ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Прикладная психология в современной России

Прикладная психология в современной России

Скачать в формате PDF

Страницы: 15-19

Ключевые слова: прикладная психология; организационная психология; психология труда; педагогическая психология; психология развития; психология семьи; психологическое сопровождение профессионалов; психология карьеры

Для цитирования статьи:

Носкова О.Г. Прикладная психология в современной России. // Национальный психологический журнал 2010. № 2. c.15-19.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2010

Носкова Ольга Геннадьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В сообщении представлены краткие сведения о конференции, посвященной состоянию и проблемам современной отечественной прикладной психологии, представлены резюме и предложения участников каждого из семи секционных заседаний.

11-13 ноября 2010 года на факуль­тете психологии МГУ имени М.В. Ло­моносова при финансовой поддержке РГНФ (проект 10-06-14-248г) прошла II Межрегиональная научно-практи­ческая конференция «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в усло­виях преодоления глобального кризи­са». Ее организаторами выступили Российское психологическое обще­ство и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Общее руководство конференцией осуществлял председатель оргкомитета и про­граммного комитета конференции де­кан факультета психологии Ю.П. Зин­ченко. Оперативная работа по подго­товке и проведению конференции была выполнена сотрудниками кафед­ры психологии труда и инженерной психологии под руководством профес­сора Ю.К. Стрелкова.

В работе конференции приняло участие 253 человек, и 100 из них выс­тупили с докладами и сообщениями. Материалы конференции опублико­ваны в трех томах в издательстве Мос­ковского университета [1]. География участников конференции была самая широкая: в Москву приехали предста­вители 34 городов и регионов Россий­ской Федерации, а также коллеги из Республики Беларусь и Украины.

Большинство участников представ­ляли ведущие государственные и него­сударственные университеты, педаго­гические, военные и технические вузы, научные центры. Кроме того, в работе конференции участвовали психологи-практики, работающие в системе обра­зования, центрах профориентации, в учреждениях системы здравоохране­ния, в органах МВД, исполнения наказания, на транспорте, в консалтин­говых центрах, юридических и фи­нансовых компаниях, спортивных учреждениях, учреждениях государ­ственной службы (например, судебный департамент в Иркутской области).

11 ноября состоялось открытие и пленарное заседание конференции. С приветственным словом от оргкоми­тета выступила профессор О.Г. Носко­ва. На пленарном заседании, которое проходило под председательством профессора Ю.К. Стрелкова, было за­читано пять докладов. Доклад заместителя декана по учебно-методичес­кой работе, доцента И.А. Володарской (содокладчик — Ю.П. Зинченко) был посвящен реализации образователь­ных стандартов третьего поколения при подготовке психологов в класси­ческих университетах. Были отмечены достижения в этой области, проблемы и пути их решения. В докладе профес­сора А.Б. Леоновой рассматривалось современное состояние прикладной психологии с точки зрения синтеза опыта отечественных и зарубежных подходов в научных исследованиях и подготовке практических психологов. Профессор Ю.К. Стрелков в своем сообщении рассмотрел новые подхо­ды и теоретические ориентации в пси­хологических науках о труде. Он уде­лил внимание вопросам изучения не только структуры, но и динамики пси­хических процессов человека как субъекта труда, методов и подходов, используемые в анализе профессио­нального опыта человека, выделил до­стижения современных прикладных исследований в области психологии применительно к труду работников железнодорожного транспорта, граж­данской авиации, подводного флота, морской психологии. Профессор Т.Ю. Базаров представил свое виде­ние перспектив развития психологии управления персоналом в условиях со­временного общества в России, пре­одолевающей ситуацию глобального кризиса. Доклад профессора А.Г. Шме­лева был нацелен на освещение кри­зисной ситуации в российской при­кладной психологии, сложившейся в области используемых в ней методов и технологий. Достаточно остро были сформулированы представления авто­ра о причинах кризиса и о возможных путях его преодоления.

Во второй половине дня состоялось заседание круглого стола на тему «Психология человека как субъекта тру­да: итоги и перспективы». Это было юбилейное заседание, посвященное 80-летию со дня рождения профессо­ра факультета психологии МГУ, акаде­мика РАО, заведующего лабораторией психологии профессий и конфликта Евгения Александровича Климова. На заседании выступили: В.И. Панов (доктор психол. наук, профессор, ака­демик РАО, зав. лабораторией эколо­гической психологии ПИ РАО (Моск­ва), М.М. Кашапов (доктор психол. наук, профессор Ярославского гос. университета им П.Г. Демидова, Ярославль), Г.М. Зараковский (доктор пси­хологических наук, профессор ВНИИ-ТЭ , Москва); ученики Е.А. Климова: В.Л. Ситников (доктор психол. наук., профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Петербургского гос. университета путей сообщения, СПб); Ф.С. Исмагилова (доктор психол. наук, профессор кафедры общей пси­хологии и психологии личности факультета психологии Уральского гос. университета им. А.М. Горького, Ека­теринбург); В.А. Толочек (доктор психол. наук, профессор, главный науч­ный сотрудник ИП РАН, Москва); Н.С. Пряжников (доктор психол. наук, профессор МГУ, Москва) и другие.

Е.А. Климов на заседании круглого стола


Ф.С. Исмагилова подчеркнула осо­бую важность ориентации студентов, выбравших прикладную психологию в качестве профиля специализации, на достижение целей, полезных для за­казчика, а не только на получение но­вых научных фактов. Интерес присут­ствующих вызвало также сообщение А.И. Фукина (доктора психол. наук, профессора кафедры психологии тру­да и предпринимательства Институ­та экономики, управления и права в г. Казани). Он представил собравшим­ся слайд-шоу, знакомящее с 20-летним этапом жизни и творчества Е.А. Кли­мова в этом городе. Его доклад был посвящен не только истории, но и со­временным достижениям и направле­ниям работы казанских психологов, сообщество которых возродилось во многом благодаря усилиям Евгения Александровича. Ю.К. Стрелков обо­сновал значение идей Е.А. Климова в развитии прикладной психологии (и особенно в психологии профессио­нального труда), показал преимущества субъектного подхода по сравнению с традициями когнитивной эксперимен­тальной психологии, ориентированной на исследование частных психических функций человека.

Всего в рамках конференции про­шло заседание семи секций.

На секции «Проблемы индустриаль­но-организационной психологии. Пси­хология труда руководителя» (руково­дители: профессор Ф.С. Исмагилова (Екатеринбург), профессор Т. С. Кабаченко (Москва), доцент С.А. Липатов (Москва)) было заслушано восемь докладов, содержание которых отра­зило широкую палитру внедрения психологического знания в различные аспекты организационно-управлен­ческой практики. Особое внимание было уделено психологической харак­теристике текущего положения дел в индустриальной сфере, обсуждению теоретико-методологических аспектов психологического обеспечения функ­ционирования и развития организа­ций и управленческих кадров, а также конкретным примерам применения исследовательских процедур и техно­логий воздействия в отечественной и зарубежной практике. Интерес со­бравшихся вызвал доклад Е.В. Алехи­ной (Москва), посвященный социо-предметному подходу в практике управления персоналом.

Л.Н. Захарова и Е.В. Коробейнико­ва (Н. Новгород) в своем выступлении объединили социально-психологичес­кие и индивидуально-психологичес­кие компоненты в области управления процессом обновления менеджмента. Перспективными были признаны идеи, высказанные Ф.С. Исмагиловой (Екатеринбург) в ее сообщении, по­священном использованию матрицы КПО (конкурентоспособности профессионального опыта) в стратегичес­ком менеджменте.

В сообщении Т. С. Кабаченко (Мос­ква) подчеркивалась важная роль обра­за «Я» как субъекта управленческой деятельности. Доклад Б.А. Ясько и Г.В. Дороховой (Краснодар) убеди­тельно представил более высокую эф­фективность врачей-руководителей, ориентированных на достижение ба­ланса результативности труда и под­держания благоприятного климата в коллективе, по сравнению с руководи­телями, отдающими предпочтение ха­ризматической форме управления. Г.Н. Солнцева и Г.Л. Смолян (Моск­ва) обратили внимание слушателей на необходимость повышения внимания психологов к изучению непреднаме­ренных ошибок персонала как угрозы безопасности организации. В сообще­нии С.А. Липатова (Москва) представлены результаты проверки модели организационной идентификации ра­ботников на материале четырех раз­личных организаций с помощью ме­тодики Крейнера и Эшфорта. Для руководителей вузов представляет интерес сообщение А.С. Липатовой (Москва), которая описала концепту­альную модель организационной культуры вуза и диагностики его ин­новационной готовности.

Участники секции внесли пред­ложения по дополнению программы вузовской подготовки психологов, направленные на формирование конкурентоспособности психологов. Предложено ввести курсы по марке­тингу. Перспективным видится собравшимся и развитие практики обме­на опытом по внедрению психологи­ческих услуг в индустриальной сфере.

Секция «Прикладная психология в решении социально-культурных про­блем современной России» работала под руководством профессоров О.А. Карабановой (Москва), Ю.А. Самоненко (Москва), Л.Н. Захаровой (Н. Новго­род). На ней было заслушано 15 до­кладов. Интерес присутствующих вы­звали выступления, посвященные ак­туальным направлениям прикладной психологии, отражающим вызовы времени. К таким проблемам можно отнести формирование оптимальной внутренней картины здоровья у насе­ления в условиях интенсивного вне­дрения современных технологий — доклад К.Г. Сурнова и И.В. Цветковой (Москва); проблемы психологической адаптации людей к технологическим изменениям информационного обще­ства — доклад В.А. Емелина (Москва); разработку психологических основ формирования противодействия иде­ологии экстремизма и терроризма в молодежной среде — доклад Д.А. Китовой и Т.С. Шмельковой (Черкесск). Живую дискуссию вызвал доклад О. Докуновой, молодого психолога пос. Черемушки (Республика Хакассия), которая сообщила о позитивных результатах систематической психоло­гической работы с детьми пострадав­ших в катастрофе сотрудников Саяно­Шушенской ГЭС.

Исследованию динамики потреби­тельских установок россиян на высо­котехнологичные услуги в условиях социально-экономических изменений был посвящен доклад Т.В. Фоломеевой (Москва). Серия докладов в рамках данной секции была посвящена совре­менным направлениям психолого-педагогической службы в общеобразова­тельной и высшей школе (О.А. Жиль­цова (Москва), И.Ю. Самоненко и Ю.А. Самоненко (Москва), РА. Туревская (Москва), Н.Л. Шлыкова, Ю.Б. Волосатова (Москва), Н.А. Зарембо (Архангельск)).

Профессора А.И. Фукин (Казань), М.М. Кашапов (Ярославль), Ю.К. Стрелков (Москва)


В психологическом сообществе все больше сторонников признания того, что основой защищенности подрост­ков и молодежи от циничного мани­пулирования их сознанием и поведением становится содействие развитию субъектных качеств личности, личнос­тной автономии, критичности мышле­ния, моральной ориентации, формиро­вание волевых умений. Этим вопросам были посвящены сообщения Н.Н. По­скребышевой (Москва), С.В. Молча­нова (Москва), И.Н. Орловой (Моск­ва), В.Н. Шляпникова (Москва).

На секции «Психология профориен­тации и карьерное консультирование» (руководители: профессор М.А. Бендюков (СПб), профессор Н.С. Пряжников (Москва), старший научный сотрудник И.В. Евсевичева (Москва)) заслушано девять докладов, каждый из которых был по-своему интересным.

М.А. Бендюков (СПб) осветил про­блемы психологии безработицы как от­носительно нового направления психо­логической науки в России. М.В. Гор­бунова и Е.С. Галкина (Тольятти) обозначили проблемы, с которыми сталкиваются психологи, работающие в области профориентации молодежи в региональном промышленном центре.

Вопросам профессионального са­моопределения молодежи на разных возрастных этапах был посвящен ряд докладов. Н.Н. Зотова (Москва) иссле­довала этот вопрос применительно к младшим школьникам. Н.С. Пряжников и Л.С. Румянцева (Москва) пред­ставили методику оперативной диа­гностики профиля обучения в старших классах общеобразовательной школы. Г.Ю. Любимова и А.М. Рикель (Моск­ва) в своих докладах обсуждали во­просы психологического консультиро­вания по выбору карьеры, профессии в вузе. И.В. Евсевичева и Е.Р Сарки­сян (Москва) показали важность изу­чения субъективной картины профессионального успеха в карьерном консультировании. В.В. Пчелинова (Москва) представила результаты опытной апробации авторской много-­признаковой программы анализа профессий как основы сравнительно­го профессиоведения в целях карьер­ного консультирования. А О.Н. Роди­на и П.Н. Прудков (Москва) позна­комили слушателей с результатами эмпирического сопоставления моти­вации выбора профессии московски­ми и бакинскими студентами-психологами.

В целом, участники секции конста­тировали возрастание интереса к про­блемам профориентации, особенно в молодежной среде. Рекомендовано расширить практику специальной профессиональной подготовки психо­логов в данной области.

Секция «Подходы, методы и тех­нологии современной отечественной прикладной психологии» работала под председательством профессора А.Б. Леоновой (Москва), доцентов А.С. Кузнецовой и В.М. Девишвили (Москва). На заседании было пред­ставлено 15 научных докладов, в дис­куссии выступили 42 участника из семи российских научных центров и университетов. На секции шло обсуж­дение современных парадигм, техно­логий и методов организации и про­ведения исследований в прикладной психологии. Были представлены па­норамные доклады, обобщающие до­стижения научных школ в области со­временной методологии исследований (доклады А.Б. Леоновой «Психологи­ческие технологии оценки професси­онального стресса и индивидуальной стресс-резистентности: опыт интегра­ции разных исследовательских пара­дигм», С.А. Исайчева (Москва) «Психофизиологические механизмы био­управления», В.А. Толочека (Москва) «Квази-измерения в изучении эволю­ции сложных психологических сис­тем субъекта»). В ряде выступлений были отражены материалы исследо­ваний последних лет, охватывающие широкий круг актуальных приклад­ных проблем.

Несколько докладов были объеди­нены в отдельный блок, посвященный применению технологий биологичес­кой обратной связи в решении диа­гностических и коррекционных задач (доклады Е.С. Исайчева, Н.К. Читалкиной, А.Д. Королева, Ю.А. Николайко, представлявших кафедру психофизиологии факультета психологии МГУ). Эти выступления вызвали оживленную научную дискуссию, обсуждение воз­можностей и ограничений данного ме­тода. Интересным и актуальным было признано сообщение Е. Орел (Москва) о сопоставлении диагностической на­правленности аналитической профессиографии и метода «анализа работы» («Job analysis»), а также перспектив при­менения созданных на основе данных методов прикладных диагностических технологий при решении проблем со­временных организаций.

Хочется отметить и доклады по прикладной диагностике двигатель­ной активности человека в разных профессиональных и жизненных си­туациях, раскрывающие возможности данных методов для оценки индивиду­ального и профессионального потенциала личности (доклады О.Н. Чернышевой, В.М. Девишвили в соавторстве с Е.С. Седовой (Москва)). В выступ­лении Е.Б. Фанталовой (Москва) были представлены результаты разработки нового инструмента экспресс-диагно­стики дискомфорта, рекомендованно­го для выявления проблемных зон в индивидуальном развитии.

Среди участников заседания было много молодых исследователей, мате­риалы научных сообщений которых раскрывают своеобразные «зоны повы­шенного интереса» молодых специали­стов к оценке возможностей новых ме­тодов прикладной диагностики и ком­плексных технологий интегративного анализа данных (доклады Т.Ю. Ивано­вой в соавторстве с проф. Д.А. Леон­тьевым, А.Н. Ромащука, С.Е. Огане­сян и Н.А. Прохоровой, Москва). Важ­но отметить, что на секции были представлены результаты применения комплексных методов психологичес­кой саморегуляции как средств психо­логической поддержки психологов, участвующих в программах ликвида­ции последствий аварии на Саяно­-Шушенской ГЭС. Их использование выявило мощный восстановительный потенциал комплексных технологий оптимизации состояния в психологи­чески напряженных условиях работы (доклад А.С. Кузнецовой и Т.А. Злока­зовой, Москва)).

По результатам работы секции было сделано заключение о необходи­мости развития и совершенствования методов и технологий прикладной ра­боты. Участники считают, что научное обоснование разработки современных психологических технологий должно соответствовать изменяющимся зап­росам практики.

Секционное заседание «Психоло­гическое сопровождение профессиона­лов» работало под председательством профессоров Ю.К. Стрелкова (Москва), Т.Х. Невструевой (Хабаровск), А.И. Фукина (Казань), Б.А. Ясько (Краснодар) и доцента Г.Н. Солнцевой (Москва). На нем было заслушано 21 сообщение.

Работа этой секции показала ши­рокую востребованность психологов в самых разных организациях, приме­нительно к деятельности профессио­налов разного типа. Речь шла об изучении источников стресса и субъект­ных особенностей человека в разных профессиях: у переводчиков текстов (М.М. Абдуллаева, Москва), банковс­ких служащих (В.В. Барабанщикова и Н.В. Кузьмина, Москва), в группах со­трудников уголовно-исправительной системы (А.Н. Беликеева, Екатерин­бург), среди работников контакт-цен­тров (И.О. Куваева, Екатеринбург).

Психологическим особенностям восприятия и переживаний, свой­ственным работникам Севера в усло­виях вахтового метода организации труда, были посвящены два доклада Н.Н. Симоновой с коллегами (Архан­гельск). Стресс и личностные факто­ры стрессоустойчивости либо повы­шенного риска суицида у сотрудников органов внутренних дел стали предме­том доклада М.В. Смирновой (Моск­ва). Не просто стресс и адаптация к стрессу, но психологическая саморегу­ляция неблагоприятных функциональных состояний менеджеров энер­госистем была предметом обсуждения в докладе М.А. Титовой и А.С. Кузне­цовой (Москва). Особые психические состояния «воздушной ярости», страха смерти, возникающие у людей во вре­мя полета на большой высоте, как дос­таточно часто встречающиеся казусы, описаны в докладе Т.В. Филипьевой (Москва). Психологическая готовность к поведению в опасной ситуации чле­нов локомотивной бригады была пред­метом направленного формирования в работе Т.И. Леженкиной (Москва).

В выступлениях участников секции рассматривались не только типичные психические состояния профессиона­лов, но и результаты эргономического и инженерно-психологического проектирования средств труда в контексте обеспечения надежности и безопасно­сти технических систем. Эта тематика была представлена докладом сотруд­ников кафедры эргономики и измерительных систем РГТУ им. К.Э. Циол­ковского (И.Г. Городецкий, Н.В. Якимович и В.В. Белоусова, Москва), который был посвящен разработке обучающей компьютерной программы для летчиков, направленной на сниже­ние летной аварийности. В докладе Ю.А. Тяпченко и Л.В. Гаршина (Жу­ковский Моск. обл.) рассматривались средства и методы обеспечения визу­альной посадки вертолетов на палубы морских судов и кораблей.

Эмоционально-личностные фак­торы успешности предпринимателей, менеджеров среднего звена обсужда­лись в докладах А.И. Фукина (Казань) и А. В. Вечерина и С.В. Павлова (Мос­ква). Получил поддержку и вызвал интерес участников секции доклад А.Н. Гусева и Е.А. Стрижовой (Моск­ва), в котором авторы представили методику косвенной оценки трудовой мотивации. Особая роль в программе психологического сопровождения профессионала, несомненно, принад­лежит вопросам оценки, отбора, обучения и развития профессионалов. Опыту многолетней успешной прак­тики в данной области, разработке си­туационно-поведенческих тестов со­циального интеллекта был посвящен доклад А.К. Ерофеева (Москва). Ин­терес вызвало и выступление профес­сора Т.Л. Дубовицкой (Стерлитамак), посвященное психологической диа­гностике и развитию маркетингового мышления, важного для представите­лей многих профессий в современных условиях рыночной экономики.

Работа секции продемонстрирова­ла успешность труда психологов, ра­ботающих в тесном контакте с про­фессионалами других направлений, существенные возможности по иссле­дованию сложных и опасных видов труда в целях профилактики происшествий (аварий и травм). Участники за­седания высказались за необходи­мость более широкого внедрения до­стижений инженерной психологии и эргономики, психологии труда в сфе­ру проектирования современных сложных технических средств деятель­ности, транспорта в области оптими­зации их эксплуатации и подготовки соответствующих технических кадров для проектирования новых моделей и рационализации существующих тех­нических систем.

На секции «Временной фактор в жизнедеятельности личности» (руко­водители: М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Болотова и Ю.К. Стрелков (Мос­ква)) было заслушано шесть сообще­ний. Участники секции рассмотрели ключевые категории психологии (деятельность, самоидентичность, временная перспектива личности и ее трансформация в экстремальной ситу­ации с точки зрения темпорального подхода (доклады М.Ш. Магомед-Эминова, А.К. Болотовой, О.Г. Квасо­вой, Москва). В сообщениях других участников заседания были представ­лены варианты реализации темпораль­ного подхода в конкретных професси­ях, в частности, в различных видах про­фессий «движенцев», транспортников (доклад Ю.К. Стрелкова, Москва), а также в труде журналиста, ведущего конфликтный радио-диалог в условиях дефицита времени (доклад А.И. Вино­градской, Москва). В выступлениях участников секции подчеркивалась необходимость анализа деятельности профессионала и его текущих оперативно меняющихся переживаний, оценок, действий в реальном (культур­но-историческом) и субъектном вре­менном масштабах настоящего, а так­же в историческом разрезе, в процессе развития. Участники секции высказа­лись за необходимость обновления те­оретико-методологических основ при­кладной психологии в направлении перехода от статичных схем изучения и описания психической реальности к темпоральным способам анализа и технологиям воздействия.

Работа секции «Подготовка при­кладных психологов в условиях рефор­мы высшего образования и внедрения образовательных государственных стан­дартов третьего поколения. Психология компетентности» проходила под руко­водством доцента И.А. Володарской (Москва), профессора О.Г. Носковой (Москва) и профессора Т.Х. Невструевой (Хабаровск). Было заслушано семь докладов. Особую поддержку слушателей нашло сообщение Т.Х. Невструевой, обратившей внимание на важность разработки и преподавания студентам-психологам вопросов мето­дологии прикладной психологии. Про­фессор А.А. Криулина (Курск) отмети­ла высокую эффективность использо­вания в преподавании психологии материалов художественной литерату­ры, поэзии, портретной живописи.

В ходе общей дискуссии участни­ки секции обсудили наиболее острые вопросы перехода вузов на двухуров­невую систему подготовки психоло­гов: в частности, вопросы планирова­ния аудиторного времени в бакалаври­ате, возможность преемственности существующих (в рамках специалитета) и новых (в условиях бакалавриата) учебных планов и рабочих программ. Интерес вызвало выступление про­фессора Ф.С. Исмагиловой (Екате­ринбург), которая поделилась опытом 12- летней успешной практики на крупных промышленных предприяти­ях Уральского региона. По ее мнению, необходимо изучить запросы клиен­тов, а именно работодателей к психо­логам, и использовать выявленные за­дачи в планировании НИР в вузах, а также в обновлении программ подго­товки психологов, особенно по про­филю психологии труда и организаци­онной психологии.

Участники заседания предложили: проработать и обсудить систему прак­тик в подготовке психологов в соответ­ствии с требованиями дипломов «Ев­роПси»; обратить особое внимание на организацию и обеспечение развития коммуникативной и личностной ком­петентности студентов-психологов как будущих профессионалов; разра­ботать курс «История, теория и методология практической психологии», учитывающий современные разнооб­разные направления практической ра­боты психологов; провести исследова­ние в области теории, методологии и технологии в целях диагностики уров­ня компетентности психологов-бакалавров и магистров; искать потребнос­ти и заказы со стороны потенциальных работодателей в отношении трудовых постов, предполагающих психологи­ческую подготовку работника.

В частности, предлагается устано­вить тесные контакты с Российским союзом промышленников и предпри­нимателей (РСПП), объединяющим представителей крупной промышлен­ности, а также с Ассоциацией «Дело­вая Россия» и Ассоциацией «Опора России», которые объединяют, соответственно, союзы предпринимателей среднего и малого бизнеса. Российс­кому психологическому обществу предлагается активизировать усилия по разработке системы сертификации деятельности профессиональных пси­хологов разного профиля.

На итоговом пленарном заседании выступили руководители всех секций. Они сообщили о ходе и результатах работы секций. Участники выразили благодарность руководству МГУ име­ни М.В. Ломоносова и факультета пси­хологии за возможность проведения данного мероприятия, высокий уро­вень подготовки и проведения конфе­ренции. В резолюцию конференции было решено включить итоговые предложения, поступившие от участ­ников каждой секции.

Конференция получила отраже­ние в Интернете на сайте центра «Гу­манитарные технологии» (www.ht.ru), в частности, в блогах А.Г. Шмелева, О.Г. Носковой и Ф.С. Исмагиловой.

Примечания

1.Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции 11–13 ноября 2010 года. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2010. – Кн. 1–3.

Для цитирования статьи:

Носкова О.Г.Прикладная психология в современной России. // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. c.15-19. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать