Страницы: 118-120
Ключевые слова: конкуренция; студенческие научные работы
Зинченко Ю.П., Плахтиенко Г. Н. Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естетвенным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации. Анализ. Итоги. // Национальный психологический журнал 2010. № 2. c.118-120.
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьРассказывается о проведении открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ. Описана его организация и особенности проведения. Дана характеристика конкурсных работ и проанализированы итоги.
Научные студенческие конкурсы играют важную роль в процессе становления молодого ученого и профессионала. Открытый российский конкурс имеет особый статус. Во-первых, это — конкурс-долгожитель, история его проведения насчитывает десятки лет. Во-вторых, в нем всегда могли принимать участие студенты из всех вузов всех регионов России, разного возраста и года обучения.
Конкурс был организован не только для поддержки талантливой перспективной молодежи, но и для поощрения научно-исследовательской деятельности вузов в сфере решения актуальных проблем нашего общества. Главная особенность этого конкурса заключается в том, что на нем получают признание заслуги тех, кто только начинает свой путь в науке.
Хотя Открытый конкурс существует уже не одно десятилетие, широкую известность и популярность он приобрел в последние 5 лет. О его престижности и популярности свидетельствует тот факт, что участие в нем принимают не только студенты-психологи, но и конкурсанты из экономических, технических, архитектурных, военных, юридических, финансовых, педагогических вузов, сумевшие представить на достойном уровне свои первые серьезные результаты исследований. Возросший интерес к конкурсу хорошо иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1. Динамика участия студентов в Открытом российском конкурсе
Год |
Число участников |
Число вузов |
Число работ |
2005 |
281 |
76 |
270 |
2006 |
335 |
77 |
332 |
2007 |
281 |
83 |
275 |
2008 |
393 |
96 |
377 |
2009 |
498 |
117 |
513 |
За эти годы серьезно расширилась и география конкурса. В нем принимают участие студенты вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани, Якутска, Махачкалы, Ижевска, Горно-Алтайска, Абакана, Волгограда, Самары, Архангельска, Тулы, Белгорода, Мурманска, Сыктывкара, Иркутска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и многих других городов и республик Российской Федерации. Приезжают на него и конкурсанты из стран СНГ — Армении, Киргизии, Белоруссии, Казахстана, Украины.
Одно только это перечисление позволяет оценить географический масштаб конкурса, его интернациональный статус. Мы имели возможность осуществить широкий скрининг научных проблем, волнующих молодое поколение психологов, увидеть в достоинствах и недостатках присланных работ отражение общей системы подготовки психологических кадров в различных регионах нашей страны.
Конкурс проводится в два тура. Первый тур проходит непосредственно в вузах на местах, в его ходе лучшие научные работы отбираются для последующего участия в конкурсе.
Второй тур проводится в базовых вузах, определенных Министерством образования и науки для каждого конкурсного раздела. По направлению «Психологические науки» базовым вузом был назначен факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Для проведения конкурса научных работ деканом факультета, профессором Ю.П. Зинченко формируется конкурсная комиссия. В ее состав, помимо сотрудников факультета, обязательно входят представители других научных центров и организаций. Конкурсные работы студентов факультета психологии в обязательном порядке проходят рецензирование независимыми экспертами (в последние годы — это ведущие сотрудники Института психологии РАН).
Конкурсной комиссией были разработаны критерии оценки научных работ Открытого конкурса, позволяющие дифференцированно проанализировать такие аспекты, как актуальность, научная обоснованность исследования, исследовательская компетентность автора, качество оформления работы.
Критерии оценки на заключительном этапе конкурса:
Реальная научная новизна (содержание) работы.
Логико-композиционные аспекты работы:
соответствие заявленной темы содержанию работы;
грамотность, теоретическая обоснованность целей, задач, гипотез исследования;
обоснование выбора психологического инструментария, использование в исследовании надежных, валидных методик;
согласованность теоретической и исследовательской частей работы;
содержательность выводов научной работы, соответствие заявленным целям, задачам исследования.
Оформление работы.
Гармоничность (общая культура) работы.
Соблюдение норм профессиональной этики.
По итогам конкурса лучшие работы рекомендуются к награждению медалями «За лучшую научную работу» и дипломами Открытого конкурса.
Тематика конкурсных работ охватывает разные области психологической науки, однако лидирующими направлениями выступают психология личности, социальная и организационная психология. При этом следует отметить ярко выраженную практическую направленность большей части работ, которая предоставляет широкие возможности для их внедрения. Она свидетельствует об активном интересе студентов к актуальным проблемам современного российского общества: вопросам мирного сосуществования этносов; снижения агрессии, тревожности, стресса; психологической помощи самым разным категориям — детям и взрослым, здоровым и с отклонениями, профессионалам и безработным. Среди работ, представленных студентами психологических факультетов страны, много выполненных в классической парадигме экспериментальных исследований, что демонстрирует интерес будущих психологов не только к сугубо прикладным задачам, но и к методологии и теории нашей науки.
Студенты активно исследуют разные аспекты жизни своих сверстников: вопросы ценностей (экономических, коммуникативных, духовных); особенности адаптации в социуме и группе (в том числе с учетом полиэтнического характера среды); вопросы межличностных отношений; особенности личности студентов.
Мы считаем важным познакомить читателей «Национального психологического журнала» с результатами конкурса 2009—2010 года, которые демонстрируют и разнообразие тем, и актуальность исследований, и обширную географию конкурса (см. таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Список студентов, награжденных медалью «За лучшую научную работу»
№ |
ФИО студента |
Название научной работы |
1 |
Золотарева Алена Анатольевна (ОМГУ) |
Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» P. Hewitt |
2 |
Лытарева Ольга Юрьевна (Московский гуманитарный ун-т) |
Отношение родителей и прародителей к игре дошкольников |
3 |
Никишина Евгения Юрьевна (МГУ) |
Стратегии совладания и социальные навыки подростков, больных шизофренией |
4 |
Сюртукова Екатерина Юрьевна (ЯрГУ) |
Психологические корреляты эффективности профессиональной деятельности промоутера |
5 |
Чернов Альберт Валентинович (КазГУ) |
Особенности влияния свойств личности на пространственно-временную организацию психических состояний |
6 |
Четвериков Андрей Анатольевич (СПбГУ) |
Восприятие иллюзорных, двойственных и подпороговых объектов людьми в различных эмоциональных состояниях |
Таблица 3. Список награжденных дипломом Открытого конкурса
№ |
ФИО студента |
Название научной работы |
1 |
Аллахвердов Михаил Викторович (СПбГУ) |
Имплицитные теории как регулятор активности человека |
2 |
Киселев Олег Владиславович (КазГУ) |
Экспериментальное исследование феноменологических особенностей измененных состояний сознания и их проявление в повседневных условиях жизнедеятельности |
3 |
Королева Анна Юрьевна (ЯрГУ) |
Особенности восприятия лица по фотографии в условиях проблемной ситуации |
4 |
Краснова Виктория Валерьевна (МГППУ) |
Социальная тревожность в студенческой популяции |
5 |
Логушева Татьяна Германовна (ЧувГПУ) |
Особенности психических состояний несовершеннолетних осужденных с задержкой психического развития |
6 |
Лопатина Евгения Игоревна (Московский гуманитарный ун-т) |
Взаимосвязь рефлексивной культуры и защитных механизмов личности |
7 |
Рудниченко Елена Олеговна (СтавГУ) |
Формирование безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения |
8 |
Тикиджи-Хамбурьян Александра Владленовна (ЮФУ) |
Отражение в параметрах ССП направленности внимания на модальность стимула и латерализации слуховой стимуляции |
9 |
Хорошилов Дмитрий Александрович (МГУ) |
Интегративный подход к анализу результатов качественного исследования |
10 |
Красильников Дмитрий Андреевич, Шиганов Евгений Александрович (ИвИ ГПС МЧС России) |
Изменение представлений курсантов о приоритетности профессиональных качеств в рамках динамики профессиональной Мы-концепции будущих специалистов противопожарной службы |
11 |
Чувашова Ирина Александровна (КемГУ, Новокузнецкий ф-л) |
Взаимосвязь эмпатии и эмоционального выгорания в социономических профессиях на разных стадиях профессионализации |
12 |
Шарыпова Анна Алексеевна (ПомГУ, Коряжемский ф-л) |
Анализ конфликтности педагогов общеобразовательных школ |
Достоинство и качество конкурса во многом зависит от работы конкурсной комиссии. Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в статусе базового вуза по разделу «Психологические науки», на протяжении многих лет стремился обеспечить объективность, четкость, взвешенность оценок, уважение творческого потенциала участников.
Так, экспертами комиссии кандидатами психологических наук А.В. Вартановым, И.Г. Кокуриной при активном участии Л.С. Печниковой были подготовлены «Общие требования к научным работам студентов по разделу “Психологические науки”». На любую работу, в том числе и студенческую, если она претендует на то, чтобы называться «научной», распространяются все общие требования к научным работам, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов. Отсюда вытекают требования к оформлению научных работ: изложение материала определяется логикой изучаемого предмета. Поэтому разработанные для конкурсных работ методические рекомендации будут полезны студентам самых разных вузов и направлений подготовки.
Наш обзор был бы неполным без аналитических комментариев, подготовленных экспертами, много лет работающими в составе конкурсной комиссии.
Матюшкина А.А. — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии:
«Экспертная деятельность в рамках конкурса на лучшую научную работу по психологии каждый год предоставляет уникальную возможность — с позиций общей психологии во всероссийском масштабе выявить направление научных интересов молодых исследователей в области психологии. Оказывается, каждый год спектр исследовательских проблем различен. Так, например, в работах 2006—2007 года активно исследовалась проблематика психологии познания, творчества, одаренности, а в работах текущего года она фактически не была представлена. В работах конкурса 2009—2010 года фокус исследования с фундаментальных общепсихологических проблем смещен в область практической психологии. С одной стороны, хорошо, что научные интересы связаны с запросами практики. Так, на протяжении текущих двух — трех лет в рамках данного конкурса активно разрабатывается актуальная проблематика этнической психологии. В 2007—2008 году призовое место заняла работа, запомнившаяся многим экспертам нестандартностью исследовательского замысла и яркими результатами «Этнокультурные особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях коренных народов Камчатки». С другой стороны, некоторая «локальность» и узкая специализация заявляемых исследовательских проблем может привести к утере фундаментального общепсихологического базиса, который всегда являлся приоритетом в отечественной психологии. Одна из задач экспертизы конкурсных работ — выявлять и поддерживать смелые, обоснованные замыслы, продвигающие науку вперед».
Абдуллаева М.М — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда: «Проведение конкурса на лучшую студенческую работу в области психологии служит достижению нескольких взаимосвязанных задач:
поддержка талантливых работ и мотивирование их авторов;
обеспечение обратной связи со стороны экспертов, выступающих в роли «внешних» по отношению к авторам и потому более независимых и объективных;
получение дополнительной информации о состоянии науки и уровне образования в учебных вузах России в разных регионах.
Важность и необходимость проведения такого конкурса, ценность усилий его организаторов, на мой взгляд, трудно переоценить.
Если смотреть на конкурс с точки зрения чувств, которые он вызывал у меня в качестве эксперта, то можно отметить серьезные качественные изменения в эмоциональном отношении к нему. Вначале это было понимание возросшей трудовой нагрузки и чувство ответственности перед своим подразделением, представителем которого я выступаю, и, может быть, самое сложное — чувство тревоги по поводу того, как сложится работа команды экспертов, специализирующихся в разных областях. Благодаря конструктивному настрою каждого, благожелательному отношению друг к другу и выраженной ориентации на высокие идеалы профессионализма все мои страхи и волнения в итоге сошли на нет. В настоящее время, когда количество участников растет и география конкурса постоянно расширяется, я все чаще ловлю себя на ощущениях предвкушения удовольствия от встречи с мощными, великолепными работами, радостного ожидания новых открытий, новых имен и абсолютной уверенности, что такого рода конкурсы способствуют развитию нашей науки.
Конечно, среди сотен работ, которые проходят конкурс, встречаются разные по силе идеи или уровню воплощения. Поэтому не буду скрывать, что для меня еще очень важно переживание чувства гордости за работы студентов нашего факультета, постоянно выступающих на очень достойном уровне и задающих высокую планку, как в области теоретического осмысления проблем, так и в сфере их методического решения.
Пользуясь предоставленной возможностью, хочется передать слова благодарности организаторам конкурса за их «незаметную» для нас, экспертов, но чрезвычайно трудоемкую и ответственную работу по подготовке и проведению конкурса. Я хочу также выразить им признательность за мягкое управление процессом сбора мнений, создание творческой и деловой атмосферы. Желаю дальнейшего процветания такой важной части нашей профессиональной деятельности, как организация конкурса на лучшую студенческую работу в области психологии».Зинченко Ю.П., Плахтиенко Г. Н.Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естетвенным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации. Анализ. Итоги. // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. c.118-120. doi:
Скопировано в буфер обмена
Скопировать