ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков

Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.10.2013

Принята к публикации: 12.11.2013

Страницы: 117-126

DOI: 10.11621/npj.2013.0215

Ключевые слова: внутренний диалог; лыжные гонки; психология спорта; психологическая подготовка спортсменов; саморегуляция; мысленный образ

Для цитирования статьи:

Каминский И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.117-126. doi: 10.11621/npj.2013.0215

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2013

Каминский Игорь Владиславович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Произошедшая в последние несколько десятилетий модернизация инвентаря и экипировки, а также расширение программы и календаря соревнований существенно отразились на профессиональной деятельности лыжников. В частности, чрезвычайно возросла острота соревновательной конкуренции, поэтому крайне весомая, а иногда и решающая роль стала отводиться психологической готовности спортсмена.

Сегодня лыжные гонки – один из наиболее трудозатратных видов спорта, сопряженный с циклически повторяющимися взрывными сокращениями всех основных мышечных групп и предельными аэробными нагрузками. Характерная двигательная активность отличается значительным однообразием и автоматичностью, потенциально ведущими к негативным психологическим состояниям, на фоне которых падает эффективность выполняемой деятельности. Противостоять данному явлению, в первую очередь, позволяет высокий уровень мотивации спортсмена. Среди параметров сократительной активности наибольшее значение имеет скорость произвольного расслабления (СПР) мышц. СПР определяется функцией тормозных систем центральной нервной системы (ЦНС) и падает на фоне эмоционального стресса, борьба с которым является задачей психологической подготовки (ПП). Обнаруживаются системные связи между различными видами спортивной подготовки, что подводит нас к проблеме наиболее рациональной интеграции ПП в данную систему. Опыт других исследователей указывает на достаточную эффективность использования лыжниками внутреннего диалога и мысленного образа вне зависимости от уровня спортивного мастерства. На основе собственной интерпретации обобщенных данных автором сформулирована гипотеза, согласно которой одной из функций визуализации является трансформация автоматически выполняемых компонентов деятельности в сознательно контролируемые. Ее эффективность может быть увеличена установкой на целенаправленный поиск таких компонентов.

Психологический аспект про­фессиональной деятельности в лыжных гонках рассматривал­ся еще на заре спортивной психологии (Пуни, 1930). Однако накопленные по этой теме знания были обобщены лишь в монографии А.Д. Захарова, изданной в 1971 году. При этом за последние несколько десятилетий в лыжном спорте произошли кардинальные изменения: по­явление лыж с пластиковым скользящим покрытием (впервые они вошли в сорев­нования высокого уровня на чемпионате мира в Фалуне, Швеция, 1974 г.), включе­ние в программу соревнований свобод­ного стиля (1985 г.) (Nilsson et al., 2002), внедрение обработки трасс машинным способом и появление конькового хода (1980-е гг.) (Saltin, 1997), начало сорев­нований по лыжному спринту (2001 г.) (Баталов, Бурдина, 2011). В результате целенаправленных исследований в области эргономики и использования сов­ременных материалов вес инвентаря и экипировки существенно снизил­ся (Михайлова, 1998). На этом фоне ре­зультаты лыжников-гонщиков, занимав­ших первые 6 мест на чемпионатах мира и Олимпийских играх, давали устойчи­вый прирост в среднем на 1% ежегодно (Баталов, 2000). Вместе с тем, помимо со­циально-значимых спортивных событий в календарь соревнований вошли раз­личные коммерческие гонки, програм­ма которых бывает достаточно напря­женной и вступает в противоречие с подготовкой к главным стартам (Вяль­бе, 2007). Все эти факторы привели к значительному увеличению напря­женности конкурентной борьбы и, соответственно, росту требований к пси­хологическим функциям спортсменов и обнаружили несостоятельность име­ющихся рекомендаций по психологи­ческой подготовке (ПП) лыжников. Это определяет актуальность рассматрива­емой темы и необходимость представленного в настоящей статье обобще­ния доступных данных для того, чтобы раскрыть текущее состояние проблемы и тем самым заложить фундамент для ее дальнейшего решения.

Учитывая, что основополагающим принципом работы психолога в рамках того или иного вида спорта считается понимание отличительных особенно­стей, составляющих условия и содержа­ние профессиональной деятельности, формирующей конкретный вид спорта (Веракса, 2012; Birrer, 2010; Vealey, 1988), целесообразно вначале рассмотреть специфику лыжных гонок, в том числе некоторых физиологических и техни­ческих аспектов, обуславливающих пси­хологическое содержание подготовки лыжников-гонщиков.

Специфика лыжных гонок как спортивной дисциплины

Характерный вид двигательных дей­ствий спортсменов-лыжников обеспе­чивается циклически повторяющимися динамическими сокращениями всех ос­новных мышечных групп как верхней, так и нижней части тела (Захаров, 2011; Bergh, 1987; Faria et al., 1996; Hoffman, Clifford, 1992; Karlsson, 1984; Nesser et al., 2004). Это сопряжено с проявлением взрывной силы и различных видов выносливости (Paavolainen et al., 1991).

У лыжников-гонщиков наблюдают­ся неизменно высокие показатели мак­симального потребления кислорода (МПК): 90-95 мл/кг/мин – у мужчин, и 73-79 мл/кг/мин – у женщин (Bergh, 1987; Ingjer, 1991; Karlsson, 1984; Rusko, 2003), также зафиксировано абсолют­но рекордное значение – 96 мл/кг/мин (Бьорн Дэли) (Bouchard et al., 1999). На подъемах потребность лыжника в кислороде возрастает до 100-120 мл/ кг/мин (Rusko, 2003). МПК определя­ется как объем кислорода, который ус­ваивается в единице мышечной массы за единицу времени на фоне предель­ной интенсивности физической работы и рекомендован ВОЗ для достоверной оценки физической работоспособности человека (Гридин, 2007). Для сравнения, МПК среднестатистических мужчины и женщины составляет 45 (Pollock, 1973) и 38 мл/кг/мин (Sjodin, Svedenhag, 1992), соответственно. В профессиональном спорте среднее значение МПК – 70 мл/ кг/мин (Bouchard, 1992). Таким образом, очевидно, что лыжные гонки являются одним из самых трудозатратных видов спорта (Kelsall, 1996).

Протяженность лыжных дистанций варьируется в пределах от 1,4 до 50 км, причем каждая в сочетании с опреде­ленным стилем передвижения и прочи­ми соревновательными условиями имеет специфику в отношении содержания вы­полняемой деятельности, которая долж­на быть отражена в программах подготовки спортсменов (Баталов, Бурдина, 2011; Сиделев, Баталов, 2011; Kelsall, 1996; Willis, 2010). Спринтерские гонки, в част­ности, показали, что ускорение мужчин в большей степени детерминируется силой чем частотой отталкивания руками. Поэтому, в подготовке лыжников особое место занимает развитие силовой выно­сливости, тогда как у лыжниц наиболь­ший приоритет получает выносливость скоростная (Новикова, 2011).

При организации исследователь­ской работы достаточно проблематич­ной представляется имитация соревно­вательной деятельности в лабораторном режиме (Willis, 2010). Поэтому, наиболее достоверным, а значит и предпочтитель­ным, является проведение исследований в полевых условиях. Если же по тем или иным причинам это невозможно, ис­следователи отбирают тесты, сходные по структуре выполнения и характеру энергообеспечения с определенными сторонами соревновательной деятель­ности (Авдеев, Поварещенкова, 2006).

Значение психологического фактора в деятельности лыжника-гонщика

Долгое время среди отечественных специалистов в области лыжных го­нок преобладало мнение о том, что успешность выступления предопределя­ют, главным образом, физические воз­можности и функциональные резервы спортсмена (Манжосов, 1986; Марты­нов, 1991; Огольцов, 1971). Но зачастую результаты выступления двух спортсме­нов с практически идентичным уров­нем технической подготовленности и физиологическим статусом сущест­венно разнятся и, наоборот, спортсмены с достоверно отличными физиологиче­скими показателями, в частности, МПК, приходят к финишу практически однов­ременно (Cernohorski et al.,, 2006). Как показал анализ олимпийских соревно­ваний по лыжным гонкам с 1988 по 2010 гг., средний возраст победителей состав­ляет 28,6 года среди мужчин и 27,8 года среди женщин. Часто конкурентное пре­имущество перед соперниками имеют спортсмены с более продолжительным опытом выступлений, принадлежащие к старшим возрастным группам (≥ 30 лет). Поскольку пик развития физиче­ской формы приходится на более моло­дой возраст, объяснить данный феномен исключительно с позиций физиологи­ческих критериев не удается. Б. Черно­горский и соавторы (B. Černohorski et al., 2006) выражают сформировавшуюся на этот счет точку зрения, отмечая, что не­удачи юных лыжников могут объяснять­ся необходимостью постоянной борьбы с проблемами манифестирующего пси­хологического кризиса, в то время как психологический фон более опытных спортсменов уже установился и отлича­ется относительной стабильностью.

Отследить взаимодействие техниче­ских, физиологических и психологиче­ских компонентов деятельности лыжни­ка позволяют данные, полученные Л.Г. Яценко (2009). С помощью синхронной регистрации электромиограммы и динамограммы фиксировались пара­метры сократительной активности при произвольном напряжении и расслабле­нии четырехглавой мышцы бедра обе­их ног. Наиболее существенные разли­чия зарегистрированных показателей между мастерами спорта и спортсме­нами 2 разряда обнаружены в скоро­сти произвольного расслабления (СПР) мышц (72%; p<0,001). В ряде исследова­ний (Высочин, 2001; Высочин, 1988; Де­нисенко, 2007) отмечалось, что СПР яв­ляется системообразующим фактором координации движений, а, значит, и тех­нического мастерства. Она мало зависит от характеристик самих мышц и опреде­ляется, главным образом, функциональ­ной активностью тормозных систем ЦНС (Яценко, 2009). Их эффективность, в свою очередь, изменяется под влия­нием ряда психических состояний. На­пример, доказано, что на фоне любых негативных эмоций значительно повышается возбудимость ЦНС, ухудшается тормозной контроль и снижается СПР, а вслед за ней и уровень специальной фи­зической работоспособности (Высочин, 1988; Высочин и др., 2003).

Другим примером тесной взаимосвя­зи физического и психического в дея­тельности лыжника является описанное В.Л. Марищуком (1983) явление миними­зации. Оно основывается на перераспре­делении резервов организма на фоне их истощения в стрессовых условиях при наличии высокой мотивации. Таким образом, за счет избирательного сниже­ния показателей, не имеющих отноше­ния к успешному выполнению профес­сиональной деятельности, сохраняются, а порой даже повышаются показатели, входящие в ее структуру. В ходе одного из исследований высокие тренировоч­ные нагрузки в течение 10 дней помимо роста технических результатов вызывали у лыжников снижение показателей фун­кциональной пробы «степ-тест», ожив­ление рефлексов орального автоматиз­ма, астенизацию, резкое снижение веса, ухудшение оперативной памяти в сред­нем на 15%. В то же время результаты исследования показали улучшение двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т.е. показателей, определяющих освоение и совершенст­вование координационных навыков пе­редвижения на лыжах.

Двигательная активность лыжника-гонщика образована узконаправленны­ми и стандартными по составу действи­ями, которым, как любым циклическим упражнениям, свойственно значитель­ное однообразие и автоматизм. Это об­условливает возможное субъективное восприятие выполняемой работы как мо­нотонной, что способствует развитию негативных психологических состоя­ний (монотонии и психического пресы­щения), препятствующих эффективному выполнению деятельности (Сопов, 1979; Фетискин, 1972). В условиях монотонной деятельности сохранение оптимально­го уровня работоспособности во многом зависит от индивидуально-типологиче­ских свойств (Сальников, 2003; Сопов, 1979). Субъективная монотонность деятельности возрастает на фоне снижения мотивации, когда у спортсмена нет заин­тересованности в ней, ему неизвестны результаты его работы, текущая ее цель находится в далекой перспективе или не­ясна (Ильин, 1975).

Ю. Ханин (Hanin, 2008), а также Б. Мира (Mira, 2013) подчеркивают, что в процессе подготовки наблюдается те­сное взаимодействие лыжников как друг с другом внутри команды, так и с тренерским составом, медицинскими ра­ботниками и пр. Поэтому, несмотря на то, что лыжные гонки относятся к ин­дивидуальным видам спорта, будет оши­бочным отрицать или недооценивать влияние на подготовленность и результативность лыжников межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, а также других социальных факторов. При этом их влияние, сопровождаю­щее становление спортсмена, может быть как прямым (воспитательная рабо­та, обучение каким-либо навыкам), так и косвенным (намеренное или случайное создание определенного психологического фона) (Bloom, Sosniak, 1985; Csikszentmihalyi et al., 1993; Gould et al., 2002).

Принцип периодизации в психологической подготовке лыжников-гонщиков

В качестве одного из подходов, наце­ленных на достижение более точного соответствия между различными видами спортивной подготовки, выступает рас­пространение принципа периодизации. Главное при этом – учет различной акту­альности тех или иных психологических навыков в зависимости от потребностей спортсмена в текущем периоде годично­го тренировочного плана, что реализу­ется построением ПП согласно цикло­вой структуре (Balague, 2000). Ключевой принцип циклического изменения объе­ма и интенсивности нагрузки заимствован из теории физической подготовки. В данном контексте Холлидэй и соавто­ры (Holliday et al., 2008) определили объ­ем как количество и продолжительность коррекционных мероприятий и число психологических переменных, на ко­торые направлено их воздействие. Под интенсивностью было предложено по­нимать совокупность двух параметров: сложности выполняемых мероприятий и их значимости с точки зрения повы­шения спортивной успешности. Основ­ные особенности каждого из этапов такой подготовки в сфере лыжных гонок отражены в таблице 1.


Таблица 1. Система ПП лыжников-гонщиков, основанная на принципе периодизации (von Guenthner, 2010), в соответствии со структурой годичного тренировочно-соревновательного макроцикла (Вяльбе, 2007)

Работа со спортсменами начинается с исходного психологического тестирова­ния за которым следует вводная (теоретическая) часть подготовки. Она актуа­лизирует очень важный педагогический аспект ПП, включающий формирование правильных установок на дальнейшую деятельность, заинтересованность и вовлеченность в процесс. Данный этап об­ретает критическое значение, поскольку усвоение навыков саморегуляции пред­полагает выполнение спортсменами большого объема самостоятельной рабо­ты, что требует наличия у них определен­ного уровня мотивации.

Некоторые методы психологической подготовки лыжника-гонщика

Внутренний диалог

Под внутренним диалогом пони­мается мысленное сообщение, в кото­ром субъект интерпретирует чувства и восприятие, регулирует или изменяет оценки и убеждения, а также дает себе инструкции и подкрепление (Hackfort, Schwenkmezger, 1993).

Б. Рашаль (Rushall, 1988) провел три последовательных эксперимента, в ка­ждом из которых лыжники (N=18) случайным образом разбивались на две группы, а экспериментальные и контрольные забеги чередовались по принципу «A-B-A-B» и «B-A-B-A». Экспе­риментальное воздействие заключа­лось в инструктировании спортсменов по мысленному использованию определенных ключевых слов в процессе прохождения трассы. При проведении контрольных забегов со стороны иссле­дователей не давалось никаких специ­альных инструкций, напротив, во время прохождения трассы спортсмены долж­ны были находиться в своем типичном соревновательном состоянии, сформи­рованном на основе опыта выступле­ний. Еще одним важным условием было проведение всех забегов на одинаковом уровне силовых затрат, показателем ко­торых служила частота сердечных со­кращений. Результаты исследования приведены в таблице 2.


Тип ключевых слов

Спортсмены, улучшившие ре­зультат (At»-»)

Спортсмены, сохранившие ре­зультат (At»=»)

Спортсмены, ухудшившие ре­зультат (At»+»)

Δtср.

Δtср. 13 спортсме­нов, регистрировавших ЧСС

ДЧСС

Ключевые слова, ориентированные на технику выполнения задания (1)

17

1

-

-3,85%

-3,64%

+0,81%

Ключевые слова, задающие необходимый настрой (2)

16

1

1

-3,60%

-3,72%

+1,20%

Позитивный внутренний диалог (3)

17

-

1

-3,20%

-3,07%

+1,20%


Таблица 2. Влияние различных типов ключевых слов на показатели лыжников-гонщиков на дистанции (p < 0,001).

Дополнительные силовые затраты не осознавались спортсменами. Но все же, как показал ковариационный анализ, при­рост результатов оказался намного более значительным, чем могло бы обусловить только увеличение силовых затрат.

Обращает на себя внимание широ­кая вариабельность влияния трех рас­сматриваемых состояний на результаты спортсменов. На этом основании мож­но сделать вывод о том, что каждому из лыжников впоследствии будет наиболее выгодно мысленно сосредотачиваться на той стратегии, применение которой производит самый выраженный эффект. Однако Рашаль (Rushall, 1979; Rushall, 1986) предостерегает от использования только одного типа ключевых слов. Со­гласно его рекомендациям, состояние, на фоне которого демонстрируется наи­более выраженный эффект, должно про­порционально доминировать над менее эффективными состояниями. При этом должны также учитываться индивиду­альные особенности уже сформиро­ванного типичного соревновательного состояния. Так, лыжница, результаты ко­торой ухудшились при использовании ключевых слов типа (2) и (3), заявила, что во время забегов два указанных типа утверждений всегда использовались ею по умолчанию, но при этом она испы­тывает дискомфорт, когда все ее мысли, имеющие место в процессе выступле­ния, должны ограничиваться только од­ной из этих двух стратегий. Другая спор­тсменка, результаты которой остались на том же уровне, при применении клю­чевых слов типа (1) и (2) утверждала, что данные экспериментальные состояния полностью соответствовали ее типично­му соревновательному состоянию, т.е. по своей сути такие забеги были аналогич­ны контрольным (Rushall, 1988).

Мысленный образ

Согласно определению А. Ричард­сона, (Richardson, 1969) к мысленным образам относится любой квази-сенсор­ный и квази-перцептивный опыт, кото­рый осознается субъектом и возникает в отсутствии реальных стимулов, вызыва­ющих формирование соответствующих им истинных сенсорных или перцеп­тивных эквивалентов.

Согласно имеющимся данным, ис­пользование мысленных образов на­ходится на первом месте по частоте применения среди других приемов, по­зволяющих улучшить спортивные ре­зультаты (Mahoney, Avener, 1977; Meaney, 1984; Orlick, Partington, 1986; Weinberg, 1982; Whelan et al., 1991).

В 1977 году М. Махоней и М. Авенер (Mahoney, Avener) ввели понятие вну­тренней и внешней визуализации и, та­ким образом, первыми обратили внима­ние на возможное различие в эффекте, полученном при использовании дан­ных двух типов мысленного образа. Со­гласно определению исследователей, в случае внешней визуализации субъект видит себя глазами стороннего наблюдателя, внутренняя визуализация, напро­тив, требует приближения характера пе­реживаемых образов к реальности, при котором мысленная картина предстает перед субъектом от первого лица и от­ражает ощущения, возникающие в ана­логичной ситуации в действительности.

Проанализировав содержательную сторону мыслей лыжников-гонщиков на предстартовом этапе, Р. Ротелла и соав­торы (Rotella et al., 1980) установили, что перед забегом более успешные лыжники концентрируются на наиболее сложных участках трассы и планируют соревно­вательные стратегии. По визуальному составу их мысленные образы представ­ляли собой предвосхищение зритель­ной картины прохождения маршрута, причем трасса мысленно представала перед субъектами с ракурса аналогич­ного таковому в реальной ситуации, то есть спортсмены наблюдали создавае­мый образ изнутри своими глазами, яв­ляясь непосредственными участниками воображаемых событий (внутренняя ви­зуализация). Менее успешные спортсме­ны визуализировали свое движение по трассе со стороны, подобно просмотру видеозаписи собственного выступления (внешняя визуализация).

Некоторые исследования показали, что использование кинестетических образов (т.е. чувства движения) способствует дополнительному приросту спортивных результатов (Hardy, Callow, 1999). Размышляя о причинах, обуслов­ливающих различную эффективность двух типов визуализации, исследователи пришли к предположению о том, что ки­нестетические образы не могут формироваться в составе внешней визуализации, или, по крайней мере, их создание требует меньших усилий в процессе вну­тренней визуализации (Hale, 1998; Jowdy et al., 1989). Однако Н. Каллоу и Л. Харди (Callow, Hardy, 2004) обнаружили устой­чивую корреляцию между внешней визуализацией и кинестетическими обра­зами, тогда как достоверной корреляции кинестетических образов с внутренней визуализацией не наблюдалось.

Такой результат авторы связали со следующим обстоятельством. Специфи­ка поставленных перед испытуемыми задач требовала визуализировать дей­ствия, качество выполнения которых в высокой степени зависит от простран­ственного взаиморасположения частей тела. Контроль правильности исполне­ния такого рода действий может тре­бовать визуальной оценки, которая наилучшим образом осуществляется с позиции стороннего наблюдателя, т.е. с помощью внешней визуализации. Сле­довательно, при такой специфике заданий данный тип мысленного образа дает наиболее полную информацию о характере выполняемого действия, ко­торая необходима для формирования правильного ощущения движения. Та­ким образом, внешняя визуализация является более выгодной стратегией на стадии становления/овладевания тем или иным техническим навыком, либо в процессе занятий, нацеленных на его отработку или совершенствование. Од­нако в том случае, когда спортсмен уже достиг определенного уровня мастер­ства, внутренняя визуализация оказы­вает более выраженное влияние на его результаты (Olsson et al., 2008). Данное заключение дает основание предполо­жить наличие обратной закономерно­сти, т.е. зависимости преимущественно используемого типа визуализации от квалификации спортсмена. Возможно, в исследовании, которое провели Ротел­ла и соавторы (Rotella et al., 1980), внеш­няя визуализация использовалась менее успешными лыжниками, поскольку не­сла функцию компенсации более низко­го уровня технической подготовленно­сти, и наоборот, более высокий уровень мастерства успешных спортсменов давал им возможность использовать вну­треннюю визуализацию, что вероятно позволяет сконцентрироваться на иных аспектах прохождения трассы.

В исследовании Р. Монетте (Monette, 1997) на основании экспертных оценок спортивного мастерства лыжники были разбиты на 2 группы. Далее все спортсме­ны получили инструкцию: в привычной для себя манере выполнить визуализацию своего спортивного выступления, параллельно давая как можно более полное сло­весное описание возникающих образов. Зафиксированная с помощью диктофона информация была преобразована в текстовые файлы. В результате анализа 30-ти текстов Монетте выделил 816 смысловых единиц (изолированные фрагменты тек­ста, обладающие смысловой завершен­ностью, минимально необходимой для извлечения в отрыве от контекста всей за­ложенной в них информации), которые впоследствии были разбиты на 6 катего­рий и 32 подкатегории. В отдельном по­рядке было подсчитано общее количест­во смысловых единиц каждого субъекта, а также доля (%), соответствующая определенным категориям и подкатегориям в их структуре. Элементы, относительная зна­чимость которых имеет между группами спортсменов наиболее высокие различия, приведены в табл. 3.

Подкатегория

Пример

Частота в более техничной группе

Частота в менее технич­ной группе

F-критерий

В.1.4 Низкокоординированные техниче­ские приемы

Перенос «центра тяжести» наклоном корпуса

8,2%

14,7%

0,072

В.1.3 Действия, не имеющие отношения к выступлению

Обмен жестами с тренером

0,06%

3,27%

0,063

С.2.2 Визуальное восприятие в контексте специфического окружения, заданного соревновательными условиями

Визуальный образ определенного участка трассы

2,5%

0,3%

0,045

В.1.1 Высококоординированные техниче­ские приемы

Давление пальцем ноги на внутреннюю поверхность ботинка

22,8%

10,3%

0,004

Таблица 3. Элементы образа, имеющие наиболее высокие различия между группами спортсменов по частоте встречаемости.

Стоит учесть, что первично столь незначительные компоненты двига­тельной активности (В.1.1, табл. 3) самопроизвольно формируются в про­цессе становления моторного навыка и становятся частью деятельности спор­тсмена неосознанно, в результате мно­гочисленных проб и ошибок. Квали­фицированные спортсмены обладают высокой степенью контроля над своей деятельностью и, следовательно, спо­собны более детально визуализировать ее компоненты. Визуализация, в свою очередь, предполагает осознанное мы­сленное воспроизведение деятельности, даже если какие-то элементы последней протекают без участия сознания. То есть, включение подобных деталей в состав мысленного образа обязательно требу­ет их осознанного восприятия, которое наиболее активно формируется как раз в процессе визуализации ввиду только что упомянутых ее особенностей. Таким образом, более успешное исполнение и/или усвоение сложных моторных на­выков при регулярном выполнении мы­сленной репетиции обусловливается, в том числе, и увеличением степени осоз­нанного контроля над собственными действиями, в частности, за счет пони­мания субъектом влияния не осознава­емых ранее, мельчайших двигательных актов на общий результат предприни­маемого действия. В некоторых случаях это позволяет сделать сознательный ак­цент на маловыраженных элементах вы­полняемой деятельности, чтобы замет­но увеличить их эффективность и, тем самым, повысить результативность вы­ступлений. Однако процесс, о котором идет речь, требует также определенно­го уровня развития моторного навыка, о чем свидетельствует тот факт, что менее техничные лыжники реже используют образы, соответствующие тонким вы­соко координированным действиям. Та­ким образом, появляется необходимость включить в психологическую подготов­ку спортсменов разновидность процесса мысленной проработки моторных навы­ков, направленную на осмысленный по­иск мельчайших неосознаваемых двига­тельных актов. Теоретически внедрение в основную тренировочную программу мысленной репетиции с такой установ­кой позволит ускорить процесс овладе­ния сложными моторными навыками и общий рост спортивного мастерства.

С другой стороны, поскольку визуали­зация дублирует реальный опыт субъек­та, в том числе, уровень развития техни­ческих навыков, формируемые образы представляют собой достоверный инди­катор степени освоения того или иного технического элемента (Monette, 1997). То есть, отсутствие определенных ком­понентов в структуре мысленного образа спортсмена может означать недостаточ­ное понимание техники выполнения со­ответствующего элемента деятельности.

Заключение

Лыжные гонки – один из самых тру­дозатратных, наиболее экстремальных с точки зрения прилагаемых усилий ви­дов спорта. На фоне предельного уровня аэробных нагрузок возрастает роль мо­тивационного фактора, волевых усилий, умения справляться с нарастающим чув­ством усталости. Высокое значение психологической составляющей деятель­ности лыжника раскрывается в тесном взаимодействии с другими системообразующими компонентами спортивной подготовленности. Это указывает на необходимость рациональной интег­рации системы ПП в структуру общей спортивной подготовки на основе уче­та текущих потребностей спортсменов. На практике такая задача в ряде случаев решалась путем построения разных видов подготовки согласно общему прин­ципу периодизации. Однако эффектив­ность такого подхода остается спорной ввиду отсутствия доказательной базы (Stebbing, 2009). Так или иначе, данная проблема требует комплексного мно­гопрофильного рассмотрения, для чего крайне желательно скоординированное двустороннее взаимодействие различ­ных спортивных специалистов.

Опыт других исследователей указы­вает на целесообразность применения в лыжных гонках методов ПП, осно­ванных на использовании внутреннего диалога и мысленного образа, и их достаточную эффективность при любом уровне спортивного мастерства. Осно­вываясь на собственной интерпретации результатов ряда исследований, состав­ленной при соотнесении всех обобщен­ных данных, автором были сформули­рованы следующие гипотезы:

  • преимущественно используемый тип визуализации (внутренняя или внеш­няя) во многом детерминирован уров­нем технической подготовленности спортсмена;

  • в процессе визуализации происходит трансформация автоматически выпол­няемых компонентов деятельности в сознательно контролируемые, которая представляет собой один из механиз­мов, обусловливающих эффективность использования образа в решении пра­ктических задач в области спорта.

На практике последняя гипотеза мо­жет подтвердиться возможностью уве­личения эффективности визуализации за счет установки на целенаправленный поиск в ходе ее выполнения мельчайших неосознаваемых двигательных актов.

Текущее описание специфики рас­сматриваемой спортивной дисципли­ны ляжет в основу выбора психодиагностических методик, направленных на анализ качеств, формирование и совершенствование которых необходимо для успешного выступления на соревно­ваниях. Таким образом, этот этап опре­делит основную направленность всего процесса психологической подготовки.

Литература

Авдеев А.А. Поварещенкова Ю.А. Исследование двигательных способностей лыжников-гонщиков при подготовке к спринтерским дистанциям // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 11. – С. 37-38.

Баталов А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 11. – С. 46-52.

Баталов А.Г., Бурдина М.Е. Современная соревновательная деятельность в лыжных гонках // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 17 – 20 мая, 2011 г. / науч. ред. Ермакова В.В. и др. – Смоленск : Смоленская гос. акад. физкультуры, спорта и туризма и др. – 2011. – С. 10-15.

Веракса А.Н. Профессия «спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1 (7). – С. 134-138.

Веракса А.Н. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии. – 2012. - № 4. – с. 62 – 70.

Высочин Ю.В. Физиологические механизмы защиты, повышение устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : диссертация ... д-ра мед. наук. [ВМА им. С.М. Кирова] - Ленинград, 1988. - 550 с.

Вяльбе Е.В. Система соревнований и структура этапа непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков : дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2007. – 126 с.

Гридин Л.А. и др. Методы исследования фармакологической коррекции физической работоспособности человека / под ред. академика РАН И.Б. Ушакова. – Москва : Медицина, 2007. – 104 с.

Захаров А.Д. Психологическая подготовка лыжников. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 104 с.

Захаров П.Я. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: лыжный спорт : учебно-метод. комплекс для вузов. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2011. – 139 с.

Ильин Е.П. Психофизиологические аспекты изучения монотонной деятельности // Охрана труда при выполнении монотонной работы : тематич. сб. – Москва, 1975. – C. 32-37.

Ловягина А.Е. Проблемы психологической помощи в спортивном отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. – 2013. – Вып. 1. – С. 35-39.

Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика (Очерки теории и методики). – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 95 с.

Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / сост. Ю.Л. Ханин. – Мосва : Физкультура и спорт, 1983. – 288 с. : ил.

Михайлова С.В. Повышение эффективности подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков на основе психологического контроля : дис. … канд. пед. наук – Челябинск, 1998. – 153 с.

Новикова Н.Б. Биомеханический анализ техники классического хода молодых лыжников-гонщиков в спринте и на длинной дистанции // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 17-20 мая, 2011 г. / науч. ред.: Ермакова В.В. и др. – Смоленск : Смоленская гос. акад. физкультуры, спорта и туризма и др. – 2011. – С. 100-104.

Пуни А.Ц. Опыт изучения влияния лыжных соревнований на психику лыжников // Теория и практика физ. Культуры. – 1930. – №12. – С. 9-26.

Сопов В.Ф. Влияние индивидуальных особенностей личности и методов психологического воздействия на психическое состояние в условиях монотонной деятельности : дис. … канд. псих. наук – Ленинград, 1979.

Яценко Л.Г. Влияние сократительных и релаксационных характеристик мышц на рост спортивной квалификации лыжников и биатлонистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2009. – № 3 (12). – С. 15.

Balague G. Periodisation of psychological skills training // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2000. – № 3 (3). – p. 230-237.

Bouchard C. et al. Genetics of aerobic and anaerobic performances. // Exercise and Sport Sciences Reviews. – 1992. – №20 – p. 27-58.

Bouchard C. et al. Familial aggregation of VO(2max) response to exercise training: results from the HERITAGE Family Study. // Journal of Applied Physiology. – 1999. – №87(3). – p. 1003-1008.

Callow N., Hardy L. The relationship between the use of kinaesthetic imagery and different visual imagery perspectives // Journal of Sports Sciences. – 2004. – № 22. – P. 167- 177.

Černohorski B. et al. Impact of psychological dimensions of psychosomatic status on potential competitive performance in cross-country skiing // Kinesiology. – 2006. – № 38. – P. 143-157.

Gould D., Dieffenbach Kr., Moffett A. Psychological Characteristics and Their Development in Olympic Champions // Journal of Applied Sport Psychology. – 2002. – V. 14. – № 3. – p. 172-204.

Guenthner von Sh. et al. Smoke and Mirrors or Wave of the Future? Evaluating a Mental Skills Training Program for Elite Cross Country Skiers // Journal of Sport Behavior. – 2010. - V. 33. – Issue 1. – p. 3.

Hale B.D. Imagery Training: A Guide for Sports People. – Leeds: National Coaching Foundation, 1998.

Hanin Y. Psychological Factors in Cross Country Skiing, in Handbook of Sports Medicine and Science: Cross Country Skiing (edited by H. Rusko), Blackwell Science Ltd. – Oxford, UK, 2008. – 198 p.

Hackfort D., Schwenkmezger P. Anxiety. In R. M. Singer, M. Murphey, & L. K. Tennant (Eds.), Handbook of research on sport psychology. – New York : Macmillan, 1993. – pp. 328-364.

Hardy L., Callow N. Efficacy of external and internal visual imagery perspectives for the enhancement of performance on tasks in which form is important // Journal of Sport and Exercise Psychology. – 1999. – № 21. – p. 95-112.

Holliday B. et al. Building the better mental training mousetrap: Is periodisation a more systematic approach to promoting performance excellence? // Journal of Applied Sport Psychology. – 2008. – № 2 (20). – p. 199-219.

Mahoney M.J., Avener M. Psychology of the elite athlete: An exploratory study // Cognitive Therapy and Research. – 1977. – № 1. – р. 135-141.

Monette R. Identification and analysis of the mental imagery content of ski racers : a thesis … for the degree of master of arts [University of Calgary] – Calgary, 1997. – 91 p.

Nilsson J., Tveit P., Eikrehagen O. Effects of speed on temporal patterns in freestyle cross-country skiing // Unpublished draft manuscript. – 2002. – 16 p.; retrieved August 22, 2012, from http://biomekanikk.nih.no/pubs/SkiSkateTemporal.pdf

Olsson C.-J., Jonsson B., Nyberg L. Internal imagery training in active high jumpers // Scandinavian Journal of Psychology. – 2008. – 49. – p. 133-140.

Paavolainen L., Häkkinen K., Rusko H. Effects of explosive type strength training on physical performance characteristics in cross-country skiers // European Journal of Applied Physiology and Occupational Physiology. – 1991. – V. 62. – № 4. – р. 251-255.

Pollock M.L. Quantification of endurance training programs. // Exercise and Sport Sciences Reviews. – 1973. - №1. – p. 155-188.

Richardson A. Mental imagery. – New York : Springer, 1969.

Rotella R.J. et al. Cognitions and coping strategies of elite skiers: an exploratory study of young developing athletes // Journal of Sport Psychology. – 1980. – 2. – p. 350-354.

Rushall B.S. et al. Effects of Three Types of Thought Content Instructions on Skiing Performance // The Sport Psychologist. – 1988. – № 2. – p. 283-297.

Rusko H. Handbook of sports medicine and science: Cross country skiing. – Berlin, Germany: Blackwell science, 2003.

Saltin, B. The physiology of competitive cross-country skiing across a four decade perspective, with a note on training induced adaptations and role of training at medium altitude. In E. Muller, H. Schwameder, E. Kornexl & C. Raschner (Eds.), Science and Skiing. – Cambridge : E. & F.N. Spoon, 1997. – pp. 435-469.

Sjodin B., Svedenhag J. Oxygen uptake during running as related to body mass in  circumpubertal boys: a longitudinal study. // European Journal of Applied and Occupational Physiology. – 1992. – № 65(2). – p. 150-157.

Stebbing G. Periodisation of Psychological Skills Training, A Critical Review / Gary Stebbing. – 2009. – 19 P.; retrieved August 8, 2012, from http://www. garystebbing.com/uploads/files/PSNofPST.pdf

Stöggl T., Lindinger S., Müller E. Analysis of loading of a cross-country skiing sprint competition simulation // Proceedings of the 10th Annual Congress of the European College of Sport Science (ECSS), Belgrade, July 13-16, 2005. – 2005. – p. 94.

Veraksa A.N., Gorovaya A.E., Leonov S.V., Pashenko A.K., & Fedorov V.V. (2012). The Possibility of Using Sign and Symbolic Tools in the Development of Motor Skills by Beginning Soccer Players. Psychology in Russia: State of the Art, 5, pp. 473-497

Veraksa A.N., Gorovaya A.E. (2011). Effect of Imagination on Sport Achievements of Novice Soccer Players. Psychology in Russia: State of the Art, 4, pp. 495-504

Willis S.J. Determinants of skate sprint cross-country skiing performance for junior and collegiate skiers: A thesis … for the degree of master of science in health and human development [Montana State University] – Bozeman, 2010. – 128 p.

Для цитирования статьи:

Каминский И.В.Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.117-126. doi: 10.11621/npj.2013.0215

Скопировано в буфер обмена

Скопировать