ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

Скачать в формате PDF

Страницы: 66-69

Ключевые слова: уровень морального развития; феномен ябедничества

Для цитирования статьи:

Оганесян C. Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте. // Национальный психологический журнал 2010. № 1. c.66-69.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2010

Оганесян Сирун Есаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.

«Ябедничество» — понятие, означаю­щее жалобы на других людей. В житей­ском понимании ябедничество — донос, клевета, «стукачество». В толковом сло­варе русского языка оно объясняется как мелкий донос, клевета. Причины этого явления в детстве, его феноменология, последствия и способы управления изу­чены мало и скорее являются предметом размышлений родителей и учителей. Феномен «ябедничества» не описан в научных понятиях и в качестве предме­та специального изучения не популярен среди исследователей.

Уровень морального развития как условие феномена ябедничества

Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7—8 лет у ребен­ка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимо­сти искупительной санкции в отноше­нии провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики стал­киваются с новыми школьными прави­лами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к помощи их носителя — социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школь­ного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне мо­рального реализма. Он ориентирован на взрослого — носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8—9 годам ребенок все глубже осваи­вает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает вла­ствовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относи­тельность правил и санкций, его новые моральные ценности — сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориента­ции от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.

Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедниче­ства. Ябедничество по поводу соблюде­ния школьных правил в начале младше­го школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, воз­никающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, пре­ходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу на­чальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, оповещающим о психологическом неблагопо­лучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном эта­пе ябедничество уже имеет другой харак­тер — посредством его дети самоутвер­ждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, завис­ти, злобы к одноклассникам.

Социокультурная обусловленность феномена ябедничества

Ябедничество — социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно име­ет место. Особенности менталитета, тра­диций, семейного воспитания, законо­дательства, отношений общества и вла­сти — все это во многом обуславливает феномен ябедничества.

В нашей стране в сталинскую эпоху процветало «стукачество», производи­лись массовые репрессии по аноним­ным доносам. Это явление оставило не­гативное впечатление в обществе, поэто­му всякого рода ябедничество у нас в стране воспринимается отрицательно и порицается, а термин «ябеда» отрица­тельно характеризует человека. Поэто­му, согласно представлениям наших ро­дителей, ябедничество — крайне отрица­тельное качество, и его проявление у де­тей их настораживает. В Европе, Амери­ке и некоторых других странах мира яв­ление ябедничества имеет другой харак­тер — о нем говорят как о проявлении гражданского долга, бдительности, законопослушности.

Как отмечает Дж. Ролз, законопо­слушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принима­ют те же принципы справедливости, бо­лее хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм. При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по от­ношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).

Таким образом, отношение к ябед­ничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по- разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.

Психологические особенности младшего школьного возраста как условия возникновения феномена ябедничества

Ябедничество — феномен, обуслов­ленный психологическими особенно­стями младшего школьного возраста и новообразованиями кризиса 7 лет. Именно на этом этапе детского разви­тия можно говорить о проявлении ябед­ничества в настоящем смысле этого сло­ва. Конечно, жалобы и доносы на това­рищей имеют место и у детей младше 6— 7 лет, но их нельзя расценивать как проявление феномена ябедничества. Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют прогнозировать, к чему приведут их слова или действия, и способны оценить свой по­ступок только после реакции взрослого. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок, жалу­ясь на других, не преследует никаких целей, а просто сообщает информацию. Будет ли он продолжать «доносить» на других, зависит от реакции взрослого. Особенности же развития ребенка стар­шего дошкольного и младшего школь­ного возраста уже позволяют говорить о том, что он ябедничает в собственном смысле этого слова. Ниже рассмотрены психологические особенности кризиса 7 лет и младшего школьного возраста, связанные с феноменом ябедничества.

Потеря непосредственности

Как отмечал отечественный психо­лог Л.С. Выготский, в своей работе «Проблема возраста», ко времени кри­зиса семи лет происходит потеря непо­средственности, вызванная дифференцированием внутренней и внешней сто­рон личности ребенка (Выготский, 1986). Ее потеря означает появление не­коего интеллектуального момента, кото­рый имеет место между переживанием и непосредственным поступком школь­ника. Это означает, что он намеренно ябедничает, рассчитывая, что за его жа­лобой последует определенное действие взрослого в отношении объекта жалобы. Такое возможно лишь в старшем дошко­льном и младшем школьном возрастах, когда ребенок уже способен просчиты­вать, какая реакция последует на тот или иной его поступок или слово.

Произвольность и выполнение правил

Моральное развитие малыша начи­нается задолго до его поступления в школу, однако с такой развернутой, по­стоянно контролируемой системой пра­вил, как там, он сталкивается впервые (Петровский, 1973). К младшему школь­ному возрасту ребенок уже приобретает умение подчиняться некоторым обяза­тельным для всех правилам как общест­венно выработанной системе (Элько- нин, 1989). В учебной же деятельности он сталкивается с необходимостью активного соблюдения очень большого ко­личества норм поведения, что создает предпосылки для возникновения про­блемных ситуаций в этом процессе. Ре­бенку бывает трудно понять и соблюдать много правил сразу. Старательно осваи­вая их, школьник следит за тем, чтобы и остальные выполняли эти правила. У него возникает желание, чтобы их никто не нарушал. Это создает почву для ябед­ничества. Как отмечает Д.Б. Эльконин, первоклассники, особенно в первые дни пребывания в школе, чрезвычайно чув­ствительны к выполнению всех правил. Поэтому, по его мнению, своими сооб­щениями на одноклассника они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они знают правила (Эльконин, 1989).

Формирование самооценки

В возрасте 6—7 лет у ребенка форми­руется самооценка. Ребенок дошкольно­го возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, самооценки как та­ковой и понимания собственной ценно­сти у него нет. Если дошкольнику слу­чается много раз терпеть в чем-то неуда­чу, то он по-прежнему любит себя, безотносительно к ситуации. Ребенок же, прошедший кризис семи лет и вступив­ший в младший школьный возраст, уже начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со свои­ми удачами и неуспехами (Выготский, 1986). В этом возрасте у школьника фор­мируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. В связи с этим, если ребенку мало доверяют, и он чувствует себя малозначимым, ущем­ленным, то у него вполне может возник­нуть желание повысить свою значимость посредством ябедничания. Поскольку к семи годам ребенок уже умеет предви­деть реакцию взрослого в ответ на тот или иной его поступок, он может чувст­вовать себя более значимым, зная, как взрослые отреагируют на его сообщения. Такой способ поднятия самооценки и собственной значимости может закре­питься у ребенка, и он станет система­тически ябедничать.

Децентрация

В дошкольном возрасте коллектив­ная сюжетно-ролевая игра создает воз­можности для преодоления познава­тельного «эгоцентризма» (Пиаже, 2006; Эльконин, 1989). К младшему школьно­му возрасту дети уже успешно его пре­одолевают и осваивают процесс децентрации. То есть они начинают понимать, что точка зрения другого человека мо­жет отличаться от их точки зрения, учат­ся ставить себя на место другого челове­ка и предвидеть, какие чувства он может испытать.

Развитие нравственности

По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравствен­ность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством спра­ведливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве ме­жду людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в ре­зультате взаимодействия их развиваю­щихся когнитивных структур и посте­пенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справед­ливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительно­сти правил) (Пиаже, 2006).

Общение со сверстниками

В 6—7 лет ребенок вступает в младший школьный возраст — время активного развития социального познания, которое осуществляется, в том числе, через соци­альное сравнение (Крайг, Бокум, 2006). Дети в этом возрасте должны научиться решать сложные ситуации, возникающие в дружеских отношениях, и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные нормы и уважать авторите­ты. Поэтому они начинают присматри­ваться к миру людей, сравнивать себя с другими. Активное общение со сверст­никами в младшем школьном возрасте открывает возможности для социально­го сравнения в условиях формирования Я-концепции (Цукерман, 1993). У ребен­ка, сравнивающего себя с другими и на­шедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отом­стить» тем, у кого что-то лучше, а спосо­бом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.

Особенности младшего школьника в конце начальных классов

Усвоение моральных норм и правил поведения

В младшем школьном возрасте за­кладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравствен­ное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогаща­ются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными (Крутецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1—2 классов основаны на опы­те собственного поведения и на конкрет­ных указаниях и разъяснениях взросло­го, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащие­ся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они име­ют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.

Смена ориентации в общении от взрослого к сверстнику

На период обучения в 1—2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрос­лых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санк­ции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эго­центричен, и если он и испытывает чув­ство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ре­бенком (Пиаже, 2006). В 3—4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников ор­ганизуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрос­лым (Пиаже, 2006).

Переход от морального реализма к моральному релятивизму

В начале младшего школьного воз­раста ребенок находится на стадии нрав­ственного реализма — в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них — не абстракт­ная, а нерушимая реальность. О нравст­венности поступка ребенок в этом воз­расте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому млад­ший школьник остро реагирует на нару­шение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы послед­него призвали к порядку.

В конце младшего школьного воз­раста, по Пиаже, дети вступают в стадию нравственного релятивизма (Пиаже, 2006). Теперь они осознают, что прави­ла представляют собой согласованный продукт разных людей и, по мере воз­никновения потребности, могут изме­няться. Это ведет к пониманию того, что не существует абсолютно правильного и абсолютно неправильного и что мораль­ность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий. В связи с этим многие дети, ябедничество кото­рых имело целью «призвать» всех к по­рядку и справедливости, в этом возрас­те перестают ябедничать.

Психологические условия генезиса феномена ябедничества

Возникновение и развитие феноме­на ябедничества у детей во многом обу­словлено характером общения и взаимо­действия со взрослыми и со сверстника­ми, а также уровнем морального развития ребенка.

Задержка на этапе морального реа­лизма, когда над ребенком все еще вла­ствует мораль принуждения, «священ­ности» правил и необходимости наказа­ния их нарушившего, может стать усло­вием возникновения феномена ябедни­чества. В нашей работе делается акцент именно на этом аспекте.

Огромное значение имеет также ха­рактер общения ребенка в семье. Пред­посылками возникновения ябедничества могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для не­гармоничной семьи характерно преоб­ладание отношений власти — подчине­ния, отсутствие сотрудничества, парт­нерства, взаимопомощи и т. п. (Карабанова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причи­ной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме са­моотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой само­оценкой ребенок может пытаться бо­роться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).

В младшем школьном возрасте ребе­нок должен научиться общаться и стро­ить совместную деятельность для дости­жения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчине­нию. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста — компетент­ность, определяемая способностью со­трудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество — это инертность, одним из вы­ражений которой является сверхконку­ренция. В этом случае ребенок побуж­дается чувством неполноценности, стре­мится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за пре­восходством ябедничество может ис­пользоваться им как средство для до­стижения целей.

Ябедничество в любом виде предпо­лагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его ре­акции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение. Как пишет школьный психолог М. Кравцо­ва, само по себе сообщение ребенка мо­жет не означать ничего плохого и не не­сти отрицательного смысла. В этой си­туации важна реакция на нее взрослого, после которой школьник устанавливает причинно-следственные связи между своим сообщением и поведением взрос­лого (Кравцова, 2003). Если реакция взрослого «положительно» подкрепит жалобы ребенка, то он это может вос­принять как «зеленый свет» для продол­жения такого поведения.

В заключение отметим, что теорети­ческий анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные вы­воды, требующие эмпирического обо­снования и подтверждения: ябедничество — это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который име­ет возрастную динамику и связан с уров­нем морального развития. Данные утверждения стали основными гипоте­зами, проверяемыми в ходе проведенно­го нами исследования младших школьников из российских и армянских обще­образовательных школ.

Исследование

Цель исследования — выявление осо­бенностей суждений «ябедников» и их уровня морального развития. Объектом исследования выступил феномен ябед­ничества младших школьников из 1-х и 3-х классов общеобразовательных школ России и Армении. Предметом исследования являлись суждения млад­ших школьников о ябедничестве.

Операционализация основных понятий

Ябедничество/жалобы — широкое понятие, включающее в себя все сооб­щения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информа­ции о них.

Уровень морального развития: соглас­но Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:

  1. морального реализма, когда дети счи­тают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, счи­тают хорошим лишь тот поступок, ко­торый им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориен­тированы на взрослого;

  2. морального релятивизма, когда дети осознают, что правила — согласован­ный продукт разных людей; ориен­тированы на сверстников; и мораль­ность поступка зависит от намерений, а не последствий.

Гипотезы исследования

Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержа­нии ябедничества.

Частная гипотеза: «ябедники» в 1-х классах ориентированы на правила и справедливость, «ябедники» в 3-их клас­сах — на межличностные отношения.

Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябед­ничества.

Частные гипотезы:

  • «ябедники» находятся на более низ­ком уровне морального развития (уровне морального реализма и до- конвенциональном уровне), чем ос­тальные дети, что находит отражение в том, что в решении дилемм «ябед­ники» ориентируются преимущест­венно на следствия, а «неябедники» на намерения героев дилеммы;

  • в решении моральных дилемм ябед­ники ориентируются преимущест­венно на установленные авторитет­ным лицом правила и на наказание нарушившего их.

Гипотеза 3. Ябедничество — социо­культурно обусловленный феномен.

Частная гипотеза: существуют раз­личия между суждениями о ябедниче­стве «ябедников» российских и армян­ских школ.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.

  2. Выготский Л.С. Вопросы детской (воз­растной) психологии. Кризис семи лет. (1933-1934) // Выготский Л.С. Собр. со­чинений. - Т. 4. - М., 1986.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консуль­тирования. — М.: Гардарики, 2004.

  4. Кравцова М. Правдолюб или ябеда // Школьный психолог. — 2003. — №10. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301009

  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2006.

  6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просве­щение, 1976.

  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребен­ка. — М., 2006.

  8. Роулз Дж. Теория справедливости. — Но­восибирск: Изд-во Новосибирского уни­верситета, 1995.

  9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологиче­ские труды. — М., 1989.

  11. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.

Продолжение в следующем номере.


Для цитирования статьи:

Оганесян C. Е.Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте. // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. c.66-69. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать