субъекта возможности осуществлять деятельность. Но наличие этих условий не может автоматически запускать поведение, для его начала не­обходимо создание (построение) субъ­ектом побуждения надпороговой вели­чины, позволяющего ему реализовывать деятельность.

Порождение деятельности проходит ряд этапов, предусматривающих реше­ние промежуточных подзадач.

Первая подзадача - это принятие субъектом необходимости конкретного поведения в сложившихся условиях.

Вторая подзадача - выбор поведен­ческой задачи, если их у субъекта две и более. При актуализации двух и более потребностей субъекту необходимо де­лать выбор очередности их удовлетво­рения или оценивать возможность их согласования, когда решение одной поведенческой задачи обеспечивает ча­стичное или полное удовлетворение другой потребности или создает для этого условия. В случае неотложности удовлетворения актуализированной потребности (неотложные поведенческие задачи - оборона или исследование не­ожиданных изменений ситуации) авто­матически создается надпороговое побуждение к нужному поведению. Все другие виды деятельности предпола­гают включение процесса мотивации с ориентировкой субъекта в своих по­требностях и мотивах и анализом на­личия в своем поведенческом пространстве предмета актуализированной потребности, точнее того, что имеет смысл предмета потребности (напри­мер, объект питания) и что в этих усло­виях является реальным мотивом, ради которого порождается и осуществляет­ся деятельность.

При поведенческом способе реше­ния жизненных задач потребности должны быть субъективно представле­ны (репрезентированы) субъекту деятельности, создавая для него задачу на поведение. Но сама по себе репрезенти­рованная субъекту необходимость по­ведения не может инициировать (вклю­чить, породить) деятельность, потому что поведение должно быть направлено на объект, удовлетворяющий актуализированную потребность. В терми­нологии А.Н. Леонтьева - это предмет потребности (Леонтьев, 1971, 1981), который всегда дается в конкретных условиях поведенческого пространства. Поэтому третья подзадача при по­рождении деятельности - это выбор конкретного объекта (например, мясо, хлеб, рыба) или предметного желания (например, стать художником), отвечающего предмету потребности, и, по мысли А.Н. Леонтьева, становящегося мотивом деятельности в данных конкретных условиях поведения. Пред­мету потребности может соответство­вать одновременно несколько объектов или предметных желаний (например, предмету пищевой потребности мо­гут соответствовать мясо, рыба овощи, хлеб и пр.).

Один и тот же объект может удовлет­ворять одновременно сразу несколько потребностей (например, покупка че­ловеком костюма отвечает и потребно­сти в терморегуляции, и эстетической потребности, и потребности в социаль­ном статусе, и др.). У некоторых видов живых существ пищевая потребность может иметь только один генетически закрепленный объект как предмет потребности - бабочка-капустница, тутовый шелкопряд, бамбуковый медведь и др. Однако для большинства видов животных и человека закрепление объ­екта в качестве предмета потребности достигается в процессе опредмечива­ния потребностей, то есть прижизнен­ного запечатления объекта или пред­метного желания, приобретающего для субъекта смысл предмета потребности. В конкретной ситуации порождения де­ятельности субъект должен выбрать для достижения один из этих объектов, име­ющих для него смысл предмета актуа­лизированной потребности, который и будет реальным мотивом поведения в данной ситуации.

Четвертая подзадача при порожде­нии деятельности - это создание обра­за предметных условий новой ситуации, в которой субъекту предстоит действо­вать, и анализ этой ситуации с позиций предстоящей деятельности. Потому, что успешность деятельности зависит от адекватного учета предметных условий, в которых поведение осуществляется, и необходимое знание о которых обес­печивается не мотивационной, а позна­вательной (когнитивной) сферой.

Пятая подзадача - это выбор, на ос­нове образа ситуации, способа дости­жения предмета потребности с учетом предметных условий ситуации. Избран­ный человеком способ деятельности требует составления плана действий с выделением промежуточных результа­тов (осознаваемых промежуточных це­лей) и соответствующих способов дей­ствий (операций) и отвечающих им средств (орудий).

Последняя подзадача определяет­ся невозможностью мотива непосред­ственно инициировать (побуждать) избранные субъектом действия. Эти дей­ствия отвечают не только мотиву, но и намеченным целям и операциям, а че­рез них - знаемым субъектом условиям, в которых действие осуществляется. Од­нако знание, как писал Аристотель, само по себе не побуждает. Поэтому нужен особый процесс построения побужде­ния к действию, учитывающий не толь­ко мотивы деятельности, но цели и усло­вия поведенческого пространства (поля действия).

Решение перечисленных выше подза­дач порождения деятельности и есть то, что можно обозначить как процесс мо­тивации деятельности, в котором необ­ходимо выделять:

  1. причину поведения (деятельности), создающую необходимость и готов­ность к поведению;

  2. объект, как мотив, ради которого осу­ществляется поведение и на который оно направлено;

  3. способы достижения мотива с выделе­нием промежуточных целей, на осно­ве знания среды и прогноза ее изме­нений;

  4. побуждение к активности (деятель­ности и действию) и решение субъек­та о начале поведения

Процесс мотивации обычно начина­ется с актуализации какой-то потреб­ности и презентации ее субъекту. Это ставит перед ним задачу на поведение, создавая готовность к поведению, и запускает процесс мотивации.

Актуализированная потребность не только создает готовность к поведе­нию, но, в случаях опасности или нео­жиданных изменений среды, иници­ирует готовые способы ответа на них. В других ситуациях потребность не мо­жет запустить предметно направленную деятельность, если предмет потребности отсутствует, на что указывал еще И.М. Се­ченов. Выбор человеком объекта или предметного желания из ряда потенци­альных мотивов может сопровождаться большими затруднениями, связанными с ценой выбора данного мотива, вероят­ностью успеха при достижении его, последствиями выбора для себя и других людей и пр. Далеко не всегда простым оказывается и выбор способа достиже­ния желаемого результата.

Деятельность человека реализует­ся посредством системы действий. По­рождение действий - это центральная задача при осуществлении деятельнос­ти. Действие начинается с выбора его цели, то есть с процесса целеобразования. Но принятая человеком цель пред­стоящего действия, как порождение, в основном, познавательных процес­сов, не побудительна (Леонтьев, 1971), поэтому она не может побудить (инициировать) действие к ее началу. Чтобы субъект мог начать осуществлять действие, цель должна приобрести производ­ную побудительность. Это может произойти только тогда, когда цель временно приобретет смысл мотива, а действие - смысл деятельности. Смысл - есть ме­ханизм (средство) переноса побуди­тельности от мотива на цель на период осуществления действия.

Приобретение целью производной побудительности не означает, что дей­ствие начнется - это лишь создает воз­можность его начала. Чтобы действие на­чалось и продолжалось до достижения цели, требуется создание необходимой силы (надпороговой величины) побужде­ния (интенции) к действию и поддержа­ния его до достижения намеченного про­межуточного результата (цели).

Избранный способ действия (опера­ция) должен быть обеспечен необходи­мым средством (орудием) исполнения, это - важная задачей в порождении дей­ствия. Если орудия нет в наличии и нет знания, как его получить в этой конкрет­ной ситуации, то надо поменять либо способ действия, либо само действие (и цель). Однако наличие средства (ору­дия) тоже не решает задачу инициации действия - человек может не иметь на­выка его использования. И тогда опять надо менять либо орудие, либо способ действия. Степень владения орудием (средством) влияет на величину создаваемого побуждения к действию: мастер­ство увеличивает побуждение, а плохое владение орудием – снижает.

Даже когда имеется в наличии сред­ство (орудие) действия и человек им владеет, действие может не начаться из-за низкой оценки вероятности успе­ха. Она может иметь место с момента выбора цели и способа, а может поя­виться в процессе действия, вследствие различных причин (неблагоприятный прогноз ситуации, неожиданные трудности исполнения, в том числе, усталость, травмы субъекта, появление опа­сности и пр.).

Еще одним фактором, способным по­влиять на величину создаваемого по­буждения, может стать ситуация взаи­моотношения людей при совместной деятельности (кто приемлем как пар­тнер, а кто нет). Ожидаемые последствия действия тоже могут стать фактором, влияющим на величину побуждения. Сказывается на этом процессе и цена действия (материальная, по затратам сил и времени и пр.) (Асеев, 1993, Хекхаузен, 1986).

Решающую роль в построении побу­ждения может сыграть функциональ­ное состояние организма (усталость, болезнь) и эмоциональное состояние человека. Оценка своих возможностей (адекватная или неадекватная), уровень притязаний, желание избежать неуда­чи или получить высший результат так­же могут в значительной мере повлиять на общий уровень создаваемого побу­ждения.

Выбор очередности удовлетворе­ния потребностей, выбор объекта из имеющих смысл предмета потребно­сти (мотива для данной ситуации), вы­бор способа деятельности и составление плана действий основаны на содержа­нии образа ситуации, в которой разворачивается деятельность субъекта. Неадекватный образ может создать неопределенность в планировании и неу­веренность в успехе при осуществлении действия или, наоборот, создать необо­снованную уверенность в адекватности действий и успехе деятельности, что в итоге приведет к неудаче. Поэтому адекватность знания ситуации тоже вли­яет на величину создаваемого побуждения к действию.

Во время планирования и осущест­вления деятельности могут актуализиро­ваться другие потребности, иногда кон­курирующие друг с другом, и человек должен это учитывать в своей текущей деятельности. Одно и то же поведение может реализовывать одновременно две разные деятельности, дополняющие друг друга. Так, чтение научных книг сту­дентом должно осуществлять учебную деятельность, но одновременно оно мо­жет отвечать и познавательной деятель­ности или (и) потребности быть первым среди других студентов. В этом случае поведение становится полимотивированным и деятельность, и каждое дей­ствие начинают отвечать двум или трем разным мотивам. При этом на первом месте стоит основной мотив от основ­ной деятельности (А.Н. Леонтьев назы­вает его смыслообразующим мотивом ), а другие мотивы действуют как мотивы-стимулы, создающие дополнительное побуждение к действию. Смыслообра­зующие мотивы и мотивы-стимулы мо­гут меняться местами, причем неодно­кратно, в зависимости от обстоятельств. Например, в вышеописанной ситуации ведущей деятельностью может стать не обязательно официально необходимая учебная деятельность.

Популярное в последние десятиле­тия выделение внутренней и внешней мотивации (Нюттен, 2004, Хекхаузен, 1986) анализируется в теории деятель­ности через структуру деятельности человека. Напомним, что по А.Н. Леонтье­ву, деятельностью является только такая активность человека, в которой пред­мет активности (на что деятельность на­правлена) и предмет потребности (мо­тив) совпадают между собой, то есть являются одним и тем же объектом или предметным желанием (Леонтьев, 1981, 2004). Их несовпадение означает, что наблюдаемая активность (поведение) не является деятельностью, а есть - дейст­вие в какой-то другой деятельности.

Человек иногда вынужден принимать требования других людей или общест­ва и осуществлять поведение как действие, личной потребности в котором у него нет. В этом случае предметное содержание поведения будет таким же, как и в деятельности другого человека, для которого его поведение будет полно­ценной деятельностью. Это означает, что по внешней активности человека нельзя понять, чем для него является его активность - деятельностью или дейст­вием в какой-то деятельности. Эту ситуа­цию можно описывать в понятиях внеш­ней и внутренней мотивации, но более важным здесь является несовпадение мотивационного содержания различ­ных активностей субъекта: деятельности и действия. Например, для одного уче­ника учеба в школе - есть учебная дея­тельность с учебным мотивом, а для дру­гого ученика учеба в том же классе - это учебное действие, но из другой внеучебной деятельности (например, избежать наказания за пропуски занятий). Отсюда разное отношение этих учеников к сво­ей учебной активности. Когда у второ­го ученика появляется возможность без наказания пропускать школьные уро­ки, он перестает их посещать. Но если внешний контроль за поведением этого ученика сохраняется, то ему необходимо включать намеренную произвольную и волевую регуляцию своего поведения.

Процесс построения побуждения к действию может быть непроизволь­ным или произвольным и осознанным и включать в себя много звеньев (учет разных факторов, влияющих на величи­ну создаваемого побуждения). По анало­гии с представлениями о других психи­ческих функциях (восприятие, память, мышление) мотивацию деятельности человека можно понимать как высшую психическую функцию или особое мо­тивационное действие по созданию по­буждения к намеченному поведенче­скому действию, проходящее в своем становлении ряд закономерных этапов, где важную роль играет ориентировоч­ная деятельность по отношению к струк­туре мотивов и смыслов деятельности (Запорожец, 1986).

Как натуральная функция мотивация развивается в филогенетическом плане, и на уровне человека процесс построе­ния побуждения постепенно начинает опосредоваться не только природными способами мотивации, но и социальным содержанием, и культурными средства­ми, приобретая все особенности высшей психической функции: системной, про­извольной, целенаправленной и опос­редованной (Божович, 1978). Станов­ление этого специфического действия в онтогенетическом плане представляет­ся в виде перехода внешней, развернутой формы ориентировки к внутренней, пол­ностью или частично свернутой на фоне усложнения смысловой сферы личности.

Мотивация, как специфическая ак­тивность человека в плане сознания, в развернутом виде является особым на­меренным действием человека с внеш­ними и внутренними операциями, включенным в процесс порождения де­ятельности. Как всякое действие оно может автоматизироваться в привыч­ных условиях и сокращаться по числу звеньев, превращаясь в мотивационную привычку (мотивационный навык или мотивационная установка). Мотивационная привычка и создает иллюзию, что мотив может прямо непосредственно побуждать поведение.

Наряду с решением задачи на моти­вацию здесь-и-теперь, построением мо­тивации с использованием решений из прошлого опыта (мотивационная при­вычка) природой предусмотрен еще один вариант решения задачи на мо­тивацию - применение решения, най­денного в эволюции и генетически закрепленного в работе нейронных ме­ханизмов.

В жизни человека как социального индивида и личности появляется еще один механизм порождения деятельнос­ти - это переход к произвольной и во­левой саморегуляции мотивации (Иван­ников, 2014).

Анализ исследований мотивации в рамках теории деятельности показал, что мотивацию нельзя понять как «вклю­чение» деятельности мотивом или акту­ализированной потребностью (как побуждающими стимулами). Это особый процесс построения побуждений к дей­ствиям, которыми реализуется деятель­ность. В этом процессе участвуют:

  1. потребности и их предметы (мо­тивы), эмоциональные пережива­ния, презентирующие потребности и оценивающие необходимость дея­тельности, смысловые образования, переносящие побудительность от по­требностей на мотивы и цели;

  2. средства деятельности (природные и намеренно созданные субъектом деятельности);

  3. умения (навыки) субъекта деятельнос­ти пользоваться вспомогательными средствами (орудиями) при осущест­влении поведения;

  4. знания субъекта о поле поведения и мире и способность прогнозиро­вать ход событий;

  5. функциональное и эмоциональное состояние субъекта деятельности и его индивидуальные особенности (Вилюнас, 1990; Нюттен, 2004; Хекхаузен, 1986; Иванников, 2006; Современ­ная психология , 2002)

Понимание мотивации в теории де­ятельности позволяет подойти к ко­личественной оценке мотивации че­рез вычисление величины побуждения к действиям.

В качестве примера рассмотрим сле­дующий вариант Побуждение к дейст­вию (Поб) = (П1 х М1 х Ц1хСр х Н х ВУ х СС х Пр х ЦД) + ПД + ЗС + Про + (П2 х М2 х Ц1) - (П3 х М3 х Ц1) + ВР, где:

П - потребность с величиной от 0 до 3 единиц (0 - потребность не актуали­зирована; 1 - слабо актуализированная; 2- средний уровень актуализации; 3 - высокий уровень актуализации);

П1 - потребность основной деятель­ности;

П2 - потребность деятельности совме­стимой сП1;

П3 - потребность конкурирующая с П1;

М - мотив с величиной от 0 до 3 единиц (аналогично величине потребностей);

Ц - цель действия с величиной от 0 до 1+н, где н = 0,1; 0,2; 0,3. (0 - цель не привлекательна, 1 - цель привлекательна, н - степень привлекательности: слабая, средняя, высокая);

Ср - средство (орудие) действия с вели­чиной 0 или 1+н (аналогично величи­не цели);

Н - навык (умение) владения вспомога­тельным средством с величиной от 0 до 1+н (аналогично величине цели);

ВУ - ожидаемая вероятность успеха с величиной от 0 до 1;

СС - состояние субъекта с величиной от 0 до 1 (0 - плохое нерабочее состоя­ние, 1 - рабочее состояние);

Пр - проблемы в осуществлении дей­ствия (препятствия и прочее) с величи­ной 1/n, где n= от 1 до бесконечности . ЦД - цена действия с величиной 1/n, где n= от 1 до бесконечности;

ПД - последствия действия с величиной от -3 до 0 (-3 - плохие, тяжкие последст­вия, -2 - средней тяжести, -1 - слабой тяжести, 0 - приемлемые последствия);

ЗС - знание ситуации с величиной от -3 до 0 (-3 - отсутствие знаний ситуа­ции действия, -2 - плохое недостаточ­ное знание, -1 - знание с небольшими ошибками, 0 - знание, достаточное для действия);

Про - прогноз изменения ситуации с величиной от -1 до +1 (-1 - прогноз неблагоприятный для успеха действия или последствий, 0 - приемлемый про­гноз, 1 - прогноз, сулящий успех); Поведение человека как социально­го существа и личности определяется не только потребностями организма, природного и социального индивида, но и требованиями общества (соци­альной среды) и решениями человека как личности, поэтому в предлагаемую формулу надо ввести фактор волевой регуляции, влияющий на величину по­буждения:

ВР - волевая регуляция побуждения к действию с величиной от -9 до +9 .

Из приведенной формулы видно, что если потребность, мотив или цель равны нулю, то действие не может на­чаться. Не может оно начаться и при нулевых значениях средства действия и навыка владения им, вероятности успеха и состояния субъекта деятельности, проблем действия и его цены. Величина потребности, мотива и цели могут в итоге не обеспечить надпороговую величину побуждения или побуждение будет уменьшено другими факторами (вероятность успеха, цена действия, состояние субъекта, послед­ствия действий и пр.) Созданное перед действием надпороговое побуждение может снизится в процессе осущест­вления действия от влияния указанных факторов.

Произведение величин потребно­сти и мотива могут принимать значения: 0; 1; 2; 3; 4; 6; 9.  Если оцениваемая вероят­ность успеха равна 0,5, то величина побу­ждения к действию снизится наполовину и будет равна: 0; 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 4,5. Если величина последствий будет равна -3, то с ее учетом величина побуждения к действию составит: -3; -2; 0; 1; 3; 6. Если учитывать действие двух этих факторов одновременно (вероятность успеха и ве­личину последствий), то величина побу­ждения к действию будет равна: -3; -2,5; -2; -1; 0; 1,5, то есть действие может на­чаться только тогда, когда потребность и мотив будут иметь величину 3 (произ­ведение их будет равно 9).

Если действие имеет высокую величи­ну побуждения, но человек как личность против его осуществления, то волевое торможение может остановить дейст­вие. Если действие не имеет стоящего за ним значимого мотива, а личность при­нимает решение осуществить действие, то включается процесс волевого побу­ждения действия.

Предлагаемые здесь величины вклада разных факторов в итоговую величину побуждения, конечно, условны, и опи­раются только на здравый смысл. Иссле­дования реального поведения должны установить эмпирическую величину по­рога побуждения к действию и величи­ны влияния указанных факторов на по­буждение.

Литература:

Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев. - Москва : Институт Психологии РАН, 1993. - 224 с.

Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - Москва : Педагогика, 1978. - С. 168-179.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - Москва : МГУ 1990. - 283 с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 5-328.

Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва : МГУ, 1976. - 150 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. - Москва : Педагогика, 1986. - 318 с.

Иванников В.А. Алексей Николаевич Леонтьев - педагог, ученый, руководитель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2013. - № 2. - С. 4-11.

Иванников В.А. Волевая саморегуляция процесса мотивации / В.А. Иванников, А.В. Монроз // Психологические исследования. - 2014. - т. 7. - № 35. - Электронный ресурс. - Режим доступа : URL.http://psystady.ru

Иванников В.А. Идеи А.Н. Леонтьева и их значение для современной психологии / В.А. Иванников // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 29-35.

Иванников В.А. Основы психологии / В.А. Иванников. - Москва : Питер, 2010. - 327 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - 3-е изд. / В.А. Иванников. - Москва : Питер, 2006. - 203 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, Академия, 2004. - 346 с.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1971. - 39 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1981. - 584 с.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - Москва : Смысл, 2004. - 607с.

Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии. (О сознании и деятельности человека) // Проблемы общей психологии. - Москва : Педагогика, 1973. - С. 136-158.

Северцов А.Н. Эволюция и психика / А.Н. Северцов // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 4. - С. 149-159.

Сеченов И.М. Избранные произведения. - Москва : Учпедгиз,1953.

Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2002.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Х. Хекхаузен. - Москва : Педагогика, 1986.
Для цитирования статьи:

Иванников В.А.Анализ мотивации с позиций теории деятельности. // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. c.49-56. doi: 10.11621/npj.2014.0105

Скопировано в буфер обмена

Скопировать