ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки

Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки

Скачать в формате PDF

Страницы: 42-47

Ключевые слова: сосуществование; вера в магию; научная реальность; бессознательное

Для цитирования статьи:

Субботский Е. В. Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки. // Национальный психологический журнал 2010. № 1. c.42-47.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2010

Субботский Евгений Васильевич Ланкастерский университет

Аннотация

Автор ищет ответ на вопрос, каким образом вера в магию может сосуществовать с верой в науку в сознании рационального образованного человека? Рассматриваются эксперименты, проверяющие гипотезу о том, что вера в магию выживает в рациональном сознании посредством ухода в бессознательное. Проанализированы теоретические и практические следствия существования бессознательной веры в магию у современных образованных людей.

Со времен Галилея (1564—1642) за­падная цивилизация развивалась под знаком науки. Две монотеистические религии, доминирующие в западном мире, — Иудаизм и Христианство, — которые боролись с верой в магию тыся­челетиями, получили в лице науки мощ­ного союзника. Так почему же вера в магическое до сих пор жива? Возможно, она выживает так же, как выживали мел­кие млекопитающие в век динозавров: уйдя «под землю» — в глубину бессозна­тельного.

Гипотеза, подлежавшая эксперимен­тальной проверке в данном исследова­нии, была следующей.

Первоначально вера в магическое (ВВМ) появляется у детей как легитим­ная, сознательная форма верований, ко­торая сосуществует с верой в физиче­скую причинность; позже, под давлением науки и религии, ВВМ уходит в об­ласть бессознательного.

Если эта гипотеза верна, должны на­блюдаться следующие эмпирически проверяемые эффекты.

  1. Дети дошкольного возраста верят в магическую причинность в такой же степени, в какой они верят в физиче­скую причинность. Это проявляется как в объяснениях необычных явлений, так и в поведении.

    Обоснование: у детей ВВМ еще не ис­пытала прессинга науки и религии — двух сил, которые вытесняют ВВМ в бес­сознательное.

  2. Будучи значительной частью жиз­ни дошкольника и младшего школьни­ка, ВВМ способствует познавательному развитию детей

    Обоснование: Ранние магические ве­рования детей получают поддержку от социального окружения как в форме поддержания верований детей в фольк­лорные магические персоны (Дед Мо­роз, Баба Яга, Добрая Фея), так и в фор­ме индустрии игрушек и развлечений, книг и фильмов для детей. Эта система­тическая и дорогостоящая поддержка экономически оправдана лишь в том случае, если взрослые (родители, учите­ля, психологи) интуитивно осознают, что ВВМ приносит пользу общему пси­хическому развитию ребенка.

  3. В раннем школьном возрасте ма­гические объяснения исчезают из суж­дений детей о причинах физических яв­лений, однако они могут быть легко вос­становлены, если детям продемонстри­ровать необъяснимые физические эф­фекты, которые в книжках и сказках ассоциируются с магией.

    Обоснование: в начале научного и ре­лигиозного образования вытеснение ВВМ в бессознательное еще не заверше­но и ВВМ флуктуирует между областя­ми сознательного и бессознательного.

  4. При объяснении непонятных яв­лений, которые выглядят как магиче­ские эффекты, взрослые будут склонны отрицать свою веру в магию, даже если эти эффекты воспроизводятся несколь­ко раз и испытуемые не в состоянии объ­яснить их естественными причинами.

    Обоснование: В своих вербальных су­ждениях большинство взрослых стремятся быть в согласии со взглядами представителей науки и религии.

  5. Встретившись с магическим вме­шательством в их жизнь либо в форме наблюдения магических феноменов, либо в форме попытки мага повлиять на их жизнь, взрослые будут сопротивлять­ся такому вмешательству: они будут от­рицать тот факт, что магические манипуляции имеют влияние на ход их жиз­ни (психологическая защита).

    Обоснование: современная религия ассоциирует магию с силами зла (дьяво­лом, оккультизмом, язычеством). Это создает у взрослых страх перед магией и включает механизм психологической защиты от магической интервенции.

  6. Если психологическая защита от магической интервенции ослаблена (на­пример, когда отрицание возможности магических эффектов связано с возмож­ными неприятными последствиями), рациональные взрослые будут демонст­рировать ВВМ.

    Обоснование: у взрослых ВВМ не ис­чезает, а уходит в бессознательное. Как показано в психоанализе, при ослабле­нии защит бессознательные мысли и верования переходят в область созна­тельного.

  7. В отличие от западных образован­ных взрослых, необразованные жители традиционных культур будут проявлять высокий уровень веры в магию как в сво­их вербальных суждения, так и в прак­тических действиях.

    Обоснование: в традиционных куль­турах ВВМ не подавляется наукой и ре­лигией и остается на уровне сознатель­ных представлений.

Последующая часть статьи посвяще­на обзору экспериментальных исследо­ваний (в которых проверялись вышепе­речисленные эффекты), а также теоре­тическим и практическим следствиям из факта существования бессознательной веры в магическое.

Результаты экспериментальных исследований

Эффект 1. Дошкольники верят в магию.

Московских детей в возрасте четы­рех, пяти и шести лет спрашивали, мо­гут ли игрушечные фигурки зверей пре­вращаться в зверей настоящих. Только немногие 4-летние сказали «да». Однако, когда игрушечный лев начинал са­мостоятельно и без видимой причины прыгать по столу (использовались скрытые магниты), лишь немногие из детей проявили рациональное поведе­ние (искали механизм, провода и т. п.) (рисунок 1). Большинство детей или бежали из комнаты, или пользовались «волшебной палочкой» с целью остано­вить превращение.


Рисунок 1. Процент детей, продемонстрировавших веру в магию в вербальных суждениях (вербальное поведение) и в реальном поведении (реальное поведение)

В другом опыте детей спрашивали, могут ли картинки превратиться в те предметы, которые на них нарисованы, под влиянием волшебных слов. Почти все дети ответили «нет», но, оставшись наедине с картинками и «волшебной шкатулкой», пытались осуществить пре­вращение (Субботский, 1984).

Английских четырех- и шестилетних детей просили вообразить, что в пустой картонной коробке появилось существо (кролик или монстр). Оставшись наеди­не с коробкой, некоторые дети вели себя так, как если бы в коробке действитель­но появилось указанное существо (Harris, Brown, Marriot, Whittal & Harmer, 1991).

Эффект 2. Магическое мышление по­вышает креативность детей в решении интеллектуальных проблем.

Дети четырех, шести и восьми лет были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Обеим группам показывали фрагменты из фильма о Гар­ри Поттере. В экспериментальной груп­пе показанный фильм изобиловал маги­ческими эффектами. В контрольной группе в фильме фигурировали те же ге­рои, но без магических эффектов. По­сле показа детей проводили через серию тестов на креативность (тест креативно­сти Торренса и рисунки несуществую­щих предметов).

Дети экспериментальной группы показали значительно более высокую креативность в решении задач, чем дети контрольной группы (рисунок 2) (Subbotsky, Hysted & Jones, 2009; Subbotsky, 2010).


Рисунок 2. Средние суммарные баллы по Тесту Торренса (гибкость, оригинальность, и воображение) как функция условия (фильм с магическими эффектами или без таковых) и возраста (4 года или 6 лет).

Эффект 3. В раннем школьном возрас­те магические объяснения исчезают из су­ждений детей о причинах физических яв­лений, однако они могут быть легко вос­становлены.

Английских детей пяти, шести и де­вяти лет, которые проявили понимание различия между подлинными магиче­скими эффектами и фокусами, спраши­вали, верят ли они в то, что подлинные магические эффекты существуют в ре­альном мире. Половина пятилетних и 75% шести- и девятилетних ответили «нет». Тем из детей, кто утверждал, что магии не существует, показывали эф­фект, который выглядел как «настоя­щая» магия: новая почтовая марка ока­зывалась наполовину сожженной в пус­том деревянном ящике после того, как взрослый произносил магическое заклинание с целью сжечь марку (Subbotsky, 2004). Все пятилетние, многие шести- и девятилетние изменили свое мнение и сказали, что магия была «настоящая» (рисунок 3).


Рисунок 3. Процент детей, не верящих в магию, которые изменили или не изменили свое неверие в результате увиденного «магического явления», как функция возраста

Эффект 4. Взрослые будут отрицать магические явления даже в том случае, если эти явления повторяются и рацио­нальное объяснение отсутствует.

Студентам британского университета демонстрировалась последовательность из четырех событий, в которой материальный предмет появлялся или не появлялся в пус­том деревянном ящике, который испытуе­мый держал в руках, в зависимости от того, произносил или нет экспериментатор ма­гическое заклинание. Испытуемые упор­но отрицали магические объяснения, хотя и не смогли предложить объяснений ра­циональных (Subbotsky, 2010) (рисунок 4).


Рисунок 4. Процентная оценка испытуемыми вероятности того, что причиной наблюдаемого необычного явления было магическое заклинание, как функция порядка наблюдаемого явления

Эффект 5.1. Встретившись с «маги­ческим» феноменом, память испытуемых будет перестраивать ход событий с целью предоставить испытуемым возможность интерпретировать «магические» эффек­ты как обычные (когнитивная защита).

В одном из исследований, студентам английского и немецкого университетов показывали «магический» эффект — объект, который испытуемые клали в пустой ящик, исчезал без следа (Subbotsky, 1996). За несколько секунд до того, как испытуемые клали объект в шкатулку, их просили выполнить отвле­кающий маневр — принести из другого угла комнаты игрушку.

Целью эксперимента было выяснить, будут ли испытуемые неправильно вос­производить порядок событий, «поме­щая» отвлекающее событие между раз­мещением объекта в шкатулку и его неожиданным исчезновением. Изменяя таким образом порядок событий, испы­туемый может интерпретировать не­обычное явление как обычное: в то вре­мя как он отвлекся на игрушку, экспери­ментатор извлек предмет из шкатулки и спрятал его (когнитивная защита).

Результаты показали, что в экспери­ментальной группе большинство испы­туемых действительно воспроизвели не­правильный порядок событий, в кон­трольной же группе, где все объекты оставались в шкатулке, ошибались лишь немногие (рисунок 5).


Рисунок 5. Процент взрослых испытуемых, воспроизводивших правильный или неправильный порядок событий в экспериментальной (исчезновение) и контрольной сериях

Опыт повторили с шести-, восьми- и десятилетними детьми в Москве (Subb­otsky, Chesnokova & Greenfield, 2002).

В каждой экспериментальной и кон­трольной группе было по 20 человек. Шестилетние запоминали правильный порядок одинаково хорошо, как в экспе­риментальной, так и в контрольной се­риях, в то время как многие восьми- и десятилетки, подобно взрослым, воспроизводили порядок событий непра­вильно (рисунок 6). Эффект можно объ­яснить тем, что у шестилетних вера в магию существует на сознательном уров­не, и механизм бессознательной транс­формации реальности с целью не допус­тить магические явления у них еще не сформировался.


Рисунок 6. Процент испытуемых, воспроизводивших неправильный порядок событий в экспериментальной (исчезновение) и контрольной сериях, как функция возраста

Эффект 5.2. Встретившись с маги­ческим вмешательством в их жизнь на сознательном уровне, взрослые будут от­рицать эффективность такого вмешательства, демонстрируя психологическую защиту от магической интервенции (эмоциональная защита).

В одном из экспериментов студентов английского университета просили вы­брать навык, который они хотели бы приобрести или избавиться от которого хотели бы (например, умение писать эссе или бросить курить), а затем пред­лагали помочь в приобретении/избавле­нии от этого навыка с помощью магии (Subbotsky, 2009a).

Через две недели те испытуемые, ко­торые согласились принять магическую помощь, сообщили, что улучшений во­обще не произошло, а испытуемые кон­трольной группы (которым магическая помощь не предлагалась) сообщили, что произошли небольшие улучшения (оче­видно, в силу усилий самих испытуемых).

В другом эксперименте того же ис­следования, испытуемым предлагали магически повысить их уровень «общей удовлетворенности жизнью». Через две недели те испытуемые, которые согласились принять магическую помощь, сообщили о значительном снижении указанного уровня, испытуемые, отка­завшиеся принять магическую помощь, сообщили о значительном повышении уровня, а испытуемые контрольной группы сообщили, что уровень не изме­нился (рисунок 7).


Рисунок 7. Средние балльные оценки испытуемыми удовлетворенности своей жизнью как функция условия (помощь отклонена, магическое внушение и контрольная группа) и времени

Эффект 5.3. Встретившись с маги­ческим вмешательством в их жизнь на подсознательном уровне, взрослые будут демонстрировать страх перед этим вме­шательством (эмоциональная защита).

Наконец, в третьем эксперименте испытуемым предлагали помочь увидеть желанный сон. Те испытуемые, которые приняли магическую помощь, вместо избранных ими приятных снов видели кошмары (тем самым обесценивая ма­гическую помощь), в то время как испы­туемые контрольной группы, где маги­ческая помощь не предлагалась, видели обычные сны (рисунок 8) (Subbotsky, 2009a; Subbotsky, 2010).


Рисунок 8. Процент увиденных сновидений как функция условия (магическое внушение и контрольная группа) и типа сновидений (заказанные, страшные и обычные)

Эффект 6.1. Когда защиты ослабле­ны, взрослые возвращаются к магическо­му поведению: фактор риска.

Один из способов преодолеть защи­ты — это сделать отрицание веры в ма­гию дорогостоящим. Английским сту­дентам демонстрировали «магический эффект» — пластиковая кредитная карточка, помещенная в пустой деревянный ящик, внезапно распадалась на отдель­ные части после того, как эксперимен­татор произносил магическое заклина­ние (Subbotsky, 2001).

После этого испытуемым предлага­ли опустить в ящик (а) водительское удо­стоверение (слабый риск) или (б) руку (сильный риск) и предлагали принять решение: можно ли экспериментатору повторить заклинание.

В условиях слабого риска лишь 12% испытуемых запретили экспериментато­ру повторить заклинание; в условиях же сильного риска, 50% испытуемых запре­тили повтор заклинания и обосновали свое решение так, как если бы они дей­ствительно верили в магическое воздей­ствие.

В другом опыте испытуемым предла­гали представить, что к ним на улице подошла ведьма и предложила наложить заклинание на их будущую жизнь (Subbotsky, 2007).

Одним испытуемым говорили, что цель заклятия — сделать их здоровыми, богатыми и счастливыми на всю жизнь (позитивное заклинание), другим — что цель заклинания сделать их слугами тем­ных сил (негативное заклинание).

Предварительные опыты показали, что испытуемые, утверждающие, что они не верят в магию, реагируют на по­зитивное заклятие неоднозначно: поло­вина принимает заклятие, а половина отвергает (Subbotsky, 2005). Если утвер­ждение испытуемых о неверии в магию истинно, то они должны в такой же про­порции принимать и отвергать негатив­ное заклятие, цена неверия в которое намного выше, чем цена неверия в по­зитивное заклятие. Если же утверждение испытуемых об их неверии в магию лож­но, то количество испытуемых, отвер­гающих негативное заклятие, должно быть значительно выше 50%, что и ока­залось в итоге (рисунок 9).


Рисунок 9. Процент испытуемых, отказавшихся принять магическое заклинание, как функция условия (личная вовлеченность или отсутствие таковой) и типа заклинания

Эффект 6.2. Когда защиты ослабле­ны, взрослые возвращаются к магическо­му поведению: фактор любопытства.

Другой способ преодолеть защиты — это сделать магию объектом исследова­ния. Исследование феноменов, в кото­рые люди, по их утверждению, не верят, не противоречит официально принятым научным взглядам и одновременно по­зволяет человеку «играть» с запрещен­ной реальностью.

Если ВВМ находится в подсознании, то, при прочих равных условиях, новое и необычное событие будет вызывать более сильное любопытство и исследо­вательское поведение, если оно представлено как проявление сверхъестест­венного, чем если оно представлено как непонятное, но естественное событие (эффект «невозможное над возмож­ным», или Н/В эффект).

Испытуемым показывали необыч­ный эффект (необъяснимое разруше­ние физического объекта в пустом де­ревянном ящике) и представляли его либо как результат магического закли­нания (невозможное событие), либо как результат дистантного действия не­известного прибора (возможное собы­тие) (Subbotsky, 2009b).

Как дети, так и взрослые проявили Н/В эффект. Они намного чаще готовы были пойти на умеренный риск для того, чтобы исследовать невозможное собы­тие, чем для того, чтобы исследовать воз­можное событие (рисунки 10 и 11).


Рисунок 10. Процент детей, пожелавших подвергнуться риску потерять свой приз ради возможности исследовать новый и необычный феномен как функция условия и возраста


Рисунок 11. Процент испытуемых, пожелавших подвергнуться риску потерять ценные для них объекты ради возможности исследовать новый и необычный феномен как функция условия и ценности объекта

Эффект 7. В отличие от западных об­разованных взрослых, необразованные жители традиционных культур будут проявлять высокий уровень веры в магию как в своих вербальных суждениях, так и в практических действиях.

Эксперименты, в которых испытуе­мые подвергались слабому (вспомним ситуацию, когда под угрозой был до­кумент) или сильному (рука под угро­зой) риску при отрицании своей веры в магию были воспроизведены в сель­ских районах центральной Мексики (Subbotsky & Quinteros, 2002).

Как и предполагалось, в условиях сла­бого риска мексиканцы показали значи­тельно более высокий уровень веры в магию, чем британцы, как в своих вер­бальных суждениях, так и в действиях (рисунок 12). Интересно, что в условиях сильного риска эта разница сохранилась лишь на уровне вербальных суждений.


Рисунок 12. Процент испытуемых, признавших свою веру в эффект магического заклинания в условиях слабого риска, как функция типа признания (вербальное или реальное поведение) и типа культуры (британцы или мексиканцы)

На уровне реального поведения бри­танцы проявили веру в магическое поч­ти в такой же степени, как и мексикан­цы (рисунок 13).


Рисунок 13. Процент испытуемых, признавших свою веру в эффект магического заклинания в условиях сильного риска, как функция типа признания (вербальное или реальное поведение) и типа культуры (британцы или мексиканцы)

Старый взгляд на магические верования у современных представителей западных культур

Этот взгляд сформировался в первой половине ХХ столетия и был отражен в работах по культурной антропологии (Frazer, 1923; Levy-Bruhl, 1926/1966; Taylor, 1929) и психологии развития (Buler, 1930; Piaget, 1929/1971).

Согласно этому взгляду, вера в магию представляет собой устаревшую форму мышления, которая существовала у большинства людей в предшествующие века и существует у ребенка-дошкольника сегодня, но исчезает у старших детей и взрослых, оставаясь лишь у небольшо­го числа суеверных индивидуумов.

Новый взгляд

Исследования последних лет приво­дят к выводу, что современные предста­вители западных культур не делятся на верующих и неверующих в магию. На бессознательном уровне каждый верит в магическое. Индивидуальные различия между людьми определяются лишь тем, как глубоко в бессознательном «залега­ет» эта вера и насколько сильна психо­логическая защита от веры в магическое.

Если новый взгляд верен, то это име­ет серьезные последствия, как для тео­рии, так и для практики.

Теоретические следствия.

Вера в магию — не предмет древней истории, она живет в современном мире, уйдя на уровень бессознательного. В мире, где правит наука, вера в магическое вынуждена маскироваться, сбрасы­вая свою «старую кожу» (ассоциацию с магическими силами богов и духов пред­ков) и надевая «новую кожу» (ассоциа­цию с силами общества, эволюции и ес­тественного отбора). Очищенная от сво­его сакрального контекста и определяе­мая как внушаемость, конформность и уязвимость современного человека к магическим воздействиям выживает в мире, который внешне полностью пола­гается на науку и рациональную логику (подробнее об этом см. Subbotsky, 2010, Глава 9).

Практические приложения.

Как показано в психоанализе, бес­сознательные мысли и верования обла­дают энергией, и к этой энергии можно получить доступ. Если подключиться к этой энергии, ее можно использовать для решения разнообразных задач, таких как: улучшение мышления и воспри­ятия, коммерческая реклама, политиче­ский контроль над умами людей, воен­ный и политический террор, индустрия развлечений и др.

  • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ для улучшения мышления и восприятия у детей.

    Как показал эффект 2, демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к решению творческих когнитивных за­дач. В другом исследовании, выполнен­ном в нашей лаборатории, было пока­зано, что демонстрация детям фильма с сильными магическими эффектами улучшает их способность к различению фантастических и реалистическихи зри­тельных сюжетов (Slater, 2010).

  • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ для повышения эффектив­ности коммерческой рекламы

    В исследовании, выполненном в на­шей лаборатории, подросткам и взрос­лым экспонировались серии телевизи­онных коммерческих рекламных роли­ков, в которых использовались (либо не использовались) магические эффекты. Воспроизведение содержания этих ро­ликов оценивалось как немедленно после экспозиции, так и по прошествии 2 недель. При непосредственном воспроизведении магические и немагические ролики запоминались одинаково хорошо. При отсроченном же воспроизведении взрослые запоминали ролики с магическими эффектами значительно лучше, чем ролики без магичесих эф­фектов (Matthews, 2010).

  • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ для целей политического влияния

    Ранние формы политического кон­троля открыто полагались на магические верования людей (Frazer, 1923; Jaynes, 1976; Levy-Bruhl, 1926/1966). Например, в древнем Египте власть фараона полу­чала легитимность в массовой вере в бо­жественную сущность фараона.

    В современных индустриальных об­ществах политическая власть считается результатом демократических выборов, а не магических верований. Однако пси­хологические механизмы, на которых основано уважение к власти у современ­ных людей, во многих чертах совпадают с теми, на которых было основано почи­тание богов (Malinowski, 1935; Tambiah, 1990). В демократических странах сего­дня «выборы выигрываются или проигрываются в основном не за счет рацио­нальных доводов, а за счет апелляции к ценностям и эмоциям электората, вклю­чая и подсознательные интуитивные чувства» (Westen, 2007, p. 423). Подсоз­нательная ВВМ вполне может быть од­ним из таких интуитивных чувств.

  • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ для целей военного и поли­тического террора

    Урон, нанесенный японскими ками­кадзе («святой ветер») Американскому флоту в битве за Окинаву, который опре­делил решение США использовать ядер­ное оружие, показал силу веры в маги­ческое, учитывая то, что камикадзе были добровольцы, жертвовавшие своей жиз­нью ради священной цели. Антрополо­гические исследования суицидального терроризма сегодня показывают, что в основе этого вида терроризма лежат «священные ценности», которые пре­восходят по силе своего влияния эконо­мические и другие материалистические стимулы (Atran, Axelrod & Davis, 2007). Особенно важным компонентом среди этих ценностей является религиозная вера. Было показано, что большинство палестинских суицидальных террори­стов не отличалось от обычных жителей своего этноса по уровню образования, благосостояния или умственного здоровья — однако «все были глубоко религи­озны, веря, что их действия санкционированы священными откровениями Ис­лама» (Atran, 2003, p. 1537). Было бы ошибкой сводить феномен суицидаль­ного терроризма только к религиозной вере, однако вера в магическое единст­во с волей Бога и великую награду, ко­торая ждет мученика после смерти, не­сомненно, влияют на решение совер­шить акт суицидального террора.

  • Использование энергии бессознатель­ной ВВМ в индустрии развлечений

    Как показал эффект 6.3, дети и взрослые готовы значительно чаще пойти на умеренный риск для того, что­бы исследовать сверхъестественные со­бытия, чем для того, чтобы исследовать равно необъяснимые и новые естест­венные явления. Этот эффект объясня­ет необычайный коммерческий успех таких шедевров индустрии развлече­ний, как «Гарри Поттер» Роулингс, «Властелин Колец» Толкиена и «Ава­тар» Камерона.

    В современном мире многие рацио­нально настроенные взрослые поддают­ся искушению магии, когда дело идет о развлечениях. Это искушение, несо­мненно, черпает свою силу в энергии бессознательной ВВМ.

Заключение

Из руин старого взгляда на ВВМ воз­никает новая дисциплина: возрастно-­когнитивная наука о магическом мышлении и магических верованиях у совре­менных людей. Эта наука уже добилась первых успехов. Потенциально эта дис­циплина может объединить и объяснить феномены, которые до сих пор исследо­вались отдельно друг от друга или оста­вались необъясненными (такие, как ма­гические и религиозные верования, не­прямые техники внушения и убеждения, некоторые техники «промывания моз­гов», психологические эффекты в облас­ти чувства отвращения и страха зараже­ния, привлекательность психоделиче­ских наркотиков, суеверия и веру в па­ранормальные феномены и многие дру­гие явления, которые используют скры­тую энергию магического сознания).

Литература

  1. Субботский Е. Восприятие дошкольни­ками необычных явлений // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1984. — №1. — С. 17—31.
  2. Atran S. Genesis of suicidal terrorism. — Sci­ence, 2999. — 2003. — P. 1534—1539.

  3. Atran S., Axelrod R., Davis R. Sacred barri­ers to conflict resolution // Science. — 2007. 317. — P. 1039—1040.

  4. Buler K. Die geistige Entwicklung des Kindes. - Jena: Gustav Fisher, 1930.

  5. Frazer J.G. The golden bough: A study in magic and religion. — London: Macmillan & Co. Ltd., 1923.

  6. Freud S. A general introduction to psychoa­nalysis. — New York: Liveright, 1935.

  7. Harris P.L., Brown E., Marriot C., Whittal S., Harmer S. Monsters, ghosts and witches: Testing the limits of the fantasy—reality dis­tinction in young children // British Journal of Developmental Psychology. — 1991. — 9. P. 105—123.

  8. Jaynes J. The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. — Boston: Houghton Mifflin, 1976.

  9. Levy-Bruhl L. Primitive mentality. — Boston: Beacon Press, 1966 (Original work published 1923).

  10. Matthews J. Magical thinking and commer­cial advertising: Adolescents’ and adults’ memories for magical and non—magical ad­verts. A dissertation in partial fulfilment of the requirements for the degree of BSc (Hon) in Psychology. — Lancaster University, Psychol­ogy Department, UK, 2010.

  11. Piaget J. The child’s conception of the world. London: Routledge & Kegan Paul, 1971 (Original work published — 1929).

  12. Slater E. Does exposure to magical media af­fect children’s ability to make fantasy reality distinction? A dissertation submitted to Lan­caster University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Bsc (Hons) in Psychology. — 2010.

  13. Subbotsky E.V. Explaining impossible phe­nomena: Object permanence beliefs and memory failures in adults // Memory. — 1996. 4. — P. 199—223.

  14. Subbotsky E.V. Causal explanations of events by children and adults: Can alternative causal modes coexist in one mind? // British Jour­nal of Developmental Psychology. — 2001. — 19. — P. 23—46.

  15. Subbotsky E. Magical thinking in judgments of causation: Can anomalous phenomena af­fect ontological causal beliefs in children and adults? // British Journal of Developmental Psychology. — 2004. — 22. — P. 123—152.

  16. Subbotsky E. The permanence of mental ob­jects: Testing magical thinking on perceived and imaginary realities // Developmental Psychology — 2005. — 41. — P. 301—318.

  17. Subbotsky E. Children’s and adults’ reactions to magical and ordinary suggestion: Are sug­gestibility and magical thinking psychologi­cally close relatives? // British Journal of Psy­chology. — 2007. — 98. — P. 547—574.

  18. Subbotsky E. Can magical intervention affect subjective experiences? Adults’ reactions to magical suggestion // British Journal of Psy­chology. — 2009a. — 100. — P. 517—537.

  19. Subbotsky E. Curiosity and exploratory behavior towards possible and impossible events in children and adults // British Jour­nal of Psychology accepted for publication. 2009b.

  20. Subbotsky E. Magic and the mind. Mecha­nisms, functions and development of magi­cal thinking and behavior. — New York: Ox­ford University Press, 2010.

  21. Subbotsky E., Chesnokova O., Greenfield S. Object permanence beliefs and memory fail­ures in children and adults. — Paper presented at the conference on memory, University of Tsukuba, Japan, March 8—10, 2002.

  22. Subbotsky E., Hysted C., Jones N. Watching Harry Potter: Magical thinking 17 and crea­tivity in children. — Unpublished manuscript. 2009.

  23. Subbotsky E., Quinteros G. Do cultural fac­tors affect causal beliefs? Rational and magi­cal thinking in Britain and Mexico // Brit­ish Journal of Psychology. — 2002. — 93. — P. 519—543.

  24. Taylor E. B. Primitive culture. — Vol. 1. — London: J. Murray, 1929.

Для цитирования статьи:

Субботский Е. В.Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки. // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. c.42-47. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать