ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Сотрудничество университетов Москвы и Нью-Йорка

Сотрудничество университетов Москвы и Нью-Йорка

Скачать в формате PDF

Страницы: 39-41

Ключевые слова: международное сотрудничество; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ); организационная психология

Для цитирования статьи:

Молчанов С.В., Первичко Е. И. Сотрудничество университетов Москвы и Нью-Йорка. // Национальный психологический журнал 2010. № 1. c.39-41.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2010

Молчанов Сергей Владимирович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Первичко Елена Ивановна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье выделены основные задачи, направления и перспективы международного сотрудничества факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и факультета психологии Университета Нью-Йорк (SUNI) в сфере образования.

Международное академическое со­трудничество является одним из при­оритетных направлений деятельности факультета психологии МГУ и важным фактором укрепления его лидерских позиций в мировом психологическом пространстве. Сфера международного сотрудничества в системе образования — перспективное направление модерниза­ции системы высшего профессиональ­ного образования в контексте перехода на двухуровневую систему подготовки «бакалавр — магистр». Международное взаимодействие, совместные исследова­тельские проекты, конференции, дискуссии позволяют успешно реализовы­вать задачи повышения уровня и каче­ства образования.

Совместные образовательные про­граммы российских и зарубежных уни­верситетов дают возможность аккумули­ровать международный научный опыт, изучать современные взгляды на акту­альные проблемы фундаментальной и прикладной психологии, на особенно­сти их реализации в сфере практической деятельности. Преломление научных подходов через призму культурного опыта позволяет верифицировать сте­пень истинности и соответствия науч­ных идей реальности практики. В Мос­ковском государственном университете имени М.В. Ломоносова большое внимание уделяется международной дея­тельности, направленной на научный обмен и создание совместных образова­тельных программ с ведущими зарубеж­ными учебными центрами и универси­тетами. Факультет психологии активно участвует в международном сотрудниче­стве, взаимодействуя со многими веду­щими университетами мира, представ­ляющими разные страны и континенты, научные школы и концепции. В настоя­щее время заключено 7 договоров о сотрудничестве с университетами и учеб­но-научными центрами Европы, Азии, Америки.

Одним из приоритетных направле­ний международного сотрудничества в Московском университете является коо­перация с Государственным университе­том Нью-Йорка (SUNY), представляю­щим США. Университет был основан в 1948 году по инициативе правительства штата Нью-Йорк Томасом Дьюи. Этот университет — один из крупнейших ву­зов США, здесь обучается более 440 тыс. студентов. Его отличительной особен­ностью университета является широкая география — университет объединяет значительное число учебных центров, разбросанных по всей территории США, каждый из которых обладает своей об­разовательной, научной, исследователь­ской спецификой. Факультеты и коллед­жи университета объединены в четыре центра: Олбани (Albany), основанный в 1844 г., Бингхемтон (Binghamton), от­крытый в 1946 г., Баффало (Buffalo), основанный в 1846 г., и самый молодой центр — Стоуни Брук (Stony Brook, 1957). Руководство и администрация универ­ситета расположены в Олбани.


Российско_американский студенческий круглый стол «Размышляя о жизни российского и американского университета»

Девиз «Учиться — искать — работать во благо» определяет ценностные уста­новки и атмосферу университета, где познание, саморазвитие и социальная практика становятся целью деятельности руководства, преподавательского корпуса, студентов и аспирантов.

Старейшим центром государствен­ного университета Нью-Йорк является университет Олбани (Albany). Универси­тет Олбани предлагает широкий спектр программ подготовки психологов как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры. В настоящее время в со­ответствии с Договором о сотрудничест­ве, подписанном в 2009 г. между Москов­ским университетом и Государственным университетом Нью-Йорка, факультет психологии осуществляет международную деятельность по научному обмену и созданию совместной образовательной программы с факультетом психологии университета Олбани (SUNY).

Можно выделить следующие на­правления совместной деятельности двух факультетов:

  • международное сотрудничество по обмену студентами,

  • организация совместной Летней психологической школы с участием преподавателей и студентов обоих факультетов,

  • организация совместной магистер­ской программы по организацион­ной психологии.

Решение поставленных задач облег­чается наличием обоюдного интереса к данным направлениям совместной дея­тельности и атмосферой доброжелатель­ности и открытости во взаимоотноше­ниях между сотрудниками и руково­дством обоих факультетов.

Создание совместной магистерской программы по организационной психо­логии между факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и универ­ситетом Олбани (SUNY) является при­оритетной задачей развития междуна­родных отношений.

Организационная психология явля­ется достаточно молодой и динамично развивающейся отраслью прикладной психологической науки, особенно в по­следние десятилетия ХХ — начале XXI века. Эта дисциплина возникла как междисциплинарная область знаний, объединяющая комплекс наук об управ­лении, социологии, экономике, полито­логии и психологические дисциплины, связанные с оптимизацией профессио­нальной деятельности человека (психо­логия труда, социальная психология, эргономика). Появление организацион­ной психологии отвечает социальному заказу по обеспечению трудовых ресур­сов современного постиндустриального общества, сохранению и умножению человеческого капитала в условиях гло­бализации, высокой социальной «теку­чести» (неопределенности), новой ин­формационной среды. Выявление сис­темы психологических условий, обеспе­чивающих эффективную профессио­нальную деятельность людей в динамич­ной организационной среде, сохранение психического здоровья, личностного и профессионального роста трудоспособ­ной части населения — главные задачи организационной психологии. Соци­альная востребованность специалистов- психологов, работающих в области организационной психологии, сегодня ве­лика как никогда. Так, согласно иссле­дованиям Международной ассоциации прикладной психологии при ООН до 70—80% выпускников психологических факультетов университетов в разных странах мира работают в сфере бизнеса и организационного консультирования. В России эта цифра оказывается не­сколько скромнее. По оценкам экспер­тов, она достигает 50%. Выпускники, специализирующиеся в области организационной психологии, охотно пригла­шаются в учреждения сферы бизнеса и социальной работы: в отделы по работе с персоналом и кадровые службы раз­личных организаций; консалтинговые фирмы; агентства по подбору кадров; службы занятости; центры профессиональной ориентации и управления ми­грационными процессами; в учрежде­ния, занятые реализацией программ социальной поддержки населения; в раз­личного рода учебные и образователь­ные учреждения, включая центры про­фессиональной подготовки и перепод­готовки кадров.

Интерес к организационной психо­логии в нашей стране очень высок. Од­нако профессиональная подготовка психологов для работы в указанной сфе­ре началась сравнительно недавно — с конца XX столетия, с отставанием от за­рубежного опыта на 10—20 лет. Именно поэтому столь важным представляется международное сотрудничество в облас­ти организационной психологии с ведущими университетами мира, имеющи­ми значительный опыт в этой сфере. Открытие вместе с ведущими факульте­тами психологии крупнейших зарубеж­ных университетов программ совместной магистратуры, подтверждаемых сер­тифицирующими документами обеих стран, предполагает, что стороны выра­батывают общий подход к образователь­ному процессу, согласовывают учебные планы, реализуют образовательные стандарты обеих стран в полном объе­ме, что подтверждается выдачей дипло­мов двух университетов по завершении обучения.

Организационная психология вос­требована как среди студентов, так и сре­ди работодателей. На факультете психо­логии подготовка студентов к данному направлению профессиональной деятельности ведется в лаборатории психо­логии труда (зав. лабораторией профес­сор А.Б. Леонова), на кафедрах психо­логии труда и инженерной психологии (зав. кафедрой профессор Ю.К. Стрел­ков) и социальной психологии (зав. ка­федрой профессор Т.Г. Стефаненко). В 1999 г. на факультете психологии Мос­ковского университета была открыта магистерская программа по организаци­онной психологии. Создание совмест­ной магистерской программы по организационной психологии позволит ин­тегрировать опыт факультетов психоло­гии Московского университета и Уни­верситета Нью-Йорк, существенно по­высить управление качеством образования. В ближайших планах сотрудниче­ства — координация образовательных учебных планов университетов с целью обеспечения возможности получения выпускниками факультета психологии МГУ магистерских дипломов двух уни­верситетов.

Современное техническое оснаще­ние факультета психологии МГУ позво­ляет проводить видеоконференции с использованием высокого уровня каче­ства изображения и звука. Это дает воз­можность обсуждать актуальные вопро­сы сотрудничества оперативно и «с гла­зу на глаз» в личной беседе. Уже состоя­лись три видеоконференции. На первой, прошедшей в феврале 2010 года, состоя­лось детальное предметное обсуждение приоритетных направлений сотрудни­чества. Руководством факультетов были представлены сотрудники, ответствен­ные за реализацию задач совместной работы. Открытый, заинтересованный и доброжелательный обмен мнениями позволил партнерам лучше понять друг друга и упрочить знакомство. Перспек­тивными направлениями сотрудничест­ва обеими сторонами были признаны: студенческий обмен, разработка и ор­ганизация совместной магистерской программы по организационной психо­логии, организация Летней психологиче­ской школы (предположительно в 2011 г.) с участием преподавателей и студентов обоих факультетов.

Вторая видеоконференция, состояв­шаяся тоже в феврале 2010 года, была посвящена содержательному научному обсуждению актуальных проблем разви­тия организационной психологии и опыта подготовки профессиональных психологов. В ней приняли участие ве­дущие специалисты обоих факультетов в этой области. C российской стороны выступили: профессор А.Б. Леонова с докладом на тему «Профессиональный стресс и программы профилактики здо­ровья персонала: преимущества для ор­ганизаций» (Anna Leonova «Occupational stress and personnel health prevention pro­grams: Benefits for organizations») и до­цент С.А. Липатов с докладом на тему «Социально-психологические исследо­вания организационного поведения» (Sergey Lipatov «Social psychological stud­ies of organizational behavior»). C амери­канской стороны выступили: профессор М. Форд с докладом на тему «Особен­ности соотношения работы, семьи и здо­ровья» (Michael T Ford «Spillover across work, family and health») и ассистент профессора М. Креде с докладом на тему «Эмоциональный интеллект в организа­циях: полезная способность или арте­факт» (Marcus Crede «Emotional intelli­gence in organizations: useful construct or artifact»). На встрече присутствовали как преподаватели, так и студенты обоих фа­культетов. Поднятые вопросы вызвали неподдельный интерес и активно обсуж­дались участниками видеоконференции.

Третья видеоконференция «Амери­канская студенческая наука у нас в гос­тях» прошла в мае 2010 г. в рамках Меж­дународного форума молодых ученых, аспирантов и студентов «Ломоносов- 2010», на секции «Психология». Ее це­лью стало знакомство студентов с науч­ной деятельностью своих заокеанских коллег. Конференция вызвала большой интерес среди студентов и преподавате­лей факультета психологии. В ходе трех­часового телемоста были заслушаны и обсуждены 4 доклада: по два с каждой стороны. С российской стороны высту­пили: студентка 4-го курса факультета психологии М. Заварцева с докладом «Факторы формирования доверия в организации» (Marina Zavartseva «Job Sat­isfaction and the Level of Trust in Organization») и студентка 5 курса факультета Н. Полякова с докладом «Исследование целостности системы «глаз — голова — тело» с использованием технологии вир­туальной реальности» (Natalia Polyakova «The Study of the “Eye — Head — Body” Sys­tem Integrity as Virtual Reality Simulation»). С американской стороны выступили: ас­пирантка отделения клинической психо­логии университета Олбани Л. Вашинг­тон с докладом на тему «Эффективность программы развития социальных навы­ков у детей с расстройствами аутисти­ческого спектра в условиях обучения в одном классе со сверстниками в массо­вой школе» (Lindsay Washington «Effects of a Classroom-Wide Peer Modeling Pro­gram on the Social Skills of Children with Autism Spectrum Disorders») и аспирант отделения организационной психоло­гии университета Олбани К. Церазоли с докладом «Взаимосвязь между рабо­той и здоровьем: количественная оцен­ка» (Christopher Cerasoli «The Relationship Between Health and Work Performance: A Quantitative Review»). Видеокон­ференция прошла в доброжелательной атмосфере, предложенные сообщения вызвали большой интерес, завязалась дискуссия по ряду вопросов. Следует специально отметить высокую актив­ность московских студентов, проявив­ших не только заинтересованность, но и хорошую эрудицию, профессиональ­ную информированность в обсуждае­мых проблемах.

В дальнейших планах международ­ного сотрудничества — открытие совме­стной магистерской программы по ор­ганизационной психологии для студен­тов магистратуры факультетов, проведение круглого стола по актуальным про­блемам профессионального образова­ния психологов, подготовка Летней пси­хологической школы (ЛПШ-2011).


Студенты американских университетов, проходящие стажировку в МГУ имени М.В. Ломоносова
Для цитирования статьи:

Молчанов С.В., Первичко Е. И.Сотрудничество университетов Москвы и Нью-Йорка. // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. c.39-41. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать